Честь жены и разрыв с Аретой были для Ирода не единственными жертвами страсти к Иродиаде. Вскоре Ирод принес в жертву ее честолюбию свое господство и свободу. Это было в самом начале царствования Калигулы, при котором брат Иродиады Агриппа успел добиться такой милости Кесаря, как тетрархия Филиппа с царским титулом. Снедаемый завистью к Агриппе и неотвязчивостью Иродиады, укорявшей его за недостаток раболепных заискиваний пред Кесарем, Ирод отправился просить и себе царства у Кесаря, но уличенный послом Агриппы 874 в корыстолюбии и некоторых компрометирующих его доверие к Риму обстоятельствах, потерял и то, что имел: тетрархию его получил вызвавший его зависть Агриппа (в начале 40 года), а сам он вместо царства попал в ссылку (в Испании), где и кончил свою прелюбодейную и пророкоубийственную жизнь 875 вместе со своей обольстительницей, которая в злой гордости не отказалась остаться верной ему и в несчастии. Таким образом, обе тетрархии – Антипова и Филиппова объединились в руках одного властителя, Агриппы I, продолжив после небольшого перерыва свое существование и при преемнике его Агриппе ΙΙ, при котором знаменитая Иудейская война положила конец всем превратностям монархии Ирода и начала новое существование всей Сирии и Палестины в качестве одной Сирийской провинции. Но прежде чем приступить к обозрению истории Агрипп I и II, мы уделяем дальнейшее место обзору данных Иосифа о судьбах третьей части Иродового наследия – Иудеи, как имеющей для нас всего более важности и соприкосновенности с Евангельскими событиями. § 37. Судьба Иудеи после Ирода. Архелай (4 до- 6 по Хр.) ρχ. XVΙΙ, 13; περλ.ΙΙ, 7. Воля Ирода касательно Иудеи и Архелая, как уже известно, осуществилась не вполне. Из назначенных ему завещанием Ирода – Иудеи, Самарии и Идумеи от него отобрали три больших города (Газа, Гадара и Гиппос) и, чтó всего существеннее, он не получил царского титула, отличенный от своих сонаследников лишь званием θνρχος’а 876 … Надо полагать, что обещанного ему при этом царского титула он не показал себя достойным, раз не получил оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1284 ...Мануилу Кантакузению. – Мануил Кантакузин, внук византийского императора Uoahha IV Кантакузина. Поддержанный албанцами, поднял в 1453 г. феодальный мятеж против правивших в Мистре Палеологов, которые в свою очередь обратились за помощью к Мехмету II, и турки сначала разбили албанцев, а затем наложили дань и на Палеологов. Еще через несколько лет, используя феодальные распри, османы заняли весь полуостров. 1285 Махмет – Мехмет II эль Фатих «Завоеватель» (1430–1481), турецкий султан в 1451–1481 гг., сочетавший проницательный ум, основательную образованность и непреклонную волю с беспримерной жестокостью и необузданным властолюбием. В 1453 г. захватил Константинополь, Фракию и Македонию, в 1460 г. – Морею, через год – Синоп и Трапезунд, затем Сербию и Боснию, позже Крым и Валахию и в 1479 г. – Албанию; вел успешные войны с Ираном. 1286 Халкокондилий – Лаоник Халкокондил (ок. 1423–ок. 1490), византийский истормограф. Принадлежал к знатной афинской семье, ставшей на сторону Палеологов; ученик Гемиста Плифона, ученого и советника морейских деспотов в Мистре. После падения Византии укрылся в Италии. Написал «Историческое изложение» в 10 книгах о событиях 1298–1463 гг., упадке Византийской империи и завоевании ее турками. События прилога – в кн. VIII–IX. 1292 Сила – Силас, близкий друг и военачальник Ирода Агриппы Старшего, ряд десятилетий разделявший превратности и опасности его жизни. В конце недолгого правления Агриппы навлек на себя опалу и был заточен в крепость. 1294 АгриппаИрод Агриппа Старший (10 до н. э.– 44 н. э.), царь Иудеи 41–44 гг. Брошенный в римскую тюрьму Тиберием, помилован и поставлен в иудейские тетрархи Калигулой, а в 41 г. благоволивший к Агриппе Клавдий объявил его царем обращенной в вассальное царство Иудеи (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 5–6 и 11. 2–6). 1295 И посем ничтоже ему могущу сотворити, печалию многою одержим, зле живот свой, сконча. – В действительности Силас был вскоре прощен царем, но отказался принять эту милость и после смерти Агриппы умерщвлен Иродом Халкидским, братом Агриппы (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIX. 6. 3; 7. 1 и 7. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые два вождя погибли от руки самих иудеев, следующие два были лишены власти Веспасианом. Визелер усматривает в 8 малых крыльях членов династии Ирода. Основатель ее Антипатр и его сын Ирод Великий образуют первую группу, правящую до наступления среднего времени; царствование трех детей Ирода, Архелая, Ирода II Антипы и Филиппа, а затем Ирода III, носящего также имя Агриппы I, захватывает среднее время; Агриппа II и Вероника владычествуют в самом конце. Переход двух последних крыльев под правую голову точно воспроизводит отношение Агриппы II и Вероники к дому Юлиев и Флавиев. Они были утверждены на престоле Клавдием и Нероном, но по воцарении Веспасиана стали в самые дружеские отношения к Флавиям. Вероника была любовницей Тита и едва не сделалась его женой. Ей обязан был Агриппа II расположением римских цезарей. Поведение обоих в последнюю Иудейскую войну давало автору основание назвать их наихудшими из малых крыльев (pennacula pessima): они стояли на стороне Рима. Несмотря на большую стройность сравнительно с предшествующим, толкование Визелера расходится, однако, с текстом во многих существенных пунктах. Замечание пророка о кратковременности правления малых крыльев (XI: 20, 25–31) и исчезновении их с быстротою молнии совершенно неприложимо к дому Иродов: за исключением Архелая и Агриппы I все они царствовали довольно долго. Текст видения не дает никаких оснований считать малые крылья действующими одновременно с большими. Напротив, здесь отчетливо выражена мысль, что правление 6 малых крыльев идет следом за 12 большими крыльями и предшествует пробуждению трех голов. Последние же два придаточных крыла поднимаются по исчезновении третьей головы. Подчиненное положение, занимаемое малыми крыльями в отношении к большим, в книге не отмечено, несмотря на желание автора указать различие обеих групп между собою. Поведение средней головы, съедающей пятое и шестое придаточные крылья, не встречает себе аналогичного события в истории Иродова дома. В виду этого Визелер вынужден вопреки стройности своей системы относить это место к двум царям Коммагены Антиоху и его сыну Епифану.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он извлекал из своих владений крупнейшие доходы, доходившие до двух миллионов. Однако, несмотря на это, ему пришлось делать крупные займы; так как он был очень щедр, то доходы не покрывали его расходов, тем более, что он не умел сдерживать свою щедрость. 3. Народ еще не знал о кончине Агриппы, когда сговорившиеся заранее халкидский царь Ирод и наместник и друг царя Хелкия послали одного из преданнейших слуг, некоего Аристона, убить Силу (который был во враждебных с ними отношениях). Сделали они это как бы по распоряжению самого царя Агриппы. Глава 9 1. Таким образом окончил жизнь свою царь Агриппа. Он оставил после себя сына, Агриппу же, которому шел тогда семнадцатый год, и трех дочерей: шестнадцатилетнюю Беренику, вышедшую замуж за своего родного дядю Ирода 1212 , и двух девочек, Мариамму и Друзиллу, из которых первой было десять, а второй шесть лет. Отец предназначил Мариамму в жены Юлию Архелаю, сыну Хелкии, а Друзиллу Эпифану, сыну коммагенского царя Антиоха. Когда распространилось известие о смерти Агриппы, жители Кесарии и самаряне забыли о полученных от него благодеяниях и позволили себе поступить, как отъявленные враги его. Они стали осыпать усопшего насмешками, неподдающимися описанию, и все находившиеся там (в довольно значительном количестве) солдаты отправились домой, вытащили статуи царских дочерей, понесли их в торжественной процессии в дома терпимости и, поставив их там на крышах, стали изо всех сил издеваться над ними, так что и рассказывать о том неприлично. Затем они расположились пировать на площадях и устроили всенародные празднества, причем надевали венки, умащались благовонными мазями и совершали возлияния в честь Харона 1213 , чокаясь между собою по поводу кончины царя, так неблагодарны были они не только к памяти Агриппы, щедростью которого они столь часто пользовались, но и к памяти его деда, Ирода Великого, отстроившего им города их и с крупными издержками соорудившего им гавани и храмы. 2. В это время сын усопшего, Агриппа, находился в Риме, воспитываясь при дворе императора Клавдия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде выпавшего на его долю счастья, судьба Ирода Агриппы 1058 была полна превратностей. Оставшись трехлетним ребенком (род. 10 г. до Хр. ум. 44 по Хр. ρχ.XIX, 8, 2) после казненного Иродом отца (Аристовула) всецело на попечении матери (Вероники, дочери Саломии и Костовара – ρχ.ΧVΙΙΙ, 5, 4), Агриппа шести лет (незадолго до смерти деда Ирода) отправился с нею в Рим, где и воспитывался вместе с маленьким сыном Тиверия, Друзом, при дворе. Влияние Римского общества сказалось отрицательными чертами на характере мальчика, развив страсть к роскоши и расточительности, быстро доведшим его, после смерти матери, к безысходной нужде. Потеря со смертью Друза († 23 по Хр.) поддержки при дворе вынудила его оставить Рим и вернуться в Палестину 1059 , где он избрал своим местожительством Малафу, крепость в Идумее. После римской роскоши, жизнь здесь до такой степени являлась невыносимой для Агриппы, что доводила его даже до мысли о самоубийстве. Лучший исход из затруднения придумала супруга его, Кипра, обратившись со слезной просьбой о помощи к своей золовке Иродиаде (сестре Агриппы), уже сожительствовавшей с Антипой. Последний, выручая своего сородича, назначил ему пособие, и дал место в звании «агоранома» (торгового старосты) в главном городе Тивериаде. После одной крупной размолвки обоих Иродиан на пирушке в Тире, Агриппа оставил свою должность и удалился к римскому наместнику Флакку, в Антиохию. 1060 Не ужившись и здесь, он вскоре едет отсюда вновь попытать счастья в Рим, добравшись куда (весной 36 г.) 1061 после многих денежных приключений, успел втереться в службу при дворе, но вскоре же за подозрительные отношения с Каием попал в узы и томился в темнице до самой смерти Кесаря (½ года до 16 марта 37). Со вступлением на престол Калигулы, дружившего с Агриппой, счастье стало улыбаться дарственному авантюристу. В возмещение неприятностей темничного заключения он получил, с предложения Кесаря и согласия Сената, тогдашние тетрархии Филиппа и Лизания вместе с царским титулом и почетными нравами претора, пожалованными ему от сената 1062 , и вместо железной цепи, недавно сковывавшей его, получил в подарок лично от Кесаря такого же веса золотую. Через ½ года Агриппа (38 г.) оставил Рим, чтобы приступить к упорядочению своего царства 1063 , которое вскоре же (около 40 г.) расширилось присоединением и тетрархии Ирода Антипы. Но уже осенью того же 40 года мы видим его опять в Риме небезуспешно влиявшим на Калигулу, в известном деле со статуей и игравшим не малую роль при воцарении, после гибели Каия (24 янв. 41 г.) нового императора Клавдия. Исполненный признательности Агриппе за нравственную поддержку 1064 в трудных обстоятельствах воцарения, Клавдий включил в его царские владения Иудею с Самарией, пожаловал ему консульское достоинство и, увековечив все это по Римскому обычаю на медных досках 1065 , поставленных в Капитолии, позволил выклянчить у себя не мало других милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Этот приговор был бы вполне достоин изобретательности матери Нерона. 3. Прокураторы Феликс Фест, Альбин и Гессий Флор В наместничество, оказавшееся, таким образом, вакантным, Клавдий послал брата своего вольноотпущенника Палласа, Феликса. Вместе с императрицею и несколькими другими вольноотпущенниками этот Паллас держал в своих руках почти все государственные дела. Это случилось в 52 году по Р. Х. Вскоре затем, впрочем, Клавдий изменил также положение Агриппы II. По-видимому, последний проявил желание оказывать больше влияния на Палестину; теперь Клавдий отдал ему бывшую тетрархию Филиппа с несколькими пограничными с севера областями, но в обмен за это отнял у него его Халкидское царство. Впоследствии Нерон присоединил к этому еще Тивериаду, Тарихею и Юлиаду с 14 принадлежавшими к ним местностями. Новый прокуратор Феликс счел за благо стать в родственные отношения к палестинскому княжескому роду потомков Ирода. Особенно нравилась ему сестра Агриппы II, Друзилла, которая была замужем за маленьким Азизом, царем эмесским, принявшим из-за нее иудейство. При посредстве мага Симона Кипрского Феликс предложил этой женщине выйти за него замуж, и она была достаточно легкомысленна, чтобы покинуть мужа и соединиться брачными узами с Феликсом. Впрочем, обе сестры ее были не лучше ее самой. Старшая из них, Вереника, оставалась в продолжение значительного времени после смерти своего дяди и мужа, Ирода Халкидского, вдовою; она большую часть этого времени провела у своего брата, Агриппы II,u это отнюдь не повлияло на улучшение ее репутации. Чтобы оградить себя от сплетен, она решилась вступить еще раз в брак, именно с царем киликийским Полемоном, который ради нее принял иудейство; впрочем, неверность жены разубедила его в высоком значении иудейской религии, и он единовременно отказался от своего брака и от веры. Также и младшая сестра (Друзиллы), Мариамна, покинула своего первого мужа, чтобы в качестве супруги алабарха Димитрия играть видную роль в Александрии. Став прокуратором, Феликс повел непрерывную борьбу с разбойниками и мечтателями; Елеазару, сыну Динея, руководившему еще при Кумане повстанцами, пришлось покориться Феликсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не одно тщательное уважение к фарисейским постановлениям и воззрениям (фарисейско-национальная политика) способствовало этой популярности Иудейскаго царя. Он заслуживал ее также своим необычайным благодушием 1073 , мягкостью и безграничной щедростью 1074 , в делах внутреннего управления. Благополучие последнего немало способствовала также и разумная внешняя политика Агриппы, направлявшаяся к незаметному и возможному ослаблению зависимых отношений к Риму. Две робкие попытки в этом именно духе представляют его заботы об укреплении Иерусалима новыми массивными стенами, «непреодолимыми всякой человеческой силой» и попытки к тесному сближению с 5 другими римскими вассальными по отношению к Риму князьями (Антиох Коммагенский, Сампсигерам Емесский, Котис Мало-Арменийский, Полемон Понтийский и Ирод Халкидский). Оба предприятия обратили на себя внимание проницательного Сирийского наместника Марса и разрушены им прежде, чем могли подавать надежды на какие-либо плоды: особым приказом из Рима, по доносу Марса, работы по возобновлению стен немедленно приостановились 1075 , а дружба с другими союзными царями потеряла всякую опасность немедленным их разобщением и удалением каждого в свои владения. 1076 Благодушие и благочестие Агриппы беспрепятственно совмещались в нем с другими неприглядными чертами характера, бывшими, с одной стороны, в нем каким-то роковым наследием Идумейской фамилии, с другой – вызывавшимся его абсолютизмом в иудейской политике. То и другое повлекло неизбежно к тому, чтó заставляло Дееписателя выставить в таком неблагоприятном свете этого расхваленного Иосифом царя. Нет никакой нужды примирять эти по-видимому различные характеристики одного и того же лица у двух историков: оба по-своему правы, рассматривая личность Агриппы с двух различных сторон, и не отступая при том друг от друга в общем. В самом деле, очевидная из Иосифа крайность Иудейской политики Ирода совершенно объясняет то, что он выступает у Дееписателя жестоким преследователем юного христианского общества, силясь сокрушить особенно его «столпы» (мученич. кончина Иакова Зеведеева и заключение в темницу Петра, лишь чудесно избавившегося от той же участи). Сам Иосиф, при всей своей лестной характеристике Ирода, представляет данные не только для подтверждения естественности отношений Ирода к христианскому движению, но и для указания аналогичных последствий его строго-Иудейской политики. Эти данные показывают также, что Ирод был враг не одних христиан; для языческих городов своей области он также оставил по себе самую дурную память, о чем свидетельствует упоминаемая Иосифом 1077 дикая выходка Кесарийцев и Севастийцев, при первом известии о его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

3. После этих дружелюбных слов Октавиан возложил диадему на царя и о дарованном ему царском достоинстве объявил в декрете, в котором великодушно превознес славу Ирода. Последний, еще больше расположив к себе Октавиана подарками, попытался выпросить у него прощение одному из друзей Антония, Александру, прибегшему к его заступничеству, но, сильно раздраженный против тяжело провинившегося перед ним Александра, Цезарь отклонил просьбу Ирода. Впоследствии, когда император отправился через Сирию в Египет, Ирод встретил его со всей царской пышностью, ехал рядом с ним во время смотра войска около Птолемаиды, устроил в честь его и всех его друзей торжественный пир и угостил обедом также и все его войско. Далее он позаботился, чтобы солдаты в своем переходе через безводную местность до Пелузия и на обратном пути были в достаточном количестве снабжены водой, и принял вообще все меры к тому, чтобы императорское войско ни в чем не нуждалось. Таким образом, у императора и у солдат сложилось убеждение, что доставшиеся Ироду владения ничтожны в сравнении с оказанными им услугами. Вследствие этого Цезарь, прибыв в Египет, где он застал Клеопатру и Антония уже мертвыми, осыпал Ирода еще большими почестями и расширил пределы его государства, возвратив ему отобранную Клеопатрой провинцию и прибавив ему, кроме того, еще Гадару, Гиппос, Самарию и приморские города: Газу, Анфедон, Иоппию и Стратонову Башню. Ко всему этому Октавиан подарил ему придворную стражу Клеопатры, состоявшую из 400 галатов. 4. По истечении первой акциады он присоединил еще к его царству страну, известную под именем Трахонеи, равно и граничащие с последней другие области, Батанею и Авранитиду. Повод к тому был следующим. Зенодор, державший на откупе владения Лизания, беспрестанно натравливал трахонитские разбойничьи банды на дамаскинцев. Последние обратились к начальнику Сирии, Варрону, с просьбой донести об этом несчастьи императору. Когда же был получен приказ об искоренении разбойничьего гнезда, Варрон с войском отправился в Трахонею и, очистив ее от разбойников, отнял ее у Зенодора. Император же, для того чтобы эта страна опять не сделалась притоном разбойников для нападения на Дамос, отдал ее Ироду. Десять лет спустя, когда Август опять прибыл в восточные провинции, он назначил его наместником всей Сирии, так что никто из начальников не мог предпринять что-либо без его ведома. После смерти Зенодора он отдал ему также всю область между Трахонеей и Галилеей. Но что для Ирода было всего важнее, так это то, что он мог считать себя первым любимцем Августа после Агриппы и любимцем Агриппы после Августа. Достигнув апогея внешнего счастья, Ирод возвысился также духовно и направил свои заботы главным образом на дела благочестия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1877...

XIII 15. 2; 16. 3-4). Эти столкновения не привели к конфронтации итуреев с иудеями. Более того, завоевание Помпея, разорившего И. (Ibid. XIV 3. 2) и захватившего Иудею в 63 г. до Р. Х., заставило их стать союзниками: после того как сторонники Помпея отравили Аристовула II, его дети, кроме казненного Помпеем Александра, нашли убежище у Птолемея Менная в Халкиде (Ibid. 7. 4). Последний даже предпринял попытку вернуть власть в Иудее сыну Аристовула II Маттафии Антигону (Ibid. 12. 1). Мирные отношения между итуреями и иудеями сохранились и после смерти Птолемея Менная в 40 г. до Р. Х., когда власть над И. перешла к его сыну Лисанию (Ibid. 13. 3). Правление Лисания не было долгим. В 36 г. до Р. Х. он был казнен Марком Антонием по настоянию Клеопатры, желавшей получить его земли (Ibid. XV 4. 1). В 30 г. до Р. Х., после смерти Клеопатры, Август Октавиан отдал земли Лисания Зинодору, предположительно сыну Лисания, получившему титул тетрарха и первосвященника, о чем свидетельствуют отчеканенные им монеты. Иосиф Флавий отмечал (Ibid. 10. 1-3; Idem. De bell. I 20. 4), что в правление Зинодора в И. появилось множество разбойничьих шаек, терроризировавших не только жителей города, но и прилегавших районов, прежде всего Трахонитиды. Чтобы положить конец грабежам, Август передал земли Зинодора Ироду Великому . Но окончательно в состав Иродова царства эти земли вошли только в 20 г. до Р. Х., после смерти Зинодора. История И. после смерти Ирода неясна ( Schürer . 1973; Jones. 1931). Очевидно, что И. была разделена на неск. частей. Область Зинодора перешла во владение Ирода Филиппа ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4), а затем Агриппы I Ирода и Агриппы II Ирода . Др. часть, Авилинея , называемая также тетрархией Лисания, не входила в число территорий, принадлежащих Филиппу, но по указу имп. Гая Калигулы перешла Агриппе I (Ibid. XVIII 6. 10), а после его смерти в 40 г. по Р. Х.- под прямое управление рим. прокураторов. В 53 г. по Р. Х. Авилинея передана имп. Клавдием Агриппе II (Ibid. ХХ 7.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Ирод Антипа был низложен в 43-м году своего правления, как это доказывают три монеты этого тетрарха, помеченные 43-м годом 75 . После получения Агриппою царского титула Антипа отправился в Рим просить себе у Кая такого же титула, но по доносу Агриппы он был лишен тетрархии и отправлен на вечную ссылку в Лугдун, а тетрархия его досталась Агриппе 76 . Случилось это по прошествии двух лет владычества Кая, который вступил на римский престол 16-го Марта 790-го Рм., – следовательно в 793-м Рм. Но в другом месте Иосиф сообщает более точное указание на время ссылки Ирода Антилы, именно: Агриппа получил во владение Антипову тетрархию в четвертый год своего царствования 77 , царский титул Агриппе дан был при самом восшествии Кая на римский престол, весною 790-го Рм. 78 , а тетрархия Антипы перешла к нему немедленно по низложении Антипы 79 . Отсюда: если Агриппа получил владения Антипы по прошествии трех лет своего царствования, то, очевидно, путешествие Антипы в Рим и его низложение падают на весну 793-го Рм., когда окончился 3-й год царствования Агриппы и начался 4-й 80 . Таким образом в Нисане 793-го Рм. окончился 42 й год четверовластия Антипы и начался 43-й, откуда окончание 1-го года падает на Нисан 751-го Рм. Брат Ирода Великого Филипп, управлявший в качестве четверовластника Трахонитидою, Гавланитидою и Батанеею, скончался в37-м году своего правления и 20-м году самодержавия Тиберия 81 . Единодержавным государем Рима Тиберий сделался по смерти Августа, последовавшей, по Диону, 19-го Августа 767 Рм. 82 . 20-й год единодержавия Тибериева обнимает время от 19 Августа 786 по 19-е Августа 787 Рм. В Апреле 787-го года должен был кончиться 36-й год правления Филиппа и начаться 37-й, откуда 1-й год падает на Нисан 750 по Нисан 751-го. Все, доселе рассмотренные нами, многочисленные и одна от другой независимые даты согласно указывают, что смерть Ирода Великого должна была последовать в год, начинавшийся 1-м Нисана (Марта – Апреля) 750-го и кончавшийся в Нисане 751-го Рм. Кроме того мы имеем и такие данные, которые открывают нам полную возможность точно указать в пределах этого года не только месяц, но и день смерти Ирода Великого. Сюда принадлежат:

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010