Мы, православные христиане, совершая свой жизненный исход из состояния чад гнева в состояние чад Божиих, должны избавляться от любых суеверий. Самое страшное суеверие, которое бытует в православной среде, это когда диаволу приписывают свойство Бога! Когда некоторые считают, что взаимоотношения между диаволом и Богом – это как перетягивание каната. Это – неправда! Это – страшное заблуждение! Диавол боится Бога! И если православный христианин напуган какой-то бабушкой, которая что-то шепнула, дедушкой, который дунул-плюнул, кошкой черной, которая перебежала дорогу – это те же самые: «терафимы» и идолы-божки, которые напиханы в наше сознание. Кто-то иголочку нашел, аккуратно воткнутую в косяк, и он весь в панике! Любая форма суеверия – это мерзость в глазах Бога. И хотя мне не хотелось бы соглашаться со Златоустом, который как раз обвиняет Рахиль в суеверии, я пытался в этой беседе всячески оправдать ее, эту Рахиль, которая была матерью Иосифа Прекрасного, но не надо забывать и того, что она же – и мать того самого Дана, из колена которого произойдет последний враг рода человеческого – антихрист, во дни которого язычество и оккультизм достигнут своего апогея. Итак, исход совершен, но не все осталось позади. Остались проблемы, и они еще проявятся в жизни этой удивительной семьи, семьи Иакова. И если мы будем живы, и Господь позволит, мы продолжим эту беседу в следующий раз. И самое последнее. Давайте прочитаем, как происходило расставание Лавана со своими внуками и дочерьми. « И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака » ( Быт. 31, 51–53 ). Что это за страшная такая клятва? Если Лаван клянется Богом Авраама и Богом Нахора, то Иаков клянется «страхом отца своего Исаака». Что же это за страх Исаака, которым надо клясться? Когда Авраам на горе Мориа приносил в жертву своего сына Исаака, он связал его веревками, он положил его на дрова, он приготовил огонь, он занес каменный нож над Исааком…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На протяжении двух тысяч лет существования Христианской Церкви никто не смел сводить описания этих событий в какое-то логически последовательное повествование. Разногласие в мелочах и единство в главном как раз и являются признаками того, что свидетели искренни и честны. Представьте себе: если на суде два человека рассказывают все совершенно одинаково, то у следователя или судьи это вызовет подозрения, а если говорят в основном похоже, но некоторые второстепенные подробности расходятся, то это может означать, что люди не сговорились между собой. Так же нужно относиться и к расхождениям в евангельских повествованиях. «Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу» ( Ин.20:2-3 ). Чувства Марии Магдалины понятны. Мало того, что Господа предали, несправедливо осудили, что над Ним издевались, распяли Его, — еще и тело куда-то унесли! Хотя впоследствии иудеи и распространяли клевету, что ученики украли тело Спасителя, но как это могло быть если они сами поначалу изумлялись, что не нашли Его тела? Как они могли украсть тело, оставив погребальные пелены во гробе, то есть унести, как говорится в церковных песнопениях, «нагого мертвеца»? Если предположить, что кто-то из учеников и попытался совершить такое странное дело, то разве у него нашлось бы время снимать погребальные пелены? Ведь все ученики боялись преследований. Если бы кто-то и сделал это, то сделал бы очень поспешно. Нужно еще иметь в виду, что при таких страшных ранах, как у Спасителя, погребальные пелены должны были присохнуть к телу от запекшейся крови и сукровицы. Когда мы порежем палец и его перебинтуем, то потом с болью отрываем от еще не зажившей раны повязку, на которой всегда остаются следы крови. А у Спасителя ран было много, причем огромных, и зажить они не могли. Поэтому так просто снять пелены и аккуратно свернуть их было просто невозможно. «Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу». Из евангельского повествования мы можем догадаться, что они были друзьями и поэтому поддерживали друг друга. Возможно, Иоанн даже утешал апостола Петра, глубоко переживавшего свое троекратное отречение. Ведь из всех учеников юный Иоанн был единственным, кто, несмотря на свой возраст, проявил необыкновенное мужество и остался верным Учителю до конца. Петр и Иоанн вместе побежали ко гробу. Иоанн, как юноша, бежал, естественно, быстрее. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб» ( Ин.20:4-5 ). От изумления или от страха он не посмел войти во гроб, но только посмотрел внутрь и, удивившись тому, что в нем лежат одни пелены, без тела, остался стоять в оцепенении. Петр же поступил, как всегда, порывисто: он, не раздумывая, сразу вошел во гроб. «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» ( Ин.20:6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

На протяжении двух тысяч лет существования Христианской Церкви никто не смел сводить описания этих событий к какому-то логически последовательному повествованию. Разногласия в мелочах и единство в главном как раз и являются признаками того, что свидетели искренни и честны. Представьте себе, что на суде два человека рассказывают все совершенно одинаково. У следователя или судьи это должно вызвать подозрения. Если же они говорят в основном похоже, но некоторые второстепенные подробности расходятся, то это может означать, что люди между собой не сговаривались. Так же нужно относиться и к расхождениям в евангельских повествованиях. «Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу» ( Ин. 20:2,3 ). Чувства Марии Магдалины понятны. Мало того, что Господа предали, несправедливо осудили, что над Ним издевались, распяли Его, – еще и тело куда-то унесли! Хотя впоследствии иудеи и распространяли клевету о том, что ученики украли тело Спасителя, но как это могло быть, если они сами поначалу изумлялись, что не нашли Его тела? Как они могли украсть тело, оставив погребальные пелены во гробе, то есть унести, как говорится в церковных песнопениях, «нагого мертвеца»? Если предположить, что кто-то из учеников и попытался совершить такое странное дело, то разве у него нашлось бы время снимать погребальные пелены? Ведь все ученики боялись преследований. Если бы кто-то и сделал это, то сделал бы очень поспешно. Нужно еще иметь в виду, что при таких страшных ранах, как у Спасителя, погребальные пелены должны были присохнуть к телу от запекшейся крови и сукровицы. Когда мы порежем палец и его перебинтуем, то потом с болью отрываем от еще не зажившей раны повязку, на которой всегда остаются следы крови. А у Спасителя ран было много, причем огромных, и зажить они не могли. Поэтому так просто снять пелены и аккуратно свернуть их было просто невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Наверное, уместно обратить и к иеговистам слова Иисуса Христа: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» ( Мк.12:27 ). Впрочем, почти во всех книгах Ветхого и Нового Заветов мы найдем великое множество подтверждений бессмертию души. Что касается истины о вечных муках… Читаем слова Спасителя: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». «И пойдут они в муку вечную…» ( Мф.25:41,46 ). А вот что читаем в Откровении Иоанна Богослова о грешниках, отступниках: «…дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью…» ( Откр.14:9-11 ). И еще слова Спасителя: «…сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Для того чтобы отрицать все это или сомневаться, нужно либо не верить (на деле) Иисусу Христу, либо все Писание (в особенности мистическое учение) считать литературным иносказанием. А может быть – как сказано вначале – просто не хватает мужества признать и принять эту истину. Но никто не в силах отменить слова Господа только потому, что решит заткнуть уши. IV. Инструкции «Свидетелей» о спасении, воскресении и жизни вечной Рай – бескрайние обители жизни вечной и радости нескончаемой, куда стремится вернуться христианин. Именно вернуться, ибо все мы согрешили в Адаме и Еве и были из рая изгнаны. Таково здравое христианское учение. По втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа все умершие воскреснут, и на Страшном суде будет определена вечная участь каждого из нас, причем для каждого суд будет частным. Воскреснут же люди во плоти. Св. апостол Павел возвещает: «Ибо тленному сему (телу, авт. ) надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Христианин ждет этого с трепетом, страхом, но и с надеждою, и с верой, и с упованием на превосходящую все милость и любовь Божию. Он кается, как умеет, старается жить чисто, причащается Святых Тайн – готовится… Но это христианин; «свидетель» же Иеговы, поскольку он аккуратно посещает собрания, читает журнал «Башня стражи» и с переменным успехом агитирует окружающих, «знает» что этот вопрос для него решен – он спасется. Для него конец мира не придет «как тать в нощи», а уже спрогнозирован в очередной раз на 1999 год. Картины будущей жизни иеговисты рисуют в странном каком-то анархо-большевистском Духе.

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

Например, в обеих частях говорится о том, что написано и что не написано в этой книге. В первой сообщается, что Иисус «много сотворил и других чудес», не включенных в книгу, в дополнение к тем чудесам, что здесь описаны 947 . Во второй говорится более обобщенно о «многом другом, что сотворил Иисус», помимо включенного в книгу, и добавляется гиперболическая метафора: целый мир не вместил бы книг, необходимых, чтобы рассказать обо всем, что делал Иисус (стандартное общее место в историографии) 948 . В применении к чудесам такая гипербола звучала бы не столь убедительно. Параллельная фраза переходит от чудес ко всем деяниям Иисуса вообще. Слово «чудеса» имеет в этом Евангелии специфический смысл – и понятно, что, кроме чудес, Иисус делал много такого, что чудесами не было. Например, чудесный улов рыбы в главе 21 «чудом» в этом смысле не является – он не служит для того, чтобы открыть славу Иисуса и помочь людям уверовать в него, как собственно «чудеса» (2:11; 20:31), но, скорее, символизирует грядущую миссию церкви. Таким образом, первая часть заключения знаменует окончание рассказов о «чудесах» и, следовательно, завершение основной задачи Евангелия – формирования в читателях христологической веры; вторая же часть столь же точно и аккуратно отмечает окончание Евангелия в целом. Обратившись теперь к тому, что говорят эти две части заключения о свидетельстве, на котором основано Евангелие, мы увидим, что и здесь перед нами тщательно продуманное, двухступенчатое освещение роли Любимого Ученика в создании этой книги. Первая часть говорит об учениках Иисуса в целом, вторая – об одном ученике, которого любил Иисус. В первой части термин «свидетельствовать» не используется, но подразумевается в замечании, что Иисус творил чудеса «пред учениками Своими». Читатель, естественно, должен сделать вывод, что именно на свидетельстве учеников основаны евангельские рассказы о чудесах, припомнив при этом стих 15:27, обращенный к ученикам: «А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Например, три Евангелиста рассказывают о том, как на Фаворе апостол Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть, давай сделаем три сени [то есть три шалаша, как бы мы сказали], – для Тебя, Илии и Моисея». Тоже совершенно странное, необдуманное заявление, может быть, даже кажущееся нам глупым. Какие могут быть шатры?! При чем тут они?! Но он и не помыслил об этом. Эти слова вырвались у него из души: ему хотелось пребывать с Господом и он, не размышляя о том, насколько это возможно, сказал то, что думал. И в случае с посещением гроба Спасителя также проявляется эта черта его характера: в том, как сразу, не раздумывая, вошел он во гроб. Иоанн остановился в нерешительности, а Петр со свойственной ему порывистостью немедленно вошел внутрь и стал рассматривать, что там находится. «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» ( Ин.20:6–7 ). Мы видим, что Петр тщательно все осмотрел, ни о чем не думая: нужно это, не нужно, можно это делать или нельзя. Ведь известно, что иудеям прикасаться к умершим было запрещено и человек, погребавший усопшего, считался оскверненным и нуждался в ритуальном очищении. Но Петр ни о чем подобном не размышлял. Может быть, Иоанн как раз подумал об этом, почему и не решился войти во гроб, Петр же сразу сделал то, что хотел. Более того, он еще подробно все внутри гроба осмотрел, так что увидел и аккуратно свернутые пелены. «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» ( Ин.20:8 ). Я думаю, что уверовал он, конечно, не в Воскресение Спасителя, а в то, что гроб пуст, тела нет. Ведь и это было уже чем-то удивительным. Не нужно недоумевать, почему жены-мироносицы, увидев пустой гроб, поверили в само Воскресение Спасителя, а ученики – только в действительность исчезновения Его тела. Женам-мироносицам о Воскресении сказали ангелы, а Петру и Иоанну о происшедшем сообщила Мария Магдалина, сама еще не знавшая о Воскресении Господа.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Начинайте молиться за собеседника раньше, чем вы начнете ему что-то говорить. Молитесь также и о том, чтобы Господь вразумил, нужно ли вам что-то и что именно сказать. Старайтесь видеть в человеке хорошее, светлое и это ему являть. И очень аккуратно обращайте внимание на недостатки, так, чтобы он понял: вы делаете это из любви, а не чтобы унизить. Сначала постройте дружеские, теплые отношения и только на этом фундаменте говорите о Боге. При этом умейте ждать, чтобы сказать о самом важном тогда, когда это может быть услышано. По возможности не говорите о том, что знаете только из книг. Больше говорите из своего опыта, но при этом пытайтесь отобрать то, что действительно соответствует опыту Церкви, проверяйте себя Писанием и Преданием. Старайтесь перевести все виртуальные знакомства в реальные отношения дружбы и взаимоподдержки. Для этого сначала узнайте человека в личной переписке, а потом постарайтесь поддерживать контакт в реальной жизни. Не смотрите на собеседника как на «получателя» знаний или помощи, смотрите как на друга, от которого можно многому научиться. И учитесь, обогащайте себя! Учитесь, узнавайте, постоянно совершенствуйтесь, и проверяйте себя жизнью, отношением с близкими. Именно в жизни следует черпать опыт, необходимый для миссии. Будьте терпеливы и постоянны в учебе, труде, отношениях и молитве. Это вознаграждается! Как давать тему на курсе (пояснение для ведущих) Ниже приводятся итоги нескольких мозговых штурмов. Проведите самостоятельную работу, возможно – по другим целевым аудиториям. Закрытые христиане. Где их найти, о чем и как с ними говорить Где их найти? О чем с ними говорить? Как? Миссия к тем, кто старше тебя. Как завоевать их внимание и доверие? Когда молодые люди пытаются говорить о Боге людям старшего возраста, часто они испытывают ощущение несоответствия. Почему они должны меня слушать? Как свидетельствовать о вере родственникам и друзьям Как готовить личное свидетельство Тогда, отозвав обоих особо, Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально.

http://azbyka.ru/katehizacija/missija-vo...

Начинаясь (в приготовительных своих неделях) едва не сразу после праздника Крещения, продолжаясь 40 дней, Великий пост составляет столь явное подражание посту Христову, что неудивительно, если древние церковные писатели считали его «установлением Божественным», должно быть, видя в посте Спасителя обязательный для нас пример для подражания. «В течение сорока дней по законам Царя Христа предлагается врачевство для очищения плоти», – говорит св. Григорий Богослов 12 . По словам св. Амвросия, Христос постился, дабы «научить нас полезному делу не словами только, но и примером, дабы мы теми же стопами, коими течем к вере, совершали шествие и к воздержанию» 13 . Петр Хрисолог называет Четыредесятницу «не человеческим изобретением, а уставом Божественным» 14 . Но верно замечает Иоанн Златоуст : «Христос не говорит, что должно, подражать Ему в посте, хотя Он мог бы сослаться, на те 40 дней; но - " научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Даже напротив, посылая апостолов на проповедь , не сказал: поститесь – а «все предлагаемое вам ядите» 15 . Высокую духовность основанной Им веры Спаситель умалил бы, не так бесконечно возвысил бы ее над всеми когда-либо существовавшими религиями, не исключая и ветхозаветной, и древней буддийской, если бы Он установил хотя один день обязательного поста. Нежелание сделать это тем характернее для Спасителя, что Он не мог Себе представить Своих учеников совершенно не постящимися в такой же степени, как и не молящимися. Дать полную свободу в удовлетворении и таких неискоренимых потребностей человеческого духа, как молитва и пост, – это значило сообщить новой религии неслыханную еще дотоле свободу и духовность. Если апостолы верно поняли дух учения Своего Господа (а их потому и выбрано так мало, что понимать этот дух так, как они, другие не были в состоянии), то и они не могли установлять постов, как и праздников. «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», – с горечью пишет ап. Павел галатам 16 . Апостол обличает их не за соблюдение иудейских суббот, новомесячий, праздников и субботних годов, а за чисто законническое стремление к скрупулезной точности в определении их сроков 17 . Если не с такою ревностью, как «столпы» Иерусалимской Церкви Иаков Праведный, Петр, то все же с безупречной аккуратностью ап. Павел сам соблюдал иудейские праздники, прерывая для них и свои апостольские путешествия 18 . Но он настаивал на полной свободе христиан в отношении ко всем священным временам. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне (равно). Всякий (поступай) по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает [празднуя их в честь Его]; и кто не различает дней, для Господа не различает» 19 , благодаря Его в сердце за дарованную Новым Заветом свободу в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но в библейском языке «сердце» — нечто гораздо большее, «сердце» — это внутренняя сущность человека, бездонная глубина человеческой личности. Сердце является источником сознательной личности, мыслящей, свободной, местом окончательных решений, это также место неписаного закона, который вложен в человека. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона написано у них в сердцах». Так объясняет апостол Павел, и мы целиком можем присоединиться, конечно, к его объяснению, потому что часто и неверующие люди могут совершать и действительно совершают много хороших дел. «Сердце» — место, где человек встречает Бога, где человек принимает решение избрать путь за Богом или отвергнуть этот путь, или какое-то время подождать: что-то еще не созрело в сердце, сердце еще не вместило в себя Дух Божий. О том, каково сердце человека, можно судить по разным внешним проявлениям человеческой личности. Например, внешний вид может вполне явить нам, что же на сердце человека. Если человек собран, аккуратен, подтянут, это располагает нас думать, что и сердце человека стремится к собранности, аккуратности, точности. Наоборот, если человек одет слишком ярко, кричаще, обращает на себя внимание, можно сделать вывод, что и сердце человека расположено больше к этому. О сердце можно судить и по выражению лица человека. В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорится: «Сердце человека изменяет лицо его на хорошее или на худое». Как часто бывает, что черты лица, даже не очень правильные, тем не менее, не портят его, и лицо человека очень привлекательно. Глаза — зеркало души, они также отражают сердце человека, создают тот или иной облик. Но, конечно, полнее всего сердце выражается через дела и слова человека. Как и говорит Господь Иисус в Евангелии от Луки: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Но человек все же не вполне ослик и в качестве «животного разумного» должен замечать, какое поле приносит больше плодов. Тогда в случае дефицита семян или нехватки сеятелей он пожалеет бросать зерно на асфальт или в солончак, а побольше посеет на доброй пашне. Да, согласно Евангелию, сеять надо на все поля. Надо пройти с сеющей рукой вдоль любого поля — того, что залито асфальтом, и черноземного, и того, что ежегодно-непредсказуемо: то даст урожай, а то возьмет отпуск. Но согласно тем же притчам Христа, задержаться для более постоянной и настойчивой работы надо сначала у самого плодоносящего поля: «б какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:11–14). Когда у сеятеля много семян, он может позволить себе такую роскошь — бросать горсть абы куда. А когда у тебя от зимней голодухи осталось только двадцать зернышек, ты не будешь их бросать по принципу «раззудись, рука — распрямись, плечо». Ты будешь для каждого зернышка пальчиком в черноземе выкапывать дырочку, аккуратно класть туда зернышко, присыпать, тут же поливать и так далее. Ты будешь выбирать, в какую почву вкладывать. Так вот, точно так же и здесь. У Церкви сегодня немного сил. Поэтому прилагать усилия надо к точкам потенциального роста. Надо возделывать те поля, которые являются наиболее нашими, отзывчивыми. Надо идти на проповедь не к татарам, а к русским. Среди русских — к трезвым русским, а не к пьяным. Из них — к тем, кто умеет отключать свои мозги от телевизора, кто живет не в мире пошлости и сплетен, а способен воспринимать серьезную информацию. И, наконец, к тем, кто способен своей жизнью ответить на услышанную весть, а это — свойство молодежи. Вот по этим причинам моя естественная аудитория — это студенчество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010