Вопрос лишь в том, когда было записано (или записывалось) последнее, и не сгладилось ли оно при позднейшем закреплении на хартии. По этому предмету мы имеем достаточные указания. Апокалиптику свыше повелевалось «написать» виденное (I, 19; II, 1, 8, 12; III, 1, 7, 17; XIV, 13; XIX, 9; XXI, 5) и даже «записать» речи говорившего голоса (I, 12 и ср. 10; IV, 1; X, 8). И это внушение было тем обязательнее, что в другом случае было прямо заповедано обратное (X, 4): «Скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего!». Очевидно, записанное почитается непосредственным воспроизведением виденного и приобретает всю его божественность, ибо сказано (XXII, 18–19); «и Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей, если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги сей, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в Святом Граде, и в том, что написано в книге сей». Судя по несомненному различению угрожающего от удостоверяющего (в стихах 18 и 20), мы должны думать, что под первым разумеется Сам Иисус Христос , так как личное самосвидетельство автора не имело бы необходимой силы (ср.: Uoah. V, 31; VIII, 13 ), а удостоверение Христово требовалось самым поручением, поскольку именно им обеспечивалось, что «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем» (I, 3). Следовательно, гарантирующая книжную почтенность санкция вполне бесспорна, простирается на все настоящее писание 16 и должна оправдываться фактическими данными человеческой аккуратности. В этом отношении весьма существенно категорическое указание самого Тайнозрителя (X, 3–4) о том, что когда другой Ангел воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими: «и когда семь громов проговорили голосами своими, тогда я хотел писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: «Сокрой, что говорили семь громов, и не пиши сего“» (κα τε κραξεν λ λησαν α πτ βροντα τ ς αυτ ν φων ς. κα τε λ λησαν α πτ βροντα μελλον γρ φειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вспомним притчу о десяти девах. Нерадивые всего лишь забыли взять запасного масла. Все остальное они сделали точно так же, как и разумные. Однако перед ними закрылась дверь. Почему же? Писание обращает на это особое внимание: Проклят тот, кто дело Господне делает небрежно… Но это еще не все. Недостаточно выполнять дела просто аккуратно, пусть даже получая чистый доход. Если бы тот, кто взял таланты, получил прибыль путем коварства или обмана, то он не был бы принят господином и был бы осужден, так как в Писании сказано: елей грешного да не намастит главы Моей . Каин принес жертву Господу. Но использовал плоды из общей кучи, плоды неотобранные! Эту жертву не принял Бог. Принес и Авель жертву Господу. Лучшую часть своего стада принес он Господу. С радостью принял ее Бог. Подобное происходит и в супружеской жизни. Бог дает супругам таланты. Сколько талантов — детей — даст Он им, решает только Он сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число, согласно с замыслом Божиим, но в отсутствие скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет. Иная мать может иметь одно дитя за другим. Но она не проявляет усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем . Тогда она не заслуживает похвалы. Ведь никакой воин… не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. То есть если не будет следовать правилам, установленным для данного вида борьбы. Поэтому в соответствии, опять же, с Писанием, лучше бездетность (природная) с добродетелью,… а плодородное множество нечестивых не принесет пользы… Поэтому Церковь и молится так усердно о «благочадии», «доброчадии». Имеется в виду, что в понятие «благочадие» входит и «многочадие», как особенное благословение Божие. Точно так же, как, называя урожай хорошим, мы подразумеваем, что он и большой. И если говорим «хороший приплод», то имеем в виду, что овца или корова принесли два или три ягненка (теленка). Это важно глубоко осознать всем супругам. Как во всех семейных проблемах, так и в вопросе деторождения, если не хотят впасть в грех, они должны быть совершенны во всей полноте, безо всякого недостатка .

http://azbyka.ru/deti/brak-i-detorozhden...

Гедеон Но недолго сыны Израиля были преданы Богу своих отцов. Обретя свободу, они быстро забыли Истинного Бога и начали поклоняться ханаанским лжебогам. За это Господь предал их в руки восточных кочевников. Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Они появлялись аккуратно каждый раз в то время, когда начиналась жатва. «Сыны востока» покрывали своими кибитками и шатрами израильские холмы и долины и забирали у них все, что попадалось под руку: продовольствие, скот и вьючных ослов. Земля, опустошаемая каждый год, в конце концов была заброшена, страну постигло страшное бедствие — голод. Отчаянное сопротивление разобщенных еврейских отрядов приводило лишь к беспощадному избиению храбрых сынов Израиля. Сломленным и униженным израильтянам ничего не оставалось делать, как укрываться в горах и пещерах от разбойников пустыни. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И… возопили сыны Израилевы к Господу» , и покаялись в своих грехах (Суд. 6:7). Тогда Господь смиловался над Своим народом и послал им избавителя в лице Гедеона. В Орфе, городке, лежавшем на территории, занятой половиной племени Манассии, которая не перешла Иордан, жил земледелец по имени Иоас. Он построил жертвенник, посвященный Ваалу, однако был не слишком горячим его последователем. Сын Иоаса, Гедеон, тоже не испытывал особого влечения к Ваалу, но удрученный бедствиями Израиля, начал терять веру и в Истинного Бога. Однажды Гедеон в большой спешке молотил пшеницу, желая запастись продовольствием и как можно скорее убежать от мадианитян в горы. Занятый своим делом, Гедеон не заметил, как к нему подошел путник, — это был посланник Небес. Ангел, обращаясь к Гедеону, сказал: «Господь с тобою, муж сильный!» Такое приветствие поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного состояния, которому был подвержен весь израильский народ. «Господин мой! — ответил незнакомцу Гедеон, — если Господь с нами, то отчего постигло… это [бедствие] ? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь?» (Суд. 6:12–13). Тогда Ангел сообщил Гедеону, что Господь избирает его быть освободителем израильского народа; в подтверждение своих слов Ангел перед Гедеоном совершил чудо. Мясо козленка и опресноки, принесенные Гедеоном и положенные им на камень, были сожжены огнем, вышедшим из камня. Чудо убедило Гедеона, и он поверил в свою миссию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далида остригла его, когда он спал, и тогда филистимляне легко взяли его в плен. Они ослепили героя и отправили его вращать мельничное колесо в Газе. Но волосы его постепенно отрастали… Однажды филистимляне устроили празднество в честь своего бога Дагона. Они решили привести на пир Самсона, чтобы порадоваться своему триумфу. Библия описывает это так: «сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом. Дом же был полон мужчин и женщин. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели в жизни своей». Харизматические вожди могут быть замечательными правителями и великими героями, только вот стабильности при них трудно бывает дождаться. И поэтому через некоторое время народ потребует себе царя, он захочет жить так же, как и прочие народы. Врезка: К эпохе судей относится действие еще одной книги Библии – Руфи . Это история молодой женщины из Моава, с которым так долго и упорно воевал Израиль. Руфь вышла замуж за израильтянина, временно переселившегося в Моав, но после его смерти вместе со свекровью отправилась в его родной город, Вифлеем. Согласно обычаям того времени, ей скорее следовало бы вернуться в родную семью и заново выйти замуж, но для нее однажды данный обет верности для нее сохранял свою силу и после смерти супруга. Однажды став женой израильтянина, она навсегда сама стала израильтянкой. Двум одиноким женщинам трудно было прожить в те времена, когда не было ни пенсий, ни органов социальной опеки. Но в родовом обществе существовали свои механизмы: о неимущих должен был позаботиться ближайший родственник. Бездетную молодую вдову он даже должен был взять в жены, а первый сын от этого брака считался бы сыном умершего. Так обеспечивалась преемственность рода (подобные браки называют левиратными). Но на практике, конечно, этот закон соблюдался не очень аккуратно: многим ли захочется брать замуж чужую вдову, чтобы она родила от тебя ребенка, который к тому же не будет твоим? Так в книге «Малыш и Карлсон» Малыш с ужасом ожидал, что вслед за вещами старшего брата ему придется «донашивать» и его жену.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Деян.6:2 .  Тогда двенадцать Апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников»...», т.е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили Апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (срв. Златоуст и Феофил.). «Не хорошо нам...», ουκ αρεστν εστιν ημς»..., «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т.е. проповедание Слова Божия – эту главную свою обязанность. Деян.6:3 .  Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «Выберите...», всему обществу верующих Апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек...» Священное число. «Исполненных Духа Святого..». так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам. «И мудрости..». в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно – чисто практическая, житейская добродетель. Деян.6:4 .  а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова. «В служении Слова», т.е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян.6:5 .  И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» – в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной ( 1Кор.12:9 ), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения ( Деян.6:8 ). После «Стефана» более других известен «Филипп» ( Деян.8 ). Об остальных в писаниях Апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: «Прохор» был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Евгений тяжело вздохнул, в очередной раз увидев, как жестоки бывают люди. Он перенес Семена в здание над рестораном и там промыл ему рану. Она была глубока, но кость, к счастью, осталась цела. Перевязав ногу, Евгений позвал Анастасию. После недолгого разговора они предложили Семену остаться, пока не заживет рана, а потом, если он пожелает – работать у них в ресторане. Семен согласился, сказав, что утром он плакал и хотел только не умереть на дороге. А теперь Бог посылает ему новую жизнь, которую он с благодарностью примет. Так в ресторане появился первый рабочий, а в старом доме – первый прихожанин. Семен после излечения раны стал аккуратно приходить на утреннюю и вечернюю молитвы Евгения. Надо сказать, что слух о старом доме довольно быстро распространился в ближайшей округе. К дому потянулись как местные жители из рыбацких поселков, так и приезжие из Солнечноостровска и даже с большой земли. Храмов на острове не было, и старый дом, где можно было поставить свечку перед иконой и послушать читаемые вслух молитвы, стал невольно ассоциироваться с храмом. В хороший летний день в зал старого дома заходили 20–30 человек. А однажды собралось больше, что-то около полусотни. И Евгений, прочитав молитвы, впервые обратился к людям с краткой проповедью: - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Братья и сестры, где бы ни был человек, он всегда ищет Бога. Даже тогда, когда об этом не подозревает. Потому что в глубине души он любит Бога, а любовь не хочет быть безответной. И эта любовь не останется безответной, если она истинна. Что же делает нашу любовь к Богу истинной? Сам Господь говорит об этом: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Поэтому невозможно отыскать Бога, если мы потеряли Его заповеди и отвергаем их. Но если мы ищем Его, то будем же просты, и если сказано «не убивай», то давайте же не убивать, и если сказано «не кради» — да не украдем. Это наш путь к Богу. Евгений пожелал собравшимся благословения Божия и отошел к иконе.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

Если нет Бога, мы рождаемся, чтобы прожить наши 70–80 лет, многие не доживают и до этого, а кого-то смерть перехватывает в раннем детстве. Каждый из нас обречен навсегда и необратимо потерять всех, кого он любил, а потом также навсегда исчезнуть. Все наши мечты, планы, воспоминания и переживания, озарения и находки – всё это полностью и необратимо исчезнет, когда медики констатируют смерть мозга, а вскоре и сам мозг разложится, оставив для археологов далекого будущего пустой череп. Все наши страдания были лишены какого-либо смысла, они не обернутся чем-то хорошим в будущем – по той очевидной причине, что будущего за пределами этой земной жизни просто нет. Плачущие так и не утешатся, добродетель не восторжествует, порок не будет наказан, те, кого разлучила смерть, не воссоединятся никогда. Как-то я видел в интернете карикатуру, как двое белых в аккуратных костюмчиках приходят в африканскую деревню и говорят: «Мы – миссионеры-атеисты. Мы возвещаем вам, что вы будете страдать без всякого смысла, а потом навсегда умрете». Обрисовав эту мрачную картину, атеист восклицает: «Я не верю, что такой мир сотворил добрый и любящий Бог!». Но если мир сотворен Богом, то эта картина просто неверна. Тот наглухо закрытый, безвыходный, бессмысленный мир, о котором говорит неверующий, порожден лишь его воображением. Как если бы человек, найдя в огромном здании маленькую комнату, обезображенную вандалами, решил, что всё здание сводится к этой комнате и воскликнул: «Я не верю, что это здание воздвигнуто великим архитектором!». Если Бог реален, то земная жизнь – это не всё, что у нас есть; мы сотворены для жизни вечной и блаженной. Смерть не есть потеря всего и прекращение всего. Напротив, она есть тот торжественный момент, когда человек достигает цели своего пути. Для человека доброго и благочестивого – бесконечно желанной цели. Как говорит святой Апостол Павел, «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:21–24 ). В другом месте он пишет: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Здесь, конечно, также присутствует вероучительный момент. Господь Бог ваш Господь един есть - это учение о единственности Божества. И естественно, что если Господь один, а не множество всяких божеств, которым следует оказывать почтение, как считали язычники, то и всю свою душевную силу, всю силу любви нужно устремить именно к Нему одному: " И возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе. Большая сею ина заповедь несть " (ст.30-31). В Евангелии от Луки мы видели, как законник, искушая Господа, спросил, в чем состоят главные заповеди, и сам, в конечном счете, после встречного вопроса Спасителя, вынужден был, чтобы не опозориться, на это ответить, объяснить. Здесь же ответил Спаситель. А сказано одно и то же. Чем же различаются учения Того и другого? Почему одни и те же слова, сказанные Господом Иисусом Христом и законником, имеют разное значение для их последователей? Ведь, конечно, и у законников были последователи, и мы видим, что люди, позже ставшие родоначальниками традиций талмудического иудаизма, правильно понимали учение о любви, правильно учили, однако результат был, можно сказать, едва ли не противоположный. Вот и этот законник, когда услышал слова Спасителя, тоже подтвердил их, сказав: " Добре, Учителю, воистину рекл еси, яко един есть Бог, и несть ин разве Его, и еже любити Его всем сердцем, и всем разумом, и всею душею, и всею крепостию; и еже любити ближняго яко себе, боле есть всех всесожжений и жертв " . Иисус же видев, яко смысленно отвеща, рече ему: " Не далече еси от Царствия Божия " . И никтоже смеяше ктому Его вопросити (ст.32-34). Как мудро ответил этот книжник! Он сказал, что исполнение этих заповедей боле есть всех всесожжении и жертв. Он не оправдывался, но подтвердил истинность учения о любви и таким образом показал, что все те всесожжения и жертвы, которые он, сведущий в законе, несомненно, аккуратно приносил Богу, ничего не значат по сравнению с этим духовным служением; и Спаситель похвалил этого человека: ...видев, яко смысленно отвеща, рече ему: " Не далече еси от Царствия Божия " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010