И еще я должен воздержаться от столь обычного греха, порой даже не почитающегося многими за грех , – от осуждения ближнего. Ведь тот же апостол далее говорит: Ты кто еси судяй чуждему рабу. – Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его ( Рим 14,4 ). И еще я должен постараться провести Великий пост в воздержании, в усовершенствовании своего духа, в молитве, в чтении Евангелия дома – хотя бы пять минут в день, в дружбе, товариществе, единодушии, мире, единомыслии и любви со всеми своими ближними. И наконец, я должен подумать над привлечением в храм Божий и других людей, порой отошедших от Церкви, забывших ее и Бога, – тех, что живут только плотскою жизнью, но не живут жизнью души. Следует разбудить и их, заинтересовать и их собственной их душой, духовной жизнью, Церковью, ибо, как сказал Господь: Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф 16,26 )? Постараемся же, братие и сестры, именно так провести святую Четыредесятницу, о чем и будем молить милостивого Бога, будем просить Его помощи в этом, – Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении (Из слов в Неделю сыропустную) (1950,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне перед нами открывается особое время – время покаяния и плача нашего вместе со Адамом, взывавшим по изгнании из рая ко Господу: «...Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго» (Слава, глас 6-й, стихира Триоди на «Господи, воззвах» в Неделю сыропустную). Ныне вспоминается наша печальная история – изгнание Адамово из рая, грехопадение человека. И посмотрите, как же после падения Адама разрослось древо греха рода человеческого! Сколько греха в душе каждого потомка Адамова! Сколько греха в мире! И похоже, грех этот все разрастается... Достаточно вспомнить все современные изобретения для уничтожения человека, призывы к войнам: какой грех – уничтожать себе подобных! Ныне почти нет и номера газеты, где не было бы сообщений об убийствах, грабежах, воровстве, насилиях... Так разрастается повсеместно в мире греховное древо потомков падшего Адама, так сеется повсюду грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для сего-то, без сомнения, и Святая Церковь, общая наша матерь и наставница, ныне, пред самым вступлением нашим в Святой пост, приводит нам на память не другое какое-либо событие, а падение Адамово. Сим самым она как бы так говорит каждому из нас: если ты сын Адамов, то, кто бы ни был, ты существо падшее; тебе нужно восстать из бездны, уврачевать все разбитое в падении и начать восходить на прежнюю высоту и совершенство посредством Таинства Покаяния и Причащения Животворящего Тела и Крови Христовой. Для сей же самой цели, то есть чтобы произвести в нас сознание своего греховного беспомощного состояния и расположить всех и каждого к смирению, вере и усердной молитве о помощи свыше, - в продолжение будущих дней поста Святая Церковь не престанет ежедневно оглашать слух наш чтением из бытописания Моисеева. Итак, занимаясь избранным нами предметом, мы будем идти по следам Святой Церкви, проповедывать то же самое, что внушается ею. Воззовем же, братие мои, едиными усты и единым сердцем ко Господу, да, внушив некогда возлюбленному рабу своему Моисею начертать для нас святую повесть о грехопадении прародителей наших, дарует и нам, недостойным рабам своим, благодать воспользоваться ею, как должно, уразуметь из нее всю бедность нашей падшей природы, познать греховное окаянство свое, дабы потом с верой и смирением обратиться к Тому, Кто един силен восставить все падшее и возвести нас, как обещает Святая Церковь, к первому нашему " достоянию с растворением " , чего да достигнем все мы Его всемощной благодатью. Аминь. Слово в среду 1-й недели Великого поста. О заповеди в раю Злополучное грехопадение прародителей наших в Едеме состояло, как известно, в преступлении заповеди Божией о невкушении от плода запрещенного. Посему, прежде нежели приступим к рассмотрению сего злосчастного события, подобает обратить внимание на сию заповедь и показать, в чем именно состояла она и для чего дана. Должно вникнуть в эту заповедь и потому, что касательно ее существует немало предрассудков и мнений, кои, кроме того, что ложны, служат к нареканию на святой Промысл Божий. Одни говорят: зачем было давать сию заповедь? Другие: для чего было не предохранить человека от ее преступления? Вопреки сему, мы должны показать, что заповедь была необходима, и что все, нужное к предохранению человека от нарушения ее, было сделано. Оставалось только разве связать свободу человека; но тогда добродетель потеряла бы всю цену, а человек - все свое нравственное достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

Поелику в том Моя слава, чтоб не утратить что создал Я на служение Себе; то отдай ему скотов и всех бессловесных, освободи только человека. Предоставь ему свиней в стране Гергесинской и купи село и сокровище, избавив человека от власти демонской. Свиньи, ослы, волы и львы не приносят славы обладающему ими. Человек приносит в дар великое, потому что жертва его не из чего-либо тленного и снедного, но из небесных сокровищ " . - Вот что значит село, вот что значит сокровище! Покупающей - Отец; посредник - Христос. Он пришел, как странник; купил, как купец; вступил во владение, как Владыка. Ибо Он и Отец Божеством едино суть. По естеству воспринятому вступил во владение, был посредником при уплате, купил, преодолел силою, взял село; а мучитель и не знал, что продал вместе и сокровище. Христос взял человека, как раба; а враг и не знал, что продал с ним и скот его. Христос овладел человеком и вместе взял на Себя и принадлежащее рабу. Все бессловесные были порабощены Адаму. Враг думал, что, взяв их, имеет в своей власти за тело Адамово. Но они пошли за проданным властелином, признавая естественное владычество. Мучитель продал и человека и всех бессловесных, потому что человек в своем произволении принес их в дар Богу; посему-то, наконец, с Израилем приобрел Он все народы. Купил Христос село на кресте, дав в цену святую кровь. Вступил во владение пажитию, когда воскрес; изгнал мучителей и приставил своих. Селом стала вся земля, а сокровище - сокровенные на ней святые. Взял видимое владение, чтобы, когда захочет, взять и сокровенное богатство. Вступил во владение пажитию живых, но взял вместе и невидимых мертвецов; согласился не брать пока сокровища, чтоб взять в день общего воскресения. Удалился не на долго, приставив стражей к сокровищу и смотрителей к селу, чтобы, когда повелит, сокровище представлено было Царю в воскресении. Сокровище положено в скудельном сосуде; ибо место действия - село скудельничье. Бог сказал Пророку: сниди в село скудельниче (Иер.18:1). Какого же скудельника, как не Бога? Ибо Он сотворит воскресение на селе том.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/850/...

Протоиерей Андрей Ткачев Встреча со студентами на юрфаке МГУ 03.04.2024 Выводы из трагедии в Крокус Сити Холле 26.03.2024 Душеполезное время для экономии и милостыни 21.03.2024 Лучшее время борьбы с собственным эгоизмом 19.03.2024 «Адамово изгнание и прощёное воскресение»: Главные уроки кануна Великого поста 18.03.2024 Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев Общественная палата В ОП РФ состоялся круглый стол «Традиционная культура и конфликт мировоззрений в современном мире» 27.09.2023 Вместе против Запада В Общественной палате обсудили перспективы отношений России и Кубы 28.04.2023 Святейший Патриарх Кирилл: " Церковь наша нуждается в постоянно действующем органе " Состоялось первое заседание Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ 02.06.2009 Иеромонах Савва (Тутунов): " Выражение " церковная общественная палата " представляется мне не совсем удачным " Участник Поместного Собора рассказал о своем видении участия мирян в обсуждении церковных вопросов 06.02.2009 Иеромонах Серапион (Митько): " События предсоборного времени вскрыли целый ряд значимых общецерковных проблем " Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии о церковно-общественной палате 04.02.2009 Все статьи темы Последние комментарии Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»? Новый комментарий от учитель 06.04.2024 00:13 Альенде vs Пиночет Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 20:56 Мигранты и их дети Новый комментарий от Человек 05.04.2024 20:36 Вы требуете вернуть смертную казнь? Новый комментарий от С. Югов 05.04.2024 20:21 К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту! Новый комментарий от Человек 05.04.2024 19:54 «Это был символический расстрел самой России» Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 18:06 Неизвестное об известном Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Пишите нам по адресу info@ruskline.ru Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/30/pr...

Дева Силою Пребывающего в Ней родила естественно, но ничего не претерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением (23,424). Зачатие Спасителя во плоти Девы было совершенно нелюбострастно, непорочно, нескверно, неукоризненно, чисто, нерастленно (45,386)… . дева (Ева) изгнала нас из Рая, чрез Деву (Марию) мы обрели Вечную Жизнь: чем осуждены, тем и увенчаны (36,196). Снизошел Дух Святой на чистую Деву и более Ее очистил… Чистая Дева соделалась Пречистой, чуждой всякой скверны, помышляемой и ощущаемой; соделалась благодатию чистой, духоносной, Божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство принять в себя Бога Слова, низошло Слово Бог, соделалось в утробе Девы и семенем, и плодом и вочеловечилось (105,394). Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым Существом Своим (105,404). Он чрез девственные врата прошел в мир… Он носим был во чреве Матери Своей и в то же время носил все (43,928). Так как жена одолжена мужу тем, что бессеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившимся без семени (47,96). Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий зачаток от замеси… естества нашего, и соединил ее со Своим Божеством, непостижимым и неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную Ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со воим Существом и сделал его Своим собственным. Так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным Человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой – Приснодевы и Богородицы Марии – заимствовал Он девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал Человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить дело спасения; и как Адам, чрез преступление заповеди Божией, был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды, стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию (57,374).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посмотрим теперь, как Господь воплощает в величественное тело деяния и события Свои слова о посте, бодрствовании и преодолении искушений. После крещения на Иордане Он грядет на величайший подвиг поста, бдения и борьбы с сатаною. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. Почему именно сразу после крещения? Дабы показать нам, что и мы после крещения подвергаемся искушениям, кои продолжаются до самой смерти телесной. В крещении сила Божия очищает и вооружает нас - и посылает на брань. Как говорит премудрый Златоуст: " Ты принял оружие не для того, чтобы пребывать праздным, но чтобы бороться " . Крещением мы стали подобны Адаму в Раю. Мы снова спрашиваем себя, для чего Бог попускает нам искушения? Во-первых, дабы показать нашу свободу. В крещении Бог вооружил нас Своею силой и, вооруженным, предоставил нам выбрать: обратим ли мы это оружие против диавола или против Бога. Во-вторых, дабы, если мы падем, сделать очевидным грех Адамов и оправдать Божий поступок - изгнание Адама из Рая в юдоль плачевную; и, если мы победим, сделать очевидным могущество силы Божией в нас. Ибо Новое Творение имеет новую силу, новый Рай, нового человека, новую победу и славу, но и - возобновляющееся падение. Почему Святый Дух возвел Христа на искушение? Да покажет, что Христос намеренно, а не случайно подвергнут искушениям. Адама Бог не возводил пред диавола намеренно, чтобы диавол того искушал; со Христом же Бог сделал сие намеренно. Да покажет тем, что Адам, при более благоприятных обстоятельствах, подпал искушению, а Христос, при более тяжелых обстоятельствах, победил искушение. Это же самое показывается еще и тем, что Адамово грехопадение было в Раю, а Христова победа - на земле, в юдоли плача и изгнания, в пустыне. Ибо говорится, что Дух возвел Иисуса в пустыню. В пустыне Христос постился сорок дней и сорок ночей. Сколь ужасающее зрелище! В то время как грешники, ради коих Христос и сошел на землю, валяются в пресыщении и опивстве сластями земными, Он, друг грешникам, стоит в пустыне на уединенной и слезной молитве, день и ночь, не беря в уста Свои ни хлеба, ни воды, день и ночь, целых сорок дней и ночей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

...Как вначале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался Человеком совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 296–297). Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага – соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался Богом, и в этого Человека, соделавшегося Богом по благодати, таинственно вселялась Пресвятая Троица. Тот же, кто сподобился столь великих даров, как может после сего грешить..? (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 88). ...Творец естеств для того и соделался естественно (физически) человеком, чтобы естественно (физически) даровать людям благобытие. Чтобы люди могли получить это благобытие, Он пришел, воплотился, пострадал и умер, чтобы верующие могли возыметь Его, яко нечто естественное... т. е. чтоб были любительны, радостотворны, долготерпеливы, благи, милосерды, верны, кротки, воздержны. Ибо эти именно свойства и составляют благобытие. И горе тому, кто не имеет такого благобытия, которое даруется Христом, потому что в таком случае он лишается того великого блага, для которого единого Бог соделался человеком, умер и воскрес. Сего-то лишается и он (ненастоящий христианин) – как лишаются и те, которые не веруют во Христа, чтобы не сказать, что он становится еще и хуже их (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 328). Как тогда, при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену, таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть, как бы закваску некую и некий начаток от замеси естества нашего и соединив ее со Своим Божеством, Непостижимым и Неприступным, или, лучше сказать, всю Божественную Ипостась Свою соединил существенно с нашим естеством, и это человеческое естество несмесно сочетал со Своим существом и сделал его Своим собственным, так что Сам Творец Адама непреложно и неизменно стал совершенным Человеком. Ибо как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой – Приснодевы и Богородицы Марии заимствовал девственную плоть бессеменно и, в нее облекшись, стал Человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно – как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, Новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и бессмертию (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 374–375). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ВОССОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА План Божий состоял в том, чтобы возобновить, воссоздать падшее естество; для этого — и воплощение, и всё последующее за тем. «Преклонив небеса (смирившись) Твоя, к нам сниди: престол уже уготовася Тебе, Слове, утроба Девича: на немже (котором) яко Царь крепчайший (сравнение с ослабевшим человеком) сед, воздвигнеши от падения», — кого? — «десницы Твоея (руки) создание» (предпразднество, песнь 9-я, тропарь 2-й). «Радуйся, Адамово воззвание...» (праздник, [на] «Господи, воззвах», 1-я стихира). «Се воззвание ныне явися нам: паче (выше) слова Бог человеком соединяется...» (праздник, стиховна 3-я). И через это совершается «непостижимое и несказанное чудо, человеков обновление» (праздник, седален по 2-й кафизме). Во многих местах богослужений говорится, что цель всего домостроительства состоит в том, чтобы возвратить падшего человека в прежнее, потерянное им, совершенное состояние. Настоящее же состояние есть упадочное, испорченное, о чем мы ныне даже и не думаем, считая его нормальным и не представляя себе иного. Не так говорит Церковь. «Светоносная палата уготовася Тебе, Владыко, утроба чистая Богоотроковицы: гряди к Сей и сниди! ущедри создание Твое... и доброту первую погубившее...» (предпразднество, [на] «Господи, воззвах», 2-я стихира). Господь потому и «возжелал» воплотиться, чтобы «от страстей безобразия (потери образа Божия) род человеческий избавить, и доброту (красоту) древнюю» даровать опять (предпразднество, канон, песнь 9-я, тропарь 4-й). «...Бог, яко человек», из Девы «младодействуется... назидаяй (воссозидая) весь человеческий род: людие благовестите обновление мира» (праздник, светилен (1-й)). «Буди Мне по глаголу Твоему, — говорит Дева Гавриилу, — и рожду бесплотнаго, плоть от Мене заимствовавшаго, яко да возведет человека... в первое достояние...» (праздник, [на] «Господи, воззвах», стихира 3-я). ЛУЧШЕЕ СОСТОЯНИЕ И даже мало того, что Господь возвратит человеку потерянное достояние, — но даже возведет его в лучшее состояние, чем было оно до падения.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Ангел — взаимно отвечает тоже радостью: «Радуйся, Владычице Дево», — опять «Дево», а не Мати, — как мы только что видели это (песнь 6-я): ни в 7-й, ни в 8-й песнях этого нет; точно это имя «Мать» скрывается. Что же это значит? Ангел узрел, что зачатия еще нет: значит, полного согласия еще не выражено: «буди Мне!» Это будет после... Поэтому он по-прежнему именует Марию Девою... Продолжим его похвалу: «Радуйся, Пречистая! Радуйся приятелище (приемница) Божие!» Хотя зачатие еще не совершилось, — но ангел зрит его, как уже наступившее: он верит в это. «Радуйся, свещнице (подсвечник) Света»... Он вспоминает это слово Самой Пречистой. «Адамово воззвание, Евы избавление!» Она вспоминала Еву; а он и Адама. «Горо святая! Преявственное священие ( Пс. 30 :4 ; Ис. 2 :2 ; Зах. 4 , 7 и проч.) и чертог безсмертия» ( Пс. 18 :6 ; Иоил. 2 :16 ). Последнее слово противополагается — смерти, как последствию греха. Богородица — теперь уже Сама обращается к ангелу, чтобы он, — который принес Ей «светлое Благовещение», — приготовил Ее к великому таинству... Значит, Она Сама еще не считала Себя доселе совершенно готовой к этому! «Душу очисти; тело освяти; церковь (храм) сотвори Мя вместительну (способную вместить) Бога; скинию Богоукрашену; одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа; и — Жизни чистую Матерь». Церковь, скиния, храм — такими словами Богородица сравнивает Себя (приготовленную к зачатию) с молитвенными зданиями; и если они удостоены быть «жилищами Бога», эти неодушевленные предметы, — то не тем ли более может вместить Его одушевленный человек?! Только нужно его «очистить», «освятить»: об этом и просит Пресвятая... Увы! человек падший стал считать себя — ниже камней, полотна скинии, дерева храма! И только во святых мы теперь чтим и мощи телесные, и даже части костей (например, в антиминсах — частицы [мощей] мучеников, на которых создалась Церковь Божия), и одежду, и камни (преподобный Серафим [молился] на камне тысячу дней и тысячу ночей, — и чтится этот камень). И Приснодева смиренно хочет быть подобною этим святыням... Она, будущая вместительница Сына Божия, сравнивает Себя с молитвенными зданиями, почитаемыми из-за присутствия Бога!

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

767]. Святитель Кирилл Туровский также пользовался этим методом: например, среди встречавших Христа во время Его входа в Иерусалим идущие впереди в его толковании символизировали пророков и Апостолов, а последовавшие им – святителей и мучеников с. 3]. Святитель Кирилл не занимался специально составлением толкований Священного Писания. Он объяснял те или иные места Священного Писания только в связи с тем, что он приводил их в своих словах, притчах и посланиях. Обычно он давал краткие пояснения к приводимым словам Писания, реже давал более пространные толкования. К одним из лучших образцов толкований святителя Кирилла относится символическое объяснение им одежд ветхозаветных священников ( Исх. 28 ). Польский ученый Г. Подскальский относит его «к наиболее значительным богословским сочинениям Древней Руси, до сих пор еще не оцененным по достоинству " с. 261]. Толкование этого места Священного Писания святитель Кирилл начинает так: «Бог повелевает Аарону со всем племенем чистых левитов облечься в священные ризы: здесь, двояко знаменуя и Адамово преступление и Христово вочеловечение, указует на монашеский чин» с. 96]. Объяснение значения священнических одежд святитель начинает с символических параллелей между этими одеждами и событиями ветхозаветной истории: «Итак, стихарь [хитон ( Исх. 28, 39 ). – Прим. авт.] устроен из багряниц по образу смоковных листьев, которые Адам сшил для прикрытия себя. Пояс кожаный, по образу кожаных риз, обозначал смертность; подир [верхняя риза ( Исх. 28, 31 ). – Прим. авт.] – преступный Адамов грех; золотые ободы (цепочки, которыми крепился наперсник к ефоду. – Прим. авт.) знаменовали принужденное изгнание из рая грешника, подобного скоту, ведомому уздою; положенный на персях ефод с двумя камнями – пророчество; четырехсоставная же риза – распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна; кидар – головной покров – это осенение Святого Духа; омет же (подол) – это Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010