Источников и пособий для новозаветной церковной истории бесчисленное множество; мы укажем здесь только главные. Таковы, после св. Писания Нового Завета (собственно для истории Христа-Спасителя и Апостолов), из появившихся – В первые века: 1) на востоке: церковные истории: Евсевия (IV в.), Сократа, Созомена , Феодорита и Филосторгия (V в.), Феодора чтеца и Евагрия (VI в.) 753 ; 2) на западе: Руфина (IV в.), переведшего и продолжившего историю Евсевиеву, Сулпиция Севера (V) и Григория Турского (VI) 754 . В средние века: 1) на востоке: многие летописи, вошедшие в состав Византийской истории, в которых очень нередко встречаются и известия церковные, каковы: летописи Кедрина, Зонара, Халкондиллы и других 755 ; Русская летопись преподобного Нестора (XI-XII) и его продолжателей, и церковная история Никифора Каллиста (XIV) 756 ; 2) на западе: десять книг о достопамятностях церковных Гайма (Haymo), епископа Галберштадского (IX) 757 , и церковная история Адама Бременского (XI) 758 . В новейшие времена: 1) на востоке: немногие краткие летописи или исторические записки собственно Греков, как то: Христофора Ангела 759 , Филиппа Кипрского 760 и Александра Гелладия 761 , и многочисленные сборники актов и вообще исторических документов, изданных в России и относящихся, между прочим, и к церковной нашей истории 762 ; 2) на западе; а) написанные в духе Римской церкви и считающиеся лучшими: летописи Барония 763 , церковная история Александра Наталиса 764 и церковная история Флёри 765 ; б) написанные Протестантами, также лучшие: Магдебургские центурии 766 и история церковная Мосгейма 767 . § 169. История в особенности Церкви Русской История Церкви отечественной, без сомнения, заслуживает подробнейшего изучения, особенно со стороны тех, которые приготовляются быть пастырями этой Церкви. План Русской церковной истории может быть следующий: Вступление: Начатки Христианства в России до равноапостольного Князя Владимира (до 988), и именно: а) начатки Христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства, и

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Петром Дамиани (ум. ок. 1072 г.), аббатом монастыря «Fontis Avellani in Tuscia», содержится рассказ о «крещении» Бруноном Кверфуртским Руси. Этот памятник использован некоторыми историками для подтверждения вывода о первоначальном принятии Русью христианства от папских миссионеров 1423 . Явно легендарное сообщение Петра Дамиани относительно «крещения» Руси, по мнению новейшего исследователя Б. Я. Рамма, исключает возможность использования его рассказа для воссоздания истории христианизации первого русского государства 1424 . Здесь можно усмотреть лишь отражение некоторых обстоятельств борьбы между Ярополком и Владимиром Святославичами в конце 70-х годов Х в. 1425 Важно заметить, что Петр Дамиани последовательно именует великого киевского князя «королем русов» (rex Russorum) 1426 . В сочинении схоластика Адама Бременского (ум. ок. 1076 г.) «История епископов гамбургской церкви», составленном ок. 1075 г., содержится ценный материал относительно общественного строя поморских славян, скандинавов и Руси. Он уже подвергался рассмотрению 1427 . Дважды в этом памятнике фигурирует король Руси Ярослав. В первом случае он назван «святым» (rex sanctus gerzlef de Ruzzia) 1428 . Русь, по Адаму Бременскому, – это королевство (regnum – кн. 4, гл. 13) 1429 . Автор проводит четкое различие между королями и менее могущественными повелителями. Так, он отметил, что из всех поморских славян лишь раны (на острове Рюген) имеют королей (reges – прим. 121) 1430 . Главы других племен названы им князьями (principes – кн. 2, гл. 26, 66) 1431 . Князей знает Адам и у шведов. Власть у последних, по его свидетельству, осуществляет также знать (satrapae, divites – кн. 3, гл. 53; кн. 4, гл. 21) 1432 . Из их среды выдвигается и король шведов (rex Sueonum – прим. 140, кн. 4, гл. 30) 1433 . О роли знати на Руси Адам не говорит: у современников, очевидно, не было оснований ставить других правителей Руси на одну доску с великим киевским князем-королем. Это прямое опровержение тезиса буржуазных авторов о древней Руси как комплексе «удельных княжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За пределами Норвегии почитание О. С. получило распространение прежде всего в Англии. В «Англосаксонской хронике» (редакция С) о короле говорится как о святом (запись составлена предположительно в сер. XI в.) (Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1892. Vol. 1. P. 157). Под 1055 г. в хронике упоминается о погребении ярла Сиварда в построенной им ц. О. С. в Йорке. Литургические тексты в день памяти святого содержатся в Коллектарии еп. Леофрика (3-я четв. XI в.) и в сакраментарии из Шерборна (Красная книга Дарли, ок. 1060) ( Iversen. 2000). По свидетельству нем. хрониста Адама Бременского (70-е гг. XI в.), почитание святого было распространено среди всех сканд. народов ( Adam. Brem. Gesta. II 61). О. С. был самым известным из сканд. святых; посвященные ему храмы были в Англии, Германии, Ирландии и Вост. Прибалтике. Ок. 1500 г. в Любеке был напечатан перевод «Страстей блаженного Олава» на нижненем. языке ( Jirou š kov á . 2014. Bd. 1. S. 592-595). Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в. Кор. Олав II Святой. Роспись ц. Рождества Христова в Вифлееме. 2-я пол. XII в. Выходцы из Скандинавии способствовали распространению культа О. С. на правосл. землях. В Новгород его почитание было принесено, вероятно, Харальдом Сигурдарсоном в 30-х гг. XI в. (о чуде О. С. на Руси упом. скальд Сигват Тордарсон). Не позднее кон. XI в. на подворье сканд. купцов в Новгороде действовала церковь, освященная во имя О. С., о ней упоминается в одной из швед. рунических надписей, в неск. статьях Новгородской летописи и в проекте договора Новгорода с ганзейскими городами (1262/63). Предполагается, что Пресв. Богородице и О. С. была посвящена «варяжская церковь» в К-поле, находившаяся рядом с ц. Св. Ирины. Одно из самых ранних изображений О. С.- фреска в базилике Рождества Христова в Вифлееме (2-я пол. XII в.). Реформация в Сев. Европе негативно сказалась на культе О. С. Короля стали воспринимать в первую очередь как исторического деятеля, объединившего Норвегию и сыгравшего решающую роль в христианизации ее жителей. В народной традиции с его именем связывали основание церквей, чудеса, изгнание демонов и троллей. В 1847 г. кор. Швеции и Норвегии Оскар I учредил орден О. С.; лев, держащий в лапах боевой топор святого, изображен на гербе Норвегии. В 1989 г. протестант. собор в Тронхейме посетил папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005). В кон. XX в. восстановлена традиция отмечать день памяти О. С. празднованиями в Тронхейме. 29 июля 1997 г. впервые проведено экуменическое богослужение, в к-ром приняли участие представители лютеран. Церквей Норвегии и Гренландии, а также РПЦ, Римско-католической Церкви, Церкви Англии, баптистов и пятидесятников. На рубеже XX и XXI вв. на средневек. дороге из Осло в Тронхейм, по к-рой некогда двигались паломники, был обустроен туристический маршрут.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

См., например: Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси. С. 448–449. А. Поппэ предположил, в частности, что именно «архиепископ» Иоанн I торжественно встречал Болеслава в Киеве в 1018 г., но не взялся объяснить, как он мог уживаться после этого с вернувшим себе Киев Ярославом до середины 30-х гг. XI в. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 17–19, 53–59. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне… С. 192–193, 405; он же. Иоанн I, митрополит Киевский//Православная энциклопедия. Т. 23. С. 469–471; см. также: Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 49–54. См.: Мельникова Е. А. Балтийская политика Ярослава Мудрого//Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 78–133. Там же. С. 125–132; она же. К предыстории Готского двора в Новгороде//История: Дар и долг (Юбилейный сборник в честь А. В. Назаренко). М.; СПб., 2010. С. 186–188. Церковь св. Олава была основана на месте будущего Готского двора, а в честь самого Харальда, скорее всего, получил свое название близлежащий «Гаралдов вымол» – пристань на Торговой стороне, упоминаемая в «Уставе Ярослава о мостех» (60-е гг. XIII в.) (см. также: Хорошкевич А. Л. «Гаралда вымол»//Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма. М., 1991. С. 250–251). Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 15, 17–19, 21, 93–95; он же. Лука Жидята//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 279; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора… С. 57, 70–75, 192; Щапов Я. Н. Государство и Церковь… С. 194, 207. ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 150; Т. 2. М., 2000. Стб. 138 (в Ипатьевской летописи поставление Луки ошибочно отнесено к 1034 г.). ПСРЛ. Т. 42. С. 63; Т. 4. Ч. 1. С. 114; Т. 6. Вып. 1. Стб. 177. См.: Арнаутова Ю. Е. Инвеститура//Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 496–501. По сообщению хрониста Адама Бременского, родственник и одно время союзник Ярослава король Англии и Дании Кнут (Кнуд) Великий назначал по своему выбору на датские кафедры англосаксов ( Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники. М., 2011. С. 52–53; см. также: Мереминский С. Г. Кнуд I Великий//Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 141).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

    В первые века:    1) на востоке: церковные истории: Евсевия (IV в.), Сократа, Созомена, Феодорита и Филосторгия (V в.), Феодора чтеца и Евагрия (VI в.);    2) на западе: Руфина (IV в.), переведшего и продолжившего историю Евсевиеву, Сулпиция Севера (V) и Григория Турского (VI).     В средние века:    1) на востоке: многие летописи, вошедшие в состав Византийской истории, в которых очень нередко встречаются и известия церковные, каковы: летописи Кедрина, Зонара, Халкондиллы и других; Русская летопись преподобного Нестора (XI-XII) и его продолжателей, и церковная история Никифора Каллиста (XIV);    2) на западе: десять книг о достопамятностях церковных Гайма (Haymo), епископа Галберштадского (IX), и церковная история Адама Бременского (XI).     В новейшие времена:    1) на востоке: немногие краткие летописи или исторические записки собственно Греков, как то:    Христофора Ангела, Филиппа Кипрского и Александра Гелладия, и многочисленные сборники актов и вообще исторических документов, изданных в России и относящихся, между прочим, и к церковной нашей истории;    2) на западе;    а) написанные в духе Римской церкви и считающиеся лучшими: летописи Барония, церковная история Александра Наталиса и церковная история Флёри;    б) написанные Протестантами, также лучшие: Магдебургские центурии и история церковная Мосгейма. § 169. История в особенности Церкви Русской    История Церкви отечественной, без сомнения, заслуживает подробнейшего изучения, особенно со стороны тех, которые приготовляются быть пастырями этой Церкви. План Русской церковной истории может быть следующий:     Вступление: Начатки Христианства в России до равноапостольного Князя Владимира (до 988), и именно:    а) начатки Христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства, и    б) в самом царстве Русском до крещения Владимира.     Период Ï История Церкви Русской в зависимости от Константинопольского Патриарха (988—1588):    а) под управлением одного, подвластного ему Митрополита (988—1240);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

За тем Горский представляет перечень вспомогательных наук и источников для всеобщей церковной истории. равно как обозрение трудов по истории церкви, в таком виде: Церковная география (Вильча), статистика (Штейдлина, Виггерса) и хронология (Lart verifier les dates des faits historiques). История христианских миссий (Fabrien lux Evangelica, Блюмгард, Henrion). История догматов (Дионис, Нетавия, Мюнстера, Исандера); символика исповеданий (Винера, Мелера, Герике, Гана). Патристика и патрология: история ересей (Вальха). Церковная археология (Бингама. Августи, Бинтерима). Деяния и правила соборов и их история. История христианской жизни (Четьи-Минеи. Аста sanctorum. Рюинарта. acta martyrum sincera). Труды по истории церковной Древнейшие: сочинения Егезинна, Евсевия, еп. Кесарийского (разбор его истории; чем он пользовался? Достоинство его и недостатки), Руфина, Сульниция Севера и Орозия. Продолжатели трудов Евсевия: Филосторгий, Сократ, Созомен , Феодорит, Феодор чтец , Евагрий (их характеристические отличия). Средневековые: на востоке труды Византийских писателей и Никифора Каллиста. На западе: Григория Турского , Беды, Адама Бременского; historia tripartita; annales разных мест, времен и лиц. К концу средних веков начало трудов критических: Валла. Со времени реформации – направление полемическое: центурии Магдебургские; понятие о них, их достоинства и недостатки. Им противопоставила церковь римская летописи Барония. Их оценка. Труды: а) римско-каталических ученых особенно монашествующих во Франции – по изданию древних памятников исторических, писаний отцев, деяний соборов, житий святых, истории орденов, монашествующих в XVII и первой половине XVIII века. Собственно, церковно-исторические труды: Александра Наталиса, Тильмона, Флёри и в недавние времена: Рорбахера, Анриона, Абб. Гете (Аббата Миня издание). Из немцев в текущем столетии Штольберга, Катеркампфа, Деллингера, Альцога. б) Протестантов лютеранского исповедания: Готфрида Арнольда, Вейсмана, Буддея, Мозгейма, Вальхов, Шрекка. Реформатского: Геттингера, Спангейма, Каве, Удина, Бингама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре – паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его, Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты, с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами – образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченной решёткой. В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская-Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее, из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни – крест, ниже пола церкви – углубление, обшитое мраморными досками; на полу поставлен мраморный ящик и в нем цинковый гроб, покрытый мраморной доской; над гробницею – мраморный крест, с вызолоченным венком. Северная и западная арки – с зеркальными стеклами и вокруг них оранжерея с свежею зеленью и цветами; в восточной арке – вход в могилу. В южной, закрытой, арке поставлены иконы Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и Ольги. Могила отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе в могилу, над аркой, на мраморной доске, надпись: «не бойся, токмо веруй, и спасена будешь»; вокруг арки, позолоченными буквами, евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки.» (Иоак.14:15: 16); с правой стороны: «воля пославшего Мя отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубит, но все то воскресит в последний день» ( Иоан.6:39 ); с левой: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:40 ). Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена, стоящая у креста, Мария Магдалина. Цена иконы 4000 р. Устройство всей могилы, или часовни, стоит до 22 т. р. с. Она устроена скульпторами Мадерно и Руджио.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Что же за феномен такой – Швыдкой? Ответственно докладываю, что последние двадцать лет он является самым активным уничтожителем нашей народной памяти и культурного наследия России! Его годами вялотекущее пошлейшее шоу " Культурная революция " бездарно. О нём и говорить-то противно. Министр культуры вещает: " Музеи – кладбища культуры " ; " Пушкин устарел " ; " Русский язык без мата невозможен " . И наконец, договорился пигмей до страшного: " Русский фашизм страшнее немецкого " . Последнее заявление совпало с публикациями в прессе о готовящейся " безвозмездной " передаче в немецком посольстве Бременской коллекции. Безвозмездно для России, но не для команды Швыдкого. Хорошо, что Губенко подключил прокуратуру и предотвратил преступление. Выступая на Российском телевидении, я заявил: " Господин Швыдкой, вы не можете участвовать в спорах по поводу Бременской коллекции после вашего восхваления немецкого фашизма. Вам лучше защищать интересы Гитлера, Геринга и Гиммлера. Вам их фашизм нравится? Соскучились по тёплым печках Дахау и Освенцима? Русского фашизма, господин соврамши, нет и быть не может изначально. Спросите у любого немца! " А если бы он был, то не было бы Швыдкого. Народ русский богобоязненный, терпеливый и мужественный. Потому и терпим швыдких. Если кто-то мне скажет о моих ксенофобских позициях, я могу ответить, что сегодняшнее утро начал с того, что позвонил в Ярославль Илье Борисовичу Рабиновичу – человеку, который возродил Рыбинский музей, который прошёл войну, был капитаном первого ранга. Ему уже под девяносто лет. Он еврей, но для меня это не имеет никакого значения. Прежде всего, он человек, который служил государству как воин, а потом – как музейный работник. И таких у меня много. Нет, " господа швыдкие " – это не национальность, это каста тех, кто ненавидит нашу культуру. В юбилейные дни нерадивые чиновники в усадьбе на Никитском бульваре, где жил и умер великий Гоголь и где должен открыться единственный в России музей классика, устроили жалкое подобие Диснейленда и кунсткамеры. Все без исключения средства массовой информации предали остракизму чудовищную поделку. И только шоумен Швыдкой написал в " Российской газете " о блистательном музее Гоголя. Блистательным он назвал и дешёвенький фильм телепопрыгунчика Парфёнова о Гоголе, который и близко не стоит с десятисерийной картиной-исследованием тонкого знатока писателя Игоря Золотусского. Как же низко нужно пасть, чтобы прославлять потуги Парфёнова, ненавидящего Гоголя, и заявившего, что выбранные места из переписки с друзьями, Гоголь писал, будучи " ку-ку " ! За эту книгу Толстой назвал жизнь Гоголя житием, а Блок сказал: " По этой книге России предстоит жить последующие столетия " . Сколько же лет можно пичкать телевизионных налогоплательщиков похабной " Культурной революцией " и одесскими посиделками на кухне " Привала комедиантов " .

http://religare.ru/2_66662.html

10–12 строк, стихотворение, но весьма поэтичное, стройное, музыкальное. Все, не исключая и самого стихотворца, признали превосходство за новоявленным поэтом. Составлен журнал, потреблен штраф в печуре Василия Ивановича. Во время пирушки стихотворец был не весел, поражение и неожиданная конкуренция видимо удручали его. Но в конце пирушки конкурент заявил, что он прочитал не свое стихотворение, а малоизвестное Пушкина или Лермонтова, не помню. Сообщение это хотя и неприятно изобличило невежество нас – судей, но обрадовало стихотворца и вполне примирило его с незаслуженным штрафом. Кончилась шутка к общему удовольствию. Но перед рождественскими каникулами настал печальный конец бременского общества. Инспекция объявила нам, что по каким-то доносам или почему другому, предстоит нам жандармский обыск, и чтобы мы приготовились к этому. Возник вопрос о книге журналов бременского общества. У страха глаза велики. Стали думать об инспекции, могущей получить в руки письменные самосвидетельства наши о выпивках. А еще более смущал нас шуточный и не всегда приличный тон журналов. Кто-то заявил, что эти журналы не соответствуют солидности студентов духовной Академии. Решило предположение, что жандармы поймут шутовской тон журналов за шифр чего-либо другого, серьезного, политического. Толстый фолиант, уже более половины наполненный шутками, анекдотами и пр., в один морозный вечер постного дня был торжественно предан сожжению в одной из печей, и на общую складчину совершена была поминальная тризна в печуре Николаевского инвалида Василия Ивановича. Жаль этого любопытнейшего памятника Academiae histariae arcanae. Так печально окон­чилось это единственное и недолгомесячное студенческое общество наше за все четырехлетие нашего курса. После этого печурный клуб на нашем курсе прекратил свое бытие. Общие выпивки ограничивались только «генеральными», по случаю произнесения проповедей и иногда именинными. Но, по своей нелюдимости, я участья в них не принимал, – во всяком случае, не помню. Случаи, подобные бывшему со мной и Кедровым (описан мной в статье о С.К. Смирнове), составляли редкое исключение. Вообще наш

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Был среди бременцев один любитель стихотворства, обладавший некоторыми денежными ресурсами. Бременцы воспользовались слабостью товарища и сначала назначили со стихотворца угощение за слушание и оценку его произведений, о чем также составлялся журнал. Потом однажды учинили конкурс на стихотворение, под условием штрафа с побежденного. Нашелся стихотворцу один конкурент. В контраст протяженно-сложенному стихотворению нашего поэта, конкурент этот прочитал коротенькое, в 10 – 12 строк, стихотворение, но весьма поэтичное, стройное, музыкальное. Все, не исключая и самого стихотворца, признали превосходство за новоявленным поэтом. Составлен журнал, потреблен штраф в печуре Василия Ивановича. Во время пирушки стихотворец был невесел, поражение и неожиданная конкуренция видимо удручали его. Но в конце пирушки конкурент заявил, что он прочитал не свое стихотворение, а малоизвестное Пушкина или Лермонтова, не помню. Сообщение это хотя и неприятно изобличило невежество нас – судей, но обрадовало стихотворца и вполне примирило его с незаслуженным штрафом. Кончилась шутка к общему удовольствию. Но перед рождественскими каникулами настал печальный конец бременского общества. Инспекция объявила нам, что по каким-то доносам или по чему другому предстоит нам жандармский обыск и чтобы мы приготовились к этому. Возник вопрос о книге журналов бременского общества. У страха глаза велики. Стали думать об инспекции, могущей получить в руки письменные самосвидетельства наши о выпивках. А еще более смущал нас шуточный и не всегда приличный тон журналов. Кто-то заявил, что эти журналы не соответствуют солидности студентов духовной Академии. Решило предположение, что жандармы поймут шутовской тон журналов за шифр чего-либо другого, серьезного, политического. Толстый фолиант, уже более половины наполненный шутками, анекдотами и пр., в один морозный вечер постного дня был торжественно предан сожжению в одной из печей, и на общую складчину совершена была поминальная тризна в печуре Николаевского инвалида Василия Ивановича.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010