Антология семинарской жизни Воспоминания об академии (1910–1915). Часть 1 Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв.   Сергей Николаевич Постников, воспоминания которого мы публикуем, учился в Московской духовной академии в 1910–1915 годах. К сожалению, кроме имени автора и тех скудных биографических сведений, которые он сам о себе сообщает, о нем ничего не известно: он не стал впоследствии ни видным богословом, ни выдающимся иерархом Церкви. И в то же время его мемуары представляют огромный интерес как живое свидетельство студента, каких было сотни, о жизни академии и Троице-Сергиевой лавры тех лет. Приемные экзамены в академии Троице-Сергиева лавра. XIX в. Картина Фёдора Алексеева Приемные, или проверочные, экзамены для лиц, желающих быть принятыми в академию, начались 17 августа. На экзамены нас приехало 42 семинариста на 30 вакансий. Из этих 42 человек двое сбежали во время экзаменов. Владимир Васильевич Образцов, мой товарищ по семинарии, прислал из Киева открытку, в которой писал, что в Киевской академии конкурс более большой, чем в Москве: там на 31 место прибыло 67 кандидатов. Прибывшие на экзамены студенты осторожно знакомились друг с другом, пытались взвесить «ученые» силы конкурента и составить для себя некоторый прогноз. Дело заключалось не только в сдаче экзамена, который отвоевывали семинаристы, занимая места в академической аудитории. Борьба разгоралась за стипендию.

http://pravoslavie.ru/32262.html

А великодушие, как способность любить и прощать. Это связано очень, на глубине это связано. Потому что вы прощаете, потому что этого человека, которого вы готовы простить и прощаете, вы его поняли, вы в него на какой-то миг или даже в течение какого-то времени, это может быть не одномоментно — сегодня вас обидели, оскорбили вообще, а завтра вы взяли или в конце дня вы его простили. Это не такой процесс, это не механический процесс. Но вы перевоплощаетесь в этого человека. Вы стараетесь понять, почему он это сделал. И поняв, что это все-таки не главное в этом человеке или даже если и главное, то очень небольшой слой, ну неглубоко.  Прощение связано с пониманием. Даже так, у вас уже сформировалось об этом человеке какое-то… вы давно с кем-то общались, и вдруг какой-то неожиданный всплеск негатива против вас. Вам это очень больно, вы этого не ожидали, вы этого даже понять не можете. Но значит, что-то такое в вас не совсем то и не совсем так, что дало ему повод вас не так понять, но повод-то какой-то вы дали. Ну уж не совсем на пустом месте накатился этот негатив против вас. Вдруг вы попались под руку. Тут под руку под законы попадаются. Вот Академия художеств и другие академии оставшиеся — архитектуры и строительных наук, и образования, вот попали под руку в закон о Большой Академии Наук и там было одной строчкой написано, что государственные академии наук не имеют права иметь подведомственные учреждения — все, парламент принял этот закон. Значит, институт имени Сурикова, институт имени Репина, наши лицеи, которые были в составе Академии, они теперь в Министерстве культуры, правда осталось, спасибо, что при Российской академии художеств. А дальше начинаются вот эти человеческие испытания: начальника лучше иметь одного. Да еще того, с которым легче договориться, или есть возможность как-то, который меньше тебя понимает в твоем деле. А вот еще очень важно… с одной стороны, понятна вся эта тенденция иметь менеджеров, управленцев и так далее, все замечательно, но какие-то они немножко устрашающие, эти управленцы.

http://foma.ru/parsuna-andrej-zolotov.ht...

12 февраля Государственная дума РФ обратилась к Генеральному Прокурору РФ с предложением привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки " Осторожно, религия " за возбуждение религиозной вражды. С депутатскими запросами к Генеральному Прокурору РФ Устинову В.В. по поводу разжигания религиозной вражды устроителями экстремистской выставки " Осторожно религия " обратились депутаты ГД РФ Т.А. Астраханкина, В.Н.Волков, А.С.Чуев. В феврале митрополит Солнечногорский Сергий, постоянный член Священного Синода, Управляющий делами Московской Патриархии заявил: " Нам нужно совершенно четко и спокойно говорить и спрашивать, почему здесь, в России, в Москве, в православной столице, творятся такие вот вещи, которые действительно должны быть не только подсудными, но народом осуждаемы.. " . Также с обращениями выступили: Союз Православных граждан, Православное общество " Радонеж " , участники (1372 чел.) XI Международных Рождественских чтений, художники-члены Московского Союза художников, известные ученые, писатели, журналисты, адвокаты в том числе: Распутин В. Г. - писатель, лауреат Гос. Премии, сопредседатель правления СП России; Бородин Л. И. - писатель, лауреат премии фонда А. И. Солженицина, главный редактор журнала Москва; Крупин В. Н. - писатель, секретарь правления СП России; Троицкий В. Ю. - доктор филологических наук; Харламов С. М. - народный художник России; Ефремов Ю. Е. - заслуженный художник России; Кокшенева К. А. - кандидат искусствоведения; Дементьев В. В. - кандидат филологических наук; Буткевич О. В. - членкор. Академии художеств России, засл. деятель искусств; Телин В. Н. - членкор. Академии художеств России, лауреат Гос. премии Рос-сии; Щербаков - членкор. Академии художеств России, народный художник России; Иванов В. И. - действ. член Академии художеств России, народный художник России; Ларишев Г. И. - на-родный художник России; Артемьев А. В. - художник лауреат премии г. Москвы; Курзенков Л. С. - художник; Харитонов В. Г. - художник ; Багдасаров Р. В. этнолог, искусствовед; Шмелёв Ю. Г. художник; Сурхайханов Ю. Б. Журналист; Сенин А.А. журналист; Макаренко М. К. художник; Головина П. искусствовед; Дедова Дзядушинская М. М. художник; Николаев И. В. засл. художник России; Кулаков В. А. засл. деятель искусств, членкор. России; Заманский Н. П. нар. артист России; Аннушкина О. Н. художник. Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров.

http://moral.ru/Sud_Lukshin-2.htm

Авторы обращения далее пишут Президенту РФ: " Православная общественность ждёт от Вас ясной позиции и взвешенного решения по всей проблеме в целом, чтобы предотвратить столкновение опасно поляризующихся сил. Мы понимаем всю сложность этой проблемы, опирающуюся в первую очередь в вопрос культуры всего гражданского общества лишённого на сегодняшний день самого элементарного - модели воспитания нового поколения на учебниках, не извращающих историю страны и написанных в духе уважения к исторически сложившимся её ценностям и традициям, как это принято во всех странах. Засоряемый ежедневными бытовыми преступлениями эфир вольно или невольно отвлекает от осознания масштаба зреющей глубинной ненависти, тем более острой, чем развязнее ведут себя СМИ, работающие на деньги объявленных в международный розыск " предпринимателей " , изначально заинтересованных в социальном взрыве. По поводу любого другого конфликта, лишённого религиозной основы, обращение к власти привычно заканчивать мажорным " пока ещё не поздно… " . Мы же, указывая на опасность, чреватую масштабным терроризмом, вынуждены напомнить более огненные слова Серафима Роуза, православного священника, американца по происхождению: СЕГОДНЯ УЖЕ ПОЗЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ " . Под обращением подписи: Распутин В. Г. - писатель, лауреат Гос. Премии, сопредседатель правления СП России; Бородин Л. И. - -писатель, лауреат премии фонда А. И. Солженицина, главный редактор журнала Москва; Крупин В. Н. - писатель, секретарь правления СП России; Троицкий В. Ю. - доктор филологических наук; Харламов С. М. - народный художник России; Ефремов Ю. Е. - заслуженный художник России; Кокшенева К. А. - кандидат искусствоведения; Дементьев В. В. - кандидат филологических наук; Буткевич О. В. - членкор. Академии художеств России, засл. деятель искусств; Телин В. Н. - членкор. Академии художеств России, лауреат Гос. премии России; Щербаков - членкор. Академии художеств России, народный художник России; Иванов В. И. - действ. член Академии художеств России, народный художник России;

http://moral.ru/news_03_0202_Muzei_pismo...

Около 1758 г. Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств, затем с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств. За портреты архитектора А.Ф.Кокоринова (1769) и откупщика Н.А.Сеземова (1770), представленные на выставке в Академии художеств в 1770 г., Левицкому было присвоено звание академика. В 1770-е гг. Левицкий по заказу Екатерины II создал серию портретов воспитанниц Смольного института. Изображенные танцующими, музицирующими, разыгрывающими пастораль в театральных костюмах, юные смолянки пленяют обаянием молодости, естественностью грации и чувств. В 1780-е гг. Левицкий создал блестящие по выразительности исполнения работы – портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782), итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783), портрет-аллегория Екатерина II – законодательница в храме Правосудия (1783), портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и другие. В поздние годы Левицкий написал портреты И.И.Дмитриева, А.С.Протасовой, Я.И.Билибина, отмеченные яркой выразительностью. После 1800 г. полуослепший художник почти не работал. Д.Г.Левицкий скончался в 1822 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем театрального художника А.Я.Головина (1863-1930). Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля 1863 г. в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского и В.Д.Поленова. Усовершенствовал мастерство в Париже. В 1890-е гг. Головин участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Помимо этого, Головин был членом объединения «Мир искусства», занимался дизайном интерьеров, мебели. Вместе с другом К.А.Коровиным оформлял российский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг. В 1912 г. Головин избран действительным членом Академии художеств. Головин наиболее известен как театральный художник. В 1900 г. к нему пришел первый успех в Большом театре, где он оформил оперы «Ледяной дом» и «Псковитянка». Помимо этого, Головин создавал колоритные пейзажи и натюрморты, создавал книжные иллюстрации, занимался станковой живописью и графикой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

Все эти вопросы приобретают особое значение в наши дни, когда духовные школы вброшены в новый реформационный процесс, они стремительно включаются в общее научно-образовательное пространство, как российское, так и международное. Научные задачи ставятся перед духовными школами с особой остротой, при этом важно не потерять понимание богословской специфики научных исследований, их место и значение в Церкви и неразрывную связь с литургической и духовной жизнью, а также не ущемить решение главной задачи духовной школы: подготовки пастырей. Основная часть статьи построена следующим образом. В первой части указаны основные вехи научной деятельности КазДА. Так как история КазДА изложена дореволюционными профессорами академии П. В. Знаменским , И. С. Бердниковым , С. А. Терновским , К. В. Харламповичем и современным исследователем А. В. Журавским 4; 5; 6; 7], в данной статье выделены только моменты, важные для научного процесса. Во второй части выявлены основные проблемы, связанные с подготовкой и аттестацией ученых-богословов в конце XIX – начале XX в., и их преломление в деятельности КазДА. В третьей части статьи представлены историко-статистические результаты научной деятельности КазДА, зафиксированные в докторских и магистерских диссертациях (1870–1918), позволяющие оценить общий масштаб научно-богословской деятельности академии. 1 . Статья посвящена последним десятилетиям XIX в. и первым десятилетиям XX в., но для понимания проблем необходимо сделать небольшое историческое введение. Казанская епархиальная школа с самого своего возникновения в 1723 г. была ориентирована, помимо решения основной и естественной задачи – подготовки духовенства, – на решение миссионерских задач. Однако дарование в 1797 г. Казанской школе статуса академии ввело ее в «четверицу» академий (наряду со старыми Киевской и Московской и новой – Петербургской) и, соответственно, поставило перед необходимостью реализации общего духовно-академического эталона, в который неизбежно входила и ученая В конце XVIII в. этот вопрос решен не был, так как и вся так называемая «академическая реформа» осталась на бумаге. Однако со всей очевидностью «академический вопрос» встал в контексте радикальной реформы 1808–1814 гг., когда вся духовная школа была разделена на ступени, и высшая ступень – академии – должны были превратиться в особый тип научно-учебного заведения, со своими специальными задачами. В этом типе – вернее, в его теоретическом варианте – соединилось несколько идей, из которых выделим четыре важнейших: Академии наук духовных (то есть, не учебного, а научного заведения – альтернативы Академии наук и художеств, в которую богословие так и не было включено); духовного университета; духовного воспитания и профессиональной подготовки духовенства с. 145–149]. Одновременная реализация всех этих идей представлялась очень непростым процессом, и старшие академии – СПбДА, МДА и КДА столкнулись с этой проблемой в первые же годы действия по правилам нового Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неужели некому постоять за память митрополита Платона, а вместе с тем и Филарета, столь горячо восставшего в 1837 году на защиту закона и правды? Неужели в двадцатое столетие перейдёт в нашей академии только недавно учреждённая прибавочная фамилия: Сергиев? Мне, последнему из оставшихся в живых Платонову, неужели не суждена радость встретить людей, которые пришли бы на убылые места? Исключаю самого себя, ещё живущего, Платонова, – и спрашиваю об одних умерших: неужели кто имеет право сказать, что они недостойно носили имя славного в истории русской церкви иерарха, или сколько-нибудь убавили чести или доброго имени у воспитавшей их академии? 10 Невзгода, постигшая A. М-ча при окончании курса, нисколько не принизила его в глазах академической корпорации. Утратив надежду залучить его в свою среду, A. В. Горский, хорошо зная, как дорог будет Иванцов для всякой академии, рекомендовал его петербургской духовной академии. Вполне доверяя рекомендации такого человека, как A. В. Горский, академия взяла А. М-ча в преподаватели на новооткрытую кафедру новой церковной истории и определением Св. Синода от 31 августа того же 1860 года он был назначен бакалавром петербургской духовной академии. Одна академия потеряла его, за то приобрела его другая к чести и своей и нашей. Несмотря на короткий срок своего преподавания на академической кафедре (три только года), А. М-ч успел заслужить репутацию профессора «талантливого» (см. «Истор. Петерб. акад.», составленную одним из самых почётных профессоров петербург. академии И. В. Чистовичем, и по выходе с профессорской службы много потрудившимся и для науки, и для духовных школ). Появись статья «Современника» не в марте, а в сентябре; был бы А. М-ч на кафедре психологии в нашей академии. На этой кафедре он мог быть превосходным, редким профессором. Кто понимает, какою глубиной и тонкостью анализа обладал A. М-ч; кто способен оценить художественную архитектонику его речей; кто видит, до какой степени ему было послушно его слово при выражении самых тонких оттенков мысли и чувства: тот не будет спорить со мной, что домашние академические дрязги лишили русскую психологическую науку одного из славных деятелей, академию же лишили одного из лучших её украшений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С.Н.Андрияка (Основатель и руководитель Школы акварели собственного имени, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Народный художник России); И.И.Глазунов – Народный художник России, Лауреат Золотой медали им. Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство», Народный художник России, Член Президиума РАХ, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова М.Голубович – Народный артист Украины, Художественный руководитель Украинского музыкального театра «На Оборонной» (Украина, ЛНР), Лауреат международных фестивалей; Н.Ф.Иванов – Председатель Союза писателей России, Лауреат Всероссийских премий имени Островского, Булгакова, «Сталинград», ФСБ России, «Золотое перо границы»; А.И.Полетаев – народный артист СССР, дирижёр, профессор, Лауреат Золотой медали им. Г.В.Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру»; Е.В.Богданович – Лауреат Золотой медали им. Н.Д.Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство», Лауреат Премии М.Бежара; Т.Ю.Петрова – Лауреат Золотой медали им. Г.В.Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру», народная певица России; Е.А.Щербакова – Художественный руководитель, директор Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, Лауреат Золотой медали им. Н.Д.Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство», Народная артистка России; Б.П.Кайнов – Директор Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный работник культуры РФ; И.Л.Селезнёв – Ди ректор Приморского краевого драматического театра молодёжи; Б.Г.Гунин – Директор Владимирского академического театра драмы, заслуженный работник культуры; А.М.Неровная – Директор и художественный руководитель Московского драматического театра «Бенефис», заслуженный деятель искусств России, заслуженная артистка России; Г.А.Дмитряк – Художественный руководитель, главный дирижёр Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных;

http://radonezh.ru/2022/02/23/deyateli-k...

261 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/перевод с аккадск. В. Афанасьевой. М.: Художественная литература, 1981. С. 32. 264 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/перевод с аккадск. В. Афанасьевой. М.: Художественная литература, 1981. С. 34. 265 См. Емельянов В.В. «Таблицы судеб» в культуре Древней Месопотамии//Конференция «Доски судьбы» и вокруг: «эвристика и эстетика» (тезисы докладов)//URL: (дата обращения 5 апреля 2017 г.). 266 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 122. 267 Ашшурбанапал – ассирийский царь, правивший с 669 по 627 г. до н. э. При нём была собрана первая на Древнем Востоке систематическая библиотека. Известен своими завоевательными походами и вошёл в историю как последний великий царь Ассирии. 268 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 123. 269 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 127. 271 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 150. 273 «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. И. Дьяконова. М.: Художественная литература, 1981. С. 175. 275 Так в мифах нашёл отражение биологический факт смены кожи змеёй, которая происходит несколько раз в год. 277 См. Емельянов В.В. Шумерская эпическая песня «Гильгамеш и Небесный Бык» (к анализу одного календарного мифа)//«Кунсткамера. Этнографические тетради», 1996 г., вып. 10. СПб.: Петербургское востоковедение, Российская академия наук. 278 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 106. 279 См. Емельянов В.В. Шумерская эпическая песня «Гильгамеш и Небесный Бык» (к анализу одного календарного мифа)//«Кунсткамера. Этнографические тетради», 1996 г., вып. 10. СПб.: Петербургское востоковедение, Российская академия наук.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

236 Малицкий Николай Владимирович – выпускник С.-Петербургской Духовной академии 1905 г. по кафедре истории разбора западных исповеданий. В 1905–1906 гг. состоял профессорским стипендиатом при кафедре. В 1909 г. окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета с дипломом 1 степени и был удостоен золотой медали за работу « " Speculum Perfectionis» как источник для истории Франциска Ассизского (Историко-критический этюд)». В июне 1909 г. рекомендован в качестве кандидата для чтения лекций по латинскому языку в Духовной академии (Журналы заседаний Совета... за 1908–1909 учебный год. С. 152, 162–163). В 1911 г. в связи с разделением академической кафедры церковной археологии и литургики изъявил желание занять кафедру церковной археологии, на которую был избран штатным преподавателем (утвержден со 2 ноября 1911 г.): Журналы заседаний Совета... за 1911–1912 учебный год (в извлечении). СПб., 1912. С. 39–44, 81–90, 111–112. После смерти Н. В. Покровского преподавал христианскую археологию в Петроградском археологическом институте (ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 410. Л. 109 об.), заведовал Археологическим кабинетом института. С 1922 г. занимал кафедру по истории материальной культуры восточного средневековья Петроградского университета. Принял живейшее участие в спасении основанного Н. В. Покровским Церковно-археологического музея С.-Петербургской Духовной академии, памятники которого перевез в Археологический институт (см. об этом: Пивоварова Н. В. Музей Санкт-Петербургской Духовной академии: из истории спасения музейных коллекций...). С 1919 г. работал научным сотрудником Российской Академии истории материальной культуры (с 1928 г. – заведующий Разрядом русской живописи ГАИМК). Материалы деятельности в ГАИМК см.: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Единственный из всех учеников Н. В. Покровского , Н. В. Малицкий дал всестороннюю оценку научных заслуг учителя: Малицкий H. 1) Проф. Н. В. Покровский и его научные заслуги... С. 217–237; 2) Ученые труды... С. VII–XIX. Одним из первых высказал критические суждения о методе работы Покровского, «до известной степени абстрагирующем иконографическое содержание памят­ников от стилистической их стороны», указав на значение стилистического анализа и «раскрытия той художественной среды, в какой возник памятник», для углубления иконографического анализа (Малицкий Н. Ученые труды... С. XIV). Попытка применения новой методологии сделана в работе: Малицкий Н. Поздние рельефы Дмитриевского собора в гор. Владимире//Труды Владимирского научного общества по изучению местного края. Владимир, 1923. Вып. 5. Автобиографию Малицкого см.: ЦГА СПб. Ф. 2555. Оп. 1. Д. 801. Л. 454–454 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010