Архив Пн В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» 1 декабря 2023 г. 14:50 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук профессор О.Г. Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://patriarchia.ru/db/text/6081650.ht...

В Московском архитектурном институте открывается кафедра «Храмовое зодчество» 31 августа 2016 г. 15:26 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 сентября 2016 года в Московском архитектурном институте (МАРХИ) открывается кафедра «Храмовое зодчество». Целями новой кафедры, созданной МАРХИ совместно с известной своим участием в строительстве церквей и монастырей компанией «УГМК-Холдинг», являются развитие высшего архитектурного образования в области храмостроения, возрождение утраченных в ХХ веке традиций российской культуры проектирования, реставрации и реконструкции храмовых построек, формирования архитектурных образов храмов как единства внешнего облика и художественного решения интерьеров. В задачи кафедры входят изучение традиций храмостроения и разработка новаторских решений, изучение градостроительного потенциала храмовых комплексов, освоение методов формирования образа храма и воплощение его духовных функций в пространстве. Научный руководитель кафедры — академик Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения, профессор, ректор МАРХИ Д.О. Швидковский. Заведующим кафедрой Ученым советом МАРХИ назначен академик Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный член Российской академии художеств, доктор архитектуры, профессор Г.В. Есаулов. Практические занятия будут вести архитекторы, имеющие опыт проектирования и строительства объектов церковного зодчества. В работе кафедры предполагается участие Почетного профессора МАРХИ М.А. Меня. Основной акцент в процессе обучения кафедра планирует сделать на подготовку высокопрофессиональных проектировщиков, владеющих новейшими методами проектирования и хорошо представляющих технологии строительства, глубоко знающих традиции духовной культуры и нацеленных на формирование современного языка храмового зодчества. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4601455.ht...

Евангельские миниатюры Давида Попиашвили (+ фото) Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. 15 февраля, 2013 Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. Интерес к древнегрузинской миниатюре у художника Давида Попиашвили возник еще в студенческие годы. После окончания Тбилисской академии художеств он несколько лет проработал в Тбилисском реставрационном центре, где занимался восстановлением памятников древней грузинской живописи. В некотором смысле иллюстрации к книге «Рассказы об Иисусе Христе», вышедшей в 2002 году на грузинском языке, — это итог работы Давида Попиашвили с грузинской миниатюрой.  Художник по просьбе Патриарха Илии II создал для этой книги 30 иллюстраций. Предлагаем вашему вниманию миниатюры Давида Попиашвили из книги « Рассказы об Иисусе Христе «. Благовещение Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 21 января, 2024 8 апреля, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/miniatyury-davida-popi...

Кем по происхождению были большинство настоятелей Валаамского монастыря? Представителями императорской фамилии крестьянами Купцами Дворянами Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте — «Мужицкая обитель»). Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте — «Мужицкая обитель»). Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте — «Мужицкая обитель»). Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте — «Мужицкая обитель»). Какое дерево на Валааме прославил своим шедевром художник Иван Шишкин? Береза Известный русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин провел на Валааме пять сезонов и написал огромное количество этюдов и картин с видами Валаама. Наиболее известное произведение — этюд «Сосна на Валааме» (1858), удостоенный серебряной медали Академии художеств. Дерево, изображенное на картине, и сейчас стоит на берегу озера Сисяярви. Ему выписана специальная «охранная грамота», к нему водят туристов. Известный русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин провел на Валааме пять сезонов и написал огромное количество этюдов и картин с видами Валаама. Наиболее известное произведение — этюд «Сосна на Валааме» (1858), удостоенный серебряной медали Академии художеств. Дерево, изображенное на картине, и сейчас стоит на берегу озера Сисяярви. Ему выписана специальная «охранная грамота», к нему водят туристов. Известный русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин провел на Валааме пять сезонов и написал огромное количество этюдов и картин с видами Валаама. Наиболее известное произведение — этюд «Сосна на Валааме» (1858), удостоенный серебряной медали Академии художеств. Дерево, изображенное на картине, и сейчас стоит на берегу озера Сисяярви. Ему выписана специальная «охранная грамота», к нему водят туристов.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

В Московском академическом художественном лицее пройдет выставка церковного монументального искусства 27 декабря 2010 г. 13:11 13 января 2011 года в 14.00 в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств (РАХ) откроется выставка преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий». На выставке, которую проводит кафедра монументального искусства факультета церковных художеств ПСТГУ, будут представлены работы заведующего кафедрой, академика-секретаря Отделения живописи РАХ Е.Н. Максимова, а также преподавателей, выпускников и студентов кафедры. В рамках выставки академик Е.Н. Максимов проведет мастер-класс по фреске. 24 января в 11.00 состоится круглый стол на тему «Проблема профессионализма в современном церковном монументальном искусстве». В обсуждении примут участие декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков; Е.Н. Максимов; профессор МГХАИ им. В.И. Сурикова С.А. Гавриляченко; член-корреспондент РАХ А.В. Рындина; доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского и современного церковного искусства НИИ РАХ И.Л. Бусева-Давыдова; член-корреспондент РАХ, историк и теоретик искусства, византолог А.М. Лидов; руководитель иконописной школы при Московской духовной академии игумен Лука (Головков); другие специалисты в области церковного монументального искусства. Храмовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Возрождение прерванной традиции канонического церковного искусства началось в России с конца 40-х годов XX века. К настоящему времени специальность церковного художника преподается в нескольких высших учебных заведениях. За 15 лет на кафедре монументального искусства ФЦХ ПСТГУ был выработан свой художественный стиль и язык. На кафедре состоялось девять выпусков молодых художников-монументалистов, почти все они работают по специальности, многие являются членами Союза художников, участвуют во всероссийских выставках. Выставка продлится до 25 января. Проезд: м. Октябрьская, ул. Крымский вал, д. 8, корп. 2. Аккредитация в пресс-службе ПСТГУ по тел: (495) 953 7731, 8 926 214 1519, 8 903 260 1915; e-mail: pressem@yandex.ru. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1359161.ht...

—68— ского. Киев, 1908; л) По поводу новейших раскопок в Палестине. Киев. 1908; м) О паломничестве в Иерусалим в библейское время. Киев, 1909; н) Книга пр. Авдия. Киев, 1909; о) Правда о Киевской Дух. Академии. Киев, 1910; п) Ответ проф. Ф.Я. Покровскому. Киев, 1910. 63) От проф. Академии С.И. Соболевского – книги: а) Кузнецов, Черемисская секта Кугу Сорта. Москва, 1909; б) Новосадский, Экскурсия слушателей Археологического Института в июле–августе 1910 г. Москва, 1910; в) Викторов. Эмпириокритицизм. Москва, 1909; г) Бронзов, Белозерское Духовное Училище, 1. Спб., 1909; д) Iulianos der Abtr. Syrische Erzaehlungen hrsg. von Hoffmann. Leiden, 1880; e) Котляревский. Ламеннэ и новейший католицизм. Москва, 1904. 64) От проф. Академии П.П. Соколова – его брошюра: Преподавание психологии. Сергиев Посад, 1909. 65) От Библиотекаря Импер. Академии Наук В. И. Срезневского – его Охранная опись рукописного отделения Библиотеки Импер. Академии Наук, 1. Спб., 1905. 66) От приват-доцента Казанского Университета К.В. Харламповича его брошюра: Pro domo sua. Казань, 1908. 67) От и.д. доцента Академии П.А. Флоренского – его брошюра: Вопросы религиозного самопознания. Сергиев Посад, 1907, два экземпляра. 68) От смотрителя Макарьевского Духовного Училища Л.М. Багрецова – его брошюры: а) Возражения Юма против тождественности личности. Харьков, 1906; б) Несколько слов по поводу писем присланных Архиеп. Амвросию. Харьков, 1901, два экз.; в) Потому-ли продолжается старообряд. раскол, что к делу Церкви примешивается принудительная сила? Харьков, 1906; г) Этика Спинозы. Харьков, 1906; д) Отношение искусства к науке и жизни. Харьков, 1908; е) Несколько слов по истории философии Беркли. Харьков, 1908; ж) Художеств. перлы Толстовского евангелия. Владикавказ, 1908; з) Очерк архипаст. деятельности Архиеп. Арсения во время управления им Казанской епархией. Харьков, 1905. 69) От инспектора Казанской Духовной Семинарии М.И. Бенеманского – его брошюра: «Душевная грамота вдовы Федосьи». Казань, 1910. 70) От М.С. Боровковой-Майковой – ей брошюры: а) Ве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А между тем нигде в Академии так не живет память об ее бывших учениках, как в академическом храме, где поминаются все в Академии, учившие и учившиеся, начальствовавшие и служившие. Это обстоятельство и дает нам смелость обратиться ко всем близким Академии лицам с просьбою вспомнить ко дню академического юбилея академический храм и присылкой посильного пожертвования посодействовать тому, чтобы ко дню юбилея родной Акаде- —728— мии можно было храму придать вид, сколько-нибудь достойный высшей церковной школы». Не до всех, конечно, питомцев Академии достигло это воззвание, потому что мать-Академия не о всех своих детях знает, где они живут и где трудятся. Тем не менее приток пожертвований начался немедленно. Ниже мы печатаем полный список пожертвований на академический храм. От лица Академии приносим глубокую благодарность всем жертвователям и земно кланяемся от себя лично мы, настоящие представители столетней Академии. Немедленно по окончании учебных занятий в июне месяце 1914 года приступили к росписи свода и стен академического храма. Роспись же алтаря взял на себя ктитор храма Сергей Семенович Макаров. Свод и стены храма расписывал петроградский художник Н.А. Протопопов, который прежде поступления в Академию художеств окончил со степенью кандидата богословия Казанскую Духовную Академию. Храм расписан в новом Киевском, преимущественно Васнецовском, стиле и многие сюжеты взяты из Владимирского Киевского собора. Но верху свода написаны Васнецовские картины: Бог-Слово, Распятие и Бог-Саваоф. Сзади, на хорах, Васнецовский же Страшный суды. По бокам свода Васнецовское Преддверие рая, а в четырех углах – Евангелисты со своими символами. Купол расписан византийским орнаментом вместе с символическими изображениями дней творения, а в самом верху – Спаситель с евангелием. На большом окне над иконостасом – три ангела. Стены сплошь заняты крупными изображениями святых – древних и русских. Благодаря уменью и таланту художника, храмовая роспись отличается единством и производит весьма сильное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Письма хранить при делах Совета Академии. IV. Ведомость Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в ноябре месяце текущего 1914: года, из которой видно, что – а) по болезни: экстраординарный профессор священник В.Н. Страхов опустил 10 лекций, экстраординарный профессор священник И.В. Гумилевский – 6 лекций, экстраординарный —742— профессор П.П. Соколов и и.д. доцента А.М. Туберовский – по 5 лекций, ординарный профессор С.И. Соболевский – 4 лекции, и.д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин и доцент иеромонах Варфоломей (Ремов) – по 3 лекции, ординарный профессор М.М. Тареев и доцент В.П. Виноградов – по 2 лекции; б) по семейным и домашним обстоятельствам: лектор А.К. Мишин – 4 лекции, ординарные профессоры А.И. Алмазов и М. М. Богословский и экстраординарный профессор С.И. Смирнов – по 3 лекции и экстраординарный профессор Д.И. Введенский – 2 лекции; в) по нахождению в отпуске: ординарный профессор А.А. Спасский – 14 лекций». Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. V. Отчет по командировке заграницу доцента Академии по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Н.Д. Протасова: «Долг имею представить Совету Академии краткий отчет по командировке меня заграницу в истекшем 1913/1914 г. Целью своей командировки я поставил ознакомление, в возможно широком объеме, с памятниками христианского изобразительного искусства современной Италии, в пределах I–XII вв. Первую, бльшую (декабрь 1913 г. – апрель 1914 г.), часть бывшего в моем распоряжении времени я употребил па изучение памятников античного изобразительного искусства, главным образом, императорской эпохи, имея в виду генезис христианского художественного творчества первых трех веков. Местами занятий, в данном случае, были: форумы Рима, Помпеи, амфитеатры в разных местах, музейные собрания античных древностей в Риме, Неаполе и пр. Особенное внимание было обращено на данные раскопок в пределах античных Помпеи, Геркуланума, дворца Флавиев на Палатине в Риме. Помимо непосредственного анализа памятников, я, благодаря любезности Главного Управления национальными памятниками Италии и заведующего Ватиканскими музеями монсиньора Мишиателли, имел возможность зафотографировать до 300 монументов, нужных мне для истории нимба и жертвенника вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем начались приветствия и подношения безчисленных адресов от различных обществ, городов, учреждений и высших учебных заведений. Приветствия и адреса выражалась многочисленными депутациями августейшему президенту Императорской академии наук великому князю Константину Константиновичу, который, принимая адреса, лично благодарил депутатов за их сочувствие сегодняшнему всероссийскому торжеству. Депутации вызывались по списку. Первыми подходили депутаты с родины Ломоносова, представители крестьян Ломоносовского волостного правления, вторым Архангельское городское общественное управление, Архангельский губернский статистический комитет и общество взаимопомощи урожаю губернии. За ними были депутации Императорской академии художеств, всех русских университетов, Александровской военно-юридической академии, Александровского лицея, артиллерийского исторического музея, Императорской архивной комиссии, Императорского архивного института, духовных и военных академий, вольно-экономического общества, общества народных университетов в СПб и Москве и наконец, более чем от двухсот разных обществ. После поднесения приветствий и адресов августейший президент академии наук прочел длинный перечень приветственных телеграмм, и объявил собрание закрытым. Юбилейное торжество было грандиозным и удалось во всех отношениях («Свет»). В Москве в Заиконоспасском духовном училище при монастыре того же наименования, где Ломоносов получил первоначальное образование, которое он продолжил в славяно-греко-латинской академии, помещавшейся при этом училище до 1814 г., после панихиды состоялся торжественный акт. Преподаватели прочитали ряд докладов о Ломоносове. Акт закончился кантатой «Слава Ломоносову». Вечером в зале училища состоялось торжественное заседание общества любителей духовного просвещения. Заседание, которому предшествовала панихида, было посвящено памяти Ломоносова. Общество деятелей периодической печати устраивает вечер в память Ломоносова 1 декабря. Этот вечер будет повторением вечера, устроенного в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В Мариуполе и Мелитополе при поддержке московской больницы святителя Алексия провели академические мастер-классы по рисованию 20.09.2022 13:25:42 МОСКВА Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки при поддержке столичной Центральной клинической больницей святителя Алексия, митрополита Московского, провела мастер-классы в Мариуполе и Мелитополе. В них приняли участие более 60 взрослых и детей. «Искусство во все времена благотворно влияло на человека, и тем более в творчестве нуждаются люди, оказавшиеся в такой тяжелой ситуации. Искусство помогает человеку восстановиться и укрепить силы, позволяет увидеть искорки света, дает стимул жить», — отметил народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств Сергей Андрияка. Занятия проходили по методике, разработанной ректором Академии Сергеем Андриякой. В ее основе лежит совместное рисование преподавателя вместе с учениками, что помогает рисовать даже тем, кто не владеет азами художественной грамоты. Такие занятия оказывают терапевтический эффект. «Я очень рад, что в эту сентябрьскую поездку мы не только привезли лекарства и средства по уходу, но и подарили людям радость творчества, — поделился Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. — У нашей Больницы и Академии акварели большой совместный опыт помощи людям. Преподаватели Академии не раз проводили мастер-классы для пациентов в наших паллиативных отделениях. Теперь в таких занятиях приняли участие жители Мариуполя, где наши врачи-добровольцы и медсестры по уходу уже пять месяцев оказывают медицинскую помощь. Надеемся сделать такие мероприятия совместной традицией». Для проведения мастер-классов по акварельной живописи из Москвы приехала старший преподаватель Академии акварели Елизавета Андрияка. Она занималась с жителями больницы-пансионата для ветеранов войны и труда, а также провела три мастер-класса для родителей с детьми на приходах. «Люди восприняли рисование как глоток свежего воздуха и надежды, они отвлеклись и отдохнули, — рассказала Елизавета Андрияка. — Для меня неожиданностью была такая большая вовлеченность. Кто-то держал кисточку с краской в первый раз в жизни, и тем не менее увлеченно творил. Особенно трогательно вспоминать 91-летнюю женщину, которая с интересом рассматривала привезенные нами учебные пособия по акварели, а потом рисовала вместе со всеми».

http://radonezh.ru/2022/09/20/v-mariupol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010