Священномученик Иоанн Честнов: «Я хотел привести народ к миру» ‘Следственное дело с поразительной точностью зафиксировало, как тщательно и аккуратно отец Иоанн излагал своим палачам православный катехизис. Словно надеялся, что и они, подобно апостолу Павлу, перестанут гнать веру Христову и будут вместе с ним проповедовать Евангелие…’ 13 декабря, 2012 ‘Следственное дело с поразительной точностью зафиксировало, как тщательно и аккуратно отец Иоанн излагал своим палачам православный катехизис. Словно надеялся, что и они, подобно апостолу Павлу, перестанут гнать веру Христову и будут вместе с ним проповедовать Евангелие…’ 13 декабря (30 ноября) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Иоанна Честнова. В это день 75 лет назад, в 1937-м, он принял мученическую кончину. Отбывая ссылку в Казахстане, отец Иоанн был арестован и расстрелян за «нелегальное исполнение религиозных обрядов» и «антисоветскую агитацию». «Корова конфискована» Отец Иоанн Честнов принадлежал к уникальной, без преувеличения, генерации русского священства. Он был одним из тысяч тех людей, которые приняли решение посвятить себя Церкви не в относительно спокойные и благополучные имперские годы, а в годы самых яростных гонений на веру за всю историю человечества. Потомственный сельский священнослужитель, он родился 30 января 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. Как и большинство сыновей деревенских батюшек тех лет, закончил семинарию, работал учителем Закона Божия в различных провинциальных училищах, служил псаломщиком, а с 1908 года — диаконом. Подробностей о дореволюционной биографии отца Иоанна известно не много. Его иерейская хиротония состоялась в 1920 году. Странно, что после столь долгого откладывания вопроса о рукоположении он выбрал такой, казалось бы, «неподходящий» год для того, чтобы идти в священники. Сведения о кровавых расправах большевиков и о зверских казнях духовенства приходили тогда изо всех концов страны.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

11 марта 2007 г. Слово о русском подвижнике Люксембург - город и государство одного названия - чистый, аккуратный, ухоженный европейский город. Здесь работает около двухсот банков, и жизнь течет неторопливо и размеренно. От всего веет уютной провинциальностью. Город - для людей. Иду по улице маршала Фоша и вдруг вижу… русскую церковь с пятью луковками куполов – одной позолоченной в центре и четырьмя синими по краям. Русское мгновение в Люксембурге! Изумлению и любопытству моему не было предела. Как и когда эта церковь появилась в католической стране, в сердце Люксембурга?  Я обратился к истории. 1920-е годы, в России полыхает Гражданская война. В составе Добровольческой армии с большевиками воюет офицер Роман Филиппович Пух. Соратники уважительно отзывались о его бесстрашии и пренебрежении к смерти, неколебимой вере в Бога и в Россию… После разгрома Белой армии Роман Пух эмигрировал в Болгарию. Там 18 августа 1926 года родился его сын Сережа - будущий банкир, а затем священник, настоятель первого и единственного в Люксембурге православного храма во имя свв. апп. Петра и Павла.  Удивительна жизнь этого человека, который никогда не был в России, но остался русским и любит Россию и служит ей и православию вдали от Отчизны. Он говорит и мыслит по-русски лучше многих нынешних россиян. Отец Сергий вспоминает: «Отец воспитал меня, моих сестру и брата в страхе Божием, в любви к неизвестному нам отечеству. Жили мы, так сказать, “на чемоданах”. Отец все ждал перемен в России, чтобы сразу же взять нас и поспешить на родину… Не дождался он падения коммунизма. Умер в 1958 году и похоронен среди своих соратников. Он был молчалив, о боях рассказывал мало, но что-то его тяготило… Отец научил нас многим русским песням. На первом месте всегда был наш гимн “Боже, Царя храни”, который мы пели при каждом удобном случае, на престольном празднике или на всех приуроченных праздниках. Был отец канонархом в Полтавском соборе. По памяти он записал все песнопения, некоторые мы по сей день поем…»

http://e-vestnik.ru/world/slovo_o_russko...

13. Успехи и трудности 1645—1652 годов Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В годы сотрудничества с царем и правительством деятельность боголюбцев не исчерпывалась проповедью, восстановлением единогласия, распространением новых печатных изданий. Пользуясь своим влиянием на правительство, они старались претворить в жизнь свои идеалы и создать условия, которые могли бы поднять нравственность населения и духовенства, уменьшить пьянство, привлечь население в церковь и искоренить пережитки язычества в народном быту. Борьба с пьянством или по крайней мере с продажей водки, которую было легче всего регулировать правительственными мерами и распоряжениями, заняла одно из главных мест в их программе. Многочисленные указы правительства и церковных властей, изданные в эти годы, строго осуждали пьянство, запрещали священникам и монахам посещать питейные дома и пить водку и призывали само духовенство бороться с пьянством. В 1646 году патриарх особым указом предписал духовенству строго смотреть за тем, чтобы население соблюдало В следующем 1647 году новые указы и распоряжения того же патриарха Иосифа и митрополита Рязанского напоминали настоятелям монастырей, что они обязаны следить за тем, чтобы монахи и послушники аккуратно посещали храм во время службы и особенно по праздникам, не работали бы по воскресеньям и не держали бы Особый правительственный указ ограничил в том же 1647 году продажу алкоголя и предписал закрывать по праздникам кабаки, лавки и подобные В 1651 году Никон, ставший к этому времени митрополитом Новгородским, предложил правительству заменить питейные дома, принадлежавшие частным предприятиям, государственной монополией и ограничить распространение алкогольных напитков правительственными магазинами, в которых продажа водки могла бы быть легче регулирована. Властный и решительный Никон, не дожидаясь окончательного согласия правительства и, несомненно, превышая свои права, личным указом запретил по всей своей епархии продажу напитков на все время масленицы и поста. Его примеру последовали и другие боголюбцы. В некоторых местах, как, например, в Костроме, где проповедовал друг Неронова протопоп Даниил кабаки были совершенно

http://sedmitza.ru/lib/text/439499/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Строители Святограда Алексей Бакулин   12:40 06.02.2021 2262 Время на чтение 15 минут Источник: Православный Санкт-Петербург Такого в храме города Коммунар я ещё не видал ! Весь двор храма св . равноап . кн . Владимира ( Гатчинская епархия ) заполнен народом : люди толпятся вокруг церковного дома , о чём ­ то оживлённо переговариваются , но не шумят , а ведут себя спокойно , с достоинством … С трудом проникнув в церковный дом , вижу ещё более удивительную картину : повсюду стоят аккуратные пакеты с продуктами , лежат стопки одежды , белья , отдельно сложены детские игрушки … Это похоже на раздачу подарков под Новый год , и , как выяснилось , раздача действительно идёт , хотя ни к какому празднику она не приурочена : просто на приходе организована помощь малоимущим жителям города . Вот что рассказали мне настоятель Владимирского храма свящ.Алексей Дудин, его секретарь Марина Анатольевна Николаева и его помощник Лада Владимировна Кашапова.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/06/stroit...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74326.html 02 апреля 2010 Стенограмма беседы председателя Правительства России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла 1 апреля 2010 года Источник:  http://www.sedmitza.ru/news/1084545.html Седмица.ру Ваше Святейшество, я хотел с Вами встретиться и обсудить проект закона, который сейчас должен урегулировать отношения в области собственности по культовым зданиям и сооружениям. Но прежде чем начать нашу беседу, я все-таки хотел бы выразить Вам слова благодарности за ту моральную поддержку, сочувствие, которые Вы и вся Русская Православная Церковь выразили в связи с последними террористическими актами в нашей стране – и в Москве, и в Дагестане. В таких случаях, безусловно, моральная поддержка важнее, чем даже материальная. Собственно говоря, это в традициях Русской Православной Церкви – в сложные минуты всегда быть с людьми. Большое Вам спасибо. Что касается темы нашей встречи, то Вы знакомы с проектом этого закона. Как мне доложили, у Вас есть замечания. Мне бы хотелось сегодня обсудить с Вами эти замечания. Действительно, в России большое количество культовых зданий и сооружений. Только памятников у нас – 12 тысяч. Из них 11 тысяч – это православные памятники, шесть с лишним тысяч – памятники федерального значения. Разумеется, мы должны исходить из исторической справедливости, из потребностей религиозных организаций. Мы также – Вы знаете, как я к этому отношусь – аккуратно должны разбираться с прошлым, с тем, чтобы все наши действия, направленные на достижение этой справедливости, не привели к каким-то негативным последствиям, не разрушили бы то, что сложилось на сегодняшний день. Имею в виду, конечно, прежде всего, те здания и сооружения, которые используются под различные общественные нужды, музейное дело и так далее. В целом нам до сих пор удавалось решать эти проблемы, в том числе и по Новодевичьему монастырю. Главное, чтобы государство и региональные власти могли вовремя и своевременно создавать необходимые условия для переезда тех или иных учреждений в подготовленные, современные здания.

http://religare.ru/2_74326_1_21.html

     Володя – несмотря на то, что ему уже за 60, все называют его именно так – приходит в монастырь самым первым. Встает на рассвете и идет минут 20 пешком, благо живет рядом. Вернее, это ночует он рядом, а живет, можно сказать, в монастыре. Сторож открывает дверь калитки, а за ней уже стоит Рыжик, местный пёс. Виляет хвостом и облизывается. Он знает, что Володя принес ему лакомство, и никогда не ошибается. Рыжик – охранник и уникальный пёс. Он единственный представитель своей породы. Эту породу «вывел» настоятель монастыря, «монастырская сторожевая» называется. Рыжик, кажется, очень горд этим фактом. Он охраняет обитель, тоже уникальную. У монастыря очень маленькая территория, на которой расположился всего один храм, малолюдно. Да и монахов здесь тоже нет. Только настоятель монах, остальные – прихожане. Их, кстати, тоже очень немного. Эта обитель – одна из тех, что принадлежит общине глухонемых и слабослышащих. Вот они-то и составляют «приход» храма. Володя тоже не слышит, совсем. Общается жестами, а в моменты особой радости – мычит. Здесь почти все так. Угостив Рыжика, он идет в свою коморку, небольшой сарай на задворках, где аккуратно сложены лопаты, пилы, топоры, инструменты… Берет небольшую тачку и везет к тому месту, где определил себе на сегодня фронт работы. «Чух-чух», – шевелит губами он, чуть пружинит в коленях, изображая какое-то транспортное средство, и улыбается. Володя занимается восстановлением монастыря, причем практически в одиночку. Иногда приходят молодые ребята или трудники-добровольцы ему помочь, но урывками – у всех ведь то работа, то учеба, и часто приходить не получается. А он потихоньку, шаг за шагом возит свою тачку по территории – пеньки выкорчевать, стены залатать, здесь песок насыпать, там разровнять, здесь дорожку выложить. Даже раскопки вел, думал, вот бы мощи какие найти – то-то батюшке радость была б! Но безуспешно пока. «Чух-чух…». В 8 часов начинается служба. Из окна слышен голос настоятеля. Володя его, конечно, не слышит, он просто знает: 8 часов – пора в храм. И прихожане голоса священника не слышат. Службы здесь идут на языке жестов. Священник и дьякон почти никогда не поворачиваются к прихожанам спиной – чётко артикулируя каждое слово, они «проговаривают» его и руками.

http://pravoslavie.ru/99755.html

     Их везли в чёрной ночи через всю Москву, словно хотели напоследок показать, как замечательно в этом городе бывает в лёгкую метель. В свете фар были хорошо видны длинные языки поземки и метания снежинок, то сбивавшихся в стаи, то сыпавших редкой крупой. Машины ехали нескончаемой чередой. Скорбный поезд, в котором все понимали, что их везут в последний путь. Молчание прерывали только плач детей да молитвенные воздыхания стариков. Плакал с детьми лишь молодой диакон в разодранной рясе с обезображенным кровоподтёками лицом. Сидела на тряском полу раздолбанного крытого грузовика аккуратно одетая пожилая полячка и всё повторяла на свой лад строки 90 псалма. Крестьянин в исподнем, синий от холода, с ожогами на голове, тихие дети, спящие в последний раз у матерей на груди, служащие, люди благородного происхождения, сохраняющие прямую осанку даже в лохмотьях, молодые, старые – казалось, вся страна ехала умирать. – Наверное, год такой, – сетовал изможденный аптекарь, – год на год не приходится… В машине, доверху забитой людьми, оказались две семьи, до ареста жившие по соседству и, по неисповедимому Промыслу Божиему, накрепко связанные узами любви и ненависти. Матушка Ольга прижимала к себе годовалую дочь. Ребёнок ещё не оправился от простуды и временами кашлял, вздрагивая всем телом. Рядом с ней, тесно прижавшись друг к дружке сидели остальные пятеро ее детей – три дочки и двое сыновей. «Как жаль, Степанчик не дожил… Ведь и его бы в мученики определили», – думалось ей. Сын Стефан умер год назад от гриппозной инфекции. Удивительно, что никто из детей тогда не заболел, хотя вокруг смерть косила целые семьи. Степу все оплакивали и недоумевали, почему Господь забрал именно его, милого и робкого, кроткого алтарника, всеобщего любимца. Горюя, оплакивал его кончину отец Тихон, их родной батюшка, говоря: – Ты, Боже, лучше Петра бы прибрал, а то грех один от него… На что матушка разражалась рыданиями и молила отца не гневить Господа. Вскоре протоиерей Тихон оказался в Бутырской тюрьме. Вестей от него родные так ни разу и не получили… Храм закрыли, клир упрятали по камерам, а активных прихожан по одному отлавливали и увозили в неизвестном направлении.

http://pravoslavie.ru/99803.html

  разделы   рассылка  распечатать Зинаида Бурская Время защищать камни В Кадашах идет битва идеологий: новодел против сохранения исторического наследия Источник:  Новая газета 9 июня истек 48-часовой мораторий на ведение строительных работ в Кадашевской слободе – уникальном памятнике столичной истории и архитектуры. Борьба за ее сохранность продолжается уже семь лет. В ночь с 6 на 7 июня застройщик в очередной раз попытался приступить к сносу исторических зданий, но впервые – с привлечением чоповцев. История вышла настолько резонансной, что откликнулась даже прокуратура. Помогло: несмотря на истечение моратория, до окончания прокурорской проверки все работы на территории Кадашей будут прекращены. Однако во вторник столичный градоначальник Юрий Лужков заявил, что строительство комплекса законно и обязательно будет завершено. Этому сложно не поверить: уж слишком это выгодно как для столичных властей, так и для инвесторов – возводить новоделы на месте снесенных памятников. " Была у знакомого в Италии. Посреди его участка увидела какие-то камни, судя по всему, просто остатки фундамента, аккуратно затянутые строительной сеткой, – с увлечением рассказывает член социально-культурного фонда " Созидание " Ирина Дружинина. – Спрашиваю: это что? Оказывается, памятник. Он весь отфотографирован, за его состоянием постоянно наблюдают. И не дай бог один камушек сдвинется – все, мой друг банкрот. Такие штрафы мало кто сможет потянуть. А у нас что?.. " 7 июня. Вместе с Ириной и другими активистами мы сидим в одном из домиков на территории прихода храма Воскресения Христова в Кадашах. Лица усталые – защитники Кадашевской слободы уже больше суток на ногах. На " стройплощадку " так никого и не пустили, но на Большой Ордынке дежурит строительная техника. Только что мы узнали о " 48 часах перемирия " – наконец-то есть время обсудить план дальнейших действий. Но все отлично понимают: несмотря на достигнутую договоренность, нет никакой гарантии, что снос не начнут через час, через день или после истечения отведенных двух суток.

http://religare.ru/2_76498.html

Алтарная апсида верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря ЖМП 4 апрель 2022 /  20 апреля 2022 г. 14:30 Великому Четвергу воспеваю великую песнь КАНОН ПРЕПОДОБНОГО КОСМЫ МАЮМСКОГО: ГЛУБИНА, ПОЭЗИЯ, СМЫСЛЫ Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов.  PDF-bepcuя. Преподобный Косма, епископ Маюмы (портовый город-спутник палестинской Газы), близкий друг прп. Иоанна Дамаскина или даже его брат 1 , является одним из самых прославленных песнописцев за всю историю православной гимнографии 2 . При этом его произведения — а это прежде всего каноны — не столь многочисленны, как у других знаменитых авторов, таких как свт. Георгий Никомидийский или прп. Иосиф Песнописец. Перу прп. Космы принадлежат лишь 3–4 десятка канонов, преимущественно на главные праздники и памяти особо чтимых святых, однако эти творения составляют, без всякого преувеличения, одну из вершин церковной поэзии.  Их главной особенностью является невероятная насыщенность смыслами при лаконичности изложения. Вместо того чтобы услаждать слушателей обилием сложносоставленных восхвалений, обыгрываниями буквальных значений собственных имен и иной элегантной, но не слишком содержательной риторикой, преподобный в нескольких точно подобранных словах не только поэтично описывает значение праздника, но и нередко касается более общих вопросов христианского вероучения. По степени аккуратности раскрытия сложных богословских тем его произведения, не выходя за рамки поэзии, порой приближаются к лучшим образцам святоотеческих догматических трактатов. Композиционно каноны прп. Космы таковы: в них нет вторых песней; каждая песнь в канонах имеет ирмос и от одного до четырех тропарей; через ирмосы и тропари проходит фразовый акростих — их первые буквы читаются как осмысленное предложение. Богородичны в канонах прп. Космы отсутствуют, а часть ирмосов соотносится не столько с содержанием соответствующей библейской песни (как в большинстве канонов других авторов), сколько с содержанием тропарей: в таких случаях ирмос и следующие за ним тропари развивают одну общую мысль и не должны противопоставляться друг другу 3 . Такая структура канона является промежуточной между ранними примерами иерусалимской церковной поэзии, сохранившимися в грузинском переводе в книге под названием «Древний Иадгари», и классической формой канона, одним из создателей которой и был прп. Косма 4 .

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

архим. Кирилл (Павлов) Именины батюшки Этого дня мы, окормляющиеся архимандритом Кириллом (Павловым) , ждали задолго. 22 июня – это день тезоименитства Батюшки. При постриге в монашеский чин отец Кирилл получил свое новое имя, в честь святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. С быстротой необыкновенной среди православных разлетелась весть о том, что Батюшку привезли в Переделкино и в свои именины он будет там. Каждый из нас питал надежды попасть к нему, послушать его, спросить о важном для себя. Хотя бы увидеть издалека. Согреться от его тихой, ясной, стеснительной, слегка затаенной улыбки безмерно уставших глаз. Пора спешить. В дорогу. Киевский вокзал. Электричка. Знакомый забор загородной резиденции Патриарха. Небольшой храм. Заветные зеленые железные ворота. В последние полгода перед ними было безжизненно, безлюдно. Теперь снова множество людей. Нигде широко не объявляли и вот... народное признание – наяву. Пока в сторонке писал просительную записку о даровании встречи, большую группу людей впустили за ворота. Счастливые. Они теперь беседуют с Батюшкой. Подъехали два знакомых иеромонаха и три священника из разных епархий, несколько инокинь кучечками стояли среди мирян. Все соскучились по отцу Кириллу, желают повидать, поздравить Батюшку. Настроение у всех приподнятое, праздничное. Повезло и нам. Прошли. Идем среди аккуратных газонов к невысокому одноэтажному домику. Входим. Батюшка прямо в коридоре. В вязаной безрукавке, поверх подрясника. Усталый. С самого утра нас – простого люда, и официальных визитеров – много было. По приглашению входим в его келию. Она в последнее время, напоминает вокзальный закуток. Повсюду книги, иконы – стопами. Все это он щедро раздает всем. Один из иеромонахов предлагает пропеть многолетие отцу Кириллу. Батюшка услышав про это, остановил, не благословляет, а предлагает пропеть из Утрени «Хвалите Имя Господне...» Основу хора составили иеромонахи и инокини. Отец Кирилл сам начинает петь и опущенной вниз рукой чуть дирижирует. С удивлением слышим красивый, сильный голос Батюшки. Все поем негромко, вполголоса. Сла­женно, душевно получается. Закончили. Возникла пауза. И тут мы ослушались Батюшку. Громко, радостно запели многолетие Батюш­ке. Он смущен, несколько раздосадован от того, что, на его взгляд, нескромно получается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010