2289 Перед отъездом за границу С. Н. Кондаков передал на временное хранение в Библиотеку АН, переехавшую в новое здание во второй половине 1921 г. (Биржевая линия, д. 1), 15 ящиков с архивом и 5-тысячной библиотекой отца. Надзор за ними осуществлял хранитель Рукописного отдела Ф. И. Покровский . В 1925 г., уже после смерти владельца, ящики были вскрыты и их содержимое передано в фонды библиотеки на постоянное хранение (см. также док. 51). В 1931 г. после «академического дела» и последовавшей за ним архивной реформы в АН СССР бумаги Η. П. Кондакова были переданы из Рукописного отдела БАН в Архив АН СССР. 2290 Котов Григорий Иванович (1859–1942), архитектор, педагог, академик архитектуры (1887), действительный член Академии художеств (1893) и член ее Совета (1894), директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (1896) в Петербурге, профессор архитектурного класса Высшего художественного училища при Академии художеств (с 1905 г.). Член «Свободной Академии» Η. П. Кондакова. В 1925 г. ученый сотрудник Секции общей архитектуры РАИМК, преподаватель истории мусульманского искусства в Государственном институте истории искусств, профес­сор архитектурного факультета Академии художеств. 2291 Околович Николай Андреевич (1867–1928), живописец, реставратор, музейный работник. Выпускник Академии художеств (1897–1901), в 1891 г. сотрудник экспедиции по Сирии и Палести­не под руководством Η. П. Кондакова, с 1910 г. преподавал в Пензенском художественном училище, с 1912 г. хранитель художественного отдела, с 1923 г. заведующий реставрационным отделом ГРМ. Автор трудов по реставрации и ее методике, где сформулировал основные теоретические принципы рестав­рации и направления практической деятельности музея в этой области. 2292 Майков Владимир Владимирович (1863–1942), археограф, палеограф, библиограф, специа­лист по славяно-русской письменности, член-корреспондент АН СССР (1925). Преподаватель, затем профессор Петербургского археологического института (1900–1918), хранитель рукописного собра­ния Императорской Публичной библиотеки (с 1896 г.), редактор изданий Общества любителей древ­ней письменности (с 1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ВЫСТАВКА «ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ШИТЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» октября 2006 В рамках программы VII Покровских чтений с 26 по 28 октября в Художественно-промышленной академии пройдет Международная научно-практическая конференция «Традиции древнерусского шитья и современное образование». В рамках программы VII Покровских чтений с 26 по 28 октября в Художественно-промышленной академии пройдет Международная научно-практическая конференция " Традиции древнерусского шитья и современное образование " . Откроется конференция 26 октября в 15 часов молебном в домовом храме Академии и высту плением фольклорного ансамбля " Молодежный Домострой " . Во время конференции в выставочном зале Академии будет работать выставка памятников Строгановской коллекции древнерусского шитья из г. Сольвычегодска и современной церковной вышивки. Открытие выставки 26 октября в 12 часов. В последующие дни выставка работает с 11 до 17 часов. Адрес Художественно-промышленной академии Соляной пер. 13-15. Секретариат оргкомитета: Прияткин С.А., Казарина В.Б., Морозова Е.А. www.pokrovdor.ru, E-mail: npmig-21@mail.ru; verador@mail.ru. В работе конференции предполагается участие следующих докладчиков: 26.10. 15.00 1. Греков Александр Умарович директор художественно-педагогического музея игрушки РАО, кандидат искусствоведения (Сергиев Посад) " Хранители традиций лицевого шитья (к истории реставрационных мастерских Сергиево-Посадского музея-заповедника) " . 2. Силкин Александр Владимирович ведущий научный сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря, канд. искусствоведения (Москва) " Раздел лицевого шитья Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря на триеннале-2006 " . 3. Парконен Елена Николаевна главный хранитель Сольвычегодского историко-художественного музея, художник-реставратор (Котлас) " История комплектования коллекции лицевого шитья в Сольвычегодском историко-художественном музее " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

2 ноября, четверг 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Творческая встреча (Малый зал) Андрей Сергеевич Тутунов презентация книги «Реставрация, строительство, консервация храмов, часовень и приходских строений» (архитектор, консультант экспертного отдела по новому церковному строительству и реставрации Московского Патриархата). 19:00 – 20:30 – Концерт камерного оркестра «NÉOrchestra» (Большой зал). (за 30 минут до начала концерта транслируется проморолик с анонсом выступления хора). 3 ноября, пятница 12:00 – 18:30 – Ежедневные экскурсии для посетителей (9 экскурсий) 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Золочение» (Большой зал) Ведущая: Хохлова Наталия Петровна (ведущий методист отдела экскурсионной и культурно-образовательной деятельности в ГБУК г. Москвы «Картинная галерея Ильи Глазунова», руководитель студии изобразительного искусства «Ласточка» для детей от 4,5-14 лет при КЦ им. И.М. Астахова.) Тема: «Отблески света горнего (золочение)». Возраст участников 7+ 16:00 – 18:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Андрей Юрьевич Виноградов (кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») Тема: «Рождение и развитие христианского храма в Византии и на Руси». 16:00 – 18:30 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущие: Смирнова Юлия Александровна (художник-монументалист, академик Российской академии художеств, доцент факультета живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств) и Румянцева Дарья Андреевна (мастер декоративно-прикладного и монументального искусства, преподаватель монументальной мастерской Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, стажёр Творческой мастерской монументальной живописи Российской академии художеств и ассистент мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств под руководством Е.Н. Максимова).

http://pravoslavie.ru/156565.html

Другие Киевские книгохранилища, как, напр., софийская и лаврская, библиотеки, также были хорошо пересмотрены автором, при чем он извлек из них все, что только нашел там интересным и необходимым для своей работы. Необыкновенно обширные, особенно для студента, сведения автор «Истории Киевской Академии» особенно ясно обнаруживает там, где он говорит о жизни и деятельности многочисленных воспитанников Академии, занимавших видные места на самых разнообразных поприщах общественного служения, равно как и там, где он следит за историей многих духовных семинарий и училищ, основанных воспитанниками Киевской Академии и в большинстве случаев устроенных по её образцу. Слог сочинения «История Киевской Академии» – характерный слог Макария, свойственный всем его трудам, начиная с ученических упражнений и кончая посмертным (двенадцатым томом Истории русской церкви) произведением его: легкий, живой, образный, изящный и во многих местах художественно-поэтический. Можно думать, что именно этот слог сочинения, невольно увлекавший иногда автора в сторону, не понравился м. Филарету, которому больше нравились глубокомысленные философские рассуждения и который потому дал довольно сдержанный отзыв о сочинении. Несомненно, впрочем, что некоторые положения «Истории Киевской Академии» ныне должны быть признаны или недостаточными, или неточными. Это прекрасно сознавал и сам автор, который в письме к Иннокентию 8 сентября 1848 года выражал смущение по тому поводу, что «Киевская Академия заслуживала бы лучшей истории и что труд его, несовершенный даже по его собственному сознанию, тем более должен явиться несовершенным в глазах других» и потому просил у своего бывшего руководителя «мудрой благоснисходительности к своему первому опыту, опыту студенческому-ученическому» 93 . Действительно, если мы станем на эту точку зрения, если мы примем во внимание то обстоятельство, что Макарий первый из историков Киевской Академии работал почти исключительно на основании сырого материала в буквальном смысле этого слова и тем не менее написал произведение, не потерявшее во многих отношениях научной ценности даже до настоящего времени, то для нас вполне определится высокое достоинство первого исторического труда Макария и потеряют всякое значение те недостатки, какие свойственны ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Вас. Жмакина, Б.В. Титлинова, А.Н. Котовича ). Отзывы эти несли обычно авторам и суд справедливый, и массу ценных замечаний и новых точек зрения и премии. Для меня высшей наградой было личное знакомство с тобой и возможность беседовать с тобой, когда только мне угодно было. Прими же, дорогой Петр Васильевич, низкий поклон от Петербургской духовной Академии, коей ты был почетным членом, и мою личную благодарность за все то добро, что я получил от тебя. В заключение еще одна, последняя просьба. Из той области, куда ты ушел и где сияет вечная истина, вдохни в меня, твоего приемного сына по науке, ту бескорыстную любовь к исторической истине, какой горел ты сам. Пусть не только в Академии Казанской, где оставленную тобой ниву разрабатывает твой родной сын по науке и преемник твоей деятельности, Иван Михайлович но и в Казанском Университете, куда тебя некогда приглашали, но куда попасть помешали тебе формальные препятствия, пусть и там над кафедрой церковной истории витают твои научная пытливость, дар проникновения в ход исторических событий и художественного воспроизведения давно минувшей жизни. Благослови нас обоих, наш общий дорогой друг, отец и учитель! Так оставил нас незабвенный П. В-ч и так Академия и все его почитатели проводили лучшего из смертных в загробный мир, где „несть болезни, печали и воздыхания, но жизнь бесконечная“. Проф. И. Покровский . 2 Казанская Академия находится на восточной окраине Казани, известной со старым именем Арского поля, а ныне Академиче­ской слободы. Ныне этого поля не осталось. Оно застроено и в названии обобщено именем Академии. 3 А. С. Никольсюй сконч. в 1914 году, в отставке; послед­ней его службой было директорство народных училищ в Казан­ской губернии, затем директорство в Казанском Учительском Институте. 4 Из правдивого и искреннего адреса, поднесенного П. В-чу при оставлении им Академии, по выходе в отставку. 5 В первый и кажется последний раз они встретили друг друга в 1870 г. в Киеве на всероссийском археологическом съезде. По крайней мере нам П.В-ч никогда не говорил об его дру­гих встречах с В. Очем. 7 Такое сравнительное небольшое количество ректоров Ака­демии за более полувековой период жизни Академии на глазах П. В-ча объясняется тем, что единственный до сего времени быв­ший ее ректор в сане протоиерея, а не архимандрита или епи­скопа, прот. А. П. Владим 1 рский первый магистр первого курса Академии стоял во главе Академии без года четверть века с 1870 по 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Выставка «20 лет Российской академии живописи, ваяния и зодчества» Общий вид выставки «Если выставки не посещаются, не надо думать, что быдло не понимает. Это значит, что художник своим огнем не задел струны сопереживания современника», – говорил на открытии вернисажа ректор Академии живописи, ваяния и зодчества Илья Сергеевич Глазунов. На выставке художественных работ преподавателей и студентов академии, которая проходила с 6 по 9 марта 2007 года в Центральном выставочном зале «Манеж» художникам удалось задеть нужные «струны». Особенностью этой выставки является ее уникальность, как в обширности, это первая выставка подобного масштаба, так и в содержательном и видовом разнообразии представленных работ. Академия живописи, ваяния и зодчества является чуть ли не единственным местом в России, где студентов воспитывают в классических традициях. Прежде чем дать свободу кисти и самовыражению, студенты долго трудятся и работают над оттачиванием своего мастерства по образцу великих классиков искусства. В Манеже было представлено свыше 1000 работ разных авторов. Ядро выставки – более 800 произведений преподавателей и студентов факультета живописи академии. Каждому из пяти факультетов было отведено в общей композиции выставочного зала свое место. Разные по стилю и содержанию, здесь были представлены портреты и пейзажи, картины на библейские темы и скульптуры – каждый мог найти себе то, что было интересно именно ему. Студенты Сретенской духовной семинарии в течение нескольких дней посещали выставку. Выпускники академии провели для них ряд содержательных экскурсий, рассказали об академии, ее деятельности, о работах ее учащихся и выпускников, которые можно было тут же и увидеть. Здесь же можно было и побеседовать с авторами некоторых работ. Многие семинаристы настолько сильно заинтересовались выставкой, что оставались до часа закрытия, рассматривая и обсуждая экспозицию. «Сим победиши. Памятник Константину I Великому» Особый интерес семинаристов привлекла выпускная работа учащегося факультета скульптуры Дюкова И.В. «Сим победиши. Памятник Константину I Великому» – император, держащий в руках копье в виде креста. Не обошли они вниманием и картины на библейские, церковно-исторические и современные актуальные темы. Среди многообразия интереснейших работ отметим несколько, особенно сильно приковывавших внимание. Это «После битвы на Калке» доцента П.В. Рыженко, «Буря. Апостолы в лодке» О.Н. Супереко, дипломная работа А. Боганис «Беслан. Списки надежды». Тонко и искусно выполненные портреты, живописные и реально написанные пейзажи… Многие работы сильно затронули посетителей выставки.

http://pravoslavie.ru/794.html

В музее петербургской Академии художеств выставлен для обозрения уникальный витраж «Христос Вседержитель» 25 ноября 2008 г. 16:24 В научно-исследовательском музее Российской Академии художеств на Университетской набережной Санкт-Петербурга 24 ноября выставлен для обозрения уникальный витраж «Христос Вседержитель». Шедевр церковного искусства был выполнен на фабрике известного немецкого живописца по стеклу Франца Цеттлера. Это запрестольный образ, который, вероятно, украшал какой-то храм в виде окна. Но для какого храма он был выполнен и как попал в академию, пока не знает никто. Долгое время образ хранился в музейных фондах. «Какой-то человек или группа людей, поместив витраж в наши фонды, попросту спасли его. Удалось это сделать потому, что в 1930-е годы наш музей был частью учебного заведения, и учета новых поступлений не велось. Документов не осталось, да и не могло остаться: наверняка все делалось тайком. В те времена были уничтожены многие произведения искусства из фондов музея, в частности, портреты императоров. Участвовали в этом вандализме и студенты, и преподаватели», — рассказала корреспонденту «Воды живой» заместитель директора музея Академии художеств Вероника Богдан. После реставрации образ установили в конференц-зале музея. Теперь предстоит долгая исследовательская работа: необходимо выяснить, когда он попал в Россию, а главное — в каком храме находился или должен был находиться. Скорее всего, от этого храма не осталось даже стен. Несмотря на то, что фирма Цеттлера была очень известной, в Санкт-Петербурге витражей из его мастерской практически нет. Известно, что витражи немецкого мастера украшали здание Александровского детского приюта, но они не сохранились. Франц Цеттлер (1841-1916) родился в Мюнхене, учился в местной мастерской изготовления художественно-расписных стекол для церковных окон. Приняв эту мастерскую в свое руководство, усовершенствовал ее производство, открыл филиал в Лондоне. По упразднении существовавшей в Мюнхене королевской фабрики расписных стекол мастер открыл там же собственную, получившую название придворной и ставшую известной по всей Европе. Одно из лучших произведений Цеттлера — оконные стекла в католическом Ульмском соборе Германии. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/493718.htm...

Г.А.Таранда – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель «Имперского русского балета»; Г.Л.Сафонов – Художественный руководитель праздничного Патриаршего хора Данилова монастыря, лауреат международных конкурсов; А.А.Жуков – Художественный руководитель, главный дирижёр Калининградского областного оркестра народных инструментов, лауреат международных конкурсов; А.А.Пузаков – Руководитель Московского филиала Всероссийского хорового общества, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов; Н.Н.Азаров – Художественный руководитель Академического хора русской песни «Радио Орфей», Художественный руководитель Государственного академического Московского областного хора им. А.Д. Кожевникова; С.В.Поспелов – Художественный руководитель Московского камерного оркестра, лауреат международных конкурсов, скрипач, дирижёр; С.А.Маховиков – Вице-президент МКФ детских фильмов «Бронзовый Витязь» (г.Томск), Заслуженный артист России, актёр театра и кино, кинорежиссёр, автор-исполнитель, сценарист, кино-композитор, телеведущий и общественный деятель; В.Г.Тимощенко – Лауреат Золотой Медали им. С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф», президент Краснодарской киностудии им. Н.Минервина, член правления Союза кинематографистов России, лауреат международных кинофестивалей; В.А.Костров – Лауреат Золотой медали им. А.С.Пушкина «За выдающийся вклад в литературу», Лауреат Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат международных и всероссийских премий: Большой литературной премии России, имени Бунина, Лермонтова, Платонова, Твардовского, Тютчева; Йован Маркович – Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», Лауреат Золотой медали им. С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в киноискусство», кинодраматург, режиссёр, продюсер, Президент кинокомпании «Филм и тон» (Республика Сербия); Ивана Жигон - Вице-президент МКФ «Золотой Витязь», сценарист, режиссёр, актриса, певица, продюсер, лауреат международных фестивалей, Председатель общества Сербско-Русской дружбы (Республика Сербия);

http://radonezh.ru/2022/02/23/deyateli-k...

Илья Репин Илья Репин и Василий Поленов познакомились и сдружились в стенах Императорской академии художеств: семь лет учились они в ее стенах, горячо спорили о живописи, бок о бок сидели на жестких и низких сиденьях в так называемом «плафоне», где размещались натурщики и где так удобно было их рисовать… Они сдружились, хотя, казалось бы, так мало общего было между ними. Илья Репин – невысокий, стремительный, нервный, эмоциональный. Поленов – высокий, статный, спокойный, вдумчивый и неторопливый. Репин – из бедной семьи простого солдата Чугуевского уланского полка. У Поленова дворянское происхождение: дед – академик русской словесности, отец – дипломат, историк и археолог, мать – художница и детская писательница. Василий Поленов Василий Поленовучебу в Императорской академии художеств совмещал с занятиями юриспруденцией в Санкт-Петербургском университете – таково было желание его отца, который хотел видеть своего сына известным юристом. А Илья Репин еще в юности ушел из дома и за 25 рублей в месяц подрабатывал в кочевой иконописной артели. Он жаждал учиться в Императорской академии художеств, но право быть вольнослушателем стоило немалых денег. А их у него не было. Возможно, русское искусство лишилось бы великого художника, если бы знаменитый государственный деятель и благотворитель Федор Прянишников не откликнулся на его просьбу и не внес за Репина необходимую для поступления в Академию сумму. …Семь лет учебы пролетели стремительно. По окончании лучшим студентам Академии, которые на протяжении всего срока обучения проявили себя, получая награды, серебряные и малые золотые медали за выполнение конкурсных заданий, дали возможность сразиться за право получить большую золотую медаль. А вместе с ней звание художника первой степени и право в течение нескольких лет продолжать свое обучение за границей за счет Академии. В 1871 году пятерым лучшим студентам Императорской академии художеств – Илье Репину, Василию Поленову, Михаилу Зеленскому, Евгению Макарову и Егору Урлаубу – предложили поучаствовать в творческом конкурсе на большую золотую медаль. Тема – «Христос воскрешает дочь Иаира». Из пяти конкурсантов явными фаворитами все считали Илью Репина и Василия Поленова.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/11/voskre...

С момента приезда в 1917 г. в Одессу Н. П. Кондаков и Е. Н. Яценко, разместившиеся в гостинице «Пассаж», столовались у И. А. Линни­ченко, а с 7/20 июня по 28 августа/10 сентября 1917 г. и с 9/22 сентября 1918 г. вплоть до эмиграции снимали у него две комнаты в квартире по адресу Елисаветинская, д. 10. 2192 Одесское общество изящных искусств (ООИИ) было основано в ноябре 1864 г. (открыто в 1865 г.) с целью «развить вкус и понятие о живописи во всех сословиях общества». Во главе общества стоял избираемый общим собранием Совет. Η. П. Кондаков был почетным членом и членом Совета общества, принял деятельное участие в организации Музея изящных искусств (1889) и Рисовальной шко­лы при ООИИ (1865), которой он заведовал (1883–1888, 1883–1894). С 1880 г. ученый способствовал получению субсидий и льгот от Академии художеств на содержание Рисовальной школы. См.: [Рескрипт президента Академии художеств проф. Η. П. Кондакову]//Художественные новости. 1888. 4. Стб. 100; 5. Стб. 130–132 (внутренние известия). В 1900 г. Одесская рисовальная школа и общеобразовательное училище, созданное в 1886 г. при ООИИ, были слиты и преобразованы в Худо­жественное училище с живописным, скульптурным и архитектурным отделениями. Η. П. Кондаков работал в Совете училища с 1917 г. вплоть до своего отъезда из Одессы. См.: Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932): Справочник. СПб., 1992. С. 221–223. В 1888 г. при отъезде Η. П. Кондакова в Петербург преподаватели Рисоваль­ной школы поднесли ученому альбом с собственными фотографиями и рисунками в знак уважения его заслуг перед школой (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 5. Д. 1). В трудные годы гражданской войны в письме к С. Н. Кондакову от 8 июня 1919 г. Никодим Павлович писал о необходимости продать альбом: «Надо особо показать Одесский альбом – музей (Русский. – И. Т.) даст мало, но коллекционеры могут дать около 4–5 тысяч по теперешним ценам. Иначе оставь себе – будет продано тобою выше, так как Ладыженского ни у кого нет, а это был большой акварелист. Константинополь Вилье или продать за 1000 или оставить, вынув из альбома акварелей. Или оставить весь альбом Одесский и все акварели на хранение у Околовича – человек верный» (Там же. Оп. 7. Д. 177. Л. 131). 2193 В мае 1917 г. по распоряжению Временного правительства была проведена частичная реорганиза­ция Академии художеств: она перестала именоваться императорской, но осталась в ведении бывшего Министерства двора, были упразднены должности президента, обычно занимаемая членом император­ской семьи, и вице-президента, административное руководство предоставлялось Совету, председателем которого был избран А. И. Таманян, уполномоченный комиссар Временного правительства над бывшим Министерством двора по делам Академии художеств. Главной задачей Совета стала разработка проекта нового устава Академии художеств, для чего была образована специальная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010