Но тщательно исследуя находящееся в боговдохновенных Писаниях, мы найдем сокрытую истину; и прилично было бы всматривающимся в тени закона сказать то, что так верно изречено одним из святых пророков: Кто премудр и уразумеет это? И (кто) разумен и узнает это? 49 Ибо закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей 50 , как написано; тени разве что с трудом рождают истину, но не являются, конечно, самой истиной. Поэтому и божественный Моисей полагал покрывало на лице свое 51 и так обращался к сынам Израиля, едва ли не возопив тем самым, что красоту произносимых через него пророчеств можно рассмотреть вовсе не во внешних образах, но в сокровенных внутри созерцаниях. 52 (10) Так давай же, отняв тень от закона и освободив лицо Моисея от внешних покровов, узрим обнаженную истину. Итак, он повелел, чтобы были приведены два козла и писались два жребия для них, так чтобы один из козлов был наименован Господом, а другой отпущенным. Следовательно, имена для козлов Господь и отпущенный, а обозначается через обоих один и единственный Сын и Господь Иисус Христос . Каким же образом? Скажем по возможности, обращая внимание на точность рассматриваемых мест. Так вот, козлы 53 были жертвой за грех, согласно решению закона. Ибо боговдохновенное Писание во многих местах уподобляет праведника овце, а того, кто предан греху, козе. И по какой причине? Дело в том, что праведник преисполнен отличиями в добродетели и его справедливо можно считать плодоносным, овца же приносит шерсть, и именно поэтому он с полным основанием сравнивается с овцой. Душу же того, кто согрешает, можно увидеть обнаженной, бесплодной и лишенной благих дел. Следовательно, ее образ коза, и это животное бесполезное и уступает овце в цене. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорит: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую 54 . И тем, которые по правую сторону, поскольку они имеют плоды праведности, Он возвращает уготованное им Царство 55 , а вот на тех, которые по левую сторону, Он наведет огонь, кару и приличные дьяволу наказания 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Об этом свидетельствует сам [Кирилл], когда, оправдываясь за восточных епископов, пишет Акакию следующее: «Антиохийские братья никоим образом не делят на части соединенное – они настаивают только на том, что подразделяются речения о Христе: одни приличествуют Его Божеству, другие, напротив, Его человечеству, ибо Тот же Самый есть и Бог, и человек; вместе с тем, говорят они, есть и иные речения, которые некоторым образом являются общими (κοινοποιηθεσας) 1164 и словно обращены и к тому, и к другому (я говорю о Божестве и человечестве). Вот что я имею в виду: одни из речений бесспорно приличны Богу 1165 , другие, напротив, столь же приличны человеку 1166 , а третьи занимают некое среднее положение, показывая, что Сын Божий есть одновременно и Бог, и человек» 1167 . Итак, учитель показал нам: речения, занимающие среднее положение, означают отнюдь не то (как полагают некоторые), что Христос есть что-то иное, помимо тех [природ], из каковых, в каковых и каковые он есть, а то, что один и тот же является по природе одновременно и Богом, и человеком. А в доказательство этого учитель приводит [слова] боговдохновенного Писания, говоря так: «Когда [Господь] говорит Филиппу: „сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Видевший Меня видел Отца“ (ср. Ин.4:9–10 ) или „Я и Отец – одно“ [ Ин.10:30 ], то мы утверждаем, что речение в высшей степени богоприлично. Когда же Он обличает народ иудейский, говоря: „если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину… Авраам этого не делал“ [ Ин.8:39–40 ], то мы говорим, что это сказано прилично человеку. Впрочем, [мы подчеркиваем], что и богоприличные, и человеческие [речения относятся] к одному [и тому же] Сыну. К средним же мы уверенно относим такие речения, как, например, когда блаженный Павел пишет: „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ [ Евр.13:8 ]; а также „один Бог Отец, из Которого все, и мы из Него; и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им“ (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Порнография (является разновидностью пассивного блуда) – просмотр порнографических фото, фильмов и картинок, столь доступных на просторах интернета, чтение «эротических» стихов и прозы. В Библии содержится прямой запрет и на просмотр порнографических изображений. И Я видел, что она осквернила себя... Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев ( Иез. 23, 13 – 14); ... и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними ( Иез. 16, 17). И все же борьба с подобного рода грехами возможна. Сказано: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники... ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9 – 11). – Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет: «Павел говорит, что они изменились к лучшему: не то чтобы вообще избавились от греха (что в этой жизни невозможно), но перестали подчиняться желанию греха (что в добропорядочной жизни возможно)» . Всякая победа возможна со Христом и во Христе! Всякая победа возможна со Христом и во Христе! И без Него мы не способны омыться, освятиться и оправдаться. Сказано: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5, 6 – 8). Уповая верою на Его искупительный подвиг, мы можем преодолеть соблазны любого греха! Особенной силой в деле нашего спасения может оказаться и добрая исповедь. Сказано: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак. 5, 16). «Однажды диавол воздвиг в многотрудном теле новопреподобномученика святого Игнатия такую плотскую брань, что он, сжигаемый этим адским пламенем плотской похоти, пал на землю и долго лежал как полумертвый. Потом, получив себе малую ослабу, пришел к своему попечителю, старцу Акакию, и, объяснив ему свою беду, просил у него утешения. Добрый старец, как и подобало, утешил и утвердил его божественными словами и примерами из жизни святых мужей. После этого блаженный подвижник пришел в храм, взял в свои руки икону Богоматери и, лобызая ее, со слезами просил Приснодеву помочь ему в его беде, избавить от этой несносной брани и диавольского навета. Не оставила Богоневестная рабу Своему искушаться сильнее, чем сколько он мог: благодатью Богоматери окружило его некое неизреченное и неописанное благоухание, и с того времени оставила его эта смертоносная брань» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Праведный Ной являет собой образ Христа, Который говорит в Евангелии: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, – многими грехопадениями – и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ) в ковчеге Церкви, избавив от неправедных дел. Потому что, когда родился праведный Ной, было пророчески сказано: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял, Господь [Бог] ( Быт. 5:29 ). 82. Ему же Хам представляет собой неуверовавших иудеев – они посмеялись над обнажённым Христом, били и бесчестили Его перед Пилатом. А Сим и Иафет прообразуют собой Иосифа Аримафейского, который обвил плащаницей тело Спасителя и положил Его в новом своём гробе ( Мф. 29:59 ). Также они прообразуют и Никодима – учителя израильского, и всех прочих, старавшихся почтить и сохранить тело Христово. 83. Акакию, мемориалию Ведающий Божественные таинства Моисей, держа в двух руках лежащий жезл, в подобие Христа, распростершего руки на кресте, обратил в бегство амаликитян. Поэтому и мы, воздевая руки в молитве, побеждаем сатану. Ведь если бы Моисей просто стоял, опершись на жезл, то зачем нужно было бы Аарону и Ору с обеих сторон поддерживать руки его? 84. Ему же Весьма полезно было бы как можно чаще молиться, крестообразно распростерши руки, потому что таким образом мы благословляемся Богом и сами благословляем других 27 . Так и умудренный Богом Моисей, обновляя скинию и брата своего поставляя первосвященником, крестообразно воздел руки к небу, благословляя народ. Впрочем, сказав это, не отменяю я благочестивого обычая коленопреклоненной молитвы, ибо и пророк Даниил, в третий, шестой и девятый часы преклоняя колени, молился Богу. 85. Ему же Даниил, как истинный служитель Божий, молитвой во рве заградил уста львов. Владыка же его Христос Своей властью заключил пасти привратников адских и угрюмых стражей тамошней мрачной темницы 28 . Ибо как пророчески сказано в книге Иова: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел, ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ). Уверовавшие во Христа называются живыми, а не уверовавшие – мертвыми, как написано о первосвященнике Аароне: И стал он между мертвыми и живыми ( Чис. 16:48 ). Также и Владыка Христос между принявшими Его и не восхотевшими принять. Как свидетельствует об этом, обращаясь к народу при Иордане: но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). 86. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Раббула же сказал: “Это я признаю, что не знаю истины. Но это не исповедание истины, но извещение относительно заблуждения, что оно — заблуждение. И я желаю той самой истины, которую узнаю». Говорит ему Акакий: «Веруй во Господа Иисуса Христа, что Он есть Сын Бога и истина Его знает, как удержать тебя при Себе». Он же сказал: «На основании чего могу я исповедать Христа? Тот, к Которому я сознательно стремлюсь, не есть ли истинный и верный?» Говорит ему Евсевий: “Эта истина сама явится тебе, если ты упразднил себя от того, что ты знаешь, и возымеешь нужду в познании ее». Раббула говорит: “И как я могу забыть это, когда я не желаю и вспоминать сего?” Евсевий говорит: «Когда ты введешь и поселишь в душе своей постоянную память об Иисусе, увидят это в тебе постоянно воюющие против нас духи злобы и убегут от тебя, как тьма рассеивается пред лучами света”. И когда много было сказано между ними о вере. (401) он дал обет отправиться и помолиться на месте славных мучеников Космы и Дамиана. И отпустили его с молитвою и отправили его радуясь. И когда он стоял во храме, каждый видел его исповедание о том, что он был слеп и прозрел, и удивлялся силе креста; изумлялся же особенно тому чуду, которое Сам Бог сотворил в нем, — что открыл Господь уста его и он дал песнь новую, песнь Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. И раздал он там милостыню, размышляя о том, что видел и слышал. И обратился он в путь свой, уничижая в душе своей то заблуждение, которое было в нем доселе. Пришел же он к Акакию и открыл ему, как. когда он стоял и молился, воссиял Бог во устах его славу Свою и он исповедал пред Ним веру во Иисуса. Акакий, слыша, радовался его пере и сказал ему: «Сын мой! у всякого, в сердце которого прошел огонь любви к Богу, всякие страсти со всеми плевелами греха опаляются и сожигаются, н он седмерицею очищается от.них и убеляется». И взяли опять его епископы Акакий и Евсевий в обитель святого Маркиана-затвориика и к блаженному Аврааму, о котором я упомянул выше И обильным словом укрепили они его помысл и дали ему возможность поселиться там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3825...

Раббула же сказал: “Это я признаю, что не знаю истины. Но это не исповедание истины, но извещение относительно заблуждения, что оно – заблуждение. И я желаю той самой истины, которую узнаю». Говорит ему Акакий: «Веруй во Господа Иисуса Христа, что Он есть Сын Бога и истина Его знает, как удержать тебя при Себе». Он же сказал: «На основании чего могу я исповедать Христа? Тот, к Которому я сознательно стремлюсь, не есть ли истинный и верный?» Говорит ему Евсевий: “Эта истина сама явится тебе, если ты упразднил себя от того, что ты знаешь, и возымеешь нужду в познании ее». Раббула говорит: “И как я могу забыть это, когда я не желаю и вспоминать сего?” Евсевий говорит: «Когда ты введешь и поселишь в душе своей постоянную память об Иисусе, увидят это в тебе постоянно воюющие против нас духи злобы и убегут от тебя, как тьма рассеивается пред лучами света”. И когда много было сказано между ними о вере, (401) он дал обет отправиться и помолиться на месте славных мучеников Космы и Дамиана. И отпустили его с молитвою и отправили его радуясь. И когда он стоял во храме, каждый видел его исповедание о том, что он был слеп и прозрел, и удивлялся силе креста; изумлялся же особенно тому чуду, которое Сам Бог сотворил в нем, – что открыл Господь уста его и он дал песнь новую, песнь Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. И раздал он там милостыню, размышляя о том, что видел и слышал. И обратился он в путь свой, уничижая в душе своей то заблуждение, которое было в нем доселе. Пришел же он к Акакию и открыл ему, как, когда он стоял и молился, воссиял Бог во устах его славу Свою и он исповедал пред Ним веру во Иисуса. Акакий, слыша, радовался его вере и сказал ему: «Сын мой! у всякого, в сердце которого прошел огонь любви к Богу, всякие страсти со всеми плевелами греха опаляются и сожигаются, и он седмерицею очищается от них и убеляется». И взяли опять его епископы Акакий и Евсевий в обитель святого Маркиана-затворника и к блаженному Аврааму, о котором я упомянул выше. И обильным словом укрепили они его помысл и дали ему возможность поселиться там.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

— Разве я не приказал вам заключить этого человека во внутреннем отделении темницы, забить его в колоды и оковы железные и совершенно не давать ему ни пищи, ни питья? Но вы держали его на свободе и помогли ему вылечиться от ран. И вот я вижу теперь его еще более здравым и цветущим лицом, нежели прежде. Комментарисий Антонин сказал на это: — Как ты приказал, военачальник, так и было все сделано. Начиная с Перинфа и до этого города мы вели его в тяжелых железных оковах; ты сам можешь свесить их и узнать, как много они весят. В этом городе мы заключили его в самое внутреннее и самое тесное отделение темницы, и никто из воинов не давал ему ничего ни из пищи, ни из питья. Спроси сторожа темничного и ты узнаешь, так ли было все, как ты приказывал, или нет. Тотчас военачальник приказал позвать темничного сторожа. Когда сторож явился к военачальнику, то этот последний с гневом сказал ему: — Почему ты, окаянный, не исполнил моего приказания, но дозволил Акакию питаться и врачевать раны его, так что теперь он столь крепок телом, что вполне годен к войне? Святой же Акакий заметил на это: — Силу и крепость дал мне с неба Подвигоположник Иисус Христос, исцеливший меня от ран и сделавший меня здоровым. Военачальник же с гневом сказал: — Бейте его по лицу и сокрушите его уста, чтобы он не говорил тогда, когда ему не предлагают вопроса. После этого слуги стали бить святого. Затем военачальник сказал сторожу темницы: — Что ты, окаянный, ответишь мне? Сторож же отвечал: — Клянусь властью твоею, что все, что ты приказал мне сделать, я сделал. Я очень строго держал его и всячески стеснял его; но были некоторые, кто питал и врачевал его, как об этом знают все, заключенные в темнице. Расспроси их, и если ты услышишь что-либо другое, — вот голова моя перед тобою, делай со мною, что хочешь. Нам часто казалось, что к нему приходили какие-то воины, причем одни из них разрешали его от оков, другие омывали язвы его и исцеляли их, и, наконец, третьи приносили к нему пищу и питие и дружески беседовали с ним. Обо всем этом мне сказали узники, приведенные сюда вместе с ним из Перинфа; они говорили, что это было и на пути, и здесь, в темнице. Но я не верил их словам, почему сам хотел видеть тех светлых мужей; и действительно я сам, своими глазами, видел все то, что они мне передали. И когда я, внезапно открыв дверь, вошел во внутреннее отделение темницы, чтобы расспросить Акакия, кто это были приходившие к нему, откуда они пришли и каким образом они проникли сквозь запертые двери, — то я не нашел там никого, кроме самого узника, закованного в колоду и железные оковы; иногда я заставал его молящимся Богу, иногда спящим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

У меня так, но я убежден, что и у твоего богочестия не иначе. А коль скоро ты соизволил сообщить, что от меня требуются какие-нибудь рассуждения об «отпущенном», дабы через них ясным стало относящееся к нему таинство, я должен вот что сказать. Хотя у твоего острого ума хватает понятливости и широкого и достойного удивления познания Священных Писаний, так что излишне, пожалуй, кому-то другому рассуждать об этих вопросах, но поскольку мне совсем не в тягость изложить, что приходит и мне на ум, мы записали это: ведь не мог я отвергнуть твоего повеления. Если же нам случится немного погрешить против совершенной точности, будь снисходителен, ведь постижение труднодоступных мест, подлежащих рассмотрению 29 , может оказаться затруднительным для объяснения и нелегким. Однако мы недалеки от упования, что по молитвам твоего богочестия и к этому управит нас Господь, Который открывает глубокое из тьмы 30 , умудряет слепых 31 и дает речь 32 как Слово 33 . (2) Так вот, в книге Левит написано об отпущенном: И возьмет двух козлов и поставит их пред Господом у дверей скинии свидетельства, и возложит Аарон на двух козлов (жребии): один жребий Господу и другой жребий отпущенному, и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий Господу и принесет его в жертву за грех , а козла, на которого вышел жребий отпущенного, поставит живым пред Господом, дабы совершить над ним очищение, чтобы отослать его в отпущение; отправит его в пустыню 34 . (3) И немного спустя: И заколет козла, который за грех народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и сделает с кровью его то же, что сделал с кровью тельца, и покропит кровью его на умилостивилище 35 по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи 36 . И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их 37 . (4) Это о козле, которого закалывают и кровью которого освящают святую скинию, а о живом и отсылаемом говорится так: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню, и возьмет козел на себя преступления их в недоступную землю, и он отошлет его в пустыню 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Он одних и тех же лиц, то причисляет к александрийцам, то выделяет из среды их, смотря по мере надобности, т. е., единственно, смотря потому, в каком виде, в том или другом, история может сделаться орудием нападения на воззрения моей книги, в руках о. Иванцова. Кроме того, можно находить много неопределенности, путаницы и неясности, в частности, в характеристике школ палестинской и каппадокийской. Критик не различает ясно палестинское направление от каппадокийского. Если уже принялся за это, он должен был сделать это удовлетворительно. Не то видим у критика. В отличие от александрийской школы, представляемой Климентом и Оригеном (древнеалександрийской школы), критик находит у писателей и мыслителей направления палестинского и каппадокийского «более ясности и, вообще, и, в частности, в различении предметов веры и знания, более твердости в понимании св. Писания и в охранении церковного предания» (27). Без сомнения, эти черты вполне подходят к умственной физиономии трех каппадокийцев, но подходят ли к Евсевию и Акакию: неужели у этих ариан было столько же «ясности в различении предметов веры и знания» (по нашему мнению, смешение веры и знания – один из отличительных признаков арианства), сколько у Василия и двух Григориев, неужели у этих еретиков было столько же твердости в понимании св. Писания и в охранении предания, сколько и у каппадокийских учителей? Если нет, если эта характеристика не к лицу Евсевию и Акакию, то почему критик не выделил их в какую-нибудь особую школу? В этой группе деятелей – богословов палестинских и каппадокийских, критик усматривает в сравнении с Оригеном «более склонности к изучению положительных наук – исторических, филологических и даже естественных». Но, неужели эта характеристика приличествует Кириллу Иерусалимскому , Акакию, Иоанну Иерусалимскому, Амфилохию Иконийскому ? Кириллу она положительно не приличествует, а приличествует ли она Акакию, Иоанну и Амфилохию, об этом ничего нельзя знать, потому что об этих писателях мы знаем очень мало, так мало, что пускаться в обобщения, объявлять, что они интересовались филологией, историей, естествознанием представляется опрометчивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1 .     Несторий называет Деву Марию Христородицей, а униаты – Богородицей; 2 .     Несторий разделяет Христа на два сына, а униаты признают единого Господа, Сына Божия воплотившегося; 3 .     Несторий называет Христа Господом только потому, что Он связан с Логосом, а униаты – потому, что Он, хотя и равен нам по человечеству, но равен и Отцу по божеству; 4 .     Несторий, в виду предшествующего, принужден в молитвах призывать двух христов, а униаты молятся единому Христу; 5 .     Несторий признает только внешнюю связь естеств во Христе, а униаты – полное, нераздельное, но и неслиянное соединение естеств в Нем в единую личность Богочеловека; 6 .     Несторий расторгает единство естеств во Христе отнесением человеческих предикатов к одной личности, а божеских – к другой, а униаты предикаты обеих природ, хотя и различают и не смешивают, но относят к единому воплощенному Сыну Божию. После этого св. Кирилл кратко опровергает возводимые на него обвинения в аполлинарианстве и арианстве. Наконец, говорит об извращении несторианами послания Афанасия к Эпиктету, о подложном послании Филиппа, о папе Сиксте и о подложных письмах, распространяемых под его (Кирилла) именем. Таково в кратких чертах содержание послания Χρμα. Об этом послании сам св. Кирилл говорит, что оно „излагает все это (различие между Несторием и восточными) с особою ясностью и удовлетворительностью“. 1875 Он часто на него ссылается в других своих посланиях. Оно часто цитируется его современниками и последующими Церковными писателями. Так как некоторых выдержек, приводимых у этих писателей со ссылкой на послание к Акакию Мелитинскому , нет в том послании, которое мы имеем, то есть основание предполагать, что св. Кирилл писал и другие послания к этому Акакию. 1876 Недовольство на уступчивость св. Кирилла было даже и среди придворных сфер, о чем сообщил св. Кириллу его пресвитер Евлогий, живший в столице. Св. Кирилл в ответ на это письмо отправляет краткое послание к Евлогию, 1877 в котором, заявив, что не все, содержимое еретиками, должно безусловно отрицать и что исповедание восточных он принял по снисхождению, хотя оно изложено темновато, он выясняет существенное различие между несторианами и восточными, принявшими унию. Впрочем, подробно он свои мысли по этому вопросу не развивает, а отсылает Евлогия к вышеуказанному посланию к Акакию Мелитинскому . Вместе с письмом св. Кирилл послал Евлогию много сочинений и писем для передачи по назначению. Тут были: 1, сочинение против Нестория; 2, акты Эфесского собора против Нестория и его сторонников; сочинения св. Кирилла в защиту анафематизмов против Андрея Самосатского и Феодорита Кирского ; краткое учение о воплощении (его-же); – все это в одной книге, и 3, пять писем: а) Афанасия к Эпиктету, б) св. Кирилла к Иоанну Антиохийскому,

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010