192. К Анатолию, чиновнику префектуры . Еще прежде получения вашего письма я узнал, какие притеснения, какие козни, какие искушения, какое оскорбительное обхождение вы испытываете, и потому особенно ублажаю вас, имея в виду те награды, воздаяния и венцы, которые ожидают вас за это. Как строящие вам козни и беспокоящие вас подвергают себя тяжкому осуждению и навлекают на свою голову огонь геенский, так вы, претерпев это, сподобитесь великого возмездия, великого вознаграждения. Не смущайтесь же и не тревожьтесь поэтому, — напротив, радуйтесь и веселитесь, одушевляясь чувствами апостола, выразившимися в его словах: « Ныне радуюсь в страданиях моих » (Колосс. 1:24), или еще: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность » (Рим. 5:3, 4). Сделавшись, таким образом, искушенными и постепенно богатея богатством небесным, радуйтесь тем более, чем жесточе будут ваши страдания, если вам придется испытать еще более сильное гонение: « Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас » (Рим. 8:18). Нам небезызвестно, сколько вы показали терпения, мужества, твердости, искреннего и горячего расположения к нам, непреклонности, неизменности и непоколебимости в своем образе мыслей. Свидетельствуем вам великую благодарность за это и со своей стороны. Мы постоянно от всей души заботимся о вас, и дальность расстояния нисколько не делает нас равнодушнее к любви вашей. Благодарю вас также за то усердие, с каким вы постарались не допустить в церковь готскую никакого смятения и дело отсрочили. Не только не осуждаю вас за то, что вы никого не послали, но хвалю и одобряю. В особенности похвально то, что все вы согласно затруднились принять в настоящее время это предложение. Старайтесь и вперед, сколько от вас будет зависеть, как сами непосредственно, так и через других, через кого только будет можно, отложить дело до срока. Успеете ли в этом, или нет, во всяком случае вы заслужите этим полнейшую награду за свое намерение и благожелание. 195. К пресвитеру Акакию  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя. Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор? Нет, автор по-христиански сострадает этому несчастному, совершенно безобидному человеку и силою своего гения пробуждает наше сочувствие к нему. Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, - пишет М. М. Дунаев, - в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» 132]. Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» 530]. Я брат твой... «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» 133]. Я брат твой... В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному 219]. Я брат твой... Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/08/...

(5) Итак, все Писание богодухновенно и полезно 39 , ведь что бы ни произнес Бог , это непременно спасительно. И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению. (6) И я говорю это, поскольку не без тщательного испытания прочитал написанное твоим богочестием. ведь некоторые у вас там рассудили, пожалуй, что, в то время как один из козлов был предназначен для посвящения и жертвы Богу, Который над всеми, другой отсылался какому-то «отпущенному», скверному и нечистому демону в пустыне, причем делалось это рукой священника и согласно законному постановлению. Отсюда выходит, что дело это нелепое и достойное смеха, но можно спросить тех, которые поняли его в таком смысле: разве не следовало лучше подумать вот над чем, а именно: как Творец, пребывающий за пределами всякого ума и слова, будучи по природе единственным Богом и Господом, мог допускать, чтобы в качестве некоего причастника Его Царства и славы был принят отступник сатана? Впрочем, мы ясно слышим, что Он говорит через одного из святых пророков: Славы Моей не дам иному 40 . Если же закон, данный через премудрого Моисея, предписал, что посвящение, кто какое пожелает, необходимо приносить (Богу), и только Ему, и далее Сам изрекший закон возвестил, что скверным демонам также нужно воздавать славу, более всего подобающую (Богу), и только Ему, разве не противоречит Он собственным словам? Ведь от чего Он отрекался, это самое и повелел исполнять. Но крайне бессмысленно думать, будто Бог , властвующий над всем, пренебрегает надлежащей ему честью и славой и желает приписать ее другим, в то время как Он ясно вещает через Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи 41 , – и: Да не будет у тебя других богов кроме Меня 42 . (7) Поэтому и божественный Моисей тщательно сообразуется с суждениями вышними, от Бога, и говорит тем, кто от семени Израиля: И вот постановления и суды, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследие во все дни, что вы будете жить на этой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И восхитил его Христос от иудейства к истине, как и Раббулу от язычества к христианству. И так как знамения по необходимости требуются для тех, которые не веруют (1Кор. 14:22), то (399) Благий Владыка, Который заботился о рабе Своем, предварительно приготовил для него приманку ко спасению, как и для самарянки и Нафанаила, посредством того незначительного чуда, которым он уловлен был для спасения, и дал ему возможность встретить у всехвального Авраама одну женщину, плоть которой от сильной болезни в течении долгого времени отваливалась, а члены были расслаблены. И когда блаженный Раббула увидел это чудо [исцеления женщины], он отправился (оттуда), говоря про себя о том, что было, и под воздействием силы Христовой начал сомневаться в язычестве и в сердце своем говорил сам с собою, как (потом) он нам сообщил: “Если тебе смешно отречься от мерзких греческих богов и исповедовать Богом Распятого, то смотри, что сделала сила креста в душе твоей через исцеление этой женщины, и обсуди это про себя”. И когда мать его увидела, что изменился цвет лица его, и от тех, которые были с ним услышала о деле Божием, совершившемя перед его глазами, то от радости поспешила и отправилась к Евсевию, епископу ее города, и сообщила ему о деле своего сына, и он обрадовался, и, послав, привел его к себе, и много из книг толковал ему о Христе, и, полагая, что и от других будет полезна помощь его слову, встал поспешно, и повел его, и привел его к преподобному Акакию, епископу города Халаба. Ибо они были братьями во Христе и вместе воспитывались в знаменитой церкви монастыря. И когда Акакий услыхал о причине их прихода, то весьма обрадовался, и (400) явилась у него любовь к Раббуле, и начал он говорить: «Сын мой! Ты не можешь понять силы истины так, что она — истина, если не признаешь, что заблуждение есть то что ты знаешь». Он же отвечал и сказал ему: «Как я могу признать заблуждением то, что я знаю, иначе как ту истину увижу во свете. Истинное и заблуждение не являются ли ясно (как таковые?» Акакий же заметил столь сильную в нем перемену и сказал ему: «Ты можешь познать истину, но только если ты признаешь, что пока не знаешь её».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3825...

И восхитил его Христос от иудейства к истине, как и Раббулу от язычества к христианству. И так как знамения по необходимости требуются для тех, которые не веруют ( 1Кор. 14: 22 ), (399) то Благий Владыка, Который заботился о рабе Своем, предварительно приготовил для него приманку ко спасению, как и для самарянки и Нафанаила, посредством того незначительного чуда, которым он уловлен был для спасения, и дал ему возможность встретить у всехвального Авраама одну женщину, плоть которой от сильной болезни в течение долгого времени отваливалась, а члены были расслаблены. И когда блаженный Раббула увидел это чудо [исцеления женщины], он отправился (оттуда), говоря про себя о том, что было, и под воздействием силы Христовой начал сомневаться в язычестве и в сердце своем говорил сам с собою, как (потом) он нам сообщил: «Если тебе смешно отречься от мерзких греческих богов и исповедать Богом Распятого, то смотри, что сделала сила креста в душе твоей через исцеление этой женщины, и обсуди это про себя». И когда мать его увидела, что изменился цвет лица его, и от тех, которые были с ним, услышала о деле Божием, совершившемся пред его глазами, то от радости поспешила и отправилась к Евсевию, епископу ее города, и сообщила ему о деле своего сына, и он обрадовался, и, послав, привел его к себе, и много из книг толковал ему о Христе, и, полагая, что и от других будет полезна помощь его слову, встал поспешно, и повел его, и привел его к преподобному Акакию, епископу города Халаба. Ибо они были братьями во Христе и вместе воспитывались в знаменитой церкви монастыря. И когда Акакий услыхал о причине их прихода, то весьма обрадовался, и (400) явилась у него любовь к Раббуле, и начал он говорить: «Сын мой! ты не можешь понять силы истины так, что она – истина, если не признаешь, что заблуждение есть то, что ты знаешь». Он же отвечал и сказал ему: «Как я могу признать заблуждением то, что я знаю, иначе как ту истину увижу во свете. Истинное и заблуждение не являются ли ясно (как таковые)?» Акакий же заметил столь сильную в нем перемену и сказал ему; «Ты можешь познать истину, но только если ты признаешь, что пока не знаешь ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего 103 . (22) Так вот, если бы кто-то из нас пожелал увидеть историю об Аврааме написанной на картине, то как мог бы изобразить его живописец? Неужели сразу делающим все рассказанное или же поочередно и по-разному, то есть того же самого (Авраама) в различном виде и многократно? Я имею в виду, примерно так: сперва севшим на осла, взявшим сына и сопровождаемым слугами; затем нагрузившим дрова на Исаака и держащим в руках нож и огонь, притом что осел вместе со слугами остался внизу; а также в другом месте и в другом виде: его же, связавшего отрока поверх дров и взявшего нож, чтобы произвести заклание. Однако Авраам, видимый многократно и по-разному, не был то одним, то другим, но он тот же самый повсюду, хотя искусство живописца всегда применяется к требованиям (изображаемых) вещей. Ведь не было приличным или, во всяком случае, возможным видеть его сразу же делающим все рассказанное. (23) Итак, закон был рисунком и образами действительных вещей, которые с трудом рождали истину, так что, хотя была необходимость для показания таинства Христа привести двух козлов и хотя было две птицы, Он был одним в обеих: в страдании и вне страдания, в смерти и выше смерти, восходящим на небеса, словно некий второй начаток человечества, обновляемого к бессмертию. Ведь Он возобновил для нас вышнюю стезю, и мы в свое время последуем за Ним. Ибо Он говорит: Я иду приготовить место вам, и 104 приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я 105 . Таково у нас истинное упование. (24) Итак, я написал то, что понял, но твое богочестие способно привнести в написанное и более точное исследование, чтобы, если случится отыскать что-то лучшее, доставить пользу как нам, так и тамошнему народу. Ведь Христос Тот, Кто открывает глубокое 106 и посылает в сердца разумение; ведь в Нем и у Него сокрыты все сокровища премудрости и ведения 107 ; через Него и с Ним Богу и Отцу сила и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Библиография Ранович 1990 – Ранович А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ибо хотя я и могу сказать, что я чужд его (Нестория) безумия, но если бы, забыв всякое приличие, стал я утверждать, и притом пред вами лично, что я ничем не увлекался, то сказал бы это, может быть, не безнаказанно. Я боюсь противиться вашему мнению не из опасения подвергнуться несправедливости или чему-нибудь такому, что постигло Израиля. Был ли кто-нибудь так невинен, чтобы не погрешил когда-нибудь? Много согрешаем все мы, и человеческая природа, как бы пораженная болезнию, удобопреклонна к греху, так что и самый ревностный блюститель закона никогда не мог считать себя совершенно чистым и безгрешным пред Богом, и слышал Бога, говорящего к нему: се Аз суждуся с тобою, внегда рещи тебе: не согреших ( Иер. 2, 35 ). Итак лучше и благоразумнее уступать сильным и молить их о прощений прегрешений. Ибо, как я сказал, ваше величество должны забывать проступки, подражая в этом самому Богу. Я писал сначала к вашему благочестию, потом также к славным императрицам, и делал это вовсе не с тем, чтобы произвесть в вашем священнейшем доме разногласие или какое-нибудь смятение; нет, я не так несмыслен и скудоумен; – но я знаю, что те, которые поставлены служить святейшему Богу, должны быть трезвенны и бодрственны, должны наблюдать и тщательно исполнять угодное Ему, должны опасаться того, чтобы не подвергяуться верной погибели, если окажутся ленивыми в исполнении своих обязанностей. Мы должны утверждать в вере тех, которые уже уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, которых Он приобрел своею кровию, соделал истинными поклонниками и наименовал родом избранным, царским священием, народом святым, людьми обновления, чтобы возвещали добродетели из тьмы всех призвавшего в чудный свой свет ( 1Петр. 2, 9 ). Изрекая заповеди избранным в священный сан, Господь так говорит блаженному Иезекиилю: сыне человече, глаголи к сыном людей твоих, и речеши к ним: земля, на нюже аще наведу меч, и поймут людие земли человека единого от себе, и поставят его себе в стража, и узрит меч грядущий на землю, и вострубит трубою, и проповесть людем, и услышит услышавый глас трубы, а не сохранится, и найдет меч, и постигнет его, кровь его на главе его будет: яко слыша глас трубы и не сохранися, кров его на нем будет: а сей, понеже сохранися, душу свою избавил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Непременно истребите 43 все места, где народы служили богам своим, которые вы наследуете, на высоких горах и на холмах и под ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и рощи их срубите, и истуканы богов их сожгите огнем, и истребите имя их от места того 44 . Как возможно было, чтобы Тот, Кто через Моисея повелевает переходить от эллинского обмана к свету истины и заодно испепелять отведенные идолам места, сносить жертвенники и срубать рощи, дабы никакого следа не осталось от их мерзостей, чтобы Он делился с ними славой, как я сказал прежде, и даже пришел к такому мнению, что самих уготованных Ему для священнодействия (животных) предписывает приносить им в жертву, отправляя в пустыню одного из козлов? И это при том, что Он сурово обвинял Израиля, сотворившего себе тельца в пустыне, говоря божественному Моисею: Ступай, быстро спустись отсюда, ибо совершил беззаконие народ твой, который ты вывел из земли Египетской... сделали себе идолов 45 . (8) А также и приобщившимся к Ваал-Фегору, когда они блудили с моавитскими женами, телесной красотой увлеченные к отступничеству, горькое, как видим, уготовал наказание, ибо немалое число их по этой причине погибло 46 . Отнюдь не маловажное было бы обвинение Божественному и безукоризненному совету, если пали и погибли те, кто поклонялись чужим богам, и в то же время Сам разгневавшийся на отступников Бог повелел почтить дарами и жертвами нечистую и противную силу, которая названа «отпущенным», как, вероятно, скажут некоторые, не видящие внутренними очами ума смысла Священных Писаний 47 . (9) Мы же, направив ум к Божественным прорицаниям без всякого небрежения и беспечности, но, напротив, тщательно и, насколько возможно, бдительно, постараемся разыскать достойную удивления красоту истины. И мы-то утверждаем, что Бог всего при ниспровержении многобожного заблуждения и при просвещении тех, кто во тьме 48 , возвестив закон древним через Моисея, никоим образом не потерпел бы, чтобы появились путь и дверь, а тем более научающий тому, что следует почитать нечистых демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но они не потерпят, как я думаю, такой мысли, ибо столь велико расстояние между Божеством и человечеством. Так позволим же, чтобы примеры понимались в приличном для них смысле, ибо они намного уступают истинным вещам и бывает, что лишь частично показывают обозначаемое ими. И мы утверждаем, что закон был тенью, образом и как бы рисунком, предложенным к зрению тех, кто видит предмет. Искусству же рисующих на картине свойственно то, что сперва чертятся тени, на которые затем наносятся цветные краски, и тогда уже проступает красота рисунка 98 . Так вот, надлежало данному через Моисея закону, когда он желал ясно описать таинство Христа, открыть Его не через одного из козлов или птиц, умиравшего и одновременно живого, чтобы не мнилось происходящее чем-то вроде сценического чуда, но хотя он в одном (животном) принимал Его как бы претерпевающим заклание, посредством другого он открывал, что Тот же самый жив и отпускается. (21) но дабы доказать, что наше рассуждение об этом не выходит за пределы справедливого, я считаю нужным привести сюда и другой образ, кроме тех, о которых сказал. Итак, в книге мироустройства 99 написано: И было после сих событий, искушал Бог Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам! Он сказал: вот я. И сказал Он: возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака, и иди на землю высокую, и принеси там его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу. Он 100 встал поутру, оседлал осла своего, взял с собою двух слуг и Исаака, сына своего, и наколов дров для всесожжения, встал, пошел и в третий день пришел на место, о котором сказал ему Бог . И подняв глаза свои, Авраам издали увидел (это) место. И сказал Авраам слугам своим: останьтесь здесь с ослом, а я с сыном пойдем туда и, поклонившись, возвратимся к вам. И он 101 взял дрова для всесожжения и положил на Исаака сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе 102 . И немного спустя: И устроил там Авраам жертвенник, и положил дрова, и связав Исаака, сына своего, положил его на жертвенник поверх дров.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но, оставаясь неизменным, он не может применяться к тем, кому он не был вынесен. Господь сказал, что согрешившим на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем. ( Мф. 12 ). А скольких мы знаем грешащих на Святого Духа, то есть различных еретиков, ариан, евномиан, македонян, которые, обратившись к католической вере, получили здесь отпущение своей хулы и надежду на будущее прощение? И от этого не становится неистинным приговор Господа и не считается, что его можно каким-либо образом отменить, поскольку в отношении грешников, если они упорствуют, он вовеки пребудет неизменным, а к тем, кто перестал быть грешником, он неприменим. Так следует понимать и эти слова блаженного апостола Иоанна: «Есть грех к смерти. Не о том говорю, чтобы он молился. Но есть грех не к смерти. О том пусть молится.» ( 1Ин. 5 ): есть грех к смерти – пребывающим в этом грехе; и есть грех не к смерти – отходящим от этого греха. Итак, нет никакого греха, об отпущении которого либо не молила бы Церковь , либо властью, данной ей от Бога, не могла бы отпустить отрекшемуся от него или утешить раскаивающихся, о чем говорится: « Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18, 18 ). В чем бы ни состояла вина, сколь бы страшной и сколь великой ни была, приговор ей остается в силе, приговор, о котором сказано, что его никогда не отменить: он имеет бессрочную власть. Все это следует учесть и при рассмотрении приговора, вынесенного Акакию, где ему хотя и было сказано «никогда не будешь помилован», но однако не было добавлено: даже если одумаешься, даже если отступишь от своего заблуждения, даже если перестанешь строить козни. Из всего этого ясен смысл сказанного: никогда не будешь помилован, имеется в виду, оставаясь таковым, каким был осужден, а не став таким, который должен быть оправдан как не подлежащий осуждению. И так как он не подлежал обвинению, поскольку не было причины для обвинения, то безусловно был бы оправдан, поскольку оказалось бы, что он должен быть оправдан как не подпадающий под необходимость действия данного приговора, ибо, став другим и освободившись от осуждения, он был бы оправдан, поскольку по отношению к таким людям приговор ни в коем случае не остается неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010