Ночью, перед рассветом, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ). Воины были в ужасе и со страху разбежались. Ангел отвалил камень не для Христа, ведь Христос уже Воскрес, а для того чтобы ученикам Господа был открыт путь к пустому гробу. Рано утром, еще до восхода солнца, ученицы Христа — женщины, которых мы теперь называем женами-мироносицами, — пошли ко гробу. Они не успели позаботиться о мертвом Теле своего любимого Учителя при погребении. Теперь, когда закончилась пасхальная суббота, им по закону разрешалось заниматься обычными делами. И вот они, приготовив ароматные вещества, пошли туда, где был погребен Иисус Христос. В это время Ангел отвалил камень от входа в гроб. Пещера уже не охранялась, потому что воины-стражники разбежались, увидев Ангела. Наконец, жены-мироносицы подошли ко гробу. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен ( Мк.16:4–6 ). Ангел предстал перед женами-мироносицами, возвестив им о Воскресении Христа, и послал их сообщить эту радостную весть апостолам. Позже Воскресший Господь явился Марии Магдалине и другим женам-мироносицам. Апостолы Петр и Иоанн прибежали к месту погребения и обнаружили только погребальные пелены в пустом гробе. Петр был в недоумении. А Иоанн понял и уверовал, что Иисус Христос Воскрес. Ведь после снятия со Креста мертвое Тело Господа было обильно смазано ароматическими смолистыми веществами и было обернуто холстом — плащаницей. На третьи сутки плащаница под действием этих веществ должна была прикрепиться к мертвому Телу как сильнейшим клеем. И снять ее тогда можно было бы, только содрав вместе с кожей. Однако пелены без прилипших кусков кожи лежат на том месте, где положили мертвое Тело. А рядом лежит аккуратно свернутый плат — кусок полотна, которым была обвязана голова. Но ведь этого не может быть! И все же свои собственные глаза это видят. Поэтому Иоанн и увидел, и уверовал ( Ин.20:8 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Ныне немало людей, которые серьезно говорят: „К чему это? можно быть добрым человеком, ни во что не веруя“. Но как понимать это „ни во что не веруя“? Верите ли вы в человека, в его ничем незаменимую личность? Верите ли вы в абсолютную ценность добра? Но это, скажут, чисто научная вера, не имеющая религиозных предпосылок. А определила ли наука, что такое добро? Не разрешается ли для нее это понятие в простое признание выгодного, полезного, какое понятие всегда условно, относительно, ибо, что выгодно для меня, то может быть невыгодно для другого. Не является ли для положительной науки человек простым бездушным объектом?.. Любовь к человеку имеет религиозные основания, ибо, стоя на чисто научной точке зрения, можно сказать подобно некоторым социологам, что частная помощь бедняку вредна для общества, умножая только нищенство. Кому не известно, как часто холодна бывает в своих приговорах наука. Да и кого разуметь под этим „добрым неверующим человеком“? Того, кто не обижает, не грабит, не насильничает? Но это чисто отрицательные качества, которых далеко недостаточно. Никогда нельзя смешивать простую корректность с нравственною добротою. При таком смешении можно назвать добрым человеком и того, кто аккуратно платит по своим долговым обязательствам и сам не требует получки раньше срока. Без религиозной веры человек теряет источник самых чистых и светлых побуждений и может руководиться по большей части только узкоутилитарным соображением: „не вредить, потому что и мне могут причинить вред“. А велика ли нравственная ценность подобных побуждений? «Если любите любящих вас, какая вам за это благодарность? Ибо грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность, ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» ( Лук.6:32–34 ). Можно быть корректным человеком без веры, но добрым человеком нельзя быть, ибо нравственная доброта есть внутреннее очищение души, ее богоуподобление. «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете вы сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лук.6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Обратимся к более понятным нам примерам, не к ветхозаветным предписаниям, а к современному представлению об обычной гигиене. После грязной работы мы обязательно моем руки. Прежде чем начать читать книгу или приступить к еде — также. Если мы замарали одежду, нам бывает неловко, мы стараемся ее очистить. (Бывает, что от одного только легкого прикосновения одежда человека марается: допустим, прикоснулся кто-то нечаянно плечом к стене, и мел остался на его одежде.) Если мы соблюдаем такие правила, имеющие принципиальное значение, пожалуй, только по отношению к здоровью, но никак не касающиеся души человека, то тем более мы должны быть, так сказать, духовно аккуратны, чтобы не замараться от прикосновения к чему-либо нечистому. Речь идет о том, чтобы не оскверняться греховными помыслами и страстями, а также быть осторожными, когда мы вообще соприкасаемся с миром и чем-либо мирским. Ведь мы оскверняемся либо непосредственным действием той или иной страсти, греховного помысла, либо действием той же самой страсти, но происходящей от другого человека. В последнем случае страсть может быть воплощена в произведении искусства, идеологии или просто в житейских принципах, которые никто не декларирует, однако все их негласно придерживаются. Мы должны выйти из среды этих людей не только телом, что, собственно, уже и сделали, но и духом, отречься от всего того, что может нас осквернить. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». Какой вывод необходимо сделать из этих слов, принадлежащих также древним пророкам? Если мы выходим из среды этих людей, отделяемся от них, не прикасаемся к мирской нечистоте, то Господь нас принимает. И наоборот, если мы этого не сделаем, то, конечно, Он нас не примет. И стоит ли тогда удивляться, что мы, как будто бы столько совершая ради Бога, ничего не получаем, не соединяемся с Ним, не вступаем в богообщение. Много трудимся, однако же малоплодны. Это происходит по той причине, что мы не исполняем того, что нам повелевает в Священном Писании апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Обратное течение событий встречается в его творчестве дважды. В рассказе “Беда” такой срыв почти что произошёл, и героя, замыслившего уже самоубийство, спасает беспредельная любовь и чуткость жены. Вывод, который он делает, — нельзя осуждать оступившихся. А в рассказе “Нищий” благомыслящий интеллигент именно что осуждает пьяного и хилого попрошайку, сурово предлагая ему работать и нанимая колоть дрова. Осуждает он и кухарку, которой поручен надзор за работником, потому что видит через окно, как она с красным искажённым лицом что-то сердито говорит бедолаге. Некоторое время тот приходит колоть дрова, потом благотворитель переезжает и теряет его из виду. Встречает трезвого, бедно, но аккуратно одетого, у кассы театра, и произносит мораль. На что бывший пьяница говорит, что конечно, благодарен, но как же можно было больного заставлять дрова колоть? И поясняет, что спасла его именно кухарка: и ругала, и стыдила, и причитала — и сама колола за него дрова. Можно не комментировать, а просто подумать: присутствует ли в наших программах борьбы с алкоголизмом неподдельное личностное сострадание? Что же включает в свой диагноз доктор Чехов? Жестокость, тупую пошлость, самомнение и несправедливость. Брак без любви и взаимную невнимательность супругов. Разъединённость даже хороших, добрых людей, не позволяющую им реализовать свою доброту. Равнодушие; неумение и в сущности нежелание близких людей хоть как-то понимать друг друга и облегчать друг другу жизнь. Невнимание к слабым, зависящим. Всё это и ведет к беспросветному, безнадёжному существованию, да иначе и быть не может, потому что, как уже было сказано, проистекает от отсутствия любви. Это Чехов и считает главной бедой — в полном согласии с Евангелием: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:1–3).

http://pravmir.ru/o-chehove/

Обычно дети дразнят друг друга, и причем дразнят больше того, кто отвечает. Достаточно чуть-чуть потерпеть, никак не реагировать с полчаса, допустим, – и все, все попытки дразнить сразу отпадут. Но это же надо полчаса протерпеть, а терпеть нет возможности. Многие люди поэтому не в состоянии даже к зубному врачу ходить, потому что больно или неприятно. То есть потерпеть сорок минут человек не может, он не может себя преодолеть даже в такой мелочи, которая просто необходима. Человек согласен: пусть будет язва желудка от неправильного пищеварения, пусть что угодно, пусть меня разрежут, но под общим наркозом – но потерпеть то, что неприятно, нет, не могу. Не может человек, расслаблен. И вот принесли расслабленного. Кто принес? Друзья, может быть, а может быть, родственники. И видят, народу битком, пройти нельзя. Залезли на крышу дома, раскопали ее и на веревках опустили носилки прямо к ногам Господа Иисуса Христа. Какой труд предприняли! На крышу человека парализованного затащить, веревки привязать, аккуратно спустить – колоссальную операцию проделали. «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих». Почему в сердцах своих помышляли, а вслух не сказали? Боялись, боялись сказать вслух, потому что знали, что никто не мог уловить в слове Иисуса. Он обязательно что-нибудь такое скажет, что поставит их в тупик и они опять в очередной раз окажутся дураками. А дураком оказаться – хуже этого для человека гордого ничего на свете нет. Кем угодно человек готов предстать, но только не дураком, упаси Бог, это самое обидное. «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Да, никто, кроме Бога, грехи прощать не может. Но перед ними сидел Этот Самый Бог, просто, к сожалению, они не могли по своей гордости этого видеть, потому что сами себя считали кем-то. Когда человек о себе что-то мнит, он уже не может ничего различать в другом человеке. Почему? Потому что он ослеплен своим собственным светом, который есть, конечно, тьма. Как от темноты человек не видит ничего, так и от яркой вспышки тоже ничего не видит. Человек ослепляется собственным мнимым светом – гордыней своей – и так же становится слепым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Однажды Старец сказал Николаю: – Не все время Вам будет так мирно и хорошо, как теперь. Придется потерпеть... И очень потерпеть... Это я Вам говорю не для того, чтобы Вы унывали, нет, а для того, чтобы Вы знали, что придет такое время. А сил набирайтесь теперь. Тогда Вы скажете: «Да, все это говорил мне Батюшка еще лет двадцать назад...» Тяжелые дни приближаются... Трудно стало жить всем, везде, а в особенности монаху. И – благо живущим в монастыре!.. Трудно Вам придется, но Господь не оставит Вас и не лишит Небесного Царствия... Молю Бога, чтобы поставить мне Вас на ноги, чтобы укрепились ваши ноги, еще детские, ибо после меня на Вас будут нападать. Но Вы не бойтесь, ибо основание Ваше будет лежать на камени заповедей. Вы находитесь в таком положении, как я когда-то. Ко мне был очень расположен старец Анатолий. Духовно я стоял к нему ближе всех. Он называл меня подвижником, а это возбуждало негодование некоторых из братий. Правда, так близок к старцу Анатолию, как Вы ко мне, я не был, но всегда пользовался некоторыми льготами. И вот после его смерти на меня стали нападать. Мне было очень тяжело... О своих скорбях и искушениях я говорю Вам для того, чтобы укрепить в Вас веру в Господа, потому что Вам придется впоследствии испытать многое... И на деле доказать свою веру. Одна моя надежда на Бога, истинно говорю Вам. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия... Вы приступаете к монашеству при самых благоприятных для Вас условиях. А скорби и искушения, ожидающие Вас, Вы перенесете с помощью Божией, ибо уже окрепнете. И они послужат Вам для прославления имени Господня и получения венцов... Доживу ли я до того времени, когда Вы будете в мантии?.. Да... Я тогда сказал бы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!..» ( Лк.2:29 ) В другой раз Старец сказал ему: – Не беритесь, брат Николай, за игуменство! Это очень трудно. Разве только за послушание... Если угодно будет Господу возложить на Вас иго настоятельства, иго, хотя и очень тяжелое, но благоплодное, то я заранее говорю Вам – будьте очень осторожны и внимательны в денежном деле. Внимательность, точность и аккуратность в делах и обязанностях своих будут способствовать и внутренней, душевной собранности вашей, когда Вы приобретете внимательность к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

«Осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (ст. 43). Иосиф не только объявил себя последователем Спасителя, но и пришел к Пилату — к тому человеку, который приговорил Самого Господа Иисуса Христа к смертной казни и от которого естественно было ожидать преследования всех учеников Господа. Но Иосиф не побоялся и дерзнул войти к Пилату, ибо чувство долга перевесило в нем все остальное. Он знал, что нужно делать, и делал. Люди молодые часто в своих поступках руководствуются сиюминутными чувствами и убеждениями, иногда даже случайными причинами, а среди пожилых людей нередко встречаются те, кто следует именно чувству долга. Это чувство заставило Иосифа преодолеть все опасения и прийти к Пилату. «Пилат удивился, что Он (то есть Господь Иисус Христос. — Игум. А. ) уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?» (ст. 44). Почему Пилат так спросил? Люди, приговоренные к смертной казни через распятие, подчас мучались на кресте несколько суток. Это была жестокая, страшная казнь: человек умирал от удушья, и агония длилась несколько дней. И вдруг Пилат узнает, что Господь Иисус Христос умер уже через несколько часов. Он удивился и решил проверить, так ли это, — что было свойственно вообще римлянам и в особенности римским чиновникам. Пилат поступил, так сказать, аккуратно. «И, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (ст. 44–45). Здесь опять опущена одна подробность, о которой говорится в Евангелии от Иоанна: когда увидели, что Спаситель умер, Его ребра пронзили копьем, то есть через ребра ударили в сердце для того, чтобы окончательно удостовериться в Его смерти. Поэтому утверждения, что Господь Иисус Христос не воскрес, а пребывал в состоянии летаргического сна или просто, как сильно израненный человек, был без сознания и потом очнулся, не соответствуют ни действительности, ни здравому смыслу. «И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Особенно интересно объяснение переписи, которую устроил царь. Во 2-й книге Царств (24:1) мы читаем: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Но Хронист предлагает, на первый взгляд, ровно противоположное объяснение: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» ( 1Пар 21:1 ). Как же это понимать: то был замысел Господа или сатаны? Современный богослов найдет аккуратное объяснение: замысел был дурным, значит, изначально он исходил от сатаны, но Господь попустил этому замыслу исполниться, ведь вопреки Его воле и сатана не сможет ничего сделать. У Хрониста, равно как и у автора книг Царств, разумеется, еще не было изысканного богословского аппарата, чтобы говорить об «искушении от сатаны» и «попущении от Бога», поэтому им приходилось обходиться достаточно простыми и прямолинейными объяснениями. Внешне они выглядят как противоречия, но на самом деле они дают нам объемную, более полную картину, чем каждое из них по отдельности. 2.1.2. Диахронический подход Так мы постепенно переходим к следующему вопросу: как более поздние библейские тексты могут ссылаться на более ранние и истолковывать их. 1. Одна библейская книга может цитировать и уточнять другую. Часто это происходит на уровне аллюзий, образов, выражений – например, пророчества Исайи заставляют вспомнить о песни Моисея из Книги Второзакония буквально с самого начала: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» ( Ис 1:2 ) и «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» ( Втор 32:1 ), и эта связь прослеживается у Исайи и в дальнейшем 61 . В Псалтири, конечно, мы найдем немало примеров поэтических пересказов более ранних текстов – например, в Пс 77 или 105 подробно пересказывают историю странствий израильтян по пустыне, предлагая, в том числе, и такие идеи, которые не встретишь в Пятикнижии. Так, в Пс 77манна названа «хлебом ангельским», а в 105:38 говорится, что израильтяне у Меривы дошли до такой степени идолопоклонства, что стали приносить идолам в жертву своих детей. Этих деталей мы не найдем в Пятикнижии, они принадлежат уже авторам псалмов. Кстати, в дальнейшем подобное расцвечивание и дополнение скупых исторических повествований станет одним из любимых занятий иудейских экзегетов, этот жанр получит название агада (см. раздел 2.2.2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Отсюда и белое братство, отсюда и весь магизм. У человека неистребимое почему-то есть желание овладеть космическими, вообще духовными силами, и подчинить их себе. И распоряжаться этими силами по своему усмотрению. Вот отсюда магизм и единобожие. Прочитайте прекрасный труд Меня из его серии «В поисках пути истинной жизни». Это «Магизм и единобожие» и вторая книга «У врат молчания», где он рассматривает другие религии, существовавшие параллельно Иудаизму. Это Лао-Цзы, буддизм, индуизм и все остальные. Так вот мы и видим это состояние их. Они вошли с большим трудом в землю обетованную при Иисусе Навине, завоевали её, но не полностью выполнили то, что заповедывал им Моисей. Он говорил, что есть семь народов, которые в своём идолопоклонстве достигли уже таких крайностей, что их нельзя оставлять и в живых; их нужно просто изолировать или физически уничтожить. Если вы не сделаете этого, вы через общение с ними или через браки заразитесь теми же болезнями, и будете делать те же дела, если не хуже (см. Втор. 7:1–6 ). Его не послушались. И сказано: «и научились делам их» ( Пс. 105:35 ). А на эти дела очень так аккуратно указано в книге Премудрости Соломоновой. Давайте посмотрим, что это за дела. И вы скажете: да, очевидно, что надо применять иногда и такие меры, как полное уничтожение. Премудрость Соломона 12-я глава. Нашли 12-ю главу? Все смотрите хорошенько и следите за текстом. «Нетленный Твой дух пребывает во всем, посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи [Вот нам что нужно в пример-то брать – не отбивать охоту у человека, который делает первые шаги. Да слава Богу, что он стал смотреть в сторону Церкви]. Так, возгнушавшись древними обитателями Святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими безпомощные души [детей своих, они Молоху их посвящали], Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное населения чад Божиих. Но и их, как людей [вот таких-то людей], Ты [жалел] щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их; хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их – врожденное, и помышление их не изменится вовеки» ( Прем. 12:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Премия банка определяется договором. По сути, это тот же ипотечный процент, но размер премии определяется заранее, договором, и, как правило, не меняется впоследствии, - пояснил писатель. - Но вот тут есть момент, который и требует изменения российского законодательства: дело в том, что сейчас банкам в РФ запрещена торговая деятельность. Поэтому для функционирования исламского банкинга этот запрет должен быть снят или, точнее, аккуратно модифицирован. В общем, большой беды от введения такой новой системы пока не видно, но по большому счёту, не видно и большой выгоды для нас, клиентов. Во всяком случае, необходимость целевого финансирования ряда отраслей согласно государственному плану никуда не денется». «Кстати говоря: считается, что в других авраамических религиях (иудаизм и христианство) ссудный процент разрешён. Это вопрос спорный. Да, во Второзаконии – а это важнейшая книга Ветхого Завета, по сути – свод законов для народа Израиля перед его вступлением на Землю Обетованную, установленный Моисеем – говорится прямо: " Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею. (Второзаконие, Глава 23 , 19-20) " . Но при этом и он, и другие пророки прямо говорили о недопущении дискриминации чужаков, - добавил Андрей Паршев. - В законе Моисея есть специальные установления, которые защищали чужеземцев, живших в Израиле. Закон требует быть к ним милостивым: " и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты, и левит, и пришелец, который будет у тебя " (Вт.26:11). Их запрещено притеснять: " Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской " (Исх.21:22). Моисей призывает соплеменников чтить Господа, " Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду " (Вт.10:18)».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/ob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010