Ветераны Академии, воспитанные ещё советским строем в бескорыстии, товариществе, ответственности и интересе к общественной работе, уходят из жизни один за другим. Былое стремление к получению академического звания как психологической компенсации утраты социального престижа своей профессии у представителей науки, образования, художественного творчества сменилось равнодушием к нематериальным активам. Предложение : Необходима актуализация былых и поиск новых стимулирующих мотивов для членства в общественной академии, работу в которой надо оплачивать из своего же кармана. К примеру, то, что уже начато: придание научному журналу «Вестник Петровской академии» статуса ВАКовского журнала. 2. Прежнее руководство Академии пустило на самотёк учёт кадрового состава — даёшь ИСС ПАНИ! Пока не завершено заполнение информационной базы прекрасной инициативы Президиума ПАНИ — Информационно-справочной системы Петровской академии наук и искусств, нам не известно точное количество членов ПАНИ на сегодняшний момент, а также количество покинувших её ряды за последние 30 лет по собственной инициативе или в связи с уходом из жизни. По моим прикидкам, число причисленных и более-менее активно работающих в первичных организациях членов Академии всех рангов не превышает сейчас 1 500 человек. 5 000 — это, скорее всего, общее количество принятых в Академию членов за 30 лет её существования. Данные примерно совпадают с изучением кадрового состава ПАНИ, которые провела главный учёный секретарь Академии О.А.Григорьева. Это значит, что ПАНИ за 30-25 лет потеряла соотнесённое количество — те же полторы тысячи и более своих кадров, причём, лучших! Предложение : Для возмещения потерь необходимо внедрять расширенный приём новых членов и учредить институт кандидатов в члены ПАНИ. В Тверском отделении мы опробовали такую форму привлечения и апробации кандидатов как создание Тверского клуба друзей Петровской академии наук и искусств. 3. Необходимо омоложение Академии. Пока основная работа в Академии держится на заслуженных ветеранах Академического движения. Но наш век отмерен, и надо думать об омоложении кадрового состава путём привлечения перспективной творческой молодёжи в наши ряды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/25/...

В Российской академии художеств открылась выставка «Связь времен» Москва, 6 марта 2024 г.      5 марта 2024 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» в Москве состоялось открытие выставки «Связь времен» , сообщает Патриархия.ru . На выставке представлено более 100 копий уникальных произведений церковного искусства, выполненных студентами факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (МГАХИ). В своем слове на открытии выставки ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев заявил, что эта выставка — яркое свидетельство возрождения иконописного искусства в России. «В советский период были настоящие гонения, многое было утрачено, потеряно, включая памятники искусства. Казалось, все ушло невозвратно. Но сегодня мы можем сказать, что не ушло. Церковное искусство вернулось и живет, и стало притягательным для множества людей», — сказал священник. Отец Владимир отметил вклад в дело возрождения церковного искусства преподавателей мастерских ПСТГУ и МГАХИ и особенно декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова и руководителя кафедры монументального искусства профессора Евгения Николаевича Максимова. На выставке представлена малая часть созданных за 30-летнюю историю факультета церковных художеств ПСТГУ копий лучших образцов романского, византийского, древнерусского искусства. Большинство икон, мозаик и фресок украшает современное храмовое пространство по всей России. Автором методики художественного копирования является главный куратор выставки профессор Е.Н. Максимов, член президиума Российской академии художеств, вице-президент РАХ. Евгений Николаевич как руководитель монументальной мастерской МГАХИ им. В.И. Сурикова и заведующий кафедрой монументального искусства ФЦХ ПСТГУ стал связующим звеном между вузами. Как отметил И.Ю. Самолыго, профессор кафедры монументального искусства ФЦХ ПСТГУ, член корреспондент РАХ: «Мы все его ученики».

http://pravoslavie.ru/159025.html

В Москве откроется выставка к 10-летию Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки 16.11.2022 13:14:47 МОСКВА С 25 ноября по 25 декабря 2022 года в западном крыле здания Новой Третьяковки на Крымском Валу пройдет масштабная выставка, приуроченная к юбилею Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки (10 лет с начала деятельности), высшего художественного учебного заведения нового типа, не имеющего аналогов не только в России, но и за рубежом. Основная задача Академии – воспитание художников, владеющих обширными знаниями и практическими навыками в разных областях изобразительного искусства, а значит, востребованных, независимо от обстоятельств и запросов реального времени. Это первый российский вуз, проводящий обучение новой специальности: «Живопись и изящные искусства». В программе обучения в Академии – акварельная, темперная, масляная живопись, пастель, офорт, монументальная живопись, витраж, мозаика, флорентийская мозаика, сграффито, скульптура малых форм, керамика, гончарное искусство, лепка и моделирование фарфора, роспись фарфора и керамики, миниатюрная эмаль, основы ювелирного дела, книжная иллюстрация и другие о педагогический состав, куда приглашены лучшие представители своей профессии, истинные мастера изобразительного искусства, желающие передать свой опыт и знания последующим поколениям. Кульминационным событием празднования юбилея Академии акварели и изящных искусств станет масштабная выставка на Крымском Валу. В просторных залах ЦДХ будут представлены работы Народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств, ректора Академии акварели и изящных искусств Сергея Николаевича Андрияки, а также художников-педагогов, студентов и учащихся Школы и Академии акварели. В юбилейную экспозицию войдут более 3000 экспонатов, выполненных в различных техниках и видах искусства – рисунок, акварель, масляная и темперная живопись, пастель, анималистическая скульптура, витраж, мозаика, керамика, фарфор, роспись по керамике и фарфору, ювелирные изделия, миниатюра, книжная иллюстрация, гончарное искусство и другие.

http://radonezh.ru/2022/11/16/v-moskve-o...

На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „Дек. 14. Постановления по статьям первой и девятой утверждаются; с постановлением по третьей согласен; действительный студент Василий Юрасов утверждается в степени кандидата богословия (ст. VII); прочее, в чём следует, принять к исполнению“. 22 декабря 1895 года Присутствовали, под председательством ректора академии, архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров: В. Ключевского , Г. Воскресенского, В. Кипарисова , А. Шостьина , не присутствовавших по семейным обстоятельствам, и Н. Заозерского , находящегося в отпуску. Слушали : I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „Дек. 1. Объявить обоим“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 28 ноября за 6065: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 13 сего ноября за 688, по ходатайству совета Московской духовной академии об утверждении профессоров сей академии: ординарного – Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова, выслужив- —455— ших в должностях штатных преподавателей академии по 25 лет, в звании заслуженных профессоров. Приказали : профессоров Московской духовной академии: ординарного – Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова, выслуживших при сей академии в должностях штатных преподавателей по 25 лет, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в звании заслуженных профессоров; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ. Определили : 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению; 2) об утверждении ординарного профессора Алексея Лебедева и экстраординарного – Андрея Смирнова в звании заслуженных профессоров, внести в формулярные о службе их списки. II . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „Дек. 1. В совет академии“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 29 ноября текущего года за 6066: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали· 1) представление Вашего Преосвященства, от 20 минувшего октября за 620, по ходатайству совета Московской духовной академии об утверждении помощника инспектора названной академии, кандидата богословия, Ивана Андреева в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: „Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия (хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них)“, Сергиев Посад, 1895 года и 2) представление Преосвященного Херсонского, от 13 сего ноября за 304, с отзывом об упомянутом сочинении. Приказали : Помощника инспектора Московской духовной академии, кандидата богословия, Ивана Андреева , удостоенного советом сей академии степени магистра бого-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящей работе на основании обследования рукописных собраний Москвы, Санкт–Петербурга, Киева, Вильнюса, Твери, Ярославля, Ростова, Саратова и других городов выявлено и изучено более 400 списков житийных произведений о Сергии и Никоне Радонежских, составлена новая классификация текстов. Наибольшее внимание было посвящено исследованию рукописей XV—XVII вв., при этом списки XV—XVI веков изучены с исчерпывающей полнотой  Для получения наиболее точной датировки и локализации рукописей (особенно древнейших) проведено исследование Троицкого монастырского скриптория XV века и 20—30–х годов XVII века (почерки писцов, распределение сортов бумаги по времени и т. д.). Я использую также свои прежние наблюдения по истории книгописания в Иосифо–Волоколамском монастыре в первой половине XVI века, московского митрополичьего скриптория 20—30–х годов XVI века и патриаршего делопроизводства последней трети XVII века . В заключение пользуюсь приятной возможностью выразить глубокую благодарность за теплый прием и всемерную помощь в работе над темой сотрудникам рукописных отделов Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея, Российского государственного архива древних актов и документов, Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Государственного литературного музея, Государственной исторической публичной библиотеки, Государственного историко–художественного музея–заповедника им. Андрея Рублева, Государственного историко–художественного музея–заповедника в г. Сергиев Посад, Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской Академии наук, Российского государственного исторического архива, Санкт–Петербургского отделения Института российской истории Российской Академии наук, Научной библиотеки Санкт–Петербургского университета, Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом), Центральной научной библиотеки Академии наук Украины, Центральной научной библиотеки Академии наук Литвы, Псковского государственного объединенного историко–архитектурного и художественного музея–заповедника, Государственного архива Тверской области, Угличского областного архива, Ярославского историко–художественного музея–заповедника, Государственного архива Ярославской области, Научной библиотеки Саратовского государственного университета, Государственной публичной научно–технической библиотеки Сибирского отделения Российской Академии наук, Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской Академии наук, Нижегородской городской областной библиотеки, Научной библиотеки Ростово–Ярославского архитектурно–художественного музея–заповедника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Увы, но так оно не осталось навсегда: пресловутое «видение художника», умноженное на его творческую самовлюблённость, подпитываемые дурным гонором и зачастую сильно преувеличенным мнением о своей личности и достоинствах, со временем увели историческую живопись с путей Правды в болото иных представлений о прошлом. Но обо всём, как говорится, по порядку. Отправка талантливых рисовальщиков на учёбу за кордон была лишь первым этапом развития исторической живописи в России. За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Так возникло художественное отделение Академии наук. В царствование дочери великого реформатора, императрицы Елисаветы Петровны, оно превратилось в «особую трёх знатнейших художеств (т.е. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». Огромным энтузиастом данного начинания стал фаворит императрицы И.И. Шувалов, отдавший под классы и мастерские свой особняк на Садовой улице в Санкт-Петербурге, и добавивший ко всегда скудным бюджетным ассигнованиям значительные собственные средства. Что позволило не только недурно организовать учебный процесс, но и посылать наиболее способных выпускников на стажировку в Италию, на родину искусств. Качественно новый импульс развитию искусства живописи в России сообщила Екатерина (на то и Великая!). На Университетской набережной Васильевского острова для Императорской Академии художеств было построено новое специальное здание с домовой церковью Святой Екатерины. Проект был настолько грандиозен, что сама отделка интерьеров затянулась до 1817 года, а новые пышные залы - Рафаэлевский и Тициановский - были оборудованы и вовсе в 1830-е годы, при её внуке императоре Николае Павловиче. (Иллюстрация 2: Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года Худ Валерий Якоби) Разумея, сколь важным является для государства развитие изобразительных искусств, ещё Екатерина увеличила бюджет Академии с 6 до 60 тысяч рублей в год, поощряя к частным пожертвованиям на это дело и многих меценатов. А в царствование Павла Петровича, в 1800 году, Академию и вовсе возглавил один из богатейших людей России А.С. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств. Так создавались собрания картин Академии, открывались новые «факультеты» - в частности, медальерный и реставрационный классы. Всё больше становилось пансионерских поездок за границу; в Риме (опять-таки по примеру Франции, имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Нартов спрашивал, не угодно ли будет в Академии для каждой науки оставить по одному профессору и по одному адъюнкту; почетным членам, пребывающим в иностранных землях, пенсии не давать; художественные департаменты убавить, ибо никакого плода Российскому государству не приносят. От Академии представлен был длинный список учреждений и лиц, должных ей за напечатание указов и забранные книги: на самом Сенате числилось 6501 рубль, на бывшем Кабинете – 75, на Синоде – 577, на императорском дворе за забранные книги, комедии и прочие вещи – 813, на принцессе Анне – 260, на принце Антоне – 135, на бароне Менгдене – 270, на Брюммере – 102. Особенно значительные суммы числились на бывших президентах: на Блюментросте за книги – 179, да чистыми деньгами взял 5061 рубль, на Кейзерлинге – 217, на Корфе – 4339, на Бреверне – 355; на всех учреждениях и лицах числилось 32203 рубля. В сентябре 1743 года Нартов подал просьбу Елисавете, что императрица Анна в разные годы пожаловала Академии 110000 рублей, а по ее кончине до сего времени никакой дачи не было, отчего Академия пришла в совершенную нищету, и все ее служители не только за этот 1743 год, но и за несколько месяцев прошлого 1742 заслуженного жалованья не получали, и как профессора, так и все служители с женами и детьми, дневной пищи лишаясь, гладом тают, а мастеровые и художники просят увольнения в другие места. Чтоб побудить к скорейшему отделению от Академии художественных департаментов, Нартов подал в Сенат доношение, где говорилось: «В прошлом 1742 году подан был от меня его импер. величеству письменный проект об учреждении Академии Художеств, который и соизволил его императ. величество за благо принять и собственною своею рукою расписание Академии Художеств по классам написал, по которому намерение имел определить на содержание помянутой Академии Художеств денежную сумму сверх Академии Наук под надзиранием особливого директора». В собственноручном расписании Петра Великого было означено: I класс: 1) мастер архитектуры цивилис; 2) мастер механики всяких мельниц и слюзов; 3) мастер живописных всяких дел; 4) мастер скульпторных всяких дел; 5) мастер грыдорованных всяких дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

—3— 3) «К материалам для истории чинопоследования литургии» и 2) рапорт присутствующего в Святейшем Синода Преосвященного Алеутского, от 11 сего Декабря, с отзывом о помянутых сочинениях. Приказали: Согласно ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии, представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Алеутского, Святейший Синод определяет: утвердить протоиерея Московской Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви, кандидата богословия, Сергея Муратова в степени магистра богословия за означенные его сочинения; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: 1) Изготовить для профессора С. И. Смирнова диплом на степень доктора церковной истории, а для протоиерея С. Д. Муретова – на степень магистра богословия и видать их по принадлежности. – 2) Об утверждении профессора С. И. Смирнова в ученой степени доктора церковной истории и звания ординарного профессора Академии внести в послужной его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. II. Резолюцию Его Высокопреосвященства, Последовавшую на представлении Преосвященного Ректора Академии от 15 декабря 1914 года за 682: «17 дек. 1914. Ходатайствовать пред Св. Синодом». Справка: Представлением от 15 декабря за 682 Преосвященный Ректор Академии ходатайствовал пред Его Высокопреосвященством о нижеследующем: «В силу циркулярного указа Святейшего Синода от 26 июля 1914 года за 15, коим торжественное празднование юбилеев духовно-учебных заведений, как неуместное в настоящую тяжелую годину, переживаемую Отечеством, отложено было до более благоприятного времени, – оставлены были Святейшим Синодом без рассмотрения и различного рода ходатайства по поводу разрешенная еще в 1913 году торжественного празднования столетнего юбилея Императорской Московской Духовной Академии;. возбужденные Советом названной Академии и изложенные в представлении Вашего Высокопреосвященства Святейшему Синоду от 3 июля 1914 года за 301. —4— В числе таковых находилось, между прочим (п. 3), и ходатайство Совета «об учреждении для Высокопреосвященного Попечителя и лиц, числящихся ко дню столетнего юбилея Почетными Членами Академии, для всех служивших и служащих при Академии лиц, для всех бывших питомцев Академии и для студентов I, II, III и IV курсов юбилейного 1914–1915 учебного года – особого нагрудного юбилейного знака (по рисунку, выработанному окончившим курс Императорской Петроградской Академии Художеств с званием художника, кандидатом богословия Н. А. Протопоповым) и об утверждении проекта положение об оном», приложенного к вышепомянутому представлению за 301.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учителя и Ученики - уроки высокого искусства О выставке художников России и Азербайджана 03.01.2019 1190 Время на чтение 14 минут «Голубая чашка», 2009 г., Геннадий Бернадский. Событием культурной жизни Санкт-Петербурга осенью с.г. стала выставка художников России и Азербайджана, состоявшаяся в залах научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Известно, что 2018 год был назван «Годом культуры» в России и вместе с тем - стал юбилейным годом для одного из главных участников выставки - Таира Тимуровича Салахова, которому исполнилось 90 лет. Прожитые годы были овеяны и тяготами становления советского государства, и Великой Отечественной войной для народов Советского Союза, и годами творческих «мук и радостей». Биография Таира Тимуровича Салахова советского азербайджанского российского живописца, вице-президента Российской академии художеств (с 1997), театрального художника, педагога, Члена Президиума Академии художеств СССР с 1972 г. тесно переплетена с историей России и Азербайджана. В залах Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Москве выставка состоялась также, благодаря усилиям и тех, кто искренне хотел подарить любителям живописи праздник искусства - это Научно-исследовательский музей при Академии художеств Санкт-Петербурга и его директор Алексей Мудров, Фонд реалистического искусства В.Ф.Пустарнакова, центр Гейдара Алиева и фонд Гейдара Алиева вместе с его вице-президентом Лейлой Алиевой, Фонд «Императорского общества поощрения художеств» и его директор Людмила Ермолина, компания Газинформсервис. Все они - последователи великих русских благотворителей - Строгановых и Румянцевых XVIII века, Мамонтовых и Морозовых века XIX и начала XX, а также - ценители крепких традиций века нынешнего - кураторы выставки - Вероника Богдан, Екатерина Сапогова, Эмин Мамедов и Мария Филатова. Подвижничество этих людей позволило решить сложнейшую задачу - объединить в одной экспозиции работы более ста художников и сделать её передвижной. Это значит, что выставка была представлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге, её, возможно, увидят и почитатели таланта российских и азербайджанских мастеров кисти в Баку.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/04/...

1. Н. В. Гоголь. Литография А. Г. Венецианова, 1834 г. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) 2. Титульный лист „Миргорода“ (1835) 3. „Тарас Бульба“, начало главы I. Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 1 4. „Тарас Бульба“, начало главы V. Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 25 5. „Тарас Бульба“, глава V. Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 27 6. „Тарас Бульба“, глава VII (по окончательному счету). Рукопись библ. Украинской Академии Наук (Киев), л. 62 7. „Тарас Бульба“, глава VII (по окончательному счету). Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 63 об. 8. „Тарас Бульба“, начало главы VIII (по окончательному счету). Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 66 9. „Тарас Бульба“, отрывок главы IX (по окончательному счету). Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 79 10. „Тарас Бульба“, первоначальный набросок отрывка гл. IX (по окончательному счету). Рукопись библиотеки Украинской Академии Наук (Киев), л. 113 11. „Вий“ (начало). Рукопись Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), л. 33 12. „Старосветские помещики“ (начало). Рукопись Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), л. 12 Выходные данные ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Н. Л. МЕЩЕРЯКОВ РЕДАКЦИЯ ИЗДАНИЯ: В. В. ГИППИУС, В. А. ДЕСНИЦКИЙ, В. Я. КИРПОТИН, Н. Л. МЕЩЕРЯКОВ, Н. К. ПИКСАНОВ, Б. М. ЭЙХЕНБАУМ РЕДАКТОР II ТОМА: В. В. ГИППИУС   РЕДАКТОРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВТОРОГО ТОМА: „Старосветские помещики“ — Б. М. Эйхенбаум „Тарас Бульба“ — И. Я. Айзеншток „Вий“ — Б. М. Эйхенбаум (текст и текстологический комментарий) и В. П. Петров (комментарий) „Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем“ — Н. Л. Степанов Введение к комментариям — В. В. Гиппиус   Переплет, титул и контр-титул, графические украшения издания и силуэт Н. В. Гоголя на форзаце художника Н. В. ИЛЬИНА Художественная редакция И. И. ЛАЗАРЕВСКОГО Техническая редакция О. Н. ПЕРСИЯНИНОВОЙ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010