Прочие же языки, рекл еси оныя ничто же быти ( 3Ездр.4:55–56 ). Впрочем предначертанные заранее суды Божии о помиловании одних и отвержении других не нарушают их свободы, а напротив и совершаются в свободном направлении и деятельности тех и других: это видно в книге из сетования Ездры на Адама, свободно допустившего падение, увлекшее в грех всех людей, – из ублажения в книге подвизающихся в вере и правде, – из обличения противников в неблагодарности и упорстве, – из прямых о сем слов: сей есть живот, о немже Моисей рече: избери себе живот, да живеши. Невероваша же ему и т. дал. ( 3Ездр.7:59–60 ). Посему суды Божьей любви, спасающей во Христе послушных и отвергающей противных, совершаются так, что, с одной стороны, семя греха, всеянное в человеческий род через грехопадение Адама, более и более развивается в предающихся греху, к их страшной гибели; а с другой стороны, и противодействующее сему начало живота (разумеется, начало благодатно-Христово; ибо Христос представляется в книге вождем правды и веры, низложителем отверженных и избавителем избранных), это благодатное семя в сердце, очищающее внутреннее состояние человека, тоже более и более раскрывается самим Богом для разрешения плодом вечной жизни; и то и другое идет, соразмерно одно с другим, вперед все ближе к окончательному низложению зла и торжеству добра, вместе и согласно в обоих мирах – видимом и сокровенно-духовном. Вот места, в которых эти мысли развиваются: насеяно есть зло, и не уприиде погубление его... злак семене злаго всеян есть в сердце Адамово из начала, и коль много зла роди и раждает, дóндеже приидет млачение... Егда пожаты будут класы, имже несть числа, коль велию молотьбу начнут творити! ( 3Ездр.4:28–32 ). Даси нам семя в сердце, и чувству очищение, от онудуже плод был бы ( 3Ездр.8:6 ). И сохраних мне ягоду от грозда, и саждение от великаго множества (de triba multa). Да погибнет убо множество, еже без вины рождет естъ, и да сохранится ягодица моя, и насаждение мое, еже великим трудом соверших ( 3Ездр.9:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Согласно антиюридической ереси, Сам Бог является источником греха! Так об этом учит свт. Серафим: «Таким образом, по учению М. Антония получается, что причиною нашей греховности является сам Бог, облагающий нас природою с греховными склонностями. Правда, М. Антоний не желает, чтобы в отношении к нему предъявлялось такое обвинение. Поэтому он после только что приведённых слов говорит: «Где же тут Господь представляется виновником зла? Речь идёт только о порочных склонностях, а подчиняться им или бороться с ними – дело человека»   108. В ответ на эти слова мы должны сказать, что речь идёт не о греховных склонностях и об отношении к ним человеческой свободной воли, а о причине их возникновения. М. Антоний указывает эту причину в Боге, ибо, по его словам, никто иной, а Бог облагает нас «болезненною... и падшею природой, т. е. наделённой греховными склонностями». Поэтому обвинение М. Антония, как представляющего Бога виновником зла, остаётся во всей своей силе.    Нисколько не оправдывают М. Антония и дальнейшие его слова, где он говорит: «Можно для закрытия подозрительных ртов критики изменить в следующем издании (катехизиса) последний ответ так: «Да. Зная вперёд, что каждый человек возымеет Адамово св   оеволие, Господь попускает, что мы наследуем Адамову немощную природу, болезненную, смертную, обладающую греховными склонностями, в борьбе с которыми, а ещё более – поддаваясь им, мы сознаем своё ничтожество и смиряемся»109. И в этих словах своих М. Антоний отрицает всякую силу первородного греха для нас, ибо он не говорит здесь, что этот грех есть причина всех наших грехов. Спрашивается, где же, в таком случае, надо искать причину нашей личной греховности, нашего Адамова своеволия? Желая снять с себя настоящее обвинение, М. Антоний заменил слова: «Он (Господь) при рождении нашем облагает нас падшею природою, то есть, наделённой греховными склонностями», словами: «Господь попускает, что мы наследуем Адамову... природу..., обладающую греховными склонностями». Если бы М. Антоний заявил здесь, что мы грешим Адамовым своеволием в силу первородного греха, то замена слова «облагает» словом «попускает» имела бы значение, ибо тогда не Бог представлялся бы источником зла, а грех Адама, совершенный его свободною волею под влиянием искушения от диавола.    Но при уничтожении связи наших личных грехов с первородным грехом замена слова «облагает» словом «попускает» нисколько не помогает М. Антонию отстранить от себя обвинение в допущении им мысли, что Бог является источником зла. Если люди стали грешить не в силу первородного греха, а в силу того, что Бог попустил им наследовать «болезненную, смертную Адамову природу, обладающую греховными склонностями», то ясно, что причиною наших личных грехов является это попустительство Божие».   

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

А если он будет в силах познать прощающего Господа и поспешит последовать Ему, то сможет от всего сердца возлюбить ненавидящего и терзающего его, как то делали Апостолы, познавшие и возлюбившие Бога.Брат сказал: «А каково было намерение Господа, отче? Прошу тебя поведать мне об этом».Старец ответил:Если ты желаешь узнать намерение Господа, то внемли с пониманием. Господь наш Иисус Христос, будучи по природе Богом, благоволил через человеколюбие Свое стать и человеком, «родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4), согласно божественному Апостолу, дабы как человек соблюдая заповедь, ниспровергнуть ветхое Адамово проклятие. Ведая, что «на ...двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф. 22:40), а именно на заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37—39), Он постарался соблюсти их от начала до конца, как то подобает человеку. Диавол же, изначала прельстивший человека и потому имеющий «державу смерти» (Евр. 2:14), видя Его при крещении удостоверяемого Отцом (Мф. 3:16—17), принимающего, как человек, сродный Ему Святой Дух с небес и возведеннего Духом в пустыню для искушения (Мф. 4:1), затеял против Него всю свою брань, словно он мог заставить Господа предпочесть вещество мира любви к Богу. И диавол, зная, что есть три вещи, приводящие в волнение все человеческое, — я имею в виду еду, деньги и славу, посредством которых он всегда низвергал человека в пропасть погибели, — то этими тремя вещами он и искушал Господа в пустыне. Но Господь наш, явив Себя сильнее их, повелел диаволу удалиться. 11. Таково доказательство любви к Богу. И когда диавол обещаниями своими не смог убедить Господа преступить заповеди этой любви, то он, действуя через законопреступных иудеев, стал прилагать усилия, чтобы своими хитростями заставить Пришедшего во вселенную преступить заповедь любви к ближнему. Поэтому, видя Его научающего путям жизни, делом являющего небесное жительство, возвещающего воскресение мертвых, обещающего верующим жизнь вечную и царство небесное, а неверующим грозящего вечной мукой, и в подтверждение слов Своих показывающего необыкновенные богознамения и народ к вере призывающего, диавол подвиг законопреступных фарисеев и книжников к многоразличным наветам на Него, дабы Господа, не могущего, как считал лукавый, перенести искушений, склонить к ненависти против наветующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

16:22); Он есть покой наш, согласно написанному: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино» (Еф. 2:14).    Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, есть Дух Святый, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу пречистой и преблагословенной Девы, совершивши в ней воплощение Слова: «и Слово плоть бысть» и тем даровавши миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за преступление Адамово и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися».    Изъяснивши ту златицу таким толкованием, мы положим ее на столе Авраамовом, то есть, поклонимся по примеру верующего Авраама, о котором Писание говорит: «Верова Авраам, и вменися ему в правду» (Рим. 4:3). Да будет сей поклон Богу Отцу от души! Кланяться от души — это значит при вере приносить Ему и душу нашу, ибо Он дал нам ее Божественным и животворящим дуновением; и поклон веры нашей Богу Отцу будет только тогда достоин приятия, когда при поклоне нашем мы принесем в жертву и душу, как некий дорогой червонец. Душа наша будет для Бога как злато, и даже дороже злата, ибо Он и Сына Своего любимого не пощадил дать за нее: «Тако возлюби, яко Сына Своего единороднаго дал есть» (Ин. 3:16). На сей драгоценной душе, как на золотой монете, есть и образ Божества, ибо известно, что создана она по образу Божию, почтена разумом и свободной волею и является как бы малым богом, ведущим доброе и злое и творящим свободно и доброе, и злое. О сем-то и говорится:    «Аз рех, бози есте и сынове Вышняго вси» (Пс. 81:6). Изображен Бог на этой золотой монете, то есть, в душе человеческой, так, что образ Бога Отца находится в памяти, Бога Сына — в разуме, Бога Духа Святого — в воле. Сия монета имеет изображение или уподобление Ноя потому, что она сидит в теле, как Ной в ковчеге, и плавает по великому и пространному морю мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

   Посмотри, посмотри, душа моя, на твой «грех и родившуюся от него наготу»!    Увидев их, первые люди «сшиста листвие смоковное и сотвориста себе препоясания». Смотри, из какой славы в какое унижение низверглись они. Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло — грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас и те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение».    Потому и «одежда, изобретенная грешниками, долженствовала быть памятником греха столь же ужасным, как и самая нагота», — что может быть более жалким, чем покрыть себя «листвием смоковным»? Смотри, человек, на что ты способен сам, без всесильной помощи Божией! На что способен ты, кроме как — взять из того, что для тебя Господь сотворил, и сделать из этого нечто, что не содержит в себе ни первоначальной цели, ни замысла творения?    Ведь у тебя была одежда истинная, одежда нетления — благодать Святого Духа! Адам получил ее как непременную принадлежность творения, ты же, чадо Адамово, получаешь ее в Таинстве Святого Крещения и, сохранив ее незапятнанной, можешь наследовать Царство Небесное.    Разве «листвие смоковное» было создано для того, чтобы стать «одеждой»?    Разве мир сей во всем его великолепии был создан только для того, чтобы ты, не согласуя свое разумение с Божественным замыслом, использовал вещи мира вовсе не для того, для чего они были сотворены, чтобы ты, вместо того, чтобы хранить мир, всечасно разрушал его и себя?    Разве в этом — смысл той власти над всем видимым (Быт.1:26, 28), того «великого преимущества», которое и «самим образом создания», и «бестелесным существом души» тебе дал Господь в день твоего творения?    Давно ли ты пил воду из реки, не боясь отравиться? Давно ли ты дышал чистым воздухом, а не гарью и копотью? Давно ли ты ел настоящую еду, а не то, что за тебя уже не раз переварили машины?    Давно ли ты от сердца молился?..    А ведь Господь промышлял о человеке и в минуту его грехопадения и даже раздранную одежду его претворил в одежду новую, всячески пригодную для новых условий бытия людей. «Бог, к утешению их, соделывает [эту одежду] также памятником Своего о них попечения ...То, что Сам Бог устрояет и возлагает на человека ризы, есть изъявление Промысла Его и милосердия о грешниках. То смятение, которое принудило их самих искать одежды, препятствовало им сделать ее достаточною и совершенною: Бог усовершает ее так, чтобы она была и покровом стыда, и защитою от действия внешних сил на тело человеческое».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Устроив таким образом, второе небо, отделив воду от лица земли, назначив для нее соответственное ей место, сообразно с тем, как повествуется подробно в книге Бытия, дав земле изящный и цветущий образ, потом сотворив все производящееся из земли и животных, и все остальное, он определил ее для себя и для отложившихся от Бога небесных сил. Слепив потом тело Адама из земли смешанной с водою, сатанаил выпрямил его и поставил на ноги, некая же влажность, стекая в то время с Адамова тела, ниспала на правую его ногу и полившись по большому пальцу, потекла по земле змееобразно и образовала фигуру змея. После этого сатанаил сосредоточил в себе дыхание и вдунул жизнь в слепленное им тело, но дыхание сатанаила, расходясь по сырому его слепку, также дошло до правой ноги его, и стремясь по правому его пальцу, вошло в змееобразную струю, которая, мгновенно им оживотворенная, отделилась от пальца, сделалась змеею и стала пресмыкаться. Змий, говорят Богумилы, по той причине умен и мудр, что дыхание сатанаила стало в нем душею его. Увидев это, этот новый творец, и удостоверившись, наконец, что трудится напрасно, отправил посольство к всеблагому Отцу с просьбою выслать на землю дыхание свое, предлагая за то, что человек, получив, таким образом, от Отца жизнь, будет принадлежать и ему в той же мере, как сатанаилу, и что места на небесах, занимавшиеся ныне низверженными ангелами, удобно могли бы быть заняты его потомством. Бог, как существо всеблагое, согласился на это предложение, говорят Богумилы, вдохнул в человека, слепленного сатанаилом, дыхание жизни, и тотчас же человек стал живою душею, разлившею сияние свое по всему телу и сообщившею ему обилие невыразимой красоты. За сим, когда была сотворена таким же образом и из того же источника Ева, и засияла такою же красотою, сатанаил позавидовал за нее первому человеку, раскаялся в назначении ее и обратился к дурным замыслам против собственного своего творения: он вошел в недра змея, обольстил ее в этом образе, соединился с нею и сделал ее беременною, имея, притом, намерение, чтобы семя его, предшествовав Адамову, поработило сие последнее, чтобы оно портило семя Адамово по мере возможности и не допускало его усиливаться и распространяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Обратимся к той минуте, когда исконный враг и человекоубийца позавидовал счастию невинности, обольстил прародителей. Это не ошибка Премудрости, но ход высочайшей Ее экономии: определено в предвечном совете получить человеку царствие, уготованное от сложения мира. Дабы получить его, дабы обладать и наслаждаться Самим Богом, не довольно было нашей невинности: для сего нужны были заслуги. Не только правда, самая любовь Божия сего требовала. Ибо чрез сие она еще хотела усугубить сладость благ небесных; то добро и не бывает особенно приятно нам, которое без труда приобретается. Сии заслуги, если бы предоставить собственным каждого силам, то когда должны они совершиться? – В состоянии невинности? Но какой подвиг определить ему, когда и столь малого – воздержаться от запрещенной снеди – не мог исполнить, когда сие из праха и персти составленное творение, любуясь собственною красотою, возмнило себя достойным славы и чести божеской? Согласился ли бы он добровольно из Эдема идти на Голгофу? Он бы верно отказался столь дорогою ценою покупать блаженство на небесах, живя и на земле в раю. По падении? Но какой подвиг, какое пожертвование, чья жизнь, чья смерть могли удовлетворить суду раздраженной правды? Какой жертвы кровь могла угасить хотя несколько геенны нашей, не только купить мир агнца Божия? Сияние славы Отчи, Сын предвечный оставил для Себя доставить нам право на блаженство. «В последок дний» ( Евр. 1:2 ) Он совершает сие великое дело, дая узреть «небесным, земным и преисподним, како возлюби ...мир» ( Флп. 2:10 ; Ин. 3:16 ) сей. Наконец, правосудие удовлетворено, преступление Адамово омыто, наши грехи забыты... Херувим, изгнавший праотцев из рая, отверзает врата царства небесного. Вместо пламенного оружия приемлет ветвь мира. На жертвеннике крестном вечными сияет буквами: «Совершишася» ( Uoah. XIX. 30 ). Таким образом, совершив сие, Ходатай наш чего от нас требует? – Одного согласия принять новое величайшее благодеяние; сие сердечное принятие заслуг Его с полным на них упованием есть – вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вспомни же вместе со мною ковчег, сыновей Ноя, диких зверей и пресмыкающихся, вошедших в ковчег. Как говорил уже я, рассказывая о тех, кто был в нем, Ной есть образ Христа, сыновья его – людей подзаконных, звери же и пресмыкающиеся – язычников. Теперь же люди подзаконные, названные частью Господней, уделом Его, стали как звери и уподобились язычникам. И Бог, желая призвать их и возвратить их в прежнее состояние, сошел на землю и воплотился, взяв ребро Адамово от пречистой плоти Богородицы, и стал человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха . Для чего так? Чтобы тех, кто держался Закона, усовершил Он чрез веру в Себя, и тех из них, кто впал в блудодейство идолослужения, чрез веру присоединить остальному телу, и таким же образом были бы чрез веру оправданы язычники, согласно с тем, что сказал Павел: « Если же падение их – богатство миру, сколько же более будет их спасение?» Размышление над сказанным в Писании, насколько можно из него уразуметь, позволяет ясно предположить нечто другое. А теперь будьте внимательны, чтобы верно узнать, что значит сказанное божественным Апостолом:« Если же падение их – богатство миру, сколько же более будет их спасение?» 6. На слова апостола: «Ибо если падение их стало богат­ством мира…»; олицетворения обоих народов, то есть язычников и Израиля После рассеяния язычников Израиль, как я говорил ранее, стал частью Господней. И этот же Израиль, став народом великим и племенем многочисленным, впал, как и язычники, в идолопоклонство. И лишь немногие сохранялись Богом, как некая закваска и часть. И когда пришел Христос, если бы поверили Ему и поклонились как Богу, то все, праведные и неправедные, благочестивые и идолослужители, стали бы одним и вместе были бы спасены. Тогда скажут Ему язычники: «Боже всего и Владыко, Господи веков, вот Ты спас всех тех, кто совсем не имел дел праведности! Что же? Разве и мы не дела рук Твоих, не Твое мы творение?» А иудеи ответят и скажут: «Нет! Но только мы – часть Его, только лишь мы – удел Его! Нам – скрижали Завета, обрезание и иное все, это нам лишь обещано и дано только нам! А вам ничего Он не даст!» И ответят на это язычники, уже не обращаясь к завистливым иудеям: «Владыко и Слово Божие, по достоинству отверг Ты нас, недостойных, покинув нас, жестоковыйных, непослушных и беспечных, оставив нас во гладе неведения и жажде безводной без слов святых Твоих, – и справедливо! К ним же явил Ты всякую любовь и попечение. Ты дал им пророков, и судей, и учителей вождями и наставниками, дал им Закон и обрезание, явил у них знамения и чудеса – они же, ни за что сочтя все это, оставили Тебя и с нами идолам поклонялись, как богам, и дела, которые совершали мы, всё это творили и они, и, подобно нам, они отвергли Тебя, благодетеля. Но ныне из-за веры их Ты сочувствуешь им, милуешь, и жалеешь их, и причисляешь безгрешным святым Твоим. Не помилуешь ли и нас? Не пожалеешь ли? Не примешь ли Ты и нас, человеколюбец?»

http://bogoslov.ru/article/4791059

По благодати спасительного домостроительства Христа, в которой крещеный, испытав другой, духовный, способ рождения, принимает участие, страдание и смерть перестают свидетельствовать об осуждении естества, но претворяются с этих пор в принцип осуждения и смерти греха, а также в принцип смерти тления и той смерти, которая вытекает из плотского рождения: «[Христос] всех, духовно возрожденных Им [...] соделал свободными от лежащей на них вины, ведь они, будучи от Адама, не обладают наслаждением рождения, [происходящим] от него, но обладают одной только мукой, [возникшей] вследствие Адама, которая действует в них не как долг за грех, но, по домостроительству и вследствие естественно случившегося с ними состояния, против греха, [то есть обладают одной только] смертью. Той смертью, которая не имеет своей матерью наслаждение, породившее ее, и которая стала карателем этого наслаждения [...]» 381 . «Через Христа, совершенно свободного от закона естественного рождения соответственно наслаждению и обыкновению смерти, на которую было осуждено естество вследствие этого закона, но добровольно принявшего [смерть] [...] по собственной воле возрождаются Христом в Духе через баню пакибытия ( Тит. 3, 5 ). Они через благодать отстраняют от себя первое рождение Адамово соответственно наслаждению и сохраняют через закон евангельских заповедей благодать безгрешного состояния [...]. Разумеется, они имеют [в себе] обыкновение смерти, которое действует для осуждения греха» 382 . «Принявший святое крещение [...] ввергается в смерть не как в нечто должное вследствие греха и из-за него, но он принимает обыкновение смерти для осуждения [самого] греха, [а поэтому] смерть таинственным образом посылает его в Божественную и нескончаемую жизнь» 383 . Надо, тем не менее, отметить, что так же как плотское рождение, произошедшее от греха Адама, содержит в естестве всех людей лукавые стремления, которые, все же, без личного согласия человека не дают места лукавым страстям и грехам (хотя усиленно толкают ко злу и к демоническим действиям, умеют манипулировать человеком), духовное рождение, исходящее из спасительного домостроительства Христа, содержит в крещении, поддерживаемом силой благодати, способность бороться с этими действиями и творить благое, которое не даст места путям зла своими благими делами и добродетелями, кроме как по согласию личного волеизъявления: «по свободной воле [...] приводимое в действие» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

«Страсть, – говорит преп. Марк, – приведенная в действие по воле, получивши от того силу, после и против поли насильно восстает» 492 . В таком случае не говори: “чего не хочу, то приходит”. Верно, если не самое дело, то причины дела ты любишь» 493 . «Непроизвольные помыслы рождаются от предварительного греха. а произвольные от свободной воли. Посему последние бывают причиной первых» 494 . «Дивлюсь свободной воле нашей. Она сильна, – и, однако же, низложена; она властелин, – и стала рабой; она имеет возможность побеждать – и любит уступать над собой победу; хотя свободна, однако же сама отдается в рабство, как невольница и своей рукой пишет согласие на свое невольничество 495 ». «Блаженно и величественно было жилище Адамово , – замечает св. Ефрем Сирин ; – нечестиво и горько было место, где обитал Лот. Но в обители жизни умер Адам, потому что захотел умереть; а Лот среди мертвецов сохранил жизнь, потому что восхотел жить. Свобода наша по собственной своей воле делается и победительницей и побежденной » 496 . е) «Ежели будешь следовать внушению страстей, то скоро потеряешь господство, упадешь духом, сделаешься рабом... Скажешь: но что же делать, когда страсти производят насилие? Не знаю, что ты разумеешь под имением насилия. Если это обольстительность или сладость страсти, то я не вижу ничего общего между сими словами: потому что обольстительность и насилие суть понятия несходные и совершенно различны, и преодолеть такое насилие весьма легко. Если же ты говоришь о настоящем насилии, которое происходит от долговременной привычки, то и я скажу, что, действительно, это насилие есть самое опасное из всех. Привычкой привязываемся мы не только к тому, что льстит нашей чувственности, но и к тому, что не имеет в себе ничего приятного, – привязываемся так крепко, что иногда и хотели бы, но уже не можем переломить себя. В этом положении иные даже рвут на себе волосы, или предаются каким-нибудь другим, столь же неуместным и бесполезным, порывам. Но ты сам же приготовляешь себе и это насилие: ибо, тогда как можно было утвердиться навыком в добре, ты допустил диаволу увлечь тебя в противную сторону. Когда же так уже случилось, нужно сделать насилие над самим собой, чтобы переменить свои наклонности, оставить дурные привычки и приобресть навык к добру . Вот почему добродетель и кажется нам и называется иногда тяжелым трудом, требующим чрезвычайного напряжения сил» 497 . «Посему некто из отцов говорит: “Дай кровь и возьми дух”, – то есть, подвизайся и получишь навык к добродетели!»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010