После продолжительных и тонких рассуждений об этом предмете, не принесших никакой пользы, Леона встал и прекратил заседание. Таков был конец Собора селевкийского. Хотя, конечно, и на другой день приглашали Леону, но он не захотел прийти в собрание, сказав, что царь послал его присутствовать на Соборе единодушном, а из вас, говорил, некоторые ссорятся, посему я не могу присутствовать; ступайте и пустословьте в церкви. Считая это благоприятным для себя случаем, не хотели также идти и акакиане. Но принадлежавшие к другой стороне собрались в церковь и послали пригласить акакиан для суждения о делах иерусалимского епископа Кирилла. Надобно заметить, что Кирилл был еще прежде обвиняем, за что, сказать не могу, но низложен он за то, что в продолжение двух лет призываемый несколько раз на суд, из опасения быть обвиненным, не являлся. Впрочем, быв уже низложенным, он послал апелляцию к низложившим его и требовал высшего суда, на что согласился царь Констанций. Прибегнув к апелляции, как бывает в судилищах светских, Кирилл сделал это первый и один из всех, вопреки обычаю и церковному правилу. Итак, теперь он находился в Селевкии и ожидал суда. Посему-то епископы, как сказано немного выше, и приглашали акакиан, чтобы, обсудив дело обвиняемых, произнести касательно их общий приговор. Были, впрочем, призываемы и другие обвиняемые — присоединившиеся к акакианам, но так как, несмотря на многократный зов, они не явились, то находившиеся на Соборе епископы низложили, во-первых, самого Акакия, потом Георгия александрийского, Урзакия тирского, Феодула керетанского из Фригии, Феодосия филадельфийского из Лидии, Евагрия с острова Митилены, Леонтия триполисского из Лидии, и Евдоксия, бывшего прежде епископом Германикии, а потом получившего епископство в Антиохии сирийской. Низложили и Патрофила — за то, что, обвиняемый пресвитером Дорофеем и призываемый на Собор, он не явился. Так этих они низложили, а Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фидилия, Евтихия, Магна и Евстафия лишили церковного общения и определили, чтобы они оставались в таком состоянии до тех пор, пока не оправдаются и не сделаются свободными от обвинения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

На этот раз Акакий, незаконно осудивший св. Кирилла, усомнился в своей правоте, и, во избежание неприятности, удалился из собора. После неоднократных приглашений собор приступил к разбору дела в отсутствии обвинителя. За столь дерзкие и незаконные поступки, какие били проявлены по отношению к епископу Иерусалимскому, Акакий был осужден и низложен, а Кирилл получил право возвратиться на свою кафедру. Однако опасность Святителя не миновала. Акакий, возвратившись в Константинополь, ложными доказательствами обвинил св. Кирилла перед императором, и последний стал на сторону клеветника. В 360 г. в Константинополе они созвали собор. Последний, стараниями Акакия, отверг постановления Селевкийского собора и осудил св. Кирилла и его сторонников. После соборного еретического суда все они были низложены и сосланы в заточение 20 . Иерусалимская кафедра опять перешла в руки еретиков. Акакий торжествовал, но торжество его было кратковременным. В 331 г. умер его покровитель император Констанций и царский престол занял Юлиан. Последний, по своим соображениям, возвратил всех прежде сосланных за веру епископов. Вернулся на свою кафедру и св. Кирилл, оставаясь таким же верным и непоколебимым хранителем апостольских преданий. Юлиан был ярым врагом всех вероисповеданий и в особенности – Православия. С коварным умыслом он предоставил свободу всем вероисповеданиям, надеясь, что все религии в борьбе между собой уничтожат одна другую. Слабым он даже помогал. С этой целью император намеревался поднять иудейскую религию и решил было восстановить иерусалимский храм 21 . Но Богооткровенные слова, сказанные некогда Даниилом и подтвержденные Спасителем, бесследно пройти не могли. Когда началась работа, св. Кирилл обличал противящихся истине, указывая, что иудеи не в состоянии будут сложить камня на камне. Так и случилось. Когда все было оборудовано и приготовлено для кладки стен, произошло сильное землетрясение и все сохранившееся старое основание, со всеми приготовлениями, рассылалось до последнего камня. Новые попытки приняться за работу были невозможны, ибо неоднократно выходил из земли огонь и попалял работников. Народ трепетал от необычайных явлений. Многие из иудеев и язычников принимали христианскую веру и просили св. Кирилла принять их в лоно Православной Церкви 22 . Узнав об этом, император сильно обозлился на христиан. Он приказал сделать в Иерусалиме амфитеатр, чтобы, вернувшись с персидского похода, всех палестинских христиан, вместе с их пастырями и наставниками, предать на съедение зверям. Такая же участь ожидала и архипастыря Иерусалимского. Но Господь разорил намерения императора и последний в одном из боев погиб 23 . Его престол занял Иовиан, сторонник Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

По проискам ариан, в первую очередь еп. Акакия Кесарийского, и при содействии власти, свят. Кирилл был трижды смещаем и изгоняем со своей кафедры, хотя причина его разногласий с группой епископов, возглавляемых еп. Акакием, была скорее административно-канонической, чем догматической. Ценно то, что свят. Кирилл в полемике с еп. Акакием отстаивал главенство Иерусалимской Церкви, как Матери всех Церквей. Последнее изгнание свят. Кирилла длилось 11 лет. Возвращенный из изгнания св. императором Феодосием Великим около 378 года, свят. Кирилл застал Иерусалимскую Церковь в раздорах, но благодаря своей мудрости и пастырской любви, сумел успокоить паству. Между первым и вторым изгнаниями, свят. Кирилл сблизился с омиусианами и в их рядах присутствовал на Селевкийском Соборе 359 года. Омиусиане не были довольны учением о подчиненности (субординационизме) в Святой Троице, вытекавшем из арианства, а от никейской веры их отталкивало слово «единосущный», которое, как им казалось, вело к модализму (модалисты считали Иисуса Христа Самим воплотившимся Богом Отцом). Поэтому большинство сирийских и палестинских епископов приняло слово «подобосущный» или «сходносущный» (омиусиос, по греч. μοιοσιος). Эти епископы следуя Оригену считали, что Христос является «подобием» Бога, что их сущности «сходны». Как мы уже отмечали, Православие восторжествовало во всей своей чистоте на Втором Вселенском Соборе только тогда, когда святые отцы-каппадокийцы (сами формально вышедшие из среды омиусиан) смогли донести до сознания восточного епископата никейское или Афанасиево исповедание веры. В числе епископов окончательно утвердившихся в это время в Православии был и свят. Кирилл Иерусалимский . На Втором Вселенском Соборе он подписал осуждение арианам и исповедал православную веру. Скончался свят. Кирилл Иерусалимский в 386 или 387 году. Память его совершается 18/31 марта. § 2. Сочинения Свят. Кирилл не был писателем в собственном смысле этого слова. Его литературное наследие скромно. Оно состоит, в основном, из проповедей и бесед, причем по большей части, сказанных без подготовки. При этом богословское содержание проповедей и бесед свят. Кирилла весьма глубоко, благодаря чему он является достойным представителем золотого века христианской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

1223 Афанасий находился на этом посту как минимум до 363 г., когда его представители присутствовали на соборе в Антиохии. 1224 Основные репрессии против сторонников Василия в клире Антиохии Евдоксий провел еще в 357 г., вскоре после своего воцарения там. 1225 Мелетий стал епископом Севастии в Армении после низложения Евстафия. Однако он был недоволен «необузданностью своей паствы» (Thedoret., II, 31), вскоре удалился на покой и пребывал в городе Берии в Сирии. В 360 г. он стал епископом Антиохии. Возведен он был по инициативе Акакия, но Мелетий и сам пользовался поддержкой населения Антиохии (Socr., II, 44). Но в 361 г. он уже был низложен по приказу Констанция. В том же году, после смерти Констанция, Мелетий был возвращен из ссылки в Антиохию по декрету Юлиана о возвращении сосланных епископов. После воцарения императора Валента в 364 г. Мелетий вновь был низложен и сослан в Армению. Вернулся из ссылки он лишь в 378 г., после смерти Валента, когда император Грациан объявил амнистию всем сосланным епископам. Умер Мелетий в 381 г. в Константинополе во время II Вселенского собора. 1226 Уже на Селевкийском соборе Мелетий подписал формулу, представленную акакианами (см. о ней кн. IV, прим. 48), сразу отбыл в Берию (Socr., II, 44). 1227 Пелагий еще в юности был высоконравственен с христианской точки зрения. Так, вступив в брак, он убедил свою невесту предпочесть чистоту и братскую любовь, сохранив целомудрие (Theodoret., IV, 13). Он вообще был известен как один из образцов добродетели, строгий аскет, и на II Вселенском соборе общение с ним уже само по себе являлось ручательством за православие. Вскоре после рукоположения Пелагий присутствовал на соборе в Антиохии в 363 г. После воцарения императора Валента в 364 г. Пелагий был низложен и сослан в Аравию. Вернулся из ссылки он лишь в 378 г., после смерти Валента, когда император Грациан объявил амнистию всем сосланным епископам. Он присутствовал на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г., и по решению собора его епархия получила статус митрополии (Socr.,V, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пероз умер. Элия нисивинский пишет под 795 г. селевкидов на основании «церковной истории Барсахде каркаского» eqlsesîqî d h -B h ar-shd’ karkyâ: «в этом [году] затмилось солнце в день субботний четырнадцатого кануна другого, во время третьего часа дня, и были видны звезды; и в те дни» [следовательно, вскоре после солнечного затмения] «убит был Пероз, царь персидский». Все сообщение о затмении солнца замечательно точно. Действительно, 14 января 484 г. было в субботу. Вот подробности солнечного затмения для φ и λ Селевкии (высчитываю их по фон-Оппольцеру с поправками Гинцеля), по истинному селевкийскому времени: Астрономический восход солнца… 6. h 58. m 6 а. m. Следовательно, 3-й час дня . . . . 8. h 39. m – 9. h 29 m . а. m. Начало затмения ….. 7. h 46. m 06 . а. m. Maximum затмения….. 8. h 59. m 30 а. m. Конец затмения….. 10. h 20. m 79 а. m. Затмение продолжалось…… 2. h 34 m 74 Maximum затмения……. 11,9946 дюймов, т. е. затмилось…… 0,99955 солнечного диаметра, следовательно, для глаза этого затмение казалось полным. Неудивительно, что видны стали звезды. – А если Пероз был убит в январе – феврале месяце, то будет осторожнее – отнести собор бет-лапатский, на котором сиро-персидская церковь приняла несторианскую догматику, на октябрь – декабрь 483 г. И, конечно, невероятно, чтобы Барсаума нисивинский столь важный собор созвал, притом в чужой «ипархии», не проведши предварительно единомысленного с ним Акакия на пост католикоса. 155 sagnë „bby“, d: „baby“. О значении имени – под 10. Элия нисивинский пишет: „Бавай поставлен был во дни Замаспа (zmasp) сы[на Пероза] ц[аря] персидского; и [и] была [у] него жена и сыновья (w-b h nayâ); и жил...пят л[ет]“. И под 810 годом селевкидов (октябрь 498 – сентябрь 499 г.): „в этом [году] возмутился Замасп, сын Пероза, против Кавада [I], брата своего; и бежал Кавад; и воцарился Замасп (на) два года. И в этом [году] поставлен Бавай католикос“. В главном и существенном здесь все связно: католикос Акак „преставился во дни Кавада царя“; вполне естественно, что в первый же год Джамаспа поставлен новый католикос Бавай“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Это было время недолговечного торжества арианства. Христианский мир был разделен на целый ряд партий. Святитель Епифаний сурово осуждает епископов, от которых он должен был канонически зависеть: Акакия, епископа Кесарии, бывшей гражданским и церковным центром Палестины (хотя Святой Град Иерусалим уже имел особое положение), и Евтихия Елевферопольского, которые были в числе предводителей партии «полуариан», получившей по имени первого из них именование «акакиан» 2 . Святитель Епифаний приводит в указанном месте исповедание веры акакианского Селевкийского собора 359 года: «...слово единосущный мы отвергаем как чуждое Писанию, а слово неподобный анафематствуем... Веруем... в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, бесстрастно рожденного от Него прежде всех веков, – в Бога Слово, Бога от Бога, свет, жизнь, истину, мудрость, силу, Которым все произошло, что на небесах и на земле, видимое и невидимое». Воззрения этой партии можно считать весьма умеренными, отличающимися от никейского Православия едва ли не одним неприятием термина единосущный. Все же строгий ревнитель Православия тяжело переносил господство арианства. После тридцати лет игуменства, в 366 или в 367 году, он принимает приглашение на епископскую кафедру главного города острова Кипра – Констанцы (бывший Саламин, отстроенный при императоре Констанции после разрушительных землетрясений 332 и 342 годов). На Кипре святитель Епифаний бывал и до того. Став первоиерархом Кипра, он получил широкие возможности для борьбы с ересями. Святитель Епифаний принимал участие не только в догматических спорах, но и в канонических столкновениях своего времени. Когда возникла антиохийская схизма, разделившая православных столицы Востока, святитель Епифаний, всегда почитавший святителя Афанасия Великого как правило веры православной, стал на сторону Павлина, которого поддерживал Александрийский Предстоятель и западные епископы, а не на сторону святителя Мелетия, за которого стоял святитель Василий Великий . Каноническое неприятие Мелетия подкреплялось сомнениями в его православии. И святителя Мелетия Антиохийского , и святителя Кирилла Иерусалимского святитель Епифаний обвинял в омиусианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Итак, оба вождя никейцев, Иларий на Западе и Афанасий на Востоке, – открыто признали православие убеждений новой омиусианской партии, возникшей на Востоке в борьбе с аномэйством, и радостно пошли навстречу ей. Прежние взаимные подозрения рассеялись, и при первом откровенном обмене мыслей старые противники сделались друзьями. Только слово « μοοσιος» все еще стояло на пути к полному примирению, но и сомнения, соединенные с ним, значительно ослаблены, отчасти признанием со стороны Илария права восставать против него, а отчасти и еще более подробным и основательным опровержением Афанасия возражений, предъявленных к нему. Слияние омиусиан с никейцами в теории совершилось, таким образом, к концу правления Констанция, но пока во главе империи стоял император, ненавидящей никейский символ, и вожди никейцев, находившиеся в изгнании с 356 года, лишены были всякого участия в церковных делах, это слияние не могло состоятся фактически и обнаружиться на практике в действительном присоединении омиусиан к никейцам. Правда, сильный отзвук совершившегося в теории сближения сказался уже и при Констанции. На соборе в Селевкии исаврийской в 359 году, как мы знаем, некоторые из восточных епископов, в противовес аномэйским выходкам Акакия и Евдоксия, открыто примкнули к никейцам, став под защиту их термина: κ οσας, при чем Иларий пуатьеский, вождь западных никейцев, официально был принят в церковное общение. Но этот внезапный порыв в сторону – никейского символа вызван был не столько сознательным пониманием его ценности, сколысо желанием дать отпор надвигающемуся на церковь аномэйству. События, совершившиея в Константинополе после селевкийского собора, еще более содействовали этому движению Востока в сторону никейцев; податливость главарей омиусианства, пожертвовавших своей отличительной формулой ради сохранения кафедр, уронила кредит их в глазах лучших консерваторов Востока, и люди, дорожившие верой, ждали только удобного момента, чтобы формально присоединиться к никейцам; Такой момент и наступил в царствование Юлиана, когда правительство отняло свою нагнетающую руку, и возвратившиеся никейцы получили возможность заявить свое слово по поводу церковных затруднений. Теперь настало время положить прочное начало к фактическому объединению лучших церковных сил Востока с никейцами, и это великое дело выполнено было на соборе в Александрии, устроенном Афанасием в 362 году тотчас после своего возвращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Испросившие у царя позволение созвать Собор съехались в Лампсак — это было в то же консульство, в седьмом году после Собора селевкийского — и там, снова утвердив веру антиохийскую, которую подписали сперва в Селевкии, анафематствовали изложенную прежними своими единомышленниками в Аримине, и опять подали голос против последователей Акакия и Евдоксия, как против лиц, справедливо низложенных. Епископ константинопольский Евдоксий не в силах был противоречить им, потому что наступившая гражданская война не позволяла Евдоксию обуздать их. Посему приверженцы епископа Кизики Элевсия, приняв так называемое учение Македония, прежде незначительное, а на Соборе лампакском сделавшееся известнейшим, на некоторое время явились тогда сильнейшими. Этот Собор, по моему мнению, был причиной того, что в Геллеспонте увеличилось число так называемых македониан, ибо Лампсак стоит при узком заливе Геллеспонта. Таков был этот Собор, и таковы его последствия. Глава 5 О том, что в сражении между царем и тираном Прокопием, которое произошло при одном фригийском городе, Валент, благодаря измене военачальников, взял в плен тирана и, подвергнув необыкновенным казням, умертвил их    В следующее, то есть Грацианово и Дагалайфово консульства, война усилилась. Тиран Прокопий вышел из Константинополя и готов был вступить с царем в сражение. Узнав об этом, Валент выехал из Антиохии и сразился с Прокопием при фригийском городе, по имени Николии. В первом сражении был он побежден, но, спустя немного, взял Прокопия живым, потому что его предали полководцы Ангелон и Гамарий. Этих военачальников он подверг неслыханным казням и, несмотря на данные предателям клятвы, распилил их пилой и умертвил; а что касается тирана, то, нагнув два дерева, росшие одно близ другого, Валент к каждому из них привязал по одной его ноге, и потом, дав деревьям распрямиться, разорвал ими Прокопия. Раздвоенный таким образом, тиран погиб.    Услышав об этом, константинопольский епископ на епископство кизикское возвел Евномия, как мужа способного привлекать к себе народ силой слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

469 По-видимому, Василий анкирский был автором трактата «О девстве», который числится между неподлинными сочинениями св. Василия кесарийского (P. G., t. XXX, р. 669). Оно посвящено епископу Литию, по этой догадке, очевидно, тождественному с Литием, подпись которого стоит среди других под соборным анкирским посланием 358 года (см. выше стр. 194). Этот Литий в заголовке сочинения называется мелитинским епископом, и нет препятствий допустить, что это так и было, хотя в списке мелитинских епископов позднее встречается другой епископ того же имени. См. статью Cavallera «Le De Virginitate de Basile d’Ancyre» в Revue d’hist. eccl. de Louvain, 1905., p. 5 и сл. 472 Это было довольно правдоподобно, принимая во внимание отношения Ософила и Аэтия к антиохийскому кесарю. См. выше стр. 187. 475 Рассказ о нем у Сульпиция Севера (Chron., II, 41, 45); ср. Hieron., Adv. Lucifer., 17, 18; документы у Илария, Fragm., VII–IX, ср. Athan., De synodis. Эта книга была написана осенью 359 года, когда Афанасий знал относительно соборов Риминийского и Селевкийского только их православные постановления, а не те отпадения от них, которые последовали позже. 478 См. императорское послание к собору в это самое время и ответ собора на него в конце сочинения Афанасия De synodis. 480 Сократ (II, 39, 40) разбирает его акты, которые он читал к коллекции Сабина. Созомен (IV, 22) познакомился с ними позднее и извлек несколько новых подробностей; ср. Hilar., Adr. Const., 12–15. 481 Малонаселенная провинция Исаврия не имела гражданского правителя, а управлялась начальником войска (dux). 482 Athan., De syn., 29, Epiph., Haer., LXXIII, 25, 26, с подписями в количестве 43. Число сторонников Акакия, как видно, неодинаково определяется разными памятниками. 483 Они решительно отказались санкционировать исповедания 358 г. (составленное Василием) и 359 г. (составленное Марком). «Если Василий и Марк сочинили что-нибудь собственное, – говорил Елевсий, – и если они и акакиане взаимно обвиняют друг друга по тем или другим поводам, собору до этого нет дела; ему нет оснований вдаваться в обсуждение, удовлетворительно ли, или нет их исповедание веры» (Sosom., IV, 22, р. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Ариане. " Может вызвать недоумение, что 150 отцов не только духоборцев-македониан, но даже и ариан, явных еретиков, постановили принимать без Крещения. Объясняется это, вероятно, не только тем, что ариане не искажали крещальную формулу, но тем еще, что крайние ариане, кощунственно именовавшие Сына сотворенным и неподобным Отцу, ко времени Второго Вселенского Собора выродились в секту евномиан, для которых при переходе их в Православие Собор предусматривал перекрещивание, ибо ставил их наравне с язычниками, а наименованные в 7-м правиле арианами сами себя арианами не называли. После Никейского Собора их предводители говорили: " Как мы, епископы, последуем за пресвитером Арием?! " Своим учителем они в ту пору считали Евсевия Никомидийского, а впоследствии Акакия Кесарийского. Акакиане исповедовали Сына подобным Отцу и даже православно именовали Его " неразличимым образом Отца " , но отвергали Его единосущие Отцу и в этом сходились с самим зачинщиком ереси " с. 206]. Однако, вряд ли было бы справедливым представлять ариан времен Второго Вселенского Собора невинными жертвами терминологической путаницы, тем более, что в 1-м правиле того же Собора они перечисляются наряду со всеми прочими еретиками: " ...и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполинариан " с. 40]. Все названные антицерковные группы отличались от Церкви именно своим богословием. Ариане же названы еще евдоксианами, о которых нам известно следующее: " Евдокс занимал последовательно епископские кафедры Германийскую и Антиохийскую. Тогда он исповедовал аномейство, однако после Селевкийского Собора 359 г. он перешел в омианство, которое, поскольку ему потворствовал Констанций, считалось официальным учением " государственной Церкви " . По правде говоря, богословская эволюция Евдоксия, вызванная к тому же чисто оппортунистическими побуждениями, была скорее видимой, нежели реальной, ибо омианство прежде всего отличалось своей расчетливой туманностью: если Сын считается подобным (óμοιος) Отцу, то речь может идти лишь о нравственном подобии. Омиане, действительно, отвергали не только православное учение о единосущии, но даже и всякую мысль о подобосущии (омиусианство). Вот почему, и по справедливости, кафолические христиане видели в омианах ариан и часто именно так их и называли " с. 191].

http://bogoslov.ru/article/1391715

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010