В Антиохии кафедра была свободна; надо было выбрать нового епископа. Выбор пал на Мелетия, не занимавшего определенной епархии. Мелетий был родом из Мелитины, в Малой Армении. Состоявшийся в этом городе собор в 358 году низложил севастийского епископа Евстафия, очень видного деятеля по тому усердию, с каким он насаждал аскетизм и монашество. Эти формы жизни он в молодости изучал в Египте. Говорили, что он там был близок к Арию и проникся его учением. Как бы то ни было, несомненно, что к тому времени, когда приговором Мелитинского собора он был лишен своей епархии, Евстафий исповедовал, как и Василий анкирский, учение, очень близкое к никейскому православию. Мелетий, тогда принадлежавший к мелитинскому клиру, согласился занять его место. Это был человек весьма уважаемый за свое благочестие, свою кротость, приветливость и прямой характер. Но и Евстафий был очень любим; население Севастии не приняло того преемника, которого ему предполагали дать; Мелетий вынужден был удалиться; он поселился в Сирии, в Верии (Алеппо). В следующем году (359) Евстафий участвовал в Селевкийском соборе в рядах большинства, стоявшего за термин μοιοσιος; Мелетий либо на соборе 492 , либо после него подписался под исповеданием Акакия. Значит, в тот момент, когда ему предоставили антиохийскую кафедру (зимой 360–361 г.), он был деятелем риминийско-константинопольского собора наравне с Акакием кесарийским и Георгием александрийским, которые и присутствовали при возведении его на кафедру. Он произнес очень искусную проповедь , в которой, оставаясь на почве официально принятого исповедания, не говоря ни о существе, ни об ипостаси, дал понять, что он, в сущности, недалек от взглядов никейцев 493 . Эти последние дали волю своей радости. Ариане спохватились и через месяц уже сумели избавиться от нового епископа. Не касаясь его богословских воззрений, к нему придрались за некоторые его распоряжения, а именно за восстановление духовных лиц, удаленных его предшественниками. На его место поставили Евзоия, старого товарища Ария, отрешенного от диаконства сорок лет тому назад Александром александрийским .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя Церковь Востока к тому времени почитала Нестория , вост. сирийцы не были знакомы с его произведениями и имели о его богословии лишь общее представление, ориентируясь гл. обр. на христологию Феодора Мопсуестийского. Именно учение последнего, подразумевавшее строгое дифизитство, однако не содержавшее исповедания двух ипостасей во Христе, было официально одобрено на Соборе под председательством католикоса Акакия Селевкийского в Селевкии-Ктесифоне (486). Ситуация начала меняться благодаря М. А., к-рый привез из Византии в Персию «Трактат Гераклида Дамасского», составленный Несторием ( Abramowski. 1963. S. 8); во 2-й пол. 30-х гг. VI в. трактат был переведен на сир. язык по инициативе М. А. Самому М. А. приписывается перевод 2 анафор, авторами которых традиционно считались Феодор Мопсуестийский и Несторий (изд.: Liturgia sanctorum apostolorum Adaei et Maris cui accedunt duae aliae in quibusdam festis et feriis dicendae, necnon ordo baptismi. Urmia, 1890. P. 40-51; лат. пер.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 620-632; англ. пер.: Badger P. G. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. P. 214-243); данные анафоры используются в восточно-сирийском обряде . Вернувшись из Византии, М. А. стал преподавателем Нисибинской школы (учеником М. А., в частности, был Кир Эдесский ), а после смерти католикоса Павла - его преемником. По всей видимости, одной из основных причин, по к-рым шах Хосров I Ануширван (531-579) поддержал его кандидатуру, являлась разносторонняя образованность М. А. (в т. ч. знание зороастрийских текстов). Фактически избрание М. А., аскета и ученого, ознаменовало отход от прежней практики назначения католикосов, равно как и др. епископов Церкви Востока, из числа богатых и влиятельных клириков, нередко состоявших в браке и близких по образу жизни к персид. элите. Важной задачей М. А., к-рая также отвечала интересам Хосрова I, являлось создание стабильной церковной организации во главе с католикосом, признаваемым всем епископатом, поскольку в сер. VI в. Церковь Востока еще не представляла собой единую структуру. Хотя на Соборе 410 г., созванном католикосом Исааком , был принят канон, согласно которому все иерархи обязались беспрекословно подчиняться епископу Селевкии-Ктесифона (прав. 12), власть католикоса нередко ставилась под сомнение. Ситуация осложнялась наличием в нек-рых регионах Сасанидского Ирана, в т. ч. в Хузестане, 2 параллельных церковных иерархий; причиной этого был спор о выборах предстоятеля после смерти католикоса Павла, предшественника М. А. Сразу после поставления католикосом М. А. совершил поездку по ряду персидских регионов, в ходе к-рой он либо убеждался в лояльности местных епископов и утверждал их в должности, либо заменял их своими ставленниками, пользуясь при этом поддержкой местных властей ( Payne. 2015. P. 95-99).

http://pravenc.ru/text/2561936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН МАМИКОНЯН [Ваан; арм. (?) ] († 505/6), марзпан (военный наместник) Армении. Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию, затем выкуплен груз. питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение неск. лет возглавлял борьбу христ. народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании, насадить там зороастризм и полностью подчинить персид. державе. После разгрома персид. армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на вост. границах гос-ва Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш (среднеперсид. Warda  xš, Walaxš; 484-488) заключил мир с В. М. и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Арм. отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. В. М. был приближен к сасанидскому двору и вскоре назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине (485). Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении христианства в качестве гос. вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам (ок. 491 он направил католикоса Церкви Востока Акакия Селевкийского послом к имп. Зинону; по его распоряжению митр. Нисибинский Бар Саума участвовал в демаркации границы с Византией). В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в др. зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит В. М. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там мон-рь и братство. Настоятелем мон-ря он назначил своего друга Лазара Парпеци , к-рый воспитывался матерью В. М. вместе с ее 4 детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению В. М. Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени В. М. сохранились в адресованном ему Послании Лазара Парпеци. Лит.: Labourt J. le christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide. P., 1904. P. 143-155; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 289-290, 523; Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Ереван, 1962. Т. 5. С. 11-13 (на арм. яз.); Чамчянц М. История Армении. Ереван, 1985. Т. 1. С. 527 (на арм. яз.). М.-Э. Ширинян, А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149943.html

1213 Феодорит (II, 27), подробно описавший события этого диспута, сообщает, что Василий начал с обвинений Евдоксия в отступлении от апостольского учения, однако Констанций, ранее приказавший рассмотреть сначала догматические вопросы, а уже затем преступления конкретных лиц, сильно разгневался на Василия и приказал ему замолчать. В дальнейшем прения со стороны василиан вели главным образом Евстафий Севастийский и Сильван Тарсский. 1214 Феодорит приводит цитату из сочинения Аэция, которая стала основанием для его изгнания: «Неподобное по проявлению неподобно и по существу; един Бог-Отец, из него же вся – и един Господь Иисус Христос, им же вся ( 1Кор. 8, 6 ): но “из него же” не подобно тому или не то значит, что “им же”; следовательно, Сын неподобен Богу-Отцу». Император Констанций, ознакомивший по наущению Евстафия Севастийского с этим изложением, признал его еретическим. И когда вызванный к императору Аэций признался, что это его сочинение, он тут же был отправлен в ссылку во Фригию по приказу императора (см. II, 27). 1215 Имеется в виду прежде всего Евдоксий, которому часто приписывали взгляды аномиев. Евдоксий по прямому приказу Констанция был вынужден произнести анафему на сочинение Аэция. Под другими единомышленниками Аэция подразумеваются сторонники Евдоксия и Акакия. 1216 Речь идет о т.н. «датированной вере» (см. выше, прим. 33). Депутаты собора в Аримине, прибывшие к Констанцию, подписали эту формулу еще 10 октября 359 г. А вскоре и весь собор, истомленный долгим ожиданием роспуска, примирился со свершившимся фактом, и епископы Запада утвердили подписание этой формулы. Поэтому к началу диспута в Константинополе епископы Запада поддержали эту формулу, а епископы Востока (на Селевкийском соборе) нет. Однако в результате прений депутаты Селевкийского собора подписали эту формулу 1 января 360 г. 1217 Описываемые события относятся к началу 360 г. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии. 15 февраля 360 г. планировалось освятить ее. По этому случаю в Константинополе был созван собор, на который прибыли 72 епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западные собрались прежде, в числе четырехсот, между которыми восемьдесят ариан; но православные предостережены были против их льстивых речей и исповеданий описанием всех бывших в последние годы соборов, которое прислал им с Востока изгнанник св. Иларий; посему, не входя ни в какое разбирательство о догматах, они отвергли предлагаемый им символ Сирмиумский, держась одного Никейского и отправили от себя десять епископов к императору; тоже сделали и ариане; но посланные их предупредили православных, не допустили их до Констанция, и самих преклонили на свою сторону. Ужаснулся собор и смятение умножилось, когда епископы услышали запрещение императора возвращаться им на свои кафедры. Утомленные долгим пребыванием в Римини и обольщаемые уверениями ариан, что выражения о подобии и единосущии Сына Божия исключены ими из символа только для прекращения несогласий, православные мало-помалу начали переходить на их сторону. Поколебался, наконец, и Фивадий Агенский, когда по приглашению столетнего старца Музония, епископа области Африканской, Валент, закоснелый противник Православия, торжественно произнес анафему на тех, которые исповедуют Сына Божия созданным по подобию прочих; но в этих двусмысленных словах заключался хитрый обман, обольстивший верных. Они разошлись с миром, без внутреннего сознания о своем малодушии, послав от себя десять других епископов, наибольше ариан, к императору. Столь же несчастны были и последствия Селевкийского собора, на котором присутствовал изгнанник Иларий. Епископы разделились на три части, и после тщетных совещаний о Символе веры и о деле Кирилла Иерусалимского ничего не решили единодушно. Всего меньше находилось между ними приверженцев Никейского Символа; ариане, имея главами Евдокса Антиохийского, Акакия, Патрофила, предлагали исповедание Сирмиумское, которое отвергли более многочисленные полуариане под руководством Василия Анкирского, Георгия Лаодикийского, Македония Цареградского. Они, со своей стороны, поддерживали исповедание, изложенное в 340 году на соборе Антиохийском, при освящении храма, ибо оно было ближе к духу Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Они открыто были против определений Собора Никейского и порицали это уважаемое собрание. Прочие же принимали определения Никейские, и только согласившись на исключение выражения единосущный, как способного, по темноте своей, на превратные толкования. Оживленные прения возникли между акакианами и прочими епископами, которые, негодуя на дерзость этих отъявленных еретиков, низложили с епископства Акакия Кессарийского, Патрофила Скифополисского, Урания Тирского, Евдокия Антиохийского, Георгия Александрийского, Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула, и, отлучили от своего общения Астерия, Евсевия, Авагрия Базилика, Феба, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна, не явившихся по вызову к ответу, по возводимым на них обвинениям. Собор определил, что они останутся отлученными до того времени, пока не докажут своей невиновности. Послав определения свои во все епархии, епископы прибыли к Констанцию, чтобы согласно полученному повелению, сообщить ему о том. Святой Афанасий не сообщает ничего кроме этих общих известий о соборе Селевкийском; но Святой Иларий Пуатьерский, присутствовавший на нем, 340 говорит так: «То, что буду говорить, узнал я не от других, но слышал сам и видел все происходившее на соборе в Селевкии, где произнесено было столько богохульства, сколько Констанций мог только пожелать. Сто пять епископов согласились на выражение подобносущный; девятнадцать отвергали всякое подобие между Отцом и Сыном, только одни египетские, за исключением лже-епископа Георгия Александрийского, твердо стояли за единосущного. 341 По приказанию графа Леонтия, все епископы, не взирая на различие их Вероучений, должны были собраться вместе. Те и другие излагали свои системы. Ариане или акакиане не скрывали своих еретических мнений. Они прямо говорили, что Сын «тварь». Лже-епископ Антиохии Евдоксий, для доказательства, что Бог не может иметь Сына, изрыгал в проповеди срамоты, который были читаны при полном собрании и вырвали у святого Илария следующее восклицание: «Как несчастны уши мои, что слышали подобные слова, произносимые человеком против Бога, против Христа Его и даже в церкви» Нечестия Евдоксия произвели большое смятение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ариане старались объяснить Иларию свое учение, но великий епископ, возмущенный нечестием их, не верил, пока они не признались в том публично. Историки сообщают еще большие подробности о соборе Селевкийском. 342 Епископы собирались в присутствии графа Леонтия, доверенного от императора и Лавриция, военачальника в Исаврии. На первом заседании Леонтий приказал, чтобы каждый епископ предлагал, что ему угодно; но присутствовавшие отвечали, что им нечего предлагать до прибытия отсутствовавших. Ждали, действительно, Македония Константинопольского, Василия Анкирского и других, опасавшихся обвинений. Македоний извинился болезнью. Патрофил говорил, что, страдая сильно глазами, принужден оставаться в одном из предместий Силевкий, другие приводили различные причины в извинение своего отсутствия. После того как Леонтий сказал, что отсутствующим будут предложены вопросы, то присутствующие решили, что до разбора обвинений, возводимых на некоторых лиц, вопроса о вере разбирать не станут. Многие из епископов осуждались и между прочими Кирилл иерусалимский, имевший против себя врагами нечестивых: Акакия Кессарийского, Евстафия Севастийского, в Армении, и некоторых других. Серьезный спор возник между обвинителями и обвиняемыми. Одни хотели разбирать дела личные, а другие утверждали, что следует начать с вопроса о вероучении. Те и другие приводили в пользу свою противоречащие предписания императора. Собор разделился, следовательно, на две партии и вопрос о вероучении был естественным образом рассмотрен. Предводителем ариан был Акакий, а у полуариан Георгий Лаодикейский. Последняя партия была многочисленнее. После целого дня, проведенного в прениях о соборе Никейском, Сильван, епископ Тарский, встал и возвысив голос, так что слышен был и посреди шума, объявил, что новой формулы веры составлять не следует, а следует удовольствоваться составленною на соборе Антиохийском при освящении. Услышав предложение это, акакиане оставили собор. Прочие заставили прочитать формулу Антиохийскую и ничего не говоря закрыли заседание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостола Павла. Некоторые писатели не различают его от св. Климента, папы римского. За Климентом считают епископом Сардийской церкви того, кто правил этою церковью во время пребывания св. Иоанна Богослова на острове Патмосе – и будто к нему относится воззвание Сына Божия к церкви Сардийской в Апокалипсисе. В половине второго столетия в Сардисе правил епископством тот известный Мелитон, о котором мы уже говорили. Назовём Артемидора, присутствовавшего на первом Никейском соборе; Геортазия, участвовавшего в Селевкийском синоде; он был в Константинопольском синоде 360 г. без основания отрешен от епископства, по вражде к нему Акакия Кесарийского, за то, что будто бы он был избран баз согласия Лидийских епископов. Его однако упрекают в полу-арианской ереси и полагают за того самого, которого Епифаний, в книге о ересях, называет под именем Геортика. Меоний Сардийский участвовал в первом Ефесском Соборе и действовал против св. Кирилла Александрийского . В 448 г. виден в Константинопольском Соборе против еретика Евтихия, при Флавиане, епископ Сардийский Флоренций; прежде того разрешена возникшая распря между Флоренцием и двумя епископами Лидийской епархии. В следующем году он же находился на предательском втором соборе Ефесском и омрачил своё имя подписью в пользу Евтихия, хотя, два года после того, на Халкидонском соборе, он же подписал в числе прочих уничтожение постановлений нечестивого второго собора Ефесского. Епископы Сардийские Евтерий жил при Императоре Льве, Юлиан присутствовал в пятом Вселенском соборе, а Мариний в шестом соборе. На седьмом вселенском соборе в Нике является в числе главных действующих лиц епископ Сардийский Евфимий; с ранних лет он принял монашеский чин. Императрица Ирина и Константин употребляли его часто в делах государственных, но Император Никифор сослал его на запад, на остров Паталерею, вероятно Пантеларию, – дикая скала между Сицилией и Африкою, ссыльное место древних римлян; – ему злобствующий на него Император вменил в вину пострижение в монашество одной девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В рамках нашей темы, то есть вопроса об особом служении предстоятеля, интерес вызывает прежде всего Персидский собор 410 г., на котором среди прочих вопросов был определен статус главы Персидской Церкви – Католикоса Селевкии-Ктесифона. Епископские общины в Иране возникали стихийно, часто из разнообразных групп пленников, поэтому на территории Персии образовались практически независимые друг от друга епархии, иногда в одном и то же городе существовало два или даже большее количество епископов . Ситуация в некотором смысле напоминала ту, что сейчас царит в Западной Европе или в Америке, где можно встретить сразу множество признающих друг друга православных епископов одного и того же города. Первая попытка, осуществленная в начале IV в., подчинить на правах первоиерарха бесконтрольную деятельность персидских архиереев одному епископу Селевкии-Ктесивона – Папе бар Аггайю – не принесла никакого успеха. Желание создать централизованное управление натолкнулось на резкое сопротивление архиереев, которое закончилось тем, что Папа бар Аггайя вынужден был оставить кафедру своему главному конкуренту, будущему мученику св. Симеону бар Саббайе, и удалиться в Антиохию, где, с одной стороны, создал параллельную персидскую иерархию, а с другой – прецедент непосредственного подчинения персидских епархий Антиохийскому Патриарху . Дальше разразилось известное гонение на христиан шаха Шапура II, парализовавшее христианскую жизнь в персидской Империи. И только при новом шахе Яздегерде I, по просьбе послов римского императора Маруфы, еп. Майферкатского, и свт. Акакия, еп. Амидского, шах разрешил епископу Селевкии-Ктесифона Исааку созвать в 410 г. Собор Персидской Церкви в столице Ирана, под председательством шахских чиновников . Собор был созван, участники приняли Никейский символ веры и утвердили никейские каноны относительно епископской дисциплины. Далее, что для нас особенно интересно, Собор 410 г. приступил к определению положения главы Персидской Церкви и определил его достаточно любопытно.

http://bogoslov.ru/article/1841861

Именно во время этой дискуссии на первом Соборном заседании был упомянут и «случай свт. В ходе дискуссии представитель Римского папы Адриана пресвитер Петр сказал: «Как говорят историки, святый Мелетий был хиротонисан арианами; но, взошедши на амвон, провозгласил слово: " Единосущный " ; и хиротония его не отвергнута». Это утверждение поддержали и сицилийские Как видно из протокола заседания, реплика представителя Рима специально не обсуждалась. Председательствовавший на Соборе свт. Тарасий Константинопольский никак на нее не отреагировал. Тем не менее, слова римского легата не вполне точно отражали реальную историю поставления свт. Мелетия во епископа. Вполне очевидно, что в словах пресвитера Петра были слиты в один сюжет три разных исторических события: рукоположение Мелетия во епископа, его избрание на Антиохийскую кафедру и его изгнание из Антиохии. Римский легат говорит о том, что свт. Мелетий был рукоположен арианами, но, взойдя на амвон (т.е. сразу после рукоположения), исповедал Никейскую веру и был тут же изгнан с кафедры. Очевидно, пресвитер Петр просто по памяти пересказывал сюжет, описанный у Феодорита и Созомена. Однако, как было показано выше, свт. Мелетий был назначен на Антиохийскую кафедру, уже будучи епископом. И упомянутое пресвитером Петром исповедание веры свт. Мелетий произнес вовсе не сразу после хиротонии. Также в своей беседе в Антиохии свт. Мелетий не употреблял слово «Единосущный». Не вызывает сомнений, что представитель Римского епископа высказал на Соборе ту точку зрения, которая была традиционной для Западной Церкви. На это указывает и то, что его слова поддержали только сицилийские епископы (т.е. опять же представители Западной Церкви). Восточные же епископы никак не отреагировали на слова Римского легата. Таким образом, VII Вселенский Собор никак не оценивал историю рукоположения свт. Мелетия. Имя Антиохийского святителя было лишь вскользь упомянуто во время соборных дискуссий. Выводы Подводя итог, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в сохранившихся источниках нет ясных сведений о том, кто именно рукополагал свт. Мелетия на Севастийскую кафедру. Кроме того, нет надежных свидетельств и о том, какую именно богословскую позицию занимал свт. Мелетий на момент своего рукоположения. Хотя и есть основания предполагать, что тогда он был близок к партии Акакия Кесарийского, всё же подпись свт. Мелетия отсутствует под исповеданием веры Селевкийского собора 359 г., которое было составлено омиями.

http://patriarchia.ru/db/text/5923015.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010