еп. Арсений. Николай мефонский епископ XII в./Христианское чтение. СПб.: 1882. 7—8. С. 161—175; 9—10. С. 495—515; 1883. 1—2. С. 11—26; 3—4. С. 308—357    св. Григорий Богослов. Слово 45/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 675—676    св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры/Полное собрание творений. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1913. Т. 1. Кн. 3. Гл. 27. С. 293    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Гл. 1. С. 21    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 2. С. 22—23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 2. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 23—24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 1. Гл. 3. С. 24    св. Симеон Новый Богослов. Слово 1/Слова, в пер. Епископа Феофана Затворника. М., 1892. Т. 1. Слово 38. Гл. 3. С. 319    св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к евреям/Творения: В 12 т. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 70    св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к евреям/Творения: В 12 т. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 71 7. О греховных наклонностях    Митр. Антоний в своем Катихизисе говорит: «Зная вперед, что каждый человек возымеет Адамово своеволие, Господь попускает, что мы наследуем Адамову немощную природу, болезненную, смертную, обладающую греховными склонностями, в борьбе с которыми, а еще более — поддаваясь им, мы сознаем свое ничтожество и смиряемся». Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, хотя они и не согрешили, что они «наделены падшей греховной природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама». Таким образом, по учению митр. Антония, выходит, что Бог облагает и наделяет человеческую природу греховными наклонностями. Но не так учат об этом Святые отцы и учители Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

   Мы сие видим очевидно и осязаем всеми чувствами. Посмотри на один многолюдный дом, если господин дома повинуется Божественным заповеданиям, а сродники его и рабы — ему: обитает в таковом доме любовь и согласие мужа с женою, похвальное и доброе воспитание и учение чад, ревность и тщание рабов, распоряжение и благоустройство во всей экономии. Если же правитель дома нарушает Божеские заповеди, и сообитающие с ним никакого не являют ему послушания: в таковом и супруги несогласные и немирные, и чада ненаказанные и бесчинные, и рабы непослушные и нерадивые, и все распоряжение дома презрительное и непорядочное. Войди в церковь: если первостоятель являет пример повиновения к Богу, и прочие церковники отдают ему должное послушание, узришь в таковой церкви хранение Божественных законов и правил, порядок во всех церковных обрядах, старание о человеческом спасении, свет всякого благодеяния и добродетели. Если же предстоятель ходит путем преслушания Божеских законов, и церковники не повинуются ему: владычествует там презрение Божеского закона и церковных правил, беспорядок во всех церковных последованиях, нерадение о душевном спасении и тьма всякого злодеяния и греха. Вниди в какой-либо град: если царь повинуется Богу, подчиненные же царю, не бывает в таковом граде никакого насилия, правительствует правосудие, сияет паче всего любовь, действуют все законы; торговля, начальство, воинство, художества, науки, — вся благая и всякое счастие тамо процветают. Если же царь не повинуется Богу, подчиненные же царю: кто может представить притеснения, неправды, присвоения, соблазны и беззакония такового града? Тамо торги неверные, воинство подобное похитителям, мореплавание непостоянное; тамо художества в небрежении, науки в презрении; тамо произобилуют всякие неправды и бедствия. И так, о послушание! ты еси великая и удивительная добродетель: без тебя заграждается небо, без тебя заключается рай, без тебя погружается человек во глубину несчастий. Когда ты царствуешь, благоденствуют царства, грады, домы и человеческие общества; цветет добродетель и святость церковная: хранящие Божеские законы являются любителями Его и сынами и восходят на ту славу, от которой ниспали. Преслушание Адамово сотворило всех людей грешниками; послушание Христово явило всех, в Него верующих и повинующихся, праведными и святыми: «якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози» (Рим.5:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

Поэтому в Господе получают новое бытие «все те, которые по собственной воле ( κατà θλησιν) возрождаются Христом πò Χρστο) в Духе через баню пакибытия». Важно подчеркивание значение воли в деле такого возрождения человека, которое вообще характерно для преп. Максима 1320 : как Господь добровольно принял смерть во осуждение греха, так и новый по Христу человек добровольно принимает спасение, дарованное Христом. Вследствие чего христиане, как говорит преподобный, «через благодать отстраняют от себя первое рождение Адамово соответственно наслаждению и сохраняют через закон евангельских заповедей благодать безгрешного состояния ( χριν τς àναμαρτησας), [даруемую] в [Таинстве] Крещения, соблюдая также неумаляемой и незапятнанной силу таинственного усыновления в Духе τς ν πνεματι μυστικς υοθεσας τν δναμιν)». В общем, в этих словах преподобного отца повторяются, как кажется, общеизвестные христианские истины о смысле Таинства Крещения 1321 , но весьма важно подчеркивание им значения соблюдения благодати, даруемой в Крещении: высказывания преп. Максима предполагают, что в принципе каждый христиан должен вести строгую целомудренную и аскетическую жизнь, которая только и позволяет быть ему подлинным учеником Христовым. Поэтому, согласно преп. Максиму, получивший благодать усыновления в Таинстве Крещения мужественно переносит «обыкновение смерти», приносящее многие страдания. Осуществляя заповеди Божии, он «ввергается в смерть не как в нечто должное вследствие греха и из-за него, но он принимает обыкновение смерти для осуждения самого греха, [а поэтому] смерть таинственным образом посылает (или “пересылает” – ( μυστιχ ς παραπμπουσαν) его в божественную и нескончаемую жизнь. Святые, мужественно свершив свое жизненное поприще во многих страданиях ради Истины и Правды, в самих себе освобождают естество [человеческое] от осуждения смерти, [возникшей] вследствие греха, и оружие смерти, [предназначенное] для уничтожения [этого] естества, они, подобно Родоначальнику их собственного спасения, используют для уничтожения греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Таковой образ Христова благословения приняли первее святии Апостоли, а от сих другоприимательне древнегреческие и прочие первосвятители. Итак, были по оному святым Лукою написанному образу и множайшии в древлегреческой церкви иконы точно изобразуемы. А потом промыслом Божиим, не точию с первейших тех икон копии, но даже и самыя подлинныя апостольского художества иконы в Россию собраны и ведикими чудесами от Бога прославлены, где и до днесь, как известно, целы сохраняются. 5) Вышеозначенным сложением двух перст десницы во образ таинства Христова воплощения, а трех прочих перст Святую Троицу равночисленно образующих, наблюдается у нас всеопасно истовое на себе знамение честного креста, сиречь согласно истинному догмату веры, яко Христово только человечество на кресте страдало, а Божество от плоти не разлучно, но безстрастно присутствовало. Сим же крестным знаменованием, по сказанию святого премудрого Максима Грека , учнт нас святая церковь вкупе и все благоверия христианского таинства сице исповедовати во-первых: полагая сложенныя персты на челе, исповедуем: „в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово“ и яко от Бога Отца родися, яко и наше слово от ума происходит. А яко по божественному слову, глаголющему: приклони небеса и сниде, тако и мы рукою, со главы снося, полагаем на чрево, исповедуем с небесе на землю в нам Божие снитие и воплощение, то есть во чреве Приснодевы Марии безсеменное вселение, девятомесячное в ней обитание, рождение, страдание и воскресение. Потом вознося полагаем на правое плечо, исповедуем Христово по воскресении на небеса вознесение, и седение его одесную Бога Отца. Потом, перенося, полагая на левое плечо, исповедуем быти второе Христово страшное на землю пришествие судити живым и мертвым, и воздати комуждо по делом его, праведным царствие и жизнь вечную, а грешникам муку вечную: от сея же последней и молимся помиловати нас; при том и таинство образуем: поклонением первое Адамово падение, а восклонением – о Христовем воскресении паки наше возстание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

     Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ . Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения . Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хаджигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание . Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” . Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь . Только подняв свой Крест, отрекшись от себя, своих желаний и постоянно растущих потребностей, мы сумеем открыть для себя всю ценность и красоту мира. Не существует истинной любви без смирения и самоотверженности. Нам необходимы воздержанность, самоконтроль и добровольное ограничение своих потребностей . Благодаря своему смиренномудрию иерей природы считает себя ответственным за все зло, присутствующее в мире. Он знает, что грех – это причина умаления благодати, которая оживотворяет, укрепляет и поддерживает все творение, разумное и неразумное. Душа иерея природы не в силах смотреть на причинение вреда любому существу, как разумному, так и нет. Она страдает, и это есть “возгорение сердца о всем творении” . И когда природа видит всякого человека, облаченного в святое смиренномудрие, одежду святости, она поклоняется ему в честь своего владыки, которого видела облаченным в святость, как пишет святой Исаак Сирин . След иерея природы на земле трудноразличим и незаметен.

http://pravoslavie.ru/74449.html

А с духовной точки зрения мы с вами можем сказать, что это есть образ Божий. А у кого есть образ Божий? У человека. Только человек является личностью. Видите, какой простой ответ. А в сфере психологической науки этот ответ очень сложный. - Читая Книгу Бытия, Новый Завет и комментарии к нему, задаю себе вопрос: Господь завещал проповедовать Евангелие всей твари. Всей твари, а не только человеку. Как это понимать? Как это - проповедовать Евангелие всей твари? К какой части телесного состава человека обращается Евангелие? - Неожиданный очень вопрос. На самом деле, ответ-то может быть очень простой. Каков смысл евангельской проповеди? - Возлюби... - Да. А все-таки самый непосредственный смысл - спасение. Царство Небесное - спасение души. А для кого актуально спасение? Для человека. Потому что именно к человеку приложимо понятие первородного греха. К животному-то это все не применимо. Разве животные грешат? Нет. Бедное животное страдает только вследствие падения человека. Отсюда изменение отношения животного к человеку после его грехопадения. - Так для кого, прежде всего, Евангелие? Для человека, как для существа, которое Господь видит спасающимся. И спасенным. - И который способен спастись . - Да. Господь сказал: не хочу смерти грешника. Это приложимо, конечно же, к человеку. А животное словно бы производное нашего греховного действия... Как человек себя поведет, так и животное отзовется. Нам известны отношения Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Сергия Радонежского с животным миром... Это показывает возможность восстановления в человеке духовного мира со всей тварью. Преподобный Серафим, насколько это возможно человеку, стяжал свойство Адамово - первозданного Адама. Он - преподобный, то есть уподобился Богу. Как Адам. Адам же в Раю жил с животными в мире и согласии. Не было конфликта, напротив, животные относились к Адаму как к Царю, как к Повелителю. И подобные взаимоотношения установились и у Преподобного Серафима Саровского. Мы знаем, что медведи приходили к нему, даже прося защиты.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/25/...

52 ...гробъ святаго пророка Самоиля, и отца Елъкана, и Марьи Египтяныни...– Пророк Самуил; ο нем говорится в Первой книге Царств; жил в XI в. до н. э.; Елкана – его отец. Мария Египетская – византийская святая, первоначально – блудница в Египте; случайно попав в Иерусалим, она там раскаялась, ушла в пустыню, где и прожила до конца своих дней (ум. 521). 53 ...столпъ Давидовъ...– башня, примыкающая к дому, или замку царя Давида, цитадель Иерусалима. 54 ...Елеоньскую гору...– Гора, отделенная от Иерусалима потоком Едрон, место ряда новозаветных событий, связанных с Иисусом Христом. 56 ...Стефана Первомученика...– Стефан Первомученик, один из семи первых дьяконов, поставленных в Иерусалиме апостолами; в Деяниях апостолов (6, 8–15; 7) рассказывается, что Стефан за проповедь учения Иисуса Христа был побит камнями, став таким образом первым христианским святым-мучеником; отсюда и его прозвище «Первомученик». 57 ...от Вифлеома...– Город Вифлеем в Иудее; согласно Евангелиям – место рождения Иисуса Христа. 59 ...къ Святому Въскресению...– Храм Воскресения Господня, сооруженный на месте разрушенного в 1010 г.; в 1130 г. был перестроен крестоносцами. 60 ...Гроб Господень.– Пещера посреди храма Воскресения, в которой, по преданию, был похоронен Иисус Христос. 61 ...Адамово воздвижение...– Изображение сошествия Христа в ад: Христос за руки «воздвигает» – выводит из ада – Адама и Еву. 63 ...Благовщение.– Событие, ο котором говорится в Евангелии от Луки (1, 26–38): ангел Гавриил, посланный κ деве Марии, обрученной Иосифу из рода Давида, сообщил ей, что ее осенит сила Всевышнего и у нее родится сын, которого она назовет Иисусом. 64 ...Пупъ земли...– «Пуп земной», «середина» или «средоточие» земли – место за алтарем храма Воскресения Господня; основанием для такого названия служат слова 73-го псалма (12): «спасение посреди земли», и фраза библейской Книги Иезекииля (5:5): «Это – Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли». 66 ...до Края...– То же, что «Крайниево мсто, еже есть Лобное мсто» (Κραν ου τπος), ο котором дальше идет речь; по Даниилу – нижняя часть Голгофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он тянет невод. Он взмахнет широко, Откинется всем телом, – и топор Вонзится в ствол. Пусть дерево высоко, За зеленью невидим неба взор, Пусть прячутся в его макушке птицы, – Оно падет… (265) Но, с другой стороны, после грехопадения Адама труд был " объявлен для него проклятьем " (как и рождение детей). Здесь важно то, что, согласно матери Марии, нельзя сказать, что человек был наказан трудом, труд сам по себе не является проклятьем, он лишь становится таковым в силу грехопадения. В действительности, именно труд позволяет человеку быть сотрудником Бога. Однако, настоящий Господин творения – Бог, потому все человеческие труды должны быть для Него и посвящены Ему, только тогда они снова станут благодатными. Хозяин нив, открой нам закрома, Чтоб мы могли наполнить их пшеницей. Открой Свои небесные дома, Чтоб мы вернули все Тебе сторицей. (265–266) Это о чем, об урожае или человеке? И о том, и о другом. Все принадлежит Богу на земле – и человек, и его труд. Вот почему мать Мария и обращается к Богу с мольбой, чтобы Он принял жатву человека ( " пшеницу золотую " ) и его самого – ту же самую " Господню пшеницу " , " жатву Духа " : Прими, прими пшеницу золотую Твоих сотрудников. Вот кирпичи, – Мы ими глину сделали сырую, Мы для Тебя работали в ночи. Что создано в веках, – необозримо. Как пчелы лепим воск мы для свечи В алтарь небесного Ерусалима. (266) Как мы помним, в стихотворении " Мне кажется, что мир еще в лесах " , которое открывает сборник " Стихи " (1937), мать Мария называет себя Божиим кирпичом и просит Бога употребить ее для строительства Его Церкви. Земной труд вновь становится благодатным тогда, когда в нем происходит созидание человека и Церкви, понимаемой как Богочеловеческий организм. Здесь тот же вывод, что и в статье " Крест и серп с молотом " : " В свободном трудничестве наши усилия должны создавать из всякого общего дела некий монастырь " . Говоря философски, когда в Боге объект труда совпадает с его субъектом, а также с самим трудовым актом, преодолевается " отчуждение " , против которого безуспешно пытались бороться марксисты. В действительности, дело не в " отчуждении " , а в последствии грехопаденья, которое преодолевается только во Христе. " Труд не есть лишь неизбежное зло, проклятие Адамово, – он есть и соучастие в труде божественного домостроительства, он может быть преображен и освящен. И труд неправильно понимать лишь как дело рук, как поделку, – он требует ответственности, вдохновения и любви. Он должен быть трудом на ниве Господней " , – так писала мать Мария о труде в одной из своих поздних работ " Вторая Евангельская заповедь (1939), в которой " Господня нива " ясно соотносится с человеческими сердцами, с людьми. Таково " богословие труда " матери Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Он часто, и особенно в последние годы, предостерегал от опасности как римской униатской пропаганды и неприемлемого для православного человека папизма и протестантизма, так и современной всеереси экуменизма, против неевангельского отношения к нему отдельных православных представителей. Еще в 1927 году, касаясь одного тогдашнего римо-католического призыва к православным прийти и подчиниться Римской Церкви и папе, отец Иустин писал: «Мал человек, слишком мал, будь он и папой, чтобы можно было оставить Богочеловека и прийти к человеку... Папопоклонство – человекопоклонство – вызывает грустную улыбку в жалостливой душе православной, и она «денно и нощно» молится Иисусу Сладчайшему, да направит всех человекопоклонников путем богочеловеческой истины в жизнь богочеловеческую» 36 . Известно классическое утверждение отца Иустина о том, что в истории рода человеческого произошло три главных падения: Адама, Иуды, папы. Адамово падение – отпадение от Бога; Иудино падение – продажа Бога; папское падение – желание заменить Богочеловека человеком, потому и наизлейшее. Догмат Римо-Католической Церкви о непогрешимости папы-человека, согласно отцу Иустину, всего лишь возрождение язычества и многобожия 37 . Потому папизм – это первый протестантизм, по словам истиновидца А.С. Хомякова 38 . В духе преподобного Максима , отец Иустин беспощаден и к современному экуменизму. «Экуменизм, по отцу Иустину, есть имя для всех видов псевдохристианства, для всех псевдоцерквей Западной Европы. Они же суть не что иное, как ересь на ереси. Для всех для них общее название – всеересь. Почему? Потому что на протяжении истории разные ереси отрицали или извращали отдельные свойства Богочеловека Христа, а эти европейские ереси отвергают всего Богочеловека и на Его место ставят еврочеловека. Тут нет существенного различия между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и другими сектами, имя коим легион» 39 . Из такового состояния дел по-святоотечески логично заключение отца Иустина, что «без покаяния и вступления в истинную Церковь Христову неестественно и бессмысленно говорить о некоем объединении «церквей», о диалоге любви, об intercommunio» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1) Одобрить составленный Высокопреосвященным митрополитом Антонием «Опыт православного христианского катехизиса» для русских учебных заведений заграницей как учебник, без объяснительной записки, оставив последнюю как руководство для учащих. 2) Рекомендовать заменить в учебных заведениях заграницей Филаретовский катехизис означенным «Опытом православного христианского катехизиса» как более кратким и удобным для усвоения. На основании бывших суждений, по тщательном обсуждении возражений архиепископа Феофана и епископа Серафима и отзыва епископа Гавриила в связи с брошюрой митрополита Антония «Догмат Искупления», Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей определяет: не усматривая в катехизисе митрополита Антония указанных Преосвященными архиепископом Феофаном и епископом Серафимом разногласий с учением Церкви, не находит оснований к отмене Синодального определения от 27 марта/9 апреля 1925 года. Подлинный протокол за надлежащими подписями. 9/22 апреля 1926 г. Сербия, Ср. Карловцы. Верно: Управляющий Синодальной канцелярией (подпись). После вышеприведенных протоколов Синода Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Феофан делает краткое заключение: «Митрополит Антоний в своем катехизисе говорит: «Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Бог при рождении нашем облагает нас смертной и падшей природой, то есть наделенной греховными склонностями, от коих мы познаем свое ничтожество и смиряемся» (с. 38). Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, хотя и не согрешили, что они «наделены падшей греховной природой, являясь на свет, согласно предведению Божьему, потомками падшего Адама» (с. 67). Таким образом, по учению митрополита Антония выходит, что Бог облагает и наделяет человеческую природу греховными наклонностями, но не так учат об этом святые Отцы и Учители Церкви. «Адам по первом создании имел плоть безгрешную, – говорит святой Афанасий Великий . – но через преступление соделал доступной греху и ниспал в истление и смерть» («Против Аполлинария, о воплощении», т. 3, п. 7, с. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010