Закрыть itemscope itemtype="" > «С Любовью к Родине, в служении искусству» В Российской академии художеств состоялся торжественный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Великой княгини Марии Николаевны 03.06.2019 1008 Памятные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Великой княгини Марии Николаевны, президента Императорской академии художеств, известной благотворительницы и мецената, открылись 31 мая торжественным вечером «С Любовью к Родине, в служении искусству», который состоялся в Белом зале Президиума Российской академии художеств. Его организаторами стали Сергиевский мемориальный фонд и Женское православное патриотическое общество. Великая княгиня Мария Николаевна (1819 – 1876), дочь Императора Николая I и сестра Императора Александра II, четверть века стояла во главе Академии художеств, много сделав для ее развития, благополучия и процветания. Среди ее заслуг приобретение шедевров живописи, разработка нового устава, устройство выставок, спонсирование молодых художников, открытие класса православного иконописания, создание приюта для неимущих живописцев. Она возглавляла Общество поощрения художеств, заботясь о молодых талантах, состояла действительным членом Императорского женского патриотического общества и патронировала Патриотический институт благородных девиц. Вечер открыла ученый секретарь Российской академии художеств Елена Ржевская, а провел кандидат исторических наук, председатель Сергиевского мемориального фонда, почетный академик РАХ, писатель Дмитрий Гришин, подробно рассказавший о судьбе Великой княгини. На мероприятии выступили: Начальник научно-фондового отдела Государственного музея-заповедника «Павловск» Анна Никифорова, которая, в своем выступлении, коснулась детских и юношеских годах Великой княгини; Председатель Женского православно-патриотического общества, соорганизатор мероприятия, кандидат исторических наук Галина Ананьина, которая рассказала о благотворительной деятельности Великой княгини, как управляющей Общиной сестер милосердия, так и руководителя Комитета Общества поощрения художеств; Князь Григорий Гагарин, правнук князя Г.Г. Гагарина, вице-президента Императорской академии художеств и соратника Марии Николаевны, о своих предках; генеральный директор Издательского Дома «Тончу» Елена Тончу.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/03/s_...

Великий Новгород Концертный зал Новгородской областной филармонии Кремль, 8 Арии и сцены из опер западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Москва Детский дом для умственно-отсталых детей «Южное Бутово» Южнобутовская,19 Мужской камерный хор Мужской камерный хор (Москва) Художественный руководитель и дирижер — Валерий Рыбин Москва Храм Преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря Петровка, 28/2 Государственный Академический Московский областной хор Художественный руководитель и главный дирижер — Жанна Колотий Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крапивинский пер., 4 Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Орел Концертный зал Орловской областной филармонии Ленина, 23 Пасхальный концерт Ансамбль солистов «Русская рапсодия» (Москва) Художественный руководитель — Евгений Волчков Москва Большой зал консерватории Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Симфония С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьев, Симфоническая сюита «Египетские ночи» Чулпан Хаматова (чтец) Евгений Миронов (чтец) Алексей Володин (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Б.Серпуховская, 24 Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва) Регент — Илья Толкачев Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Б. Серпуховская, 24 Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Дмитров Успенский кафедральный собор Историческая площадь, 11 Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Елец Концертный зал Елецкого Госудаственного Колледжа Искусств им. Т.Н. Хренникова Мира, 82 Русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Москва Большой зал консерватории

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

Репортажи Ирина Старженецкая – переводчик Библии на язык живописи Выставка ее произведений открылась 8 июля в Российской академии художеств 09.07.2010 12:15 Москва, 9 июля, Благовест-инфо. Выставка произведений известного живописца Ирины Старженецкой открылась 8 июля в Российской академии художеств. Художница представила живописные циклы «Библейские холмы» и «Начало Бытия». «Это не иллюстрации к Библии. Каждая работа – это портрет души самой художницы, свидетельство ее духовного подвижничества», -- сказал на открытии выставки главный редактор журнала «Третьяковская галерея» искусствовед Александр Рожин. Сама же художница в интервью «Благовест-инфо», определяя особенность своих библейских циклов, начала издалека. Она рассказала, что к написанию картин по «Книге бытия», «Песни песней», «Книги Руфь» ее побудило путешествие по Иордании, Сирии, Каппадокии – «библейских мест, которые навевают мысли…» Но главную роль, по словам И.Страженецкой, сыграло ее знакомство с протоиереем Леонидом Грилихесом, настоятелем подмосковного храма в селе Остров. «Сразу какой-то импульс был – он сам выглядит как ветхозаветный человек, прямо «оттуда», я его написала в циклах по «Песни песней» и «Книги Руфи». Но о.Леонид не только православный священник. Он очень ученый человек --  знаток многих языков, завкафедрой библеистики Московской духовной академии. Он познакомил меня со своими переводами Ветхого Завета, которые тоже были вдохновлены посещением Святой Земли. Ему  хочется перевести Книгу книг с языка оригинала, а я  перевожу эти тексты на свой язык – язык живописи», -- сказала художница. Представленные на выставке циклы – это не первое обращение И.Старженецкой к библейским темам.  По ее словам, уже написан ряд пророков, «Битва Иакова с ангелом» и другие сюжеты. Посетителей Академии художеств привлечет также вывешенный за пределами основной экспозиции цикл «Предваряя Евангелие», посвященный Рождеству Богородицы. Здесь даже неискушенных зрителей останавливает особый колорит работ Старженецкой, насыщенное эмоциональное звучание красок, а также очевидная перекличка с традиционной иконографией Иоакима и Анны – родителей Марии. С иконой работы И.Старженецкой роднит и выбранная ею техника: свои  библейские циклы художница написала темперой – минеральной краской, которые иконописцы писали на дереве (художница использовала бумагу).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в открытии выставки «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде» 20 декабря 2023 г. 10:26 19 декабря 2023 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» в Москве прошла церемония открытия научно-просветительского и выставочного проекта «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде». Выставка, организованная Российской академией художеств совместно с Московским международным фондом содействия ЮНЕСКО и разместившаяся на площади свыше 600 м 2 , представляет общую художественную концепцию и эскизы отдельных элементов беспрецедентного по своим масштабам мозаичного оформления внутреннего пространства собора святого Саввы в столице Сербии, осуществленного коллективом российских и белорусских мозаичистов под эгидой Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в церемонии открытия выставки принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний . Автор проекта и руководитель работ по художественному убранству храма святого Саввы, член Президиума Российской академии художеств, народный художник России академик Н.А. Мухин ознакомил митрополита Антония с представленными на выставке экспонатами, рассказав об этапах работы возглавляемого им творческого коллектива. Выставку открыл президент Российской академии художеств З.К. Церетели. Он рассказал о значении академической художественной школы, представленной мастерами-монументалистами, реализовавшими крупнейший в истории монументального искусства проект мозаичного оформления храма. Председатель ОВЦС огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приветствие участникам и гостям выставки также направил Святейший Патриарх Сербский Порфирий . В послании Предстоятеля Сербской Православной Церкви , в частности, говорится: «Создание убранства Храма Святого Саввы в Белграде стало новой страницей в истории христианского искусства. Для нас особенно важно, что это еще и памятник сербской и русской дружбы, духовной связи и общей молитвы ко Господу».

http://patriarchia.ru/db/text/6085562.ht...

Зачем нужна художественная литература священникам и монахам Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. 9 февраля, 2015 Художественная литература часто помогает нам лучше уяснить – или, скорее, объяснить другим – церковные догматы. Существует известная история, анекдот о том, как наш знаменитый ученый Василий Осипович Ключевский, профессор Московской Духовной академии, приветствовал одного новопостриженного монаха такими словами: «Поздравляю вас с принятием ангельского образа, желаю вам не потерять облик человеческий». Думаю, что эти слова применимы ко всем родам духовного служения. Человек, становясь монахом или священником или принимая любой другой сан, призван не превращаться в небожителя, а прежде всего оставаться – или, скорее, становиться – человеком. Слово «человек», по-гречески anthropos, в буквальном переводе означает «повернутый вверх», или, руководствуясь внутренней формой русского термина, «чело, обращенное к вечности». Это звание, которое еще надо заслужить, это очень высокое имя. Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает в переводе с латинского «возделывание») – необходимое условие становления личности. Во-первых, современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор – это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных. Сегодня сельских пастырей насчитывается единицы, и Православие в современной России – это явно городская религия, в отличие от XIX века. И здесь тон задают именно образованные люди, интеллигенция, те, кто обретают веру уже в сознательном возрасте. Для них очень важен интеллектуальный и культурный багаж христианства. Да и для нас самих очень важно вписать себя в контекст мировой истории, почувствовать себя наследниками всего самого лучшего, созданного человечеством. «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – писал мученик Иустин Философ . И не случайно апостол Павел неоднократно апеллировал в своей проповеди к авторитетам языческого мира, приводя цитаты из поэтических произведений: «Мы Его и род» (Деян. 16, 28), – из сицилийского поэта Арота; «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15, 33), – из греческого поэта Менандра и т.д. Не случайно и то, что на фресках Благовещенского собора в Кремле изображены Гомер, Плутарх и Вергилий.

http://pravmir.ru/zachem-nuzhna-hudozhes...

Звенигородського Кирила обрано президентом 25 лютого 2023 р. 14:10 21 февраля 2023 года в зале заседаний ученого совета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) состоялось Общее собрание руководителей и представителей университетов и духовных школ — членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА). Места в президиуме заняли: епископ Звенигородский Кирилл , ректор Московской духовной академии ; Е.В. Еремин, начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике; А.Г. Комиссаров, и.о. ректора РАНХиГС; М.Н. Стриханов, вице-президент Российской академии образования, научный руководитель Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», секретарь Общего собрания НОТА; Д.О. Швидковский, ректор Московского архитектурного института, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Российской академии художеств; С.А. Бушев, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Также в работе Общего собрания приняли участие (очно и дистанционно): митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , ректор Кузбасской духовной семинарии;  митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий , ректор Барнаульской духовной семинарии (видео-конференц-связь); митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , ректор Смоленской духовной семинарии; епископ Петергофский Силуан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии (видео-конференц-связь); протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; протоиерей Вадим Суворов, ректор Коломенской духовной семинарии; протоиерей Димитрий Лескин, ректор Поволжской академии образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского; протоиерей Михаил Литвинко, ректор Екатеринодарской духовной семинарии; протоиерей Алексий Зверев, ректор Саранской духовной семинарии; протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии (видео-конференц-связь); протоиерей Алексий Ольховников, ректор Вологодской духовной семинарии; протоиерей Сергий Штурбабин, ректор Саратовской духовной семинарии; иеромонах Мефодий (Зинковский), ректор Николо-Угрешской духовной семинарии; священник Лев Махно, ректор Тульской духовной семинарии; Д.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6006656...

Илл. 1. В выставочном зале 26 сентября 2014 г. 11:30 Открылась выставка конкурсных проектов убранства белградского кафедрального соборного храма свт. Саввы СВОИ РАБОТЫ В ЗАЛАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ЧЕТЫРЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщал «Церковный Вестник» 15 июля, благоукрашение собора возложено на российскую сторону в соответствии с межправительственными договоренностями. В марте 2012 года в Москве представители российского Министерства культуры и сербского Министерства иностранных дел подписали соответствующий протокол, во исполнение которого была создана рабочая группа под руководством митрополита Волоколамского Илариона и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. В июне нынешнего года Российская академия художеств (РАХ) выиграла всероссийский тендер на проведение творческого конкурса проектов внутреннего убранства. К моменту истечения срока приема заявок свои работы представили четыре авторских коллектива. До 5 октября они выставлены в залах Российской академии художеств по ул. Пречистенка, 19. На следующий день под председательством двух названных иерархов, а также министра иностранных дел Сербии Ивицы Дачича там же состоится заседание жюри, которое назовет проект-победитель и еще двух призеров. «Впрочем, проигравших не будет. Если Богу будет угодно и проект начнет осуществляться, задействованы в нем окажутся все конкурсанты. Работы хватит на несколько лет, - уверен народный художник РФ член президиума РАХ Николай Мухин. - Напомню: стены Храма Христа Спасителя в 1999 году расписывали 350 человек, а выполнять мозаичное убранство еще сложнее». Кафедральный собор свт. Саввы Сербского на Врачаре — крупнейший православный храм мира, который строится уже около века. Его площадь — 7,6 тыс. кв.м, площадь поверхности внутренних стен 17 тыс. кв.м, а по высоте он лишь немного уступает кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, примерно соответствуя ему по объему. Убранство мозаичными иконографическими изображениями предусмотрено решением Священного Синода Сербской Православной Церкви. Несмотря на то, что проходящий конкурс проектов официально носит всероссийских характер, фактически он стал международным. С российской стороны его курирует Отдел внешних церковных связей . Именно поэтому вместе с авторскими коллективами из обеих российских столиц и Ярославля возможность участвовать получили и художники из Белоруссии. Более того, стенописная мастерская минского Свято-Елизаветинского монастыря даже рискнула «раскрыться» перед посетителями выставки и обозначила свое авторство проекта под номером 3 (см. Илл. 4). Остальные участники «зашифрованы» под номерами.

http://e-vestnik.ru/culture/belgradskiy_...

Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 3. «Не оставить в жизни след, но приумножить талант» Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. 25 марта, 2009 Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 1. «Давно я ждал эти глаза» Блестки Руси уходящей, Святой Руси. Часть 2. Великий пост в голодные времена Она написала очень-очень много икон. Все они узнаваемы. Узнаётся не только её рука по художественным особенностям. Узнаётся особое выражение лика. Её подвиг молитвы, её жизнь, её служение Церкви не могли не отразиться на иконе. Эти иконы написаны   святым человеком, который всё богатство души вложил в образ. Мы продолжаем вас знакомить с воспоминаниями о монахине Иулиании, в миру Марии Николаевне Соколовой, из цикла радиопередач, подготовленных совместно с храмом святителя Николая в Клённиках и иконописной школой при Московской Духовной Академии. Открытие древней иконы Вспоминает ученица монахини Иулиании, иконописица и реставратор, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Ирина Васильевна Ватагина (†24.04.07):  — Мария Николаевна была великим человеком. Такая маленькая, хрупкая, она силой своего авторитета перевернула мировоззрение целого поколения. В то время все были увлечены академической живописью, в лучшем случае, Васнецовым. Икон не понимали, и в Лавре в том числе. Духовенство не понимало, кроме старичка одного, отца Никона, над которым подсмеивались. А благодаря Марии Николаевне все полюбили древние иконы. Теперь если кто и не понимал, то скрывал, потому что это уже считалось неудобным.

http://pravmir.ru/blestki-rusi-uxodyashh...

Что нужно для того, чтобы написать хорошую икону Экскурсия по факультету церковных художеств ПСТГУ 20 сентября, 2015 Экскурсия по факультету церковных художеств ПСТГУ Качественный левкас, олифа, яичный желток, натуральные пигменты, воск… а если всего этого нет, то святой образ не сможет храниться долго. Как получаются иконы и кто те люди, которым Церковь доверяет их создание? Мы посетили факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, чтобы рассказать о работе его сотрудников и студентов: иконописцев, реставраторов, монументалистов и золотошвей. Поклонная гора, здание факультета прямо напротив храма святого Георгия Победоносца. Факультетские аудитории занимают последние три этажа советской постройки, в которой раньше был какой-то техникум. Комнаты светлые и удобные, только иконописцы жалуются, что в них слишком сухо, чтобы можно было левкасить доски для икон. Мы начинаем экскурсию по факультету. Левкас – абрис – образ Проходим сквозь две железные двери – и вот мы в иконописной мастерской, где нас встречает преподаватель кафедры иконописи Мария Глебова. Мне интересно, сколько в Москве иконописных мастерских? – Две на Маросейке – протоиерея Николая Чернышева и Веры Карповой (бывшая мастерская Ирины Ватагиной), у нас на Поклонке мастерские Екатерины Шеко и Марии Глебовой, Татьяны Азаровой, Екатерины Ковтун и Натальи Муравьевой. В Кадашах работает Елена Пискарева, – перечисляет Мария Олеговна. – Все работают в разных стилях. На Маросейке у отца Николая греческая школа XIV века, у нас московская школа, мы любим Рублева, Дионисия, изучаем домонгольскую школу. Я выпускница лавры и больше развиваю лаврскую школу. – В академическом стиле XVII–XIX веков, считающемся упадочным, кто-то работает? – Да, сейчас, к сожалению, много заказов на написание образов в академическом стиле, а мастерские выполняют эти заказы. Мария Олеговна рассматривает работы своих студентов. Одна из студенток работает над академическим рисунком, а вторая пишет икону Собор Двенадцати апостолов, по образцу иконы Двенадцати апостолов автора XIV века, происходящей из Византии и хранящейся в Пушкинском музее. Икона в стадии рисунка: прочерчены абрисы ликов и фигур. Мы несколько минут наблюдаем, как на белом левкасе, отполированном до состояния слоновой кости, проступают лики святых апостолов, как будто они проявляются откуда-то из другого мира в наш.

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-dlya-togo-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Второй университет Интервью с народным артистом СССР Юрием Соломиным 31.08.2006 772 Время на чтение 10 минут Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 30 августа в Санкт-Петербурге, а 4 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 250-летию государственного театра в России. " Виновники " торжества - два прославленных русских театра: Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр) и Государственный академический Малый театр. Еще во времена Щепкина и Островского ввиду исключительного влияния на жизнь общества за Малым театром, который стал центром духовной жизни Отечества, закрепилось славное имя " Второго университета " . О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, когда нищета духа страшнее бедности народа, и на другие вопросы отвечает художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР, профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина, академик Российской академии словесности, Международной академии творчества, член-корреспондент Российской академии образования Юрий Соломин. - Этот театральный сезон, - говорит Юрий Мефодьевич, - будет для нас удивительным. Ведь в 1756 году, ровно 250 лет назад, по указу императрицы Елизаветы Петровны о создании и субсидировании государственного русского театра было положено начало нашей труппе, сформированной первоначально при Московском университете. Мы изначально договорились о том, что Александринка готовит юбилейное представление, в котором мы будем принимать участие. Очевидно, от нас будет ода. Ее зачитают несколько наших актеров. А когда 4 сентября мы будем отмечать юбилей в Москве, актеры Александринки тоже будут принимать участие в празднике. Подводя итоги прошедших летних гастролей, замечу, что, где бы мы ни выступали, будь то Санкт-Петербург, Прибалтика, Краснодар или Италия, всегда погода в зрительном зале была прекрасная! Из-за насыщенного гастролями графика в этом сезоне планируется выпустить только три новых спектакля. Это " Ревизор " Гоголя в моей постановке, " Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский " (режиссер Владимир Драгунов) по Островскому и его же " Бедность не порок " (режиссер Александр Коршунов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010