Скачать epub pdf Глава 40. Пастырские проблемы межвероисповедных отношений Православная Церковь вот уже несколько столетий своего исторического пути сосуществует с целым рядом инославных христианских исповеданий. Сюда относятся, в первую очередь, римо-католики, последователи Мартина Лютера, Кальвина, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и другие, менее значительные по числу сторонников, конфессии. На протяжении пятивекового опыта взаимоотношений между православными и отошедшими от кафолической Церкви христианами были тяжелые периоды вражды и взаимных обличений, периоды взаимотерпимости и внешнего примирения, но вплоть до середины XX в., по-видимому, не было подлинного диалога на основе исповедуемой обеими сторонами Любви Христовой и стремления служить Богу в Духе и Истине. Возникшее в 20–30-х гг. двадцатого века экуменическое движение растопило лед взаимного отчуждения и предвзятости по крайней мере в личных контактах представителей Православия и сторонников протестантских исповеданий. Совместная миротворческая и социальная деятельность сблизила инаковерующих христиан и православных, показала, несмотря на догматические, канонические, обрядовые и мировоззренческие различия, огромное поле общих проблем и возможностей для их совместного решения ради торжества любви и братства на земле и спасения самого священного дара жизни от угрозы возможного уничтожения в ядерной катастрофе. Богословские собеседования дали возможность объективного и глубокого анализа духовного опыта богопознания, накопленного каждой стороной, выявив (меньшие, чем считалось ранее), догматические и канонические различия. Эти собеседования не выявили, однако, и возможности объединения в ближайшем будущем. Помимо непреодолимых пока догматических и канонических расхождений, дали знать о себе и разногласия Православия и Протестантизма, утратившего, по мнению православных, евангельский и святоотеческий дух вселенской церковности, противопоставившего ему безгранично разросшийся религиозный индивидуализм и несоборный волюнтаризм. Однако дух разделения, противоположный духу соборности, свойственен не только сектантству, ибо он является следствием недостаточной укорененности в вере, охлаждения любви и греховного человеческого желания самоутверждения, отсутствия смирения; именно здесь православных подстерегает опасность уподобиться фарисею из евангельской притчи, внешне благочестивому и праведному, но гордому и высокомерному душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Сайентологическая «сверхцерковь» Размывание основ евангельского учения, осуществляемое «новыми религиозными движениями», вызывает озабоченность представителей традиционных христианских Церквей. Это нашло свое выражение в итоговом документе Юбилейной международной межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию Пришествия в мир Господа Спасителя, «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Христианство на пороге третьего тысячелетия» (Москва, 23–25 ноября 1999 г.). В конференции приняли участие представители Русской Православной, Армянской Апостольской, Евангелическо-Лютеранской, Римско-Католической, Греко-Католической Церквей, а также старообрядцы, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской – из России и стран СНГ и Прибалтики. Участники конференции призвали правительства, партии, влиятельные общественные силы и прессу стран СНГ и Прибалтики «к деятельной заботе о воспитании человека в хранении положительного религиозно-нравственного идеала и культурного наследия каждого народа, без чего достижение всеми достойного будущего невозможно». По мнению участников конференции, большой вред духовному и физическому состоянию человека, психике людей, обществу наносит «деятельность псевдохристианских культов и сект». В итоговом документе перечислены следующие признаки псевдохристианской секты: отрицание веры во Христа как Бога и Спасителя, отрицание догмата Святой Троицы, извращение или подмена Священного Писания , отрицание святого крещения, попытки пересмотреть всю систему христианских ценностей, разрушить христианский уклад жизни. «Враг веры Христовой и нашего спасения, – отмечалось в документе, – повсюду сеет погибельные семена лжеучений и ересей, чьи последователи становятся все более дерзкими и агрессивными». В итоговом документе содержится также осуждение оккультизма, магии, сатанизма, астрологии и «видоизмененных древних восточных культов» 692 . Хаббардисты заявляют, что сайентология поможет каждому лучше понять и усвоить его собственную религиозную традицию и глубже укорениться в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

См. также: Эсхатология святого Григория Нисского митр. Макарий (Оксиюк) Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) иерей Евгений Веселов В собрании Совета Императорской Киевской духовной академий, под председательством Преосвященного Ректора, Епископа Василия, присутствовали: инспектор и экстраорд. проф. архим. Тихон, профессоры: В. Рыбинский , Н. Маккавейский, прот. А. Глоголев, С. Песоцкий , Ф. Мищенко, прот. Н. Гроссу , свящ В. Прилуцкий , свящ. А. Чекановский. Не присутствовали профессоры: С. Голубев , Н. Мухин и М. Поснов по нахождению в отпуске, прот. Ф. Титов , М. Скабалланович и П. Кудрявцев по болезни. В собрании присутствовали также доценты и и. д. доцентов, приглашенные на оснований примеч. к § 107 Уст дух. акад. Слушали: I. Отзывы: б) и. д. доцента С. Епифановича о сочинении доцента академий Михаила Оксиюка под заглавием: „Эсхатология св. Григория Нисского » (Киев, 1914), представленном на соискание первой юбилейной премий имени Митрополита Московская Макария , учрежденной при Императорской Киевской духовной академий. „Сочинение М. Ф. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области древне-христианской эсхатологии. Изучая эсхатологическая воззрения св. Григория Н. в широкой исторической перспективе, М. Ф. коснулся в своем сочинении почти всех древних церковных писателей-греков, начиная с мужей апостольских и кончая бл. Феодоритом и Энеем газским. На протяжении почти шести веков в его сочинении обследованы эсхатологические верования христиан и представлена одна из таинственнейших страниц догматики, интерес к которой никогда не иссякал в верующем христианском сознании. Естественно, появление его книги возбудило к себе живой интерес и среди нашего общества и особенно среди наших научных сил. Как тщательная научная диссертация, сочинение М. Ф отныне стало надежной базой для всех отечественных исследователей в области эсхатологии. Уже появились статьи (И. Подлуцкаю, Эсхат. св. Гр. H., „Вера и Разум“, 1914, сент., кн. I, 17, стр. 664–686; свящ. В. Платонова, Эсхатология св. Гр. H., „Голос Церкви“, 1915, N» 1 (янв.), стр. 96–114; 2 (февр.) и стр. 62–75), правда, сравнительно популярного характера, весьма многим обязаны рассматриваемому сочинению. Появятся, конечно, и еще. Нам, во всяком случае, важно отметить то, что в книге М. Ф. наша наука имеет прочный научный фундамент, и будущее эсхатологических исследований твердо обеспечено на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Скачать epub pdf Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Но убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы, что и предпринято в настоящей публикации. Одним из самых заметных отличий адвентистов седьмого дня от остальных христиан является соблюдение ими ветхозаветных предписаний о праздновании субботы и негативное отношение к традиционной практике празднования воскресного дня. Дискуссия по этому вопросу имеет длительную историю. Любые книги и статьи, направленные против заблуждений адвентизма, так или иначе касались и субботы. Среди православных полемистов по этому вопросу можно назвать, в частности, И.Г. Айвазова, прот. Д. Владыкова , Д. Грацианского, архим. Клеопу (Илие) , И.Н. Перетрухина, К. Плотникова  и др. Вместе с тем, убежденность адвентистов в своей правоте, игнорирование и непонимание ими аргументов православной стороны требуют продолжения исследования этой проблемы. Учение о субботе для адвентистов – не просто некое обрядовое ветхозаветное предписание. Нет, оно имеет ключевое значение для человеческого спасения. Несоблюдение субботы, по их мнению, является делом лукавого богоборческого замысла сатаны и печатью антихриста, введенной папами 1 . Напротив, соблюдение субботы – одна из трех ангельских вестей, ведущая христиан в Царство Небесное. Поэтому суббота является важным эсхатологическим аспектом адвентистской доктрины. В сублимированном виде связь субботы с последними событиями выглядит так: «Всем жителям мира будет силой навязываться начертание зверя, ложная печать ( Откр. 13:16, 17 ). Это начертание противопоставляется Божьему знамению, которым, согласно Писанию, является суббота седьмого дня. Подобно тому, как суббота была знамением для древних израильтян, указывая на то, что их Богом является Яхве, во время кризиса последнего времени она будет знамением верности Богу со стороны тех, кто исполняет все Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Уолтер Мартин  (баптист) Загадка адвентизма седьмого дня Скачать epub pdf Предисловие В книге подобной этой, касающейся проблемы нехристианских культов, закономерным мог бы быть вопрос: «По какой причине движение адвентистов седьмого дня включено в данный сборник, как скоро сам автор признал адвентизм христианским вероучением?» Ответом на этот вопрос может служить тот факт, что в течение более чем ста лет адвентизм нес на себе ярлык нехристианской культовой системы. Было ли это справедливо или нет на ранних стадиях развития адвентизма уже подробно рассмотрено в моей предыдущей книге, однако необходимо внимательно отнестись к тому факту, что адвентизм седьмого дня сегодня во многих аспектах отличается от адвентизма 1845 года и вместе с этими изменениями естественным образом возникла необходимость преобразования движения. Вместе с евангелистской организацией (основанной доктором Дональдом Грейем Барнхаузом и издающей журнал «Eternity» несколько лет назад я провел тщательную переоценку адвентистов седьмого дня. Результаты данного исследования подробным образом приведены в моей книге «Правда об адвентизме седьмого дня» (1960г., Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing Company) и затем позднее в первых изданиях настоящего сборника. По моему убеждению не возможно быть одновременно искренним приверженцем таких культовых систем как: Свидетели Иеговы, Мормоны, Сиентологи, Унитарии, Спиритисты и.т.д и быть христианином в библейском смысле данного термина; но вполне возможно быть адвентистом седьмого дня и быть искренним христианином несмотря на некоторые неортодоксальные (еретические) концепции, которые будут рассмотрены ниже. Такие христианские лидеры, как, М.Р. ДеХаан, Джон Р. Райс, Энтони Л. Хоекема, Дж. К. ВанБаален, Герберт Берд и Джон Герстнер заняли позицию, утверждая, что адвентизм является культовой системой. В то время, как ныне покойный доктор Грей Барнхауз, я, Е. Шуйлер Инглиш и еще несколько ученых высказывали прямо противоположное мнение. С тех пор как эти полярные точки зрения достаточно широко обсуждались в течение продолжительного периода времени я посчитал необходимым включить в данный сборник адвентизм седьмого дня как некий контр- баланс, представив другую сторону адвентизма и показав теологическое учение адвентизма, которое не было превращено в карикатуру большинством критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

Что такое душа? По учению адвентистов, «душа имеет качества как раз противоположные бессмертию или нематериальности» 1 . Основываясь на некоторых местах Св. Писания, адвентисты утверждают, что душа человека находится в крови, вместе с которою её можно и съесть: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор. 12:23 ). Душа, утверждают далее они, может или хотеть есть, какую-нибудь пищу, или иметь отвращение к ней, или насыщаться ею; «а ныне душа наша изнывает: ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:6 ); «не спускают вору, если он крадёт, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» ( Притч. 6:30 ). Душа, продолжают адвентисты, может прикасаться к чему-нибудь, её можно отнять и уловить ( Числ. 19:22 ; 1Цар. 24:12 ; Пс. 55:7; 123:7 ; Иез. 13:20 ); её дыхание может прекратиться, её можно убить: «и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей» ( Иов. 7:15 ); «проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную» ( Втор. 27:25 ). Она, по словам адвентистов, умирает и, наконец, может быть истреблена: «да умрёт душа моя смерть праведников» ( Числ. 23:10 ; Суд.16:30 ; 3Цар. 19:4 ); «кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена» ( Исх. 22:12, 15:16 ) 2 . Одним словом, говорят адвентисты, душа это есть то, что даёт тварям, – человеку и животному, – жизнь и особенно ту индивидуальную жизнь, которая началась при сотворении посредством дыхания Божия. Слово душа в Новом Завете, говорят адвентисты, переведено по-гречески словом «психе» (psyche), которое означает; «дыхание, дух, дуновение жизнь, жизненная сила, душа». То же самое о жизни животных. «И у бабочки, и у моли, говорят, адвентисты, также есть душа – сердце, как центр воли, стремлений, страстей, образа мыслей, чувства, чувственности, также духа, ума» 3 . Короче, душа, по мнению адвентистов, есть кровь, а кровь, как часть тела, материальна и разрушима; следовательно, и душа также материальна и разрушима. Перечисляя, сколько раз встречается слово «душа» в Ветхом и Новом Завете, адвентисты говорят, что ни в одном случае этому слову не придаётся значение «безсмертия». Выражения – «безсмертная душа, или «безсмертный дух» – в св. Писании никогда не встречается; Слово Божие, по мнению адвентистов, говорит только об одной возможности поучить безсмертие, – силою воскресения Иисуса Христа 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Александр Сергеевич Грузинов Эсхатология христиан адвентистов седьмого дня Скачать epub pdf Введение 1. Проблема исследования и ее актуальность Одним из следствий изменившейся в стране в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. общественно-политической ситуации стало изменение ситуации религиозной. Наряду с новыми религиозными движениями (как проникающими в страну извне, так и возникшими в России), возможность для широкого распространения получили более традиционные протестантские деноминации: методисты, баптисты, пятидесятники, Адвентисты Седьмого Дня. Эти религиозные организации, существовали на всем протяжении советской истории, но в конце советского и в постсоветский период значительно увеличили количество своих последователей. Сказалось отсутствие в стране устойчивой религиозной культуры, а также «жажда слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Большую помощь им оказали зарубежные (в подавляющем большинстве американские) централизованные религиозные организации. Вместе с тем, влияние зарубежных централизованных организаций сказалось и на самих существовавших в России протестантских деноминациях, которые в советский период существовали в относительном вакууме. Современные религиоведы уделяют, как правило, большее внимание нетрадиционным религиозным организациям, оказывающим значительное влияние на жизнь своих адептов. Между тем, в повседневной жизни православным христианам зачастую приходится сталкиваться 1 именно с представителями традиционных протестантских деноминаций и имеется потребность знакомства с их вероучением на современном уровне. С учетом этого в настоящей работе рассмотрены особенности вероучения одной из них: Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня 2 . 2. Определение базовых характеристик исследования Предметом исследования данной работы является наиболее важный и своеобразный аспект вероучения АСД – эсхатология и её взаимосвязь с другими направлениями их вероучения. Цель исследования – провести современный целостный и критический обзор эсхатологии АСД в её взаимосвязи с другими аспектами их вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Дмитрий Евменов Скачать epub pdf Глава 2. История и особенности деятельности «Свидетелей Иеговы» 2.1. История секты от возникновения до смерти Рассела История создания секты, получившей впоследствии название «Свидетели Иеговы», неразрывно связана с Чарльзом Тэйзом Расселом. Он родился 16 февраля 1852 и провел свое детство в небольшом городке Аллегени, штат Пенсильвания. Образование, полученное Чарльзом, ограничилось пятью классами школы, что было скорее нормой для американских детей того времени. Эти школы середины – конца XIX века находились в тесной связи с местными церковными общинами, поэтому и молодой Рассел также воспитывался в традициях местной конгрегационалистской евангелической церкви 40 . В 1870 году, будучи в возрасте семнадцати лет, Рассел организовал кружок по изучению Библии из 6 человек, которые стали называть его «пастором». Тогда же он начал писать книги и статьи на Библейские темы. На занятиях кружка молодой Чарльз со своими учениками разрабатывал идеи адвентистов Седьмого дня, которыми они увлеклись еще в 1868 году. В результате усердных изысканий этим теологам удалось уточнить дату Второго Пришествия адвентистов, перенеся ее на 1873 год. В то время Рассел находился под влиянием Джонаса Уэнделла, проповедника Христианской церкви пришествия, с которым познакомился еще в шестнадцатилетнем возрасте. Целое поколение выросло со времени «Великого Разочарования» 1844 года, когда Христос не возвратился на землю. За это время последователи Миллера стали широко известны под именем адвентистов. Так называли себя и «Адвентисты Седьмого Дня», и такие течения как «Общество жизни и Второго Пришествия», и общины типа «Христианской церкви Пришествия», к которой принадлежал и Уэнделл. Попав под влияние этого проповедника, Рассел стал ожидать Пришествия в 1873–1874 годах. Естественно, что он подверг сомнению другие доктрины конгрегационалистской евангелической церкви, такие, например, как учения о предопределении и о бессмертии души. Впрочем, духовные искания нисколько не мешали молодому «исследователю Библии» активно заниматься бизнесом. Результат коммерческой деятельности не заставил себя ждать, Рассел стал владельцем нескольких магазинов готового платья в Северном Питтсбурге. Доходы от торговли позволили ему обеспечить финансовую поддержку некоторых течений движения Второго Пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Анализ соответствия адвентистского учения об очищении небесного святилища ветхозаветному богослужению дня очищения Источник Важнейшее для адвентистов седьмого дня учение об очищении небесного святилища, вопреки заявлениям самих адвентистов, не имеет точного соответствия в ветхозаветном богослужении дня очищения ( Лев. 16 ). Согласно адвентизму, Иисус Христос 19 веков находился в святилище небесного храма со Своей Кровью и лишь в 1844 году перешел в небесное Святое святых. В свою очередь, согласно книге Левит первосвященник входит в Святое святых троекратно, но предварительно не пребывает долго с жертвенной кровью в святилище. Нет соответствия обязательному ежедневному богослужению, священнодействиям во дворе (избранию козлов, закланию тельца и первого козла, а также последующему сожжению их трупов вне стана), изгнанию козла в пустыню. Нарушена также последовательность помазания святилища и богослужения дня очищения. При конструировании своей доктрины адвентисты проигнорировали предписание о соблюдении в этот день покоя и пищевого поста. Оставлено ими без внимания и указание Писания, что в этот день очищались не все грехи народа, а только грехи неведения. Таким образом, законное богослужение дня очищения ясно показывает надуманность и небиблейские основания доктрины адвентистов о небесном святилище. Priest Evgeny Veselov. Analysis of the correspondence of the Adventist doctrine of the cleansing of the heavenly sanctuary to the Old Testament worship of the day of atonement Abstract: The most important teaching for Seventh-day Adventists about the cleansing of the heavenly sanctuary, contrary to the claims of the Adventists themselves, does not have an exact correspondence in the Old Testament divine service of the day of atonement ( Lev 16 ). According to Adventism, Jesus Christ for the 19th centuries was in the sanctuary of the heavenly temple with His Blood and only in 1844 passed into the heavenly Holy of Holies. According to the book of Leviticus, the high priest enters the Holy of Holies three times, but doesn’t first stay long with the sacrificial blood in the sanctuary. There is no correspondence with the obligatory daily worship, sacred activities in the courtyard (the election of the goats, the slaughter of the calf and the first goat, as well as the subsequent burning of their corpses outside the camp), the expulsion of the goat into the desert. The sequence of the anointing of the sanctuary and the divine service of the day of atonement was also violated. When constructing their doctrine, Adventists ignored the prescription for observing rest and food fasting on that day. They also ignored the instruction of Scripture that on this day not all the sins of the people were cleansed, but only the sins of ignorance. Thus, the lawful day of atonement worship clearly shows the far-fetched and unscriptural foundation of Adventist doctrine of the heavenly sanctuary.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Беседа с «адвентистами седьмого субботнего дня» о субботе и воскресном дне На 4 всероссийском миссионерском съезде в Киеве в июле м. 1908 года выяснилось, что в пропаганде сектантства в России одно из первых мест занимают «адвентисты седьмого субботнего дня». Пропаганда адвентизма ведется теперь повсюду и особенно на юге и на юго-западе России. С пропагандою выступают не только русские сектанты (Юркины и др.), но и немцы (проф. Бехтер, Лепскарь и др.). Наиболее же усердно пропагандируют адвентистские миссионеры из-за границы – это: «кольпоргеры» или книгоноши (И. Перк и др.), «библеисты», которые читают и изъясняют Библию на «библейских собраниях» (К. Шамков и др.), и «проповедники», которые устраивают «призывные собрания» для проповеди и молений, крестят, совершают вечери, рукополагают в «проповедники», заведывают местными миссионерскими учреждениями и разъезжают с миссионерскими целями по обширной территории (О. Вильдгрубе и др.). Две главные миссионерские организации заграничных адвентистов – «Международное Трактатное Общество» и «Международный союз субботних школ», управление которыми сосредоточено в Баттле-Крееке, в Северной Аме- рике, и которые имеют свои отделения: в Нью-Йорке, Вашингтоне, Капштадте, Калькутте, Варбургтоне, Коллеч-Вью, Монтен-Вью, Лондоне, Стокгольме, Гельсингфорсе, Ватфорде, Мельборне, Базеле и Гамбурге – руководят пропагандой адвентизма и в России, действуя в ней, главным образом, через свои отделения в Гамбурге, где для той же цели имеются еще «Международное Издательское Общество» и миссионерская школа. Сильная пропаганда адвентизма в России побуждает деятелей православной миссии к энергичной борьбе с адвентистскими заблуждениями. И здесь, прежде всего, возникает потребность в миссионерских беседах с адвентистами по тем пунктам их учения, в которых они расходятся с исповеданием Православной Церкви. Одним из главных заблуждений адвентистов, которое они, однако, усиленно пропагандируют, является празднование ими субботы вместо воскресного дня. Этому вопросу мы и посвящаем свою беседу. В ней мы постарались исчерпать не только то, что говорили нам на беседах адвентисты юга России и г. Москвы, но и все то, что приводится в защиту празднования субботы в адвентистской литературе. Так, нами рассмотрены с этой целью следующие произведения адвентистской литературы: 1) «Маслина» (журнал), 2) «Суббота нравственного закона, её сущность и обязанность в отношении к ней», 3) «Субботу или воскресение должны мы праздновать»? 4) «Воскресение не суббота», 5) «Какой день празднуешь ты и почему»? 6) «Рассмотрение семи оснований празднования воскресения», 7) «Суббота и Воскресение», 8) «Кто отменил субботу», 9) «Почему это было открыто раньше»? 10) «Суббота Нового Завета», 11) «Библейские чтения о настоящей истине» и 12) «Библейский указатель важнейших учений о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010