Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Муравьев , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Апологетическое движение, выросшее первоначально из философской среды – это очень важно, оно не было результатом какой-то внутренней эволюции самой христианской общины, а было результатом прихода части элиты – философски образованных в христианство и это апологетическое движение оказало, наверное, сильнейшее влияние на возникновение особого рода христианской, как бы мы сейчас сказали дискурсивности, или можно назвать это способом говорить о христианстве, который радикальным образом расходился с тем, что было раньше. Если раньше – это был язык, условно говоря, еврейской секты, то теперь это стал язык греческой философии. Возникла философия и поскольку в греческой философии высшая ступень еще со времен «Академии» Платоновской называлась словом «θεολογα» – то есть рассуждение о богах и высших метафизических категориях, то постепенно слово «θεολογα» – теология, богословие – стало употребляться и в отношении христианского рассуждения о Боге и Его отношении к миру. Но это произошло не сразу. Первоначально все-таки наиболее ранние апологеты себя называли философами и это происходило в рамках определенной философской школы. То есть, иначе говоря, что происходит – христианство начинает выступать, как одна из сторон философской полемики, которая была частью вообще интеллектуальной культуры Римской империи. Римская империя в себе выработала определенную культуру, в которой представители разных философских школ – стоиков, эпикурейцев, платоников, перипатетиков – находились в постоянном диалоге и споре между собой, то есть эта полемика была частью интеллектуальной культуры. И вот христиане становятся частью этой полемики, вплоть до того, что во II веке один из писателей Иустин Философ так и пишет, что, а за что вы нас собственно гоните? Мы такие же философы, как эпикурейцы, стоики – это был радикальный отход вообще от тоталитарного дискурса первоначального христианства, которое говорило, что мы новая культура, мы новый язык, мы несем все новое и вы должны отказаться от всего, что у вас было до этого, чтобы принять Христа и соответственно проповедь Его.

http://academy.foma.ru/za-chto-filosofy-...

ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ (V – VI вв.) Прокл Диадох (410–485 гг.) Прокл – последний великий представитель языческого идеализма, доведший неоплатоническое учение о иерархии бытия до высшей степени всеохватывающей систематичности, тончайшей детальности и аналитической рассудочности, родственной по духу поздней схоластике. Попытка дать язычеству приведенную к завершающему синтезу доктрину диктовалась нуждами предсмертной борьбы старого миросозерцания с христианством. Если в сочинениях Прокл выдвигал против возникавшего христианского богословия – языческое, то всей своей жизнью он противопоставлял церковному идеалу святости – философский, был настоящим «святым» для своих единомышленников: именно так Прокла рисует его преемник на посту главы афинской Платоновской Академии Марин. Прокл был необычайно плодовитым автором: ему принадлежат обильные философско–теоретические сочинения (часто облеченные в форму платоновской эксегезы), примыкающие к ним труды по астрономии и математике и шесть гимнов. Гимны Прокла – исключительно наглядный пример парадоксальной по своей сути историко–культурной ситуации на границе античности и средневековья. Они имеют традиционную, восходящую к Гомеру метрическую и лексическую форму, полны вокабулами и словосочетаниями древнего эпоса; в них звучат имена старых божеств – Гелиоса и муз, Афродиты, Афины, Гекаты и Януса, – но в сфере традиционалистского созерцания когда–то скульптурно–выпуклые образы этих божеств «утоньшились» и до бесплотности «выветрились». Среди этих гимнов наименее отвлечен по своему настроению, наиболее наполнен живым чувством приводимый нами гимн II (к музам), выражающий пессимизм неоплатонического мудреца, одинокого среди толпы, чуждой его мудрости и отдающейся новой религии. ГИМН МУЗАМ 209 210 Свет воспоем, воспоем, что к высям стезю указует, – Девять то сладкогласных Зевеса великого дщерей, Те, что в писаньях благих очистительных таинств отраду Душам людским даровали, плененным жизненной бездной, Их разрешая от бедственных уз томленья земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1) Первоначально А. называлась школа Платона , основанная ок. 385 г. до Р. Х. в Афинах как научно-философское сообщество (см. Академия Платоновская ), где научные исследования совмещались с преподаванием на основе диалектики, разработанной Платоном в диалогах. Члены А., учителя и ученики, жили совместно, занимаясь научной работой во всех основных областях знания. Платоновская А. просуществовала ок. 900 лет и была закрыта визант. имп. Юстинианом I в 529 г. за антихрист., языческое содержание ее деятельности. С сер. I в. до Р. Х. платоновские школы возникали и за пределами Афин (в Александрии и др. городах) (см. Афинская школа ). Первая попытка воссоздать А. как сообщество ученых принадлежит франк. кор. Карлу Великому (768-814, с 800 император), при дворе к-рого в Ахене работали Павел Диакон , Алкуин , Петр из Пизы, Павлин Аквилейский . В эпоху Возрождения в странах Зап. Европы появились многочисленные философские, научные, художественные, лит. академии. Первой из них была А., основанная во Флоренции К. Медичи в 1459 г. под влиянием визант. ученых, переселившихся в Италию,- Г. Гемиста Плифона , М. Хрисолора , архиеп. Виссариона, А. Ласкариса. Затем возникла платоновская Флорентийская А. , возглавлявшаяся М. Фичино , к ней принадлежали К. Ландино, А. Полициано, Пико делла Мирандола; вероятно, прп. Максим Грек (Михаил Триволис) участвовал в ее деятельности. В XV-XVII вв. возникли художественные академии: рисунка во Флоренции (1562), св. Луки в Риме (1593); музыкальные академии: доблести в Венеции, поэзии и музыки в Париже (1570), филармоническая в Болонье (1675), лит. Круска во Флоренции (1582) и др. В XVII в. в Европе были созданы гос. академии, главная задача к-рых состояла в нормализации национального языка и развитии национальной науки. Первой была основанная кардиналом А. Ж. Ришелье в 1635 г. для усовершенствования франц. языка - Французская А., сообщество литераторов и филологов. В 1663 г. Ж. Б. Кольбер создал А. надписей и лит-ры для исследования в области филологии и истории, а в 1666 г.- А. наук для исследований в области математических и естественных наук. По образцу франц. академий были созданы национальные и специальные научные академии (Лондонское королевское об-во, Берлинская академия и др.).

http://pravenc.ru/text/63758.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Григорий 5 мин., 06.02.2018 Значение имени Григорий Григорий — имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую». Григорий: именины, день ангела 7 февраля — день памяти святителя Григория Богослова Святые с именем Григорий Святитель Григорий Богослов (329–389) Григорий родился неподалеку от города Назианз (территория современной Турции). Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы. Получив начальное образование дома, юноша продолжил обучение сначала в Александрии, а затем блестяще показал себя в Платоновской Академии в Афинах. «…Афины — обитель наук… для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго», — вспоминал позднее святитель. Здесь Григорий познакомился со святым Василием Великим (ок. 330 — 279). Они стали друзьями на всю жизнь. В Академии святой какое-то время преподавал риторику, а затем вернулся домой и принял крещение от отца. Всю свою жизнь Григорий стремился к уединению, с его спокойствием и размеренностью, желая философской созерцательности и молитвенного покоя. Для этого он отправляется в монастырь в город Понт. Но в 361 году по настоянию отца становится священником. В этот период он активно помогает ему в делах управления епархией. Церковь святого Григория на его родине, в Каппадокии. Фото XIX века Когда Василий Великий стал архиепископом Каппадокийским, он попросил своего друга занять кафедру в городе Сасимах. Приняв сан епископа, Григорий поначалу согласился на предложение Василия, однако через некоторое время покинул город — не смог вынести его суеты. Три года святой проводит в молитвенной тишине в монастыре. После кончины отца Григорий по настоянию жителей города становится новым епископом Назианза. Через некоторое время в Константинополе, прослышав о блестящей репутации образованного проповедника, прислали к нему группу, которая упрашивала его стать епископом в столице. Григорий после некоторых колебаний принимает предложение. Об обстановке, которую застал святой в столице, он написал следующее: «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от чёрной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки”. Константинополь раздирали догматические противоречия. Видя это, Григорий Богослов начал активную борьбу против процветавших здесь различных еретических движений.

http://foma.ru/imya-grigoriy.html

Подпишитесь на наш Телеграм Андрей Десницкий продолжает разнимать столкнувшихся лбами в идеологическом споре скептика и верующего. С интересом наблюдаем за происходящим. В прошлый раз мы говорили о том, что есть наука. Теперь давайте поговорим о том, совместима ли она с верой. Понятно, что на личном уровне совместима вполне: можно быть ученым и одновременно – мужем, отцом, гражданином своей страны, или, скажем, филателистом. Или вот верующим христианином. Просто разные роли в жизни человека. А возможна ли христианская наука? Такая, которая использует научный метод, но при этом сохраняет верность своей религиозной традиции? Для одних очевиден отрицательный ответ: религия устроена иначе, к догматам веры принципиально неприменимы те требования, которые предъявляются к научным теориям. Наука говорит о вещах временных и не имеющих отношения к вечности, она постоянно пересматривает свои выводы и теории, а вера говорит об абсолютном, вечном, неизменном и не меняет догматов. Наука предельно рационалистична, вера настроена на мистику. К тому же наука заинтересована скорее в том, чтобы закрыть двери перед посторонними: «да не войдет сюда несведущий в геометрии» – так было написано при входе в платоновскую Академию. Вера, напротив, обычно стремится к миссионерству, к тому, чтобы включить как можно больше «посторонних», сделать их своими. Более того, нельзя не заметить, что наука говорит на языке Запада. Ученый может быть китайцем или нигерийцем, но если он хочет, чтобы его услышали во всем мире, он должен выражаться на одном из западных языков, в основном английском, и выражаться именно так, как принято в странах Запада, где зародилась современная наука. В современной России этот подход нравится далеко не всем: если у нас своя собственная идентичность, тесно связанная с религиозностью, как мы можем подражать Западу? Другое дело, что в области естественных наук никто почему-то не отказывается использовать его достижения и говорить для этого на одном с ним языке. И все же другие утверждают: да вот, посмотрите, есть она, христианская наука, целые университеты и факультеты! А если говорить о библеистике, она возникла в среде христиан и иудеев, и среди тех, кто занимается этими текстами сегодня, верующие явно в большинстве, хотя никто, конечно, не считал их долю в процентах. Да это и естественно: если человек занимается Библией, значит, она ему интересна, и с высокой долей вероятности для него будут интересны и привлекательны высказанные в ней идеи, а не только их внешняя форма. Приняв идеи, он, скорее всего, станет иудеем или христианином.

http://blog.predanie.ru/article/mozhno-l...

пресвитер Климент Александрийский Богословские труды Труды на иностранных языках пресвитер Климент Александрийский Раннехристианский церковный учитель, духовный писатель, богослов, философ, один из основателей Александрийской богословской школы. Биография Предварительные сведения Тит Флавий Климент Александрийский почитается церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания. Точная дата рождения Климента, хронология его детства и юности, нам неизвестна. Утверждается, что он появился на свет во второй половине второго столетия. Малой родиной Климента Александрийского, по различным оценкам, является либо Александрия, либо Афины. Есть основания полагать, что его родители принадлежали к языческой знати. Составленные Климентом литературные произведения свидетельствуют о его высоком образовательном уровне. Очевидно, что Климент владел философией, искусством речи, знал античную мифологию, хорошо ориентировался в тонкостях языческих мистерий. Достойно замечания, что на сегодняшний день по целому ряду вопросов о языческих обрядах сочинения Климента выступают едва ли не единственным первоисточником. Христианская жизнь Сведения о детальных обстоятельствах обращения Климента ко Христу до нас не дошли. Существует мнение, что первоначально он проявил интерес к христианству не столько в силу желания следовать за Христом, сколько ради приобретения дополнительных знаний. Однако, ознакомившись ближе с христианским учением, он признал его истинность, бесспорное превосходство над языческими верованиями и языческой философией. Повышая образовательный уровень, Климент предпринимал путешествия в разные страны Запада и Востока (в Нижнюю Италию, Палестину, Сирию), пока, наконец, не обрёл спокойствия духа в Египте. За время своих путешествий он встречался с многими достохвальными людьми, в том числе с теми, кои приняли веру непосредственно от апостольских учеников. Около 180 года, вскоре после приезда в Египет, он познакомился с Пантеном, руководителем катехизической школы в Александрии. Роль этой школы в развитии богословской науки и распространении веры была настолько существенной, что её сравнивают, по значению, с той выдающейся ролью, какую играла для философии Платоновская академия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРНЕАД [греч. Καρνεδης; лат. Carneades] (ок. 214/3 г. до Р. Х., Кирена, совр. Ливия - 129/8 г. до Р. Х., Афины), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма , руководитель и преподаватель Академии Платоновской ; основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии. Жизнь Примерная дата рождения К. вычисляется на основании отнесения Аполлодором Афинским (II в. до Р. Х.) и вслед за ним Диогеном Лаэртским (кон. II - нач. III в.) даты смерти К. к «четвертому году 162-й олимпиады», т. е. к 129/8 г., а также на основании сообщения, что К. скончался «в возрасте 85 лет» ( Diog. Laert. IV 9. 65). Сообщение Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.), что К. прожил 90 лет ( Cicero. Acad. II 6. 16), впосл. часто повторявшееся в античной лат. лит-ре, признается совр. исследователями ошибочным ( Arnim. 1919. Sp. 1964; Wi niewski. 1970. S. 92-93; Mette. 1985. S. 121). Карнеад. Гравюра. 1685 г. Карнеад. Гравюра. 1685 г. О жизни К. в Кирене до прибытия в Афины и начала обучения в Платоновской Академии ничего не известно. Его отцом в большинстве источников называется Филоком, однако Диоген Лаэртский предлагает и др. возможное имя - Эпиком ( Diog. Laert. IV 9. 62; CFrM. T1a1; ср.: G ö rler. 1994. S. 851-852). В Афинах К. обучался у схоларха Платоновской Академии Гегесина Пергамского, продолжавшего скептическую философскую традицию основоположника Средней Академии Аркесилая (IV-III вв. до Р. Х.). Согласно Цицерону ( Cicero. Acad. II 30. 98), К. также значительное время обучался у философа Диогена Вавилонского (Селевкийского), представителя стоицизма , к-рый познакомил К. с учением известного стоика Хрисиппа (III в. до Р. Х.). Именно философская критика стоицизма стала делом всей жизни К.; по словам Диогена Лаэртского, К. нередко шутливо говорил: «Не будь Хрисиппа - и меня бы не было» ( Diog. Laert. IV 9. 62). Главным оппонентом К. среди совр. ему стоиков был руководитель афинской стоической школы Антипатр из Тарса, к-рый избегал вступать с К. в открытую устную дискуссию и отвечал на его критику стоицизма в многочисленных сочинениях ( G ö rler. 1994. S. 852).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814, с. Урень Варнавинского у. Костромской губ.- 26.06.1888, симбирский Покровский мон-рь), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье причетника. Рано остался сиротой, во время учебы бедствовал. В 1828-1834 гг. учился в Костромской ДС. В старших классах семинарии исполнял должность лектора по классу греч. и нем. языков. В 1834 г. направлен в МДА, к-рую окончил в 1838 г. 1-м по разрядному списку, и был оставлен в академии бакалавром герменевтики и библейской археологии по классу истолковательного богословия; одновременно назначен на должность библиотекаря академии. По окончании МДА вместе с др. выпускниками ходил к прп. Серафиму Саровскому , к-рый поклонился буд. Симбирскому епископу в ноги, провидя его благочестивое служение. Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА) Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА) В 1837 г. он как 1-й студент старшего отд-ния МДА был удостоен платоновской стипендии с прибавлением фамилии Платонов - 1-м после 13-летнего перерыва. Магист. соч. Е. «О связи греха с болезнями и смертью» было особо отмечено Конференцией МДА и в 1838 г. рекомендовано к публикации, но так и не было напечатано. В 1838-1840 гг. им были составлены лекции по герменевтике, одобренные Московским митр. Филаретом (Дроздовым) , в 1842-1846 гг.- лекции по всему курсу Свящ. Писания. Из этих лекций опубликован фрагмент «О прообразовательном смысле Священного Писания». 29 авг. 1838 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 сент. рукоположен во диакона, 4 сент.- во иерея. 1 дек. того же года утвержден в степени магистра богословия. С 1841 г. преподавал патристику - вновь введенный в МДА, а затем и во всех духовных академиях предмет. Е. стал 1-м преподавателем патристики в высшей духовной школе. В 1839 г. в семинариях было введено преподавание историко-богословского учения об отцах Церкви, и правление МДА с согласия Московского митрополита поручило преподавание патристики бакалавру герменевтики Е. Синод указом от 16 июля 1841 г. не только утвердил инициативу МДА, но и распорядился ввести патристику в академиях, преобразованных к этому времени по Уставу 1814 г. (СПбДА и КДА). Е. были составлены 1-я программа по патристике и «отчетливые лекции» по этой новой науке ( Смирнов. С. 44), к-рыми пользовались и в дальнейшем, но из этих лекций опубликован был только фрагмент о сщмч. Иринее Лионском.

http://pravenc.ru/text/186989.html

Статистика Прокл Диадох Прокл Диадох (др.-греч. Πρκλος Διδοχος, лат. Proclus; 8 февраля, 412, Византий — 17 апреля, 485, Афины) — античный философ-неоплатоник, руководитель Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Очерк жизни Время жизни Прокла восстанавливается по источникам как 410—485 гг. Биограф Прокла Марин приводит его гороскоп, по астрономическим данным которого дата рождения Прокла определяется как 8 февраля 412 г. Прокл родился в Византии в семье богатого адвоката из Ликии. Намереваясь пойти по стопам отца, подростком уехал в Александрию, где учился сначала риторике, затем заинтересовался философией и стал учеником александрийского неоплатоника Олимпиодора Младшего. Именно у него Прокл начал изучать логические трактаты Аристотеля, в трактовке которых он, как сообщает Марин, достиг успеха уже в то время. В возрасте 20 лет Прокл переезжает в Афины, где Платоновскую Академию в то время возглавлял Плутарх Афинский. Плутарх, несмотря на свой преклонный возраст, стал заниматься с Проклом лично, изучая с ним трактат Аристотеля «О душе» и диалог Платона «Федон». Через два года Плутарх скончался, передав руководство школой своему ученику Сириану, у которого Прокл продолжил своё обучение. Марин сообщает, что уже к 28-летнему возрасту Прокл написал одну из своих главнейших работ, комментарий на платоновского «Тимея». Около 450 г., после смерти Сириана, Прокл становится схолархом Платоновской Академии. Время жизни Прокла — закат древнегреческой цивилизации. Языческие культы ещё отправлялись, но христиане все больше настаивали на их запрете. В это время из Парфенона была изъята знаменитая статуя Афины работы Фидия, что в окружении Прокла было воспринято как кощунство. В полемике с христианами Прокл не был пассивной стороной — как сообщает Суда, он написал «Возражения против христиан» в 18 книгах (работа не сохранилась). В какой-то момент конфликт христиан с академиками приобрел такое напряжение, что Прокл был вынужден на год уехать из Афин в Лидию. Во время путешествия по Азии Прокл познакомился с некоторыми восточными учениями, которые синтезировал с собственной системой. Религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы при Прокле стали в Академии необходимой составляющей самого образовательного процесса. Марин сообщает, что Прокл «дни и ночи» проводил в молитве, в орфических и халдейских очищениях и в исполнении «всяких других религиозных обрядов». В личной жизни Прокл придерживался аскетических принципов: не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно указаниям богов, являвшихся ему во сне. Прокл не чуждался общественной деятельности; он принимал участие в городских собраниях. Умер в Афинах, в возрасте 73 лет, оставив преемником Марина. Похоронен в Афинах в одном склепе со своим учителем Сирианом. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1151

Статистика Платон Платон (др.-греч. Πλτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλς). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), возводили, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно, и вообще просматривается много параллелей с биографией Иисуса Христа. Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/975

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010