«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О. ваши дни благословенны, Дерзайте ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать…» Дороги и незабвенны должны быть для учащихся эти отечески задушевные слова «учителя юношества», и глубоко в юные сердца должны запасть его заветы и уроки. Распространению просвещения на русской земле он отдавал все свои силы и это завещал грядущим поколениям. На склоне лет он сказал такие слова: «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно и свято». Ученье Ломоносов считал святым делом, считал его «подвижничеством» и «богослужением». К этой любви к знанию звал М.В.Ломоносов при жизни, звал и в день двухсотлетнего юбилея тех, кому посчастливилось попасть в учебное заведение. Наша родина еще бедна просвещением. Она нуждается в людях образованных. Всякий просвещенный человек ей дорог. И тот, кто любит свою родину, кому дорога ее слава и величие, – пусть помнит слова Ломоносова, что «ученье – дело святое, Божье дело», и пусть посвятит этому делу свои лучшие силы и это будет лучшим служением Родине! 27 В Санкт-Петербурге 8 ноября в большом зале дворянского собрания состоялось торжественное собрание Императорской академии наук в память 200-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. Грандиозный зал дворянского собрания был переполнен избранною публикой. На эстраде за длинным столом заняли места почетные члены Императорской академии наук во главе с августейшим президентом академии, великим князем Константином Константиновичем. Далее, за почетными академиками, заняли места члены – корреспонденты и действительные члены академии наук. В первых рядах заняли кресла митрополиты киевский Флавиан, московский Владимир и архиепископы Серафим кишиневский, Назарий полтавский, Сергий Финляндский и член Гос. Думы Евлогий Холмский. Здесь же присутствовали члены Гос. Совета, сенаторы, члены Гос. Думы, представители университетов, академии художеств, военных академий, высших учебных заведений и всевозможных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Презентация официального канала киностудии Московской духовной академии «Богослов» на YouTube (совместный проект СИНФО и МДА) 14 мая 2012 18 мая 2012 года в Московской духовной академии состоится презентация официального канала киностудии «Богослов» на видеохостинге YouTube. Новый ресурс представят Председатель Учебного Комитета РПЦ ректор МДА архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда и генеральный продюсер киностудии протоиерей Павел Великанов. Киностудия «Богослов» создавалась в качестве площадки по производству видеоконтента для научно-богословского портала Богослов.Ru. В короткие сроки киностудия прошла этап становления и в настоящее время является первой киностудией Русской Православной Церкви, ориентированной на производство образовательных и научно-популярных видеоматериалов. Для удобства пользователей официальный канал киностудии «Богослов»  разделен на 10 рубрик, представленных соответствующими плэй-листами. Среди материалов, выложенных на канале киностудии «Богослов», многочисленные доклады, лекции и интервью с ведущими специалистами в области богословской науки и образования – как отечественными, так и зарубежными. Материалы публикуются на русском и английском языках (рубрика «English version»). Особое внимание уделяется актуальному вопросу интеграции системы духовного образования Русской Православной Церкви в Болонской процесс, что отражается в одноименном разделе канала. Следует отметить рубрику «Новеллы и зарисовки», где размещены художественные работы киностудии, в числе которых анимационный фильм «Любовь» – лауреат кинофестивалей «Покров» и «Радонеж», а также недавно выпущенный короткометражный фильм о Московской духовной академии. Презентация состоится в Малом актовом зале Московской духовной академии, начало – в 15:00. Аккредитация представителей СМИ по тел. +7 (916) 213-30-12 (Суханов Олег Анатольевич, руководитель пресс-службы МДА) или по почте psmda@yandex.ru В. Легойда © 2012 Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви

http://old.sinfo-mp.ru/prezentacziya-ofi...

Конференция ко Дню православной книги прошла в Военной академии связи марта 2018 IX Межвузовская конференция " Патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих " , посвященная Дню православной книги , прошла 29 марта в Военной академии связи. Обращаясь к ее участникам, заместитель председателя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями , помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими иеромонах Леонид (Маньков) напомнил, что праздник был учрежден в 2009 году по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Он приурочен к выходу первой печатной книги " Апостол " . " Помимо книги существуют другие носители информации, которую люди получают не только через слово, но и через образ. Последний способ привлекателен доступностью восприятия. Но, читая книгу, мы сами создаваем образы, отталкиваясь от описания в тексте, представляем героев и обстановку. Вспоминая слова Патриарха, хочется отметить: насколько человек развит интеллектуально, настолько интересный образ возникает в его сознании. Если мы перестаем читать книги, заменяя их видео и Интернетом, то у нас пропадает навык строить художественные образы. Человек беднеет, его творческие способности ослабевают, он становится более зависимым от внешних носителей информации. Если Интернет и видео вытеснят книгу, человечество сильно пострадает, в первую очередь это коснется молодежи " , - сказал священник. Заместитель начальника академии полковник Владислав Харченко отметил, что профессионализм офицера зачастую узко трактуется как умение управляться с аппаратурой и техникой, принимать решения и требовать их исполнения. Социально-гуманитарные дисциплины воспринимаются как нечто второстепенное и не столь обязательное, не говоря уже о чтении. Но книга играет огромную роль в формировании личности. Невозможно стать патриотом, выучив исторические даты. Необходимо ощутить человеческое измерение истории и культуры, особенно изложенное участниками событий, посочувствовать героям художественных произведений. В книгах заключена школа жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Уже в первом классе гимназии я почувствовал, а позднее со всей отчетливостью осознал, что интересуют меня исключительно гуманитарные науки. К математике, физике, технике я всегда относился как к чему-то совершенно чуждому, даже неприятному; науки биологические тоже не находили отклика в моем сердце. Я любил природу, но воспринимал ее эстетически, а не научно. Мне было достаточно того, что в моем сознании природа сливалась в единый мир прекрасного вместе с искусством и художественной литературой. И это искусство, эту литературу я хотел не только чувствовать, но изучать и осмысливать. Особенно же меня интересовала история. Мир былого манил и увлекал своей красочностью и разнообразием. Родными казались Египет, Ассирия, Вавилон, в особенности же дивный мир античности и его возрождение после сумерек средневековья, Самое средневековье и русскую историю я полюбил уже в Академии. В гимназии возник и укрепился мой интерес к языкам: сначала к латинскому и французскому, затем к греческому. Немецкий не нравился мне своей грубостью и неуклюжестью. Там же, при изучении психологии и логики, я впервые познакомился с философией, даже с начатками богословия, поскольку наш законоучитель, священник Алексей Смирнов, чтобы пополнить скудный материал из учебника Н. Липского 10 , читал нам в старших классах отрывки из трудов русских богословов. Таким образом, уже к семнадцати годам умонастроение мое определилось довольно ясно. Первоначально после окончания Сергиево-Посадской мужской гимназии я предполагал поступать на историко-филологический факультет Московского университета. Но потом понял, что то, к чему стремлюсь, я найду только в Академии. Было ли случайным такое решение? И да, и нет: можно сказать, что так было предназначено свыше. И вот почему. Учеником пятого класса я познакомился с Алексеем Спасским, сыном Анатолия Алексеевича Спасского, профессора Академии. Мы подружились, несмотря на разницу лет, которая особенно ощутима в этом возрасте: он был уже в восьмом классе гимназии. Сблизила нас любовь к истории и литературе. Мы часто встречались, много беседовали на интересующие обоих темы. Алексей давал мне книги из библиотеки отца, которых не было ни в гимназической ученической, ни в городских библиотеках. От него я впервые услышал об Академии и о Флоренском. Как многие другие, я слышал, что в Лавре находится Московская духовная академия, но что она собой представляет – совершенно не знал и даже не интересовался ею. В среде гимназистов о ней не говорили. Младшие из нас полагали, что там, как и в духовной семинарии в Вифании 11 , готовят священников и монахов. Старшие же гимназисты видели в студентах лишь своих преуспевающих соперников, пользующихся успехом в среде посадских барышень.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Припоминается, что, когда я с Ал. П. Лебедевым однажды посетили Н.А-ча в Петровско-Разумовской Академии, он в разговоре бросил фразу, показавшуюся мне непонятной, что здесь – в Академии – он стал умнее. Означало ли это, что в бытность свою доцентом Духовной Академии он не считал себя и не считался умным, – или же он хотел указать на полученные им здесь и ему прежде неизвестные сведения по естествознанию, в частности по естественной географии Палестины (он печатал о горах, реках и пр. Святой Земли) – не знаю. М. Муретов Протасов Н.Д. Плафонная лепка и печные изразцы елизаветинского времени в актовом зале Московской Духовной Академии [с рисунками]//Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 677–700 (1-я пагин.) —677— Актовый зал И.М.Д. Академии представляет несомненный интерес и научное значение для истории декоративного искусства в России XVIII века не только со стороны идеологической, но и чисто технической. Необходимо предварить, что это последнее, вообще и, в частности, елизаветинской эпохи, когда искусство приняло особое, совершенно необычное направление, смешавшись с ремеслом в собственном смысле, не только не разработано, не показано постепенное превращение одних форм в другие, но и остается неразрешенным вопрос о степени самобытности творчества работавших тогда художественных сил русских. Между тем, эта эпоха, когда наши художники начинают интересоваться красотой , перестают рабски копировать не только идеи, но и формы западные, создашь образцы, говорящие об утонченном, глубоком понимании прекрасного, несомненно, должна представлять большой интерес. Конечно, мы должны учитывать влияние, если не прямое, то все-же сильное, стиля «рококо», этого родного детища капризного легкомыслия эпохи французских королей Людовика XIV и XV, однако не можем не констатировать, что в это время русские художественные силы достаточно окрепли в своем самосознании и могли делать выбор. —678— В то время на западе, в художественной среде, появилось течете, которое вполне сознательно заявляло недовольство тяжелыми, серьезными формами предшествовавшего периода, требовало переоценки и стремилось к формам легким, нежным. Прямая линия сменяется волнистой, причудливые, почти бесформенные завитки (волюты), обломы в виде раковин, неопределенные картуши, все это сменяло расчетливую, строго планомерную декорацию. Полная асимметрия становилась как бы законом, определявшим творчество. Сильные тона и глубокая тени избегаются при внутренних декорировках, их место занимают светлые, розоватые или голубые краски с золотом. Искусство в собственном смысле, по-видимому, перестает существовать, его место занимает искусство прикладное, декоративное. Нарцисс из Неаполитанского музея немыслим без декоративного панно, которое, однако, само имеет отнюдь неслужебное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смерть горячо любимой им супруги в 1879 году и потеря двух малюток детей в 1882 г., унесенных в могилу на одной неделе дефтеритом, произвели на религиозного и мистически настроенного профессора глубокое впечатление, и он решил коренным образом изменить свой жизненный путь. В марте 1883 года А. В. Вадковский был пострижен в монашество правившим в то время Казанским архиепископом Палладием (Раевым), впоследствии митрополитом Петербургским, предшественником его по кафедре. Эта перемена в жизни профессора А. В. Вадковского произвела сильное впечатление на всех знавших его к особенно товарищей по службе в Академии, но всеми, однако, приветствована была весьма благожелательно. «Из недр Академии, писал академический хроникер, покойный профессор А. И. Гренков, не любивший расточать напрасно похвалы своим товарищам-сослуживцам, выходить не юноша, могущий увлечься высоким идеалом, а зрелый муж в полном развитый своих духовных сил. Что убо будет отроча ме? Мы не можем знать всех его убеждений, не знаем его точных идеалов. Но мы знаем его, как человека, христианина и товарища, и веруем, что идеал монашества найдет в нем художественное воплощение с своими лучшими и светлыми сторонами» (Прав. Собеседн., 1883, III, стр. 303). Казанский архипастырь, весьма обрадованный, что ему удалось привести к алтарю Господню «человека науки, несущего со собою доспехи христианского любомудрия и истинности» (там же стр. 304), приблизил о. Антония к себе, поместив его в архиерейском доме, и начал быстро повышать. 14 ноября того же года иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита и назначен управляющим заштатным Иоанно-Предтеченским монастырем; 12 декабря того же года советом Академии арх. Антоний возводится в звание экстраординарного профессора, а ровно через год назначается инспектором родной Академии. Но послужить в Казани среди горячо любивших его товарищей-сослуживцев, из которых многие были его глубокочтимыми профессорами, ему пришлось не долго. В 1885 году 12 августа архимандрит Антоний был перемещен на должность инспектора Петербургской Академии с Обязательством читать лекции по новому предмету – по Священному Писанию Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения» 01.12.2023 20:56:25 МОСКВА 27 ноября 2023 года в Московской духовной академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения». Ежегодная конференция приурочена ко дню памяти святого византийского императора — покровителя канонического права и церковного гимнографа. Основная тема заседания нынешнего года — «Автокефалия как каноническая норма и историческая практика (к 575-летию установления автокефалии Русской Православной Церкви)». Конференцию открыл доклад ректора Коломенской духовной семинарии доктора богословия протоиерея Вадима Суворова «Право самостоятельного приготовления святого мира как признак автокефалии», в котором была рассмотрена актуальная церковная проблематика, возникающая в связи с данным вопросом. На основании историко-канонического обзора практики освящения и использования в Церкви святого мира докладчик пришел к основному выводу, что право на самостоятельное мироварение не является достаточным признаком автокефалии, но должно быть ее необходимым признаком. Навязываемое Константинопольским Патриархатом требование к новым автокефальным Церквам получать святое миро из Константинополя отражает проблему различного понимания автокефалии в современных Православных Церквах. Позиция Константинопольского Патриархата в данном вопросе в большей степени соответствует католической, а не православной экклезиологии и модели церковного устройства. Помимо прочих аспектов, автор также затронул вопрос экклезиологического и канонического значения освящения святого мира предстоятелем автокефальной Церкви и возможности отступления от этой практики в отдельных случаях. Академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания доктор исторических наук профессор О.Г. Ульянов представил доклад о XI и CXXXI новеллах императора Юстиниана об автокефалии, справедливо указав на недостаточное внимание исследователей к вопросу их влияния на корпус канонического права.

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-moskovsk...

По получении известия о присуждении звания почётного доктора истории Московского университета Знаменский с благодарностью высылает Василию Осиповичу три тома своей «Истории Казанской духовной академии», которую он написал по поручению Учёного Совета академии к предстоящему юбилею. Этот поистине монументальный труд, насчитывающий почти 2000 страниц и охватывающий период с 1842 по 1872 год, был написан по архивным материалам, воспоминаниям выпускников и личным воспоминаниям автора и явился, пожалуй, достойнейшим подарком академии, получив самые восторженные оценки современников, в том числе и такого взыскательного читателя, как Ключевский. Черновик письма Ключевского Знаменскому, в котором он благодарит казанского историка за присланные тома «Истории» и даёт краткий отзыв об этом сочинении, был опубликован в сборнике В.О. Ключевского «Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории». М., 1968, с. 166–167 по хранящемуся в отделе рукописных фондов Института истории подлинному автографу Ключевского. Однако беловой вариант письма, отправленный и полученный Знаменским, не был до сих пор опубликован и хранится в Национальном архиве Республики Татарстан в обширном личном фонде П.В. Знаменского : ф.36, оп.1, д.130, л. 82–83. Полный текст этого письма, предлагаемый вниманию читателей, приводится ниже. По содержанию оба варианта – черновой и беловой – мало отличаются друг от друга, но по стилистике и лексике очень разнятся. Это свидетельствует о том, с какой высокой требовательностью подходил великий историк к отделке своих сочинений, какое внимание уделял каждому слову. Уже в черновом варианте письма видим множество исправлений и вставок. Беловой вариант, написан чёрными чернилами, без исправлений, чётким, разборчивым почерком. В содержании обоих вариантов письма можно выделить две темы. В первой описывается присуждение Знаменскому почётного докторства в Московском университете, во второй Ключевский передаёт своё впечатления от прочтения «Истории Казанской духовной академии». В «Истории» с необычайным художественным мастерством описаны характеры и судьбы выдающихся деятелей академии, среди которых можно назвать, например, такие трагические фигуры, как известный историк А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Плоских В.М. , академик, вице-президент Национальной академии наук Кыргызской республики, доктор исторических наук, профессор Кыргызско-Российского славянского университета, (Кыргызстан); Корольков А.А. , академик РАО, доктор философских наук, профессор, член Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Зарудный Д.И . академик, доктор технических наук, член Матрологической Академии, профессор (Москва); Семёнов В.Е. , доктор психологических наук, профессор СПбГУ и СПб Духовной Академии, директор НИИКСИ СПбГУ, заслуженный деятель науки России, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Лобанов Н.А. , директор Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина , профессор, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Казин А.Л. , зав. кафедрой Санкт-Петербургского госуниверситета кино и телевидения, доктор философских наук, профессор, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Ильина Т.В. , зав. кафедрой отечественного искусства СПбГУ, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Ломоносовской премии (Санкт-Петербург); Лебедев С.В. , заведующий кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Высшей Школы народных искусств, доктор философских наук, профессор, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Андреев В.Н. , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института машиностроения, доктор экономических наук, профессор, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Дряхлов С.К. , директор Северо-Западного филиала Российской Академии Правосудия, доцент, кандидат юридических наук (Санкт-Петербург); Фомина М.С. , кандидат искусствоведения, доцент СПб Гос. Консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, СПб. гос. академического института им. Репина Академии Художеств, член СПб. отделения Союза художников России, член Международной ассоциации искусствоведов, член СПб. философского общества, член Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург);

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/04/...

27 Октября в залах елизаветинских «чертогов» главного здания Академии происходило братское приветствование столь известного русскому миру историка-профессора В.О. Ключевского с исполнившимся двадцатипятилетием его профессорской службы при Москов. Духовной Академии. Намерение сослуживцев юбиляра отпраздновать это событие в тесно замкнутом кругу братской трапезой не совсем удалось: стоило появиться в газетах случайной заметке какого-то провинциального корреспондента о готовящемся товарищеском обеде в честь Ключевского, чтобы этот обед превратился, так сказать, в событие академической жизни, как многочисленные ученики и почитатели юбиляра и Академии не замедлили сделать, гласным по всей России: в день юбилея В. О. Ключевского получена масса приветственных телеграмм, свидетельствующих о том, что приветственные благожелания симпатичному юбиляру раздавались не только в Елизаветинских чертогах, но и всюду по России в кружках почитателей и учеников высокоталантливого и примерно ревностного служителя русской строго национальной исторической науке. Неотразимо-симпатичная личность юбиляра и его верное служение ученой цели сделали то, что такое по внешности обычное явление жизни, как «товарищеский обед» стало событием, изложению которого заурядный летописец Богословского Вестника должен уделить не малое число страниц. Двадцать пять лет тому назад в научном движении русской мысли и общественного самосознания замечательно плодоносными результатами обнаруживает себя между прочих славяно-русское направление. Имена влиятельнейших представителей славянофильства, историков и славистов русских и славянских принадлежат этому времени. Московская Духовная Академия имела в среде своей самых искренних поклонников и ученых деятелей этого направления. Естественно поэтому произошло, что когда появилась на свет магистерская диссертация одного из питомцев Московского Университета, под заглавием: «Древнерусские жития святых как исторический источник» В. Ключевского , Московская Духовная Академия постаралась привлечь в свою среду молодого ученого – автора этого произведения, изумившего и критическим тактом и талантом, и – мало сказать – трудолюбием, а прямо-таки подвижничеством в учении житийного рукописного и печатного материала. На профессорской кафедре Василий Осипович познакомил своих слушателей с свойственною ему увлекательною красотою преподавания русской истории чистою, характерно пластичной русской речью. Строго научный тон лекций в соединении с художественным их изложением и мастерской манерой произношения сделали аудиторию Ключевского весьма многолюдною и личность его необыкновенно популярною. Хотя· в течении 25-ти летней своей службы Василий Осипович постоянно жил в Москве, однако же своим сердечным участием во всех делах, затрагивающих интересы Академии он так с ней сроднился, что она всегда почитала его совсем «своим» и на каждый его приезд на «лекцию», «диспут» или какой-либо «акт» смотрела как на приезд его в свой дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010