Итак ужели мы крестились в смерть обыкновенного человека и, чрез веру в него, получаем оправдание? Или лучше, что и истинно, провозглашаем смерть Бога воплотившего ся и пострадавшего за нас плотию, и исповедуя вескресение слагаем с себя тяжесть греха? Куплени бо есте ценою ( 1Кор. 6, 20 ), не истленным сребром или златом но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр. 1, 18, 19 ). И кроме сего можно бы многое другое говорить; нетрудно бы привести свидетельства святых отцов. Но, я думаю, и этого довольно для наученных. Ибо написано: даждь премудрому вину, и премудрейший будет; сказуй праведному, и приложит приимати ( Притч. 9, 9, 10 ). Кирилла, архиепископа александрийского, о воплощении Бога Слова Правильное понимание божественного Писания, отличающее умы святых, служит украшением их душ. Дух Святой открывает им бездну вечного познания и премудрости Христовой. Бог, Отец всех, прославляется ими. „Я открою тебе, сказано в Писании, тайные и невидимые сокровища“ ( Ис. 45, 3 ). Сокровищами истинного познания я считаю очи ума, которые смотрят прямо и беспристрастно. На тех, которые познали Бога, Он изливает всесовершенные и непостижимые для человеческого ума дары. Всесовершенный Бог наш, Господь всех, обильно награждает совершенствами и благами ведущих добрую жизнь. Особенная любовь Его и благоволение объемлет тех, которые служат Ему чистым и не лицемерным сердцем. – Итак все, обыкшие истинно мудрствовать, да приступают ко Христу, – вечному источнику (премудрости, слыша евангельский глас: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет ( Иоан. 7, 37 ). Не узнав наперед таинства благочестия, не следует безрассудно исследовать и рассуждать о Христе. Обманщики и обольстители сердец слушателей те, которые утверждают, что Бог Слово, приняв (плоть) человека, прошел чрез святую Деву, и что этот человек создан самим же Богом Словом. Такие не понимают таинства благочестия и унижают цену домостроительства Единородного. Мы же, братия, не так научены. Родившего ся от святой Девы мы признаем и совершенным Богом и совершенным человеком, одаренным разумною душою.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В противном случае сотворенная природа не могла бы сносить Его великой и неизреченной силы и власти. Поэтому блаженный пророк Давид, вознося к Богу молитвы за себя и всех других живущих на земле, говорит: помяни, Господи, яко персть есмы ( Псал. 102, 14 ); и опять: аше беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит ( Псал. 129, 3 )? Поэтому же и блаженный Иов, искушаемый диаволом, удрученный жесточайшими и несносными бедствиями, восклицал к Богу: почто неси сотворил беззаконию моему забвения, и очищения греха моего ( Тов. 7, 21 )? Запечатлел ми еси беззакония в мешце, назнаменал же еси, аще что неволею преступих (14, 17). Но здесь, я думаю, тотчас скажет кто-нибудь: зачем же, о великодушнейший из подвижников, упрекаешь Бога за то, что Он не являет своего милосердия? Когда ты согрешил, виновен ли Законодатель, что Он не забывает грехов? нисколько. Он сказал: почему же милосердый по самой своей природе и бесконечно превосходящий всех своею славою не являет на мне своего милосердия и своей славы? Если бы было возможно для человеческого ума не падать при обстоятельствах всякого рода: в таком случае Судия строго и тщательно судил бы его, запечатлевал бы беззакония как в мешке, отказывал бы в забвении грехов тем, которые бы согрешали и невольно. Но так как много согрешаем все мы, и быть свободным от всякого проступка свойственно только Ему одному: то должны быть забываемы прегрешения слабых. Итак возвышенным и великим свойственно иметь и снисходительность. И действительно, это незлобие, эта снисходительность принадлежат высочайшему божественному естеству; а в след и по примеру его и вашему величеству, христолюбивейшие императоры. Поистине, вы некоторый образ и подобие небесного царства; вам одним досталось в удел господствовать над всеми, сохранять и оберегать своих подданных страхом и кротостию, и изливать на всю вселенную славное и мирное благоденствие. Это то и побудило меня успокоить ваше оскорбленное благочестие правдивым защищением. При этом я невольно опускаю то, что особенно было бы полезно для моей цели, боясь оскорбить, всеми признаваемое, право вашего величества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

За недостатком ложа, на которое Он возлег бы, как Господь, Он полагается в яслях, – и такая крайняя нищета служит прекрасным объяснением пророчества. Он полагается в яслях, показывая тем, что Он дает пищу самым неразумным животным. Слово Божие, полагаясь в яслях и живя в нищете, привлекает к Себе богатых и бедных, красноречивых и имеющих недостаточный дар слова. Видишь, каким образом состояние нищеты послужило исполнению пророчества, и нищета открыла всем доступ к Нему, обнищавшему нас ради. Ибо никто не удалялся от Христа из боязни Его богатых сокровищ, никому не возбранила придти к Нему высота царства; Он явился общедоступным и бедным, принесшим Себя во спасение всех. Божественное Слово по плоти полагается в яслях для того, чтобы как разумное, так и не разумное имело часть в спасительной пище. Об этом, мне кажется, предвозвестил еще пророк, когда говорил о тайне сих яслей: позна вол стяжавшого и и осел ясли господина своего, Израиль же мене не позна и людие мои не разумеша ( Ис. 1,3 ). Потому что, хотя речь имеет тот простейший смысл, что евреи грубее самых неразумных животных, однакож может указывать и на ясли Господа, положенный в которых, Он соделался пищею для неразумнейших 16 . Ибо пророк не неопределенно выражается о яслях, но называет их яслями господина своего, означая таким образом, как я думаю, определенные ясли. Но об этом пусть любомудрствует кто как хочет, услаждаясь различным разумением божественного Писания. Мы же покажем, что богатый по божеству обнищал ради нас, соделывая спасение благоприемлемым для всех. Это самое выражая, Павел сказал: ради нас обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор. 8, 9 ). Кто был этот богатый? Почему Он богат? И каким образом Он обнищал ради нас? Пусть скажут нам те, которые отделяют человека от Бога Слова, соединенное разделяют раздельным представлением естеств, называя Христа чем-то двояким, и приводя это в силу только мысли своей для защищения себя. Итак скажи мне, кто это, будучи богатым, обнищал моею нищетою? Тот ли, кто явился человеком, которого ты отделяешь от божества? Но Он никогда не был богат, а родился бедным от бедных родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Итак для чего же напрасно потеют и расширяют бесполезное? Кто так безрассуден, чтобы считать страстною природу, которая выше всех, и дерзать низводить до немощи страданий то, что выше всего сотворенного и бестелесно? Но как смысл таинства тот, что единородный Сын Божий по природе сделался человеком от жены по промышлению, и мы утверждаем, что святое тело, принятое от блаженной Девы Марии, есть Его собственное: по этой причине и весьма справедливо говорим, что страдания плоти называются Его страданиями по промыслительному усвоению, повсюду оставляя за Его природой бесстрастие, потому что Он есть Бог от Бога. Итак когда говорится, что Он страдал плотию, не сам, разумеется, страдал в своей природе, по которой есть Бог, но лучше усвоил себе страдание. Ибо соединенное с Ним тело соделалось Его телом, как недавно сказал я; потому и богодухновенный Павел называет перворожденным из мертвых того самого, чрез которого все и в котором все сотворил Отец. Пишет же так: благодаряще Бога и Отца призвавшего вас в причастие наследия святых во свете: иже избави нас от власти темные, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы (избавление кровию его и) оставление грехов: иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари: яко тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о нем создашася: и той есть прежде всех и всяческая в нем: состоятся: и той ест глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех той первенствуя: яко в нем благоизволи всему исполнению (божества) вселитися (телесне): и тем примирити всяческая к себе, умиротворив кровию креста его, (чрез него), аще земная, аще ли небесная ( Кол. 1, 12–20 ). Смотри же, как, говоря, что все чрез Него сотворено, видимое и невидимое, престолы и власти, говорит, что Он дан во главу Церкви, и утверждает, что Он сделался перворожденным из мертвых, и что все чрез Него примирено с Ним (Отцом) и умиротворено кровию креста Его, как земное, так и небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Итак мы сорадуемся и вам 19 содержащим правую и непорочную веру. Явился священнослужитель, который вам известен, который заслужил одобрение пред вами в продолжительное время и украсился опытностию в делах, священнослужитель, который посвятил много времени деятельному попечению о вас и таким образом достиг почтенной седины. Ибо избранному Спасителем нашим стаду надлежало дать мудрого и опытного начальника, которого ум обладал бы пастырским искусством, который умел бы пасти на пажити, обилующей благою пищею, которого наконец одобряли бы самые дела, как верного и доброго домостроителя. Тех, которые научились жить таким образом, Христос принимает и удостаивает великой чести, а тех, которые имеют противоположные свойства. лишает вверенного им служения. – Что сказанное нами истинно, в этом ты можешь убедиться св. Писанием. В одном месте Бог говорит пророку Исаии: иди в кущу к Сомнану строителю дому, и рцы ему: что ты зде? и что тебе зде?... Се ныне Господ Саваоф игвергнет и сотрет мужа, и отымет утварь твою и венец твои славный. И повержет тя в страну велику и безмерну, и тамо умреши... И извержешися от строительства твоего и от степене твоего. И будет в той ден, и призову раба моего Елиакима сына Хелкиева, и облеку его в утварь твою, и венец твой дам ему, и державу твою, и строительство твое дам в руце его: и будет яко отец живущим во Иерусалиме и живущим во Иудеи. И дам ему славу Давидову, и обвладеет, и не будет противоглаголющего... И поставлю его князя на месте верне, и будет на престоле славы дому отца своего. И будет уповаяй на него всяк славный в дому отца его от мала даже до велика: и будут зависяще на нем. В той ден, сия глаголет Господь Саваоф, подвигнется человек утвержден на месте верне, и отымется, и падет, и потребится слава, яже на нем, яко Господь глагола (Исаии 22, 15–25). Итак Бог любит истинно-верного и доброго домостроителя, а от того, который не имеет сих качеств, Он отвращается как от невежды. Мы уповаем, что Он явит помощь твоей святости, и щедрою рукою наделяя небесными дарами, возвеселит тебя, чтобы ты, верно изъясняя слово истины и идя по вере святых отцов, как бы по некоторым следам, пребыл благословен милосердием и благостию Христа Спасителя нашего, чрез которого и с которым Богу Отцу со Святым Духом слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Я считаю неуместным думать, что ее должно называть материю человека. Если б нашлись такие, которые, по великому безумию своему, стали бы говорить, что плоть составляет как бы источник для естества Слова Божия и начало Его бытия, то пожалуй, было бы у желающих называть ее человекородицею, некоторое, не совсем нелепое и презренное основание. Но как это мнение для всех гнусно и ненавистно, то святую Деву и не представляют иначе, как Богородицею, исключая разве того, кто верит, что Слово, от Отца происходящее, стало в собственном смысле плотию, то есть, человеком. Святая Дева действительно, как я сказал, родила не одно божество; какая ж отсюда польза в настойчивости говорящих, что ее должно называть и человекородицею? Но, как видно, у них изобретено ядовитое злоухищрение против Христа. Они не позволяют мыслить или говорить, что Сам, который прежде веков был Сын Бога и Отца, в последние дни века, без смешения и без изменения для Себя, во чреве соединившийся с оживленною разумной душой плотию, сделался подобным нам человеком; но стараются проповедовать, что Он носил обитающего в Себе Бога, как какой-нибудь праведник, и убеждают так думать, не помышляя о том, что и во всех нас обитает Бог благодатию Духа (Святого), как во святых храмах. Писано: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор. 3, 16, 17 ). Но хотя мы и должны называться храмами Божиими, так как, силою Духа, носим в себе обитающего Бога; однакож во Христе мы видим другой образ тайны, утверждаем, что с Богом Словом истинно соединилась плоть, одаренная разумною душою. Я бы охотно спросил, что он признает, – то ли, что поистине произошло присоединение Слова к человечеству или, что тоже, к святому телу, одушевленному разумною душою, – или, как и другие (думают), связь служебного и несущественного образа с существенным образом божества, как в ношешии (человеком) божества, – или еще иной какой-нибудь способ соединения, выводимый из различных видов усыновления, при равенстве достоинств, если он допускает что-нибудь кроме союза (ношения).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но если воздающий другому честь сам терпит поругание своей чести, если прославляющий другого сам уничижается: кто же может сомневаться в том, что было бы несравненно превосходнее не разделять с кем-нибудь ни чести, ни славы? Ибо Он остался бы при своих преимуществах, если бы не почтил и не прославил того человека, котораго, как говорят они, Он усвоил Себе. Не видит ли каждый, как достойно посмеяния и исполнено крайнего безрассудства то, что они положили себе уразуметь и о чем дерзают разглашать? Но слово истины никогда не объявит уничиженным того, что до того времени не было совершенным по своей природе, не назовет смирившим себя того, что не стояло на высоте величия и низошло потом к тому, чем не было, не сочтет принявшим образ раба не имевшего свободы по природе, до принятия его; равно и о том, который стал человеком, не скажет, что он был им, прежде чем стал человеком. Посему, когда священное и богодухновенное Писание называет уничижение и образ раба, равно и человечество, а добровольно восприявшего это именует Словом, которое от Бога Отца, то зачем они так извращают смысл обильного мудростию чудного домостроительства, утверждая, что обоготворен какой-то человек, так что христиане уже ничем более не отличаются от тех, которые, забыв Творца, служат твари ( Рим. 1, 25 )? Неужели они допускают, что и самые святые ангелы вместе с нами погрешили, когда, по свидетельству св. Писания, исполнили повеление поклониться Первородному, введенному во вселенную ( Евр. 1, 6 )? И каким образом, спрашиваю, оно дозволит приписать Единородному имя Первородного, если Он на самом деле не вочеловечился? Ибо, если истинно то, что Он во многих братиях ( Рим. 8, 29 ), то совершенно справедливо мыслится Он первородным, так как явно низшел к братству нашему, сделался подобным нам человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха ( Евр. 2, 17 ). Нам для благочестия достаточно и рассуждать и разуметь, что плоть, которая стала плотию все животворящего Бога, имеет животворную силу и действие самого Слова и наследовала неизреченную и неприступную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Таким образом, как один из нас, Он отдал дидрахму требующим дани и был под законом, как человек ( Мф. 17, 24–27 ), будучи законодателем по божеству, и учил своих учеников: хотя по естеству своему был свободен, как Бог и от Бога, потому что во-истину есть Сын и в образе раба по плоти. Однакож почитая, по причине истощения, образ раба как бы своею собственностию, подчинялся сборщикам податей. Таким образом, если кто скажет, что Он называется рабом но словам пророков, то оскорбляться этим никоим образом неприлично. Ибо они знали чрез откровение Святого Духа, что Слово, сущее от Бога Отца, соделавшись человеком, с одной стороны было так свободно, как Сын, и с другой стороны не отвращалось меры истощения, сообразуясь с игом нашего рабства. Так и Бога называет своим Отцом, хотя по естеству и сам собою был Бог и никоим образом не менее Отца по величию. Итак когда Несторий следующее писал о Христе: „но столько пострадавший милосердый первосвященник – не Бог, воскреситель того, кто пострадал“, и Слово Божие называл Богом Христа, присовокупляя при этом: „был и младенец и Господь младенца“: то мы утверждаем, что его речи не только безобразны, но и в высшей степени нечестивы. Ибо если Слово, которое от Бога, есть Бог Христа, то, во всяком случае и без всякого сомнения, выйдут два. А как представить младенца и вместе Господа младенца. Итак не следует говорить, что Еммануил есть Бог и Господь сам Себе, коль скоро Он в одно и тоже время Бог и человек, с тех пор, как Слово Божие воплотилось и вочеловечилось. Когда же кто станет сомневаться, что божество есть нечто иное по своему естеству, и нечто другое – человечество по своему естеству? Не смотря на то, оба естества – божество и человечество составляют одного Христа по единению домостроительственному. Анафематство 7-е Те, которые называют Христа, выражают тем не то, что Он есть подобный нам, обыкновенный человек, но что Он есть вочеловечившееся и воплотившееся Слово, рожденное от Бога; и потому, если говорится, что Он совершил что-либо приличное преимущественно Богу, чрез свое тело, которое сделал своим служебным органом: то тем не менее действие принадлежит Христу, самому Господу добра, не уступающему другому это действие; так как Он дал власть блаженным апостолам против духов нечистых, власть изгонять их и исцелять всякий недуг и всякую язву в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Мы совершаем в церквах святую, и животворящую, и бескровную жертву, веруя, что предлагаемое тело, равно как и бесценная кровь – не обыкновенного, подобного нам человека, но принимая напротив тело как бывшее собственным и кровь как кровь Слова, животворящего все. Потому что обыкновенная плоть не может животворить: свидетель этому сам Спаситель, который говорит: плоть не пользует ничтоже, дух есть, иже оживляет ( Иоан. 6, 63 ). А так как плоть соделалась собственною Слова, то разумеется и есть животворяща, как говорит сам Спаситель: якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради ( Иоан. 6, 57 ). Поскольку же Несторий и его единомышленники безрассудно разрушают силу этого таинства: поэтому и весьма справедливо предложено анафематство. Анафематство 12-е Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотию, распятым плотию, принявшим смерть плотию и наконец ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ, как Бог: да будет анафема. Объяснение 12-е Хотя Слово Бога Отца бесстрастно и бессмертно, потому что божественное и неповрежденное естество выше страдания, и само все животворит, и выше тления и всего, что может страдать: однакож, будучи таковым по существу, Слово Бога Отца соделало собственною плоть способную к смерти, дабы, посредством того, что может страдать, взявши на Себя страдания вместо нас и за нас, избавить всех нас и от смерти и от тления, оживотворивши, как Бог, свое собственное тело, и начаток умертим быв ( 1Кор. 15, 20 ) и перворожден из мертвых ( Кол. 1, 18 ). Ибо подъявший за нас честный крест и вкусивший смерть был не обыкновенный какой-нибудь человек, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рассматриваемый; но сам Господь славы страдал плотию, по писаниям. А поскольку желающие примешивать к правой и непорочной вере пустые и нечестивые мнения говорят, что обыкновенный человек подъял за нас крест: то сделалось необходимо анафематство, открывающее великость их нечестия. Кирилла, архиепископа александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов 4

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Если тебе кажется столько важным уничижение истощения, то ты тем более должен удивляться божественной любви к тебе. Что ты называешь уничижительным, то добровольно совершил он ради тебя; Он проливал слезы по человечески, чтобы предотвратить твою слезу. Промыслительно предавая на страдание плоть, временно собственную Ему, страшился, чтобы сделать нас мужественнейшими. Избегал чаши, чтобы крест обличил нечестие иудеев. Называется слабым но человечеству, чтобы чрез Него ты перестал быть слабым. Вознес молитвы и моления, чтобы преклонить слух Отца к твоим молитвам. Спал, чтобы научить тебя бодрствовать в искушениях и быть прилежнее к молитве. Упрекая некоторых спавших святых апостолов, Он говорил: тако ли не возмогосте единого часа побдети со Мною? Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26, 40, 41 ). Показав дела свои и образ святого жительства своего на земли, Он усвоил себе и немощи человечества. Для чего? Для того, чтобы веровали, что Он стал истинным человеком, хотя пребывал тем, чем был, то есть, Богом. Но я не знаю, каким образом те, которые делают вид, что веруют во единого Христа, Сына и Господа, Бога и человека, не хотят называть Слово, рожденное от Отца, святителем и посланником нашего исповедания, когда Оно стало человеком, но утверждают, что это как бы некоторый другой, подобный человек, призванный для сего от семени Давида, быть может, из опасения, чтобы, отвергнув превратное учение Нестория, не подвергнуться подозрению в правом образе мыслей. Ибо он (Несторий) так сказал: „сделался верен Богу первосвященник; сделался, следовательно не от века был первосвященником тот, кто мало помалу возвышался в достоинство первосвященника“. Потом, думая подтвердить истину своих слов, указывает на основание, говоря: „о нем в евангелии сказано: отроча растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодат Божия бе на нем ( Лук. 2, 40 ); также: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник ( Евр. 2, 17 )“. Усердный подражатель его мерзости, этот превосходный Феодорит не стыдится говорить: „воспринял человеческую природу и возвысил ее пад обыкновенными первосвященниками, как говорит и божественный Павел: всяк бо первосвященник от человек приемлем, за человеки поставляется на службы, яже к Богу, да приносити дары же и жертвы о гресех, спострадати могий невежествующим и заблуждающим: понеже и той немощию обложен есть, и сего ради должен ест якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи« ( Евр. 5, 1, 2. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010