50). Плач раскаяния приводит человека к вратам св. Крещения, пройдя через к-рые он духовно возрождается. Но и «после благодати» Крещения человеческая воля испытывается, «к чему она склонна и с чем согласна». «Естество» человека, принявшего Б., по замечанию прп. Макария, «оставляется таким же (т. е. прежним.- М. И.); и человеку суровому оставляется его суровость, а легкому - его легкость». Бог оценивает человека не по особенностям его «естества», а по добрым делам его. «А если не пребывает [человек] в добрых делах, то не благоволит к нему Господь, потому что все естество Адамово удобопреклонно к добру и к злу... но может не делать зла, если желает» (Ibid. 26. 5). Однако не во власти одного лишь желания находится жизнь христианина. Желание только определяет ее направление. Сама же жизнь созидается в синергизме свободной воли и Б. Созидательную роль выполняют обе силы, но нового человека созидает Б., воля же лишь создает для этого необходимые условия (Ibid. 37. 10). Прп. Макарий сравнивает Б. с сокровищем, к-рое нищий приобретает не собственными усилиями, ему вверяет его царь. «Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище... начинает превозноситься им как собственным своим богатством... то царь берет у него свое сокровище и имевший его на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде. Таким же образом, если превознесутся имеющие благодать и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою...» (Ibid. 15. 25). Душа, «обнаженная» от Б., «загнивает», подобно несоленому мясу, в к-ром заводятся черви. Отталкиваясь от этого сравнения, прп. Макарий называет благодатную силу «небесной солью», очищающей душу человека (Ibid. 1. 5). Б. созидает нового человека «таинственно». «Как пчела тайно созидает соты в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою...» (Ibid. 16. 7). При этом она действует «постепенно», «чтобы испытать человеческое произволение». «По мере того, как душа многие годы оказывается благоискусной и согласной с благодатью», последняя, по выражению прп.

http://pravenc.ru/text/149313.html

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о деле человеческого спасения, совершённом благодаря воплощению Господа нашего Иисуса Христа Христос приходит креститься ради послушания Тому, Кто послал Иоанна, а также ради того, чтобы явить Себя миру, начать спасительное руководство народом Божиим и уверить тех, кто принимает крещение, в том, что им подаётся Святой Дух. Так, посредством Своего Крещения, Он делает наше крещение лекарством, очищающим нечистоты, проросшие в нас по причине страстного рождения и образа жизни. Хотя Сам Господь Иисус и не нуждался в очищении (даже как Человек Он в нём не нуждался, поскольку родился от Нескверной Девы и жил вне любого греха), Он совершает очищение, поскольку ради нас Он пришёл в мир. Итак, Христос принимает Крещение от Иоанна, а всё, что происходит во время этого Крещения, свидетельствует о том, что Он – Истинный Сын Божий. Вода Крещения приемлет Его Собственную благодать, благодать Отца и благодать Духа Святого. Так, крещающимся по Его примеру подаётся именно эта благодать, возрождающая, обновляющая и воссозидающая их таинственным образом. Крещёные во Имя Святой Троицы больше не относятся к роду ветхого Адама и больше не наследуют Адамово проклятие. Они родились от Нового Адама – Христа, и вместо проклятия наследуют благословение. Они уже не дети плоти, но дети Божии, они родились не от крови, не от плотской или мужской похоти, но от Бога, посредством Иисуса Христа. И если ради подвига, испытания и исправления они и бывают обременены грузом тленной плоти, то всё равно они невидимо облечены во Христа. Так, христиане уже здесь, на земле, могут, приложив старания, жить, уподобляясь Христу, а в вечности стать причастниками Его блаженства, сияния и нетления. Через одного человека – прародителя Адама – его потомки становились повинны смерти. Сейчас, посредством Одного Богочеловека – Христа Слова – всем, кто от Него возродился, передаётся благодать вечной и небесной жизни. И Небо открыто для этих людей, чтобы принять их в своё время, когда они преуспеют в вере по Христу, тогда они станут наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми. Ведь раньше Небо было для нас закрытым, а сами мы были чадами гнева. Бог оставил нас справедливо по причине нашего греха и непослушания. А ныне нам открылось Небо благодаря Иисусу Христу, через Которого наша природа стала безгрешной, через Которого мы благоповинуемся Богу Отцу, как дети благоволения и сыны возлюбленные. Крестившись, Иисус немедленно вышел из воды и отверзлись Небеса. Видите, святое крещение есть дверь, через которую крещаемые входят на Небеса. Всё, что произошло при Крещении Господа, произошло ради нас. Ради нас открылись Небеса, нашего входа они ждут. Христос обновил не только человеческую природу в целом, но и ипостась каждого из нас, то есть отдельно взятого человека. Однако достигается это обновление, когда человек получает оставление прегрешений Божественным крещением, хранением Его заповедей, покаянием и причащением Пречистых Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Здесь о вертепе можно сказать еще и то, что святой Макарий Египетский говорит о человеческом сердце: «Сердце, – говорит он, – это малый сосуд, но в нем вмещаются все вещи: там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные обители, там сокровища благодати». Подобно этому можно сказать и о Вифлеемском вертепе. Вертеп мал, но в нем вмещаются великие вещи: там Бог в лице Христа, там жизнь, царство и сокровища благодати. Вокруг Него святые Ангелы, да и святой Иосиф чист душой, как Ангел. Там и обители Божии в лице Пречистой Девы: «Преславное сказано о Тебе, град Божий» ( Пс. 86:3 ). Вот какие великие вещи вертепное небо вместило в себя, сокрыло и потаило. Потаило так, что и узнать ничего нельзя было, и потребовалось для указания пути или звезда с неба, как восточным царям, или Ангел, указывающий знаками путь, как пастухам: «Вот вам знак: вы найдете Младенца» ( Лк. 2:12 ). Вот все, что нужно сказать о вертепном небе. Что же касается другого, высшего неба, Пречистой Девы, то о нем нужно сказать следующее. Другое небо, Пречистая Дева, сокрыло в себе необычайную тайну, ту тайну, о которой апостол говорит: «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую»; и еще: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( Кол. 1:26 ; 1Тим. 3:16 ). Скрыло же от всякого человеческого разумения то, как Дева родила Бога и Сама пребыла Девой. Радуйся, Родившая Свет неизреченно и ничего не лишившаяся! Эту тайну небо утаило еще от дьявола, как говорит святой Дамаскин: «Девство Пресвятой Богородицы и воплощение Бога Слова утаилось от князя тьмы». Наконец, что касается третьего неба или, как я сказал, младенчества Христова, то и оно многое сокрыло в себе: оно подобно покрывалу покрыло наши грехи и все бесчисленные язвы мира. Сие же потому, что «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», собрал воедино все людские грехи, чтобы стать за них умилостивительной Жертвой пред Богом Отцом. Здесь преступление Адамово , здесь братоубийство Каиново, здесь отцеругательство Хамово, здесь скверны содомлян, сластолюбие гоморрян, идолопоклонство, любодейство и разные неслыханные беззакония израильтян. Здесь собраны воедино со всего света греховные тяжести, связаны и положены на повитого пеленами Агнца, здесь берущего «грех мира». А всего этого телесными очами нельзя ни видеть, ни усмотреть, ибо это тайна. Я вижу таинство, но вижу оком, просвещенным верой, согласно словам апостола: «Вера есть уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Аминь. Читать далее Источник: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. - 7-е изд. Ч. 3. - Москва : Синод. тип., 1849. – 639 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вам известно, что любители временного удовольствия восхищаются, когда находят и видят пред собою довольно перемен к наслаждению и насыщению себя; и огорчаются, ежели кто напомнит им о должном воздержании и посте; бесстрашно нарушают все постных дней установления Святой Церкви; бранят и порицают рачительно постящихся и не согласующихся с ними; называют таковых, благо-угождающих Господу, тщеславными, гордыми и грубыми невежами; а к тому еще приговаривают, желая оправдать невоздержное свое сластолюбие: «Ведь любовь спасает, а не пост» (конечно любовь, только не самолюбие). Они не могут того слышать и верить тому, что Сам Господь глаголет в Евангелии: «ничимже изгоняются бесы» (а с ними и душевные злые страсти), «только молитвою и постом» ( Мф 17, 21 ), которыми свидетельствуется и чистейшая любовь. Но насыщающиеся не чувствуют горя своего, о котором Сам Христос свидетельствует, говоря: «горе насыщающимся ныне» ( Лк 6, 24 ): таковые вечно взалчут и не утешатся. Да и ныне пространно питающиеся уже приходят в бедственное состояние, впадают в долги, в нищету! И сами же всех обвиняют, на всех ропщут: будто другие были причиною их скудости и бедствия. Горе невоздержно живущим: в них непрестанная молва, клевета, лесть, коварство; они смущаются и поносят всех, которые не по их мыслям и не соучаствуют в их мнениях, у них междоусобная распря, а другие ими обвиняются, и в насыщение их гнева нередко невинные должны терпеть от них оскорбления. И всему этому причиною презрение поста и гордое о себе мнение! Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. … 1826, марта 29-го 6. Марии Петровне Колычевой Великий пост – великие крылья, чтобы быстрее пролететь сквозь мрачные облака в небо. Любезно поздравляю вас, сестра моя о Господе; внимательной мыслью смотрел я на печатку вашу: «она живо выражает Голгофу, спасительный Крест, Адамово смирение, и возвышение, и искупление – всего человеческого рода; ваш вензель» (под Крестом на стороне, на которую Спаситель Бог благоволил призреть, склоня Свою главу), представляет глубокую философию в рассматривании Голгофы, Креста и головы Адамовой; тут пленяется весь ум глубиною Божией Премудрости и вылетают, подобно голубю, сии спасительные слова: «Смирение высоко!» – и сим кротким произношением поражается гордость, надменный дух исчезает и поглощается тартаром...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Недоумения, казалось, все кончились... КОНДАК «Взбранной Воеводе...» Он стоит вне песней канона. Смысл его – в том, что Богородица есть наша Заступница от всяких врагов и бед: от диавола, людей и несчастий: за это мы и благодарим Ее и еще просим заступления. Посему этот кондак – хотя по уставу он не полагается – поется пред уходом из храма, после утрени, под покровом нашей Матери, Заступницы усердной. Икос повторяет тринадцать раз ублажение Ее, с припевом «Радуйся»... Это самостоятельное произведение; и к канону не имеет отношения. ПЕСНЬ 7-я Богородица – теперь выражает похвалу ангелу за «светлое Благовещение»: «Свет невещественный поведая» (вот Она нашла Сама слово – не смущающее Ее, не касающееся девства: свет не омрачает ничего, наоборот – просвещает), «в вещественне (вещественном) телеси совокупляемь за милосердие многое (великое)» Бога, это «светлое Благовещение, Божественная (Божественное) проповедания (проповедание, то есть откровение ангела) ныне взываеши Ми: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева!» Ангел – взаимно отвечает тоже радостью: «Радуйся, Владычице Дево», – опять «Дево», а не Мати, – как мы только что видели это (песнь 6-я): ни в 7-й, ни в 8-й песнях этого нет; точно это имя «Мать» скрывается. Что же это значит? Ангел узрел, что зачатия еще нет: значит, полного согласия еще не выражено: «буди Мне!» Это будет после... Поэтому он по-прежнему именует Марию Девою... Продолжим его похвалу: «Радуйся, Пречистая! Радуйся приятелище (приемница) Божие!» Хотя зачатие еще не совершилось, – но ангел зрит его, как уже наступившее: он верит в это. «Радуйся, свещнице (подсвечник) Света»... Он вспоминает это слово Самой Пречистой. «Адамово воззвание, Евы избавление!» Она вспоминала Еву; а он и Адама. «Горо святая! Преявственное священие ( Пс. 30, 4 ; Ис. 2, 2 ; Зах. 4, 7 и проч.) и чертог безсмертия» ( Пс. 18, 6 ; Иоил. 2, 16 ). Последнее слово противополагается – смерти, как последствию греха. Богородица – теперь уже Сама обращается к ангелу, чтобы он, – который принес Ей «светлое Благовещение», – приготовил Ее к великому таинству... Значит, Она Сама еще не считала Себя доселе совершенно готовой к этому! «Душу очисти; тело освяти; церковь (храм) сотвори Мя вместительну (способную вместить) Бога; скинию Богоукрашену; одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа; и – Жизни чистую Матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Именующий и именуемое соединены тайной наречения в Имени, которое собирает одухотворённый мир личности воедино и дарует ему жизнь: « В имени наиболее четко познается духовное строение личности, не затуманенное вторичными проявлениями и свободное от шлаков биографий и пыли истории. Не дойти до него – значит застрять в метущейся области чувственных впечатлений, не сплоченных воедино; перейти за него – значило бы утратить точку опоры мысли и потребовать от мысли ей недоступное. Имя и есть фокус нашей мысли. Снять имя – это значит перейти к такому опыту, который хотя и воспринимаем, но уже не именуем – не сказуем человеческим словом, несказанен – иначе говоря, к опыту чисто мистическому, а его не вместить в опыт сказуемый» . Адамово наречение имён творения было собиранием и соборованием мира в литургическом служении Единому Богу. Отметим, что, соответственно святоотеческим представлениям, Слово, осмысленная речь были даны Адаму в творении, а не явились результатом позднейшего развития или какой-либо конвенции. Адам «нарекал» имена, что означает свободное пользование словом и речью, т.е. слово- и речетворчество следует назвать одним из аспектов божественного призвания человека. Адам был совершенный человек, наделённый способностью мыслить словесно: «Бог, создав тело, сотворил потом вместе (за раз) и душу и ум, и самое внутреннейшее слово наше» . Человек, созданный Богом по своему « образу и подобию», согласно христианскому богословию, призван восстановить утраченную в результате грехопадения чистоту своей первоначальной природы. Уподобиться Богу, стать подобным Ему, об ожиться возможно, согласно учению святых отцов, только посредством личного творчества как умного делания. И это творчество напрямую связано с божественным призванием как заданием постижения мира и познания Бога через имена творения и имена Божии. Так, например, св. Василий Великий в «Шестодневе» говорит о сотворённом Богом мире как о «художественном произведении, доступном созерцанию всякого» . Св. Григорий Богослов писал: «небо, земля и море есть дивная книга Божья, которую надо уметь читать» . Таким образом, актуализируется логосная составляющая божественного предназначения человека и его призвания.

http://bogoslov.ru/article/4699916

1 Начиная с этого места до последнего абзаца гл. 9 рукописная традиция сохранила два несколько различающихся варианта текста, которые взаимно дополняют друг друга. В переводе они объединены, поскольку это можно сделать без ущерба для смысла и последовательности рассуждения, причем в каждом конкретном случае предпочтение отдается более развернутой версии. 2 Облик ( μορφ) здесь, скорее всего, отсылает не к философской терминологии, а к известному выражению ап. Павла «приняв образ раба» ( Фил 2:6 ), где по-гречески употреблено именно это слово (в церковнославянском переводе «зракъ» в отличии от «образъ» – εκν). Перевод «образ» в данном случае невозможен, так как он вызвал бы путаницу с учением того же св. Иоанна об иконах. 3 Имеется в виду, что, хотя грех не есть сущностное свойство человеческой природы, грехопадение Адамово изменило эту природу как таковую. Принятое в античной философии определение человека, которым пользуется здесь св. Иоанн (разумное и смертное живое существо, ζον λογικν θνητν), применимо лишь к падшему человеческому естеству, поскольку смерть явилась следствием грехопадения. 6 В оригинале противопоставление μτοχον – μεθεκτν, то, к чему нельзя или можно быть причастным. Св. Иоанн хочет сказать, что можно быть причастным не Божественной сущности, но лишь Божественному действию. Различие между абсолютно непознаваемой сущностью Божией и Его отчасти доступным познанию действием подробнейшим образом объяснено в трудах св. Григория Паламы . 7 Здесь во всех случаях употреблено слово δναμις, смысл которого передается философским термином «потенция», перевод же на литературный русский язык может различаться в зависимости от контекста: сила, возможность, способность. 8 Движение по устремлению ( καθ’ ρμν κνσις) – способность произвольно перемещать свое тело в пространстве; согласно представлениям древних, один из признаков, по которым животные отличаются от растений. 9 Под «истечением» ( εσις) следует понимать то, что в современной биологии называется «обменом веществ», т.е. что вещественный состав тела не постоянен, но текуч. «Рассечение» ( τομ) есть одна из главных особенностей тела, потому что душу, в отличие от него, нельзя разделить на части. При этом τομ присуще любому материальному телу, а εσις только живой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до его грехопадения. Православная Церковь , которая всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов – «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», – никогда не допускала (по крайней мере в том значении, которое ему придает Римская церковь ) догмата о непорочном зачатии. Определение «привилегия, дарованная Пресвятой Деве ввиду будущей заслуги Ее Сына» чуждо духу православного христианства; оно не может принять этот крайний юридизм, который стирает действительный характер нашего искупления и видит в нем только лишь отвлеченную заслугу Христа, вменяемую человеческому лицу до страдания и воскресения Христова, даже до Его воплощения, по особому Божию произволению. Если Пресвятая Дева могла пользоваться последствиями искупления до искупительного подвига Христова, то неясно, почему бы эта привилегия не могла быть распространена и на других людей – например, на всех предков Христа, на все то потомство Адамово , которое способствовало из поколения в поколение приуготовлению человеческой природы к тому, чтобы она затем была воспринята Словом в утробе Марии. В самом деле, это было бы логичным и соответствовало бы нашему представлению о благости Божией, однако абсурдность подобного предположения совершенно очевидна: человечество пользуется своего рода «судебным постановлением об отсутствии состава преступления», несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения от Христа. То, что кажется абсурдным по отношению ко всему человечеству, жившему до Христа, не менее абсурдно, когда речь идет об одном человеке. Эта бессмыслица становится в таком случае еще более очевидной: получается, дабы подвиг искупления мог совершиться для всего человечества, нужно было, чтобы он предварительно совершился для одного его члена. Иначе говоря, для того чтобы искупление имело место, нужно было, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее воспользовался его плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Искупительная Жертва Спасителя облекла человека славою, которую он имел до грехопадения. В слове на Преображение Господне св. Ефрем Сирин влагает в уста Спасителя следующие слова: «О, Симон, что ты говоришь (говоря: хорошо нам здесь остаться)! – Если мы здесь останемся, то кто исполнит слова пророческие? Кто явит сказанное проповедниками? Таинства же праведников кто совершит? Если мы здесь останемся, то какое значение этим словам! «Ископаша руце Мои и нозе Мои» – на ком исполнится? И это: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» – к кому относится? – И еще это: «Даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» – кому приключится? – И оное: «В мертвых свободь» – кто возвестит? Если здесь останемся, Кто разорвет рукописание Адамово ? Кто отпустит его долг? И одеяние славы его кто обновит?» 787 Св. Иоанн Златоуст так говорит: «Гораздо более заплатил за нас Христос, нежели сколько должны мы были; не в том, однако, смысле, будто беспредельная цена заслуги Христовой была более беспредельной Правды Божией; в беспредельном нельзя находить ни большего, ни меньшего, а в том, что Христос не только отклонил те бедствия, которые нанес Адам, но доставил еще нам гораздо более благодеяний, т. е. благодать, жизнь и славу». 788 Животворящая Кровь Спасителя очистила человечество от скверны греха. Евсевий Кесарийский на вопрос, какая цель Христовых страданий, отвечает: «Чтобы пострадав за нас и быв за нас клятвою, очистить наши грехи и чтобы совершить божественное жертвоприношение и за весь мир принести великую Жертву Сущему над всеми Богу». 789 Св. Григорий Богослов говорит: «Христос именуется Избавлением ( 1Кор.1:30 ), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как дающий Себя за нас в Искупление, в очистительную жертву за вселенную». 790 У св. Кирилла Александрийского читаем: «Только потому, что Христос – Бог Слово, кровь Его очищает нас от всякого греха». 791 Искупительная Жертва освятила человечество. Св. Григорий Палама (которого полные цитаты будут приведены немного ниже) говорит об этом неоднократно. Согласно его словам, для примирения Бога с человеком была необходима Жертва – «примиряющая нас с Всевышним Отцем и освящающая оскверненных общением с лукавым». 792 Такую Жертву человек принести не мог, «поэтому явился единый чистый Христос, и предложил Самого Себя, и был принесен как Жертва – Начаток Отцу за нас, чтобы, взирая на Него и веря в Него, и чрез послушание Ему, прилепившись к Нему, мы чрез Него явились бы пред лице Бога и, будучи примиренными благодаря Жертве, все освятились». 793

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

ИНОЕ. Спаситель негде говорит, обращаясь к Марии после воскресения из мертвых: «Не прикасайся Мн, не у бо взыдохъ ко Отцу Моему: иди же ко Моей и рцы имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» 1450 . Заметь же снова, немного подумав над смыслом сказанного, что воссиявшее от Бога и Отца Слово предстает поистине Сыном, а не созданием, [каким оно представляется] согласно безумию и одновременно невежеству еретиков. Разберем же подобным образом и значение этого утверждения: Бог Слово, сойдя [с горних высот и облекшись] в вид и суть человечества (Ες τ τς νθρωπτητος σχμ τε κα πργμα καταβεβηκς), дабы спасти человека, поскольку [Сам] стал тем, чем мы являемся по природе, усваивает Себе отличительные особенности человечества, а взамен дает нам Свои, и, таким образом, в подобающую Его природе честь возводит человека, отпавшего от этой изначальной славы через преступление Адамово . Итак, смешав и сорастворив нас неким образом с Собою, и обратно – Себя с нами, Он сходит в наше [состояние], а нас восхищает в Свое, так как мы суть человеки по природе, а Он стал человеком, сойдя по человеколюбию в то, что не свойственно [Его] природе (τ παρ φσιν). Рабы Божии мы по природе, как творения; рабом назвался и Он, придя в несвойственное [Его] природе [состояние], когда стал человеком. Но и наоборот: Бог по природе Он, – боги и мы, взойдя по благодати в то, что не свойственно [нашей] природе, ибо мы суть человеки. Сын по природе Он, – сыны и мы по усыновлению (κατ θσιν), как призванные быть Ему братьями. Следовательно, если мы – боги и сыны по положению (κατ θσιν), то Он, в свою очередь, будет этим по истине, в противоположность тем, кто по положению. А являющийся истинным Сыном и Богом как может быть сотворенным, когда Божественная сущность никоим образом не допускает быть созданной? ИНОЕ. Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, говорит негде паки: «Миръ вамъ: якоже посла Мя Отецъ, и Азъ посылаю вы. И рекъ, дуну и глагола имъ: Духъ Святъ» 1451 . Зная Дух зиждительным (δημιουργικν) по природе, и Псалмопевец говорит, обращаясь к Владыке всех, Богу и Отцу: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» 1452 . Итак, коль скоро Дух Святой и созидает, и обновляет все, имея таковую природу, как Он может быть сотворенным, или как может мыслиться тварью по природе Сын, податель могущего творить Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010