Что же противопоставить внутренней двойственности исторических героев, как вести диалог со своим временем? Таким идеалом для Ге становится Христос, а евангельские сюжеты со временем станут ключевой темой всего его творчества. Но вот парадокс: там, где Ге вроде бы нашел свое, где он полностью захвачен идеей своих работ, он порой теряет и художественное чутье, и некую нравственную чуткость к святыне. Впрочем, начиналось все с триумфа. «Тайная вечеря»: явный успех В 1863 году Ге привез в Санкт-Петербург и представил Императорской академии художеств картину «Тайная вечеря» в виде отчета о своих трудах за границей и получил за эту работу звание профессора исторической живописи, минуя звание академика, — случай сам по себе чрезвычайно редкий. Ге. Тайная вечеря «Тайную вечерю» Ге написал во Флоренции, во время своей пенсионерской (то есть обеспеченной государственной стипендией) поездки в Италию. Молодой, никому не известный художник берется за сюжет, существующий в искусстве уже много веков, к которому, в свое время обращались всемирно известные гении от Леонардо да Винчи и Тинторетто до Пуссена и Альбрехта Дюрера. Здесь нужна непреклонная убежденность, что стоит заново поднять весь вихрь вечных вопросов, чтобы открыть в этой известной сцене что-то новое. Ге на это решился. Он изображает последнюю трапезу Христа со своими учениками, на которой, как известно, произошли три важных события — установление таинства Причащения, омовение ног учеников и предсказание Христом предательства Иуды. Последнее Ге делает центром своей картины. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить ему, каждый из них: не я ли, Господи? (Мф 26:20–29). Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба подам. И, обмакнув кусок, подал Ииуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:25–27).

http://foma.ru/vo-chto-veril-nikolay-ge....

Это я от них самих знаю… Ну, вот, я Вам все сказал и показал. Да послужит Вам сие во свидетельство моей к Вам любви и доверия. За любовь — любовью. Когда получите это письмо, сообщите, но помните, что почта на службе состоит в известном учреждении. Обнимаю Вас и заочно люблю. Ваш С. Жена Вас приветствует. Меня пока оставляют в покое. Что будет дальше, покажет Господь. Бутылочку с водицей Батюшки Преп. Серафима берегите до случая. Спаси Вас Господи! «Оказия» отъезд свой откладывает, и к сказанному об «Обращении» м. Сергия хочется добавить еще от Писания: «Горе непокорным, сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по Духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху, не вопросивши уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом и убежище под тенью Египта — безчестием… Все они будут постыжены из-за народа, который безполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но стыд и срам» ( Ис. 30:1-5 ). Вспомните сновидение, в котором показано прощение козла и креста вместе. Если Вы читали мою книгу «Близ есть, при дверех», то Вам ясна будет эта символика. Таково значение Сергия и его синода. М. Сергий был руководителем безбожных «Религиозно-философских собраний» в Петербурге во дни митрополита Антония (Вадковского) и покаявшихся «обновленцев». Могло ли добру от него быть? Митрополит Арсений Новгородский, хоть и значится в списке Синода, но, как стало мне известно, отказался от этой чести, предпочитая, по его словам, «готовиться к переходу в иную жизнь». Кого мне из всего этого соборища кровно жаль, так это Епископа Сергия (Гришина), заведующего делами Синода. Очень бы мне хотелось довести до сведения этого, поистине хорошего, человека эти строки. Я знал его в Оптиной, куда он приезжал еще студентом Академии. В заключение письма моего, разросшегося безмерно, сообщу Вам из письма моего приятеля, живущего в Палестине, некоторые сведения, исполненные глубокого значения для христиан всех толков, для нас же, православных, — в особенности.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Этот рассказ библейской книги Бытие сегодня может показаться непонятным и странным. Что заставляло Иуду женить своих сыновей одного за другим на одной и той же женщине? И почему Фамарь именно Иуду избрала отцом своих детей? Ответ на эти вопросы дает книга Второзаконие. Среди предписаний, которые Бог дал евреям через пророка Моисея, есть и такое: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» ( Втор. 25:5-6 ). Если же у покойного нет братьев, то восстановить его имя должен отец, дядя или другие родственники. Археологические исследования в начале XX века показали, что подобные обычаи были и у других ближневосточных народов. Например, выдавать вдову за брата ее покойного мужа предписывали законы хеттов, запечатленные в упомянутом выше богазкейском архиве, найденном экспедицией Хуго Винклера. Эти законы включали в себя и определенные правила, касающиеся семьи и брака. И одно из этих правил гласит, что если мужчина умирает, то его вдова должна выйти замуж за его брата, а если тот умер — за его отца, а затем, в случае смерти отца, — за его племянника. Правило наследования жены умершего брата записано и в документах архива Нузи, также уже упоминавшегося. Этот брачный обычай получил название «левират», от латинского слова «левир» — деверь, брат мужа. Ученые заинтересовались, есть ли разница между еврейской традицией левирата, предписанной Второзаконием, и аналогичными обычаями других народов? В 1914 году доктор богословия, профессор Киевской духовной академии, священник Александр Глаголев опубликовал библейско-археологический очерк, посвященный этому вопросу. Несмотря на схожесть левиратных обычаев у евреев, хеттов и хурритов, между ними есть принципиальные отличия. Так, хетты рассматривают возможность супружества между братом покойного и его вдовой как исключение в ряду запретов на брачные отношения с родственниками. В конце текста этой статьи хеттского закона стоят слова «это ненаказуемо». В хурритских законах обязанность родственников покойного обеспечить замужество вдовы продиктована финансовыми соображениями — в этом случае все имущество оставалось собственностью семейного клана. У евреев же главной причиной левирата было стремление сохранить имя человека в потомстве, восстановить его род. Это связано с обетованием Бога произвести от семени Авраамова Мессию, которого благословят все народы. И всякий еврей хотел, чтобы Спаситель был именно его потомком. Пророчествами о Мессии насыщены тексты Ветхого Завета начиная с книги Бытие. И в самом деле — именно в колене Иуды, по линии Фареса, рожденного от Фамари, через несколько десятков поколений родился Спаситель Иисус Христос.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

Архив Пн Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ присвоено звание почетного члена Российской академии художеств 9 декабря 2021 г. 17:28 Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ,  временно исполняющему обязанности руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   В.Р. Легойде присвоено звание почетного члена Российской академии художеств (РАХ). Соответствующие регалии в ходе очередного заседания президиума Российской академии художеств, состоявшегося 7 декабря 2021 года, вручил Владимиру Легойде президент академии Зураб Церетели.        Согласно Уставу Российской академии художеств, звание почетного члена присваивается «выдающимся деятелям культуры и искусства Российской Федерации и других стран, а также лицам, которые своей активной просветительской, общественной, благотворительной и спонсорской деятельностью вносят значительный вклад в развитие академии и российской культуры в целом». Членство в академии является пожизненным. Ранее звания почетного члена Российской академии художеств были удостоены и другие представители Русской Православной Церкви, в частности, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин . 8 декабря с.г. в Нижнем Новгороде  состоялась церемония вручения регалий почетного члена Российской академии художеств  митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию . Российская академия художеств (РАХ) — государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры — отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации. Президентом РАХ с 1997 года является Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Зураб Церетели. В состав РАХ входят российские и иностранныечлены академии, избираемые общим собранием РАХ. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5870769.ht...

Другая линия романа — изображение художника Истомина и его отношений с Маничкой Норк — является своеобразным откликом Лескова на споры об искусстве в русской журналистике 1865 года и на борьбу течений внутри русского искусства. Эти споры касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему «Пир в Валгалле» и демонстративно покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. Русской печати было запрещено касаться этой истории. Поэтому и Лесков только в общих словах говорит о начинающемся обновлении Академии художеств, о необходимости «перестройки» не только здания, но и характера деятельности Академии художеств в целом. В 1865 году в связи с очередной ежегодной выставкой в Академии художеств в печати оживленно обсуждалось положение в Академии художеств. Статья В. С. Серова («С.-Петербургские ведомости», 1865, и анонимный фельетон «Вседневная жизнь» («Голос», 1865, 17 октября) очень остро и решительно ставили вопрос о дальнейшей деятельности Академии и вызвали пространный ответ ее ректора Ф. А. Бруни — «Антагонистам Академии художеств» («Биржевые ведомости», 1865, 25 ноября). Прямые высказывания Лескова о состоянии Академии художеств в «Островитянах» близки и по тону и по содержанию к фельетону «Голоса», в котором писалось: «В ком чувство изящного развито хоть настолько, чтоб отличить вывеску и поднос от картины, тому мы не советуем идти на выставку Академии, если только он не имеет в виду сам лично убедиться, до чего может упасть искусство в нашем отечестве, под сению этого великолепного здания, украшающего набережную Васильевского острова… Сто лет покровительства и миллионы затрат для того, чтоб на сто первом году выставить 207 произведений живописи, скульптуры и архитектурных проектов, и из всего этого нет и десятой доли, которая стоила бы самого снисходительного одобрения. Для чего же и для кого тратились эти миллионы?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Петр Васильевич любил Академию подлинною любовью, не на словах только, но и на деле. Он посвятил ей свою замечательную историческую работу. Его трехтомная «История Казанской Духовной Академии» – труд исключительный среди подобных по замечательной художественности воспроизведения и изложения и по той симпатии, какою проникнута каждая строка этого труда. Ни одна из Академий, хотя все они старше нашей, не имеет подобной «Истории». И долго-долго эта «История» будет служить для всех приходящих сюда, в эту высшую богословскую школу, единственный рассадник высшего богословского просвещения и миссионерской науки на всем Востоке России и для всей Сибири настольной книгой для изучения прошлого Казанской Академии и для воспитания любви и уважения к ней. Но исполнив с неподражаемым мастерством задачу историографа своей родной Академии, Петр Васильевич свой труд обратил не только в назидание всем желающим знать славное прошлое этой Академии, но и в прямую пользу для столь любимых им студентов ее. Он пожертвовал свой прекрасный труд в пользу Общества вспомоществования недостаточным студентам и сколько материальной нужды академической молодежи он этим утолил, – можно себе только представить. Но и помимо этого пожертвования он и непосредственно много передал своих крупных взносов в кассу Общества. Это был подлинно друг студенчества, покровитель учащейся в Академии молодежи. Но и вообще это был чрезвычайно близкий и чуткий в отношении Академии ее член. Он весьма живо и сердечно интересовался всем, что происходило в Академии и что ее касалось. Будучи прикован старческою слабостью к своему жилищу, он старался узнавать о жизни Академии от приходивших к нему лиц, и еще не задолго до своей кончины он выражал свое задушевное желание – добраться так или иначе до Академии и пройтись по ее зданиям, окинув прощальным любящим взором ее комнаты и коридоры. Так он любил Академию даже по ее внешности. Истинная любовь не прекращается и по смерти или, вернее, смерть запечатлевает ее жизненное проявление и обнаруживает всю ее глубину. Из посмертного завещания П.В. мы видим, что он с любовью к Академии отходил из сей жизни в жизнь иную. Все, что у него было материально ценного, он завещал не кому-либо, не своим родным или присным, а именно Академии. Да, велика и сильна была любовь почившего к Академии. Надо сказать, что и ответная любовь Академии к Петру Васильевичу также была не малою. Хотя мы редко, а в последние годы и совсем не видели Петра Васильевича в своей среде, но он продолжал оставаться нравственным центром и общепризнанным патриархом нашей академической семьи. Его мнениями по текущим вопросами академической жизни продолжали интересоваться и их очень ценили. Знаменательные дни в его жизни отмечались молитвою и приветствиями. К нему обращались за советами. Вообще его именем духовно утешались и ободрялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В лицее Российской академии художеств открывается выставка церковного монументального искусства 23 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 13 января в 14.00 в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств открывается выставка преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий». 13 января в 14.00 в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств открывается выставка преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий». Выставку проводит кафедра монументального искусства. Будут представлены работы заведующего кафедрой Е. Н. Максимова, действительного члена-корреспондента Российской Академии художеств, а также преподавателей, выпускников и студентов кафедры. В рамках выставки профессор Е. Н. Максимов проведет мастер-класс по фреске. 24 января в 11.00 состоится круглый стол на тему «Проблема профессионализма в современном церковном монументальном искусстве». В обсуждении примут участие протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ; Е. Н. Максимов, академик РАХ; С. А. Гавриляченко, профессор МГХАИ им. Сурикова; А. В. Рындина, член, корреспондент Российской Академии художеств; И. Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского и современного церковного искусства научно – исследовательского института РАХ, доктор искусствоведения; А. М. Лидов, член – корреспондент Российской Академии художеств, историк и теоретик искусства, византолог; игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы при МДА, и другие известные специалисты в области церковного монументального искусства. Храмовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Непосредственно связанная с архитектурой, она физически – пространственно окружает созерцающего ее человека, погружает его в мир своих образов. Возрождение прерванной традиции канонического церковного искусства началось в России с конца 40-х годов XX в. К настоящему времени специальность церковного художника преподается в нескольких высших учебных заведениях. Это свидетельствует о том, что область церковного искусства, и в частности монументального, активно развивается в настоящее время.

http://pravmir.ru/v-licee-rossijskoj-aka...

2574 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), живописец, автор эпических полотен на фольклорные и исторические темы, портретов, театральных постановок, ряда архитектурных проектов; дей­ствительный член Академии художеств (1893–1905, вышел из состава), член Товарищества передвижных художественных выставок (1878–1897). 2575 Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), живописец, автор портретов, пейзажей, картин на религиозные, исторические и бытовые темы; академик живописи (1898), действительный член Ака­демии художеств (1910); участник выставок объединений «Мир искусства», член-учредитель Союза русских художников (1903). 2576 Преображенский Михаил Тимофеевич (1854–1930), архитектор, педагог; академик архитек­туры (1887), действительный член Академии художеств (1893); член Совета ППО. Профессор-руко­водитель мастерской (1901–1918) Высшего художественного училища при Академии художеств, член Совета АХ, техник контроля при Св. Синоде, член технического строительного комитета МВД. После октября 1917 г. работал в Отделе по охране памятников искусства и старины, являлся членом-сотруд­ником РАИМК – ГАИМК. 2577 Бенуа Леонтий Николаевич (1856–1928), архитектор, педагог; академик архитектуры (1885), действительный член Академии художеств (1893). Брат художника А. Н. Бенуа. С 1892 г. профессор, руководитель архитектурной мастерской (1894–1916), ректор (1903–1906, 1911–1918) Высшего художественного училища при Академии художеств. С 1918 г. профессор Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (позднее Высших художественно-техниче­ских мастерских, Вхутемас – Высшего художественно-технического института, Вхутеин). 2578 Имеется в виду специально созданная в Имп. Академии художеств Картинная галерея графа Н. А. Кушелева-Безбородко (1834–1862), который завещал свое художественное собрание Академии художеств для «составления публичной галереи», открытой постоянно для художников и публики, из 466 картин новейших мастеров и 29 скульптурных произведений (каталог галереи издан в 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2378 Русско-византийская историко-словарная комиссия была основана в 1918г. под названием «Константин Порфирородный», в сентябре 1923 г. слилась с образованной в том же году Комиссией по переизданию словаря Дюканжа, с целью изучения русско-византийских отношений в X и «смежных» веках, а также для подготовки материалов по переизданию «Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis» Дюканжа, предпринятого Международным союзом академий. Председателем комиссии являлся акад. Ф. И. Успенский, товарищем председателя – В. Н. Бенешевич , секретарем – И. И. Соколов . Членами комиссии были академики В. М. Истрин , И. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, а также Д. В. Анналов, В. Е. Вальденберг, А. А. Васильев , А. Д. Дмитриевский, П. В. Ернштедт, С. А. Жебелев, А. И. Малеин, И. Ю. Маркой и около 30 иногородних сотрудников. Проект переиздания словаря Дюканжа был похоронен со смертью Ф. И. Успенского. 2379 От древнегреч. – жертвоприношение, первоначально состоявшее из 100 быков; в переносном смысле – огромные жертвы войны, террора, эпидемий и т. д., здесь в скептическом значении «жерт­вы науки». 2380 Беклемишев Владимир Александрович (1861–1920), скульптор, историк искусства, педагог; академик скульптуры (1892), действительный член (1893) Имп. Академии художеств. Профессор-руководитель скульптурной мастерской (1894–1918), заведующий формовской мастерской (1894–1918) и ректор (1901–1903, 1906–1911) Высшего художественного училища при Академии художеств. 2381 Залеман Гуго Романович (1859–1919), скульптор, педагог; академик скульптуры (1889), действительный член (1896) Академии художеств. С 1894 г. профессор искусств в натурном классе Высше­го художественного училища Академии художеств, в 1918 г. вошел в число профессоров-руководите­лей Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. 2382 Померанцев Александр Никанорович ( 1849–1918), архитектор, педагог; академик архитекту­ры (1887), действительный член (1893) Академии художеств. С 1894 г. профессор-руководитель мас­терской, ректор (1899–1900) Высшего художественного училища при Академии художеств, член Ученого совета и Техническо-строительного комитета Хозяйственного управления, архитектор Учи­лищного совета при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. О.А. Платонов Сокращения названий учреждений и организаций АМИИ – Архангельский областной музей изобразительных искусств АОКМ – Архангельский областной краеведческий музей БАН – Библиотека Академии наук (Санкт-Петербург) БИХМ – Белозерский историко-художественный музей ВМЗ – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВОКМ – Вологодский областной краеведческий музей (ныне ВМЗ) ВСХМ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей ВУМЗ – Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ВХНРЦ – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря ГИИИ – Государственный Институт истории искусств (СПб.) ГИМ – Государственный Исторический музей ГМЗК – Государственный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» ГМЗМК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ГМЗРК – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» ГМИР – Государственный музей истории религии ГМФ – Государственный музейный фонд ГОП – Государственная Оружейная палата ГосНИИР – Государственный научно-исследовательский институт реставрации ГПБ – Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ) ГТГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ДИХМ – Дмитровский историко-художественный музей ИАК – Императорская археологическая комиссия ИИМК – Институт истории материальной культуры российской академии наук (Санкт-Петербург) ИПБ – Императорская Публичная библиотека (ныне ГПБ) КБМЗ – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник КГХМ – Костромской государственный объединенный художественный музей КМЗ – Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник КМИИ – Карельский музей изобразительных искусств КМРИ – Киевский музей русского искусства КОМК – Кировский областной музей краеведения КОХМ – Кировский областной художественный музей

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010