Господь говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Это значит еще и то, что мы должны любить самих себя – не в том смысле, что делать себе поблажки, потакать своим слабостям, порокам и страстям, но в том смысле, что заботиться о своем уме, сердце, теле, чтобы любовь Божия царствовала в нас. Если мы не любим себя такой христианской любовью, то не сможем возлюбить ни Бога, ни ближнего, не сможем исполнить ту заповедь, которая есть наибольшая в законе и на которой утверждаются закон и пророки. Аминь. 2000 Воскрешение сына вдовы Наинской. Неделя 20я по Пятидесятнице “Не плачь!” С этими словами обратился Господь к вдове, которую встретил идущей в похоронной процессии – вдове, хоронившей своего единственного сына. Когда-то она похоронила мужа, а теперь прощалась с тем, кто был ее единственной надеждой, любовью и радостью, – с сыном (Лк. 7:11–17). Страшно терять близких – родителей, братьев и сестер, друзей. Но нет, наверное, большего горя, чем то, которое испытывает мать, теряя своего ребенка: вся жизнь ее словно обрывается, утрачивает смысл. Мы не можем даже в малой степени представить себе, чт( пережила Матерь Божия, стоя у креста Сына Своего. Матерь Божия не стала бы нашей Матерью и Матерью Церкви, если бы не прошла через это великое, безмерное страдание, о котором преподобный Силуан Афонский сказал: “Когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая. И если осталась Она жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его воскресшим”. Горе и страдание всех матерей земли понесла на Себе Матерь Божия, и именно к Ней тянется сердце наше, когда, кажется, не к кому больше обратиться в минуту отчаяния и скорби о потере близких. Читая евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы, мы невольно задаемся вопросом: почему чудо возможно было тогда и почему оно не происходит сегодня? Почему матери теряют своих детей, и Бог не воскрешает их? Почему каждый из нас теряет близких и не может воскресить их, даже если горячо молится? Почему те, кого мы так горячо и нежно любим, уходят от нас, часто преждевременно, неожиданно? Почему Бог, Который воскресил сына вдовы Наинской, не воскрешает моего сына, брата, отца, друга, мою мать, мою дочь?

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков» 11 , ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень» 12 , «Начало нашего спасения» 13 , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение 14 . «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти 15 . Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» 16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога 17 , «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище 18 , храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный» 19 , «Питательница жизни нашея» 20 . «Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств» 21 . Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших» 22 . Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость» 23 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 24 . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения» 25 , Она – «всех жизнь и очищение» 26 , «радости и спасения Ходатаица» 27 , «Еюже земная с небесными» 28 соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание» 29 , «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Тоже знаменует и чернеческая власяница — символ отречения от собственной воли; ибо пишется о сем: «се красен в одежди своей невольной». Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поелику связанный был водим, по писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет Себя царем». И это было согласно с пророчеством: «связати цари их путы» (Псал. 149:8); а носил Христос сии узы для того, чтобы поношение Адамово дать царям вместо узды, ибо они, нося такие путы при своем сане, чрез сие спасаются. Посему и монахам заповедано носить аналавы т. е. плетенные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефуд означает то событие, когда Христос стал пред архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефуд; тогда иудеи, закрыв платом лице Его, говорили: «прорцы нам, Христе, кто есть ударяй Тя?» (Мф.26:68) — ибо они прорицали, смотря в ефуд. По сему образу у чернца малая мантия, не на персях и не на лице, но за спиною, чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон. — Кидарь же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на Него терновый венец, — почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четыресоставная же риза Аарона — означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира; воины же Христовы — это монахи, которые носят четыресоставную мантию: ибо мантия называется покровом Божиим, по образу распростертого над Израилем облака в пустыне, монахи же суть новый Божий отрок — Израиль. Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их кресту; это — монашеский куколь, который в отношении к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а в отношении к новому — образ Христова смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: «Адамово естество – учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно – то говорю, а чего не должно и говорить – то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение». 62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми? Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их – сеть смертная; совет их – бездна адова; сообщество их – душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин ). 63. Как должно приветствовать людей? Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это – признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага. 64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве? Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т. п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они – не здание. Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т. п.). 65. Как быть, если руководителя нет? Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник ). 66. Какая милостыня бывает?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Где было в здешних книгах написано: Христос взыде на небеса и седе одесную Отца, а инде: седяй одесную Отца, и он то зачернил, а иное выскреб, а вместо того написал: седев одесную Отца, а инде: седевшого одесную Отца, а в ином месте: сидел одесную Отца. Тако глаголя Максим, не повиновашеся, и потом Божиими судьбами неизреченными, яко же Бог весть. Лета 7033 взыскание бысть о той хуле и в прочих Великому освященному Собору, бывшу в полате Великого Князя. В том же Соборе был и сам Князь Великий Василий Иванович всея Руси, и с братиею своею, со Князем Юрьем и со Князем Андреемь, и со Архиепископы, и Епископы, и со Архимариты и со Игумены, и весь Великий Освященный Собор, и старцы изо многих монастырей, и многим же боляром, князем и вельможам, и воеводам бывши ту. И на том Соборе стал Инок Максим Грек , и Данил, Митрополит всеа Руси, велел его спросити Владыке Досифею Сарскому и Подонскому, что ради Христово седение одесную Отца мимошедшее, писал еси и говорил и учил многих сему? И Максим отвечал: В том разньства ни которого несть, а то мимошедшее Адамово селение в рай, и седение прямо рая мимошедшее есть, тако же Христово седение одесную Отца мимошедшее есть. И Данил Митрополит велел ему прочести свидетельство от Божественных писаний, от Евангелия, от Апостола и от прочих сице. Евателие от Марка: Господь же убо, по глаголанию его к ним, вознеся на небо и седе одесную Бога. Апостол, еже ко Евреям послание: Очищение сотворил грехов наших и седе одесную величествия на высоких. Того же распятие пострадал, о срамоте не радив, одесную престола Божия седе. Того ж: Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, и единою о гресе пренесе жертву, и всегда седяй одесную Бога. Апостол же ко Ефесеом: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам дух премудрости и откровения в познание Его, просввщение очесем сердца вашего, уведитва, что есть упование звания его, и что богатство славы достояние Его во святых, и что превосходящее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его из мертвых, и посади Его одесную себе на небесных, превыше всякоя власти и владычества и силы господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! Христос Воскресе! 101 Если к кому, то к Вам первым идет сие приветствие от души и сердца. Редко достается беседовать с Вами, хотя бы непрестанно хотелось поучаться от Вас; да прерывается, по крайней мере, молчание у яслей и гроба Христова. Здесь самое лучшее свидание для тех, кои любят Господа Иисуса. Да укрепит Он силы Ваши на дальнейшее служение возлюбленному вертограду Его, и да подает нам утешение радоваться долго плодами трудов Ваших! Благословите о имени Воскресшего Вашего усерднейшего слугу и преданнейшего сына, Иннокентия, Епископа Харьковского. Апр. 3, 1845. Харьков. Письмо 31 Мира и радости о Господе! Усерднейше благодарим Вас, Владыко Святый, за присылку и Акафиста и Вероисповедания Палмерова 102 . При случае не пременем извлечь пользу из того и другого. Радуюсь, что Покровский Акафист пришелся по духу Вашему. Но прислать его теперь нельзя. Весь разошелся. Будет напечатано снова, тогда и пришлется. Теперь же послан Акафист Страстей 103 , только что отпечатанный. Извольте снабжать желающих. Будут и еще два, уже приготовленных: Воскресению и Св. Троице. Опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для Православного народа. Читали ль Богословское произведение здешнего Отца Инспектора Академии? Как оно Вам показалось? В Киеве будет печататься руководство по Церковному Законоведению Отца Протоиерея Скворцова. Изрядная книжица. На днях выйдет и у меня Падение Адамово – беседы на Великий пост . Что Вы не соберете и не издадите своих творений? Ведь у Вас их не мало. Душевно преданный И. А. 104 Дек. 3, 1845. Письмо 32 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! Отроча младо, еже есть и Бог предвечный, паки призывает всех нас к вертепу и яслям Своим. Путь к Вифлеему чувственному известен для всех. К Вифлеему духовному трудно идти с успехом без вождя духовного. В твердой уверенности, что Ваше Высокопреосвященство находитесь теперь на сем святом пути, и мы дерзаем, в духе веры и любви, присоединиться к Вам, да под Вашим опытным руководством, пройдем безбедно до Вифлеема мысленного и удостоимся поклониться Тому, Кто почивает теперь, уже ни во яслех, а в сердцах чистых и смиренных. Не отриньте, Владыко Святый, от Вашего святого сообщества хотя слабых; но усердных, к Вифлеему спутников и, в залог успеха, в ободрение немощи, удостойте препослать им на новое благословение Ваше от лица воплотившегося Господа, под которое смиренно и с благоговением сыновним до земли подклоняет главу

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Святитель Иоанн Златоуст учит, что вы говорите про того: он богат, а тот - известен, этот решает чью - то судьбу: кого казнить, а кого поми­ловать; но приведите меня ко гробам - я не вижу ничего этого, вижу только гнилые доски, паутину и горсть червей. Вот и все, что остается от человека, его странствия по земле, которое называется земная жизнь. Ты не думаешь о смерти? Ты себя обманываешь! Видишь, что кто - то умер раньше тебя, а о своём смертном часе стараешься и не вспоминать? Не обманывай себя: и ты догонишь того, кто сегодня умер, и тебя дого­нят те, которые будут после тебя. Такова участь всех людей. Так что же это за таинство - смерть, в котором участвуют все люди? Святые отцы различают две смерти: первая, происшедшая с прародителями человеческого рода - это отпадение от Бога, и вторая, как следствие первой - от­деление души от тела, то есть видимая земная смерть. Как учит Священное Предание, до грехопадения прародителей смерти в мире (во всей вселенной) не было вообще, на Земле даже листва опадала и превращалась в бла­гоухающую массу совершенно без запаха гние­ния. Человек совсем не болел. Тело его совсем не разру­ша­лось. Ведь наши болезни, старение - это проявление сме­рти. Тело первого человека Адама вообще не было подвержено отри­цательному влиянию со стороны материального мира: его не жег огонь, невозможно было разрезать, он не мог утонуть и др. Но это было те­ло. И вот грех вошел через произволение Адамово в мир, и с грехом смерть: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12). Первые люди стали недостойными пребывать в Раю и поэтому Господь изгоняет прародителей на Землю, куда уже до этого были изгнаны пад­шие духи. Падшие духи - демоны - живут на Земле везде: в воде, под землёй, в воздухе. Земля - это место обитания падших и изгнанных духов и падшего и изгнанного человеческого рода. И на самом деле Земля - не Рай, Земля находилась в чине Рая, но потом была проклята за преступление первых людей. Вообще понятие блаженства, - это понятие не земное, а Не­бес­ное, и человек создан был для истинного блаженства.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/28/...

  Когда пал Адам и умер для Бога, Творец скорбел о нем: ангелы, все силы, небо, земля и все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что тот, кто дан им в царя, стал рабом противной и лукавой силы. Итак, тьмой, горькой и лукавой тьмой он облек душу свою, потому что воцарился над ним князь тьмы. Он-то и был тот израненный разбойниками и ставший полумертвым, когда шел из Иерусалима в Иерихон (Лк. 10:30). И Лазарь, которого воскресил Господь, этот Лазарь, исполненный великого зловония, так что никто не мог приблизиться к гробу его, был образом Адама, принявшего в душу свою великое зловоние и наполнившегося чернотой и тьмой. Но ты, когда слышишь об Адаме, об избитом разбойниками, о Лазаре, не позволяй своему уму блуждать как бы по горам, но заключись внутри души твоей, потому что ты носишь те же раны, то же зловоние, ту же тьму. Все мы — сыны этого омраченного рода… Такой неисцелимой раной мы ранены, что одному Господу возможно исцелить ее. Посему-то и пришел Он сам, ибо никто из ветхозаветных (праведников), ни самый закон, ни пророки не могли исцелить эту рану.   Не только Священное Писание Ветхого Завета переполнено пророчествами о грядущем Избавителе от греха и его последствий — смерти и ада: ожидание грядущего Бога, победителя ада, страждущего, умирающего и воскресающего, как молнией, прорезало тьму языческого сознания… Человечество жаждало богочеловечества… Пророчество о страждущем боге, сходящем во ад за гордого и озлобленного Прометея — один из изумительнейших образов Эсхила. Гермес, обращаясь к Прометею, говорит: «И знай, твои страдания кончатся только тогда, когда какой-нибудь бог согласится сойти вместо тебя в темное царство Гадеса, в мрачные бездны тартара».   Адам… в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал… Не так жалел он о красоте рая, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу. Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение… Горько рыдал (Адам), и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать?.. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему…» Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа… Адам потерял земной рай и плача искал его: «Рай мой, рай, прекрасный мой рай». Но Господь любовью Своею на кресте дал ему иной рай, лучший прежнего — на небесах, где свет Святой Троицы. Что воздадим мы Господу за любовь Его к нам? Глава VI. Христос Новый Адам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

7) Бытия, гл. 2, ст. 7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». 8) Августин ч. 8, стр. 171: «Если все души рождающихся людей Бог творит так же, как сотворил первую душу, то Писание умолчало о прочих потому, что рассказанное об одной благоразумно понимать в приложении и ко всем остальным». 9) Иероним ч. 17, стр. 124: «За природу недолжно краснеть; наоборот она должна быть предметом почтения... Как в недра женщины сперва вводится безобразное семя... а потом в течение девяти месяцев при действии крови будущий человек затвердевает, получает тело и внешний вид, питается и становится заметным, так что движется после того во чреве и в определенное время появляется на свет». 10) Макарий Египетский , беседы, стр. 131 (изд. 1904 г.): «Зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ». 11) Феодорит ч. 1, стр. 116, (изд. 2, 1905 г.) на кн. Исход: «вопрос 48. – Что значит: «младенец изображен ( Исх.21:23 )? Говорят что когда тело совершенно образуется во чреве, тогда уже зародыш делается одушевленным. Ибо и Творец образовал сперва тело Адамово , а потом уже вдунул душу. Посему законодатель повелевает, что, если имеющая во чреве жена в драке выкинет, и младенец выйдет изображен, т. е. совершенно образовавшийся: то называть сие убийством, и кто причиною сего, того подвергать равному с убийцей наказанию; а если выйдет еще необразовавшийся младенец, то не вменять сего в убийство, потому что младенец еще не одушевлен». Возражения о зачатии человека 1) Б. Катихизис л. 352 (по друг. изд. 303): «Яко вкупе душа и тело создани от Бога. не едино первее, другое же последнее по оригенстей бляди». Разбор: Здесь неточно говорится, будто Ориген учил, что прежде тело, потом душа; наоборот, он учил, что души существовали прежде тел и в наказание посылаются в тела (см. выше, стр. 158 из Деян. 5 всел. соб. 233–234). Хотя Катихизис делает ссылку на 23 слово Иоанна Дамаскина , но об этом там ничего не находится, а есть в 13 главе: «такоже тело и душа вкупе создашася, а не якоже Ориген мечтал, сия прежде, оное же последи». Но каким образом и что значит вместе тело и душа? – Читаем у него же: «Душа есть существо живущее, простое, и бестелесное... органочленного упοтребляюще тела, ему же она жизнь» (л. 43 и об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Зло не тело, а грех, который есть удаление от Бога, и зла, именно, человеческая воля, извратившая порядок в соотношении стремлений тела и духа и сделавшая его для нас телом греха и смерти в силу того, что оно своим похотствованием отвлекает человека от Бога. Действуя в нас таким образом, это тело греха и смерти воистину делает человека несчастным, а живущая в нем похоть (concupiscentia) является как бы некоторым законом греха, жизнь по которому и произращает в земле нашего сердца тернии и волчцы разных худых помышлений и пороков. Вот почему именно апостол, по слабости своей природы, подавляемый тяжестью смертности и отвлекаемый телом от созерцания Бога, и воскликнул: «несчастный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»? Св. отцы и смотрят именно на похоть (concupiscentia), как на внутреннюю причину всех пороков, страстей и вожделений 102 и это именно выражают названием ее «законом греха», в противоположность закону ума, как выразителю закона Божия. Эта «похоть» в человеке есть наследие в нас Адамово , от него она нами воспринята по закону естественного рождения и есть именно то, что можно назвать первородным грехом. И если жизнь по закону ума выражается всецелым устремлением к Богу и производит добродетель, то похоть плоти предлагает новый закон жизни, который может выражаться в действительности в целой совокупности таких явлений, которые и носят общее имя грехов, пороков. И св. отцы, желая утвердить ту именно мысль, что похоть, как закон греха, есть внутренняя, основная причина греховных поступков, настаивают строго на различии закона греха от закона пороков 103 , которые суть уже сознательные действия человека по этому закону греха и они-то делают человека уже преступным, а похоть, как закон греха, унаследованный человеком помимо его воли – только несчастным. «Думаю, – говорит св. Иоанн Кассиан , – что закон греха не означает преступлений, нельзя разуметь пороков, которыми приобретается жалованье вечной смерти (т. е. человекоубийства, блуда, прелюбодейства, пьянства, воровства и проч.), которые если кто делает, тот не служит умом закону Божию, от которого ему необходимо отступить душой прежде нежели сделать какой-нибудь из них плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010