10.  Потом, различно исследовав, прекрасно истолковал, изречение: «Господь созда Мя» (Притч. 8:22) и слово о начале Сына, также обман, сокрытый в словах Евномиевых, и изречение, в котором сказано: «славы Моея иному не дам» (Ис. 42:8). 11.  Потом, объяснив достоинство Вседержителя, вечность Единородного и изречение: «послушлив быв» (Флп. 2:8), доказывает неразумие Евномия в сказанном у него, что не за послушание получил Христос то, чтобы Ему быть Сыном. 12.  После сего предлагает прекрасное изъяснение слов: «Ходатай», «подобный», «нерожденный» и «рожденный», — также объясняет речение «образ и печать деятельности и дел Вседержителя». 13.  После сего толкует евангельское изречение: «Отец бо не судит никомуже» (Ин. 5:22). Еще же, сказав о человеке, восприятом на себя Господом с душою и телом, объясняет Адамово преступление, смерть и воскресение из мертвых. 14.  Сверх сего излагает мнения, какие о Святом Духе имеют Церковь и Евномий, и доказывает, что не три Бога, но один Отец и Сын, и Святый Дух. При сем излагает разные степени покорности и здесь показывает покорность всех Сыну и покорность Сына Отцу. 1.  Христианская вера, всем народам по повелению Господа проповеданная учениками, «ни от человек есть, ни человеком, но» самим Господом нашим «Иисусом Христом» (Гал. 1:1), Который, будучи Словом и жизнью, и светом, и истиною, и Богом, и премудростью, и всем, что Он по естеству по сему самому наипаче в «подобии человечестем» был (Флп. 2:7), и причастился естества нашего «по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 4:15), по подобию же так как воспринял на Себя целого человека с душою и телом, почему тем и другим совершается наше спасение. Он «на земли явися и с человеки поживе» (Вар. 3:38), чтобы люди думали впредь о Сущем, не своими водясь суждениями и по каким–либо догадкам составляющиеся у них понятия обращая в догмат, а напротив того, убедившись, что Бог истинно явился во плоти уверовали мы в ту одну истинную тайну благочестия, которая предана нам Самим Богом Словом, глаголавшим Своими устами апостолам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Во всей трактации, т.е. самой главной часта Слова, проповедник перебирает разные прообразы Пресвятой Богородицы, бывшие в Ветхом Завете, каковы: ковчег Ноев, сень Авраамова, лествица Иакова, купина Моисеева, переход чрез Чермное море, руно Гедеоново и прочее, а затем сводит разные предсказания о Ней и видения пророков: Давида, Исаии, Даниила, Аввакума и других. Вот некоторые отрывки из этой части: «Ноев бо он ковчег, сохранивый семя второму миру от всероднаго потопа онаго, сию (Марию) образоваше: спасе бо от потопа душевнаго не останок роду мал, но всю вселеную. Но и сень Авраамова сию сенописааше, являюще, яко на последняа времена, от Семене его вплотився. Бог с человеки поживеть... Но и купина она, явльшиася на горе Моисею, еяже убо и посреди и окрест пламень обвивааше, зеленейшу же и младейшу сохраняаше, палительному огню на влажное прелагающуся, – что ино прописуаше, разве Богоотроковицю сию? Неопально бо приять Божества огнь во естьстве тленном, и нетленно Плоть Тому от чистых своих кровий заимствовах. И понеже безсмертию виновна хотяше бывати, изути сапог ногу своею повелевашеся пророк, яко святу сущу месту, на немже стоаше... Приидемь отсюду на Гедеоново руно, еже на гумне приимшее росу в невремя росы, и узрим гумно убо вселенную всю, руно же Марию, росу же Еммануила, прохладившаго естьство согоревшее Адамово . Отсюду преидемь на Давида и Сломона и узрим тамо явственнешаа о Ней проречениа. Что убо рече Давид? Предста царица одесную тебе, в ризах позлащеннах одеона и преиспещрена, подобающую честь Матери воздающу Сыну во славе Своей деснаго предстояниа, позлащенныа же ризы превосходящая всяку мысль Божественныа славы дарованиа. Достоаше бо таковаго Царя бывшей Матери спричастници быти славе сыновней и царскими украшатися ризами чистоты... Видим и Даниила, мужа желаний, по премногу таковых Божественным тайнам наученаго, и царем видениа решающаго: что наричеть непорочную сию Деву, внегда сказовати вавилонскому царю видение? Гору некую высоку, от неаже без прикосновенна руки мужескиа камень отсечеся, о немже камени учитель церковный вопиет Павел: Камень же бе Христос, Иже сокруши и истни образа оного, Иже на поли, злато, и сребро, и мед, и железо, и скудель, и возрасте и исполни вся земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ныне мы празднуем Вознесение Господа нашего Иисуса Христа от земли на небо. Ныне вознесен Господь, и вот «вси языцы восплещите руками, яко взыде Господь идеже бе первее» (Стихира на Госп. воззв. 1-я). Если бы Господь не вознесся на небо, но продолжал пребывать на земле, то не было бы и этой великой радости, потому что тогда не было бы завершено дело нашего спасения, ради которого Господь пришел на землю. Потому-то и должны мы сегодня радоваться, что Господь с плотию восшел на небо. Сошел Господь с небес, чтобы естество человеческое, тлением падшее, «восстановить, вознести и с Собою прославить» (Канон 1, песнь 3) — чтобы возвести его в прежнее состояние, воистину сделать нас богами. Ибо «Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились» (Св. Афанасий Великий «О воплощении Бога Слова» гл. 59). «Мужи Галлилейские, иже от вас отыде, Сей есть Иисус Человек — Бог» (Стихира на Литии 5-я), — возвестили Апостолам Ангелы, и Апостолы «возвратились во Иерусалим с великою радостию» (Лука 24, 52). Потому-то и радовались Апостолы, потому-то и мы радуемся и празднуем, что Господь «нисшедшее естество Адамово в дольнейшие страны земли, новосотворив Собою, превыше всякого начала и власти вознес» (На литии стих. 5-я). И небесные силы потому удивляются, что видят человека, восшед-шего на небо и сидящего одесную Бога Отца; удивляются тому, что «Человек-Бог» восходит на небо и «Бог-Человек паки приидет Судия живых и мертвых» (там же). Сын Божий Единосущный Отцу родился на земле от Пречистой и Пренепорочной Девы Марии, воче-ловечился и стал во всем подобен нам, кроме греха. Своею Божественною Ипостасью Он «воспринял плоть одушевленную душею мыслящею и разумною» (Иоанн Дамаскин) и тем новосотворил наше естество, а затем через Свои Страдания и Смерть освободил его от власти греха и смерти. «Зашел еси под землю, рукою Твоею создавый человека, да воздвигнеши от падения соборы человечестии Всесильною Державою», — воспевает Св. Церковь в Похвалах в Великую Субботу, которую она называет «Субботою Преблагословенною».

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Проникновенные строки посвятил «Адамову плачу» подвижник XX века преподобный Силуан Афонский : «Скучал Адам на земле и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его... Рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им.      Не могу забыть Его ни на минуту, и томится      душа моя по Нему... Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и на землю, и вся пустыня слушала стоны его, звери и птицы замолкали в печали». 69 Адам оплакивал свое отпадение от Бога и лишение благодати Божией. По мысли преподобного старца Силуана, «всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение». 70 Афонский подвижник написал так исходя из собственного мистического опыта. Подобный опыт близок и святому Симеону Новому Богослову . Многократно удостоенный явлений и откровений Божиих, святой Симеон временами испытывал удаление благодати, и тогда он ощущал себя изгнанным из рая, «плачущим и удивляющимся своему обнищанию» (Euch.2, 174–175). Каждый раз, выходя из состояния блаженного экстатического единения с Богом, святой Симеон испытывал невероятные мучения из-за необходимости возвращения в чувственный мир, который представлялся ему тюрьмой, лишенной света: «... Творец ввел меня в чувственное и телесное жилище, заключив меня в нем и запечатав. Низведя же в чувственный и видимый мир, Он снова определил мне жить... во тьме... Заповедов это, Он удалился. Итак, оставленный один, в прежней, говорю, тьме.., я плакал и сильно рыдал, совершенно ничего не видя вне себя. Ибо я искал Того, Кого возжелал, Кого полюбил, красотою Кого был ранен...» (Hymn. 30, 336–376). Преподобный Симеон называл веру во Христа «новым раем» (Eth. 2, 7, 287), а самого Христа – «раем зеленеющим» (Hymn. 1, 133). Изгнание из рая, таким образом, отождествляется с удалением от Христа, утратой близости к Богу. В большей или меньшей степени все люди со времен Адама удалены от Бога. Поэтому и плач Адама объемлет все человечество... 3. Первородный грех

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Она умерла ровно через тринадцать дней после отца Софрония. Семья сказала: “Каждый раз, как мы приезжаем сюда, мы находим посреди храма усопшего». Это несколько событий последних дней отца Софрония. Я никогда в жизни не был так откровенен, как с вами в эти дни. Простите меня за это. Хотя и предупредил меня наш возлюбленный епископ, что у него такие замечательные клирики, которые расположат меня к откровенности, но я не принял никаких мер» 34 . Жизнь старца Софрония была чудом Божиим и доказательством Его существования. И успение старца было славным, достойным его светлой жизни. Это подтвердилось случившимся чудом. 2. Духовная автобиография Нелегко писать о жизни и деяниях святого, ибо только святые понимают святых; только те, чья жизнь подобна жизни святого, могут объяснить то, что составляет основу его бытия. Апостол Павел пишет коринфянам: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» 35 Существует мнение, что всякий человек несет в себе все мироздание, является микрокосмом в макрокосме и таким образом переживает драму всего человечества. В своей жизни он переживает трагедию войн, потрясений и столкновений потомков Адама, в какой бы форме они ни были. И с духовной точки зрения, грехопадение Адама с его последствиями и Адамов плач, равно как и радость Воскресения, переживаются в глубине существа каждого человека. Происходящее с обычным человеком старец Софроний ощущал с особой остротой, до последних возможных пределов, – Адамово грехопадение, память смертную, переживание ада, равно как и радость созерцания нетварного света, который есть свет Царствия Божия. И у кого есть подобный опыт, чтобы проанализировать внутренний мир личности старца Софрония? Апостол Павел, повествуя об этом, пишет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» 36 . Старец Софроний написал житие святого Силуана и тщательно богословски проанализировал его духовный путь, сопоставляя его со своим опытом. Для меня это не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Изд. Географич. Общ. под редакцией Н. В. Калачева. С.-Петербург 1877 г. ч. I, отд. II, 30). В тульской писцовой книге письма Ивана Жеребцова за 1587–89 гг. иконостас в Покровской церкви на Пятницкой улице в г. Туле описывается так: «в церкви деисус стоячей, на бели со Апостолы, а в нем 12 образов, да образ месной Покров Богородицы на золоте пядница, да Пречистые Богородицы Одегитрея на золоте; двери царьские с сенью, на золоте, образ пядница Христова мученица Пятница на золоте» (ibid. 1094). В каширской писцевой книге письма князя Ивана Даниловича Гагарина за 1578–79 гг. описан монастырь Пр. Богородицы Соколовы пустыни на Оке следующим образом: «В монастыре церковь Пречистые Богородицы, а в церкве на тябле деисус стоячей, а в нем 7 икон семи пядниц на желти венцы на золоте, да над деисусом 12 празников из пророка на желте ж венцы на золоте, да образ месной Рожество Пречистые с деяньем 6 пядниц, да на тябли 17 образов больших пядниц и меньших, да образ Дмитрея Селунского на золоте 2 пядниц, да двери царьские и столбцы со евангелисты на желти... да двери сиверские, на них Адамово создание» (ibid. 1521). Вот данные, на которых мы основываем все сказанное относительно изображений херувимов и серафимов наверху иконостасов. По свидетельству вологодской писцовой книги, письма кн. Ив. Мещерского эа 1627 г., в вологодском Софийском соборе поверх праотцов были резные позолоченые изображения херувимов и серафимов (вологодский сборник т. V, 13). По описи 1663 г., этих херувимов было в том же соборе 49, а в 1701 г. их было только 31 (Описание вологод. Соф. соб. Н. И. Суворова, стр. 18 и 29). В Богородице-Рождественской церкви села Пояркова, московской губ., в 1677 г. было 10 резных херувимов (Материалы Холмогоровых о московских церквах, т. IV, 17). В Успенской соборной церкви Кирилло-Белозерского монастыря, по описи за 1718 г., наверху иконостаса находилось «22 образа херувимов и серафимов резных по полименту золоченых» (Рукописная опись монастыря в библиотеке с.-петерб. дух. акад.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Прп. Серафим Саровский поясняет Николаю Александровичу Мотовилову: «Вот, например, многие толкуют, что когда в Библии говорится – вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной – что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: да будет всесовершенен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мёртвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевлённым Божиим созданиям. Но вот в чём сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни , то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно создан над прочими Божиими созданиями как венец творения на земле, всё-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя не имущим. Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу , то есть совершенно во всём Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную» Беседа с Мотовиловым]. То, что Серафим познал благодатным опытом общения с Богом и с животными, то составляет предмет учёных размышлений проницательного ума профессора, хирурга и архиепископа св. Луки (Войно-Ясенецкого) . Св. Лука, живя в атеистический и богоборческий ХХ век, на границе научного мышления и христианской веры искал ответы на вопросы времени, как некогда искал их Екклесиаст. Лука не пишет догматического богословия, он – размышляет, он заставляет думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных полков: Иже с Моисеом глаголавый древле/на горе Синайстей образы, глаголя:/Аз есмь Бог Сый;/днесь же на горе Фаворстей преобразися,/началообразное показуя, лучами облистаяся./Темже, Христе, величаю Твою силу. (2) СМоисеем говоривший в древности/на горе Синае посредством образов,/говоря: “Я – Бог вечно Существующий”,/Он же в сей день на горе Фавор преобразился/первоначальный образ наш показывая, лучами заблистав./Потому, Христе, величаю Твою силу. (2) Поемь особь Твоя, Христе, ученики,/Петра, Иакова и Иоанна,/волею на гору сих возвел еси,/чудо страшное показав/и нестерпимое Божественнаго пришествия Твоего издалеча/присносущное благолепие. Взяв особо, Христе, Своих учеников:/Петра, Иакова и Иоанна,/по Своей воле Ты на гору их возвел,/чудо страшное показав/и издалека явив Божественного пришествия Твоего/нестерпимое вечное благолепие. Твоего, Христе, пришествия непостижимаго/трепетни бывше апостоли древле,/ниц на землю падше,/Божественней Твоей дивляхуся силе:/солнца просияв светлее, Блаже,/неизреченною силою Твоею. От Твоего, Христе, непостижимого пришествия/в трепет некогда придя, апостолы,/ниц на землю пав,/Божественной Твоей силе удивлялись,/когда Ты светлее солнца просиял, Благой,/неизреченною силою Твоею. Слава, и ныне, глас 8: Мрак законный/светлый преображения прият облак,/в немже Моисей и Илия бывше/и пресветлыя славы сподобльшеся, Богу глаголаху:/Ты еси Бог наш, Царь веков. Слава, и ныне, глас 8 Мрак Закона сменило/светлое облако преображения:/в нем оказавшись, Моисей и Илия,/и пресветлой славы удостоившись, Богу возглашали:/“Ты – Бог наш, Царь веков!” Свет отрадный: и прокимен дня. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Стихиры на стиховне, глас 2, Подобен: “Дом Евфрафов:” Днесь Христос/на горе Фаворстей,/Адамово пременив/очерневшее естество,/просветив, богосодела.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Из приведенных рассуждений св. Афанасия видно, что, по учению Святых Отцев Церкви, не Бог обложил или наделил человеческую природу греховными наклонностями, как учит Митрополит Антоний, а диавол в естестве человеческом поставил греховный закон. Митрополит Антоний, таким образом, приписывает Богу то, что Святые Отцы и Учители Церкви приписывали диаволу!» В «Дополнительном примечании к Догмату Искупления», защищаясь в 1926 г. от критики Архиепископа Феофана, Митрополит Антоний пишет: «При разборе нашего «Опыта Христианского Православного Катихизиса» придирчивая критика выхватила один из ответов наших, в котором, читая его вне контекста, нашла, то есть заподозрила воззрение на Бога, как на виновника зла. Для пояснения дела приведем вместе три вопроса с ответами. В. Согласно ли с Божиим правосудием, чтобы мы рождались от грешных прародителей и несли бы на себе их осуждение? О. Наше рождение от грешных предков не есть единственная причина нашего греховного состояния: Бог знал, что каждый из нас согрешит так же, как и Адам, потому мы являемся его потомками» 39 . В. Какая же польза была для прародителей лишиться райского блаженства и получить в удел болезни, страдания и смерть!? О. Сии условия земной плачевной жизни смирили прародителей, и они умерли праведниками в ожидании лучшей жизни через искупление. В. Не с таким ли намерением Господь устроил наше появление в сей юдоли скорби? О. Именно так. Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Он при рождении нашем облагает нас болезненною, смертною и падшею природой, то есть наделенной греховными склонностями, от которых мы познаем свое ничтожество и смиряемся». И обиженный автор восклицает: «Где же тут Господь представляется виновником зла? Речь идет только о порочных склонностях, а подчиняться им или бороться с ними – дело человека». Удивительная наивность, просто странная! Как можно оспаривать то, что было сказано им в третьем ответе? Если спросить смышленого мальчика двенадцати лет, о ком и что говорится в этом ответе, то он бы сказал, что здесь говорится о Господе, который при рождении нашем облагает нас падшею природой, наделенной греховными склонностями...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В канонических книгах Септуагинта тоже выдерживает невосприимчивость к, условно говоря, влияниям мисогинизма. Так, при переводе места из пророка Малахии, увещевающего мужей не оставлять своих жен под предлогом их малоплодия, из «темного» для изъяснения еврейского текста была произведена такая сентенция: «Она супруга твоя и жена завета твоего. Не другое что сотворил [Бог], но [это] остаток духа его [т.е. Адама]. Вы же говорите: чего еще, кроме потомства, ищет Бог ? Но соблюдите [это] духом вашим: жену юности твоей не оставляй» ( Мал 2:14–15 ) 1097 . Определяется как «остаток духа его» женщина ввиду того, что акт вдыхания духа жизни в человека, согласно книге Бытия, при сотворении жены не повторяется. Это значит, что часть тела Адама, взятая для создания Евы, сама по себе была одушевлена. Поскольку в мужчине и женщине один и тот же дух, Бог ищет от мужа не только его потомства, но и верности. Подчеркивая здесь наличие духовной связи между супругами, пророк призывает мужчину «соблюсти духом своим» эту заповедь. Знаменитый «мисогинический» фрагмент Екклесиаста (стт. 7:25–29) в греческом переводе расшифрован таким образом, что не возникает сомнений: это рассуждение не о женщине, а о мудрости (, σοφα) и глупости (, φροσνη) которые обе уподобляются женам. Одну из них автор нашел – и окна оказалась хуже смерти 1098 , тогда как второй не нашел даже в тысячах человек 1099 . Из вышеизложенного понятно, что не женская природа как таковая, но аспект наследственности является определяющим для развития ветхозаветной хамартиологии в Септуагинте. Особая роль женщины в греховности человека обусловлена только двумя соображениями: она есть организующий центр человеческого космоса, который весь поражен «неправдой», и она тождественна месту зарождения жизни, где с первым появлением человека его сопровождает испорченность. Во-первых, согласно 2 Езд, из-за женщины сходят с ума и решаются на преступление, а текст Авот де-рабби Натан делает злой йецер началом, руководящим при зачатии (ср. роль «concupiscentia» у Августина). Во-вторых, получив ли соответствующий импульс при зачатии через йецер отца, либо просто всеобщее Адамово наследство через его семя, юридически отягощенное виной и генетически неисправное, человек «от чрева матери» уже совращаетеся с правильного пути, т.е. нарушает Завет с Богом. Здесь можно вспомнить и уже приводившиеся по другому поводу процитированные бдж. Иеронимом слова Бар-Акивы о «внутреннем человеке», пробуждающемся только в том возрасте, когда начинает исполнять Закон, и «внешнем человеке», который рождается «из чрева своей матери».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010