По сей причине существо спасения человека не может заключаться во внешнем прощении. В том рассечённом состоянии природы, которой обладает ветхий человек, он не способен жить в блаженной вечности, даже если эта его поражённость ему простится. Нельзя отождествлять прощение со спасением, ибо и прощённый калека, остаётся калекой и слепому недостаточно прощения его слепоты, ему необходимо зрение. Также невозможно предполагать и того, что Господь искал путей сведения счётов с согрешившим человечеством. Ибо, во-первых, “Сын Божий по силе Своей божественной любви к Своему творению, ещё прежде создания мира был согласен принять на Себя всякий грех всякого грешника” . 635 (См. также Рим.5:8 ; Откр.13:8 ). Во-вторых, от предков наших «мы наследовали не преступление Адамово, но смерть от него происшедшую… Ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми» . 636 По сей причине, «Господь, – говорит преп. Ефрем Сирин, – …вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостию естества. И из неё произошёл воплощённый Бог». 637 “Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба ( Флп.2:7 ). И родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши скорби, дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на небо” . 638 «Ибо соделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить. Вочеловечился от жены и родился от Девы, чтобы на Себя восприять наше греху повинное рождение, и нам соделаться уже родом святым, причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ), как написал блаженный Пётр» . 639 Необходимость и значение боговоплощения подробно объясняет преподобный Максим Исповедник : «Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу; через первый грех возник и второй – не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление… Исправляя это чередующееся тление и изменение естества, Господь и Бог наш воспринял все это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное Им по произволению нетлением.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

В древних сагах и легендах ассиро-вавилонян, египтян, китайцев, индийцев, персов, греков и пр., говорится о золотом веке, о демоне, вселившемся в змия и обольстившем человека, о грехопадении и его следствиях, и т. д. Правда, в языческих религиях рассказы эти искажены и затемнены всевозможными фантастическими подробностями, от которых совершенно свободен простой и возвышенный рассказ Библии: тем не менее сходство в основных чертах поразительное и может быть объяснено только единством первоначального источника, сохранившегося в Библии и искаженного языческими религиями. Напр., – барельеф, открытый английским археологом Георгом Смитом в бывшей библиотеке ассирийского царя и изображающий, по мнению некоторых археологов, грехопадение первых людей: по средине барельефа изображено дерево с плодами, по обеим сторонам его две человеческие фигуры, протягивающие руки к плодам дерева, а сзади одной из фигур поднимается змей. – По преданиям китайцев, первоначальное состояние мира и человека было состоянием «великого согласия»; небо, земля и человек, три основные существа мира, находились в полной гармонии: грех человека нарушил эту гармонию. После того, как человек пал, все животные стали чужды ему; дикие животные, птицы, насекомые, змеи стали вести войну против него... Определение первородного греха и его наследственность. – Грех, совершенный прародителями в раю, со всеми своими последствиями перешел и переходить от них на все их потомство п называется первородным или прародительским грехом. Какими сделались после грехопадения первые люди, такими до сих пор являются на свет и их потомки. «Адам родил сына по подобию своему, по образу своему» ( Быт. 5:3 ). Отчуждение от Бога, потеря благодати, искажение образа Божия, извращение и ослабление телесного организма, заканчивающееся смертью – вот печальное наследство Адамово, подучаемое каждым из нас при самом появлении на свет. «Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток», учит православный катехизис: «так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Пост, возжигая сильного ревнителя благочестия, являет его миру, и, вознося горе состоящее из четырех элементов тело с помощью стяжания главных добродетелей 168 , он восхищает душу от земных попечений, вознося ее к томлению о небесном. Пост обуздывает порывы ярости, гнева, крика и злобы на ближнего 169 и успокаивает движения невоздержанного языка и дерзких рук, заставляя прирожденные нам страсти подчиняться и делаться послушными тому, кто постится, подобно тому, как некогда львы подчинились Даниилу (Дан 6:16–24) 170 . Пост гасит пламя плотского разжигания и укрепляет зоркий ум для постоянного бдения; этот ум, издавая глас молитвы в середине сердца 171 , имеет вместе с собою Ангела Великого Совета — Иисуса Христа 172 , Который озаряет мысль Светом Своего Божества и освежает душу росой любви к Нему. Благодаря этой любви душа гасит в себе всякую похоть века сего и отвергает от себя всякую греховную печаль, поскольку радуется великой радостью, пребывая в сладостном общении с Женихом Христом, и сердце становится невозмутимым 173 , ибо оно поступает по духу и в нем нет места для вожделений плоти 174 . Вследствие чего душа, подражая благодарению трех отроков 175 , воспевает, восхваляет и прославляет Господа: воспевает добрыми помыслами в своей мысли, восхваляет благими глаголами языка и прославляет в своем теле делами правды. Ибо Господь говорит: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). 13. Я отпускаю на свободу слуг своих и притекаю к Владыке моему, Который как Бог законоположил пост, а как Человек Сам постился в пустыне и посредством поста низверг искусителя 176 . Ибо поскольку Бог Слово в начале веков повелел Адаму поститься и не вкушать от древа, но тот, забыв об этой заповеди поста, вкусил плод от запретного древа и тут же обрел наказание смерти, согласно предупреждению Божиему, постольку в конце веков Господь, восприняв в Самого Себя Адамово естество, начал с поста и, с помощью поста напав на врага, победил его, чтобы показать людям, с помощью какого оружия они могут уничтожить этого врага 177 , а также чтобы научить их, что Тот, Кто некогда законоположил Адаму как Бог поститься, Он же ныне как второй Адам … 178 .

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Богооткровенная история рода человеческого раскрывает, что все человечество едино по своему происхождению в самом точном и строгом смысле этого слова (от единыя крови. Деян. 17 сн. Быт. 1 и 2), что все оно создано по образу Божию, что всему ему первоначально были дарованы средства для того, чтобы вести борьбу с змеем, все оно призывалось к покаянию, когда вступило на путь пороков и преступлений (6 Быт.), что даже и величайшие преступники были предметом особого божественного смотрения и промышления ( Быт. 4, 15 ), и что наконец все человечество участвует в завете Божием ( Быт. 9, 9–16 ). Но непосредственно за установлением этих истин божественное откровение неожиданно представляет человечество раздробившимся на множество отдельных и обособленных народов, говорящих различными языками, имеющих различные религии, живущих в различных условиях и имеющих различные нравы. Таким является человечество и в исследованиях человеческих. Как глубоко эти исследования ни заходят в древность, они находят человечество раздробленным, множественным, разноверующим и разноговорящим. Однако всякий верующий мыслитель обязан принять, что этому процессу раздробленности предшествовало единство, что переход от единства к множеству мог быть только постепенным, и что следы первоначального единства должны были оставаться у народов и после того, как они разделились и разъединились. Если все эти народы на всех путях их жизни должно было преследовать проклятие Адамово , то вместе за ними должны были следовать и благословения, данные Адаму, и все прошлое их отцов. С прошлым сразу порывают только на словах. Исходя из этих соображений, уже давно многие благомыслящие писатели пытались отыскивать в памятниках разных народов следы их первоначальной принадлежности к общему корню человечества и следы знания ими первоначальных откровений данных Богом человечеству. В христианской богословской науке такое направление существовало с самого возникновения христианского богословия до настоящих дней. В 18–19 столетиях это направление выработало более или менее научную теорию первоначального монотеизма. Ход религиозных судеб человечества по этой теории был таков. Сначала – истинное богопознание и богопочитание, затем потемнение и искажение того и другого, умножение суеверий и нечестия, порождавшее постепенно новые божества, и пожиравшее и уничтожавшее истинный смысл и дух религиозных истин и заповедей. Что эта теория соответствует действительности, мы не сомневаемся в этом; что в Библии имеется много указаний ее подтверждающих, что она согласна с наиболее возвышенными и благородными представлениями о Боге и человеке, это мы старались показать по мере своих сил. Но за всем тем мы с своей стороны признаем, что результаты изучения древнейших памятников духовной жизни человечества, доселе не дали сильных аргументов в защиту этой теории, что несомненных следов первобытного монотеизма не удалось никому найти в древнейших верованиях Ассиро-Вавилонии и Египта, Персии, Китая, Индии, Греции и Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

И действительно, во время появления Спасителя на земле мир походил на тюрьму и сумасшедший дом; не только походил, но и в самом деле был подлинной тюрьмой для отчаявшихся и домом для сумасшедших. Весь мир лежал во зле [ 18 ]. А о чем-нибудь лучшем мир не знал. Ведь ни индийская нирвана, ни эллинский гадес [ 19 ] не были для отчаявшихся людей никаким утешением. Потому и говорили некоторые греческие философы, в согласии с сивиллами [ 20 ], пророчицами римскими: " Лишь некий Бог может спасти мир " . Семя и семя Семя - это слово Божие (ср.: Лк. 8 , 11). В тишине звездной ночи, в глухой тиши подземной пещеры родился Мессия, Спаситель мира. На Востоке звезды кажутся ближе к земле и духовный свет ощущается людьми ярче, чем на Западе. От какого семени родился Христос? Если от человеческого, то Он не мог бы быть Спасителем людей и Исцелителем больных. Ведь в семени кровь, а в крови душа [ 1 ]. Но душа человеческая была поражена злом, а от злой души - злая кровь, злое и семя. Творец произвел от одной крови весь род человеческий (ср.: Деян. 17 , 26). Значит, все семя Адамово в крови человеческой было поврежденным и больным. Мессия, произошедший из такого семени, был бы подобен больному, направляющемуся в больницу, чтобы лечить больных, и сумасшедшему, идущему в сумасшедший дом, чтобы исцелить сумасшедших. Таких ложных мессий появлялось в мире много. Чумным среди чумных, им можно было сказать: врачу! исцелися сам [ 2 ]. Мессия должен быть здоровым; нет, не только здоровым, но самим источником здоровья. Ни в Его крови, ни в душе не может быть никакого тленного наследия, никакого Адамова и Каинова бремени зла, преступления, братоубийства, лжи и насилия, никакой ответственности за родительские и прародительские грехи. От духа Его здоровья должны исчезать болезни, от чистоты Его души должны бежать нечистые духи, благоуханием Его существа должна освежаться вся чумная атмосфера, в которую Он сошел, приклонив небеса к земле. От какого же семени родился Христос, Феодул? Несомненно, от нечеловеческого и неземного. Кто из земных болезнующих мог бы понять и предугадать это, по разленившемуся разуму человеческому, если бы небесный благовестник Гавриил не возвестил и не разъяснил это?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

   “Наша природа так груба, так порабощена телесным ощущением и страхом смерти, что проникнуться разумением чисто душевных мук, состоявших у Христа в оплакивании чужой греховности, ей очень трудно, если это не сопряжено с телесными страданиями и оскорблениями от ближних.”    Очистительная кровь, спасительный крест, живоносный гроб, — все это только образы, означающее “общее понятие” искупительной страсти: “здесь берутся наиболее впечатлительные для нас моменты Его подвига.” Антоний, впрочем, допускает, “что по связи души с телом здесь имеется и более глубокий таинственный смысл.” Однако, для спасаемого всего важнее именно это впечатление, то чувство умиления, которое в нем вызывают распятие и крест. “Скорбь Христа за нас соединила нас с Ним и эта самая скорбь, становясь предметом нашей надежды и любви, пересозидает нас...”    Последовательность мысли приводит Антония и к отрицанию первородного греха. Не в согласии со своим собственным учением о единстве человеческого естества он истолковывает человеческую греховность совсем атомистически. “Адам был не столько виновником нашей греховности, сколько первым по времени грешником, и если бы не были его сынами, то все равно согрешили бы.” Во всяком случае, “наше рождение от грешных предков не есть единственная причина нашего греховного состояния.” Здесь есть особое устроение Божие. “Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Он при рождении облагает нас смертной и падшей природой, то есть наделенной греховными склонностями, от которых мы познаем свое ничтожество и смиряемся.”    И более того: “не потому мы все, даже при добром направлении воли, являемся грешниками, что мы внуки Адама, а потому Всеведущий дает нам жизнь в качестве людей (а не ангелов, напр.), что Он провидел волю каждого из нас, как подобную волю Адама и Евы, т. е. по существу не злую, но непослушную и горделивую, а следовательно требующую исправительной школы, которой и является наша земная жизнь в теле...”    В этой искусственной конструкции сразу же поражает рассудочность и примитивность доводов, какое-то богословствование от здравого смысла, который упрямо насилует свидетельства откровения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Но ты спросишь меня:    – А те, кто поистине благоугодили Богу и достигли совершенства, разве они нуждаются в покаянии?    Отвечу тебе:    – Согласен, что такие люди были и есть. Но послушай внимательно и пойми, в чем они могут каяться. Господь сказал, что ложь — от дьявола, что смотреть на женщину с вожделением — прелюбодеяние, а гнев на ближнего подобен убийству.    А найдется ли человек, который и лжи не знал, и не представлял бы себе, что такое похоть очей, и никогда бы не подумал разгневаться на ближнего, и не был бы виновен в слове праздном, (Ср.: Мф 12:36), чтобы не нуждаться в покаянии? Если он сейчас ни в чем таком невиновен, то грешил этим когда-нибудь раньше и потому нуждается в покаянии. Природа нас учит, что не нужно откладывать покаяние до смерти, ведь наш ум не может бездействовать. Просто если он совершенен и расположен ко благу, то действует правильно. А если сочтет, что достиг совершенства, и приостановит исполнение благих дел, то непременно склонится к неправедному. Если ум отталкивается от неправильного, то естественно опять повернется к правильному. Правильное делание для новоначальных, для средних и для совершенных — это молитва, низложение помыслов и терпеливое перенесение всего, что с тобой происходит. Без этого невозможно исполнить прочие заповеди, и тогда не будет принято наше покаяние.    Исследуй все, что ты совершил в жизни с самого начала и поймешь, что ни в чем не можешь оправдаться. Если тебе не за что себя осудить, значит, ты забыл о покаянии. Дьявол никогда не прекращает воевать с нами, так и покаяние ни когда не должно прекращаться. Даже если мы до смерти будем бороться за покаяние, все равно не выплатим наш долг. Мы не совершили ничего достойного Царства Небесного. Как мы едим, как пьем и как говорим от природы, так мы должны научиться каяться от природы. Смертный приговор приводится в исполнение единожды. Кто жив, тот в вере должен жить с покаянием, если не за свой грех, то за Адамово преступление.    Когда мы крестились, то очистились и, очистившись, получили заповеди. А кто не выполняет их, тот глумится над крещением. Он хочет перечеркнуть очищение своих прежних грехов, которые он совершал во множестве ежедневно, ибо не мог исполнить все заповеди. Потому-то всем нам совершенно необходимо покаяние до конца жизни. Ограничивающий покаяние каким-то сроком возвращается вспять и возобновляет свои древние прегрешения. Верный Авраам и праведный Иов называл себя землей и прахом, засвидетельствовав этими словами свое смиренномудрие. А забывший о покаянии не сможет быть смиренномудрым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Прошу прощения у Вашего Высокопреосвященства, если я этим всем, хотя сколько-нибудь смутил Ваш дух. Прошу и верить искренности побуждений, которыми я руководился, принимаясь за перо. Скажу откровенно: я с вами не согласен и в решениях Вами вопросов, тоже в новых освещениях их – о первородном грехе, клятве (со всею почти половиною 3-го члена Символа Веры ), Св. Предании и Канонических и Неканонических книгах. Если разрешите, то я изложу пояснительные соображения к традиционным пониманиям этих предметов, а также выскажу взгляд на сущность усвоения искупительных заслуг, только несколько не общепринятый, школьный, но вполне вытекающий из Слова Божия. Буду ожидать от Вашего Высокопреосвященства ответа на все, написанное здесь мною. Если что не досказано и, если у Вас есть возражения по содержанию изложенного, с любовью прочту и верю, что во взаимных письменных обменах все они будут примирены в Божественной Истине. Испрашивая для себя Ваших свв. молитв, честь имею пребывать с чувством глубокого и искреннего почтения к Вам. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник А. Елевферий. 1925 года 26 февраля – 11 марта, г. Ковно. Письмо второе Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. В первых числах Марта я послал Вам свое возражение против ошибочного Вашего понимания христианского учения об Искуплении. Теперь позвольте представить Вашему богословствованию возражение и против Вашего понимания «первородного греха», которое, как несоответствующее общепринятому христианскому воззрению на него, я считаю тоже ошибочным. Прародительский грех Вы понимаете в двух актах: 1) как личный грех только прародителей, который, как акт единственно их свободной воли, совершился только в них, и 2) искажение или греховная порча человеческой природы и, связанная с тем, общая смертность. Греховною же порчею Вы называете лишение души оживляющей ее Божией благодати, которое есть духовная смерть, хотя и не отрицаете телесную смерть, как следствие искажения природы человека. Причем, общую смертность и наклонность ко греху Вы объясняете не прямым естественным следствием только греха, а, главным образом, действием Бога, по которому, «зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Бог при рождении нашем облагает нас болезненною, смертною и падшею природою, т. е. наделенною греховными склонностями, от коих мы познаем свое ничтожество и смиряемся» (3 член), и этим наделением людей Бог связал нас родством с Адамом (краткое пояснение).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вот легенды некоторых обитателей Черной (Тропической) Африки (к югу от Сахары). Миф народа меру (восточная Кения) : «Murungu (Ngai, Mwene inya) – создатель; люди жили в Mbwa, обходились без одежды, не работали; Бог запретил есть плоды определенного дерева; змея сказала, что отведавший их обретет разум Бога; женщина попробовала, мужчина отказался, но в конце концов согласился, образовалось адамово яблоко (кадык); Бог наказал змею, расплющив ей голову; послал крота сказать людям, что после смерти те должны возрождаться; крот встретил гиену, рассказал о поручении бога; гиена воспротивилась – ей нечего будет есть, если люди станут бессмертными; пригрозила кроту проглотить его, тот согласился сказать людям, что смерть будет окончательной; Бог наказал крота, определив ему жить под землей далеко от неба...» Миф народа паре (парре) (северо-восток Танзании) : «Kyumbi вылепил людей из глины... К. дал людям скот и злаки, был близко; змей Kiriamage соблазнил людей есть запрещенные К. яйца; К. наказал их, послав голод, люди ели жуков, умерли, остались мужчина и женщина, они породили новых людей; люди стали строить башню до неба, чтобы пойти туда войной; бог K. вызвал землетрясение, башня упала, придавила строителей; после этого К. удалил небо от земли» К слову, здесь очевидна параллель не только с историей грехопадения Адама и Евы, но и с библейскими повествованиями о потопе (в роли всемирной катастрофы, посланной людям в наказание, выступает голод) и о вавилонском столпотворении. Миф пигмеев эфе (экваториальные леса северо-восточного Конго (Заира) : «С помощью Месяца Бог вылепил первого человека Baatsi, прикрыл кожей, оросил кровью, тот ожил; Бог шепнул ему, что тот будет должен порождать детей; разрешил есть плоды разных деревьев, кроме дерева tahu; однажды беременной женщине очень захотелось этого плода, она попросила мужа дать его ей; тот сорвал плод, кожуру спрятал в листьях, это заметил Месяц, сообщил Богу; тот в наказание сделал людей смертными» Миф группы народов фанг (пангве, пахуин, фанве, – юг Камеруна, Экваториальная Гвинея и север Габона) : «У бога Essamnyamaböge четверо сыновей: Mode (человек), Горилла, Шимпанзе, Змей; он оставляет М. и женщину, велит им не есть плоды ebon, не совокупляться; посылает Гориллу, затем Шимпанзе отнести им кукурузу, маниок, арахис, огонь и пр., те останавливаются есть, не доносят; тогда посылает Змея, тот подговаривает М. съесть запретный плод; Э. пришел в селение М., М. с женщиной спрятались за бананом; Э. велел женщине рожать, каждый второй ребенок будет умирать»

http://bogoslov.ru/article/6025456

Так совлек Он с Себя при первом искушении напавшие [на Него] начала и власти, далеко прогнав их от естества [человеческого], исцелив страстность [его] в отношении к наслаждению и изгладив в Себе рукописание (Кол.2:14) Адамово, [состоящее] в добровольном согласии на страсти наслаждения; в силу этого рукописания человек, имея волю, склонную к наслаждению, даже молча возвещал делами лукавую деспотию над собой, из страха смерти не освобождая себя от ига наслаждения. Итак, Господь, подвергнувшись первому искушению наслаждениями, истощил лукавые силы, начала и власти. Затем Он попускает им сделать второе нападение и причинить [Ему] другое испытание искушениями - через муку и страдания, - чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить [его] в естестве [человеческом] и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти. Оставшись неодолимым для страданий и, более того, явившись страшным для смерти, [Господь] изгнал из естества [человеческого] страстность в отношении к боли, от которой малодушно убегала воля человека, в силу чего он постоянно и против желания был угнетаем страхом смерти, придерживаясь рабства наслаждения ради того, чтобы жить. Стало быть, Господь совлек с Себя начала и власти при первом испытании искушениями в пустыне, исцелив страстность всего естества в отношении к наслаждению. Он вновь совлек их с Себя и во время смерти, подобным же образом изгнав из естества страстность в отношении к боли,по человеколюбию Своему делая Себя ответственным за наше исправление и, более того, даже вменяя нам, как Благий, славу совершённого [Им]. А поскольку, подобно нам приняв страстность естества, за исключением греха, при помощи которой всякая лукавая и пагубная сила имела обыкновение производить свои действия, Он совлек их с Себя но время смерти, восторжествовав над ними (Кол.2:15), когда они приступили к Нему для происков, и сделав их посмешищем на Кресте при исходе души, после того как они вообще ничего не нашли в его страстности чего-либо свойственного естеству хотя особенно ожидали найти [в Нем] что-нибудь человеческое в виду естественной страстности по плоти. Поэтому, разумеется, Он Своей силой и через [воспринятую] от нас святую Свою плоть, как Через некий " начаток " (Кол.1:18), освободил и всё естество человеческое от примешавшегося к нему по страстности зла, подчинив самой этой страстности естества царствовавшее некогда в ней, то есть в страстности, над естеством лукавое владычество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010