Серебряная монета Бар-Кохбы. Реверс с надписью: «Иерусалим» Серебряная монета Бар-Кохбы. Реверс с надписью: «Иерусалим» В талмудической традиции III-VI вв. вождь восставших именуется Бар (или Бен)-Козба (арам.    ), что означает «сын лжи» или «лжец». Судя по сообщению Иерусалимского Талмуда («Учил рабби Симон бен Иохай: Акива, мой учитель, указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24. 17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия». Сказал ему Иоханан бен Торта: «Акиба, раньше трава произрастет из щек твоих, чем придет сын Давида»» - Таанит 4, 68d), представление Акивы о мессианстве Б.-К. не разделялось др. законоучителями. В Вавилонском Талмуде указывается: «Бар-Козба царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд. Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин 93b). Агадические предания представляют Б.-К. могучим богатырем, от колена к-рого отлетают обратно и убивают римлян ядра, выпущенные из их баллист. Даже имп. Адриан изумляется его доблести. Вместе с тем там же Б.-К. характеризуется как человек грубый, недалекий и безмерно гордый, обращающийся к Богу с молитвой, чтобы тот не вмешивался в его войну с Римом, поскольку он и сам справится. Гибель Б.-К. приписывается Божией воле (Таанит 4, 68 cd). На монетах, а также в письмах и документах самого Б.-К., найденных в пещерах Иудейской пустыни в 50-60-х гг. XX в., он именует себя: «Симон, князь [nasi] Израиля», но нигде не указывает на свое мессианство. В этих свидетельствах он предстает как глубоко религ. человек, следящий за строгим исполнением всех праздничных обрядов и ритуалов даже в период военных действий и называющий своих приверженцев «братьями». В то же самое время он выступает в образе энергичного и жесткого командующего, озабоченного мобилизацией всех людских и материальных ресурсов на борьбу с Римом и угрожающего подчиненным ему военачальникам и управляющим суровыми карами за неповиновение. Т. о., в условиях широко распространенных в Палестине мессианских ожиданий Б.-К. помимо своей воли стал восприниматься отдельными приверженцами как Мессия, а противниками - как лжемессия.

http://pravenc.ru/text/77550.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Церемония схождения Благодатного огня пройдет без паломников 08.04.2020 11:20 Версия для печати AP Photo/Tsafrir Abayov Иерусалим, 8 апреля. В иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу, которая в этом году выпадает на 18 апреля, состоится церемония схождения Благодатного огня, но «без присутствия паломников» и с «ограниченным количеством участников» из-за мер по предотвращению распространения коронавируса, сообщил глава департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Израиля Акива Тор. «Церемония 18 апреля состоится, как и всегда, только без присутствия паломников. Церемония пройдет с ограниченным количеством участников. В ней будут участвовать порядка 10 человек», – сказал дипломат, отметив, что из Храма Гроба Господня трансляция церемонии будет вестись на весь мир. Акива Тор сообщил, что ряд стран направят самолеты для того, чтобы получить Благодатный огонь в аэропорту Бен-Гурион. «После церемонии огонь будет доставлен представителями Греческой Православной Церкви к Яффским воротам Старого города Иерусалима, после чего представители посольств, что не обязательно, но скорее всего это будут они, доставят огонь в аэропорт Бен-Гурион. Представители, которые прилетят за огнем, не смогут выходить из своих самолетов из-за условий карантина, но им передадут огонь те, кто получит его у Яффских ворот», – сказал Тор, которого цитирует ТАСС.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О высоком авторитете Книги пророка Варуха в древней Церкви свидетельствует ее богослужебное употребление. В послеиконоборческой к-польской (т. н. визант.) лекционарной системе, к-рая ныне повсеместно принята в правосл. Церкви, пророчество Вар 3. 36-4. 4 (под наименованием пророчества Иеремии) составляет одну из паремий на Рождество Христово (на 3-м часе и на вечерне), поскольку в этих стихах говорится о даровании закона и о последующем явлении Бога среди людей. По груз. переводу иерусалимского Лекционария VII в., стихи Вар 4. 36-5. 9 (под наименованием пророчества Иеремии) были 3-м чтением литургии на Вход Господень в Иерусалим. В рим. лекционарной системе Вар 3. 9-15, 32 - 4. 4 традиционно входит в состав чтений за пасхальным бдением вечером в Великую субботу (в древних рукописях также под наименованием пророчества Иеремии), а Вар 5. 1-9 - во 2-е воскресенье Адвента (согласно совр. реформированному Лекционарию католич. Церкви, в каждый третий год (в т. н. год C)); аналогично употребление Вар и в англикан. Церкви. В амвросианском обряде Вар 4. 36 - 5. 9 является одним из чтений 2-го воскресенья Адвента, Вар 5. 1-6 - Обрезания Господня, Вар 4. 21-29; 2. 9b - 15a; 3. 24-37 - 1, 2 и 3-го воскресений окт. соответственно; отдельные стихи из Вар употребляются в качестве изменяемых песнопений мессы на нек-рые праздники. Апокрифы, связанные с именем В. Сирийский апокалипсис Варуха В последующей евр. лит-ре и традиции В. представлен более значительной фигурой, чем был в жизни ( Muilenburg. 1970. P. 237-238). Ему приписываются неск. апокрифических апокалипсисов. (2 Вар). Известная под этим именем книга, засвидетельствованная в основном сир. традицией, относится к жанру евр. апокалипсисов (см. ст. Апокалиптика ). В науке есть мнение, что автором книги могли быть раввин Акива (Ф. Розенталь), или же кто-либо из его учеников в Иамнии (Б. Виоле), или раввин Иошуа бен Ханания (ок. 40-125 по Р. Х.) (П. М. Богер). I. Рукописи. Текст книги засвидетельствован в следующих рукописях: сир. рукопись VI-VII вв. (Милан. Ambros. MS B. 21 Inf. fols. 257a-265b), в нек-рых частях текст поврежден, книга расположена после 1-2 Пар и 4 Езд и перед 1-4 Макк; араб. рукопись X-XI вв. (мон-рь вмц. Екатерины. Arab. MS n. 589), основана на позднем сир. тексте; 2 греч. фрагмента IV-V вв., сохранившихся в оксиринхских парирусах (Oxyrhynchus Papyrus 111, 403); 3 поздних отрывка в яковитских лекционариях (Lond. Brit. Lib. Add. MS 14686, XIII в.; Add. MS 14687, XIII в.; Kerala. India. A. Konath Libr. MS 77 (4), XVI в.).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Транслировать пасхальную службу будет и телеканал «Союз». Ресурсы, входящие в холдинг «Газпром медиа», обеспечат производство и передачу сигнала трансляций церковных богослужений из православных храмов Москвы и Санкт-Петербурга и пасхального богослужения в московском соборе Армянской апостольской церкви. Производство трансляций православных богослужений реализуется в партнерстве с Отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Все трансляции будут доступны по специальному адресу  vera.premier.one . Прямые трансляции богослужений из храмов российских регионов можно также смотреть на сайте православного журнала «Фома». Телеканал НТВ в 13:15 мск 18 апреля начнет вести прямую трансляцию схождения благодатного огня из Иерусалима. Как ранее сообщил глава департамента по делам диаспоры и мировых религий МИД Израиля Акива Тор, церемония пройдет «без присутствия паломников» и с «ограниченным количеством участников» из-за мер по предотвращению распространения коронавируса. После церемонии схождения представители Греческой Православной Церкви доставят огонь к Яффским воротам Старого города Иерусалима, где его получат представители посольств или другие уполномоченные лица. Затем делегации доставят огонь из Иерусалима в аэропорт Бен-Гурион, где его передадут представителям соответствующих стран, которые не смогут выйти из самолетов в связи с карантином. В Россию огонь по традиции доставит делегация фонда Андрея Первозванного. Как ранее сообщили РИА Новости в пресс-службе фонда, организовать традиционную встречу благодатного огня в аэропорту не представляется возможным: он будет передан в Храм Христа Спасителя к патриаршему богослужению 18 апреля, а в другие храмы РПЦ – после отмены режима самоизоляции. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иногда детей клали в гробы и говорили арабам, что они умерли вместе с родителями. А затем им помогали скрыться. Один из моих братьев (рассказывает Ханна) ходил, как это было принято, работать в арабский дом, к знакомым нашей матери. Как-то раз мы слышим, оттуда доносится громкий шум. Моего брата нарядили в красивую одежду и посадили на лошадь. Он был в восторге... ему было пять лет. Одна арабка пришла к нам тайком и сообщила, что его хотят сделать мусульманином. Мать моя работала далеко от дома, отца уже не было в живых. Туда пошел мой дядя, забрал брата, запер его и строго наказал. Один из моих дядей работал у арабов. Он был еще очень молод, но уже имел жену и четверых детей. Как-то раз арабы решили обратить его в мусульманство. Они заперли его в комнате, связали его и пробовали насильно накормить его похлебкой с мясом, запрещенным нашей религией (вероятно, верблюжьим). Они сильно избили его, а затем легли спать. Моему дяде удалось освободиться от пут и бежать. Он вернулся домой и все время плакал, и ничего не говорил. Его расспрашивали, но он не отвечал, а все плакал и плакал. Он не хотел ни есть, ни пить. Два дня спустя он умер. Когда стали обмывать его тело, то увидели, что оно сплошь покрыто ранами. Позже мы узнали, что произошло, потому что арабы тайком все нам рассказали. Несколько моих двоюродных братьев осиротели. Один из наших дядей взял их и бежал из деревни. Он укрывал их пять лет. Арабы разыскивали его повсюду и, наконец, нашли. Сельский староста сказал ему: «Если бы я тебя так хорошо не знал, я бы тебя убил за то, что ты сделал». Евреи работали на всех работах, кроме земледельческих. Они шили арабам обувь, а сами не имели права ее носить. Мы любили имама Йахью (убитого 17 февраля 1948 г.), нам было при нем хорошо. Он защищал нас и был справедлив... (Автор часто слышал такого рода заявления от многих йеменских евреев. Преемником Йахьи был его сын Ахмад, позволивший 44 тысячам евреев эмигрировать в Израиль в 1949–50 гг.). Из интервью автора (8 октября 1982) с Ханной (Лолу) и Са’адией бен Шломо Акива (Аква); первая родилась в Дамаре, второй – в Менахе (Йемен).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Достаточно прочитать книгу Луи Финкелстайна, иудея по вероисповеданию (название книги «Рабби Акива»), чтобы убедиться, что Храм в 1-й половине I века был именно тем, чем его называл Христос. Сказано: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк.11:17 ). Произнося эти слова, Сын Божий точно цитировал пророка Иеремию, изрекшего: «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» ( Иер.7:11 ). То есть иудеи сами видели и знали, во что был превращен Храм: центр ростовщичества, базарной торговли, грабежа и обмана простых верующих. И участь Храма была печальна, Бог попустил его разрушение; это обстоятельство нас, россиян, должно заставить задуматься – а за что Господь попустил в XX веке разрушение и осквернение наших православных храмов? Чтобы понять, почему Сын Божий был на стороне бедных и выступал против внешнего лидерства среди апостолов, надо представить, как жили простые люди святой Палестины. Историк Луи Финкелстайн так описывает жилище простого человека того времени: «Дом… был построен не из камня, мрамора или дерева. Он был подобен жилищам арабских феллахов наших дней. Стены были сложены из высушенных на солнце кирпичей, без всякого цемента или алебастры. Дверь была просто дырой в стене, через которую проникал свет и воздух. Крыша из смеси глины, соломы и земли, поддерживаемая стропилами из сухих ветвей, должна была защищать от солнечных лучей летом и от слишком сильных дождей зимой. На земляном полу лежали соломенные тюфяки, на которых все члены семьи и спали… Пища этих крестьян самая простая. Ячменный хлеб с капустой, репа, может быть чеснок, утром и то же самое вечером. На большее не хватало. Недостаток топлива приводил к тому, что даже эти овощи чаше всего невозможно было сварить. Чтобы хоть как-то приготовить их, у богатого соседа или, может быть, в общественной водогрейке брали кувшин горячей воды и опускали в него овощи. Такая жизнь казалась им совершенно естественной. Они считали, что со стороны их предков было дерзостью просить Моисея о таких деликатесах, как дикий лук, огурцы и рыба. Им вовсе не казалось странным, что люди, требующие мяса, должны быть наказаны смертью за свой неуемный аппетит…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не могли священники даже брать деньги в руки, ибо был закон о церковных кружках и старостах, которые должны были ими распоряжаться, только священники-привратники могли брать деньги, которые тут же и опускали в кружку. Сказано: «И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем» ( 4Цар.12:9–10 ). Все эти древние законы тяготили архиереев и иереев, и в I веке до Р.Х. они осуществили буржуазную революцию в своей среде и, игнорируя древние библейские принципы, стали сами заниматься всеми коммерческими делами, таким образом развратились и стали « вертепом разбойников ». Осуществить свой буржуазный переворот иудейское духовенство смогло в результате династического переворота Ирода I Великого, когда он совершенно нелегитимно захватил власть в стране, умертвив Гиркана II в 29-м году до Р.Х. Еврейский историк Луи Финкелстайн в книге «Рабби Акива» 186 показывает, что высшее духовенство, считая себя «патрициями», обирали низшее духовенство («плебеев») поборами и грабежами. Так что иудейские архиереи делали даже вооруженные набеги на иудейских иереев и левитов (певчих), грабили их наделы и разоряли их хозяйства. Христос, дважды бросивший вызов их коммерческой пирамиде, оказался совсем не желательным для них лицом, и они, используя свои мафиозные связи с римскими властями и домом царя Ирода II Агриппы, составили против Него заговор. Действительно, любое преступление, имеет свой экономический след… О том, что Христос уже дважды бросал вызов их мафиозной пирамиде – в начале и в конце своего служения, – святитель Иоанн Златоуст пишет: «Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Приведенный отрывок отражает практику, распространенную в иудейской традиции. Инициатором развода может быть только муж. Если он решил расстаться с женой, он должен дать ей письменное уведомление: в этом случае она может вступить в брак повторно. Законодательство, касающееся развода, обросло многочисленными толкованиями в иудейском устном и письменном предании 218 . В частности, по-разному толковалось выражение находит в ней что-нибудь противное. О смысле этого выражения спорили, в том числе во времена Иисуса. Упоминание о такого рода спорах мы находим в Мишне – своде религиозных нравственных предписаний ортодоксального иудаизма, составленном на рубеже II и III веков: Школа Шаммая говорит: мужчина не имеет права разводиться со своей женой, если она не нарушит супружескую верность; ибо написано: «потому что находит в ней что-нибудь противное». Школа Гиллеля говорит: [он может развестись с ней] даже если она плохо приготовила еду, ибо написано: «потому что находит в ней что-нибудь противное». Раввин Акива говорит: даже если он нашел женщину красивее, ибо написано: «если... она не найдет благоволения в глазах его» 219 . Мнение Акивы не могло быть известно Иисусу, так как деятельность этого раввина пришлась на период после Его смерти. Что же касается позиций школ Шаммая и Гиллеля, то они наверняка были Ему известны. В той интерпретации закона Моисеева, которую приводит Матфей, Иисус близок к школе Шаммая: Он считает единственной допустимой причиной для развода прелюбодеяние жены. Однако Он идет дальше, приравнивая к прелюбодеянию брак с разведенной женщиной. Тем самым Иисус запрещает второй брак для мужчины. К этой теме Он обращается еще раз в диалоге с фарисеями. Приведем его по версии Матфея: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует ( Мф. 19:3–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вавилонский Талмуд (Песахим, 6.1–2): «Вот что можно делать в субботу (пришедшуюся на Пасху): режут пасхального агнца, кропят его кровью жертвенник, вычищают его внутренности и воскуряют его жир на жертвеннике; однако в субботу не жарят его и внутренности его не промывают. В субботу нельзя взять его на плечи, принести его с расстояния, большего, чем субботний путь, и срезать у него бородавку. Но рабби Элиэзер говорит: «Можно». Сказал рабби Элиэзер: «Да ведь этого требует принцип экстраполяции: уж если ритуальный убой жертвы, который запрещен (в субботу) как работа, (на Пасху) оттесняет субботу – эти работы, которые запрещены как швут 115 , не оттеснят субботу?» Ответил ему рабби Йегошуа: «Праздник явится доказательством: работу в праздник разрешили, а швут запретили». Сказал ему рабби Элиэзер: «Как это, Йегошуа? Разве можно приводить для заповеди как доказательство право, предоставленное человеку?» Возразил ему рабби Акива, сказав: «Кропление очистительной водой 116 явится доказательством: оно для заповеди, и оно же запрещено как швут, и не оттесняет субботу; так ты и не удивляйся, что эти работы не оттесняют субботу – хотя они и для заповеди, и запрещены как швут». Сказал ему рабби Элиэзер: «Как раз это я и обсуждаю: уж если ритуальный убой, который запрещен как работа, оттесняет субботу – разве не логично, чтобы кропление очистительной водой, которое запрещено как швут, от теснило субботу?» Ответил ему рабби Акива: «Или наоборот – уж если кропление очистительной водой, которое запрещено как швут, не оттесняет субботу – разве не логично, чтобы ритуальный убой, запрещенный как работа, не оттеснял субботу?» Сказал ему рабби Элиэзер: «Акива, ты стер то, что написано в Торе 117 : после полудня... в предназначенное для этого время – хоть в будни, хоть в субботу». Ответил ему тот: «Рабби, приведи мне пример времени, предназначенного для этих работ, точно так же, как есть время, предназначенное для ритуального убоя». Общее правило сформулировал рабби Акива: всякая работа, которую можно сделать накануне субботы, не оттесняет субботу; убой жертвы, который невозможно совершить накануне субботы – оттесняет субботу».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Есть и другой вариант этой истории. В нем говорится, что они не обручились, а поженились. Он пошел учиться, когда его сыну исполнилось три года и они вместе выучили алфавит. По этому варианту, прошло двенадцать лет, и раби Акива, уже известный законоучитель, решил возвратиться домой, причем сделать Рахили сюрприз. И когда он подошел к колодцу около дома, то услышал, как соседки насмехаются над соломенным вдовством Рахили, а она отвечала: «Если бы он был тут и я знала, что он еще не достиг полноты знания Торы, я сказала бы: „Не входи в дом, возвращайся к Торе“». Он так и сделал. И еще через двенадцать лет он вернулся, став самым прославленным из мудрецов Израиля, окруженный толпой из 24 тысяч учеников. И на глазах их всех пал к ногам Рахили и стал целовать прах. Ученики возмутились, а раби Акива отвечал: «Все, что знаете вы, и все, что я знаю, не стоит одной пылинки под ногами этой женщины». Есть еще дополнительная новелла о том, что он принес ей в подарок небывалой красоты головной убор под названием «Золотой Иерусалим». И только тут выяснилось, что после смерти ее отца семья обнищала и Рахиль продала свои волосы, чтобы раби Акива мог спокойно учить Тору. Обобщив эти и другие истории, можно попытаться восстановить некое богословие брака, бытовавшее в первые века по Рождестве Христовом в иудаизме и находившееся в разительном противоречии с правовыми нормами иудаизма. Например, с номинально и по сей день существующей в иудаизме полигамией 33 или с толкованием библейского понятия «восставшая жена», предложенным тем самым раби Акивой, который, по одной из версий предания, двенадцать лет сохранял верность нареченной невесте. Толковал он это так: жена считается взбунтовавшейся, если она второй раз подала мужу нелюбимое им кушанье. Я полагаю, что как в образе раби Акивы сочетается возвышенная любовь с самым приземленными бытовыми требованиями к жене как прислуге, так в богословии раввинистического иудаизма, коего раби Акива был эталонным представителем, сочетается явная законническая составляющая с неявной мистикой брака.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008