Ведь по рассказам, были то два короля в Ютландии, третий на Фюне, четвертый на Зеландии, пятый в Сконе, то два над всей Данией, то один над всей Данией, то один разом и над всей Англией, и над Данией...» (Роскилльская хроника. III). Кор. Кнуд I Великий с супругой перед алтарным крестом - даром новому собору в Уинчестере. Миниатюра из Liber Vitae. Ok. 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Ms. 944) Кор. Кнуд I Великий с супругой перед алтарным крестом - даром новому собору в Уинчестере. Миниатюра из Liber Vitae. Ok. 1031 г. (Lond. Brit. Lib. Ms. 944) С восшествием на престол франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840) разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной гос. политикой, осуществление к-рой связано с именами Реймсского архиеп. Эбона и Ансгара , еп. (831) и архиеп. Гамбургского (832-864), а затем Гамбургского и Бременского (864-865). В 822 г. Эбон получил от папы Римского Пасхалия I полномочия возглавить миссионерскую деятельность в сев. странах. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Д., где окрестил нек-рых датчан. Проповедники скорее всего посетили только Юж. Ютландию (обл. Шлезвиг), к-рой владел тогда вассал Людовика Благочестивого конунг Харальд Клак. В 826 г. изгнанный из Д. Харальд Клак, стремившийся найти союзника в лице франк. императора, вместе с 400 спутниками принял крещение в Ингельхайме, принеся вассальную присягу императору. Этот успех побудил имп. Людовика направить в Д. св. Ансгара, который в 827 г. прибыл в Хедебю, а затем направился в Бирку (Швеция). Распространение христианства в Сев. Европе стало главной задачей основанного в 832 г. архиеп-ства в Гамбурге; первым архиепископом стал Ансгар. Больших успехов Ансгар достиг в 849-850 гг. Он проповедовал в Хедебю и получил разрешение конунга Хорика I построить там церковь. Через 4 года была открыта 2-я церковь в Рибе. К 873 г. власть над Д. делили конунги Сигфрид и Хальвдан. По словам Адама Бременского, мн. властители занимались морским разбоем на границах Франкского гос-ва ( Adam Bremensis. Gesta. I 37). В 891 г. правителем Д. стал конунг Хельги, принявший христианство. Адам Бременский называет его набожным и справедливым королем (Ibid. I 48). Хельги был последним представителем династии Скьёльдунгов, к-рую сменили конунги - выходцы из Свеаланда, под их властью находилась юж. часть Ютландии. В 934 г. герм. кор. Генрих I Птицелов вторгся в Д., обложил население данью и заставил кор. Гнупу (Кнуда) принять крещение. Прибывший в 935 г. в Д. Гамбургский архиеп. Унни застал во главе гос-ва яростного противника христ. веры кор. Горма Старого, который убил Гнупу и др. претендентов на власть.

http://pravenc.ru/text/171341.html

Сведения об О. С. сохранились в многочисленных источниках (их обзор см.: Bagge. 2010; Джаксон. 2012. С. 229-236). Древнейшими являются стихи, созданные скальдами Сигватом Тордарсоном († 1045), Тораринном Славословом (1-я пол. XI в.) и др. (см.: Goeres. 2015). Считается, что вскоре после смерти О. С. было написано несохранившееся сказание о перенесении его мощей в Нидарос (ныне Тронхейм) (Translatio sancti Olavi). Предположительно в сер. XII в. была осуществлена запись чудес, совершённых по молитве к О. С., его Жития и нек-рых проповедей (вошли в Древненорвежскую книгу проповедей (Gamal norsk homiliebok; ок. 1200)). Важнейший агиографический текст на лат. языке - «Страсти блаженного Олава, короля и мученика» (BHL, N 6322-6323) - известен в 3 основных редакциях (изд.: Jirou š kov á . 2014. Bd. 2. S. 13-173). Старейшая краткая редакция была составлена, вероятно, в 50-х гг. XII в. католич. св. Эйстейном Эрлендссоном (архиепископ Нидароса в 1157-1188). О деятельности О. С. повествуется в анонимной «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180) мон. Теодорика, а также в составленном на норвеж. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregs konungasögum; ок. 1190) и в исл. сагах. Ок. 1200 г. была записана «Древнейшая сага об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in elzta), сохранившаяся не полностью; после 1210 г.- «Легендарная сага об Олаве Святом» (Helgisaga Óláfs konungs Haraldssonar) и «Жизнеописание Олава Святого» Стюрмира Карасона (сохр. фрагментарно). К 20-30-м гг. XIII в. относится жизнеописание О. С. в своде саг «Красивая кожа» (Fagrskinna). Автором «Отдельной саги об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in sérstaka) обычно считается Снорри Стурлусон, который составил и сагу об О. С. в своде «Круг земной» (Heimskringla; ок. 1230). Все эти произведения опирались на поэзию скальдов, устную традицию, а также на несохранившиеся сочинения исландцев Сэмунда Мудрого Сигфуссона и Ари Торгильссона (1-я пол. XII в.); они тесно переплетались как между собой, так и с обширной житийной литературой . Сведения сканд. саг о ключевых моментах жизни и деятельности О. С. дополняет и верифицирует информация из хроник «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и «Хроники» (Chronicon ex chronicis; 1-я пол. XII в.) Иоанна Вустерского и др. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Как понимать эту последнюю мысль, – об этом историк в одной своей вступительной лекции высказывается очень ясно и вполне справедливо. «Биографические сведения об учителях Церкви и перечень их сочинений при изложении истории церковного учения нужны в таком случае и в такой мере, когда и сколько это требуется для раскрытия состояния учения, когда и сколько первыми определяется образ действования какого-либо учителя Церкви, а последние служат источником раскрываемых истин; вообще указанные сведения должны служить к раскрытию направления и успехов развития христианской догматики» 189 . Богоучрежденность Церкви, Боготкровенность ее учения, таким образом, по сознанию Горского, не исключают естественного хода развития церковной жизни; это представление не противоречит понятию о Церкви как организме, одушевляемом высшими силами. Затем Горский представляет перечень вспомогательных наук и источников для всеобщей церковной истории, а также дает обозрение трудов по истории церкви в следующем виде: " Церковная география (Вильча), статистика (Штейдлина) и хронология (L’art verifier les dates des faitis historiques 190 ). История христианских миссий (Fabricii lux Evangelica 191 , Блюмгард, Henrion). История догматов (Дионисия Петавия, Мюнстера, Неандера); символика исповеданий (Винера, Мелера, Герике, Гана). Патристика и патрология; история ересей (Вальха). Церковная археология (Бингама, Августи, Бинтерима). Деяния и правила соборов и их история. История христианской жизни (Четьи-Минеи, Acta sanctorum, acta martyrum sincera 192 ). Труды по истории церковной. Древнейшие: сочинения Егезинна, Евсевия, еп. Кесарийского (разбор его «Истории»; чем он пользовался? Достоинства его и недостатки), Руфина, Сульниция Севера и Орозия. Продолжатели трудов Евсевия: Филосторгий, Сократ, Созомен , Феодорит, Федор чтец, Евагрий (их характеристические отличия). Средневековые: на востоке труды византийских писателей и Никифора Каллиста. На западе: Григория Турского , Беды, Адама Бременского; historia tripartita 193 ; annales разных мест, времен и лиц. К концу Средних веков начало трудов критических: Валла. Со времени Реформации – направление полемическое: центурии Магдебургские; понятие о них, их достоинства и недостатки. Им противопоставила Церковь Римская летописи Барония. Их оценка. Труды: а) римско-католических ученых, особенно монашествующих во Франции – по изданию древних памятников исторических, писаний отцов, деяний соборов, житий святых, истории орденов монашествующих в XVII и первой четверти XVIII века. Собственно церковно-исторические труды: Александра Наталиса, Тильмона, Флери и в недавние времена: Рорбахера, Анриона, абб. Гете (Аббата Миня издание). Из немцев в текущем столетии (т. е. в XIX веке. – А. М.): Штольберга, Катеркамифа, Деллингера, Альцога. б) Протестантов лютеранского исповедания: Готфрида Арнольда, Вейсмана, Буддея, Мозгейма, Вальхова, Шрекка. Протестантского: Геттингера, Спангейма, Каве, Удина, Бингама и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

атласе Европ. России Потоцкого. СПб. 1823). Epiphanii monachi edita et inedita. Lipsiae, 1846. Известны также давние переводы этого жития — славянский и грузинский с некоторыми дополнениями. Муравьев. Жит. святых Российс. церкви, Ноябр. 30. Летоп. по Лаврент. списку, стр. 4. Москв., 1824. Отрывок этот напечатан при сочинении: Caroli Christ. Woog. Presbyterorum et Diaconorum Achaiae de martyrio S. Andreae epistol., 401–414, Lips. 1749. Лемберга Исследования к объяснению древней Русской Истории, в русском переводе, изд. Кругом, стр. 272. Omnes aquilonis oras... См. выше прим. 23. Ad eam quoque accessit, quae Anthropophagorum dicitur et et ad Scytharum solitudines. Eccles. Histor. II, cap. 39, p. 134, Francof. 1588. См. Географ. Страбона в Археограф. атласе Европ. России Потоцкого. Карамз. Истор. Государ. Росс. 1, стр. 4, СПб. 1842; Plin. Hist. Natural. lib. 4, cap. 12, с примеч. на стр. 218, Paris 1723. Снес. Ammian. Marcell. lib. 31. По соображениям Кеппена, границу земли андрофагов должно искать именно в Могилевской, Черниговской и Орловской губерниях (Древности северного берега Понта, 24–25, Москва, 1828). Паги — IV, стр. 10, под 965 годом; Лубинск. в Жизнеописании Полоцких епископов (Истор. Перв. Церкви у Славян — Мациевского в Русск. перев., стр. 109 и 223, Варшав. 1840). По свидетельству Константина Багрянородного (Memor. popul. Stritteri 11, pag. 982), Адама Бременского (Histor. Eccles. 2, cap. 13) и др. Снес. Нестор, сличен. Шлецером 1, стр. 155–157. СПб. 1809. Только по ходу речи его можно заключать, будто святой апостол отправился в Рим путем водяным — по морю Балтийскому, Немецкому, Западному и Средиземному вокруг Западной Европы. Но это, конечно, произошло от неведения летописца помянутых морей, как справедливо замечают (О происхожд. Руси — Погодина, стр. 5, Москв. 1825): потому-то, может быть, летописец и усумнился ясно выразить свою мысль, как достиг святой апостол от Варяжского моря в Рим, а сказал только: «и иде в варяги и прииде в Рим». «Это только идея о древности христианства в земле славянской,— говорит один из наших писателей,— предание о том, что в глубочайшей древности к киевлянам приходили проповедники Христовы из Греции и что крест водружен был на горах киевских, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

В XIII в. мощи К. перенесли в новый собор в Оденсе, освященный в его честь. Широкое почитание короля-мученика в Дании относится к позднему средневековью (XIV-XV вв.). Поминовение святого также совершалось в Швеции и Норвегии; в бревиарии были включены чтения, основанные на тексте Мученичества К. В 1833 г. мощи К. и Бенедикта, спрятанные после Реформации, были выставлены в крипте собора в Оденсе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 118-149; Gesta Swenomagni regis et filiorum eius et passio gloriosissimi Canuti regis et martyris//Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. København, 1908-1912. P. 38-53, 76-147; Passio sancti Kanuti regis et martiris//Ibid. P. 62-76; Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6. Лит.: Otto A. Canut II//DHGE. 1949. T. 11. Col. 814-815; Hoffmann E. Knut der Heilige und die Wende der dänischen Geschichte im 11. Jh.//Hist. Zschr. 1974. Bd. 218. S. 529-570; Die heilige Könige bei den Angelsachsen und den skandinavischen Völkern. Neumünster, 1975. S. 89-139; Breengaard C. Muren om Israels hus: Regnum og sacerdotium i Danmark, 1050-1170. København, 1982; idem. Det var os, der slog kong Knud ihjel!//Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige. Odense, 1986. S. 9-20; idem. Regnum og sacerdocium i Knud den Heiliges gåvorbrev//Gåvorbrevet 1085: Föredrag och diskussioner vid symposium kring Knut den heiliges gåverbrev 1085 och den tidiga medeltidens nordiska samhälle/Ed. S. Skansjö, H. Sundström. Lund, 1988. S. 90-103; Nyberg T. S. König Knut der Heilige: Tenzo und der Peterspfenning aus Dänemark//AHPont. 1985. T. 23. P. 359-365; Knuds-bogen 1986: Studier over Knud den Heilige/Red. T. Nyberg, H. Bekker-Nielsen, N. Oxenvad. Odense, 1986; Knut IV//DHGE. 2007. T. 29. Col. 390-391; Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христ. миссионеры в Скандинавии. М., 2008; Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (c. 1000-1200)/Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010. В. В. Рыбаков Рубрики: Ключевые слова: ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/text/1841576.html

Но это установление было отменено его вторым преемником Стенкилем, кроткая и мудрая политика которого была более благоприятна распространению христианства, чем более насильственные мероприятия Олафа. При Стенкиле число церквей в Швеции возросло до 1100. Смерть его, последовавшая в 1066 году, послужила поводом к кровавым гражданским войнам, и, на время, язычество восторжествовало; но в 1075 году король Инге запретил всякое языческое идолослужение, и хотя это повлекло за собой его изгнание, причем на место его со стороны языческой партии возведен был его шурин Соен, однако Инге удалось возвратить себе престол, и после многих колебаний христианство было окончательно утверждено в стране. По свидетельству Адама Бременского, современника этого короля, смущение, произведенное алчностью слишком многих членов духовенства, было главным препятствием к общему обращению шведов, которые, по его описанию, вообще были довольно расположены к принятию Евангелия 3444 . 12 . Среди норвежцев некоторые обращения к христианству были сделаны еще во времена Ансгария, к это тем более, что исповедание христианства открывало им возможность для торговли с Англией и Германией. Но подобные обращенцы, хотя и признававшие силу Христа и признавшие Его Богом Англии, с большей надеждой полагались на богов племени Одина, которого они считали все еще царствующим над их собственной землей, и только уже не менее столетия спустя в Норвегию введено было христианство в более чистом и более полном виде. В 938 году, Эрик «Кровавый топор», жестокости которого сделали его ненавистным своим подданным, был низложен своим братом Гако. Новый король был воспитан по христиански при английском дворе, при Ателстане, и решился утвердить свою собственную веру среди своих подданных. Некоторые из его главных приверженцев были склонны к принятию Евангелия. Великий языческий праздник Юля 3445 он перенес несколько к более позднему времени, так чтобы он совпадал с праздником Рождества Христова, и в то время, как другие норвежцы предавались своим языческим увеселениям, Гако и его друзья в особом помещении справляли христианский праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упомянутая святая Клотильда явно принадлежит к равноапостольным женам; преподобный Августин, просветитель Англии, пришедший из Ирландии святой Колумба 10 , просветитель Шотландии, а также его последователи святые Фридолин и Галл, распространители христианства в Галлии и Северной Италии — к равноапостольным преподобным; ко второй группе равноапостольных — святителей — принадлежали, помимо прочих, святитель Патрик Ирландский 11 и святитель Ансгарий, епископ Гамбургский и Бременский, которому владыка Иоанн уделил специальное внимание в своем докладе и которого он как раз и защищал от обвинений в “прова­тиканской” политике (см. выше), настаивая на его православном почитании 12 . Основным источником по биографии святителя Ансгария (Асгаря) является его житие Vita Asgarii, составленное вскоре после его кончины его учеником и преемником по Гамбургской и Бременской кафедрам святителем Римбертом, богословски образованным автором и подвижником-чудотворцем (†888), которое единодушно считается одним из основных источников по ранней истории Дании и Швеции в целом. Дополнительные источники — житие самого святителя Римберта (составлено на рубеже XII в.), “История гамбургских архиепископов” Адама Бременского (XI в.), а также ряд других хроник и исторических свидетельств по Германии и Скандинавии каролингского и позднейших периодов, включая и эпистолярное наследие святителя Ансгария 13 . Святой Ансгарий родился в 801 г. на севере Франции, в Пикардии, близ Амьена, и уже в пятилетнем возрасте лишился своей благочестивой матери. Отец направил его в училище, но мальчик больше предавался забавам со сверстниками, чем учению. Однажды он увидел во сне, что стоит в вязком, грязном болоте, из которого можно выбраться только с большим трудом, а рядом видит прекрасную дорогу, по которой к нему приближается великолепно одетая Дама, окруженная свитой спутниц, облаченных в белоснежные платья, в одной из которых мальчик узнал и свою мать; потянувшись к ней, он не мог освободиться от жидкой грязи. “Милое дитя, хочешь ли ты к матери?” — спросила Дама, и на его решительное “Да!” ответила, что тогда он должен оставить всю тщету детских забав.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 16.03.1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (с 1043), церковный и политический деятель средневек. Германии. В 1062-1065 гг. опекун малолетнего герм. кор. Генриха IV и фактический правитель гос-ва. Главной задачей А. стала борьба против планов дат. кор. Свена Эстридсена (1047-1075/76) вывести Датскую Церковь из юрисдикции Гамбургско-Бременской архиепископии, создав собственное архиеп-ство, а также за подчинение этой юрисдикции Церкви в Норвегии (к-рая управлялась самостоятельными епископами англ. поставления) и за возвращение Шведской Церкви в подчинение Гамбурга. Все это вылилось в неосуществившийся план А. создать на основе собственной архиепископии «Северный патриархат» из 12 еп-ств, а также привело к чрезвычайной активизации миссионерской деятельности, простиравшейся от Оркнейских о-вов до Финляндии. А. способствовал созданию новых еп-ств на западнослав. землях с центрами в Ратцебурге, Мекленбурге и др. Видеть в проекте «Северного патриархата» отражение конкуренции Германской и Византийской Церквей на севере Европы (H. Ludat) едва ли уместно, но бесспорны определенные греч. симпатии А., к-рый, по не вполне понятному замечанию Адама Бременского , «и церковное богослужение не желал более совершать по латинскому обычаю, а то ли на римский, то ли на греческий манер» (Adam. III 27. P. 170). Ученые-греки присутствовали при дворе А. и даже поставлялись им на епископские кафедры. А. был одним из последних защитников пришедшей в XI в. в упадок системы имперской Церкви . Ист.: Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. III [главный источник об А.]; Regeste der Erzbischöfe von Bremen/Hrsg. O. H. May. Hannover; Bremen, 1937. Bd. 1. N 53-79; Provincia Hammaburgo-Bremensis/Ed. W. Seegrün, Th. Schieffer. Gött., 1981. N 72-90. (Germania pontificia; T. 6). Лит.: Ludat H. Die Patriarchatsidee Adalberts von Bremen und Byzanz//Archiv für Kulturgeschichte. 1952. Bd. 34. S. 221-246; Glaeske G. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen als Reichsfürsten (937-1258). Hildesheim, 1962; Fuhrmann H. Provincia constat duodecim episcopatibus//Studia Gratiana. 1967. T. 11. P. 389-404; Lammers W. Adalbert von Hamburg-Bremen//Geschichte Schleswig-Holsteins. Neumünster, 1981. Bd. 4/1. S. 165-214; Johanek P. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und ihre Kirche im Reich der Salierzeit//Die Salier und das Reich. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Die Reichskirche der Salierzeit. S. 79-112.

http://pravenc.ru/text/63440.html

Противники Снорри Стурлусона обвиняли его в привязанности к Одину. Стурлусон, еще возводивший в «Круге земном» род норвеж. королей к Ингви-Фрейру и Одину, опирался на средневек. евгемерическую и этимологическую традицию, представляя древних богов как мудрых магов и соотнося асов с выходцами из Азии - Трои (в соответствии с популярной в средние века вергилианской традицией о происхождении римлян от троянцев, см. в ст. Вергилий ). Язычники сопротивлялись введению христианства, но обращение к нему конунгов, призванных обеспечивать отправление языческого культа, предопределило судьбу дохрист. религии: в торговом центре Швеции Бирке народное собрание с конунгом разрешило миссионеру св. Ансгару основать церковь, но язычники продолжали отправление своих обрядов; по данным Адама Бременского, в XI в. христиане в Уппсале могли откупаться от участия в языческих обрядах. В X-XI вв. с христианизацией в языческих культовых центрах (Еллинг, Уппсала) были уничтожены капища и возведены храмы. Существовал обычай перезахоронения останков языческих правителей по христ. обряду. Ист.: Старшая Эдда/Пер.: А. И. Корсун; ред.: М. И. Стеблин-Каменский. М.; Л., 1963. СПб., 2005. (Лит. памятники); Младшая Эдда/Изд. подгот.: О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970. СПб., 2005. (Лит. памятники); Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/Вступ. ст.: А. Я. Гуревич. М., 1975; Поэзия Скальдов/Изд. подгот.: С. В. Петров, М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979. (Лит. памятники); Снорри Стурлусон. Круг земной/Изд. подгот.: А. Я. Гуревич и др. М., 1980, 2002; Из ранней истории швед. народа и гос-ва: Первые описания и законы/Отв. ред.: А. А. Сванидзе. М., 1999. Лит.: Almgren O. Nordische Felszeichnungen als religiöse Urkunden. Fr./M., 1934; Turville-Petre E. O. G. Myth and Religion of the North. L., 1964; Ellis-Davidson H. E. Pagan Scandinavia. L., 1967; Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968; Ward D. The Divine Twins: An Indo-European Myth in Germanic Tradition. Berkeley, 1968; Glob P.

http://pravenc.ru/text/180427.html

атласе Европ. России Потоцкого. СПб., 1823 (100)).    Epiphanii monachi edita et inedita. Lipsiae, 1843 (188). Известны также давние переводы этого жития – славянский и грузинский – с некоторыми дополнениями. Муравьев. Жит. святых Российской Церкви. Ноябрь 30 (74).    Летоп. по Лаврент. списку. С. 4. Москв., 1824 (67).    Отрывок этот напечатан при сочинении: Caroli Christ. Woog. Presbyterorum et diaconorum Achaiae De martyrio S. Andreae epistol. 401—414. Lips., 1749 (275).    Лерберга Исследования к объяснению древней русской истории, в русском переводе, изд. Кругом. С. 272 (65).    Omnes aquilonis oras... См. выше прим. 23.    Ad earn quoque accessit, quae Anthropophagorum dicimurem ad Scytharum solitudines. Eccles. histor. II. Cap. 39. P. 134. Francof., 1558 (237).    См.: Географ. Страбона в Археограф, атласе Европ. России Потоцкого (100).    Карамз. Истор. государ. Росс. 1. С. 4. СПб., 1842 (50); PI in. Hist. natural. Lib. IV. Cap. 12, с примеч. на с. 218. Paris, 1723 (247). Снес.: Ammian. Marcel 1. Lib. XXXI (151). По соображениям Кеппена, границу земли андрофагов должно искать именно в Могилевской, Черниговской и Орловской губерниях (Древности северного берега Понта. 24—25. Москва, 1828 (51)).    Паги. 4. С. 10, под 965 г. (243); Лубинск. в Жизнеописании Полоцких епископов (223) (Истор. перв. Церкви у славян Мацеевского в русск. перев. С. 109 и 223. Варшав., 1840 (72)).    По свидетельству Константина Багрянородного (Memor. popul. Stritteri. 2. Р. 982 (265)), Адама Бременского (Histor. eccles. II. Cap. 13 (148)) и др. Снес.: Нестор, сличен. Шлецером. 1. С. 155—157. СПб., 1809 (80).    «Это только идея о древности христианства в земле славянской, – говорит один из наших писателей, – предание о том, что в глубочайшей древности к киевлянам приходили проповедники Христовы из Греции и что крест водружен был на горах киевских, т.е., что там уже молились истинному Богу пред знамением Спасителя. Имя святого апостола Андрея Первозванного вошло в предание, вероятно, потому, что оно тесно соединено с историею славян, поселившихся в Восточной империи; ибо, по мнению греков, город Солунь (не Солунь, а Патрас) был спасен от славян единственно чудом, сотворенным святым угодником, и побежденные славяне обязались платить дань соборной церкви солунской (патрасской), в которой почивали его мощи (они почивали в это время не здесь, а в Царьграде).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010