12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у Египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор; было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поелику многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них; то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь, Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отовсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целью сделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом исследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны; а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумною дерзостью решительно отвергали написанное в Никее и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: «единосущный», как подозрительное по неясности. Итак, поелику они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских — Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись; и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждого, какой сделан над ними, суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию — известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийского Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он удалился сначала в Антиохию, а потом в Тарс. В этом последнем епископ Силуан принял его с глубоким уважением и дал приют изгнаннику. Акакий, однако же, не успокоился на этом и желал лишить св. Кирилла и того странноприимства, какое нашел он у Силуана: он писал этому последнему, что Кирилл низложен с кафедры и не должен иметь общения с прочими епископами; но архипастырь Тарса не внял настояниям Акакия и удержал у себя изгнанника. Хотя на соборе Селевкийском, в 359 году, св. Кирилл возстановлен был в достоинстве святителя Иерусалимского, но прежде чем вступить в управление паствою, он снова был объявлен низложенным – по козням Акакия – на другом соборе в Константинополе, в 360 году. Возвратился на свою кафедру св. Кирилл уже в царствование Юлиана, преемника арианина Констанция. Однако, возвратившагося святителя ждало новое испытание: Юлиан, ставши язычником, для посрамления христианства приказал возстановить в Иерусалиме древний иудейский храм. Иудеи ликовали. Все уже готово было для построения этого храма. Но предприятие имело самый печальный конец. Св. Кирилл уже предвидел, что храму не суждено быть возстановлену. «Представляя себе предсказание прор. Даниила (9, 26), которое подтвердил и Христос в своем Евангелии ( Матф. 24, 2 ), Кирилл Иерусалимский многим возвещал, что теперь-то наступает время, когда в иудейском храме не останется камня на камне и исполнится предсказание Спасителя». Предвозвещение св. Кирилла оправдалось во всей точности. «В одну ночь сильное землетрясение извергло камни древних оснований храма», при чем пострадали и близь-стоявшия здания; иудеи пришли в ужас. Итак христианския чаяния восторжествовали, а Юлиан был посрамлен. Одним из преемников Юлиана, на императорском престоле, был арианин Валент; в это царствование св. Кирилл подвергся новому изгнанию, по воле самого императора. Это произошло в 367 году, и долго святителю пришлось жить в разлучении с своею паствою. Только в 379 году он был возвращен на свою кафедру, в царствование благочестивого императора Феодосия I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С первого же заседания (27 сентября) обрисовалось разделение на партии. После беспорядочного обсуждения хода занятий, решили начать с вопроса о вере. Василия в этот день не было. Он попал в число подсудных собору лиц, так как на него была принесена жалоба. Поэтому он не играл никакой роли на соборе; Елевсий и Сильван взялись за руководство его партией. Сильван предложил не принимать никакого нового символа и держаться антиохийского, так называемого собора «на обновление». Таким образом отстранялось все, что было выработано при дворе с пасхи 358 года, под влиянием ли Василия, или по влиянию ариан. Это предложение было принято ста пятью голосами; тогда Акакий со своими сторонниками в числе 19 удалился. Кроме этих двух групп было еще несколько египетских епископов, которые, как и Иларий, держались Никейского символа; но в этом собрании они были слишком незначительной величиной. На другой день, в то время как сто пять епископов запершись в церкви, занимались подписыванием антиохийского символа, сторонники Акакия, протестуя против закрытия дверей, передали квестору исповедание, соответствовавшее сирмийскому, но смягченное в том смысле, что термин νμοιος (неподобный) осуждался наравне с терминами μοοσιος (единосущный) и μοιοσιος (подобосущный). Это произведение 482 за 32 подписями обсуждалось в течение двух дней в общем собрании, но без успеха; Сильван, Елевсий и их сторонники остались непреклонны и не хотели ничего слушать о каком-либо ином символе, кроме символа «на обновление» 483 . Видя это, Леона объявил, что он был уполномочен представительствовать в согласном собрании, а не в разделенном на партии. Он простился с епископами, говоря: «Теперь ступайте препираться в церкви». По его примеру сторонники Акакия тоже отказались от участия в последующих собраниях. Большинство, однако, собралось и стало обсуждать вопросы о личностях. Кирилл иерусалимский , уже два года тому назад низложенный своим митрополитом Акакием, принес апелляционную жалобу, а император передал его дело на рассмотрение селевкийского собора; он был оправдан. Напротив, Георгий, Евдоксий, Акакий, Патрофил и еще пять епископов были объявлены лишенными сана; по отношению к другим девяти епископам собор ограничился разрывом общения, пока они не представят ответов по поводу обвинений, взведенных на них. Для Антиохии даже рукоположили епископа на место Евдоксия, но избранник собора Анниан немедленно после своего посвящения был захвачен дуком Лаврикием и отправлен в ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1205 На место низложенного Евдоксия василиане избрали антиохийского пресвитера Аниана. Однако акакиане передали его комиту Леоне, представлявшему императора на соборе, и Лаврикию, командующему войсками в Исаврии, а они отправили Аниана в ссылку. 1206 В декабре 359 г. в Константинополе, после всех соборов, состоялись прения между василианами и акакианами перед лицом императора. 1207 Кроме Василия и Евстафия среди членов делегации Селевкийкого собора известны Сильван Тарский и Элевсий Кизикский. Вообще же делегация василиан состояла из 10 епископов (Theodoret., II, 27). 1209 На диспуте (формально это собрание не являлось собором) сторонники Акакия под давлением императора произнесли анафему на аномиев, сторонников доктрины Аэция. Фактически аномийская доктрина впервые была признана ересью. После диспута ариминским делегатам на Запад было направлено послание, в котором они извещались о появлении ереси аномиев. 1211 Василиане изначально поддерживали Кирилла, а Сильван Тарсский, у которого Кирилл жил после низложения, даже разрешил ему служить в церкви. Поэтому Кирилл присутствовал также и на Селевкийском соборе вместе с василианами. Прибывший Акакий потребовал удаления Кирилла, как лишенного архиерейского сана, однако Кирилл этого не сделал. 1212 О Кирилле подробнее см. комментарии к Иерониму, прим. 340. Кирилл стал епископом Иерусалима в 351 г. Его рукоположил Акакий Кесарийский. Кафедра Кесарии Палестинской считалась митрополичьей, и Акакий был митрополитом Палестины. Однако Кирилл вскоре после рукоположения, видимо, отказался подчиняться Акакию, и Акакий, воспользовавшись каким-то незначительным предлогом, низложил Кирилла. Кирилл уехал в Тарс к Сильвану, где и находился до 359 г. (см. Theodoret., II, 26). Но он не сидел в бездействии: Кирилл направил апелляцию низложившим его и первым в церковной истории потребовал высшего суда по своему делу (т.е. на Вселенском соборе), по аналогии со светским судопроизводством. Это его требование поддержал император Констанций, и в Селевкии Кирилл главным образом ожидал суда (Socr., II, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проникейские авторы приписывают Македонию и его сторонникам приверженность ереси духоборчества (см., напр.: Socr. Schol. Hist. eccl. II 45; Sozom. Hist. eccl. IV 27; Theodoret. Hist. eccl. II 6). С именем Македония связано также образование в К-поле первых монашеских общин, мужских и женских. Надзирал за ними, а также за богоугодными заведениями диак. Марафоний ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20, 27). Однако подлинным лидером столичных аскетов стал Евстафий ( Sozom. Hist. eccl. IV 27), позднее возведенный на кафедру Севастии. В 359 г. Македоний вызвал гнев имп. Констанция II, самовольно переместив останки его отца Константина в ц. св. Акакия ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 21). Он также не принял в полной мере и поддерживаемый императором проект примирения всех враждующих церковных течений с помощью исповедания веры омиев, провозглашевшего Бога Сына подобным Богу Отцу и воспрещавшего споры о единосущии и о подобосущии Лиц Пресв. Троицы. На Селевкийском Соборе в 359 г. Македоний поддержал, судя по всему, омиусианское большинство, отвергшее предложенный императором и его доверенными епископами проект богословской формулы (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ). В 360 г. имп. Констанций провел в К-поле Собор, на котором была утверждена окончательная редакция омийского Символа веры и низложен ряд нелояльных к омийству епископов, в т. ч. Македоний (см. Константинопольские Соборы ). На К-польскую кафедру был перемещен один из лидеров омиев, Антиохийский еп. Евдоксий (360-370), которого впоследствии обвиняли в покровительстве аномеям . Переход епископа Антиохии в К-поль указывает на то, что эта кафедра уже в сер. IV в. могла рассматриваться как более престижная, чем кафедра столицы диоцеза Восток. В то же время в источниках отсутствуют к.-л. свидетельства соперничества К-поля и Антиохии, хотя вопрос о том, какой из этих городов станет центром вост. части империи, был еще не решен ( Dagron. 1974. P. 443). В епископство Евдоксия сложилась конфликтная ситуация с омиусианским епископатом М.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

п. Наконец, после того как на соборе Риминийском 400, a на соборе Селевкийском 200 епископов по приказанию Констанция, подписали составленный арианами символ, – весь мир христианский увидел себя обреченным на арианство.... Евномиане, получили свое название от Евномия, епископа Кизикского, который прежде был письмоводителем y Аэция, начальника одной из арианских сект. Аэций был одинаковых мыслей с Арием, любил споры, хитросплетения и софизмы. Сущность Аэциева учения о Сыне Божием представляют так: «Сын Божий есть существо, сотворенное из ничего, ни в каком отношении не подобное Отцу и потому не одного с ним естества». Эти-то мысли учителя своего усвоил себе и ученик Аэция Евномий, которого посвятил в епископа Кизикского Евдоксий, епископ Константинопольский – также арианин. Но жители Кизика выгнали из своего города Евномия за его надменную говорливость. Учение его о Сыне Божием в главных чертах было таково: «по существу своему Сын нисколько не подобен Богу Отцу и не может быть назван ни «единосущным», ни «подобосущным» Ему, кто утверждает первое, тот допускает разделение вечной сущности; кто принимает последнее, тот допускает бытие двух равных Богов. Сын – первый служитель Отца, Его орудие в творении и Он не от несозданного естества Отчего произошел, но получил бытие лишь по воле Его и есть творение несозданного, хотя не такое же, как и прочие творения. Евномиане еще называются аномеями оттого, что они проповедовали несходство Бога Сына с Богом Отцом (νμοιος). Они же еще называются Евдоксианами, от Евдоксия, посвятившего в епископы Евномия. Представителями полуариан были – Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский , Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский; они хотели стоять на средине между православными и чистыми арианами, и проповедовали ту мысль, что Сын Божий подобосущен» – μοιοσιος Отцу. Акакиане – от Акакия, епископа кесарийского, хотели стоять на средине между чистыми арианами и полуарианами, и признавали Сына Божия только «подобным» Отцу μοιος, имеющим только некоторое сходство в воле. Сам Акакий, впрочем, отказался от своего заблуждения и принял правоверие никейское. Все означенные еретики стояли против православного учения, т. е. против «единосущия» – (μοοσιος) Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Характеристические черты омийства ясны уже из процесса его возникновения, обнимающего собой историю ариминского и селевкийского соборов. Возросши в непримиримой борьбе омиусиан с аномэями, новая партия омиев представляла в своем характере как бы род унии или компромисса между двумя этими крайностями и стремилась соединить в себе все выделившиеся из реакции разнородные элементы. Собственно, в внутрений процесс раскрытия учения о второй ипостаси св. Троицы партия омиев не вносила ничего нового и в трудном вопросе времени не делала ни малейшего шага вперед. В противоположность аномэйству и омиусианам, отстаивавшим определенную позицию, у омиев догматические интересы отступали на задний план. Эта партия состояла из людей, не ценивших глубокие догматические изыскания и в точных формулах видевших не приобретение для веры, а лишь повод к словопрениям. О епископах, ставших во главе омиев, всей церкви было известно, что они каждый раз меняли свои убеждения, как только изменялось наличное положение дел. Биография Урзакия и Валента нам известна; беспощадные противники никейцев, они после сардикийского собора признали единосущие, но потом снова перебежали в антиникейский лагерь, заигрывали с аномэйством и кончили омийством. Евдоксий был открытым аномэем и покровителем Аэция, возмущавшим прямолинейностью своих воззрений всю церковь . Еще безцветнее в догматическом отношении была личность третьего вождя омиев, Акакия кесарийского. Ученик и преемник первого церковного историка, Евсевия кесарийского , гордившегося знанием всех его сочинений, епископ влиятельнейшей церкви на Востоке, изящный писатель, покровитель искусств и наук, Акакий, казалось, самой судьбой был приготовлен к великим делам в истории, но лживость нравственного характера и отсутствие убеждений сделали из него только образцового интригана, жертвовавшая всем ради минутного успеха. В Селевкии он защищал аномэйство, в Константинополе стал омием, при Юлиане снова сделался аномэем, а при Иовиане признал единосущие. Это были епископы-политиканы, ловкие в придворных интригах, обладавшие хорошим образованием и большею частью державшиеся свободных воззрений на предметы веры. Их единственная цель заключалась в том, чтобы, предоставив точное решение спорного вопроса усмотрению каждого верующего, создать такую формулу, на которой могло бы сойтись большинство, и таким способом прекратить давнишние споры и борьбу. Внешний мир церкви, купленный ценой устранения, а не решения догматических разногласий-вот задача, какую ставили себе омии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Β церковное чинопоследование недели православия внесено имя Македония, епископа Константинопольского, как ее главаря. Но точных исторических оснований для этого мы не имеем. Македоний все время шел нога в ногу и терпел гонения за свое омиусианство. B Константинополь он был поставлен еще в 340 г. От начала омиусианского движения с Анкирского собора 358 г. он примкнул к Василию Анкирскому и Георгию Лаодикийскому и шел с ними как столп омиусианства. При расколах на Селевкийском соборе 359 г. он отталкивался от Акакия и был с омиусианами. При наступлении в 360 г. омийской диктатуры он пострадал и омийским Константинопольским собором 361 г. был послан в недалекую ссылку. Здесь в окружении преданных ему епископов-омиусиан он вскоре и скончался. Β последний раз подпись Македония фигурирует под письмом 64 епископов к папе Ливерию. Споры ο Святом Духе поднялись позднее его смерти. A формальная невыясненность, нерешенность вопроса была еще так значительна, что даже в 371 г. сам Василий Великий избегал называть Духа Богом. Несколько позднее, касаясь этого вопроса, св. Василий Великий называет «главным представителем» ереси духоборцев (πρωτοσττης της των πνευματομχων αρσεως) Евстафия Севастийского. И до 380 г. самого термина «македонианин» в применении к духоборчеству мы не встречаем. Эпитет этот пущен в оборот церковными историками Сократом и Созоменом, как жителями Константинополя. Столичная молва гласила, что пневматомахи считают своим вождем уже покойного теперь Македония. Но в каком смысле вождем — неясно. Может быть, он был их вождем только в общем смысле по старшинству своего звания, как епископа столицы, в период изгнания. Умер Македоний до постановки на очередь вопроса ο божестве Духа Святого. A теперь часть группы этих изгнанников уперлась вдруг на духоборческой позиции. Ho, по установившемуся прозвищу, продолжала слыть македонианцами. При жизни Македония Евстафий Севастийский и Елевсий Кизикский действительно дружили с Македонием. И, на взгляд константинопольцев, они и продолжали быть «македонианцами.» A в самом Константинополе остались, после ссылки Македония, его личные сторонники. И часть их, после того как вспыхнул спор, могла примкнуть к духоборцам. Личный взгляд самого Македония на ставший спорным вскоре после его смерти вопрос остается пока невыясненным.

http://sedmitza.ru/lib/text/435071/

е., по-видимому, арианствующие епископы, считали позором преследовать такого человека ( Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4). У Е. К. сложились неплохие отношения с Евтихием, еп. Элевтеропольским, к-рый хотя и поддержал полуарианскую позицию Акакия, еп. Кесарийского, на Аримино-Селевкийском Соборе в 359 г., но имел тайную склонность к никейскому православию, о чем позже свидетельствовал сам Е. К. ( Epiph. Adv. haer. 73. 23). По сообщению блж. Иеронима, Евтихий не только не воздвиг гонений на такого твердого никейца, как Е. К., но прислушивался к его советам ( Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4). Вероятно, не в последнюю очередь с влиянием Е. К. связано то, что на Антиохийском Соборе 363 г. Евтихий подписал соборное послание к имп. Иовиану в защиту Никейского Символа веры и термина «единосущный» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 25. 6-18; Dechow. 1988. P. 40). На протяжении игуменства Е. К. поддерживал тесные дружеские отношения со своим духовным отцом прп. Иларионом Великим, возглавлявшим основанный им мон-рь в Палестине, располагавшийся недалеко от Газы. Однако в 362-363 гг. в результате религ. политики имп. Юлиана Отступника , направленной на восстановление язычества, монастырь прп. Илариона был разрушен, а сам преподобный был вынужден покинуть Палестину и отправиться на Кипр ( Hieron. Vita Hilar. 41-42). Туда же переселились мн. духовные чада прп. Илариона и близкие друзья Е. К. Есть предположение, что после смерти Евтихия Элевтеропольского в 365 или 366 г. Е. К. попытался занять его кафедру, но потерпел неудачу ( Nautin. 1967. Col. 97). В эти годы Е. К. часто бывал на Кипре у духовного отца и друзей ( Dechow. 1988. P. 41-42; ср.: Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). В конце концов Е. К. переселился на Кипр ( Nautin. 1963. Col. 619; Dechow. 1988. P. 42). Кипрский период. Начало архиепископства В 367 г. ( Tandonnet. 1960. Col. 855; Schneemelcher. 1962. S. 911; Dechow. 1988. P. 41; др. предполагаемая дата - 366 г.- Nautin. 1963. Col. 619; Riggi. 1966. P. 101), когда умер Кипрский архиепископ (личность к-рого не установлена - см.: Dechow.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

местам уносили с собою какую-либо часть Честного Древа, во свидетельство благочестивого странствия. По-видимому, Древо сие и умножалось в той же мере, в какой было раздробляемо и раздаваемо архиереем Иерусалимским, подобно как и пять хлебов, напитавшие пять тысяч человек в пустыне, умножались в руках Апостолов, их раздававших народу, или как милостыня, не оскудевающая в руке дающего. Милостыня св. Кирилла и его православие навлекли и на него гонение, во время долгой бури арианской, колебавшей восток и запад. – Преемник историка Евсевия на кафедре Кесарийской, епископ Акакий, состязался с св. Кириллом за свои мнимые права епархиальные и вздумал подчинить Апостольский престол Иерусалима митрополии Кесарийской, как областному городу; но тайною причиною его вражды было то, что православный пастырь, сходно с догматами Никейского собора и вопреки лжеучения арианского, исповедовал Сына Божия единосущным Отцу. Акакий, хотя и сам низложенный с кафедры определением собора Сардикийского, потребовал к себе на суд св. Кирилла, который не почел нужным явиться. – Тогда Акакий заочно осудил его за то, что не предстал на суд, и за расхищение будто бы казны церковной; ибо милостивый пастырь, в голодную годину, по недостатку денег, продал несколько утварей церковных для пропитания убогих. – Св. Кирилл воззвал к большому собору для своего оправдания, но гонитель не удовольствовался одним осуждением; он изгнал из Иерусалима законного пастыря, который принужден был удалиться сперва в Антиохию, а потом в Тарс; там благочестивый епископ Сильван, несмотря на угрозы Акакия, разделил с гонимым заботы церковные. Пять лет продолжалось изгнание св. Кирилла, однажды оправданный на соборе Селевкийском, он опять был осужден арианами в Константинополе, и даже на его место поставлен другой епископ, по имени Ириней. – Смерть императора Констанция прекратила гонение; отступник Иулиан, провозглашенный языческими легионами, желал сперва показать равнодушие философа к вере галилеян, как он называл христиан, и велел возвратить всех епископов на прежние кафедры; но сие мнимое равнодушие обратилось вскоре в жестокое, хотя и более скрытное, гонение, ибо он хотел искоренить веру, им оставленную, и только показал миру бессилие язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010