Поэтому в Господе получают новое бытие «все те, которые по собственной воле ( κατà θλησιν) возрождаются Христом πò Χρστο) в Духе через баню пакибытия». Важно подчеркивание значение воли в деле такого возрождения человека, которое вообще характерно для преп. Максима 1320 : как Господь добровольно принял смерть во осуждение греха, так и новый по Христу человек добровольно принимает спасение, дарованное Христом. Вследствие чего христиане, как говорит преподобный, «через благодать отстраняют от себя первое рождение Адамово соответственно наслаждению и сохраняют через закон евангельских заповедей благодать безгрешного состояния ( χριν τς àναμαρτησας), [даруемую] в [Таинстве] Крещения, соблюдая также неумаляемой и незапятнанной силу таинственного усыновления в Духе τς ν πνεματι μυστικς υοθεσας τν δναμιν)». В общем, в этих словах преподобного отца повторяются, как кажется, общеизвестные христианские истины о смысле Таинства Крещения 1321 , но весьма важно подчеркивание им значения соблюдения благодати, даруемой в Крещении: высказывания преп. Максима предполагают, что в принципе каждый христиан должен вести строгую целомудренную и аскетическую жизнь, которая только и позволяет быть ему подлинным учеником Христовым. Поэтому, согласно преп. Максиму, получивший благодать усыновления в Таинстве Крещения мужественно переносит «обыкновение смерти», приносящее многие страдания. Осуществляя заповеди Божии, он «ввергается в смерть не как в нечто должное вследствие греха и из-за него, но он принимает обыкновение смерти для осуждения самого греха, [а поэтому] смерть таинственным образом посылает (или “пересылает” – ( μυστιχ ς παραπμπουσαν) его в божественную и нескончаемую жизнь. Святые, мужественно свершив свое жизненное поприще во многих страданиях ради Истины и Правды, в самих себе освобождают естество [человеческое] от осуждения смерти, [возникшей] вследствие греха, и оружие смерти, [предназначенное] для уничтожения [этого] естества, они, подобно Родоначальнику их собственного спасения, используют для уничтожения греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

20. Если же кто укажет на то, что Дева затем вернулась к людям, то пусть он знает, что этим он весьма прибавил к преимуществу Девы: потому что, как Единородный Сын Отчий ради нас сошел со святых небес, так и Она ради нас пришла к людям из святыни храма. Посему (хотя), и обрученная за смертным (мужем), Она стала Невеста Неневестная Бессмертного Отца; Она не нуждалась в людях  но (сделала это) дабы при свидетелях явить нам великое чудо неизреченного Рождения и спасти уверовавших. И как, когда солнце периодически восходя для нас и совершая круговое течение, делает то, что нет никого кто бы укрылся от его теплоты, по написанному («От края небесе», говорится, «исход его, и сретение (шествие) его до края небесе» (Пс. 18:7), т. е. откуда и взошло оно)  , — так и Всенопорочная, уйдя  из среды людей и войдя во Святая Святых, снова затем вернулась к людям, чтобы отверзши источник освящения  , неотъемлемо дать всем участие в даре освящения, никого не лишив его доли, ни даже в самых сокровенных от мира вещах, т. е., оных святейших частей храма. Поскольку же то, что нам бывает благодаря солнцу, весьма — непорочно  , то мы имеем нужду в том, чтобы оно непрерывно возвращалось (к нам в своем течении); поскольку же дары Приснодевы — незыблемы, то была нужда только в одном восходе (Солнца), и в нем Она всех непрестанно озаряет, нежданно воссияв нам Оное Солнце «у Негоже несть пременение, или преложения стень» (Иак. 1:17)  . Итак, обсудив вопрос перемещения Богом Еноха, перенесем мысленный наш взор к восхищению Илии  , который сделал больше, чем тот, оставив ученику великий дар — свою милоть, посредством которой тот получил сугубую силу творить чудеса  ; но то, что относится к Матери–Деве весьма и во многом превосходит и его: потому что Она явилась Чудом из чудес на земле и общеполезным Знамением, большим всех от века сущих, и Самому Сыну Божиему в Своем чреве исткала Адамово одеяние  ; посредством Сего покланяемого (божественного) одеяния для нас произошло то, что «аще по единому писана быша, ни самому всему миру вместити пишемых книг», как говорит богословнейший из Евангелистов (Ин. 21:25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Христианин как иерей природы Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. 20 октября, 2014 Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь

http://pravmir.ru/hristianin-kak-ierey-p...

Седален по 3й песни канона. Изгнан бысть Адам от райския сладости снедию горькою, в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, по?том же многим ясти хлеб свой. Темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, якоже он, но в него внидем. Сырная седмица. Понедельник сырный. Утреня. Седален. Отверзоша Божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистившее телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное, десятины всего лета приносящее всех Царю, яко да и воскресение Его любовию узрим. Из первого трипеснца. Песнь 1. Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь, темже стецемся в надежде братие, и усердии мнозем; житие мое все блудно иждив, гражданом работах горьким и лукавым: но желающа мя к твоим щедротам ныне обратитися Христе, не презри). Начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и старестей воздержание. Темже потщимся отсечение лукавых дел сотворити. Из второго трипеснца. Песнь 8. Сие есть время покаяния, темже благомудренно начнем, братие, вопиюще: благословите дела Господня Господа. Молитва св. Ефрема Сирина. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего, яка благословен еси во веки веков. Аминь. Неделя сыропустная. Изгнание Адамово. Стихиры на «Господи воззвах». Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем. Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

«Когда Евангелие говорит: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» ( Мф.1:1 ) – здесь надобно разуметь рождение по плоти. Ибо Он соделался Сыном Давидовым в конце веков, а Сын Божий Он – прежде всех веков, безначально. В первом случае Он воспринял на Себя то, чего не имел, а другое, что имеет, имеет вечно как рожденный от Отца. Он имеет двух отцов: одного – Давида по плоти, а другого – Бога, Отца Своего по Божеству. Как Сын Давидов Он подлежит времени, осязаемости и родословию, но как Сын Божий не подлежит ни времени, ни месту, ни родословному древу». «Не святое дело – поклоняться воплощенному Богу Слову как простому человеку и не благочестиво говорить, что Он – лишь Бог без вочеловечения. Ведь если Христос – Бог, Кто Он всецело и есть, но не воспринял на Себя человеческого естества, то мы чужды спасения. Итак, надо поклоняться Ему как Богу, равно как и веровать, что Он вочеловечился. Ибо нет пользы говорить, что Он человек без Божества, и нет спасения не признавать в Нем человечества вместе с Божеством». По-херувимски бдительный ко всему, что Христово, святой Василий Великий пишет монаху Урвикию: «Я слышал, что есть некоторые, пытающиеся искаженными мнениями обезобразить правильное учение о воплощении Господа. Они говорят, что и Сам Бог превратился во плоть, что Он не через Святую Деву Марию воспринял на Себя естество (букв. «смешение», φραμα) Адамово , а Своим собственным Божеством преложился в вещественную природу (φσις). Это нелепое учение весьма легко опровергнуть. Но поскольку богохульство очевидно, то думаю, что для боящегося Господа достаточно и одного напоминания. Ведь если Бог преложился, то и изменился. Но да будут чужды меня такие слова и такие помыслы, если Сам Бог возвестил: «Аз есмь, и не изменяюся» ( Мал.3:6 ). Сверх того, какая нам польза от воплощения, если наше тело, соединенное с Божеством, не победило державу смерти? Ибо не превращением Себя составил Он Свое собственное тело, начавшее существовать, когда соединилось (букв. «когда сгустилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И не Бирон против них ополчился, а церковная власть. Так, когда св. Димитрий ростовский в первом издании своих Четьих Миней выразил мнение о непорочном зачатии пресв. Девы, то, как на латинское заблуждение, указал на него всероссийский патриарх Иоаким. Ростовский святитель последовал указанию архипастыря и не повторял больше своего мнения. В тоже время тот же патриарх, по поводу возникших в Москве горячих споров по вопросу о времени пресуществления св. даров, поднятому тоже киевскими учеными, обратил внимание на все латинские новшества, распространяемые в великорусской церкви книгами южнорусских типографий. Он велел собрать эти книги. В них оказалось не мало латинских заблуждений. Патриарх осудил их соборне. Он писал об этих заблуждениях и в Киев, с целию ослабить там латинские влияния и подействовать на тамошних защитников католических учений путем убеждений. Эта переписка имела благие результаты. Сам патриарх сообщает: „И писа о сих (латинских заблуждениях) мерность наша в Киеве к митрополиту Гедеону и в Чернигове к архиепископу Лазарю и ко иным духовного чина председателем. И тии первее во обычаех своих, прибывших им от латинского учения, мало некако приопрошася, обличена же от нас писаньми святых отец и их древле-печатными книгами, совершенно покоришася нам со всею своею паствою, и во всем согласишася с восточною святою церковию и святейшими четырьмя патриархи, братиями нашего архипастырства, восточного благочестия правительми и с мерностию нашею“ 339 . Наконец при оценке нового латинского догмата необходимо иметь в виду его связь и соотношение с другими пунктами христианского вероучения. Доктрина непорочного зачатия стоит в противоречии с догматом всеобщности первородного греха, который преемственно и наследственно распространяется на все потомство Адамово , так что изречение псалмопевца: се бо в беззакониих зачат есмь относится решительно ко всем людям, за исключением только Господа Иисуса Христа, единого безгрешного, бессеменно родившегося от Девы Марии наитием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Прежде Своего крестного страдания Господь совершил всё потребное в домостроительстве спасения и на Фаворе таинственно явил образ Троицы (6 августа. Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на велицей вечерни, на литии стихиры: «Иже прежде солнца свет Христос, телесне на земли жительствуя, и прежде Креста вся, яже страшнаго смотрения, совершив Боголепно, днесь на Фаворстей горе тайно Троицы образ показуя»). Бог Слово стал человеком, чтобы объяснить [то], для чего сотворил Он человека словесным (букв.: «логосным».– Примеч. пер.) и Богообразным. В день Своего досточудного Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество, явив его в его Богоподобной красоте и выспренности. Этим Он раскрыл Божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа (Там же. На стиховне стихиры: «Днесь на горе Фаворстей преображая пред ученики, показа началообразную доброту зрака, в Себе восприим человеческое существо»). Всё присущее Богочеловеку одновременно принадлежит и всему человечеству, ибо как Богочеловек Господь Иисус Христос объемлет весь человеческий род. Поэтому и Его Преображение имеет всеобщее значение. Этим преисполнено вселенское чувство Церкви: преобразившись на Фаворе, Спаситель, претворив почерневшее от греха человеческое естество в свет и славу Своего Божества, сделал то, что оно снова заблистало (Там же: «на сию (т. е. Фавор) бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки, сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу и светлость»). «Своим Преображением Господь открыл сокровенную от века тайну, явив непреходящую и вечную славу человеческого естества» (Преп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение). «Благодаря ипостасному единству плоти с Богом Словом, плоть совершенно обогатилась славою невидимого Божества, ибо – одна и та же слава Слова и плоти.

http://pravoslavie.ru/48146.html

Крещение Спасителя – это источник Божественной силы, спасающей людей от греха и воссозидающей их. Своим Божественным Крещением Господь Иисус Христос обновляет нас, состарившихся во многих грехах. Всецелое потомство Адама обветшало под действием грехов и смерти; Своим Крещением Господь обновляет, омолаживает весь человеческий род (“Адама обновляет”=τν δμ νακαινζει)». Цель Крещения Спасителя во Иордане – потопить змия-диавола и смыть Адамово преступление. По великой Своей милости Господь иорданскими водами потопил человеческие грехи. Входя в воду Иордана, Господь иссушает реку зла. Своим Божественным светом Господь Иисус Христос возжег Свою человеческую плоть, как светильник, и посреди Иордана взыскал божественный образ, погребенный страстями и грехами, и, найдя его, Своим Крещением даровал ему красоту. Крещение Спасителя имеет космическое значение: им Господь разрушил грех мира. Зараженные Адамовой греховностью люди до поразительного сходства уподобились греху, каким-то фантастическим образом придав ему человеческие черты; вочеловечившийся Бог крещается в Иордане, чтобы всех людей очистить от Адамова греха, чтобы иорданскими водами омыть грехи праотца. Так как за всеми человеческими грехами стоят бесы как главные творцы грехов, то Господь Иисус Христос при Своем Крещении сокрушил Своим Божеством главы невидимых змиев, то есть нечистых, лукавых духов. Тайна Христова Крещения утопает и растворяется в грандиозной тайне Его Богочеловеческой Личности, делаясь ясной Ею и в Ней. Единородный Сын Божий как человек просит крещения от смертного, а как Бог берет на Себя грех мира и дарует всем великую милость. Воплощенный Бог, наше Просвещение и Очищение, входит в иорданские воды, чтобы смыть скверну человеческого зла и воссоздать нас, сокрушенных. Крещаясь, Владыка Христос дарует всем жизнь, не подвластную умерщвлению. Христово Крещение направлено к тому, чтобы [Крещением] сделать многих чад Церкви. Своим Крещением во Иордане Господь Иисус Христос безболезненно пресекает страшные недуги человеческих душ, обновляя обветшавших людей новым рождением. Творец и Искупитель принимает крещение от Иоанна для воссозидания людей. На Богоявление людям открывается глубина премудрости сокровенной тайны и бездна Божия Промысла, ибо Бог на земле явился с плотию для восстановления человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, тако вы и перстные; и каков небесный, таковы и не бесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47-49). При жизни наше тело - перстное, душевное, как те ло Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего. Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо. Но оно было истинным телом, которое могли осязать апосто лы, для которого возможны были и обычные функ ции человеческого тела (Лк. 24,43). Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную. Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы гре хопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобож дена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

С Тобою благодать Божия, с Тобою – Сам Господь, в Тебе – вся сила и слава, и как нам, земнородным, не величать Тебя, воспеваемую ангелами и всеми святыми. Представляется душе моей и радость Самой ублажаемой Девы Богородицы, когда Она воспела Свою песнь св. праведной Елисавете: «Величит душе Моя Господа, и возрадовася " Дух Мой о Бозе Спасе Моем». По ходатайству Божией Матери Господь и нам, грешным, посылает радость, особенно ощутимую после покаянных слез, во время усердной, неразвлеченной молитвы, после победы над собой, над своими страстями, как бы в награду посылает душе радость и умиление. «БЛАГОСЛОВЕНА ТЫ В ЖЕНАХ И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО». Матерь Божия среди женского лика от создания мира выше всех – благословенна среди всех жен и является всем нам Матерью. Она приняла в Свое чрево Благословенный Плод – Невместимого Бога чрез наитие Святаго Духа по возвещении Ей об этом Таинстве чрез архангела Гавриила. «ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ». Пресвятая Богородица родила Сына Божия – Иисуса Христа. В рождестве Спасителя мира – Сына Своего и Бога сохранила девство и навсегда осталась Девою… О, дивное чудо! И потому Она названа Богородицею и Девою. Чрез Нее Бог открыл тайну воплощения Сына Своего Спасителя мира, Который чрез крестные страдания спас род человеческий от греха, проклятия и смерти. Своим послушанием Иисус Христос удовлетворил правосудию Божию, снял проклятие с человеческого рода, происшедшее за Адамово непослушание. Чрез Матерь Божию пришло спасение миру. Она – первая наша Заступница и Ходатаица пред Сыном Своим и Богом, все видит, все слышит и заметно во всем помогает нам. Символ Веры «ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ. И ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, ЕДИНОРОДНАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕК; СВЕТА ОТ СВЕТА, БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА, РОЖДЕННА, НЕСОТВОРЕННА, ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ, ИМЖЕ ВСЯ БЫША. НАС РАДИ ЧЕЛОВЕК И НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС, И ВОПЛОТИВШАГОСЯ ОТ ДУХА СВЯТА И МАРИИ ДЕВЫ, И ВОЧЕЛОВЕЧШАСЯ. РАСПЯТАГО ЖЕ ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ, И СТРАДАВША, И ПОГРЕБЕННА. И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ. И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩА одесную ОТЦА. И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ, егоже ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА. И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ. ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ . ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010