Тот же Георгий Кедрин говорит еще следующее: «Некоторые из древнейших (писателей) утверждали, что согрешение Адамово случилось в седьмое лето, то есть, как бы семь лет пожив в раю, он преступил заповедь Божию в тот же день и месяц, в которые семь лет тому назад был создан».    В вышеуказанном синаксаре сыропустном упоминается Филон Евреянин, который приписал Адаму столетнее пребывание в раю.    Некоторые из западных богословов делают предположение, что Адам согрешил и лишился рая во второй день после своего создания: в пятницу был создан, в субботу же пал и изгнан.    Другие предполагают, что Адам в восьмой день после своего создания преступил заповедь Божию и был изгнан; эти говорят, что он целую седмицу наслаждался райскими благами: в пятницу был создан, а в следующую пятницу прельщенный пал.    Иные говорят, что Адамово согрешение в раю случилось в сороковой день после его создания. Поэтому и Христос Господь сорок дней постился за Адамово невоздержание в раю, якобы в сороковой день произошедшее.     Наконец, иные утверждают, что все это случилось чрез тридцать три года, как впоследствии и Сын Божий Христос, родившись от Пречистой Девы, столько же лет прожил на земле, возводя род человеческий от Адамова падения.    Мы же, видя многое несогласие столь многих богословов, не будем исследовать более тайны, о которой Дух Святой в Божественном Писании умолчал.     Не только нет известий о том промежутке времени, в который Адам пребывал в раю, но и в прочих периодах после Адамова изгнания из рая и до потопа, до исхода израилева из Египта, до Давида и до Рождества Христова есть немало такого, что вызывает сомнения, ибо в летописцах находится большое несогласие, как сейчас увидим! О несогласном летосчислении     Всякий занимающийся чтением исторических книг и благорассудно рассматривающий года древних деяний знает и ясно видит великое несогласие в летах. Начав с Библий, которые называются Божественным Писанием и из которых и все хронографы и повествователи древних историй исходили в своих рассуждениях, как реки из источника; однако в летосчислениях они пришли к разногласиям и стали несходными. Ибо иначе в Библиях и иначе в хронографах сосчитываются года, и в самих хронографах нет согласия: во многом они разногласят, и один так, а другой иначе исчисляют года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Тот же Георгий Кедрин говорит еще следующее: «Некоторые из древнейших (писателей) утверждали, что согрешение Адамово случилось в седьмое лето, то есть, как бы семь лет пожив в раю, он преступил заповедь Божию в тот же день и месяц, в которые семь лет тому назад был создан». В вышеуказанном синаксаре сыропустном упоминается Филон Евреянин, который приписал Адаму столетнее пребывание в раю. Некоторые из западных богословов делают предположение, что Адам согрешил и лишился рая во второй день после своего создания: в пятницу был создан, в субботу же пал и изгнан. Другие предполагают, что Адам в восьмой день после своего создания преступил заповедь Божию и был изгнан; эти говорят, что он целую седмицу наслаждался райскими благами: в пятницу был создан, а в следующую пятницу прельщенный пал. Иные говорят, что Адамово согрешение в раю случилось в сороковой день после его создания. Поэтому и Христос Господь сорок дней постился за Адамово невоздержание в раю, якобы в сороковой день произошедшее. Наконец, иные утверждают, что все это случилось чрез тридцать три года, как впоследствии и Сын Божий Христос, родившись от Пречистой Девы, столько же лет прожил на земле, возводя род человеческий от Адамова падения. Мы же, видя многое несогласие столь многих богословов, не будем исследовать более тайны, о которой Дух Святой в Божественном Писании умолчал. Не только нет известий о том промежутке времени, в который Адам пребывал в раю, но и в прочих периодах после Адамова изгнания из рая и до потопа, до исхода израилева из Египта, до Давида и до Рождества Христова есть немало такого, что вызывает сомнения, ибо в летописцах находится большое несогласие, как сейчас увидим! О несогласном летосчислении Всякий занимающийся чтением исторических книг и благорассудно рассматривающий года древних деяний знает и ясно видит великое несогласие в летах. Начав с Библий, которые называются Божественным Писанием и из которых и все хронографы и повествователи древних историй исходили в своих рассуждениях, как реки из источника; однако в летосчислениях они пришли к разногласиям и стали несходными. Ибо иначе в Библиях и иначе в хронографах сосчитываются года, и в самих хронографах нет согласия: во многом они разногласят, и один так, а другой иначе исчисляют года.

http://predanie.ru/book/220777-keleynyy-...

И кожа была от зверя убитого. Лиственное рубище означало Адамово преслушание, через которое он отпал от Бога, как лист от дерева, а кожаное было знамением плотолюбия, или бессловесной похоти. Христос же, новый Адам, повит был пеленами, чтобы разрешить человека от того и другого рубища, именно: от преслушания и от бессловесных вожделений, ибо Его святые пелены таинственно изображают собою и послушание, и чистоту, — изображают послушание, как изъясняет вышеупомянутый учитель церкви, святой Амвросий. «Посмотри на таинство, — говорит он, — из девической утробы вышел и раб и (вместе) Господь: раб, чтобы работать, ибо кто препоясуется пеленами, тот препоясуется для услужения; Господь же — чтобы владычествовать. Хорошо то служение, которое приобрело Ему имя, которое выше всякого имени, ибо что для иных является бесчестием, то для Христа есть слава». Обратим внимание на эти слова. Кто препоясуется пеленами, тот препоясуется для услужения. Итак, в пеленах выражено послушание Христово, поелику делающий и служащий есть послушник. А послушнику прилично себя препоясывать, согласно повелению некоего господина в Евангелии: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись, служи мне» (Лк. 17:8). И Господь наш взял на Себя чин послушника, ибо говорит о Себе: не придут, чтобы послужить Мне, но Я да послужу им [ 18 ]; препоясуется Он пеленами, чтобы послужить нам, согласно слову Евангельскому: «истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им» (Лк. 12:37). А тем Своим послушничьим служением исцеляет Он непослушание Адамово. Ветхий Адам был непослушен, а новый — «послушен даже до смерти» (Флп. 2:8). Таким образом пеленами Христова послушания разрешается рубище Адамова непослушания. А что касается чистоты, то мы и ее увидим таинственно изображенною в пеленах Господних, если поразмыслим, почему ветхий Адам был покрыт кожаною одеждою, а новый Адам льняными (как это достоверно известно) пеленами, еще прежде Пречистою Богородицею для того приготовленными. Часто так случается среди людей, что внешняя одежда соответствует внутренней мысли и нраву человека, так что через внешнее одеяние явно обнаруживается внутреннее сердце человека (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И кожа была от зверя убитого. Лиственное рубище означало Адамово преслушание, через которое он отпал от Бога, как лист от дерева, а кожаное было знамением плотолюбия, или бессловесной похоти. Христос же, новый Адам, повит был пеленами, чтобы разрешить человека от того и другого рубища, именно: от преслушания и от бессловесных вожделений, ибо Его святые пелены таинственно изображают собою и послушание, и чистоту, — изображают послушание, как изъясняет вышеупомянутый учитель церкви, святой Амвросий. «Посмотри на таинство, — говорит он, — из девической утробы вышел и раб и (вместе) Господь: раб, чтобы работать, ибо кто препоясуется пеленами, тот препоясуется для услужения; Господь же — чтобы владычествовать. Хорошо то служение, которое приобрело Ему имя, которое выше всякого имени, ибо что для иных является бесчестием, то для Христа есть слава». Обратим внимание на эти слова. Кто препоясуется пеленами, тот препоясуется для услужения. Итак, в пеленах выражено послушание Христово, поелику делающий и служащий есть послушник. А послушнику прилично себя препоясывать, согласно повелению некоего господина в Евангелии: «приготовь мне поужинать и подпоясавшись, служи мне» (Лк. 17:8). И Господь наш взял на Себя чин послушника, ибо говорит о Себе: не придут, чтобы послужить Мне, но Я да послужу им препоясуется Он пеленами, чтобы послужить нам, согласно слову Евангельскому: «истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им» (Лк. 12:37). А тем Своим послушничьим служением исцеляет Он непослушание Адамово. Ветхий Адам был непослушен, а новый — «послушен даже до смерти» (Флп. 2:8). Таким образом пеленами Христова послушания разрешается рубище Адамова непослушания. А что касается чистоты, то мы и ее увидим таинственно изображенною в пеленах Господних, если поразмыслим, почему ветхий Адам был покрыт кожаною одеждою, а новый Адам льняными (как это достоверно известно) пеленами, еще прежде Пречистою Богородицею для того приготовленными. Часто так случается среди людей, что внешняя одежда соответствует внутренней мысли и нраву человека, так что через внешнее одеяние явно обнаруживается внутреннее сердце человека (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Как страшно место сие (см. Быт 28:17), — воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная (см. Быт 28:17). Сия дверь, из которой Отец свыше свидетельствовал, дверь, из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую глаголят пророки, гора, которую возвещает песнопевец, гора, просветившая рыбарей, гора, умудрившая неучёных, о ней взывает Давид, говоря: введе их Христос в гору святыни гору сию, юже стяжа десница Его (Пс 77:54), — гора плодоносная, гора тучная гора, юже благоволи Бог познаватися и жити в ней (Пс 67:16–17). Ради сей горы скачут горы, ради неё радуются холмы, из-за неё покрываются ущелья, для неё расцветают долины, её украшают потоки, ей рукоплещут реки, ей воздают почести моря, она оглашается тучами, ей щебечут птицы, сия гора — область таинства, сие место неизреченного, сия скала — скала сокровенного, сия вершина — вершина небес. Здесь Царствия символы предобразованы, здесь таинство Распятия предречено, здесь Царствия открылась красота, здесь Второго славнейшего пришествия Христова явилось снисхождение, сия гора осенилась сиянием праведных, на ней, словно настоящие, изображены будущие блага. Сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облацех. Сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу. Ныне образ перстного претворён во образ небесной доброты и перемещён на Фаворскую гору. Посему опять справедливо скажу: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная. Ибо днесь Фавор и Ермон согласно возопили и всю вселенную к веселию призвали. Земля Завулон и земля Неффалим согласно празднуют и для всей подсолнечной хоровод составили. Галилея и Назарет сегодня в хороводе кружатся и всем странам торжество воздвигли. Гора Фаворская празднику радуется и тварь воссозданную к Богу за собой увлекает: ибо ныне воистину Господь на горе зрится, ныне богоподобное некогда естество Адамово, омрачённое безобразным идольским образом, преобразилось и преобразило [всё] в древнюю доброту свою по образу и по подобию. Ныне по горам блуждающее и идолослужащее естество, не претерпев изменения, открылось на горе подобно драгоценному металлу и излучило сверкающие блистания Божества.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

По-видимому, вполне основательный взгляд св. Григория Богослова , что оскорбительна для христианского сознания мысль, будто разбойник получает цену искупления не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет столь безмерную плату; что Богочеловек избавил нас от диавола, преодолев его силою, – повторяем, этот взгляд св. Григория Богослова должен был нанести решительный удар теории Оригена и совершенно изгнать ее из богословия. Однако же, это предположение фактически далеко не вполне оправдывалось в истории. Блаж. Августин повторил взгляд Оригена , хотя видоизменив его. Впрочем, это могло случиться оттого, что Августин не был знаком с творениями св. Григория Богослова , и потому не знал его точки зрения на Голгофскую жертву Христову. Как бы то, однако, ни было, но Августин вновь совершенно недвусмысленно утверждает вопреки св. Григорию Богослову , что „диавол должен быть побежден не силою, но правдою“, и что кровь Христова дана за нас как цена искупления диаволу. Но в отличие от Оригена Августин утверждает согласно с Тертуллианом , что диавол знал Христа не как простого человека, но как Сына Божия, с которым он дерзнул вступить в борьбу, но при этом допустил в отношении к Богочеловеку неправду. Имея право предавать смерти грешников, он вопреки всякой справедливости осмелился предать смерти безгрешного Христа, – за что навсегда лишился права на обладание людьми. С Августином сходен между восточными учителями блаж. Феодорит. Как Августин, Феодорит утверждает: Творец, видя, что человеческая природа предалась жестокому мучителю, не восхотел единой властью даровать нам свободу, но пролагает путь к свободе, украшенный правдою. Как и у Августина, у Феодорита этот путь правды состоял в том, что диавол, имевший право брать в свой плен только грешников, предал смерти безгрешного Христа, и за это по закону правды лишился права на обладание всеми грешниками. Но отличие Феодорита от Августина в данном отношении состоит, во-первых, в том, что Феодорит, согласно с древними отцами, утверждает: диавол думал, что видит первого Адама, но нашел Творца Адамова, облекшегося в естество Адамово . Во-вторых, Феодорит не утверждает, как Августин, что кровь Сына Божия дана в выкуп диаволу. К учителям Церкви, богословствовавшим об искуплении под большим или меньшим влиянием Оригена , должно также отнести Амвросия Медиоланского , Иеронима, Руфина Аквилейского , Льва Великого , Григория Великого и некоторых других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

В канонических книгах Септуагинта тоже выдерживает невосприимчивость к, условно говоря, влияниям мисогинизма. Так, при переводе места из пророка Малахии, увещевающего мужей не оставлять своих жен под предлогом их малоплодия, из «темного» для изъяснения еврейского текста была произведена такая сентенция: «Она супруга твоя и жена завета твоего. Не другое что сотворил [Бог], но [это] остаток духа его [т.е. Адама]. Вы же говорите: чего еще, кроме потомства, ищет Бог ? Но соблюдите [это] духом вашим: жену юности твоей не оставляй» ( Мал 2:14–15 ) 1097 . Определяется как «остаток духа его» женщина ввиду того, что акт вдыхания духа жизни в человека, согласно книге Бытия, при сотворении жены не повторяется. Это значит, что часть тела Адама, взятая для создания Евы, сама по себе была одушевлена. Поскольку в мужчине и женщине один и тот же дух, Бог ищет от мужа не только его потомства, но и верности. Подчеркивая здесь наличие духовной связи между супругами, пророк призывает мужчину «соблюсти духом своим» эту заповедь. Знаменитый «мисогинический» фрагмент Екклесиаста (стт. 7:25–29) в греческом переводе расшифрован таким образом, что не возникает сомнений: это рассуждение не о женщине, а о мудрости (, σοφα) и глупости (, φροσνη) которые обе уподобляются женам. Одну из них автор нашел – и окна оказалась хуже смерти 1098 , тогда как второй не нашел даже в тысячах человек 1099 . Из вышеизложенного понятно, что не женская природа как таковая, но аспект наследственности является определяющим для развития ветхозаветной хамартиологии в Септуагинте. Особая роль женщины в греховности человека обусловлена только двумя соображениями: она есть организующий центр человеческого космоса, который весь поражен «неправдой», и она тождественна месту зарождения жизни, где с первым появлением человека его сопровождает испорченность. Во-первых, согласно 2 Езд, из-за женщины сходят с ума и решаются на преступление, а текст Авот де-рабби Натан делает злой йецер началом, руководящим при зачатии (ср. роль «concupiscentia» у Августина). Во-вторых, получив ли соответствующий импульс при зачатии через йецер отца, либо просто всеобщее Адамово наследство через его семя, юридически отягощенное виной и генетически неисправное, человек «от чрева матери» уже совращаетеся с правильного пути, т.е. нарушает Завет с Богом. Здесь можно вспомнить и уже приводившиеся по другому поводу процитированные бдж. Иеронимом слова Бар-Акивы о «внутреннем человеке», пробуждающемся только в том возрасте, когда начинает исполнять Закон, и «внешнем человеке», который рождается «из чрева своей матери».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Зло не может терпеть добра; тма не может иметь общения со светом, нощь со днем; нет согласия у Христа с велиаром 155 . И отселе-то началось гонение истинной Церкви! Истинная Церковь от чад сатаны во всякое время, чрез все веки, от Авеля до Ноя, от Ноя до Моисея, от Моисея до Христа, гонима была; и от Христа до скончания века гонима будет; дотоле будет гонима, доколе враги ее победятся во второе пришествие Христово, падут под ногами Его, и она внидет в вечный покой Его. Истиная Церковь всегда гонима: но никогда не побеждается и не истребляется хотя в малом числе, однако всегда существует. Убит был Авель, но Бог, на место его, даровал Адаму другого сына, которого Адам родив нарек Сифом, глаголющи: воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, егоже уби Каин 156 . Сие восстановленное Адамово семя было вместилищем откровения и Света Божия и истинной веры; он заступил место Авеля брата своего; он, вместо его, с радостию принял сии Божественные дары, пользовался ими, употреблял их на тот конец, для которого даны были, то есть, на исправление падшего естества своего, на приуготовление себя к служению Богу. И он не только сам пользовался, но и детям своим сообщил их; от него дошел сей Свет до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея. Ибо до сего времени истинная Церковь управляема была устным откровением Божиим, которое родителями от рода в род сообщаемо было, иногда от Самого Бога повторяемо было, а иногда и служением Ангельским подтверждаемо было. Сим Светом, сим откровением, сею верою в имеющего придти Мессию будучи озаряемы; чада истинной Церкви до великих совершенств достигали, хотя и гонимы были; они хвалилися в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование, упование же не посрамляет 157 , оно веру дарует, а вера многое содевает, так как и в них. Они, по вере, великие имели совершенства; что Апостол Павел, подтверждая, тако глаголешь: «Верою Авель множайшую жертву, паче Каина, принесе Богу, еюже свидетельствован бысть быти праведник, свидетельствующу о дарах его Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ни одного убедительного святоотеческого подтверждения своим оригинальным мыслям еп. Василий, разумеется, не приводит. Во всех цитируемых им фразах выводы никак не вытекают из приводимых текстов. Вот пример того, как еп. Василий трактует Акафист Пресвятой Богородице: ««Адамово воззвание», »слез Евиных избавление» и всё остальное воспетое во славу и честь Богородицы, согласно этому тексту, присутствовавшей, бывшей в Раю до всякого греха! « 1252 . С точки зрения формальной логики, можно сказать, что вывод – о присутствии Девы Марии в Раю «до всякого греха» – никак не вытекает из предпосылок – «воззвание», «избавление» и «всё остальное воспетое». Интересно, как еп. Василий предложил бы буквально трактовать церковные тексты, в которых Дева Мария не помещается в Раю, но Сама называется Раем – как например в Ирмосе 9 песни канона празднику Крестовоздвижения: «Таин еси, Богородице, Рай, невозделанно возрастивший Христа» 1253 . Итак, епископ Василий учит о том, что все люди, включая Пресвятую Деву Марию, прежде были в Раю, а потом получили вторую земную жизнь, родившись в ходе эволюционно-исторического процесса. Предсуществование человеческих душ в Раю до их рождения не подразумевается ни в Священном Писании, ни в Предании. Напротив, догматическое учение Православной Церкви исключает возможность допущения предсуществования душ: «Христианство отвергает мысль о переселении или предсуществовании душ» 1254 . Митрополит Макарий (Булгаков) относительно этого писал: «Что касается, в частности, вопроса о происхождении душ человеческих, то Православная Церковь , на основании означенных текстов, всегда держалась, как и ныне держится мысли, что они творятся Богом. Об этом непререкаемо засвидетельствовал пятый Вселенский Собор». Далее он приводит текст соборного постановления: « Церковь , последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена » 1255 . «Образование тела, как вещественного, происходит в утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и даётся от Бога, по учению Православной Церкви» 1256 . Относительно времени создания человеческих душ сказано в Православном Исповедании митр. Петра Могилы : «Душа даётся от Бога в то время, когда тело образуется и соделывается способным к принятию оной» 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вероятно, на иконах Верую, а также на других, изображающих сотворение неба и земли, сотворение Адама, и в других местах, Бог Отец писался двояко: или Ветхий деньми, то есть, в старческом образе, или же в виде Иисуса Христа, в образе ангела. Висковатый смущался таким разноречием, и сверх того был против изображения Спасителя в ангельском образе; видел в этом мудрование, и полагал, что первичное Слово Божие следует описывать по плотскому смотрению. Своему недоумению Висковатый получил на соборе следующий ответ: Живописцы пишут по древним образцам и по Бытейским книгам: И почи Бог в день седьмый от всех дел своих. А Ветхого деньми пишут по Даниилову пророчеству; а Христа Бога нашего, невидимого божеством, плотию на иконах описывают, в ангельском образе с крыльями, в сотворении Адама и всей твари, по Исаину пророчеству: велика совета Ангел, яко с нами Бог, и проч. – Так Христос в творении первых человеков изображен с крыльями на 30 листе Палеи XV в., в Публичн. Библ. в лист, Отд. I, 310 (Толст. 1, 83). Прилагаемое здесь изображение того же сюжета (рис. 49), снято с миниатюры из Шестоднева Иоанна Ексарха, по рукописи XVI в., в Румянцев. Музее, 194, лист 129, перед 6-м словом. В верхней части изображен Адам со зверями; а в нижней творение Еввы. Ангел держит в руке ребро Адамово , между тем как Евва появляется уже из бока своего мужа. В доказательство тому, что этот иконописный тип господствовал у нас до позднейших времен, здесь приложен (рис. 50) снимок из сборника конца XVII в., в лист принадлежащего мне. 49. Из Шестоднева, рукоп. XVI в. 50. Миниат. из Сборника XVII в. в библ. Буслаева. Свидетельство о том, что у нас в XVI веке Ветхий деньми представлялся в образе Иисуса Христа, заслуживает особенного внимания. Известно, что в древнейших христианских памятниках живописи и ваяния Бог Отец изображается в юношеском виде: например, на ватиканском саркофаге юношеская фигура, стоящая между Адамом и Еввою и обрекающая их на труды, подавая первому сноп, а второй ягненка 293 . Очевидно, здесь юный Христос, без бороды – как он обыкновенно изображался в древнейшую эпоху христианского искусства – заступает место Бога Отца. Эта замена, очень обыкновенная в древне-христианском искусстве, вполне согласуется с символическим взглядом на таинственное отношение Ветхого Завета к Новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010