Zuatoplk vero dux tradidit ad ultare sancti Petri in manus sacerdotis ioannis sextain partem omnium, quemuque in supa Olomutici ad castellum proveniunt Et ego frater sylvester scripsi hec feliciter. Amen. – Quoniam vero hec cartula nimis parva et sigilli incapax existebat, quin immo humore et macerie non modice lesa cernebatur, ego prefatus dei gratia episcopus eandem, utpote pium et post vestationem hungarorum unicum superstes monumentum christianitatis cepte propria manu depixi (sic) et Otto, dux Moraviensis, ad cuius voluntatem hoc feci paginam meam suo sigillo ipse hilariter roboravit. Ex eodem fragmento Monsiano. Lit XIII. Список источников Агафий (Agathias). В Scriptores historiae Byzantinae. Автор пользовался венецианским изданием. Адам Бременский: Chronicon Adami Bremensis. 1595. (Летопись Адама Бременского). Адемар: (Ademar monachus ecolimensis). В сборнике Канизия. Адон: Adonis chronicon (Летопись Адона). В сборнике Пертца. Аналист саксон: (Analista Saxo), приведенный Шлецером. Анастасий библиотекарь: (Anastasius Bibliothecarius). В Scriptores historiae Byzantinae. Ассемани: Kalendaria ecclesiae universae. Romae. 1755. (Календари вселенской церкви). Бальбин: Balbini Miscellanea historica regni Bohemiae, Pragae, 1679. (Собрание исторических отрывков о богемском королевстве). Бандтке Егор Самуил: (Bandtkie J. S.) Dzieje narodu polskiego. We Wrocawiu, 1835. (История польского народа). Бандтке Иван Викентий: (Bandtkie J. W.) Martini Galli Chronicon. Varsoviae, 1824. (Летопись Мартина Галла). Бандури: Banduri Imperium orientals (Восточная империя), в S. h. В. Бардосси: Joann Bardossy Supplementa analectorum Scepusiensium. Leutschoviae, 1802, (Дополнения к «историческим достопамятностям графства спиского» (Analecta scepusia, Viennae, 1774), которые издал Вагнер). Бароний: Baronii Annales Ecclesiastici (Церковные летописи). Автор пользовался майнцским изданием. Баумгартен: (Baumgarten) Chronicon slavorum Helmoldi (Славянская летопись Гельмольда). Башко: Baszko, летописец, приведенный Папроцким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-м епископом Бремена на соборе в Вормсе (13 июля 787) стал св. Виллехад . 1 нояб. 789 г. в Бремене им был заложен деревянный кафедральный собор св. Петра. Окончательно еп-ство Бремен оформилось при еп. Виллерихе († 837), когда город был подчинен Кёльнскому архиеп-ству. Виллерих укреплял положение бременского капитула, привлекая новых клириков и собирая богатые пожертвования. Согласно «Ксантенским анналам», в 823 г. Виллерих совместно с архиеп. Эбоном Реймсским проповедовал в Дании. По сообщению Адама Бременского , епископ возвел в Бремене 2 новые церкви и отстроил в камне собор св. Петра ( Magistri Adam Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. 1. Cap. 18). Он перенес мощи св. Виллехада из собора в некую капеллу на юге Бремена. Преемником еп. Виллериха стал еп. Леудерик († 845). В 831/32 г. Г. стал центром еп-ства для «нордальбингов, а также шведов, датчан, славян и остальных народов северных стран, все еще придерживающихся языческого обычая» (Vita Anskarii... P. 18), в 834 г. Г. получил статус архиеп-ства. 1-м епископом в 831-834 гг., а в 834-858 гг. его архиепископом и папским легатом в «северных странах» был монах из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар , «апостол Скандинавии» и небесный покровитель Г. Все архиепископы Г. до сер. XII в. сохраняли за собой права легатов, подтверждаемые папой Римским. После набега викингов (845), полностью разрушивших Г., в 847-848 гг. произошло фактическое объединение Гамбургского архиеп-ства и Бременского еп-ства. Синод в Майнце актом от 1 окт. 847 г. объединил Бремен с Гамбургским архиеп-ством; центр нового архиеп-ства был перенесен св. Ансгаром из разрушенного пограничного Г. в более спокойный Бремен. В 858-865 гг. св. Ансгар одновременно возглавлял архиеп-ства Г. и Бремен. Соперничество между городами за то, чтобы быть центром архиеп-ства, продолжалось до 1223 г., когда Бремен стал постоянным местом пребывания архиепископа. До XI в. правомерность объединения Г. и Бремена оспаривалась архиепископами Кёльна. Противостояние Г. и Кёльна из-за Бременского еп-ства началось в 864 г. В 906/8 г. папа Римский Сергий III подтвердил объединение Г. и Бремена. История основания архиеп-ства Г.-Бремен до конца не прояснена из-за состояния источников, т. н. гамбургских фальсификатов - подложных папских и имп. привилегий архиепископству, сфабрикованных, вероятно, в разные периоды.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Ценнейшим памятником является Абердинский бревиарий, составленный Абердинским еп. Вильгельмом Элфинстоном (1483-1514) и опубликованный в 1507 г. Проприи мессы и чтения на дни памяти шотл. святых содержат сведения из Ж. л., к-рые во многом расходятся с информацией Иоанна Фордунского и сохранившихся житий. Во время Реформации в Шотландии большая часть агиографических текстов была утрачена. Лит.: Plummer C. Miscellanea hagiographica Hibernica. Brux., 1925; Grosjean P. Notes d " hagiographie celtique//AnBoll. 1943. Vol. 61-81; Ó Briain F. Irish Hagiography: Historiography and Method//Measgra i gCuimhne Mhichíl Uí Cléirigh/Ed. S. O " Brien. Dublin, 1944. P. 119-131; Peritia: J. of Medieval Academy of Ireland. Dublin, 1982. N 1; Picard J.-M. Structural Patterns in Early Hiberno-Latin Hagiography//Peritia: J. of Medieval Academy of Ireland. Turnhout, 1985. N 4. P. 67-82; Sharpe R. Medieval Irish Saints " Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991; Herbert M. Hagiography//Progress in Medieval Irish Studies/Ed. K. McCone, K. Simms. Maynooth, 1996. P. 79-90; Saints and Scholars: Studies in Irish Hagiography/Ed. J. Carey et al. Dublin, 2001; Celtic Hagiography and Saints " Cults/Ed. J. Cartwright. Cardiff, 2003. А. А. Королёв Скандинавская Первые агиографические памятники в Скандинавских странах относятся к периоду христианизации региона в XI в. В сочинениях этого типа заметно влияние герм. и англосакс. Ж. л., что объясняется прежде всего деятельностью миссий из Гамбургско-Бременского архиеп-ства (преимущественно в Дании и Швеции) и англосаксонской Англии (в Норвегии и Исландии). Наиболее значительные свидетельства о ранней стадии христианизации Скандинавских стран содержатся в Житии свт. Ансгария, архиеп. Гамбургско-Бременского, составленном его учеником и преемником Римбертом в 70-80-х гг. IX в., к-рое оказало влияние на местную агиографическую традицию. Ряд агиографических рассказов о деятельности миссионеров и сканд. благочестивых правителей вошел в состав «Деяний архиепископов Гамбургской Церкви» Адама Бременского (70-е гг. XI в.). Др. источником агиографии были традиц. устные лит. жанры - скальдическая поэзия и сага. Так, вскоре после смерти кор. Олафа II Святого (1030) придворный поэт Сигват Тордарсон сочинил «Поминальную драпу о св. Олафе» (Erfidrápa Óláfs helga) и др. произведения, в к-рых уподоблял погибшего короля Христу. Скальд Торарин Славослов в «Песни спокойного моря» (Glælognskvia, 30-е гг. XI в.) прославлял Олафа Святого за праведную жизнь, нетление мощей и дар чудотворений. В этом произведении особенно заметно влияние англосакс. традиции, в частности проповедей Эльфрика. В 1-й четв. XII в. англосакс. мон. Эльнот составил Мученичество дат. кор. Кнуда IV Святого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Следующая крупная тема, которую затрагивает Олаус Петри в «Шведской хронике» – языческие верования древних жителей Швеции. Основой повествования о язычестве в данном случае является рассказ об Уппсальском языческом храме. Рассказ этот, как известно, впервые был приведен Адамом Бременским. Согласно Адаму, Уппсальское святилище было украшено золотом. Внутри находились статуи богов – Тора, Бодана (Одина) и Фриккона (Фрея). Тор «управляет громами и молниями, ясной погодой и урожаями». Бодан «ведет войны и дает человеку смелость перед лицом врагов». Фриккон «дарит смертным мир и наслаждение». Идол Фриккона снабжен огромным фаллосом; Бодана представляют вооруженным, подобно Марсу; Тор скипетром подражает Юпитеру. Возле святилища растет вечнозеленое дерево. Под ним находится источник, где язычники совершают жертвоприношения. Святилище опоясывает золотая цепь. К богам приставлены жрецы, которые приносят жертвы. Если грозит мор и голод, умилостивляют Тора, если война – Бодана, если свадьба Фриккона. Каждые девять лет устраивается всеобщее празднество свеев. В жертву богам приносят девять голов из живности мужского пола; кровью умилостивляют богов, тела развешивают в роще рядом со святилищем. Вместе с людьми там висят собаки и лошади. Один христианин поведал Адаму, что видел 72 тела, висевшие вперемежку. Первым из известных шведских исторических сочинений, где цитируется рассказ Адама Бременского об Уппсальском храме, является «Прозаическая хроника». Ее автор ссылается на «мудрого учителя по имени Адам», 715 и в ряде случаев близко следует его повествованию. Вместе с тем в «Прозаической хронике» присутствуют отличия от хроники Адама Бременского. Пример подобного сходства и различия – сообщение «Прозаической хроники» о боге Торе. Рассказ следует описанию, приведенному Адамом . Но «Прозаическая хроника» добавляет и другие сведения: Тора якобы изображают голым ребенком – «nakit barn», который сидит на повозке и держит в руке семь звезд. Добавлено, что в честь Тора назван четверг – «Torsdagen». Хронист указывает местонахождение святилища: гора Домберъет («Соборная гора»). Зато в «Прозаической хронике» нет упоминания о скипетре Тора; отсутствует уподобление Тора Юпитеру. Сообщения об Одине и Фрикконе (по «Прозаической хронике» – Фригг) близки к рассказу Адама, но добавлено, что в честь богов названы среда («odensdagh») и пятница («friggedaghr»). Хронист верно следует Адаму в описании храма, рощи и жертвоприношений. Место рощи в свою очередь четко определено: «Где ныне находится уппсальская Крестьянская церковь ». Есть отличие в сообщении о христианине, который видел тела принесенных в жертву существ: согласно «Прозаической хронике», их было 77, а не 72.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

г. Встречаются иногда такие характерные заметки, писанные карандашем: 1) Процитовав в § 2 договоры Олега, Игоря и Святослава с греками, Евгений пишет: «надобно хорошенько прочитать трактаты сии»; 2) внизу заглавного листа преосвященный напоминает себе: «надобно справиться и с каталогом митрополитов у С. Коссова в польском Патерике»; 3) против § 39, где идет речь о церковном уставе Владимира, замечено: «Прибавить и Всеволода псковского»; и 4) добавив сравнительно с прежними редакциями свидетельства западных историков о населенности Киева в XI ст. и сославшись на Адама Бременского, Евгений тут же пишет: «Гораздо лучше выписать здесь (свидетельство Адама Бременского) из подлинника Шлецерова «Нестора», ч. III., стр. 70 etsq»... А ранее, на полях предыдущей страницы, по тому же вопросу заметил: «о сем справиться с разными летописями». Таким образом, наш автор отделывал свою историю и после 1815 г., даже после 1820 г.. и не расставался с надеждою отделывать ее и потом, на основании новых источников и более внимательного отношения к старым. К сожалению, надежда эта осталась одним лишь его pium desiderium 622 . Как шла у Евгения работа и отделка ее, это лучше, кажется, всего можно проследить на источниках, которыми он пользовался в разное время и которые отчасти дали начало отмеченным редакциям «Истории славено-русской церкви». При составлении «Краткой» истории у преосвященного были под руками следующие источники и пособия: 1) русские – Кенигсбергский список Несторовой летописи, Никоновская летопись, Иоакимовская, Новгородская 1-я, Софийская 1-я, русский Временник, Летописец, содержащий в себе российскую историю от 852 г. до 1598 (M. 1781 г.), Степенная книга, Истории Татищева, Синопсис Инн. Гизеля, церковные уставы в. кн. Владимира и Ярослава, Русская Правда (изд. 1792 и 1796 г.), Судебник И. Грозного (по Татищевскому списку, М. 1768 г.), 2-е изд. Др. Росс. Вивлиофики и продолжение ее, Кормчая книга, Патерик Печерский, История российской иерархии (ч. 3 и 4), Соборное деяние 1057 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С конца V-ro века ещё меньше можно ожидать чего-нибудь нового, важного в латинской церковной историографии. Как известно, тогда произошёл разгром западной римской империи. Стали развиваться новые национальности, образовываться новые государства. Идеи папства и франкской империи ещё не выработались. Христианский мир находился в хаосе; не было цельности, никакого единства. Это сказалось и в церковной историографии. Даже идея об общей христианской истории исчезает в сознании западных народов. Являются только местные, национальные хроники. Таковы:- История франкской церкви – Григория Турского , британской – Беды Достопочтенного (Venerabilis), история первых веков христианства в Германии – Адама Бременского. Общей церковной истории не встречается до IX-ro века, когда уже образуется новый центр – папство. Попытка к её восстановлению принадлежит Анастасию Библиотекарю, аббату и библиотекарю в Ватикане, жившему в Риме, но бывавшему и на востоке. Его церковная история (chronographia triparlila) основана главным образом на византийских хрониках Георгия Санкела, Феофана, Никифора. Следовательно, это труд компилятивный – больше значения имеет другое сочинение Анастасия: Liber pontificalis. Это – собрание фактов для истории папства. В римской церкви был обычай уже с первых веков вести записи о папах и их деяниях. Так как ко времени Анастасия папы получают большое значение, то и эти записи получают большое историческое значение. Епископ гальберштадский Гаймон в IX веке оставил краткую и сухую общую церковную историю: далее уже в XIV u XV веках являются истории Одериха Вителиса, Бартоломея Лукского (Lucca), Антонина Флорентийского. Но эти труды не имеют почти никакого значения, как и вообще почти вся церковная историография западной церкви до XVI века. Церковно-исторические сведения в западном мире в то время находились на самой низкой степени. Некоторые сведения для средневековой церковной истории черпаются главным образом из средневековых хроник, которые дают иногда значительный материал и для церковной истории, особенно для эпохи основания христианства в Германии, для эпохи крестовых походов. Из этих хроникеров назовём Адама Бременского, Оттона Фрейзингенского, Ламберта Ашафенбурского, Вильгельма Турского и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Покинув Реймс 6 окт. 1049 г., Л. направился в Майнц, где 19-21 окт. в присутствии имп. Генриха III он возглавил Собор, в к-ром участвовали 40 епископов, в т. ч. архиепископы Безансона, Бремена, Зальцбурга, Кёльна, Магдебурга, Майнца и Трира. По свидетельству Адама Бременского , участники Собора приняли постановления против симонии и «нечестивого брака священнослужителей». Шпайерский еп. Сигебод (Сибихон), обвиненный в нарушении целибата, дал очистительную клятву, «но, говорят, его челюсть свело параличом, и в таком состоянии он провел оставшуюся жизнь» (Vita Leonis IX. II 12; Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. III 29-30// Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 172-173. (MGH. Script. Rer. Germ.; 2)). Среди др. вопросов, к-рые рассматривались на Соборе,- спор между епископом Вюрцбурга и аббатом Фульды о пределах епископской юрисдикции (решен в пользу мон-ря; см.: MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 5. P. 324-326. N 243) и дело Бертольда, который оспаривал Безансонскую кафедру у архиеп. Гуго ( Jaff é . RPR. N 4188; изд.: MGH. Const. T. 1. P. 97-100; см.: Munier. 2002. P. 130-131). По словам Адама Бременского, после возвращения в Бремен архиеп. Адальберт запретил женщинам жить внутри квартала, где находились резиденции каноников и клириков. Впосл. Л. подтвердил юрисдикцию Гамбургско-Бременской кафедры над епископами Сев. Германии и церковными иерархами «шведов, датчан, норвежцев, исландцев, скридевинов, гренландцев и всех северных народов, а также славян, живущих между реками Пене и Айдер» ( Jaff é . RPR. N 4290). Согласно более позднему источнику, 1-й исл. еп. Ислейв Гицурарсон (1056-1080) был рукоположен Адальбертом по благословению Л. (Húngrvaka//Biskupa sögur. Kaupmannahöfn, 1858. Bd. 1. S. 61-62). Оставшуюся часть осени 1049 г. Л. провел в Лотарингии, гл. обр. в Туле. Между 23 и 26 нояб. он находился в аббатстве Райхенау , где освятил ц. Св. Креста, затем направился в Италию и к празднику Рождества прибыл в Верону.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

И постави (Володимер) церковь св. Василия на холме идеже стояше кумир Перун и прочии» 189 . О Перуне Новгородском сообщает нам известие летопись Новгородская: – Прииде к Новгороду Аким Архиепископ Корсуняиин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхов; поверзавше ужи волочаху по калу, бьюще жезлем, и заповеда никомуже нигде же не прияти. И ее иде Пидиблянин рано на реку, хотя горньци везти в город; и сице Перун приплы к берегови, и отрину его шестом» 190 . О разрушении кумира Велесова в Ростове св. Авраамием упомянуто в Прологе 191 . – Идолам поклонялись и поляки: Длугош упоминает о святилище идолослужения в Гнезне и об идоле Деваны, а Бельский об идолослужении в храме Кроковском 192 . Из Титмара знаем об идолослужении в Колобреге 193 , а из жизнеописания св. Оттона Бамберского – о Штетанском идоле Триглава. Идол этот изображался с тремя головами в знак того, что бог которого был он изображением, управлял тремя царствами – небом, землею и адом; а глаза и губы идола покрыты были повязкою в знак того, что бог не обращал внимания на грехи людей. Один из идолов Триглава был из золота, у другого головы были посеребрены, а повязка золотая и пр 194 . – Триглав был известен и чехам, как видим у Вацерада; но по его описанию, головы чешского Триглава были козлиные 195 . О других идолах чешских нет достоверных сведений; у Козьмы Пражского есть только общий намек о существовании идолов 196 . – Самые любопытные известия имеем о некоторых идолах балтийских славян. Видукин упоминает об идоле Сатурна, вылитом из меди 197 . За тем следуют сказания Титмара и Адама Бременского об идолах Ретрских. «Внутри храма Редигостского – говорит Титмар – стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и латы; на каждом нарезано его имя. Первый из них Сварожич». У Адама Бременского место Сварожича занимает Радагаст: идол его сделан был из золота, а ложе из пурпуровой ткани 198 . Хронограф Саксо упоминает об идолах Маликовских; Пулкава – о треглавом идоле Браниборском; Герберт – о множестве идолов Браниборских; Эббо – о Яровите Гавельберском, давая мимоходом намек, что идол имел свои собственные одежды; Андрей – об огромных искусно изваянных идолах храма Гуцковского; Гельмольд – об идолах Радагаста, Святовида, Подаги и пр., замечая притом, что идолами и пенатами были полны все города, и что многие из них были изображаемы с двумя, тремя и более головами; Саксо грамматик – об идоле Ростокском и об идолах Руянских 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

и Д., Цецилии, Тибуртию и Валериану (MGH. SS. T. 7. P. 851). Епископ поместил мощи К. и Д. в основанном им жен. мон-ре Эссен, который, согласно грамоте кор. Цвентибольда от 4 июня 898 г., был освящен «в честь блаженной Богородицы Марии и Св. Спасителя, а также блаженных мучеников Космы и Дамиана и прочих бесчисленных святых» (Die Urkunden der deutschen Karolinger/Hrsg. T. Schieffer. B., 1960. Bd. 4. S. 58-60. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 4); см.: Das Bistum Hildesheim/Bearb. H. Goetting. B., 1983. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227). S. 90-92, 107-108. (Germania Sacra. N. F.; 20)). К. и Д. считались покровителями монастыря Эссен; празднование в их честь совершалось 8 июля. В музее-ризнице эссенского собора хранится серебряный реликварий-монстранция с фрагментами черепов и костями рук мучеников, изготовленный в 1643 г. в Кёльне по заказу аббатисы Марии Клары фон Шпаур. Также в музее находится церемониальный меч, скорее всего подарок имп. Оттона III . В средние века этот меч отождествляли с оружием, к-рым были казнены К. и Д. (о почитании К. и Д. в Эссене см.: Pothmann. 1982; Bodarw é . 2000). Частицы мощей К. и Д. хранились также в Бремене. По свидетельству Адама Бременского , архиеп. Адальдаг (937-988), сопровождавший имп. Оттона I во время итал. похода (961-965), привез из Рима реликвии нек-рых мучеников, в т. ч. К. и Д. ( Adam. Brem. Gesta. II 13). Черепа мучеников, замурованные в стене бременского собора, были обретены архиеп. Бурхардом Грелле (1327-1344). Перенесение реликвий, сопровождавшееся церковными торжествами и рыцарским турниром, состоялось после Пятидесятницы 1335 г. Обретение мощей К. и Д. способствовало распространению почитания мучеников в Сев. Европе. В нач. XV в. для мощей изготовили серебряную раку, к-рая хранилась в кафедральном соборе до сер. XVII в. В ходе мирных переговоров об окончании Тридцатилетней войны (1618-1648) Франц Вильгельм фон Вартенбург, католич. еп. Оснабрюка (1625-1661), договорился с протестантским соборным капитулом Бремена о выкупе святыни католиками.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ V Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) († 4.07.966, Гамбург, Германия), папа Римский (22 мая 964 - 23 июня 964), римлянин. Помимо Liber pontificalis сведения о его понтификате дошли до нас в сочинениях Лиутпранда Кремонского , Флодоарда Реймсского , Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракте (совр. Соратте) к северу от Рима, Адама Бременского , Титмара Мерзебургского . Хронист Флодоард Реймсский сообщает, что Б. занимал в канцелярии в Латеране должность нотария-скриниария ( Flodoard. Annales ad annum 965) и благодаря своему знанию грамматики и стилистики получил прозвище Грамматика. Папа Иоанн XII рукоположил Б. в кардинала-диакона. После смерти Иоанна XII римляне, не приняв папу Льва VIII , ставленника имп. Оттона I , избрали папой Б. Они сообщили о его избрании императору, когда тот уже шел с войском на Рим. После непродолжительной осады город сдался, и горожане выдали Б. императору, предпочитая, по сообщению хрониста Бенедикта, монаха мон-ря св. Андрея, «чтобы он один принял смерть за всех и избавил бы их от мук голода» ( Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37). Собор под председательством папы Льва VIII, созванный Оттоном I в Риме 23 июня 964 г., низложил Б., оставив его в сане диакона; после этого Б. был сослан в Германию под надзор Адальдага, архиеп. Гамбургского и Бременского, а папой снова стал Лев VIII. В изгнании, в Гамбурге, Б. пользовался почитанием горожан и духовенства ( Adamus Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 12). Его останки по приказу имп. Оттона III были перенесены из Гамбурга в Рим капелланом Рацо между 983 и 988 гг. (Ibid. II 10). Место их захоронения неизвестно. Ист.: Flodoardus Remensis. Annales. ad annum 965//MGH. SS. Vol. 3. P. 406-407; Liutprandus. Liber de rebus gestis Ottonis magni imperatoris. 7-21//Ibid. P. 341-346; Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37//Ibid. P. 718; Thietmarus Merseburgensis. Chronicon. II 18, 22; IV 53//Ibid. P. 752, 754, 772, 785, 831-832; Adamus Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 10, 12//Ibid. Vol. 7. P. 309; Continuatio Reginonis ad annos 964, 965//Ibid. Vol. 1. P. 626; PL. 135. Col. 487-488; LP. Vol. 2. P. 251; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 469sq. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. C. 294-297; Demermann P. Die Deposition der Päpste Iohannes XII, Leon VIII und Benedict V//Mitt. d. Inst. f. österreich. Geschichtsforschung. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Zimmermann H. Das dunkle Jh. Graz, 1971. S. 151-153; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 128-129. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78034.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010