Потом, подумавши, пришел к дому Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком, где многие из верующих собрались и молились. Когда Петр постучался в дверь у сеней: вышла послушать служанка, по имени Рода; и, узнавши голос Петра, от радости не отворила дверей, но, вбежавши, уведомила, что Петр стоит у сеней. Ей сказали: «в своем ли ты уме?» Но она уверяла, что говорит правду. Те заметили: «так, верно, это Ангел его». Между тем, Петр продолжал стучать. Наконец, отворивши, увидали его, и изумились. Он рассказал, как Господь вывел его из темницы; наказал уведомить об этом Иакова и братьев; и, вышедши, пошел в другое место. С наступлением дня, между воинами поднялась большая тревога; никто не знал, куда девался Петр. Ирод Агриппа велел произвести розыск; но ничего не открыл, и приказал казнить стражей. Потом Царь отправился в Кесарию, где и оставался. В это время он был раздражен против Тирян и Сидонян. Так как хлеб вывозили к ним из владений Ирода; то они и старались восстановить с ним мир. Посредником между ними был Власт, царский постельник, которого они склонили на свою сторону. Празднуя игры в честь Римского Императора, Ирод приказал представить себе послов в театре. Он сидел на возвышенном месте; царская одежда его, с редким искусством вытканная серебром, на солнце издавала удивительный блеск; и, когда он говорил послам, народ, смотря на него, восклицал: «это бог говорит, а не человек!» Ирод не останавливал восклицаний народных; богопротивная лесть ему нравилась. За то Ангел Господень поразил его: он, вдруг, почувствовал во внутренности своей болезнь, и велел себя вынести. На пятый день он умер, будучи изъеден червями. Между тем, вера Христова распространялась. По смерти Ирода Агриппы, голод, начавшийся в Риме за два года, обнажился и в Иудее во всей силе: но пособие, принесенное Варнавой и Савлом из Антиохии, предотвратило все несчастные его последствия для Христиан Иерусалимских. По исполнении поручения, Варнава и Савл возвратились в Атиохию; они взяли с собою еще Иоанна, прозванного Марком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Правитель Феликс» – тогдашний римский прокуратор Иудеи, вольноотпущенник императора Клавдия, брат любимца Неронова – Палласа, зять Ирода Агриппы I (см. к Деян.12:1 ). Получил прокуратуру от Клавдия, после смены Кумана, около 53 года по Р. Х., исправляя «должность царскую в рабском духе», по выражению Тацита (Ист. V, 9). Не было преступления, на которое бы он не был способен. Его обвиняли даже в личном участии при разбоях, в союзе с зилотами и завзятыми разбойниками. Деян.23:27 .  Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, при­дя с во­инами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. «Отнял его, узнав, что он Римский гражданин». Младший чиновник здесь допускает намеренную письменную ложь, чтобы выслужиться и закрыть свой опрометчивый поступок с апостолом, о гражданских правах которого он узнал уже после приведения в крепость, когда хотел бичевать апостола ( Деян.22:24–29 ). Эта маленькая, характерная черта письма, несомненно, свидетельствует о его подлинности. Деян.23:29 .  и нашел, что его обвиняют в спорных мне­ниях, каса­ю­щихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков. «В спорных мнениях» – Деян.23:6–9 . Деян.23:30 .  А как до меня дошло, что Иудеи зло­умышляют на этого человека, то я немедлен­но по­слал его к тебе, при­ка­за­в и обвинителям говорить на него перед­ тобою. Будь здоров». «Приказав и обвинителям говорить на него пред тобою». Очевидно, в исполнение этого приказания, доселе не упомянутого, и являются вскоре к прокуратору обвинители Павла ( Деян.24 и д.). Деян.23:31 .  Итак во­ины, по дан­ному им при­ка­за­нию, взяв Павла, по­вели ночью в Антипатриду. «Антипатрида» – построена Иродом I в честь отца его, Антипатра, на пути из Иерусалима в Кесарию, верстах в 60 от Иерусалима и 35 от Кесарии. Деян.23:32 .  А на другой день, пре­до­ставив кон­ным идти с ним, воз­вратились в крепость. «На другой день» – как видно, переход совершен с возможною поспешностью, ради безопасности узника. «Предоставив конным идти». Далее Антипатриды, вблизи Кесарии, резиденции прокуратора, безопасность Павла могла считаться обеспеченною, почему излишняя часть войска и возвращается обратно в Иерусалимскую крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. ( Деян.25:14 )-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении нашему вниманию было предложено повествование о том, как новый прокуратор Порций Фест представил царю Ироду Агриппе II дело апостола Павла (см. Деян.25:13-19 ). Прежний прокуратор Феликс, хорошо зная и понимая невиновность апостола, отомстил заключенному благовестнику и проповеднику за его нравственное превосходство тем, что оставил в узах. В вопросе, касающемся дальнейшей судьбы Павла, Фест сразу же столкнулся с крайним ожесточением иудейских вождей, которые требовали не только наказания, но кровавой расправы, насильственной смерти благовестника Христова. Брать на себя это решение новый прокуратор не хотел. Более того, он боялся и римский закон преступить, и иудеев против себя обратить. А потому изрек резолюцию, обращаясь к Павлу: …ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься ( Деян.25:12 ). Лично для него это был практически оптимальный выход. Иудеев можно было успокоить тем, что над апостолом будет совершен справедливый императорский суд, и вместе с тем он, Фест, оставался как бы ни при чем, неповинным в пролитии крови праведника. Но вот в Кесарии случилось важное событие: Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли поздравить Феста. Царь Ирод Агриппа II был сыном царя Ирода Агриппы I, последним царем из фамилии Иродовой. Воспитывался он при дворе римского императора Клавдия. В его владении был Халкис (в Сирии), а также тетрахия Филиппа и тетрахия Лисания. Он был наделен полномочиями иметь надзор над храмом Иерусалимским, воздвижение которого при нем было окончено, а также избирать первосвященников Иерусалимских. Вереника же была его родной сестрой. Вначале она была замужем за своим дядей Иродом, правителем Халкиса, но после его смерти жила с братом в беззаконной связи. Известно также, что после она выйдет замуж за киликийского царя Полемона, а потом станет любовницей Веспасиана и Тита. Кроме того, Вереника была сестрой Друзиллы, жены Феликса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 14:00 мин. Размер 6.8 Mb ) 1893 год. Польский писатель Генрик Сенкевич и его молодая жена Мария отправились в свадебное путешествие по Италии. Сенкевич обдумывает роман о жизни первой христианской общины Рима. Ему уже ясен замысел; есть сюжет, герои, но… чего-то не хватает. Нужен какой-то непосредственный отправной пункт. Накануне супруги посетили собор святого Петра, но писатель не нашел там того, чего искал. Сегодня они пришли в базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в веригах). – Гляди, дорогой, вот цепи, которыми был скован апостол по приказанию Ирода Агриппы. По-моему, неплохое название для твоего романа – «Вериги святого Петра». В нем просматривается мысль о том, что вера всегда сопряжена со страданием; что добро без искушений ничего не стоит. Зная об этом, Петр не сразу согласился стать апостолом. – Да, я отлично помню эту историю… 15-й год правления императора Тиберия, Галилея, побережье Генисаретского озера. Иисус из Назарета стоял у самой кромки воды, а народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие. И увидел Он две лодки, стоящие на озере. Рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, Он попросил отплыть несколько от берега и, сев, учил народ. Потом сказал хозяину лодки: – Симоне Ионин! Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова. – Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Другие рыбаки пришли на помощь и наполнили лодки, так что обе они начинали тонуть. И ужас объял всех от такого лова рыб. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: – Отойди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Иисус же отвечал ему: – Не бойся, Симон! Пойдем со Мною – отныне ты будешь ловить человеков. Рассматривая вериги святого Петра, супруги Сенкевич увлеченно делились мыслями друг с другом. – И правда, Генрик, мы уже столь привычно называем этого апостола Петром, так что забываем имя, данное ему при рождении, – Симон, сын Ионы.

http://pravoslavie.ru/62765.html

Христиане жили дружной жизнью, помогая друг другу. Так, когда при императоре Клавдии, в 44 году был повсеместный голод, антиохийские христиане произвели между собой денежный сбор и послали пособие иерусалимским христианам, находившимся в особенно тяжелом положении. Савл и Варнава сами доставили эту помощь в Иерусалим и вручили пресвитерам. Церковь в Антиохии по сравнению с Иерусалимской находилась в более благоприятном положении; здесь не было столь сильного давления со стороны Синедриона, римский же закон представлял всем гражданам равные права вероисповедания . 9. Христианская церковь при царе Ироде Агриппе ( Деян. 12 ) Царь Ирод Агриппа был личным другом императора Кая Калигулы, а после его смерти заслужил особое благоволение императора Клавдия тем, что, будучи в Риме, тонкими придворными интригами помог Клавдию занять трон. Все это очень укрепило власть Ирода в Иудее. Он искал популярности среди иудеев и отчасти снискал ее благодаря тому, что добился отмены или во всяком случае ослабления для Иудеи действия римского закона об обожествлении императоров. На этом законе особенно настаивал Калигула. В момент наивысшего усиления своей власти, Ирод в угоду Синедриону решил устроить гонение на христиан в Иерусалиме. Прибыв туда в апреле 44 года, перед праздником Пасхи, он приказал арестовать апостола Иакова, брата Иоаннова, и приговорил его к смертной казни. Апостол был обезглавлен. К сожалению, не сохранилось никаких исторических сведений о подробностях смерти Иакова. Великий апостол, которого Господь наименовал «Воанергес», т. е. сын грома, пал от руки палача Агриппы в полной безвестности. Такова была воля Божия. Заключение и чудесное освобождение Апостола Петра Увидев, что смерть Иакова доставила большое удовлетворение иудеям, Ирод Агриппа велел арестовать и апостола Петра, намереваясь после Пасхи вывести его к народу на суд. Петра заковали в цепи и бросили в темницу. Шестнадцать воинов неусыпно стерегли апостола, и его ждали неминуемая пытка и смерть. Между тем, Церковь прилежно молилась о нем Богу. Но вот окончилась иудейская Пасха, и наутро Ирод хотел судить Петра. В эту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стража у дверей стерегла темницу. Казалось, ничто не может спасти великого апостола... Но ночью Ангел Господен явился в темницу. Всех осиял свет. Ангел пробудил Петра и сказал: «Встань скорее». И цепи упали с рук Петра. Ангел сказал ему: «Опояшься и обуйся». Он сделал так. Потом говорит ему: «Надень одежду свою и иди за мною». Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражи, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собой отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним (12:7–10).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одним словом, отношения к Ироду Августа и Агриппы были столь тесны, что льстецы имели полное основание называть Ирода вторым любимцем Августа после Агриппы и – Агриппы после Августа. 815 Насколько это все мало, однако же, мирило народ с Иродом, видно из того, что даже наиболее блестящий период его правления (20–14 г.) не проходил без энергичных более или менее выражений всеобщего недовольства. Отвращение – вообще было неизменным ответом на успехи полу-языческого режима ненавистного идумеянина: железный, деспотичный кулак последнего – единственно успешным средством превозмочь брожение недовольных масс. 816 Третий период правления Ирода дал ужасающие плоды этого недовольства, обострившего подозрительность и кровожадность Ирода до последней степени. III Это был период прежде всего (13–4 г.) страшных домашних злоключений, явившихся как бы продолжением кровавых подвигов Ирода в первый период и доведенных теперь до апогея мрачности и безчеловечия. На беду, Ироду посчастливилось иметь огромную семью, давшую смертельной косе, размахивавшейся в его руках, обильную жатву. Он имел 10 жен, что было ненедозволено законом, как старается уверить Иосиф 817 , но обличает, с другой стороны, необычайную чувственность его натуры. Замечательнейшие из этих жен были: Дора , которая, с прижитым от Ирода сыном Антипатром, могла показываться в Иерусалиме только по большим праздникам 818 ; Мариамма (с 37 г.), племянница Гиркана, родившая Ироду 3 сыновей и 2 дочери, из числа коих младший сын умер в Риме 819 , где он воспитывался, два другие – выступают героями последующей истории; судьба дочерей Салампсо и Кипра обозревается у Иосифа ΧVIIΙ, 5, 4. С 24 г. выступает третья супруга Ирода – также Мариамма, дочь Александрийского священника, возведенного при этом и в первосвященство 820 , родившая Ироду сына, так же Ирода. Из остальной седмерицы жен более интересны Самаритянка Малеака, мать Архелая и Антипы, и Иерусалимлянка Клеопатра, мать Филиппа. Если принять во внимание, что между женами Ирода только две не дарили его потомством, и что Ирод видел настолько взрослыми своих внуков и внучек, что самолично связывал их узами Гименея, то из сего будет ясно, какая громадная семья была свидетельницей и училась быть подражательницей его гнусных и бесчеловечных уроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Когда, однако, по смерти Тиверия, Гай Калигула вступил действительно на престол, он постарался облагодетельствовать Ирода Агриппу. Мы уже видели, что он сделал его правителем обеих тетрархий Филиппа и Ирода Антипы. Сначала в Иудее не имели основания особенно радоваться новому царю, но позднее он своим успешным ходатайством у императора сумел заслужить любовь своего народа. Одним из следствий назначения его иудейским царем было избиение евреев в Александрии, очевидно давно уже задуманное. Римским правителем в Египте был Флакк Авиллий, весьма вероятно тот самый, который принял к себе, когда то в Сирии Ирода Агриппу и так сильно поплатился за это. Что этот человек не особенно обрадовался назначению Агриппы, едва ли можно поставить ему в укор. Теперь, конечно, он ничего не мог сам сделать против Агриппы, но когда александрийская чернь, ненавидевшая евреев, пользуясь удобным случаем прибытия Агриппы во время его поездки из Рима в Палестину, чрезвычайно грубо насмеялась над вновь назначенным царем, Флакк нисколько не воспрепятствовал этому. Какого-то безумного нищего одели в странный костюм, представлявший собою пародию на королевское одеяние и состоявший из бумажной короны, рогожи (она должна была заменять собою пурпурную мантию) и палки из папируса вместо скипетра, и в таком виде этого человека притащили в гимназию, где его на сирийском языке приветствовали так, как будто бы он был Агриппа. Флакк, однако, опасаясь, быть может, гнева императора за это осмеяние его любимца, понадеялся остаться безнаказанным благодаря принятой им следующей мере. Непосредственно за этим осмеянием Агриппы последовала постановка для поклонения во всех молитвенных домах александрийских иудеев изображение Цезаря Гая. И одновременно с этим началось всеобщее ожесточенное преследование евреев: они были изгоняемы из своих домов, и эти последние были разграблены. Согнанные в одну тесную часть города, они страшно нуждались в крове, в постелях, в одежде и питании; кто решался выйти оттуда, был публично осмеиваем, побиваем камнями до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

310 После Ирода остались трое его сыновей – Архелай, Антипа и Филипп (все они носили также и имя Ирод). Ирод Агриппа и его сестра Иродиада были детьми убитого сына Ирода, Аристобула. – С доб.: Архелай, царь Иудеи. 312 Θρασλου; Sl 1 «расивулу». – Cp. Cedr. Р. 344. О Трасиле, астрологе времен Августа и Тиберия, упоминает Фемистий (ed. Harduin, p. 63, 108, 145). 315 См.: Jos. Flav. Antiq. Jud. XVIII 3.3 (§ 63). Фраза «πολλος γρ κα π Ελλνων γγετο» в оригинале звучит несколько иначе: «πολλος μν ουδαους, πολλος δ κα το λληνικο πηννετο»; аналогичное изменение (с еще большими сокращениями) находим в хронике Георгия Кедрина (Georg. Cedr. Τ. I. P. 345). 320 Гай (Калигула) был убит преторианцами, но вовсе не самим Клавдием. Конец гл. 52 в С : «Лишившись человеческого рассудка, он сам обожествил себя и приказал водрузить свою статую в Городе по храмам. Убив всех знатных людей в Риме, он забрал их состояние. Вдобавок к этому законодательно установив власть рабов, он повелел им обвинять своих господ, если они знают за теми какой-то проступок. Поэтому, моясь в бане, он был убит воинами. Он ставит царем Ирода, он же Агриппа, сына Аристобула, в тетрархии Филиппа». 322 Ирод Агриппа I, сын Аристобула; в 37 г. получил от Калигулы царский титул и тетрархию Филиппа (Ватанея и Трахонитида); ок. 40 г. получил также владения Ирода Антипы (Галилею и Перею); в 41 г. получил от Клавдия Иудею и Самарию; умер в 44 г. С доб.: «сын Аристобула, убитого своим отцом Иродом, поставленный им царем всей Иудеи». 324 Конец § 6 в С : «После этого скончался и царствовавший в Халкиде Ирод, брат Агриппы. Ставит же Клавдий на царство дяди Агриппу, сына царя Агриппы. A после этого Клавдий перемещает Агриппу на большее царство, добавив и другие провинции». 325 Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, унаследовал царский титул (44–93), но во владение получил только Халкиду; позднее ему были переданы и другие области, однако Иудея и Иерусалим окончательно перешли под прямое римское управление. 327 Греческий термин ατοκρτωρ, калькой с которого является русское «самодержец», использовался для официального перевода латинского imperator. В настоящем переводе словом «император» регулярно передается греческое βασιλες (для отличия римского/ромейского императора от прочих царей), а ατοκρτωρ переводится как «самодержец».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав об их отъезде, он отправил в Рим Фортуната, одного из своих вольноотпущенников, которому вручил подарки для императора, а также письмо, направленное против Ирода. Остальное Фортунат при случае должен был словесно сообщить Гаю. Фортунат поехал немедленно вслед за Иродом, и плавание его было столь благополучно, что он прибыл к императору одновременно с Иродом. Последнего он застал у Гая, которому Фортунат сейчас же вручил письмо. Оба корабля одновременно пристали в Дикеархее. Гая они нашли в кампанском городке Байях, который отстоит от Дикеархеи на расстоянии пяти стадий. Тут в Байях находится целый ряд сооруженных с большими издержками императорских вилл, причем каждый государь старался при постройке этих дворцов перещеголять своего предшественника. В этой местности имеются бьющие из земли горячие ключи, которые отличаются целебными свойствами. Вообще, жизнь тут представляет много приятного. Гай только что разговаривал с Иродом, который явился к нему раньше других, как ему было подано письмо Агриппы, содержавшее обвинения против Ирода. Дело в том, что Агриппа обвинял последнего в участии в заговоре Сеяна при императоре Тиберии и в заговоре с парфянским царем Артабаном, направленном против Гая. Он подкреплял свой донос указанием, что в арсенале Ирода лежит заготовленное для 70 000 воинов оружие. Гай, прочитав письмо, пришел в беспокойство и спросил Ирода, правда ли то, что сказано в письме об оружии. Не имея возможности отрицать истину. Ирод признался, что это так. Тогда Гай поверил также обвинению в соучастии его в заговоре, отнял у него тетрархию и присоединил ее к царству Агриппы. Вместе с тем он предоставил последнему также все деньги Ирода, которого приговорил к позорной ссылке в галльский город Лугдунум 1164 . Узнав, что Иродиада сестра Агриппы, император вернул ей ее личные средства и, полагая, что она не захочет разделить печальную участь своего мужа, сказал, что отныне защитником ей будет брат ее. Однако Иродиада ответила на это: «Государь! Ты великодушно и милостиво предложил мне исход, но мне мешает воспользоваться милостью твоею моя преданность мужу: я, разделявшая с ним все, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для полноты и вместе обнаружения бесстыднейшей наготы этого представления остается сказать еще только, что и в устах Агриппы нашла себе обычное применение лживая мысль Иосифа о том, что восстание было делом не всего народа, а лишь отдельных злонамеренных личностей. «Ежели бы я видел, – так и начинает свою речь оратор, – что вы все (!) устремились воевать с Римлянами, не отважился бы подавать моих советов… Но как иных подстрекает возраст, не испытавший происходящих от войны злоключений, иных безрассудно восприятая к возвращению свободы надежда, и некоторых желание обогащения… и наживы: то – дабы и сами они, познав лучшее, раскаялись и от злого наущения немногих людей (!) не нажили себе беды, за должное себе почел собранию вашему представить то, что нахожу для вас полезным " … и т.д. Спеша выиграть время до прибытия легионов Рима, борцы за свободу поспешили упрочить за собой сильную неприступную крепость Масаду 1150 , представлявшую издавна 1151 прочный оплот восточных границ Иудеи 1152 , вырезав при этом стоявший здесь римский гарнизон. В Иерусалиме открытое провозглашение свободы по инициативе Елеазара, сына перв. Анании, выразилось также отменой ежедневных жертв за Кесаря и прекращением вообще жертвоприношений за не-иудеев. Мера эта вызвала было протест со стороны «знатнейших Иудеев», фарисеев и первосвященников. 1153 когда она заключала в себе более напрасных доказательств ожесточения против Рима, чем ревности о законе и отеческих обычаях, которым не противно было в принципе принесение жертв иноплеменниками и за иноплеменников. Когда протест этот не был уважен, сторонники Рима решились прибегнуть к посредничеству Флора и Агриппы. Последний выслал отряд из 3.000 всадников 1154 , успевший засесть в так наз. верхнем городе с Римофилами, в то время как повстанцы удерживали за собой гору храма и т. н. нижний город. Семь дней после этого обе партии боролись и старались вытеснить одна другую; наконец, царские войска не устояли пред численностью и мужеством восставших (к которым присоединились и сикарии) и вынуждены были укрыться в укрепленном дворце Ирода, оставив верхний город, в котором тотчас же запылали подожженные негодовавшим народом дворцы первосвященника Анании, Агриппы и Вероники и др. здания; вскоре Иудеи взяли также приступом и гору с башней Антония, истребив ее защитников, а потом осадили и дворец, в котором скрылись войска Агриппы с важнейшими противниками восстания (перв. Анания, Езекия – брат его, и др.) и с римлянами. Замечательно, что войска Агриппы, не видя дли себя никакого спасения, выпросили себе свободный пропуск, чего не удалось осажденной вместе с ними Римской когорте, которая вся тотчас же была истреблена Иудеями 1155 , причем погибли также Анания с Езекией – ясный показатель того, на что хотела направляться главным образом энергия восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010