Эти-то кровные сбережения старой, платоновской Академии и пошли согласно указу Св. Синода‚ на устроение новой Академии в Троицкой Лавре. Новая Академия, таким образом, нашла себе приют в зданиях другого детища митрополита Платона – Лаврской семинарии, приспособляя и обновляя их для себя на деньги, скопленные старой, платоновской Академией. Теперешний аудиторный корпус был создан в конце 30-х годов прошлого столетия при митрополите Филарете. Но до этого корпуса, с самого основания Троицкой семинарии (т. е. с начала XVIII века), на том же месте стоял прежде двух-этажный с подвальным этажом корпус, называвшийся учительским или профессорским. Здесь в бельэтаже, до реформы 1814 года, жили учителя, а в верхнем этаже – троицкие семинаристы. С открытием Академии весь этот корпус, сильно обновленный при митрополите Платоне, был занять профессорами и бакалаврами и занимался ими до 30-х годов прошлого столетия. Учебная жизнь в новой Академии сначала сосредоточивалась в другом месте, в том же, где она сосредоточивалась в Троицкой семинарии, именно, во первых, в корпусе, который идет на север, позади нынешних ректорских покоев и в котором помещается теперь столовая, и затем в нижнем этаже корпуса древних царских чертогов, теперь занятого церковью, ректорскими покоями, столовой, актовым залом и студенческими библиотекой и спальнями. Первый, двухэтажный корпус был выстроен митрополитом Платоном в 1803 году специально для богословской аудитории с библиотекой (вверху) и столовой (внизу). Постройка эта была дорога душе митрополита Платона и он записал о ней в своей автобиографии: «летом 1802 года я начал новое строение в Лавре для семинарии. Ибо примечал, что богословская палата темна и тесна, а для трапезы семинарии палата не только тесна и темна, но и сыра, рассудил все вновь построить, на основании бывшего за нынешними «чертогами» и уже упраздненного дворца царя Иоанна Васильевича, где после устроены были для нынешнего дворца кухни. Что все каменное устроено на 22 саженях в 2 яруса; в низу хорошая для семинаристов трапеза и подле нее кухня и хлебня, а в верху большая и прекрасная аудитория, а возле нее большие две палаты для библиотеки, а при том в оную аудиторию сделана галерея прямо из чертогов царских, что все с покрытием нового корпуса железом в 1803 году окончено» 10 . При открытии Академии верхний этаж этого корпуса сохранил за собою совершенно то же самое назначение, которое дал ему митрополит Платон; только через шесть лет, в 1820 году, богословская аудитория была переведена на место, занимаемое теперь церковью, уступив свое помещение расширившейся библиотеке, которая занимала весь верхний этаж платоновского корпуса даже до второй половины XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В «Диалогах» показан только метод – метод познания, метод вопросов и ответов, метод, который пробуждает к самостоятельному мышлению. Господь ведь, кстати говоря, в Евангелиях тоже приглашает нас мыслить, Он тоже не дал нам ответы на все вопросы – Он дал нам главные ответы, необходимые для спасения. Он не дает нам инструкций по поводу вызовов каждой эпохи; допустим, не сказал, можно ли заниматься клонированием или нет. Сами решайте!.. Геометрия как аргумент Платона называют философом-идеалистом именно за его учение об идеях, ведь слово «идеализм» происходит от его главного термина «идея». Но откуда Платон узнал, что существуют идеи? Любой философ, тем более такой величины, как Платон, должен свои положения доказывать. Но немного отвлекусь и напомню о платоновской школе, получившей название Академия: философ организовал ее в роще, которая была посвящена греческому герою Академу. Так вот, у Академии был «девиз»: «Не геометр да не войдет». Причем это было не просто пожелание, а жесткое требование: в школу принимали после вступительного экзамена по геометрии. По двум причинам: во-первых, математика лучше всего опровергает софистику, а во-вторых, математика учит думать, доказывать, открывать истину. Платон, единственный из всех учеников, четко понял мысль Сократа: «Наши главные враги – это софисты». Софисты учат, что истина у каждого своя, «человек есть мера всех вещей», что нет объективной, не зависящей от человека истины. А Сократ учил, что истина все-таки есть, и истина одна – объективная, независимая, божественная. Но как людям это объяснить? Сократ делал это при помощи своего знаменитого метода беседы. Смысл в следующем: допустим, софист начинает спорить с Сократом. Если бы софист был последовательным софистом, он сказал бы: «О чем спор? Ты так считаешь, а я – так. И давай разойдемся». Сократ же в беседе, задавая вопросы, вынуждал софиста спорить с ним, отстаивать свою точку зрения и фактически признать, что истина одна. Однако у этого метода был существенный недостаток: не каждый мог это понять и до правильного вывода дойти самостоятельно, а некоторые, как мы помним, вообще пускали в ход кулаки.

http://pravoslavie.ru/87645.html

В 1993 году был пострижен в монашество с именем Макарий и рукоположен в сан иеродиакона, в 1997 году – в сан иеромонаха. Нес служение на Крите и в США. В 1998 году возведен в сан архимандрита. На Пасху 2008 года Патриархом Варфоломеем возведен в достоинство архимандрита Вселенского престола. Преподавал в Греческом колледже в Бостоне, на медицинском факультете Критского, Фессалийского и Афинского университетов, в Патриаршей высшей церковной академии Крита. Занимал ряд ключевых должностей в Критской архиепископии: был иерокириксом (священнопроповедником), директором церковного радиоканала, членом синодальной комиссии по биоэтике и проблемам современного общества, председателем административной комиссии Школы византийской музыки, директором Центра церковного образования Патриаршей высшей церковной академии Крита, руководителем издательского отдела Критской архиепископии. В 2011-15 годах преподавал в Свято-Платоновской духовной семинарии Эстонской Апостольской Православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата.  26 апреля 2015 года синодом Константинопольской Православной Церкви был избран епископом Христупольским, викарием Таллинской митрополии.  16 мая того же года в соборе св. Мины в Ираклионе состоялась его архиерейская хиротония, которую возглавил архиепископ Критский Ириней (Афанасиадис). Оба архиерея известны своими активными выступлениями в поддержку примата Константинопольского патриархата, а также украинской автокефалии. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

    ВЕРА (раздел). – С.24-35.   Сергей Худиев . Соблазны . Что это такое и как им противостоять. Ил.: Подражатель Босха. Искушения св. Антония. Ок. 1500. Собрание Лансхота. Хертогенбос; Христианская интерпретация платоновского мифа о пещере. Гравюра Jan Saenredam (1565-1607) по рисунку Cornelis Cornneliszoon van Haarlem (1562-1638)//Фома. - – февраль 2011. – С.24-27,28-29. – (раздел « Вера »).   Святейший Патриарх Кирилл . Дети, которые уже видят Бога . Фрагмент интервью Патриарха журналисту ВГТРК Дмитрию Киселеву, в котором Святейший назвал главной из состоявшихся встреч 2010 года – встречу с пациентами детского хосписа в Фото из архива пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – февраль 2011. – С.30-31. – (раздел « Вера »). приурочена ко второй годовщине со дня интронизации Патриарха Кирилла.   Новомученики:   Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . « По дороге на фабрику смерти». Памяти священномученика Димитрия (Кедроливанского) . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором//Фома. - – февраль 2011. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 17 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Димитрия (Кедроливанского). Родился в 1890 году в селе Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Кедроливанского. По окончании духовного училища поступил в Рязанскую духовную академию, но после смерти отца, чтобы помогать семье, возвратился в Шарапово. Здесь в Троицком храме служил сначала псаломщиком, а затем – диаконом. В 1929 году арестован за неуплату сельскохозяйственного налога и приговорен к пяти годам ссылки в город Козлов, жители которого жестоко страдали от голода. В Козлове архиерей рукоположил диакона Димитрия во священника ко храму в селе Сычевка, предполагая, что там он найдет какое-нибудь пропитание для себя и своей семьи. За две недели до окончания ссылки отца Димитрия предупредили, что намечено потребовать от него уплаты большого налога и при невыплате арестовать. Священник с семьей срочно выехал на родину в Шарапово. В 1936 году назначен служить в храм святителя Николая в село Круги. Приход состоял из жителей трех деревень, настолько бедных, что у прихожан не было средств платить за требы. Отец Димитрий крестил, отпевал, хоронил бесплатно. 20 января 1938 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске. Семья осталась без средств к существованию, спасали прихожане, несли пожертвования. На допросах отец Димитрий виновным себя не признал, отверг все обвинения. 11 февраля 1938 года на 48-ом году жизни он был приговорен к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово. Погребен здесь же, во рву, в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-94-f...

  –  Почему Вы решили стать профессиональным теологом? – Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос. Я верю, что христианство является истиной, а так как у меня академический склад ума, я не могу игнорировать то, что считаю фундаментально истинной позицией. Думаю, что вопрос об истинности христианства слишком долго игнорировали и что оно не сможет выжить без отстаивания этой истинности.   –  Кто повлиял и все еще влияет на Ваше богословие и философию? Кто Ваш любимый богослов или философ? Какие книги Вы читаете для личного вдохновения и профессионального роста? – Оглядываясь назад, я думаю, что у меня было несколько вдохновений. В детстве, в Глостершире, я был увлечен идеей о том, что у всего есть прошлое, идеей мифа, платоновскими «идеями» (о которых случайно услышал) и Евангелием от Иоанна, особенно его первыми стихами. Позже я полюбил произведения Толкиена и К.С. Льюиса, Чарльза Уильямса и Оуэна Барфилда. Я чувствовал, да и сейчас в этом не сомневаюсь, что им удалось обнаружить новые стороны христианства, новый способ вернуть ему очарование. На меня также произвели большое впечатление произведения Уильяма Блейка, которым интересовался мой отец. Долгое время я не мог примирить радикализм Блейка с консерватизмом «инклингов», хотя сейчас думаю, что это вполне возможно. В конце 1960-х и в 1970-е в моей жизни был период, когда я был увлечен пантеизмом, синкретизмом и эзотерикой. (Кстати, теперь я думаю, вопреки распространенному мнению, что в «эзотерике» немало того, что близко к ортодоксии.) Только после моего второго года в Уэсткотт Хаусе я стал более ортодоксальным в своих взглядах. Это произошло в результате нескольких событий. Во-первых, после встречи с моей будущей женой, Элисон Легг, которая принадлежала к англо-католикам, во-вторых, под влиянием моего учителя Роуэна Уильямса, а также чтения Гадамера (как это ни удивительно) и фон Бальтазара. Я всегда пытался понять, почему естественная теология нуждается в откровении. Теперь я вижу, что третий термин – это история, что истина открывается во времени как событие и что история является посредником между природой и благодатью.

http://bogoslov.ru/article/3647180

Эта метода становится определяющей для преподавания философии в Славяно-греко-латинской академии под “протек­торатом” митрополита Платона (1775–1812). Профессора уже не выписываются из Киева, так как есть кому преподавать нау­ки и в Москве. Реформу в преподавании философии осущест­вляет префект и вскоре ректор академии архимандрит Дамаскин (Семенов-Руднев), распространяющий в философском классе сочинения Х. Вольфа (1679–1754), чья “математическая” система преподавания философии становится преобладающей в Европе, а также И. Винклера и других его учеников. Для академии издается (в латинском оригинале и с дополнениями) курс известнейшего популяризатора лейбнице-вольфовской философии Ф. Баумейстера (1709–1785). Существенно важно, что архимандрит Дамаскин начал читать и курс истории философии — по “Критической истории философии” И. Бруккера, также вводимой в то время в европейские университеты и академии. С 1786 г. из Синода присылаются в академию новые пособия: знаменитый в то время трактат О. Пуффендорфа “О должностях человека и гражданина” (философия естественного права), а также “Краткое руководство к физике”, восполняемое “опытными физиками” Мушенброка и Эйлера (позднее пользуются также “физикой” Гассенди и обширным сочинением Бриссона). К 1798 г. синодальным указом окончательно формулируется куррикулум двухлетнего философского класса академий: в него включаются краткая история философии, логика, метафизика, “нравоучение”, “натуральная история”, а также физика, напечатанная для обычных училищ, “доколе не будет напечатана пространнейшая”. Значение “реформы философии” в платоновский период Московской академии было, бесспорно, велико. Вольфианская философская выучка обеспечивала оптимальные возможности для развития научно-системной философской рациональности, не во всем исчерпанные, на наш взгляд, и до настоящего времени. Новые пособия вводили студентов в новейшую философскую литературу, выводя их из круга понятий эпохи аристотелевской “Физики”. Изучение истории философии для занимающихся философией, вероятно, трудно переоценить. Нельзя не отметить и того, что новый круг пособий вызвал активнейшую переводческую деятельность, на русском языке стали появляться последние по времени философские трактаты 3 . Однако “философская реформа” не реформировала способов самого преподавания философии, унаследованных с предыдущего периода. Чтение философии по-латыни по-прежнему превращало занятия философией в изучение латинского языка, дополнительное к его обычному курсу. Поток новых пособий требовал по-прежнему преимущественно усилий памяти, а не усилий мысли.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

Очевидно, что хотя в кантовской вещи в себе и можно уловить некий отдаленный отзвук платоновских идей, тем не менее затруднительно было бы относить кенигсбергского мыслителя к тем, кто «близко держался» системы гения античной философии. Также очевидно, что в трудах святителя Филарета не удается найти отзвука кантовских идей или кантовской проблематики, тогда как русский платонизм безусловно во многом берет начало именно от него (что признают как поклонники, так и критики этого направления). Однако в той же самой петербургской академии совсем немного времени спустя, после того как ее первый ректор стал московским Владыкой, появился профессор и также будущий святитель, в богословском наследии которого Кант занял совсем иное место. Имя этого профессора – иеромонах Иннокентий (Борисов) . 2 Как известно, святитель Иннокентий получил образование в Киевской академии, возглавив ее первый пореформенный выпуск по разрядному списку. Важно при этом, что в Киеве уже тогда самое серьезное внимание уделяли современной философии, в том числе немецкой 4 . Инициатором такого подхода, отчасти несогласного с цитированным выше положением устава, был И.М. Скворцов, выпускник Санкт-Петербургской академии, преподававший в Киеве с 1819 г. 5 Именно он знакомил студентов с Кантом и разбирал с ними его сочинения, не только критикуя их, но и указывая на «заслуги» Канта перед религией 6 . Получив такую философскую «закваску», иеромонах Иннокентий по окончании академии был в свою очередь вызван в Петербург, где преподавал обличительное богословие. В отделе рукописей РГБ сохранился рукописный конспект его лекций по этому предмету, принадлежавший А.В. Горскому 7 . Их фрагмент под именем трактата «О неологизме или рационализме» был опубликован еще при жизни святителя 8 и потом переиздавался неоднократно в его собраниях сочинений 9 . Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что этот фрагмент заметно отличается от соответствующего раздела лекций. Он, прежде всего, сильно сокращен и во многом именно за счет обзора и критики кантовской системы, поэтому остановлюсь теперь подробней на сохранившихся в рукописи высказываниях святителя в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

По утверждению мн. древних писателей, К. был преемником Гегесина в должности схоларха Платоновской Академии, однако невозможно точно установить, в каком году он сменил Гегесина; предполагается, что он был схолархом уже в 50-х гг. II в. до Р. Х. (Ibid. S. 852-853). На основании свидетельства Аполлодора Афинского, данные которого впосл. легли в основу «Геркуланского списка академиков» (Index Academicorum herculanensis; соответствующий фрагмент см.: CFrM. T3a-b), исследователи заключают, что К. руководил Академией в течение более чем 20 лет и сложил с себя обязанности схоларха в 137/8 г. до Р. Х. из-за болезни ( Mette. 1985. S. 121; G ö rler. 1994. S. 853). После него эту должность занимали: др. Карнеад, сын Полемарха (управлял Академией со 137/8 до 131/30 г. до Р. Х.), Кратес из Тарса (со 131/30 до 129/8 г. до Р. Х.) и Клитомах Карфагенский (со 129/8 до 110/9 г. до Р. Х.). Последнего Диоген Лаэртский ошибочно называет преемником К. ( Diog. Laert. IV 10. 67), по-видимому, вслед. того, что начало его руководства Академией совпало со временем смерти К. ( Wi niewski. 1970. S. 96; Mette. 1985. S. 121). Важным событием в жизни К., о котором известно из сообщений древних лат. авторов, является его поездка в Рим в составе т. н. посольства философов, состоявшаяся в 155 г. до Р. Х. Задачей посольства было добиться упразднения ежегодных выплат, наложенных римлянами на Афины за разорение г. Оропос; помимо К. в состав посольства входили стоик Диоген Вавилонский и перипатетик Критолай Ликийский (см.: CFrM. T7a-k; ср.: Mette. 1985. S. 121-122). Во время пребывания в Риме греч. философы выступали с публичными лекциями и диспутами, к-рые посещали не только интересовавшиеся философией юноши, но и мн. представители рим. знати; по сообщениям лат. авторов, в число слушателей входили Публий Корнелий Сципион Африканский, Гай Лелий, Квинт Сцевола и др. Широкую известность в Риме приобрело публичное выступление К., произнесшего 2 речи: в 1-й он рассуждал о справедливости, а во 2-й предложил «рассуждение, которым опровергается справедливость» (CFrM.

http://pravenc.ru/text/1681111.html

1. Симплиций Киликийский. Жизнь и сочинения Согласно установившемуся мнению исследователей, этого Симплиция необходимо считать переходным звеном от афинского неоплатонизма к александрийскому. Сначала он учился в Александрии, у Аммония, но потом прибыл в Афины. Здесь он вполне разделял философию Дамаския, учеником которого и оказался. Насколько он был близок к Дамаскию и философски и лично, видно из того, что он вместе с Дамаскием, Присцианом и еще четырьмя другими философами после закрытия Платоновской Академии в 529 году выехал в Персию в 531 году. Из Персии, по персидскому договору с Византией, он вместе с другими греческими философами в 532 году вернулся в пределы Византии. Но где он жил и работал, неизвестно. Свой комментарий на аристотелевский трактат " О небе " он написал после 529 года. Что же касается его комментариев к аристотелевским трактам " Физика " и " Категории " , то они были написаны после 532–го, а, может быть, и после 537–го. Комментарии Симплиция к " Энхиридиону " Эпиктета точно датировать трудно. Комментарий же Симплиция к трактату Аристотеля " О душе " . некоторыми приписывается афинскому неоплатонику Присциану. 2. Философские взгляды Симплиция а)  Философские взгляды Симплиция мало чем отличаются от взглядов Дамаския и даже вообще от неоплатонизма. У него безусловная убежденность в тождестве платоновской и аристотелевской философии. Это видно на множестве мест из его сочинений. Те места из Аристотеля, где этот философ критикует Платона, всегда интерпретируются у Симплиция либо как чисто словесное расхождение Платона и Аристотеля, либо как относящееся вовсе не к Платону, либо как дальнейшее развитие платоновских мыслей у Аристотеля. Так, если взять учение об идеях, то те общие идеи, о которых трактует Платон, вовсе не исключают единичности, а, наоборот, по Симплицию, являются обоснованием этой последней. Точно так же и те единичные идеи, о которых Аристотель трактует с внешней стороны против Платона, фактически, по мнению Симплиция, самим же Аристотелем трактуются обобщенно, без чего они не могли бы быть не только предметом науки, но и предметом познания вообще. В учении о душе, по мнению Симплиция, Платон и Аристотель, во всяком случае, совпадают: если душа мира, по Платону, неподвижна, это не значит, что она вовсе лишена всякого движения, поскольку именно она и есть причина движения мира; а если Аристотель учит о подвижности души, то, конечно, это возможно только потому, что душа эта, взятая сама по себе, есть вполне определенная, то есть неподвижная, категория .

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

II. Благо-добродетель. В отличие от эпикурейцев представления о Б. и добродетели у последователей стоицизма немыслимы без вмешательства рассудка. Это заставляет их относиться к удовольствию как к чему-то безусловно низшему для души; проявление Б. требует предварительной рефлексии: рассуждая, мы понимаем, что нечто привлекает нас в силу приносимой им пользы. Чтобы оценить пользу, нужно приобрести определенный опыт, тогда как к удовольствию мы влечемся при первом же соприкосновении с предметом, его вызывающим. Стоики, по примеру Академии платоновской и Аристотеля введшие этику в рутинную практику школьных рассуждений, определяли Б. вообще как некую полезность, в частности как пользу или нечто совпадающее с пользой (Ibid. VII 94. 1-2). Еще одно частное стоическое определение Б.: «естественное совершенство разумного существа в его разумности» (Ibid. VII 94. 7-8). Стоики подразделяют Б. на душевные, внешние, ни те и ни др.: душевные Б.- добродетели и добродетельные поступки; внешние - достойная родина, достойный друг; Б., к-рое не является ни душевным, ни внешним,- быть достойным и счастливым самому (Ibid. VII 95. 6 - VII 96. 1). Одни Б. суть цели, др.- средства, третьи - и цели, и средства: цели - отвага, разумность, свобода, приятность, радость (εφροσνη), безболезненность (λυπα) и всякий добродетельный поступок; средства - друг и польза от него; и цели, и средства - добродетели: как цели они входят в счастье, как средства ведут к нему (Ibid. VII 96. 6 - VII 97. 3). Из душевных Б. одни представляют собой некие состояния (ξεις): таковы привычки; др. суть расположения (διαθσεις): таковы добродетели; Б., к-рые не суть ни то ни др.,- действия (Ibid. VII 98. 1-6). Совершенное Б. прекрасно (Ibid. VII 100. 1); только прекрасное - Б. (Ibidem); ничто безобразное не Б. Поскольку наслаждения бывают безобразными, они не Б. (Ibid. VII 103. 9 - VII 104. 1). Добродетели - Б. (Ibid. VII 102. 1-3), а жизнь и смерть, здоровье и болезнь, наслаждение и мучение, красота и уродство, сила и бессилие, богатство и бедность, слава и бесславие, знатность и безродность - ни то ни др., но предметы безразличные, потому что могут быть обращены и во благо, и во вред (Ibid. VII 102. 3 - VII 103. 6).

http://pravenc.ru/text/149255.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010