Разделы портала «Азбука веры» Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста Суриков Василий Иванович (1848-1916) Сюжет Перед нами эпизод из жизни и деяний ученика Христа — апостола Павла, который вместе с апостолом Петром основал христианскую церковь. За праведные высказывания Павел был схвачен и казнен римским императором Нероном. Описание Рассмотрим картину Сурикова, которая представляет для нас неподдельный интерес. Местом действия здесь избран дворец римского проконсула в Кесарии. В большом зале на постаментах мы видим стоящие мраморные изваяния римских богов и императоров, которым обычно поклонялись римляне. Возле них на возвышении установлен трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Береники. Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу и изображены почти в профиль к зрителям. Поэтому создается впечатление, что Павел излагает свои взгляды Ироду Агриппе, отвечает на его вопросы. Между Агриппой и Павлом сидят Порций Фест и Береника, обратив свои взоры к Павлу. Они не принимают участия в споре, будучи лишь сторонними наблюдателями. Такое расположение фигур художник выбрал не случайно. Его задачей было показать взгляды присутствующих. Для этого он гениально выстраивает нужную композицию. Как известно из Писания, вызывая Апостола Павла для выяснения его позиции,  Фест заявил, что сам он не в курсе религиозных разногласий иудеев, тогда как иудейский царь, напротив, был знатоком Писаний. По этой причине Апостол, излагая свои взгляды, обращается к Агриппе, как к лицу компетентному, и даже в конце речи воззвал к Агриппе, прося его подтвердить перед Порцием Фестом правильность своих ссылок на тексты Писания. Как известно, Агриппа на справедливые аргументы Апостола Павла ответил отрицательно. Противопоставив царя Ирода Агриппу и апостола Павла, Суриков в их образах показывает лукавство иудаизма и правоту христианства, которое нисколько не отвергает ветхозаветных Писаний.

http://azbyka.ru/art/apostol-pavel-obyas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН Ап. Иродион. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Иродион. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ηρωδων], ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла. И. упоминается в Послании ап. Павла к Римлянам в заключительной главе: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим 16. 11). Имя Иродион, малоупотребительное в Римской империи, является греч. вариантом лат. формы Herodianus, к-рая встречается в рим. ономастике раннего принципата (CIL. 6. N 9005; см.: Jewett, Kotansky, Epp. 2007. P. 967). Окончание имени -ianus указывало на лиц, принадлежащих к чьей-либо фамилии (т. е. к роду Ирода): это могли быть лица усыновленные, но более вероятно - вольноотпущенники. Тот факт, что И. упомянут сразу после приветствия ко всему дому Аристовула (Рим 16. 10), может говорить о том, что он тоже был членом его семьи, возможно связанной с родом царя Ирода (согласно одной из гипотез, Аристовул мог быть внуком Ирода Великого и братом Ирода Агриппы I - Jewett, Kotansky, Epp. 2007. P. 966), и носил имя, производное от фамильного имени своего патрона ( Dunn. 1988. P. 895-896). Очевидно, И. был по происхождению евреем, поскольку Павел называет его своим «сродником» (συγγενς - Рим 16. 7, 11). Возможно, как бывш. раб Ирода, И. переехал в Рим; именно среди рим. вольноотпущенников, к-рые, как И., очевидно, сохраняли связь с Востоком, христ. проповедь ап. Павла нашла наиболее благоприятную почву ( Lampe. 1992. P. 176). В апостольских списках говорится о епископской кафедре, к-рую занимал И. У Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) И. назван епископом г. Патры в Ахайе (Греция, Пелопоннес), у Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) - епископом Патар (М. Азия), у Псевдо-Ипполита - епископом Тарса. Память И. в визант. календарях обозначена под 27 (Синаксарь К-польской ц., кон.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Посещение Феста Агриппой II и Вереникою (ст. 13–27) Еще до отъезда в Рим Павлу представился прекрасный случай засвидетельствовать о Господе. Феста посетил царь Агриппа II со своей сестрой Вереникой. В поэтических рассказах Вереника является опоэтизированной, но на самом деле это была безнравственная женщина. Что касается Агриппы, он заслужил презрение не только за свой нрав, но еще более за те низкие средства, какими он достиг власти, и за ту унизительную роль, какую он играл перед римлянами. Сын ИродаАгриппы и внук Ирода Великого, он получил воспитание в Риме и, только благодаря своим способностям царедворца, достиг, после долгого ожидания, титула царя, – титула, значение которого падало с каждым царствованием. Ничтожная царская власть его была в постоянной борьбе с властью первосвя-щеннической, пользовавшейся благоволением Римского двора. Этим-то обстоятельством объясняется и то, почему царь Агриппа первый пришел поздравить нового Римского правителя. В беседе с Агриппою, Фест упомянул, между прочим, о Павле, заметив, что из дела Павла он ясно увидел, что между ним и иудеями идут какие-то споры о их богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о котором Павел утверждал, что Он жив. Но Агриппа взглянул на это дело иначе и пожелал послушать этого человека. Фест обещал исполнить его желание на другой день. Дело отправления Павла в Рим было уже решено, и римский правитель, вероятно, затрудняясь составлением донесения императору, надеялся, что Агриппа, как иудей, поможет ему разъяснить дело. На другой день Агриппа и Вереника «пришли с великою пышностию», приличной своему сану, явился и Фест. В судебную палату явились также тысяченачальники и знатнейшие из граждан иудеи и язычники; затем, посередине палаты, против почетного царского места, поставлен был «этот человек» Павел. Лица всех присутствовавших выражали напряженное чувство и различные впечатления. Фест – римлянин времен упадка Рима, человек неверующий ни в какую религию, готовый назвать глупостью всякую серьезную и положительную мысль о душе и смерти. Агриппа – человек, обращающий некоторое внимание на истину и отчасти знакомый с ней, но не заботящийся об усвоении ее сердцем и не решающийся изменить свою жизнь по требованию истины. Что сказать о Ве-ренике? История не говорит, с каким чувством явилась она на суд и какое впечатление вынесла оттуда. Что касается Павла, мы уже довольно знакомы с ним и знаем, что он представитель новой веры, требующей права гражданства в мире, представитель новой жизни, требующей свободного течения. Когда иудеи или язычники восставали против него, то восставали не столько против выводов его учения, сколько против принципов его, – веры, царства веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

18. Краткий обзор гонений на христиан от иудеев. Падение иудеев Иудейские начальники, по злобе и зависти к Господу Спасителю решившиеся распять Его, не могли оставить в покое Его учеников. Гонение их на апостолов началось тотчас же, как стала распространяться их проповедь. Но в начале это гонение было остановлено благоразумием одного из наиболее уважаемых законоучителей – Гамалиила и борьбою партий саддукейской и фарисейской. Затем обращение к вере одного из самых сильных гонителей ее – Савла и стесненное положение синедриона, ввиду римского владычества, пока безразлично относившегося к христианству, способствовали ослаблению и даже прекращению открытого гонения на христиан со стороны евреев. Внук беззаконного Ирода, избившего вифлеемских младенцев, Ирод Агриппа, происками пред римским правительством восстановил на некоторое время власть царя в Палестине и, желая расположить к себе иудеев, снова воздвиг жестокое гонение на Церковь , умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил в темницу апостола Петра, но лютая болезнь (от подкожных червей) этого нечестивца прекратила вместе с его жизнью и поднятое им гонение. По смерти Ирода Агриппы Иудея по-прежнему была подчинена римским прокураторам, и евреи, при всей ненависти к христианам, не могли много вредить им. Пример бессильной злобы евреев видим в истории суда над апостолом Павлом; первосвященник Анан также мог воспользоваться для умерщвления апостола Иакова, брата Господня, только перерывом римской власти. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась: в 67 году началась бедственная война иудеев с римлянами, и иудеи, как отдельный народ, пали. Падение иудеев имеет важное значение в истории Церкви: 1) Здесь исполнились пророчества Моисея, Даниила и других пророков и слова Господа Иисуса Христа, Который предсказал, что Иерусалим будет окружен врагами и на месте храма не останется камня на камне. 2) В разрушении Иерусалима и храма совершилось самым делом (фактически) прекращение Ветхого Завета; теперь уже евреи не имеют храма, не приносят жертв, и вера их не приводит ко спасению. 3) Падение евреев имеет особенное отношение к последней судьбе всего мира. Господь Иисус Христос в своем предсказании соединил разрушение Иерусалима с имеющим последовать в конце веков разрушением мира, так что первое является как бы образом последнего ( Мф. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Скачать epub pdf Глава двенадцатая Деян.12:1–5 .   В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. В какое «то время?» При Клавдии императоре. Потому что римский император Каий назначил Агриппу царем иудейским, определив Ирода вместе с Иродиадой в Лугдон, город галилейский. Это тот самый Ирод, при котором пострадал Иоанн, как об этом повествуют Иосиф и Евсевий. Итак, это разногласие в имени, то есть вместо Агриппы сказано – Ирод, произошло или потому, что он носил два имени, или от ошибки писца. Заметь: из двенадцати учеников Господних прежде всех пострадал Иаков. «На некоторых из принадлежащих к церкви». Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называют церковью. «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». Чтобы никто не сказал, что апостолы потому бестрепетно и безбоязненно идут навстречу смерти, что Бог восхищает их из рук ее, для того Бог и допустил, чтобы были преданы смерти и старейшие из них – Стефан и Иаков. Этим Бог показывает самим убийцам, что Он и от этого не удаляет их и здесь не препятствует им. Делом приятным было для их неуместных страстей убийство, и убийство беззаконное. Надобно было положить конец их стремлению, а Ирод как палач больных, а не как врач их, подстрекает их, хотя тысячи примеров видел он и в жизни деда и отца своего Ирода. «Тогда были дни опресноков… задержав его, посадил в темницу». Опять обнаруживается излишняя щепетильность иудеев: убить они не препятствовали, а препятствовали сделать это в такое время. «Приказал четырем четверицам воинов стеречь его». Это происходило и от гнева, и от боязни. Чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией. А это случилось ради апостола Петра, который был весьма известен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава 1 2 3 4 5     О Соборном послании Святого Апостола Иакова Писатель послания. Назначение и читатели послания. Время и место написания. Подлинность послания. Общий характер послания и краткое его содержание. Писатель первого, в каноническом порядке, Соборного послания, не называя себя в приветствии ( Иак 1:1 ) апостолом, смиренно именует себя: « Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Однако это молчание об апостольстве писателя, обращающегося с своим посланием к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», не только не отрицает апостольского достоинства писателя, но и говорит о великом и несомненном авторитете его как среди иудео-христиан, так и среди евреев вообще. При этом выше всякой похвалы писатель поставляет смиренное название и сознание себя рабом Божиим и Христовым, а такое настроение именно отличает истинных апостолов Христовых от лиц, незаконно присвоивших себе апостольский авторитет. Это приводит к предположению, что Иаков, писатель послания, был апостол Христов, один из предстоятелей апостольской церкви, которому были подведомы иудео-христианские общины и вне Палестины. Таким лицом является первый и знаменитейший представитель Иерусалимской церкви св. Иаков, брат Господень, прозванный Праведным из числа семидесяти апостолов ( Дeяh XII:17, 21:18 ; Гaл I:19 ). Церковное предание усвояет написание послания именно этому Иакову, а не Иакову Заведееву и не Иакову Алфееву (брату Апостола и евангелиста Матфея). Иаков Заведеев весьма рано (около 44 года по Р. X.) скончался мученическою смертью от руки Ирода Агриппы ( Дeяh XII:2 ); притом нет исторических данных в пользу того, чтобы он пользовался известностью в областях рассеяния. Между тем все содержание послания предполагает, что писатель его хорошо известен во всем иудео-христианском рассеянии. Такою славою в иудео-христианстве и иудействе, по преданию, пользовался Иаков, брат Господень, выступивший на поприще деятельности уже после смерти св. Иакова Заведеева ( Дeяh XV:13, 21:18 ; Гaл I:19 ). Этого именно Иакова Ап. Павел ставит наравне с Апостолами – Петром и Иоанном, называя всех троих столпами Церкви ( Гaл II:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым. Последовательное истолковательное чтение Содержание От издателей Введение. Писатель книги Повод к написанию Время и место написания Цель написания Содержание и разделение книги Развернутое содержание и основные тезисы Толкования Первая часть. Церковь Христова из иудеев (гл. 1–12) I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47) 1. Предисловие к книге (1, 1–3) 2. Вознесение Иисуса Христа на небо (1, 4–11) 3. Жизнь верующих после вознесения Господня (1, 12–14) 4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26) 5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13) 6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41) 7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47) II. Церковь Христова в Иерусалиме (3. 1–7, 60) 1. Новое умножение числа верующих в Иерусалиме (3, 1–26) 2. Апостолы на суде в синедрионе (4, 1–31) 3. Деятельная любовь первых христиан и опасность извращения ее в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11) 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 5. Избрание семи диаконов (6. 1–7) 6. Первомученик Стефан (6, 8–7, 60) III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25) 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме и распространение ее в Самарии. Обращение эфиопского вельможи (8, 1–40) 2. Обращение Савла (9, 1–31) 3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9. 32–43) 4 . Апостол Петр призывается перенести Евангелие к язычникам (10, 1–11, 18) 5. Обращение язычников к вере Христовой в Антиохии (11, 19–30) 6. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову (12, 1–25) Вторая часть. Церковь Христова среди язычников (гл. 13–28) I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35) 1. Распространение Церкви Христовой на острове Кипр (13, 1–12) а) Начало апостольских путешествий святого Павла б) Обращение проконсула Сергия Павла 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Поклонение честным веригам святого апостола Петра 28.01.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Поклонение честным веригам святого апостола Петра В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1—11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим. Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, — поклонение Кресту Христову. Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой. В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра. Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников — великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам. Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь. Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь — среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе. Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома — один из них — назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», — говорит Петр. И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.

http://moral.ru/poklonenie_verigam/

Послание Апостола Иакова Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан ( Деян.12:17; 15:13 ). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы ( Деян.12:1 ), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х. Глава 1. Радость христианина Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии. Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные, зная, что испытание веры вашей производит терпение. Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели. Мудрость от Бога Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что от Господа, человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих. Богатство и бедность Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей, а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве. Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его. Искушения не от Бога, а от себя Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает; но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью. А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Путь святого апостола Иакова Святой Иаков Алфеев апостол XIII век, Греция Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников. И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой. Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова. «И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент. Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками. По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

http://pravoslavie.ru/54758.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010