С одной стороны, «просвещение» он понимал в евангельском смысле: Бог есть свет и Творец света, просвещение же человека — действие Бога в человеке, восхищение премудростью Бога Творца. К идеям французского Просвещения и следующих за ним «русских вольнодумцев» преосвященный Платон относился крайне критически. С другой стороны, «просвещение» связывает философию и богословие, естественный разум и Откровение, поэтому первая часть знаменитой «Христианской богословии» преосвященного Платона — «О Богопознании естественном, руководствующем к вере Евангельской» . Идеалом духовной школы для преосвященного Платона было монашеское братство, объединенное общим служением духовному просвещению: не только потому, что монах, не отягощенный иными заботами, может посвятить себя школьной деятельности безраздельно и жертвенно, но и потому, что школа должна быть монашеской семьей, имеющей главным центром притяжения школу, где каждый член этой семьи находит братскую поддержку, сотаинников. На это были нацелены и строгий подбор преподавательских кадров, и личное попечение митрополита Платона о начальствующих, учащих и учащихся, и тесная духовно-нравственная связь всей корпорации . При этом митрополит Платон никак не противопоставлял монашество академическое и монастырское. Вполне гармоничным, с точки зрения митрополита Платона, были и монашеская община московской Славяно-греко-латинской академии, и пребывание Троицко-Лаврской семинарии в стенах великой лавры преподобного Сергия, и устроение Вифанского монастыря, специально предназначенного для школьной и ученой деятельности. На это следует обратить внимание: хотя отрыв школьного монашества от монастыря в платоновскую эпоху еще не состоялся и школы по большей части были связаны именно с монастырями, современники мыслили связь монастыря и школы по-разному. Достаточно вспомнить святителя Тихона Задонского, выбравшего пребывание в монастыре; митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) с его проектом возрождения аскетической монашеской традиции, которому могут содействовать только настоятели монастырей из духовно опытных старцев.

http://bogoslov.ru/article/6176226

Чувствуешь его бессмертие. Об этом очень хорошо написал Довлатов в «Заповеднике». Он как бы снял лишний пафос обожествления Пушкина, который вряд ли бы понравился самому поэту: он был человек ироничный и самоироничный. Но то, что самый жизнелюбивый русский поэт, самый солнечный, самый веселый русский поэт – вспомним Блока: «веселое имя Пушкина» – присутствует с нами, точнее всего в мрачном 37-м году. Когда очень сгустились русские тучи, когда лилась кровь, было столько беззакония, когда было столько отчаяния в жизни людей, в это самое время Андрей Платонов написал статью с гениальным названием «Пушкин – наш товарищ». Статью, на первый взгляд, отвечающую политической конъюнктуре времени – «наш товарищ». А с другой стороны, как это глубоко – понимать, что на всех этапах русской жизни Пушкин остается нашим товарищем. В платоновской статье были еще такие слова: «Пушкин нас, рядовой народ, не оставил». Я думаю, как бы нам не приходилось трудно в нашей жизни, это понимание того, что с нами Пушкин, что он нас не оставляет, если мы в детстве «укололись» его стихами, если дали в детстве эти стихи своим детям, значит с нами все будет хорошо. Иерей Антоний Лакирев , специалист по Новому Завету Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Собрание христиан, которое они сами называют экклесия (по аналогии с собственно гражданским управленческим собранием в греко-римском полисе) отличается от всего остального тем, что христиане приходят на него ради общей задачи – «epi to auto» («на одно и то же»), как пишут авторы конца I и особенно II веков, для того чтобы всем вместе составить это собрание. Сегодня мы привыкли думать, что Церковь – это либо «профсоюз верующих», либо сообщество тех, кто разделяет общие взгляды, или какая-то социальная управленческая структура. Но для христиан первых столетий ни то, ни другое, ни третье. Церковь – это не структура, а событие. Она не существует, как можно сказать, что существует профсоюз шахтеров или общество филателистов. Церковь случается, она происходит.

http://academy.foma.ru/2017/01/15

Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 130– 131, 226, 234; Брагина Л. М. Э тические взгляды итальянского гуманиста Кристофоро Ландино (по его трактату «Диспуты в Камальдоли»)//Вестник МГУ. Сер. IX. 5. С. 48–65. 8 Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 67, 144–145. 9 Воспроизведение фрески из Санта-Мария Новелла см.: Кудрявцев О. Ф. У каз. соч. (переплет); Cammelli G. Demetrio Calcondila. Florence. 1954. P. 56; Кудрявцев О. Ф. Ф лорентийская Платоновская Академия. С. 123. 10 Горфункель А. X. «Диспут» Рафаэля. В кн.: Рафаэль и его время. М., 1986. С. 70–71. " Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Studies in Dissemination of Greek Learning from Byzantium to Wfestern Europe. Cambridge, Mass, 1962. P. 171. 12 Об Иоанне Ласкарисе см.: Knos В. Un ambassadeur de l " hellenisme – Janus Laskaris et la tradition grecobyzantine dans l " humanisme francais. UppsalaParis, 1945. 13 Подробнее см.: Гарэн Э. Византийские и итальянские платоники Кватроченто. В кн.: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. С. 149–172. 14 Geanakoplos D. Greek Scholars. P. 130. 15 Knos В. L " histoire de la litterature neo-grecque. La pferiode jusgúen 1821. Uppsala, 1962. P. 297. 16 Wilson N. From Byzantium to Italy. Greek Studies in the Italian Renaissance. London, 1992. P. 95. 17 Там же. P. 86–97. 18 Там же. P. 98–100; Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 321. «Мальчукова Т. Г. Л итературная критика в эпиграмме/Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 319, 327–329; Греческая эпиграмма. М., 1960; Laskaris G. Epigrammi greci. A cura di A. Meschini (Universtia di Padova, Studi byzantini e neogreci, 9). Padova, 1976. 20 Wilson N. From Byzantium to Italy. P. 98. 21 Там же. P. 99. 22 Буланин Д. M. Переводы и послания Максима Грека . Неизданные тексты. Л., 1987. С. 18–19; его же. Источники античных реминисценций в сочинениях Максима Грека //ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1979. С. 67–79. Греческий текст см.: Anthologia graeca. Ed. Н. Beckby. Milnchen, 1958. Т. II. S. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Тот факт, что Украина отказалась транслировать каналы российского телевидения на своей территории под предлогом того, что они " не адаптированы к украинскому законодательству " , конечно, возмутителен по своей антироссийской сути. Но ведь во многих семьях давно введен вынужденный запрет, дабы не развратить и не потерять своих детей из-за телевоздействия, которое калечит психику ребенка. МЫ ПРЕДЛАГАЕМ: 1. Создать Советы по нравственности при всех федеральных и региональных ТВ-каналах, а, возможно, и ввести нравственную цензуру на государственном уровне. 2. Запретить показ любых степеней насилия, ненормативную лексику, различных извращений, демонстрацию половых актов. 3. Обязать руководителей телеканалов вести все программы на литературном русском языке. 4. Считать вопрос оздоровления нашего телевидения вопросом первоочередным, включив его в национальную программу России. 5. Обязать Общественную палату анализировать теле – и радиотрафики на предмет их соответствия Конституции РФ, интересам российского государства, общественной морали, историческим и культурным традициям народов, населяющих Российскую Федерацию. НАРОД ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ ЗАСЛУЖИВАЕТ ДОСТОЙНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ! С уважением! Фурсей Г.Н., академик, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки, вице-президент международной лиги защиты культуры, вице-президент РАЕН, Председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН, член Совета Собора православной интеллигенции (Санкт-Петербург); Грехов И.В., академик РАН и РАЕН, лауреат Ленинской и Государственной премий, заведующий отделом физико-технического института им. А.Ф. Иоффе (Санкт-Петербург); Попович М.Л., Герой социалистического труда, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Петровской Академии наук и искусств, Международной духовной академии, Платоновской академии наук Франции, член Союза писателей РФ, вице-президент международного центра Рерихов, летчик-испытатель (Москва); Шапошникова Л.В., академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циалковского, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Музея им. Н.К.Рериха (Москва);

http://religare.ru/2_60035.html

Сопоставляя строй жизни платоников, определяемый уставом, с условиями жизни остальных студентов академии, мы находим, что институт платоников, сохраняя в некоторых частях черты, сходные с обще-академической жизнью, в других отношениях, действительно, выделялся на фоне этой жизни. Так, прежде всего, все платоники неизменно отличались своим названием не только в академии, но и по выходе из нее. Нам известен один только случай, когда название Платонова было снято самим митрополитом. В 1806 г. учитель академии Петр Платонов-Самарин объявил желание поступить в Петербургский педагогический институт. Митрополит согласился уволить его, но сделал следующее замечание по поводу его выхода: «Я кошт положил на содержание учеников Платоновых единственно в том намерении, чтобы они обучались в пользу Церкви и быть им в духовном звании; почему учитель Платонов и почитается нами поступившим против оного намерения, и издержанный на него кошт употреблен напрасно: однако, когда он не захотел быть в духовном звании, то его отправить немедля, только Платонову более сим прозванием не именоваться»! 328 Уже не говоря о том, что этот исключительный случай снятия названия Платонова с Самарина скорее подтверждает мысль о сохранности, при условиях этого названия за корпорантами, мы знаем, что оно сохранялось за платониками и помимо их службы на духовном поприще. Таковыми, напр., были: Ив. Вас. Платонов, профессор-юрист в Харьковском университете (1835–1856), Ив. Матв. Терновский-Платонов – выпуска 1826 г., преподаватель Александровского сиротского института и с 1837–39 гг. – Московск. университета; общеизвестный Η. П. Гиляров-Платонов и др. Название Платонова, т. о., было специальной принадлежностью лица, принадлежавшего к платоновскому институту. Далее – платоники непременно отличались талантами, исключительными способностями, добрым учением и нравами. В академию, по общепринятому порядку, по крайней мере, со времени преобразования славяно-греко-латинской школы и перевода ее в 1814 г. к Троице, поступали только лучшие студенты из семинарий, как это делается и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот период К. входил в редколлегию Полного собрания творений Платона в 15 т. (Пг., 1923-1929, изд. не завершено) и принимал активное участие в деятельности Вольной Философской Академии (Вольфила, ВФА). Наиболее заметным в рамках деятельности ВФА был доклад К. на 50-м (юбилейном) заседании Академии, состоявшемся 7 нояб. 1920 г. и посвященном годовщине со дня ее основания. Как отмечалось в «Отчете о деятельности ВФА за 1920-1921 год», «празднование годовщины В.Ф.А. было не случайно приурочено к празднованию памяти Платона, этим В.Ф.А. сознала свою деятельность как явление в сфере систематической философии во всех проявлениях культуры и свою связь традициями Флорентийской Академии» (цит. по: Белоус В. Г. Вольфила [Петроградская Вольная Философская Ассоциация]: 1919-1924. М., 2005. Кн. 2: Хроника. Портреты. С. 185). Эта фраза из отчета представляет собой скорректированное изложение доклада К., иллюстрирующее его философскую и общественную позицию в конце петроградского периода творчества. К. считал, что Платон является вечным первоисточником, к к-рому возвращается научная мысль: «Все основы христианской догматики разработаны в средневековье и главный свой философск источник имели в Платоне, а не в Аристотеле, как принято думать. Флорентийск Академия целиком выросла из средневековья. Это есть момент расцвета синтеза живой мысли, не следующей за мертвой буквой учителя. Здесь сходились философы и не философы, мистики и рационалисты, поэты, художники и просто любители свободных искусств... Там и расцвела та платоновск метафизика, которая проникнула всю позднейшую философию, но, кроме того, это был подъем любви к истине, знанию и жизни - то, за чем позднейшее европейское сознание не сумело пойти. На метафизике Платона - основаны мысли об Абсолюте, об Единстве Сущего, проникающего Вселенную, о сияющем мире царства идей, которого мы только слабый отблеск... Давно нам пора вернуться от тени к свету, вернуться к сияющему царству идей» (Там же. С. 392-394). Тема Платоновской академии, подъема «любви к истине, знанию и жизни» была актуальна для К. вплоть до последнего, лагерного периода его жизни (см.: Ванеев. 1990).

http://pravenc.ru/text/Карсавин.html

Насколько выполнены были эти указания его, или сделаны какие-либо изменения, не известно. Каково же было устройство других помещений и прочих принадлежностей Академии, можем читать в воспоминаниях одного из воспитанников этого времени. «В комнатах, – пишет он, – мы – студенты помещались человек по восьми и по десяти; рекреационных зал и отдельных комнат для занятий не было ни у нас, ни у студентов старших. Те и другие где спали, тут и занимались на общем столе; тут же в свободное от занятий время и отдыхали. Кроме сего недостатка, который впоследствии устранили, и кроме физического кабинета, который тоже устроен после, все прочие принадлежности казённо-учебного заведения новооткрытая Московская Академия имела вполне и в довольно надлежащем виде» 207 . В частности, как о главнейшей принадлежности высшего учебного заведения, – Библиотеке, читаем такие сведения: «Библиотека немедленно же была составлена из книг, принадлежащих библиотекам – прежней Славяно-Греко-Латинской Академии и бывшей Троицкой Платоновской Семинарии, и судя поэтому, могла быть удовлетворительна. Для приведения же в надлежащий порядок академической Библиотеки приложено было особенное попечение. Библиотекарем был определён Соборный Иеромонах Гермоген, который, не имея лекций по своей кафедре до открытия старшего богословского курса, занимался целых два года единственно должностью библиотекарской. Успех его тем более был несомненен, что он и прежде был библиотекарем в Славяно-Греко-Латинской Академии. Для скорейшего же успеха были назначены о. Гермогену в помощники два студента – Николай Терновский и Платон Доброхотов, которым назначено было за это и жалованье 208 . «Больница, – говорит тот же воспитанник, – устроена была отдельно от Академии в саду, деревянная, довольно просторная и удобная; имела восемь кроватей, но могла вмещать и до пятнадцати. При больнице были штаб-лекарь, фельдшер, трое служителей и достаточная аптека с надписью: Врачу, исцелися сам! Надпись эту сделал митрополит Платон, говорят, в напоминание одному бывшему при Семинарии лекарю, пьянствовавшему частенько, но умному; и Академия не уничтожила этой надписи» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В академии по настоянию владыки стали преподавать французский язык. В этом он видел глубокий смысл: ученикам, получившим доступ к научной литературе, шире открывался мир великой эллинской философии, византийского православного богословия. Любитель и знаток церковного пения и устава, владыка задумал ввести их преподавание в академии, с тем чтобы будущих священнослужителей заранее ознакомить с порядком церковного служения. Поощрялась научная работа. С благословения владыки Платона лучшие сочинения питомцев печатались. В Троицкой семинарии воспитанник ее, Никольский, перевел на церковнославянский язык трудные места из греческого «Добротолюбия»; Апполос (Байбаков) – на русский «Духовные песни» Геллерта и «Христианскую философию» Манна. Дамаскин (Семенов-Оруднев) – на латынь платоновское «Богословие». Библиотеки Троице-Сергиевой Лавры и Московской академии приобретали заслуженную славу первых книгохранилищ России. В них начиналась работа по созданию истории отечества. Туда станут обращаться за консультациями Н. И. Новиков 186 H. М. Карамзин и последующие историографы... Архиепископ Платон, как и в Твери, рекомендовал будущим пастырям быть по жизни своей добрым примером для прихожан. – Дух Святый в душу тлетворную не входит, – говорил владыка. – При даре слова и при знании всех правил красноречия зело и необходимо потребна добрая совесть, честность нравов и сердце, благочестия и страха Божия исполненное. Ежели проповедник желает привести других в движение, наперед сам то движение в себе должен почувствовать. Мудрость в одних словах, а не в делах состоящая давно осуждена истиною Божиею. Итак, дабы слово учителя духовного было действенно, надобно, чтоб оно утверждалось на честности, совести и непорочности нравов. При всей своей строгости архиепископ Платон отличался редким великодушием и снисходительностью к другим. И сколько тому было примеров! Владыка терпеть не мог медлительности и задержки в исполнении своих приказаний, но как только узнавал, что неисправность происходила не от нерадения и лености, а от недоумения и неловкости, терпеливо переносил ее. Бывали случаи и иного рода. Один раз певчий его явился в нетрезвом виде в келлию владыки и, полагая, что его нет дома, запел песню. Платон за такую дерзость велел отвести его в съезжий дом, но когда тот, поведенный уже служителями, тут же запел ирмос: «Безумное веление мучителя злочестиваго люди поколеба», владыка улыбнулся и приказал его оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Конференции  1. Доклад: «Энергии простоты или простота энергии? Парадигмы патристической философии на Востоке и на Западе» — Международная конференция: «Оппозиция Запад – Восток в культурных традициях христианского мира». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ. 29 марта 2013 г. 

http://bogoslov.ru/person/287368

Язычники в V веке были еще довольно могущественны и влиятельны в Восточном Римском государстве. Это была значительная часть интеллигенции, например, в Афинах сохранялась значительная платоновская языческая Академия. И V столетие – это время ее очередного расцвета: в это время здесь преподавал великий Прокл. В Александрии существовала языческая школа, в начале V столетия возглавляемая знаменитой Гипатией, потом такими людьми, как: Исидор, Олимпиадор и т.д. Сохранение влияния в политике, культурной жизни давало некоторым язычникам надежду на то, что время возможно будет повернуть вспять и вернуть открытое почитание богов. Еще в начале VI века языческий историк Зосима говорил, что дело древних богов совсем еще не проиграно. Вплоть до конца V столетия поднимались мятежи язычников с лозунгами возвращения поклонения отеческим богам. Например, один из таких мятежей возглавлял знаменитый маг и чародей Пампрепий, также происходивший из Египта. Некоторые считают, что под воздействием пропаганды языческой интеллигенции в язычество обратился и будущий император Западной Римской империи Прокопий Антемий, который правил ветхим Римом на протяжении нескольких лет в конце 60-х – начале 70-х годов. По сути, государство переходит к последовательному преследованию язычников только в VI столетии, в эпоху Юстиниана, но об этом отдельно. Алексей Беглов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Начало 1905 года было ознаменовано первой попыткой сдвинуть церковные преобразования в Российской империи с мертвой точки. Однако усилиями обер-прокуратуры непосредственно приступить к подготовке Собора тогда оказалось невозможно. Константин Петрович Победоносцев (тогдашний обер-прокурор) решил запросить мнение всех епархиальных преосвященных, то есть всех епископов русской Церкви, которые управляли епархиями, о том, насколько вообще русской Церкви необходимы реформы. Он предполагал, что в основном их ответ будет консервативным и в таком случае можно будет апеллировать к нему, как к аргументу о том, что реформы, существенные реформы не нужны, что может быть в целом сохранен синодальный строй. Между тем был разослан специальный циркуляр от лица Синода, в котором были перечислены определенные вопросы, была задана определенная схема, по которой преосвященным нужно было реагировать на вопросы, которые были поставлены в этом циркуляры. Нужно иметь в виду, что такого рода опросы преосвященных практиковались в синодальный период достаточно регулярно. Сам Победоносцев в начале 1890-х годов инициировал такой опрос епископов, когда планировал подвергнуть реформе и преобразованию приходские попечительства. Реформа эта не удалась, но достаточно обширные отзывы архиереев были собраны. Вот такого же рода опрос соответственно начался летом 1905 года, в течение всей второй половины года епископы присылали свои отзывы и последние пришли в начале 1906 года.

http://academy.foma.ru/2017/01/18

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010