Спор о первенстве между кафедрами Й. и Кентербери вновь возник в мае 1108 г., когда новоизбранный архиеп. Томас II (1108-1114), племянник Томаса I, отказался дать письменную присягу архиеп. Ансельму Кентерберийскому и признать его первенство. Ансельм в свою очередь отказался рукоположить Томаса II без выполнения этих условий. Конфликт удалось урегулировать лишь летом 1109 г., после вмешательства кор. Генриха I (1100-1135). Томас II подписал присягу верности не названному по имени архиепископу Кентерберийскому (архиеп. Ансельм к тому моменту умер, а его преемник еще не был избран) и был рукоположен 6 епископами. В авг. 1109 г. архиеп. Томас II был вынужден рукоположить без принятия присяги Тургота, еп. Сент-Андруса (Шотландия), однако в дальнейшем он смог добиться присяги от епископов Глазго, Оркнейских и Гебридских островов (возможно, нек-рые из них были титулярными епископами). Наиболее острый характер спор о первенстве между Кентербери и Й. принял при преемнике Томаса II, архиеп. Турстане (избран в 1114), который отказался приносить присягу архиепископу Кентерберийскому и в 1119 г. добился, чтобы дело было рассмотрено папой Римским Каллистом II . Папа принял сторону Йоркского архиепископа и лично рукоположил Турстана. Это вызвало недовольство кор. Англии Генриха I, к-рый лишь в 1121 г. позволил Турстану вернуться в Англию и занять кафедру. В 1123 и 1125 гг. для решения спора Турстан обращался в Римскую курию и сумел в итоге отстоять равенство кафедр Й. и Кентербери (сохранялось до XIV в.). Борьба за независимость от Кентербери способствовала развитию самостоятельной историографической традиции в Й.: ок. 1130 г. архикантор кафедрального собора Гуго написал «Историю церкви Йорка», охватывавшую период с 1070 по 1127 г. ( Hugh the Chanter. 1990). Несмотря на поддержку Римского папы, Турстан не смог распространить свою юрисдикцию над шотл. диоцезами (за исключением диоцеза Галловей с кафедрой в Уитхорне, восстановленного ок. 1128), однако в 1133 г. на отвоеванной у Шотландии территории был создан диоцез с кафедрой в Карлайле, ставший частью церковной провинции Й. Архиеп. Турстан оказывал покровительство мон-рям, при его поддержке в Йоркшире были основаны цистерцианские аббатства Фаунтинс (1132/33; братия в основном состояла из монахов бенедиктинского аббатства Девы Марии в Й., недовольных недостаточно жестким соблюдением устава) и Риво (1132/33), женские монастыри св. Климента в Й. (ок. 1130) и в Хендейле (1133), он также способствовал расширению привилегий монастырей Уитби и Девы Марии в Й. В 1138 г. архиеп. Турстан руководил формированием ополчения североанглийских баронов, отразивших вторжение шотл. кор. Давида I (1124-1153) в «битве штандартов» (1138).

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Две семьи беженцев поселятся в резиденции архиепископа Кентерберийского 23 сентября, 2015. Новостная служба Архиепископ Кентерберийский напомнил. что Христос тоже был беженцем 23 сентября. ПРАВМИР. Семьи беженцев из Сирии будут жить в официальной резиденции архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Архиепископ Уэлби  внес свою лепту для решения миграционного кризиса. В Ламбетском дворце, официальной резиденции Уэлби в Лондоне, выделен коттедж, где будут жить одна или две семьи сирийских беженцев, сообщает The Guardian. Духовный глава Церкви Англии в Соединенном Королевстве, а также духовный лидер Англиканского сообщества во всем мире напомнил, что сам Иисус Христос был беженцем. Напомним, что ранее Папа Римский принял решение поселить в Ватикане семью сирийских беженцев. Семья, в которой двое детей, бежала из Дамаска и сейчас живет в квартире рядом с собором св. Петра. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 июня, 2016 6 июня, 2016 5 апреля, 2022 21 марта, 2022 17 марта, 2022 25 октября, 2018 1 августа, 2016 14 июля, 2016 29 июня, 2016 20 июня, 2016 6 июня, 2016 5 апреля, 2022 21 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/dve-semi-bezhentsev-po...

Отличительной чертой в частности антропологических и сотериологических его воззрений является их своеобразная двойственность, или недостаточная согласованность между элементами традиционной католической сотериологии, построенной на объективно-юридическом принципе, и элементами личной богословской мысли Абелярда, с её преобладающей тенденцией – при раскрытии учения о спасении человека выдвигать на первый план субъективную, нравственно-психологическую, сторону сотериологического процесса. Правда, эта последняя сторона не оставалась в полном забвении и у представителей господствующего течения католической сотериологии той эпохи, – в частности, у знаменитого «отца схоластики» Ансельма Кентерберийского, однако объективно-юридическая концепция сотериологических вопросов у них заметно выступает с преобладающим значением 516 . Характерная черта доктрины Абелярда заключается в том, что у него, наоборот, объективно-юридическая сторона католического учения о спасении иногда слишком заслоняется в силу преимущественного интереса автора к нравственно-психологической постановке сотериологических проблем. В этом смысле сотериологию Абелярда можно рассматривать отчасти, как реакции против юридической сатисфакционной теории Ансельма 517 . В большинстве пунктов, эта реакция у Абелярда —541— имеет лишь формально-методологический характер, поскольку в той или иной степени, implicite или explicite, понятия и термины представленного Ансельмом юридического типа сотериологии выступают и у самого Абелярда, но порою стремление Абелярда к нравственно-психологической постановке вопросов сотериологии отражается и на самом содержании его сотериологических воззрений, оказывающихся уже неприемлемыми для ортодоксально-католического богословия. I. Общие принципы и основные понятия сотериологии Абелярда не представляют ничего оригинального по сравнению с Ансельмом. Хотя эти понятия и термины не раскрыты у Абелярда с такой обстоятельностью, как у кентерберийского богослова, однако наличность их в сочинениях Абелярда является достаточным доказательством, что сотериологическая мысль Абелярда коренится в той же богословско-философской плоскости, как и сотериология Ансельма 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Инициал из рукописи т. н. Смитфилдских декреталий. Рубеж XIII и XIV вв. (Lond. Brit. Lib. Royal. 10 E IV. Fol. 162) Инициал из рукописи т. н. Смитфилдских декреталий. Рубеж XIII и XIV вв. (Lond. Brit. Lib. Royal. 10 E IV. Fol. 162) После смерти архиеп. Кентерберийского Ливинга (1020) король дал согласие на избрание его преемником Этельнота (1020-1038), приора кафедрального капитула. К. В. передал архиепископу неск. поместий, а также, вероятно, важный торговый порт Сануидж и даровал обширные судебные привилегии в Кенте ( Bolton. 2009. P. 79-81). В 1023 г. при личном участии короля состоялось торжественное перенесение из Лондона в Кентербери мощей св. Эльфхеаха, архиеп. Кентерберийского, убитого викингами в 1012 г. К. В. или его жена Эмма подарили собору в Кентербери частицу мощей ап. Варфоломея . Король оказывал покровительство и делал щедрые пожертвования мн. англ. мон-рям и церквам. По-видимому в правление К. В. и при его участии был основан мон-рь на месте предполагаемого погребения Эдмунда, кор. Вост. Англии, в 869 г. убитого викингами ( Gransden A. The Legends and Traditions concerning the Origins of the Abbey of Bury St Edmunds//EHR. 1985. Vol. 100. P. 1-24). К. В. назначал англ. клириков на епископские кафедры в Дании. По сообщению Адама Бременского, король возвел на епископские кафедры Роскилле, Оденсе и Сконе (ныне Юж. Швеция) англичан Гербранда, Регинберта и Бернхарда ( Adam Brem. Gesta. II 55). В Англии получил образование Одинкар, еп. Рибе, датчанин по происхождению. Эти меры стали причиной конфликта с архиепископами Гамбурга и Бремена, претендовавшими на юрисдикцию над всей Скандинавией. Архиеп. Унван (1013-1029) захватил в плен еп. Гербранда, возвращавшегося из Англии. После продолжительных переговоров К. В. согласился пойти на уступки. По словам Адама Бременского, архиеп. Либенций II (1029-1032) уже беспрепятственно осуществлял надзор за Церковью в Скандинавии ( Adam Brem. Gesta. II 64). В 1026 (или, менее вероятно, в 1025) г. кор. Норвегии Олав II Святой и кор. Швеции Анунд Якоб (ок. 1022 - ок. 1050), заключив союз, вторглись в Данию при поддержке дат. знати, недовольной политикой К. В. Король спешно прибыл из Англии с большим флотом. Решающее сражение произошло на р. Хельгё (достоверно не локализована, возможно на востоке совр. Швеции). Его описания в источниках варьируются; по-видимому, ни одна из сторон не добилась решающего перевеса, однако норвеж. флот был заблокирован в Балтийском м. Войску Олава Святого пришлось возвращаться по суше в сложных условиях, неся большие потери ( Gr ä slund. 1986).

http://pravenc.ru/text/1841574.html

Ведь как рассуждают рационалисты-радикалы? Да в корне не так, как рассуждает Александрийский предстоятель. Вот, например, как отображает (но не отстаивает – не путать!) взгляд (один из взглядов) таких мыслителей известный православный богослов, епископ Илларион Алфеев (он, в данном случае, резюмирует воззрения западного богослова одиннадцатого – начала двенадцатого века, Ансельма Кентерберийского): «грехопадением человека была прогневана Божественная Правда, которая требовала удовлетворения (по-латински, satisfactio), но, так как никаких человеческих жертв не было достаточно, чтобы её удовлетворить, Сын Божий Сам приносит ей выкуп. Смерть Христа удовлетворила Божий гнев, и человеку возвращена благодать, для усвоения которой ему нужно иметь некоторые заслуги – веру и добрые дела» с.115]. Мы сейчас не будем вдаваться в многословные дебаты на тему: правильно ли понял епископ Илларион богословие Ансельма, или – нет. Сравним, всего-навсего, мнение нашего архиерея с мнением кардинала Кристофа Шёнборна – известного на западе теолога. Приведем всего одно его речение, повествующее о богословии Кентерберийского архиепископа: «Нередко сатисфакционную теорию Ансельма интерпретируют так, будто в ней утверждается, что гнев Божий можно утишить только максимально большой жертвой. На самом же деле внимание Ансельма устремлено в совсем другую сторону» с. 274]. Отметим, что многие понимают данное учение аналогично архипастырю Иллариону, а кто-то – радикальнее. Но коли даже не все западные богословы могут с этим согласиться, не тем ли паче должно удивляться, когда подобными интерпретациями обезображивают творчество православных мыслителей, которые, если что-либо и заимствуют из концепции Ансельма, то, всё же, не всецело её дублируют, да и высказываются куда более обтекаемо. Зато не вызывает удивления, когда подобные интерпретации исходят не из уст православных критиков-ученых, а из уст воинственно настроенных по отношению к Создателю атеистических авторов; но ведь у них и цель соответственная – очернить, охулить, вышибить из сознания верующих всякое представление о Боге как о реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

К сожалению, ни в «подлинном», ни в «хранилищном» протоколах 47 заседания Политбюро в РГАСПИ, ни в тематических «религиозных» делах фонда Политбюро в АПРФ никаких приложений к изучаемому постановлению не отложилось. Возможно, инициативные документы – «заключение комиссии т. Рыкова», с которым согласилось Политбюро, – находятся в служебных и личных фондах Рыкова, например, в ГАРФ, однако выявить их не удалось. Поэтому сказать, какую комиссию возглавлял зампред СНК и какое заключение она вынесла, нельзя. В отношении же воззваний патриарха Тихона этого времени, которые могли быть рассматриваемы Политбюро, можно сказать более определенно. Как и было предписано Политбюро, газетное сообщение о воззвании патриарха Тихона 10 июля 1921 г. появилось на страницах «Известий ВЦИК», в рубрике «Борьба с голодом». Анонимное сообщение под заголовком «Давно бы так», которое следует признать итоговым к постановлению Политбюро от 7 июля 1921 г., извещало: «Патриарх Тихон обратился к архиепископам нью-йоркскому (Соед[иненные] Штаты) и кентерберийскому (Англия) с призывом притти на помощь хлебом и медикаментами пострадавшему от неурожая и эпидемий населению России» 63 . Из данного текста видно, что под воззванием патриарха Политбюро понималось послание предстоятеля Русской церкви первосвященникам двух протестантских церквей по поводу оказания помощи голодающему населению России. Очевидно, текст послания в два адреса – и архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому – был один и тот же, поэтому технический персонал ЦК РКП(б) при оформлении постановления Политбюро так и не смог окончательно разобраться, как лучше употребить слово «воззвание»: в единственном или множественном числе. Текст самого воззвания удалось обнаружить в следственном деле патриарха Тихона в ЦА ФСБ. Он представляет собой машинописную копию, снятую с воззвания, отправленного телеграммой епископу Нью-Йоркскому. Адрес на английском языке в начале документа и подпись, заверяющая копию, проставлены одной рукой – рукой технического сотрудника ЦК РКП(б) М.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Вениринг (от англ. veneer) — внешний лоск, показная светскость. 3 Антиной — юноша идеальной красоты, любимец и постоянный спутник римского императора Адриана. 4 Оуэн Ричард (1804—1892) — английский биолог, автор многих трудов по анатомии. 5 Первый джентльмен Европы — прозвище английского короля Георга IV (годы правления 1820—1830), который в годы своего регентства (1811—1820) был законодателем мод. 6 Тобаго — остров в Вест-Индии. 7 Кимон — герой одной из новелл «Декамерона» Боккаччо, популяризированной в Англии поэтом и драматургом Драйденом (в «Древних и новых баснях»). Кимон был красив, но неумен и необразован. Любовь преобразила его, он изучил науки, блестяще усвоил изысканные манеры и добился взаимности любимой. 8 В красном плисе и с колокольчиком?.. И с лестницей и корзинкой… — атрибуты лондонского мусорщика во времена Диккенса. 9 …насыпал свой собственный горный хребет… а основой ею геологической формации послужил мусор. — За несколько лет до создания «Нашего общего друга» журнал Диккенса «Домашнее чтение» упоминал в одной из статей о холме мусора в лондонском районе Холстон, который принадлежал некоему Додду и был оценен в несколько десятков фунтов стерлингов. 10 Кентербери — старинный город на юго-востоке Англии, резиденция главы англиканской церкви — архиепископа Кентерберийского. В XII—XV веках Кентербери был местом паломничества к гробнице св. Фомы Кентерберийского — архиепископа Томаса Бекета. 11 Легче было бы вернуть к жизни воинство фараоново, которое потонуло в Чермном море. — По библейской легенде, во время бегства евреев из Египта Чермное (Красное) море расступилось перед беглецами и потопило преследовавшее их войско фараона. 12 Если б Лазарь сохранился вдвое лучше, и то уж было бы чудо из чудес. — В евангелии рассказывается о воскрешении Христом некоего Лазаря через четыре дня после его смерти. 13 Монумент — колонна, воздвигнутая в Лондоне в память о грандиозном пожаре 1666 года на том месте, где пожар удалось остановить. 14 Рэтклиф, Ротерхит — во времена Диккенса лондонские трущобы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Парламент 25-го года царствования Генриха VIII постановил, что противящийся папе не должен считаться еретиком, отменил апелляции к папе и уничтожил всякое его влияние на назначение архиепископов и епископов в Англии. Спрошенные (1534) по этому вопросу оксфордский и кембриджский университеты ответили, что по Св. Писанию римский епископ не имеет в Англии никакой особенной власти. Церковные собрания округов кентерберийского и йоркского составили постановления в том же смысле; аналогичные заявления были сделаны отдельными епископами, капитулами, деканами, приорами и т. п. В 1536 г. парламент прямо запретил, под страхом наказания, защищать папскую юрисдикцию в Англии. Вместо молитвы за папу, было введено прошение: " ab episcopi romani tyrannide libera nos, Domine! " С другой стороны, уже в 1531 г. Генрих VIII потребовал от духовенства, чтобы его признавали " единственным покровителем и верховным главой церкви и клира в Англии " . Конвокация кентерберийского округа была смущена таким требованием и лишь после долгих колебаний согласилась признать короля протектором, господином и даже, насколько позволяет закон Христов, главой церкви. С последней оговоркой приняла новый королевский титул и йоркская конвокация, заявившая сначала, что в светских делах король и без того глава, в духовных же главенство его противно католической вере. В 1534 г. парламент, актом о верховенстве (act of supremacy), объявил, что король есть единственный верховный на земле глава англиканской церкви и должен пользоваться всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, свойственными этому званию; ему предоставляется право и власть производить визитации, реформировать, исправлять, укрощать и подавлять заблуждения, ереси, злоупотребления и беспорядки. Итак, в Англии Р. началась схизмой; на первых порах, кроме перемены главы церкви, все остальное — догматы, обряды, церковное устройство — продолжало оставаться католическим. Скоро, однако, перед королем, признанным главой церкви, открылась возможность реформировать религию и произвести секуляризацию монастырской собственности.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОД [Англ. Laud] Уильям (7.10. 1573, Рединг, графство Беркшир, Англия - 10.01.1645, Лондон), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. Л. был единственным сыном зажиточного торговца тканями У. Лода. Начальное образование получил в грамматической школе в родном городе, а в 1589 г. поступил в Сент-Джонс-колледж Оксфордского ун-та, где в следующем году получил стипендию, установленную для выпускников школы в Рединге. В 1593 г. он стал членом колледжа, в 1594 г. получил степень бакалавра искусств, в 1598 г.- магистра искусств и в 1608 г.- д-ра богословия, а в 1603 г. был избран проктором ун-та. Одновременно началась и его церковная карьера: 4 янв. 1603 г. он был рукоположен во диакона и 5 апр. того же года - во священника. Архиеп. У. Лод. Витраж резиденции архиепископа Кентерберийского. XIX в. Архиеп. У. Лод. Витраж резиденции архиепископа Кентерберийского. XIX в. Сведения о взглядах Л. во время учебы в ун-те противоречивы. Вероятно, члены его семьи, как и многие представители торгового слоя общества, придерживались кальвинист. воззрений, сам же он в ун-те сблизился с арминианами (хотя неизвестно, заявлял ли он о своей приверженности этой доктрине в это время) и испытал влияние Дж. Бакериджа (президент Сент-Джонс-колледжа с 1606, еп. Рочестерский в 1611-1628 и Илийский в 1628-1631), известного противника пуританизма, у к-рого Л. заимствовал мн. взгляды. В 1602 г. он выступил в защиту идеи апостольского преемства Церкви Англии, в диссертации бакалавра богословия 1604 г. отстаивал мысль о необходимости епископата, чем вызвал недовольство мн. университетских кальвинистов, а его проповедь в оксфордской ц. Девы Марии в окт. 1606 г. навлекла на него обвинения в «папизме». Это, однако, не помешало ему в 1603 г. стать капелланом Ч. Бланта, 1-го графа Девоншира, пуританина. По требованию патрона 26 дек. 1605 г. Л. сочетал его браком с леди П. Рич. Сомнительная законность этого брака (леди Рич, жена барона Р. Рича, до этого в течение 10 лет состояла в связи с графом Девонширом и после развода с мужем в 1605 не получила разрешения на новый брак и признания внебрачных детей) негативно сказалась на репутации Л., и сам он впосл. сожалел об этом поступке. После смерти Бланта он стал викарием в Стэнфорде в графстве Нортгемптоншир, а в апр. 1608 г. получил назначение в Норт-Килуэрт в графстве Лестершир.

http://pravenc.ru/text/2110653.html

Помимо «Большого Энтетика» перу И. С. принадлежит созданное в стихотворной форме соч. «Entheticus Minor» (Малый Энтетик; также называется «Entheticus in Policraticum», Энтетик (Введение) в «Поликратик»), в к-ром И. С. посвящает «Поликратик» Фоме Бекету (в то время еще занимавшему пост королевского канцлера), рассказывает о своей поездке к Бекету, дает ему различные нравственные советы, касающиеся поведения при королевском дворе, и восхваляет Кентербери как центр англ. религ. жизни. И. С. написал также 2 небольших агиографических сочинения: «Vita Sancti Anselmi archiepiscopi Cantuariensis» (Житие святого Ансельма, архиепископа Кентерберийского, 1163 - PL. 199. Col. 1009-1038); «Vita Sancti Thomae archiepiscopi Cantuariensis» (Житие святого Фомы, архиепископа Кентерберийского, 1176 - PL. 190. Col. 195-207). Серьезное значение для изучения истории средневековья имеет написанная И. С. «Historia pontificalis» (Церковная история, 1164-1165), хронологически охватывающая события между 1148 и 1152 гг. В сочинении подробно излагаются идеи Гильберта Порретанского в связи с его осуждением на Реймсском Соборе в 1148 г. Письма И. С. (всего 325 писем; охватывают период с 1153 по 1180 г.) также являются важным источником по истории католич. Церкви XII в. Наибольшую известность получили 2 трактата И. С.: политико-философское соч. «Policraticus» (Поликратик, ок. 1159) и логико-философский трактат «Metalogicon» (Металогик, ок. 1159). «Поликратик, или О забавах придворных и заветах философов» состоит из 8 книг; посвящено нравственным основаниям гос. и общественного устройства. Задача, к-рую И. С. ставил перед собой в трактате,- показать, что при дворе любого христ. властителя (будь то король, папа или епископ) должны господствовать истинные философия и мудрость, в результате чего окажется возможным создать среду, в которой каждый член общества будет наслаждаться подобающим ему счастьем. Ключевые для трактата понятия «добродетель» и «счастье» И. С. подробно рассматривает в 7-й кн. «Поликратика».

http://pravenc.ru/text/471506.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010