Агриппа, сын Агриппы, после смерти своего отца, отправился в Рим; Клавдий решил доверить ему отцовское царство, но, под влиянием мнения некоторых людей, которые указали на молодость Агриппы, он послал Фада контролировать Иудею и он установил Агриппу царем Халкиды, где царем был Ирода, который только что умер. Через четыре года он дал ему также тетрархию Филиппа и Батанию, а еще Трахонитиду, которая принадлежала тетрархии Лисания. Когда он сделал ему этот дар, он отнял Халкиду у него. Агриппа отдал сестру Друзиллу замуж за Азиза, царя Эмесы, который был обрезан, потому что Епифаний, сын Антиоха, хотя он обещал, не принял обрезание, что привело к разрыву обещанного брака. Друзилла была отделена от Азиза и выдана замуж за Феликса, наместника Иудеи, который проявил свое нетерпение из–за ее красоты. Что касается Мариаммы, он отдал ее Архелаю, сыну Гелкия, для которого его отец предназначил ее; от него родилась Береника. После смерти Клавдия, Нерон, его преемник, дал Агриппе часть Галилеи, Тибериаду и Тарихею, требуя его повиновения; он добавил к этому Юлий, город в Перее, и десять деревень, окружавших его. Именно при этом Агриппе Св. Павел говорил перед Фестом. После Фада, наместника Иудеи, был прислан Киман; после него, когда он был отозван в Рим, чтобы ответить на обвинение, был прислан Феликс; после него был Фест, потом Альбин, наконец Флор. Это было на втором году его правления, из–за чрезмерных страданий, которые он навлек на евреев, началась война между евреями и римлянами; был двенадцатый год царствования Нерона. Ананий, сын Анания, вступил в должность первосвященника после изгнания с нее Иосифа; он был смелым, бесстрашный и храбр до крайности; он был, действительно, последователь секты саддукеев и те были суровы в своих суждениях и склонны к всякой дерзости. Таким образом, этот Анания, когда Фест умер в Иудее и перед тем как Альбин вошел в должность, собрал синедрион своею властью и обвинил Иакова, брата Повелителя, и других вместе с ним в неподчинении законам, и приказал их побить камнями. Большинство, наиболее умеренные евреи и сам царь Агриппа, глубоко затронутые, вынудили его уйти после трех лет пребывания в должности и поставили на его место Иисуса, сына Дамнеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Гильгенфельд (Judischs Apokalyptik 195); (Esra und Daniel. 22–23 ; Messias Judaeorum, 55), Гутшмид, Фолькмар (41, 361–362) и Визелер (278) видят здесь намек на династию Ирода Идумеянина, правившую Палестиной. Первые два исследователя относят происхождение книги к правлению Ирода Великого; остальные к царствованию последнего отпрыска Иродова дома, Ирода Агриппы. Благодаря своей сестре Веронике, бывшей любовницей Тита, Ирод Агриппа сосредоточивал в своем лице довольно обширную власть над Палестиной. Однако династия Иродов никогда не играла в глазах евреев такой крупной мировой роли, чтобы ее именем обозначать земной век. Это были лишь послушные рабы Рима, подобострастно исполнявшие все желания римских цезарей. Поэтому гораздо справедливее видеть в Исаве или Едоме символ Рима, власть которого в момент появления книги захватывала всю вселенную. Такого понимания держатся Элер (Herzog. Real – Encyklopedie, 2 Aufl., К, 660), Эвальд, Ланген (125–126), Вельгаузен (245), Гункель (365), Ширер (320–321) и Лагранж (490). У раввинов Рим нередко называется Едомом. У блаженного Иеронима отмечается то увлечение, с каким евреи все места Библии об Едоме относили к Риму: «Некоторые из евреев вместо слова dumah читают rumah, желая применить пророчество к римлянам вследствие ложного убеждения, что под именем Идумеи всегда разумеются римляне» (Comment. ad Jesajam, XXI, 11–12). Такое толкование проникло и в новозаветную литературу ( Ориген , Тертуллиан , Амвросий, Григорий Великий , Августин, Исидор Севильский , Ефрем Сирин и Иаков Едесский). Должно заметить, что граница, проводимая автором между старым и новым веком, не отличается твердостью. Здесь, видимо, царствование Мессии, потомка Иакова, знаменует начало грядущего века. Ниже, в третьем видении (VII:29) оно отнесено к настоящему веку. Разница объясняется тем, что автор широко пользовался народными преданиями, где пришествие Мессии рассматривалось то как завершительный момент в развитии настоящего века, то как начало будущего. 3Езд.6:11 Я же в ответ сказал Ему: о, Владыко Господи! если я обрел благодать пред очами Твоими, 3Езд.6:12 молю Тебя, покажи рабу Твоему конец знамений Твоих, которых часть показал Ты мне в прошедшую ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Желая, чтобы император от него первого узнал о получении заложников, тетрарх Ирод отправил к нему посланных с письмами, где все было в точности донесено, так что консуляру [Вителлию] не приходилось ничего прибавить к этому. Когда император известил Вителлия, что он уже все знает из донесения Ирода, Вителлий страшно рассердился, видя в этом поступке [Ирода] большее оскорбление, чем то было на самом деле. Однако он подавил в себе гнев до тех пор, пока власть не перешла к Гаю Калигуле. 6. Тогда же, на двадцатом году правления Тиберия 1144 , умер и брат тетрарха Ирода, Филипп, после того как в течение тридцати семи лет правил Трахоном, Гавланитидой и Батанеею. Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провел всю жизнь в пределах подчиненной ему области. Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором, он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-либо с жалобою, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он тут же подвергал наказанию и немедленно отпускал тех, кого обвинили несправедливо. Филипп умер в Юлиаде. Труп его был доставлен в мавзолей, который он сам заранее воздвиг для себя, и торжественно похоронен там. Так как Филипп не оставил после себя потомства, то Тиберий взял его область себе и присоединил ее к Сирии. Впрочем, доходы с этой тетрархии он распорядился сохранить за нею. Глава 5 1. Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою по следующей причине: Ирод был давно уже женат на дочери Ареты. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду, который родился от дочери первосвященника Симона. Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы Великого), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Ареты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, Антипа находился бы здесь, только немного севернее, чем его брат Архелай, точно также изгнанный в Виенну на Роне, если бы последний был еще жив. Область же Ирода Антипы получил теперь также царь Агриппа. Этот новый царь имел очень замечательное прошлое. Вначале он воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиверия – Друзом. Будучи по смерти его вынужден, вследствие долгов, покинуть Рим, он отправился в Идумею, где у него, как говорят, являлась мысль о самоубийстве, мысль, от которой он отказался благодаря тому, что Ирод Антипа по просьбе своей жены Иродиады, сестры Агриппы дал ему в Тивериаде доходное место. Но такое положение по отношению к зятю казалось Агриппе неудобным, и он нашел лучшим отправиться к одному чиновнику в Сирии – Флакку, у которого нашел убежище также его брат Аристобул. Вследствие постоянной нужды в деньгах, ему случилось однажды получить в виде взятки некоторую сумму, взамен чего он должен был действовать на легата в известном направлении. То обстоятельство, что Флакк, узнав об этом, немедленно же счел нужным расстаться с ним, рисует нам, во всяком случае, правление императора Тиверия в благоприятном свете. Вслед затем Агриппа сумел достать необходимые средства для поездки в Рим, но едва пустился в путь, как был задержан римским чиновником из Ямнии, Капитоном, который должен был взыскать с него очень значительную сумму в пользу императорской казны. Но он бежал в Александрию, занял там еще раз огромную, едва ли когда-нибудь им возвращенную сумму и отправился в Италию, где нашел Тиверия на острове Капри. Здесь он был бы, без сомнения, строго наказан за неуплату денег в императорскую казну, если бы его не снабдила деньгами невестка Тиверия, вдова старшего Друза, мать умершего уже тогда Германика и позднейшего императора Клавдия. В благодарность за оказанную помощь Агриппа действовал с тех пор в пользу внука Антонии Гая (по прозвищу Калигулы). Но так как император Тиверий имел также и от умершего сына внука, по имени, как и его дед – Тиверия (по прозвищу Гемелл), то за полгода до своей смерти он приказал схватить Ирода Агриппу за его неосторожную любовь к сыну Германика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время его болезни дворец окружала толпа мужчин, женщин и детей, которые, сообразно предписанию закона, молились за спасение царя. Они предчувствовали, что вместе с ним окончательно погибала иудейская политическая самостоятельность. Немедленно после его смерти отвратительным образом проявилось неудовольствие римского гарнизона и, быть может, также языческого населения Цезареи этим умершим благочестивым царем, дурное прошлое которого было всем в достаточной мере известно. Статуи обеих дочерей его 15 были вытащены в публичные дома и опозорены несказанным образом. Первоначально император собирался назначить преемником Агриппы его семнадцатилетнего сына, также носившего имя Агриппы; но всемогущие вольноотпущенники при дворе императора не допустили этого. Кроме того, император хотел перевести из Палестины в Понт гарнизон, который так жестоко провинился; но посольству от этих солдат удалось склонить его к тому, чтобы все оставить по-старому. Управление Палестиной он поручил прокуратору, на первых порах Куспию Фаду. Тут мы вступаем в последнюю стадию самостоятельной истории израильского народа. Однако раньше, чем окончательно оставить повествование о периоде потомков Ирода, нам следует еще точнее присмотреться к внутренней жизни иудейского народа в течение времени их правления. Это одна из наиважнейших эпох не только в израильской истории, но и в истории религий вообще. 5. Книжники и ученые при потомках Ирода Из обеих боровшихся при Асмонеях из-за первенства партий фарисеев и саддукеев с гибелью династии асмонейской, окончательная победа склонилась на сторону фарисеев. Правда при Ироде и его преемниках саддукеи по имени продолжали еще существовать, особенно в кругу высшей иерархии, но они успели уже утратить свое политическое значение. Их особенностью стало теперь чванливое отрицание созданной фарисеями галахи. Предписанное законом богослужение в храме производилось точнейшим образом, но исполнение этого предписания уже считалось достаточным для установления добрых отношений между Господом Богом и Его народом; саддукеи в одинаковой мере презирали мелочные постановления фарисеев, как и верования последних в загробную жизнь, как учение о Божьем предопределении, распространяющемся на все мелочные явления жизни, как и представления о посредствующем между Божеством и человеком мир духов. Таким образом, саддукеи играли роль людей просвещенных, гуманных и жизнерадостных. Но симпатии народа не были на их стороне. Напротив, симпатии эти всецело относились к фарисеям. Книжники стали авторитетными руководителями народа. В длинных одеяниях с широкими филактериями на руках и большими цицис на одежде, (обе эти вещи должны были постоянно напоминать им закон) они расхаживали повсюду; им почтительно кланялись и обыкновенно обращались к ним не иначе, как величая их: рабби, т. е. господин; иногда, впрочем, их называли отцами и учителями. В синагоге или во время пиршеств им охотно предоставляли первые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Арефа в Дамаске. Этот Арефа, четвертый в числе Набатейских царей (о династии которых см. Е. Schurer-Gesch. d. jud. Volkes по 3 и 4 изд. т. I, стр. 726 сл.) царствовал приблизительно во время от 9 г. до Р. Хр. до 40 г. по Р. Хр.; точная дата неизвестна, но достоверно, а) что он царствовал свыше 47 лет, ибо есть надписи, указывающие на его 48-й год; в) что он умер в промежуток времени между смертью Тиверия, – что привело к окончанию дествий, начатых против него по приказанию этого императора легатом Сирии Вителлием (Ant. XVIII, V, 1, 3), – и срединою царствования Клавдия, когда его преемник Авия оказывается ведущим войну против Изата Адиабенского (около 48 г. по Р. Хр.; Ant. XX, IV, 1). Но Дамаск не принадлежал Набатее и, без сомнения, был под непосредственным римским управлением в гг. 33–34 и 62–63, потому что есть Дамаскинские монеты этих годов с изображениями Тиверия и Нерона, без какого-либо указания на царей местных, как это неизменно бывало в клиентельных государствах. Поэтому Дамаск должен был перейти в руки Арефы уже после 33–34 гг., если бы это достигнуто было силой, то империя едва ли бы позволила Набатейской линии царствовать беспрепятственно до 106 г.; а если путем дарения, то таким дарителем был, конечно, не Тиверий, о раздоре которого с Арефой только что было упомянуто, но Калигула, который, – не в пример Тиверию (см. ниже случай с Иродом Филиппом), – поощрял зависимые царства на Востоке. [В таком случае умолчание Тацита может быть объяснено тем, что в «Анналах» есть пропуск касательно царствования Калигулы.] Тогда бегство Апостола Павла от областного правителя Дамаска Арефы не могло быть раньше середины 37 г.; во всяком случае, не раньше 34 года. 2) Царствование и смерть Ирода Агриппы I. Тетрархия Ирода Филиппа ( Лк. 3:1 ) была после его смерти, около 33–34 гг., присоединена Тиверием к провинции Сирии, но, немного дней спустя после восшествия на престол Калигулы (16 марта 37 г.) была передана, вместе с титулом царя, Ироду Агриппе (сыну Аристовула и внуку Ирода В.), который жил тогда в Риме; к этой территории была прибавлена тетрархия Антипы в 39–40 гг., Иудея, Самария, и Авилинея при вступлении на престол Клавдия, в начале 41г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Нерон присоединяет четыре города к владениям Агриппы. Остальная часть Иудеи управляется Феликсом. – Смуты, вызванные сикариями, магами и египетским лжепророком. Столкновение между иудеями и сирийцами в Кесарии. 1. Как Нерон 350 , упоенный счастьем и богатством, употреблял во зло свое высокое положение; как он по очереди лишил жизни своего брата, жену и мать; как его изуверство обратилось затем против благороднейших мужей; и как он, наконец, в своем безумии подвизался на сцене и в театре – обо всем этом, как о вещах, всем известных, я не стану распространяться и перейду к событиям, которые в его царствование происходили в Иудее. 2. Нерон даровал Малую Армению Аристобулу, сыну Ирода 351 , к царству же Агриппы он прибавил еще четыре города с их окрестностями; Абелу и Юлиаду в Перее, Тарихею и Тивериаду в Галилее. Наместничество над остальной Иудеей он вверил Феликсу. Последний схватил живыми разбойничьего атамана Элеазара, разорявшего страну в течение двадцати лет, и многих из его сообщников и послал в Рим. Огромная масса разбойников была им распята; много других лиц, замешанных в соучастии, было предано разным другим казням. 3. Когда страна была таким образом очищена, в Иерусалиме образовалась другая шайка разбойников, получивших название сикариев 352 . Они убивали людей среди белого дня и в самом городе, преимущественно в праздничные дни они смешивались с толпой и скрытыми под платьем кинжалами закалывали своих врагов; как только жертвы падали, убийцы наравне с другими начинали возмущаться происходившим и благодаря такому притворству оставались скрытыми. Первым, который таким образом был заколот, был первосвященник Ионатан. Вслед за ним многие другие погибали ежедневно; паника, воцарившаяся в городе, была еще ужаснее, чем сами несчастные случаи, ибо всякий, как в сражении, ожидал своей смерти с каждой минутой. Уже издали остерегались врага, не верили даже и друзьям, когда те приближались, и, однако, при всей этой подозрительности и осмотрительности, убийства по-прежнему продолжали совершаться. Так велика была ловкость и сила притворства тайных убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь Иудеи Агриппа I Ирод (37-44), союзник Рима, правивший областями Сев. Иудеи, присутствовал в Риме во время убийства Калигулы и прихода К. к власти и, по общему мнению, способствовал разрешению политического противостояния, участвуя в переговорах между партиями ( Ios. Flav. Antiq. XIX). В благодарность за поддержку К. даровал Агриппе в управление области Самария и Галилея, тем самым формально возродив прежнее Иудейское царство Ирода Великого. Агриппа перенес свою резиденцию в Кесарию Приморскую; он проявил себя сторонником фарисейского иудаизма. В его правление в 1-й пол. 40-х гг. произошло общее ужесточение религ. политики в Палестине, что привело к конфликту иудеев с 1-й христ. общиной в Иерусалиме ок. 43-44 гг. По приказу Агриппы в Иерусалиме был убит св. ап. Иаков Зеведеев, а ап. Петр заключен в темницу, но чудесным образом спасен (Деян 12. 1-24). Гонение прекратилось со смертью Агриппы. В 44 г. Иудейское царство было преобразовано в провинцию под прямым управлением рим. наместников. Царская власть сохранялась только в Халкиде, к-рой управлял Ирод II (44-48), а затем Ирод Агриппа II. В 53 г. К. взамен Халкиды пожаловал Агриппе II земли бывш. тетрархий Филиппа и Лисания. Цари сохраняли также ряд прерогатив в управлении Иерусалимским храмом, назначая первосвященников. В то же время происходило постепенное обострение политической ситуации. Волнения в Иудее, столкновения между иудеями, самаритянами и греками становились все более ожесточенными. Из-за поземельных и имущественных споров иудеи нападали на жителей греч. полисов Заиорданья, враждовали с ними в Кесарии Приморской ( Ios. Flav. Antiq. XX 1. 1). Ок. 45 г. страну взволновал некий прор. Февда, который увел из Иерусалима несколько тысяч человек к Иордану для проведения обрядов очищения. Рим. власти решили, что эта толпа представляет опасность, и разогнали ее военной силой (Деян 5. 34-36; Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; Euseb. Hist. eccl. II 11). Ок. 49 г. на Пасху в Иерусалиме произошла давка, в к-рой погибло неск. тысяч человек ( Euseb. Hist. eccl. II 19).

http://pravenc.ru/text/1841217.html

Вся жизнь Ирода напоминала нескончаемый праздник. Похоже, этот человек искал только одного — новых впечатлений. Задумывался ли Ирод об истине, справедливости, добре и зле? У него была возможность задать их в тот день, когда Пилат прислал к нему галилеянина Иисуса (предполагая, что Ирод как правитель Галилеи сам с Ним разберется). Но в Евангелии сказано лишь, что Ирод очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо (Лк 23:8). Чудотворец, маг, местная знаменитость — видимо, так воспринимал Ирод Спасителя. Он забыл даже о том, что перед ним Человек, жизнь которого висит на волоске, которого первосвященники требуют казнить. Он и не пытался разбираться в существе обвинений против Иисуса, ему просто хотелось, чтобы Тот, как и все окружавшие его люди, чем-нибудь его развлек. Разговор Иисуса с Пилатом в какой-то момент перестал быть формальным и приобрел подлинную глубину; Спаситель успел сказать римскому наместнику нечто действительно важное. Совсем иначе прошла Его встреча с Иродом. Правитель Галилеи жаждал чудес — но Христос никогда не творил чудес напоказ. Тогда Ирод предложил Ему многие вопросы , очевидно, что-то вроде интеллектуального состязания. Он вообще любил поговорить с умными людьми: пока был жив Иоанн Креститель, Ирод, бывало, с удовольствием слушал его . Но Христос не удостоил его ни одним ответом. Все кончилось тривиально: уничижив Его и насмеявшись над Ним , правитель отослал Иисуса обратно к Пилату. Знаменитый Проповедник и Учитель оказался, на взгляд Ирода, неубедительным и скучным. Формально Ирод в казни Христа не участвовал, он как бы ни при чем. Но возможность поучаствовать в решении Его участи у правителя, безусловно, была. Просто он ею не воспользовался. Пройдет всего несколько лет — и Ирод Антипа лишится трона по доносу собственного племянника, Ирода Агриппы. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/tsar-irod-antipa-v-pogone...

Без сомнения, Платон и стоическая школа оказали на него наиболее глубокое влияние; воздействие же пифагорейского учения главным образом выражается в числовых фокусах, которые нас в настоящее время мало интересуют. Весьма, впрочем, важно отметить, что Филон нигде не вдается в чисто метафизические рассуждения, как таковые. Особенно некоторые учения, иногда принимаемые за существенные характерные признаки его философского богословия, как например, учение о логосе, отступают совершенно на задний план. И его оценка особенностей иудейского народа в общих чертах совершенно совпадает с таковою же оценкою его прочих иудейских современников. Израиль является народом закона, и Господь Бог особенно милостиво печется об этом народе. Это рельефно выясняется из исторических сочинений Филона, главным образом, из его книги о посольстве к Гаю. Вся его манера напоминает иудейского книжника; оба главных его сочинения не что иное, как то, что в Палестине носило название Таргума и Мишны закона. Разница между его деятельностью и работой его палестинских сотоварищей состоит в том, что последние обращают главное внимание на применение закона к отдельным случаям повседневной жизни, тогда как Филон старается истолковать этот закон для общества, которое в сущности уже отсудилось от него. Навряд ли верно предположение, будто главные сочинения Филона написаны для образованных язычников; они предназначены главным образом для иудеев, которым надлежало исполнять этот закон и чтить его, живя среди язычески мыслящего общества. 4. Смерть Ирода Агриппы I Когда Гай Цезарь (Калигула) пал 24 января 41 г. по Р. Х. от руки Кассия Хирея, Ирод Агриппа был как раз в Риме и не упустил случая выслужиться пред наследником престола, дядей Калигулы и племянником Тиверия. То был Тиверий Клавдий Нерон. Император Клавдий вознаградил его за это тем, что отдал Ироду в управление, сверх его тогдашних владений, еще Иудею и Самарию, равно как область Авилены и местность около Ливана. Таким образом, он соединил теперь под своею властью все владения своего деда, первого Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010