Вторая и самая главная причина близкого сходства во взглядах, настроении и характере деятельности Максима Грека и Савонаролы заключается в непосредственном влиянии Савонаролы на Максима Грека . Известно, что Максим Грек первые шесть лет своего пребывания в Италии (1492–1498) с небольшими перерывами провел во Флоренции. Здесь он под мирским именем Михаила Триволиса проходил курс разных наук в «Платоновской Академии» под руководством выдающихся представителей итальянского Ренессанса конца XV века: Иоанна Ласкариса, Анджело Полициано, Дмитрия Халкондила, Марсилио Фичино и других. Одновременно с занятиями в «Платоновской Академии» молодой Михаил Триволис слушал проповеди и был свидетелем реформаторской деятельности, а, возможно, и мученической смерти Иеронима Савонаролы. Судя по многочисленным свидетельствам современников, проповеди Савонаролы производили потрясающее впечатление на слушателей. Они одинаково увлекали мужчин и женщин, художников и поэтов, философов и простых людей. Если к этому добавить, что на окружающих оказывала неотразимое влияние сама личность флорентийского проповедника, отличавшегося высокой нравственностью, бескорыстием, самоотверженной любовью к народу, то будет неудивительно, что почитателями его становились многие выдающиеся представители науки и искусства того времени и в том числе великий Микеланджело Буонаротти, до старости перечитывавший проповеди Савонаролы. 6 Вполне понятно, что под влияние Савонаролы не мог не подпасть и молодой впечатлительный грек Михаил Триволис. О том, какое глубокое и неизгладимое впечатление произвели на молодого Максима Грека проповеди , личность и судьба Савонаролы, мы узнаем из обширного сказания о Савонароле самого Максима Грека , которое читаем в его сочинении «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве». 7 Здесь Максим прямо заявляет, что он готов Савонаролу и его двух товарищей по мученической кончине «с радостью» причислить к «древним защитителем благочестия, аще не быша латыня верою». Так говорил Максим Грек много лет спустя после флорентийской трагедии. Нет сомнения, что под влиянием именно Савонаролы в Михаиле Триволисе произошел тот внутренний перелом, о котором он вспоминал впоследствии в Москве в своих писаниях, выступая уже под именем Максима Грека .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Проповедовавший в Афинах ап. Павел встретил там представителей эпикурейской и стоической школ; среди обращенных им в христианство был Дионисий Ареопагит (Деян 17. 34), ставший еп. Афинским (Евсевий называет его первым Афинским епископом - Hist. eccl. III 4. 10); неизвестно, однако, встречался ли ап. Павел с платониками и были ли они тогда в Афинах. Примерно в то время, когда ап. Павел был казнен в Риме (по преданию, в 65), в Афинах преподавал Аммоний Александрийский. Афины укрепились как оплот языческой учености во II в., после восстановления там в 176 г. 4 философских кафедр философом-стоиком имп. Марком Аврелием, в правление к-рого принял мученическую кончину умудренный в платоновской и пифагорейской философии св. Иустин Философ (ок. 165). Примерно к этому времени относится «Истинное слово» Цельса , философа платоновской ориентации, но нельзя сказать, был ли он к.-л. образом связан с Афинами. Тертуллиан противопоставил Афины Иерусалиму в знаменитом вопросе: «Что Афины Иерусалиму? Что Академия Церкви? Что еретики христианам?…» (De praescript. haer. 7). Между тем ни сам Тертуллиан, ни др. христ. богословы не отвергали языческого образования как такового, но отказывались (в особенности в условиях гонений) от преподавания в гос. школах, обязывающих связывать школу с языческими культами. В тех же Афинах учились не только противник христианства платоник Порфирий (в III в.) или пытавшийся сделать платонизм ямвлиховского типа гос. религией имп. Юлиан Отступник (в IV в.), но и свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов , Патриарх К-польский; последний, в частности, воздал должное высокому общеобразовательному и научному уровню афинских школ в надгробном слове свт. Василию Великому и отметил при этом, что, «живя в Афинах, мы утверждались в вере» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 21). Непосредственно с платониками последнего века существования А. ш. п. связаны 2 христ. мыслителя: во времена Прокла в Афинах получил философское образование (до 451) Давид Анахт , ученик Саака Партева и Месропа Маштоца ( Элиас. Комментарий к «Первой Аналитике» Аристотеля/Пер. и примеч. Ю. А. Шичалина//Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 1991. С. 68-76; Prolégomène à la philosophie de Platon/Texte établi par L. G. Westerink; trad. par J. Trouillard avec la collab. de A. Ph. Segonds. P., 1990). Во 2-й пол. V в. с А. ш. п., в частности с философским учением Прокла, был тесно связан автор Ареопагитского корпуса ( Saffrey H. D. Un lien objectif entre le Pseudo-Denys et Proclus// idem. Recherches sur le Néoplatonisme après Plotin. P., 1990. P. 227-234; idem. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus//Ibid. P. 235-248). В свою очередь Ареопагитский корпус оказал непосредственное влияние на последующее христ. богословие прежде всего благодаря тому, что мировоззрение его автора было прочно укоренено в церковном Предании.

http://pravenc.ru/text/Афинской школы ...

Философски же и исторически я убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, что она есть неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы. Привыкнув с детства к уединенной жизни среди природы и в кабинете, я нашел в Сергиевском Посаде все благоприятные условия для научной работы, за исключением одного, лаборатории, которую старался частично возместить разными суррогатами». Духовное возрастание П. А. Флоренского проходило под руководством епископа Антония (Флоренсова; † 20 февраля 1918) и старца Гефсиманского скита иеромонаха Исидора (Грузинского; † 3 февраля 1908) (см. о них: Иеродиакон Андроник. Епископ Антоний (Флоренсов)–духовник священника Павла Флоренского . – «Журнал Московской Патриархии», 1981, 9, с. 71–77; 10, с. 65–73; «Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского скита Иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским». Сергиев Посад, 1909). За время преподавания в Московской Духовной Академии (1908–1919) священник Павел Флоренский создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культа, кантовской проблематике, лишь некоторые разделы которых были опубликованы (Пределы гносеологии. – «Богословский вестник», 1913, т. 1, 1, с. 147– 174; «Смысл идеализма». Сергиев Посад, 1915; «Первые шаги философии». Сергиев Посад, 1917). Оценивая вклад священника Павла Флоренского в изучение платонизма, один из лучших знатоков античной культуры, А. Ф. Лосев , писал, что он «дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую всё, что когда-нибудь я читал о Платоне [...] Его имя должно быть названо наряду с теми пятью – шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания платонизма во всемирной истории философии вообще [...] Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это – учение о лике и магическом имени. Платоновская Идея – выразительна, она имеет определенный живой лик. Как на портрете или в статуе художник вызывает в нас чувство живого движения путем различной трактовки разных частей лица или туловища, так и Платоновская Идея есть живой лик, отражающий в игре световых лучей, исходящих из него, свою внутреннюю, сокровенную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Глава IV (54–68). Житие и учение Петра Спасского в С.-Птербургской Духовной Академии у знаменитого просветителя Филарета, воспитанника Московского Платоновского. Вступление в Академию; испытания по приезду в Академию в учении Филарета; начатки учения, житие в Академии и с товарищами; начатки злых учений в Академии от чтения книг еретических новых, и прение против оных со всеми ; сострадательность Филарета во время болезни Петра Спасского, увольнение его в дом родителя для излечения; облегчение от болезни и выход из Академии; замечание о качествах Филарета; о достойных внимания учителях и начальниках Академии; об учениках академии, учении и поведении их; вред от дозволения читать без разбору всякой книги мирской и еретической; об учении Филарета касательно веры. Глава V (68–84). Житие в должности учителя при С.-Петербургском духовном училище (с 1815 г.); благоволение Иннокентия, ректора семинарии; о начальном чтении книг еретических и лжепророческих (1816 г.); о скверной и зловредной книги Иакова Бема: Путь ко Христу; наставление Иннокентия с сетях бесовских; занятие учительством во время вакации в доме родительском; искушение там от беса блудного в ноши; истребление родины и дома отца от огня среди дня; действие перста Божьего в сожжении всего села и дома родительского. Книга вторая заключает в себе события из жизни Фотия начиная с 1817 года по 1823 год включительно и расположена по годам. Глава I (1–108) Лето 1817: О горьком житии Фотия в жительстве Ангельском, и ужасных происшествиях церковных, бывших во время его учительства во 2–м кадетском копрусе в С.–Петербурге. О пострижении в монашество и посвящение во иеродиакона и иеромонаха; начатки жития в монашестве; начатки искушений от дьявола во монашестве; вступление в корпус законоучителем, начатки строгого жития и подвиги по внешности, начатки обучения Закону Божьему; начатки брани бесовской, нападения вражье и первая борьба с ним, начальная ненависть за слово и дело истинного учения в корпусе; испытание кадетов от Филарета, ректора Академии, его защита и благоволение к Фотию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

Выход Екатерины II из храма был не менее торжествен – все войска при виде ее в короне и порфире произвели «салютацию». Государыня направилась в Архангельский собор, где поклонилась усопшим предкам, побывала в Благовещенском соборе, где приложилась к святым мощам и затем возвратилась во дворец. Цесаревич Павел Петрович не присутствовал на торжестве коронования. Народ, не видя наследника, беспокоился. Несколько раз вместо того, чтобы радостными криками приветствовать царицу, солдаты начинали кричать около самого дворца: «Да здравствует император Павел Петрович!» Офицерам с трудом удавалось заставить их молчать. 6 Линь де Шарль-Иосиф (1735–1814) – принц из старинной бельгийской фамилии. Служил во Франции, Австрии, Пруссии. В 1782 г. послан с поручением к Екатерине II. Заслужил ее благосклонность. Находился в свите во время ее путешествия по России. Автор популярных писем и сочинений. 7 Мало известно, что Екатерина не совсем немка... Если вы помните, ее имя – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Очень трудно произнести этот Цербст. Если вы напишите по-латыни и произнесете по-русски, то увидите, что она Ангальт-Сербская. Это онемеченный славянский род//Махнач В. Л. Знаменательные события российской истории времен жизни митрополита Платона.Платоновские чтения. 1 декабря 2005 г. М, 2006. С. 36–37. 8 Вольтер (21 ноября 1694 – 30 мая 1778; урожденный Франсуа Мари Аруэ) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, историк, публицист. 9 Рюльер К.К. История и анекдоты революции в России 1762 г.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Лениздат, 1989. С. 308. 10 Тимофей (Щербацкий) – митрополит; 22 октября 1757 г. переведен из Киева; скончался 18 апреля 1767 г. Погребен в Чудове монастыре. 11 В 1753 г. было завершено строительство Кремлевского Зимнего дворца по проекту архитектора В. В. Растрелли на месте обветшавших парадных палат (Средней, Золотой, Столовой и Набережной) старого дворца. 12 Димитрий (Сеченов; 1709–1767) – 8 октября 1762 г. пожалован в митрополиты; замечательный проповедник XVIII в., воспитанник Славяно-греко-латинской академии; с 1730 г. преподавал в ней красноречие; в 1732 г., приняв монашество, стал архимандритом Свияжского монастыря. В 1740 г. возглавил миссию по обращению в христианство магометан и язычников Казанской и Нижегородской губерний, которая ему блестяще удалась. В 1742 г. назначен епископом Нижегородским. В 1748 г. ушел по болезни на покой, но с 1752 г. вызван в Петербург для присутствия в Синоде. В 1757 г. назначен на Новгородскую кафедру. В 1762 г. совершил чин коронования Екатерины II. Главную заслугу митрополита составляют его проповеди, простые и ясные; в них часто находили отклик общественные и церковные события того времени. Деятельность Новгородского владыки была оценена императрицей Елизаветой Петровной. Екатерина II также часто искала у него поддержки в проведении того или иного постановления, считая его человеком энергичным и образованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Гунны-сабиры совершают вторжение в черноморские провинции Византийской империи. Анастасий I смещает Виталиана. Новый поход на Константинополь, закончившиийся разгромом Виталиана. Вторжение дунайских славян в Иллирию и Македонию. 518.07.09 Смерть  Анастасия I . Императором становится начальник гвардии  Юстин I . 519.03.28 В Великий Четверг в Константинополе представителями Восточной Православной Церкви и легатами римского папы Гормизды подписано соглашение с отменой и осуждением “Энотикона” и восстановлением христологии Халкидона (так называемая формула Гормизда). Тем самым было покончено с длившейся несколько десятилетий Акакианской схизмой.  527.04.01 Соправителем Юстина I стал Юстиниан I. 527.08 Смерть Юстина I (450). Начало правления  Юстиниана I . 528–529 Комиссия из десяти правоведов провела кодификацию всех указов, начиная с Андриана и до Юстиниана. Законы были сведены в 12 книг “Кодекса Юстиниана”. Начало гонений на язычников и еретиков, кроме монофизитов, которым покровительствовала империатрица Феодора. Закрытие Платоновской академии в Афинах. После очередного набега кочевников-болгар Юстиниан назначает анта (славянина) Хвалибуда командующим на Дунае. В Карфагене дружественно настроенный к Константинополю правитель Хильдерик был свергнут и убит узурпатором Гелимером. Юстиниан объявил ему войну. 531.04.19 19 апреля 531 г. возле укрепленного города  Каллиник  (совр. Ракка в Сирии) на р. Евфрат произошло сражение между 20-тысячной византийской армией и 15-тысячным персидско-арабским войском. 532.01.14 Начало восстания “Ника”. 532.01.14–17 Пожары и погромы в Константинополе. Мятежники выражали стремление избрать императором Ипатия, племянника ранее правившего императора Анастасия. 532.01.17 Высылка Юстинианом из дворца  Ипатия и Помпея, племянников Анастасия. 532.01.18 Выход Юстиниана на иподром, его речь перед народом. Провозглашение императором Ипатия. Совет Юстиниана с приближенными. Подавление восстания “Ника” военачальниками Велисарием и Мундом. Убито около 30 000 человек.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

И он, как скажет позднее о Пушкине в своей знаменитой речи Достоевский, «приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом», – и, конечно, еще более, чем Пушкин, он «есть пророчество и указание» 8 , только это пророчество и указание в гораздо меньшей степени сегодня прочитаны нами. Он – первый: не потому, что хочет возвыситься над остальными, но потому, что один может понести ответственность и тяготы идущего впереди. Сказанное легко подтвердить на примере первого значительного богословского труда свт. Филарета «Записки на книгу Бытия», написанного как раз в те же годы, что и намеченные к разбору проповеди . То правда, что западные отцы цитируются в «Записках» чаще: на первом месте – блж. Августин , за ним блж. Иероним 9 и только потом – свт. Иоанн Златоуст . Но чтение «Записок» убеждает гораздо более в стремлении автора показать свою независимость, чем в предполагаемой за ним способности послушного следования авторитетам 10 . Если блж. Августина весьма занимает вопрос о том, что означает «удвоение» библейского повествования о творении, и разрешает он его в том смысле, что последнее сперва создано было в потенции – «в идее» – а затем уже во времени 11 , то автор «Записок» вовсе не сомневается (и здесь он вполне един со Златоустом) в исторической реальности Шестоднева, однако, в свою очередь, мнение Златоуста о показании образа Божия во владычестве человека над тварью почитает «сомнительным» 12 . Или еще: соглашаясь с последним в истолковании наречения Адамом имен тварям, он делает важное дополнение о том, что имя заключает в себе сущность нарекаемой вещи 13 : мысль, не занимавшая Златоуста и совершенно чуждая Августину, для которого однозначно nomen notet notamen 14 , но для самого свт. Филарета, чрезвычайно характерная, потому что тайна имени всегда волновала его. Последний пример важен же еще и тем, что здесь проглядывает зародившееся, очевидно, в те же годы его увлечение Платоном 15 . Платон был для свт. Филарета живым образом философии, во всяком случае, именно таким он предстает в Уставе духовных академий, составленном при самом живом участии святителя 16 , и скорее именно в этом смысле его самого можно назвать платоником, чем в смысле прямого обнаружения «платонических» текстов в отличие от того же блж. Августина 17 . И это так потому, что не на Платона накладывается у него богословие, но на церковность – Платон: Платон как предчувствие света, платоновская диалектика как восхождение от частного и случайного к общему и истинному, платоновский диалог как жанр, с пушкинской легкостью употребляемый им при случае 18 , – вот что прежде всего органично воспринято и пережито им; вот что вошло в его собственный синтез.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Каждый значительный философ и философская традиция в христианской культуре несут в себе начала Аристотеля и Платона. У кого-то доминирует системно-рационалистическое, у кого-то – экзистенциально-онтологическое осмысление мира. Западноевропейское философское умозрение склонно продолжать аристотелевскую традицию. Восточнохристианское (византийское), православно-славянское и русское – следует в русле платоновской традиции. Платон оказал огромное влияние на патристику, которая была платонической и неоплатонической. Православное богословие и богослужение пронизаны образами христианского неоплатонизма. Без платоновского мира идей, без его представлений о вечной человеческой душе невозможно понять смысл христианской литургии. Тем же, кем для Западной Церкви был Фома Аквинский – автор проаристотелевской схоластики, для Восточной Церкви был Константинопольский патриарх Фотий. Примечательно, что в то время, когда Фотий в 870 году создал свою академию и Византия переживала культурный и богословский расцвет, на Западе только заканчивались века варварства. Из трех источников постантичной цивилизации – римского правового порядка, греческой интеллектуальной традиции и христианской духовности – только латинская политическая и правовая культура была воспринята Западом, да и то (после веков варварства) из Византии – кодекс Юстиниана как синтез римского права. Греческая философская мысль была известна на Западе опосредованно, искаженно и фрагментарно, что привело к восприятию и развитию одной – рационалистической тенденции античной мысли. Основные христианские богословские и философские представления были сформированы, когда отцы и учителя Церкви в борьбе с ересями выразили истины новозаветного благовестия на языке высокоразвитой неоплатонической философии. Синтезом христианского откровения и античной мысли является патристика, которая сформировалась в Восточно-Римской империи – в Византии, где творили почти все отцы Церкви. Только несколько западных отцов Церкви общепризнанны в христианском мире.

http://pravoslavie.ru/28303.html

Прежде был он не из целомудренных, а даже из гнусных служителей сластолюбия, но когда объят стал любовью к добродетели, найдя доброго советника (не знаю, кто это был, мудрец ли какой или сам он), вдруг оказался великим победителем страстей. И я представлю одно только доказательство чудной его жизни. Один невоздержный юноша приглашал к себе свою приятельницу. Она, как рассказывают, подошла уже к дверям, но на дверях изображен был Полемон, и его образ имел такой почтенный вид, что развратница, увидев его, тотчас ушла назад, пораженная этим видением и устыдившись написанного, как будто живого. И это происшествие, насколько знаю, пересказывают многие. У Диона 243 (имею в виду того Диона, который был в большой славе) не очень приятно, говорят, пахло изо рта, и один из городских жителей посмеялся над этим. Дион, как скоро свиделся с женой своей, говорит ей: «Что же не сказала ты мне о болезни моей?» Но жена с клятвой отвечала: «Я думала, что это недостаток всякого мужчины, а не твой только». Так далеко держала она себя от всех мужчин и приятельниц, потому что ответ этот – ясное доказательство честных нравов. Кто не хвалит и Александра за то, что, имея у себя во власти дочерей побежденного им Дария и слыша, что они прекрасны, не захотел их видеть из опасения, потому что стыдно было бы победителю мужей уступить победу над собой девам. Хотя это не близко еще к моим образцам, однако же хвалю. А почему? Потому что весьма приятно видеть белое лицо между эфиопами или сладкую струю среди моря, а равно весьма удивительно при худых и зловредных правилах найти нечто целомудренное (2). Избери себе товарищем целомудрие и им одним увеселяйся, чтобы преступная любовь не изгнала из тебя любви добродетельной (2). 240 Ксенократ – греческий философ, с 339 г. до н.э. стоявший во главе Платоновской Академии. – Прим. ред. 241 Эпикур – греческий философ IV-III вв. до н.э. Целью человеческой жизни Эпикур считал удовольствие, которое трактовал не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и принуждения. – Прим. ред. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика - Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре - архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии - будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским). Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

http://sobory.ru/article/?object=03495

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010