Тоже знаменует и чернеческая власяница – символ отречения от собственной воли; ибо пишется о сем: «се красен в одежди своей невольной». Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поскольку связанный был водим, по писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поскольку Он называет Себя царем». И это было согласно с пророчеством: «связати цари их путы» ( Псал. 149, 8 ); а носил Христос сии узы для того, чтобы поношение Адамово дать царям вместо узды, ибо они, нося такие путы при своем сане, чрез сие спасаются. Посему и монахам заповедано носить аналавы т. е. плетенные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефуд означает то событие, когда Христос стал пред архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефуд; тогда иудеи, закрыв платом лице Его, говорили: «прорцы нам, Христе, кто есть ударяй Тя?» ( Мф.26:68 ) – ибо они прорицали, смотря в ефуд. По сему образу у чернца малая мантия, не на персях и не на лице, но за спиною, чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон. – Кидарь же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на Него терновый венец, – почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четыресоставная же риза Аарона – означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира; воины же Христовы – это монахи, которые носят четыресоставную мантию: ибо мантия называется покровом Божиим, по образу распростертого над Израилем облака в пустыне, монахи же суть новый Божий отрок – Израиль. Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их кресту; это – монашеский куколь, который в отношении к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а в отношении к новому – образ Христова смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Догмат о непогрешимости папы – это «Ja-Sagung» Ницше всему творчеству европейского человека, его культуре и цивилизации. А они по целям и по методам преимущественно языческие. Заповедь Богочеловека: «Ищите же прежде всего Царства Божия и Правды Его, и это все (что потребно для этой временной жизни – пер.) приложится вам» ( Мф. 6, 33 ), а европейская гуманистическая культура чуть ли не все объявила целью человека и материалом его труда! Богочеловек – единственный Спаситель человека от греха, смерти и диавола, единственный Обновитель человека, воскресивший и вознесший его, даровавший ему вечность и бессмертие, и обожение, ясно указал цель человеческого существа и его жизни стать совершенным, как Бог (Мф, 5, 48), а европейский человек узаконил все, что захотел, в качестве цели для человеческого существа. Истинно евангельское изречение: «Весь мир лежит во зле» – и после подвига Богочеловека (1 Ин, 5,19–21); более того, по слову св. Апостола Павла, диавол есть «бог века сего» ( 2Кор. 4, 4 ). С миром, добровольно лежащим во зле, у последователя Христа не может быть согласия. Последователь Христа не может, не попирая Истину евангельскую, идти на согласие с гуманистическим человеком, оправдывающим и догматизирующим все земное, Здесь всегда выбор: Богочеловек или человек; европейский человек выступает как законодатель, – здесь нет места Богочеловеку, поэтому в гуманистическом царстве Его место занимает Vicarius Christi (наместник Христа), а Богочеловек оттеснен на небо, что является своего рода Его развоплощением. Догматом о непогрешимости присвоив себе все права и класть, принадлежащие только Богочеловеку, папа, в действительности, провозгласил себя Церковью в папистской церкви и стал в ней всеми и всем, потому-то догмат о непогрешимости папы стал верховным догматом папизма, и папа от него не отречется никакой ценой, пока он является папой гуманистического папизма. 4 . История человеческого рода знает три главных падения: Адамово , Иудино и падение папизма. Сущность грехопадения всегда одна: суть его есть желание с помощью самого себя стать добрым, совершенным, стать Богом, но этим человек, не осознавая того, уподобляется диаволу, ибо и он хотел с помощью себя стать Богом и собою заменить Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проповедь в Прощеное Воскресение (Мф. 6:14-21) В киевском храме Воскресения Господня 14 марта 2021 г. 14.03.2021 726 Время на чтение 8 минут Дорогие братья и сестры! Мы уже практически вошли в измерение Великого Поста и с завтрашнего дня приступаем к последовательному его соблюдению. Сегодня, согласно православному календарю, мы вспоминаем Адамово изгнание из райских обителей. Из Священного Писания мы знаем, что в Раю человек выполнял три важных послушания: обрабатывал райский сад, и земля не рождала ему «волчцов»; именовал животных – то есть трудился интеллектуально; и по повелению Божьему соблюдал пост – не прикасался к плодам запретного Древа. Но вот в Раю появляется новый персонаж. Библейское предание, говоря о причинах отпадения Денницы, указывает, что началом его бунта в Раю была зависть к человеку, созданному для любви, с которым Создатель желал достичь непостижимого природного сочетания, а затем и совершенного обожения, вечного пребывания вместе с ним в Божественном покое. Деннице, бессмертному духу, сотворенному прежде света, получившему глубочайшие познания об устройстве мира, обладающего огромным опытом, приближенному к Создателю – человек, сотворенный лишь на шестой день творения, представлялся младенцем. Младенец, правда, был предназначен к обожению, как подросшее дитя царя к обретению власти над своими слугами. Согласиться на это и принять это Денница не захотел. Неужели этот несмышленыш, созданный из праха земного, размышлял этот архангел, будет повелевать им, Денницей, великолепным небожителем?! И это был бунт, протест против воли Творца миров. Отделившись в своей гордыне от Бога, Денница испытал состояние Богооставленности. Его слава моментально затмилась, пропала светоносность, ее сменил мрак. Утратив свет славы от Создателя, он стал прославлять себя в своей иерархии сам, иными словами – впал в тщеславие. В момент отпадения от Бога он испытал весь ужас перед бездной, от падения в которую его уже больше ничего не удерживало. Он, конечно, не мог принудить прародителей ко греху, но он мог их обмануть. Грех совершается исключительно с нашего согласия.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/14/...

Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества , т.е. воскресением. Господь нисходит даже до врат ада, т.е. в самую область смерти, и низлагает или обессиливает ее. Жизнь оказывается сильнее смерти. Смерть побеждается в воскресении, как в отмене всякой страдательности, немощи и тления, т.е. в некоем " преображении " естества в бессмертие и нетление... Ряд ступеней: бытие; благобытие (добродетель); вечно-бытие (т.е. в Боге, или " обожение " )... И вместе с тем ряд искупительных действий: соединение с Богом (воплощение), нетление произволения (праведность жизни) и нетление естества или воскресение... Преподобный Максим все время подчеркивает интегрирующую деятельность Богочеловека. Христос в Себе все обнял и объединил; снял рассечения бытия. В своем бесстрастном рождении Он соединил мужеский пол и женский. Своей святою жизнью соединил вселенную и рай, Своим вознесением - землю и небо, созданное и несозданное. И все возвел и свел к Перво-Началу или Перво-Причине... Не только потому, что Он есть Слово и творчески все в Себе объемлет и содержит. По Своей человеческой волею, человеческим произволением, осуществляющим волю Божию, т.е. органически совпадающим с нею, приемлющим ее, как свою собственную внутреннюю и интимную меру или образец... Ведь грехопадение было волевым актом, а потому и повреждением воли (человеческой), - разобщением воли человеческой и Божией воли, и распадением самой человеческой воли, среди страстей и подчиняющих внешних впечатлений или воздействий... И исцеление должно было проникнуть до первораны и первоязвы греховности, должно было быть врачеванием и возстановлением воли человеческой в ее полноте, собранности, цельности и согласии с Божией волей (срв. обычную антитезу: Адамово непослушание и Послушание, покорность, Христово, - преподобный Максим углубляет ее своим онтологическим толкованием)... 3. Преподобный Максим говорит языком Леонтия. Он противопоставляет природу (и сущность), как общее и только мыслимое (умосозерцаемое), и ипостаси , как конкретное и реальное (срв.

http://sedmitza.ru/lib/text/538193/

Во исполнение сего определения Преосвященный Гавриил представил свой отзыв в докладе от 23 марта, при сем прилагаемом. Высокопреосвященный Митрополит Антоний получил письма с одобрительным отзывом об изданном им Катихизисе и с указанием, что Катихизис этот составлен в духе святоотеческого учения от греческих, румынских, русских и старообрядческого иерархов. Причем Румынский Митрополит Пимен просил разрешить перевести этот труд на румынский язык для румынских учебных заведений. Тщательно обсудив изложенное по ознакомлении синодальных членов с указанным «Опытом Православного Катихизиса», Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей, в отсутствие Председателя Архиерейского Синода, Высокопреосвященного Митрополита Антония, определением своим от 27 марта/9 апреля постановил: 1. Одобрить составленный Высокопреосвященным Митрополитом Антонием «Опыт Православного Христианского Катихизиса» для русских учебных заведений за границей как учебник, без объяснительной записки, оставив последнюю как руководство для учащих. 2. Рекомендовать заменить в учебных заведениях за границей филаретовский Катихизис означенным «Опытом Православного Христианского Катихизиса», как более кратким и удобным для усвоения. На основании бывших суждений, по тщательном обсуждении возражений Архиепископа Феофана и Епископа Серафима и отзыва Епископа Гавриила, в связи с брошюрой Митрополита Антония «Догмат Искупления» Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей определяет : не усматривая в Катихизисе Митрополита Антония указанных преосвященным Архиепископом Феофаном и Епископом Серафимом разногласий с учением Церкви, не находит оснований к отмене Синодального определения от 27 марта/9 апреля 1925г. «. Постановили: изложенное в докладе мнение Митрополита Антония принять к сведению и исполнению. 9/22 апреля 1926 г. Сербия, Ср. Карловци. После вышеприведенных протоколов Синода Русской Православной Церкви за границей Архиепископ Феофан делает краткое заключение: «Митрополит Антоний в своем Катихизисе говорит: «Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Бог при рождении нашем облагает нас смертною и падшею природой, то есть наделенной греховными склонностями, от коих мы познаем свое ничтожество и смиряемся». Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, что они, хотя и не согрешили, «наделены падшею греховною природою, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Преподобный Макарий Египетский Когда пал Адам и умер для Бога, Творец скорбел о нем: ангелы, все силы, небо, земля и все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что тот, кто дан им в царя, стал рабом противной и лукавой силы. Итак, тьмой, горькой и лукавой тьмой он облек душу свою, потому что воцарился над ним князь тьмы. Он-то и был тот израненный разбойниками и ставший полумертвым, когда шел из Иерусалима в Иерихон ( Лк. 10:30 ). И Лазарь, которого воскресил Господь, этот Лазарь, исполненный великого зловония, так что никто не мог приблизиться к гробу его, был образом Адама, принявшего в душу свою великое зловоние и наполнившегося чернотой и тьмой. Но ты, когда слышишь об Адаме, об избитом разбойниками, о Лазаре, не позволяй своему уму блуждать как бы по горам, но заключись внутри души твоей, потому что ты носишь те же раны, то же зловоние, ту же тьму. Все мы – сыны этого омраченного рода... Такой неисцелимой раной мы ранены, что одному Господу возможно исцелить ее. Посему-то и пришел Он сам, ибо никто из ветхозаветных (праведников), ни самый закон, ни пророки не могли исцелить эту рану. Преподобный Макарий Египетский Не только Священное Писание Ветхого Завета переполнено пророчествами о грядущем Избавителе от греха и его последствий – смерти и ада: ожидание грядущего Бога, победителя ада, страждущего, умирающего и воскресающего, как молнией, прорезало тьму языческого сознания... Человечество жаждало богочеловечества... Пророчество о страждущем боге, сходящем во ад за гордого и озлобленного Прометея – один из изумительнейших образов Эсхила. Гермес, обращаясь к Прометею, говорит: «И знай, твои страдания кончатся только тогда, когда какой-нибудь бог согласится сойти вместо тебя в темное царство Гадеса, в мрачные бездны тартара». В. Ильин Адам... в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал... Не так жалел он о красоте рая, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу. Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение... Горько рыдал (Адам), и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать?.. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему...» Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа... Адам потерял земной рай и плача искал его: «Рай мой, рай, прекрасный мой рай». Но Господь любовью Своею на кресте дал ему иной рай, лучший прежнего – на небесах, где свет Святой Троицы. Что воздадим мы Господу за любовь Его к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы (+АУДИО) 9/22 декабря Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:23 мин. Размер 3.2 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) По предвечному замыслу Бога, пожелавшего создать пречистую обитель для Боговоплощения, Иоаким и Анна долгое время были лишены потомства. Достигнув преклонного возраста и оставаясь бесплодными, обладая человеческой природой, увядшей и иссушенной под бременем греха и смерти, они все же не переставали с надеждой молить Господа об избавлении от позора бездетности. И вот наступил определенный Богом срок. Господь послал к Иоакиму, взошедшему на гору, и к Анне, оплакивавшей свое несчастье в саду, архангела Гавриила. Посланник Божий возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Божественной Лестницей, Неупиваемой Чашей, Нерукосечной Горой, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие. Зачатием праведной Анны упраздняется бесплодие всей человеческой природы, отделенной от Бога действием смерти. Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия, Господь предвозвестил еще более великое чудо непорочного зачатия Иисуса Христа во чреве Его Пресвятой Матери и Приснодевы Марии. Зачатие Пресвятой Богородицы, хотя и совершилось благодаря чудесному вмешательству Божию, все же произошло от союза мужа и жены, согласно законам падшей человеческой природы, подверженной тлению и смерти через Адамово согрешение (ср.: Быт. 3: 16). Сосуд Избранный, Драгоценный Ларец, приуготовленный Господом от начала времен, Матерь Божия является самой чистой и совершенной из людей. Но все же Она не осталась непричастной общим для всех нас последствиям грехопадения прародителей . Как Христу надлежало по Воплощении стать подобным человеку во всем, кроме греха, чтобы Своей добровольной смертью победить самую смерть (ср.: Евр. 2: 14), так и Его Матери, во чреве Которой Бог Слово соединился с человеческой природой, подобало быть подверженной, как и все люди, тлению и смерти, дабы и дарованное затем спасение и искупление во всей полноте могло быть воспринято каждым из нас, потомков Адама.

http://pravoslavie.ru/58296.html

Каппадокийский дух явен в молитве, составленной от имени усопшего, описывающего свое творение в Раю с дарованием ему Образа Божия (Пресвятой Троицы) и просящего снова вернуть его в Рай, райским жителем, и возвратить ему Образ Божий таким, каким он был. Интересно, что наши теперешние верующие хорошо знают эти тропари, но не вслушиваются в них и, по-видимому, не понимают, а если и понимают, то часто относят это к " поэзии " в современном смысле. В субботу утром, в день Похвалы Богородицы, на пятой седмице Великого поста (или накануне на всенощной) читается знаменитый и очень широко известный Акафист Божией Матери. Авторство его относится учеными к трем возможным песнописцам: Патриарху Константинопольскому Сергию (626), Патриарху Константинопольскому Герману (717-718), и преп. Георгию Писидесу; издательство в Бельгии " Жизнь с Богом " считает автором исключительно Писидеса. Православная же Церковь, веруя в неизреченный Промысел Божий и следуя синаксарю этого дня, описывающему страшную осаду Константинополя персидским шахом Хосроем, принимает сообщение синаксаря, что это был именно Патриарх Сергий, который воспел этот чудесный акафист, несмотря на то, что впал тогда в монофелитскую ересь. " Сила Божия в немощи совершается " . Кто бы ни был автор акафиста, он хорошо знал каппадокийское богословие и явно этому богословию следовал. Радуйся, Ею же клятва исчезнет... Радуйся, падшего Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление... Радуйся, Ею же обновляется тварь... Радуйся, Мосте, сущих от земли на небо... Радуйся, яко Рай пищный процветаеши... Радуйся, всего мира очищение... Радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся яко небесная срадуются земным: Радуйся, яко земная сликовствуют небесным... Радуйся, Ею же обнажися ад... Радуйся прелести державу поправшая... Радуйся, Ею же разрешися преступление. Радуйся, Ею же отверзеся Рай. Радуйся, Ключу Царствия Христова. Радуйся, Надеждо благ вечных... Радуйся, Двере спасения... Какова бы ни была причина, вызвавшая такую песнь, сама эта песнь - не земного, а небесного характера. Говорит она не о земных сражениях и победах, а о победе над адом и клятвой - победой райской, победой Царства Небесного, достигнутой силой духа и веры, послушания и преданности Богу Пречистой Девы Марии! Эту победу нельзя понять иначе как верностью Богу с начала и до конца: от творения в Раю и до Успения на земле: в Раю - верный выбор души, на земле - приятие последствий греха Адамова и земная кончина в результате страшных материнских страданий в приятии сыновнего Христова искупления мира. А потому - " Адамово воззвание " , " слез Евиных избавление " и все остальное воспетое, во славу и честь Богородицы, согласно этому тексту, присутствовавшей, бывшей в Раю до всякого греха!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Такие же ясные и определенные свидетельства об этом дает нам Церковь на основании святоотеческих творений. Св. Афанасий Великий в своем творении: «Слово о воплощении Бога Слова», говорит: «Он только один мог все возсоздать, Он один довлел к тому, чтобы за всех пострадать и за всех ходатайствовать пред Отцом» 1364 . «Само Слово прияло на Себя тело для принесения жертвы за подобные тела, это дают разуметь Писания, говоря: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти... ( Евр. 2:14–15 )» 1365 . В означенных словах своих св. Афанасий ясно показывает нам, что Сын Божий, и только Он один, как Бог, и только Он Сам, т.е. без всякого посредства, совершил Свое воплощение для нашего спасения. Та же самая мысль ο совершении воплощения непосредственно Самим Богом Словом выражается в учении св. Иоанна Дамаскина и св. Симеона Нового Богослова , которые, точнее уясняя данную истину, свидетельствуют, что Бог Слово совершил Свое воплощение Духом Святым, или чрез Духа Святаго. Имея в виду вышеуказанные слова Архангела Гавриила Деве Марии 1366 , св. Иоанн Дамаскин так изъясняет их: «после того, как св. Дева изъявила согласие, на Нее… сошел Св. Дух для принятия божества Слова, а вместе и для рождения Его. И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышного Бога, Сын Божий, единосущный со Отцом, осенил Ее... и из непорочных и чистейших Ея кровей образовал Себе плоть, одушевленную душею, одаренною, как разумом, так и умом… творческим образом, чрез Св. Духа» 1367 . «Словом же: Христос называем имя ипостаси… служащее для обозначения двух естеств. Ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое тело Своим Божеством, как Бог» 1368 . «Сын и Слово Бога и Отца, говорит св. Симеон Новый Богослов , не отделившись от Отца, сошел с небес и воплотился от Духа Святаго и Марии Приснодевы» 1369 . «И се Сам Бог, соделавшись человеком, принес Себя в жертву умилостивления» 1370 . «Когда слышишь, что Бог, создавший небо и землю… соделался человеком; не думай, что сие совершилось для другого чего, кроме как для того, чтобы возможно было Самому Богу подъять некиим образом смерть посредством человеческого естества» 1371 . Указывает также св. Симеон на непосредственное совершение Словом Своего воплощения, когда ставит последнее в параллель факту создания Богом Евы из ребра Адамова, библейское описание чего исключает всякую мысль о посредстве при этом создании. «Как тогда, – говорит св. Симеон, – при сотворении праматери нашей Евы, взял Бог ребро Адамово и создал из него жену: таким же образом и теперь взял Создатель наш и Творец Бог от Богородицы и Приснодевы Марии плоть» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Христианин как иерей природы Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. 20 октября, 2014 Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь

http://pravmir.ru/hristianin-kak-ierey-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010