Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКИВА бен Иосиф [евр.        ] (ок. 40 или 50 - ок. 135, Кесария, Палестина), иудейский учитель, один из виднейших таннаев (мудрецов) второго поколения наряду с Йохананом бен Заккаем Иудой ха-Наси и , основателем раввинистического иудаизма. Происходил из простой семьи (Берахот 27б), в молодости был неграмотным пастухом (Недарим 50а; Кетубот 62б). Учиться начал поздно, после 40 лет. По преданию, обратиться к изучению Писания его убедила жена Рахиль. Впосл. А. не раз говорил, что всем обязан жене. Пока он учился, она поддерживала его морально и материально. А. учился 24 года (его учителем был Элиезер бен Гиркан Великий, ученик Йоханана бен Заккая) и стал крупнейшим евр. ученым своего времени. Он основал школу в Бней-Браке (город на юге Палестины, недалеко от совр. Тель-Авива), в к-рую стекались тысячи учеников. Практически все таннаи следующего поколения были его учениками или к.-л. образом находились под его влиянием. А. принимал участие в политической жизни своей страны (напр., входил в состав посольства в Рим с просьбой об отмене антииудейских законов). Относительно роли А. в восстании Симона бар Кохбы (132-135) среди исследователей бытуют разные мнения. Традиционно полагалось (Элиезер бен Иегунда), что А. не только поддерживал его, но и был его духовным вдохновителем. Впосл., однако, эта т. зр. была оспорена (Л. Финкелстайн): возможно, А. не одобрял вооруженного восстания и только после больших колебаний признал бар Кохбу мессией. А. был арестован римлянами и спустя нек-рое время казнен (по преданию, с него заживо содрали кожу), но не за участие в восстании, а за нарушение запрета обучать Закону. Умирая, А. начал в положенное время читать традиц. евр. исповедание веры «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-5). Рим. наместник спросил его: «Как ты можешь не чувствовать боли, ты колдун?» А. ответил: «Нет, но всю жизнь не давало мне покоя заповеданное нам: «И люби Господа всею душою твоею». Это значит: люби Господа даже в ту минуту, когда Он душу отнимает у тебя. «О, когда же, наконец, придется мне исполнить это?» - думал я. И вот, сподобил меня Господь осуществить мечту мою!» Умер А. со словами «Господь Един».

http://pravenc.ru/text/63858.html

С хеттского периода гора Аргеос над К. К. почиталась как божество Хайга (Белая гора); ее изображение чеканилось на монетах. В К. К. были храмы Тюхе, Аполлона и Зевса Полиуха, разрушенные христианами в 362 г. В городе существовали культы императора, священного оленя, Сераписа и Митры, здесь же находилось персид. святилище огня. Очень крупная кесарийская иудейская община известна со 142 г. до Р. Х.; 2 дочери каппадокийского царя Архелая вышли замуж за сыновей Ирода Великого ; К. К. посещал иудейский учитель Акива бен Иосиф . В IV в. иудеи жили в согласии с христианами: в 368-369 гг., во время голода, иудейские дети получали помощь; иудеи К. К. оплакивали кончину свт. Василия Великого , у его смертного одра находился врач-иудей Иосиф. Судя по антиманихейской полемике Василия Великого, возможно, в городе существовала и манихейская община. Кесария была центром греческой культуры. Царь Ариарат V переписывался с Карнеадом (II в. до Р. Х.); царь Архелай I был автором трактатов о сельском хозяйстве, коневодстве и драгоценных камнях. Во II в. в К. К. род. софист Павсаний; при имп. Адриане в качестве наместника провинции здесь служил историк и географ Флавий Арриан. К. К.- родина софистов и философов IV в.: Эдесия - ученика неоплатоника Ямвлиха , Евстафия, Юлиана и Прохересия, обучавшегося в Афинах вместе со свт. Григорием Богословом. Риторикой занимались и преподавали ее до возведения в сан епископа святители Василий Великий, Григорий, еп. Нисский, и Григорий Богослов, учившийся в Кесарии у Картерия. В то же время здесь преподавали Евдоксий Старший, Евдоксий Младший, Евстохий и Стагирий. В IV-XI вв. К. К. была одним из крупных и имеющих большое влияние городов визант. Востока. В 335 г. рим. имп. Константин I Великий назначил своего племянника Флавия Ганнибалиана rex regnum (предположительно Иберии и Албании), резиденция Флавия находилась в К. К. В 360 г. имп. Констанций II перед персид. походом встречался здесь с царем Армении Аршаком III и получил весть об узурпации Юлиана Отступника . В 362 г. за разрушение языческих храмов Юлиан лишил К. К. городских прав и вернул ей название Мазака; на христиан был наложен штраф в 3 тыс. либр золота, проведена перепись населения с целью налогообложения. Юлиан конфисковал все церковное имущество и грозил дальнейшими карами клирикам, если языческие храмы не будут восстановлены. Письмо 363 г., в котором свт. Василий Великий якобы отказывается выдать на персид. поход 1 тыс. либр золота имп. Юлиану, угрожавшему в противном случае разрушить К. К., не считается подлинным.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 73 опубликовано: 7 ноября 2007г. АВ месяц - см. Календарь . Рубрики: Иудаизм Ключевые слова: Иудаизм раввинистический, монотеистическая религия Ав, месяц - см. Календарь еврейский См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АГАДА в иудаизме части раввинистической лит-ры, к-рые не относятся к галахе АКИВА бен Иосиф (ок. 40 или 50 - ок. 135), иудейский учитель, один из виднейших таннаев Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСЕЙ БЕН АВУЯ Елисей бен Авуя [евр.      ](род. не позже 70 г., Иерусалим), евр. мудрец эпохи таннаев 1-го поколения; впосл. отошел от иудаизма и считался в ортодоксальных кругах еретиком и отступником. Жил в Палестине. Отрывочные сведения о Е. б. А. приводятся в талмудическом трактате Хагига. Источники содержат различные сведения о причинах отступничества Е. б. А. Так, в Талмуде есть указания на то, что это следствие грехов родителей: его отец, богатый житель Иерусалима Авуя, видя мудрость учителей, пришедших на церемонию обрезания сына, решил посвятить жизнь ребенка изучению Свящ. Писания. Но поскольку это было сделано из тщеславия, учение не пустило глубокие корни в душе Е. б. А. (Иерус. Хагига 2. 1). В Вавилонском Талмуде (Хагига 14б) и Тосефте (Хагига 2. 3) повествуется о том, как мудрецы Бен Азай, Бен Зома, Е. б. А. и Акива вошли в райский сад. Созерцание духовной реальности по-разному повлияло на них: Бен Азай, взглянув, умер, Бен Зома потерял рассудок, Акива вошел с миром и вышел с миром, Е. б. А. «стал рубить деревья». Талмуд комментирует действия Е. б. А. фразой из Свящ. Писания: «Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою» (Еккл 5. 5). «Вступление в рай» в понятиях талмудистов разных эпох означало различные формы мистического опыта по аналогии с находившимся в Эдемском саду древом познания, к-рое было привлекательно, но и таило в себе опасность для первых людей. В XII в. Маймонид в Мишне Тора определяет райский сад как область эзотерического знания, включающую вопросы метафизики и естественной науки (Мишне Тора 1. 4. 13), а смысл фразы «стал рубить деревья» видит в желании Е. б. А. постичь и объяснить нечто большее, чем это возможно для человеческого разумения. Слова, относящиеся к Акиве («вошел с миром и вышел с миром»), означают, что он прекратил созерцание, не перейдя опасного предела. Вавилонский Талмуд, анализируя поведение Е. б. А. в райском саду, отмечает, что он до того был поражен величественным видом ангела Метатрона, наделенного правом записывать заслуги Израиля, что, приняв его за Бога, задался вопросом: «А вдруг существуют две власти?» (Хагига 15а). После этого раздался голос свыше, призвавший всех отречься от своих заблуждений, кроме Е. б. А., для к-рого невозможно покаяние. Поняв, что для него нет спасения, Е. б. А. предался греху и стал вести распутный образ жизни.

http://pravenc.ru/text/189871.html

Была. И уже нет. А у нас есть. - Я не спорю, есть. Но почему ваша цивилизация должна подавлять нашу? - Ну, вот на этот-то вопрос ты как христианин и как еврей должен ответить просто: по грехам вашим. И по Промыслу Божию. - Согласен. Но вы ведь спрашиваете, почему вас ненавидят завоёванные народы. А здесь всё просто. Смотрите, у меня 20 плетров земли. Часть земли пахотная, неплохая земелька, часть под виноградником, с неё тоже есть доход, а немалая часть - гористая, навара с неё никакого, а налог, и немалый, я плачу за каждый плетр одинаково. Вернее, платил. Теперь смотрите. Я должен своими налогами облагодетельствовать римского императора, местного правителя и мытаря, который эти налоги взимает. И вот ответьте мне с первой попытки, кто в этой цепочке для меня как для еврея лишний? - С моей точки зрения, - сказала Сапиэнтия, - лишний мытарь. - А с точки зрения моего народа, - император. Я не сказал, что разделяю эту точку зрения. Но я её не разделяю как христианин. И, причём, христианин, потерпевший от иудеев. А те, кто от них гоним не был, рассуждают просто: идёт война народная, священная война. Эта война показала удивительный, хотя и бессмысленный героизм огромной массы народа. Знаете, как умер настоящий вождь этой войны, - не бен Козиба, а рабби Акива? На заре его вывели к смертному столбу. Ученики были неподалеку. Стояли и смотрели. Казнь была очень жестокой: крючьями из него вырывали живое мясо. Увидав первые лучи солнца, рабби Акива начал читать Крият-Шма шель Шахарит полностью, как положено еврею, когда наступает рассвет. Все ученики сказали ему: - Раббейну, Ты не обязан, на Тебя уже это не распространяется. И тогда ответил им рабби Акива: - Всю жизнь я не знал, когда смогу выполнить то, что сказано именно в «Крият-Шма»: «Возлюби Всевышнего всем сердцем, всей душой своей и всем, всем, всем». «Всем сердцем», - было сказано, так как в сердце находится и кровь входящая, богатая кислородом, и кровь выходящая, бедная кислородом. Два полусердия символизируют хорошее и плохое - то, что приносит пользу, и то, что вредно.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Но еще выразительнее другое. В мире (как мини­мум в кругу фарисеев и их приверженцев), где самая большая добродетель — «взять на себя иго Торы», раз­дается призыв: Придите ко Мне… возьмите иго Мое на себя (Мф 11:28–29). В мире, где «иго Торы» облегча­ет финансовое и трудовое бремя, Иисус возглашает: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое — благо, и бремя Мое — легко (Мф 11:28, 30). Взять «иго Торы» — обучаться Торе. Но в Евангелии: возьмите иго Мое… и научитесь от Меня . Вот, никак не обойти нам этой темы: Тора и Иисус. Количество учеников Дом (школа) вмещал всего несколько учеников. У Иоханана бен Заккая их было пятеро. У Гиллеля, который не был слишком строг в отборе учеников, — восемьдесят. Правда, отмеча­ется, что «двадцать из них — люди среднего дарова­ния». У Иисуса — двенадцать: когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать (Лк 6:13). Каждая школа представляла собой братство или семью единомышленников, объединенных общим интересом. Интересом к Писанию. Про Иоханана бен Заккая сообщается, что прежде, чем стать учи­телем, он изучал Тору сорок лет. Так же и рабби Акива. Но и далее, окруженный учениками, он продол­жает занятия, заявляя смиренно, что учится у своих учеников. Чем грозит прекращение учения Прекращение или приостановка в учении при­водит к потере всего. Все время, пока был жив Иоханан бен Закай, пя­теро его учеников находились при нем. После его смерти ученики переселились в Явну. Но Элиазар бен Арах (самый выдающийся из учеников. — Л. Г.) ушел к жене в Эммаус, в место, которое от­личалось своей красой и обилием воды. Он ждал, что его бывшие соученики придут к нему, но они не приходили. И когда он, наконец, решил отпра­виться к ним, жена не пустила его. «Кто в ком ну­ждается?» — спросила она. «Они во мне», — от­ветил ей Элиазар. Сказала жена: «Мешок с едой и мыши, кто к кому идет: мыши к мешку или ме­шок к мышам?» Послушал ее рабби Элиазар бен Арах, остался и забыл учение. Когда же те пришли к нему, они задавали ему вопросы относительно Торы, и он не мог им ответить.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

29 Эрафим Урбах (1912–1991) – профессор, а в последствии и глава Института иудаистики (1956). Проректор Еврейского университета (1960–1961). Главный редактор научного журнала «Тарбиц» (1970–1981). С 1980 года президент Академии наук Государства Израиль. 31 Шма или Шема (др.евр. – слушай, внемли, уразумей. Иудейский литургический текст, состоящий из цитат Пятикнижия. 33 Рабби Акива (Акива бен-Йосеф; годы жизни: 40–50 – 137 до Р.Х.) – философ-таннай, один из значительных законоучителей, основоположник систематизации Устной Торы. 35 Мишна Сота, 1:7–10. Цитата по: Урбах Э. Мудрецы Талмуда (их верование и мнения). С. 312. Здесь: Шимшон – Самсон, Авшалом – Авессалом, Йоав – Иоав; Шофтим – Книга Судей 16:21 , Шмуэль 2, Вторая Книга Царств 18:15. 40 Весьма часто можно встретить художественные изображения Моисея со Скрижалями Завета в руках, где на одной каменной табличке (скрижали) размещены первые пять заповедей, а на другой – следующие пять заповедей Декалога. Иногда они даже пронумерованы римскими цифрами. Очевидно, что такой подход содержит историческую ошибку. И не только из-за римских цифр, которые появились много веков спустя. Скрижали Завета письменно фиксировали договор, в котором участвовали две стороны: Господь Бог и Его народ. Соответственно, для каждой из сторон делается копия договора. Используя современную терминологию, можно сказать, что «обе копии идентичны и имеют одинаковую юридическую силу». В древние времена было принято, что договоры особой важности, касающиеся народов и царств, хранились в наиболее священном месте, что обеспечивало их сохранность и должное благоговейное отношение. Именно поэтому свою копию договора (скрижаль) евреи хранили в Ковчеге Завета. Но вторая копия (скрижаль) принадлежала Богу, а потому хранилась там же. Ковчег Завета в последствии находился в Святое Святых иерусалимского храма – месте особого присутствия Бога на земле. Данное замечание сделано автором в виду того, что далее будут подробно рассматриваться «договорные отношения» между Богом и Его народом: неуклонное исполнение их с одной стороны и частое нарушение с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

По-видимому, мессианские ожидания играли большую роль в восстании иудеев против римлян: «Главное, что поощряло их к войне,- двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства. Эти слова, думали они, указывают на человека их племени, и даже многие из мудрецов впадали в ту же ошибку» (Ibid. 6. 312-313; ср.: Suet. Vesp. 4. 5; Tac. Hist. 5. 13). В нач. Иудейской войны Манаим, сын Иуды Галилеянина, захватил на какое-то время Иерусалим и присвоил себе звание царя. Противники напали на него в храме, когда он был облачен в царские одежды ( Ios. Flav. De bell. 2. 442-448). Черты Мессии-царя видны в образе военачальника повстанцев во время Иудейской Войны Симона Бар Гиоры. Пообещав «рабам свободу и награду освобожденным», он вел успешные боевые действия против римлян, сумев на время занять Иерусалим. По сообщению Флавия (Ibid. 7. 26-32), когда войска Тита захватили город и разрушили храм, Симон Бар Гиора, бывший в укрытии, один вышел к ним навстречу в том месте, где стоял храм, облаченный в белую тунику и пурпурную хламиду, и приказал удивленным солдатам отвести его к рим. военачальнику. В этом символическом облачении в царские одежды перед гибелью можно увидеть параллели с евангельским рассказом (Мк 15. 16-20 и параллельные места). Крупнейшим мессианским движением в Иудее стало вспыхнувшее в 132-135 гг. восстание Бар-Кохбы (настоящее имя, как видно из найденных археологами писем времен восстания,- Бар Косиба). Согласно Иерусалимскому Талмуду (Таанит. 4. 68d), Акива называл вождя восставших Бар-Кохба (арам.     - сын звезды), считая его царем-М., а его приход исполнением пророчества Валаама (Числ 24. 17). Это мнение оспаривает Иоханан бен Торта: «Акива, раньше трава прорастет из щек твоих, чем придет сын Давидов» (Иерусалимский Талмуд. 4. 68d). Обычно в Талмуде Бар-Кохбу называют Бар Козива или Бар Козба (игра слов с арам.   - лгать). В Вавилонском Талмуде его смерть объясняется незаконным посягательством на мессианство: «Бар-Козива царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд». Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин. 93b). Засвидетельствованная здесь традиция, очевидно, очень поздняя - уже не упоминается ни восстание, ни тот факт, что Бар-Кохба был убит римлянами,- речь идет лишь о его лжемессианстве. Предания о мессианских притязаниях Бар-Кохбы сохранились лишь в позднейших пересказах. В обнаруженных археологами монетах времени его правления и в его письмах он не назван ни царем, ни М.; встречающийся в письмах титул «правитель» (  ) не обязательно имел мессианские коннотации. М. в таргумах

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

(кон. I - нач. II в.), иудейский законоучитель, книжник, один из наиболее почитаемых представителей 3-го поколения таннаев . Согласно Талмуду, И. б. Э. вырос в Галилее в священнической семье - предположительно был сыном или внуком первосвященника (Тосефта Халла. I 10; Бава Кама. 80а; Вавилонский Талмуд. Хуллин, 49а). После подавления антирим. восстания (66-70) в качестве пленника был увезен в Рим. Раввин Иошуа бен Ханания , приехавший в Рим, чтобы добиться смягчения участи евреев Палестины, обратил внимание на талантливого юношу и выкупил его (Вавилонский Талмуд. Гиттин. 58а). Он привез И. б. Э. в Палестину, и тот стал его учеником. По преданию, Иошуа бен Ханания называл своего воспитанника «братом» (Мишна. Авода Зара. V 5; Тосефта Пара. X [IX] 3), так же называли его и сверстники (Мишна. Ядаим. IV 3; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 51б). В иешиве в Ямнии И. б. Э. проявил себя как способный толкователь Писания. Его учителем был Нехунья бен ха-Кана (Вавилонский Талмуд. Шевуот. 26а). Несмотря на то что И. б. Э. жил в Кефар-Азизе близ Хеврона на границе с Идумеей, он стал одним из выдающихся членов Ямнийского синедриона (Мишна. Эддуйот. II 4). Оппонентом И. б. Э. в вопросе иудейской герменевтики был рабби Акива, его ближайший друг. Их споры касались принципов толкования галахических (законодательных) постановлений, написанных Акивой; И. б. Э. сформулировал т. н. миддот - 13 герменевтических принципов, определяющих связь галахических постановлений с Писанием. В их основе лежат 7 принципов Гиллеля , к-рые И. б. Э. развил и доработал (Вавилонский Талмуд. Берешит Рабба. XCII 7). Несмотря на чрезвычайно простое и логичное толкование трудных мест Писания, И. б. Э. считал невозможным букв. понимание текста. Герменевтические принципы, разработанные И. б. Э., вошли в употребление благодаря его ученикам (Сифре Бемидбар. 32) и повлияли на развитие галахи. Личность и сочинения И. б. Э. оставили значительный след в традиции агады и мидраша , в Талмуде сохранилось много притч и изречений, приписываемых И. б. Э. Например, по преданию, именно он одним из первых составил галахический мидраш на кн. Исход и вместе с учениками написал значительную часть мидрашей Сифре к книгам Левит, Числа, Второзаконие. Евр. мистики, авторы произведений в жанре хехалот , часто ссылались на произведения И. б. Э. или цитировали их в своих книгах. Так, напр., как главный персонаж он ведет повествование в 3-й книге Еноха.

http://pravenc.ru/text/1237961.html

владычества. Подвиги мученичества и самопожертвования описаны также во 2 Макк 6. 18-7. 41 - в истории гибели 7 сыновей Ханы (мировоззренческий взгляд на это событие представлен в 4 Макк 8-18; ср. Вавилонский Талмуд, Гиттин 57б) и в «Иудейской войне» Иосифа Флавия (кн. VII, главы 8-9), где рассказывается о массовом самоубийстве защитников крепости Массада во время подавления т. н. великого восстания в 73 г. по Р. Х. В Вавилонском Талмуде есть неск. рассказов о мученической смерти мудрецов, к-рые демонстративно нарушали запреты рим. властей на отправление тех или иных знаковых культов иудаизма: рабби Акива погиб, терзаемый железными крючьями за то, что преподавал Тору (Брахот 61б); рабби Ханину бен Терадиона за подобное «преступление» сожгли заживо, обернув свитком Торы (Авода Зара 17б-18а); рабби Йехуду бен Баву изрешетили копьями за то, что он совершал рукоположение, возводя учеников в статус учителей (Санхедрин 14а). В более поздних источниках эти рассказы стали частью повествований о 10 М., казненных рим. властью (Эйха рабба, 2; послание рава Шриры гаона), поэтическая обработка к-рого вошла в состав литургии. Лит.: Флюссер Д. Киддуш ха-шем бимей байт шени у-ве-решит ха-ноцрут (Освящение Имени в эпоху Второго Храма и раннего христианства). Иерус., 1968 (на иврите); Гринфальд И. Киддуш ха-шем: Бирур ха-мусаг (Освящение Имени: прояснение понятия)//Молад (сидра хадаша). 1969. Т. 1. С. 476-484 (на иврите); Шмуэль С. Киддуш ха-шем бе-торатам шель танаим (Освящение Имени в учении таннаев)//Цион. 1979. Т. 44. С. 28-42 (на иврите); Гросс А. Аль ха-тисмонет ха-ашкеназит шель киддуш ха-шем бе-португаль би-шнат 1497 (Об ашкеназском симптоме Освящения Имени в Португалии в 1497 г.)//Тарбиц. 1995. Т. 64. С. 83-114 (на иврите); Гроссман А. Киддуш ха-шем бе-меот 11-12: Бейн Ашкеназ ле-арцот ха-ислам (Освящение Имени в XI-XII вв.: Сравнение ашкеназского региона с исламскими странами)//Пеамим. 1998. Т. 75; С. 27-46 (на иврите); Cohen J. Between Martyrdom and Apostasy: Doubt and Self-Definition in 12th Cent.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

  001     002    003    004    005    006    007    008