Около этого же времени, некоторые Кипряне и Киринейцы, пришедши в Антиохию, проповедовали о Господе Иисусе язычникам Еллинам. И Бог помог: многие уверовали и обратились ко Господу. Дошел об этом слух до Иерусалимской церкви; и послали в Антиохию Варнаву. Он, прибывши туда, и увидавши благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Так как немалое число людей приняли веру Христову: то Варнава, чтобы иметь помощника, отправился в Тарс к Савлу, и привел его с собою в Антиохию. Целый год оба они учили в тамошней церкви, и обратили весьма многих. И ученики в Антиохии первые стали называться именем Христиан. В это время, один из пророков, пришедших из Иерусалима, именем Агав, стал предвещать, что по всей земле будет великий голод. Тогда ученики положили, каждый по достатку, послать пособие братьям, живущим в Иудее: что и сделали, пославши собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Г. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову убиение Иродом Иакова Зеведеева; взятие под стражу Петра, и освобождение его Ангелом; и казнь, постигшая гонителя (Деян. 12) В то время, внук Ирода Великого, царь Ирод Агриппа, по особенному благоволению Клавдия, владевший всем царством своего деда, стал преследовать принадлежавших к Церкви. Он убил мечом Иакова, брата Иоаннова. А, заметивши, что это приятно Иудеям, схватил и Петра. Но, так как были дни Пасхи, то он шестнадцати воинам велел пока стеречь его в темнице, чтобы после праздника опресноков вывести его перед народом. Между тем, Церковь прилежно молилась о нем Богу. Наступила уже последняя ночь пребывания Петра в темнице. Он спал между двумя воинами, скованный двумя цепями; и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг, свет осиял темницу; явился Ангел Господень; толкнувши Петра в бок, пробудил его, и сказал: «встань скорее». Тотчас, цепи упали с рук его. Ангел сказал ему: «опояшься и обуйся». Он сделал и это. Потом говорит ему: «надень свою одежду, и иди за мною». Петр вышел за ним. Впрочем, все это казалось ему не более, как сновидением. Миновавши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вошли, прошли одну улицу; и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда-то Петр, пришедши в себя, сказал: «да, теперь я вижу, что Господь послал Ангела Своего избавить меня из руки Ирода; и напрасными останутся ожидания народа Иудейского». |
Скачать epub pdf Глава двенадцатая Деян.12:1–5 . В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. В какое «то время?» При Клавдии императоре. Потому что римский император Каий назначил Агриппу царем иудейским, определив Ирода вместе с Иродиадой в Лугдон, город галилейский. Это тот самый Ирод, при котором пострадал Иоанн, как об этом повествуют Иосиф и Евсевий. Итак, это разногласие в имени, то есть вместо Агриппы сказано – Ирод, произошло или потому, что он носил два имени, или от ошибки писца. Заметь: из двенадцати учеников Господних прежде всех пострадал Иаков. «На некоторых из принадлежащих к церкви». Заметь, что верные мужи и состоящее из них общество называют церковью. «Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра». Чтобы никто не сказал, что апостолы потому бестрепетно и безбоязненно идут навстречу смерти, что Бог восхищает их из рук ее, для того Бог и допустил, чтобы были преданы смерти и старейшие из них – Стефан и Иаков. Этим Бог показывает самим убийцам, что Он и от этого не удаляет их и здесь не препятствует им. Делом приятным было для их неуместных страстей убийство, и убийство беззаконное. Надобно было положить конец их стремлению, а Ирод как палач больных, а не как врач их, подстрекает их, хотя тысячи примеров видел он и в жизни деда и отца своего Ирода. «Тогда были дни опресноков… задержав его, посадил в темницу». Опять обнаруживается излишняя щепетильность иудеев: убить они не препятствовали, а препятствовали сделать это в такое время. «Приказал четырем четверицам воинов стеречь его». Это происходило и от гнева, и от боязни. Чем тщательнее была стража, тем более удивительно обнаружение силы Божией. А это случилось ради апостола Петра, который был весьма известен. |
Царь Агриппа II-й и Вереника слушают Апостола Павла (Деян. 25:13—27) Деян.25:13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста. Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия). Это был последний царь из фамилии Иродов, с которым этот царствовавший дом прекратился. Он был сын Ирода Агриппы I-ro (см. 12 гл.), правнук Ирода Великого, брат Друзиллы, жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался он при дворе рим. имп. Клавдия, который недолго спустя после смерти отца его дал ему во владение Халкис в Сирии, а через 4 года (около 53 г. по Р. Хр) всю прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя и полномочием — иметь попечение и надзор за храмом иерусалимским (при нем и была окончена постройка всего храма) и избирать иерусалимских первосвященников. Вереника была его родная сестра, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, потом по смерти его жившая в беззаконной связи с братом своим Иродом Агриппой 2-м, потом вышедшая за Киликийского царя Полемона и после бывшая в связи с Веспасианом и Титом. Так как Агриппа был в вассальных отношениях к Риму, то потому счел своим долгом поздравить нового прокуратора. Деян.25:22. Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я послушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услышишь его. Деян.25:23. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел. Считая Агриппу сведущим во всех иудейских делах, Фест обстоятельно изложил ему все дело Павла. Рассказ Феста возбудил в Агриппе желание видеть и слышать такого узника, против которого так вооружены иудеи и которого, однако, прокуратор находил невинным. Очень вероятно, что Агриппа и прежде слышал что-нибудь об Апостоле, слышал, конечно, и о христианстве, равно, как и Вереника, и теперь они рады были случаю видеть и слышать одного из самых важных проповедников христианства. Желание высокого гостя было исполнено на другой же день. Агриппа и Вереника с царской пышностью вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами. В Кесарии, как резиденции прокуратора, было пять когорт римского войска, и, следовательно, пять тысяченачальников. В общем собрание это было весьма блестящим и многочисленным, и на это-то блестящее собрание, состоявшее из представителей военного и гражданского ведомства Кесарии с царем и его сестрой и правителем провинции, был приведен святой Апостол Павел в узах (Деян. 26:29). |
3 . Возвращаясь вновь к Деяниям, мы прежде всего должны спросить себя, имеются ли в них какие-либо данные, которые могли бы подтвердить наш вывод на основании свидетельства посланий Игнатия. Первое место из Деяний, которое мы можем привести в пользу нашего предположения, есть следующее: «Тогда ученики положили, каждый по своему достатку, послать пособие (eij diakonian pemyai) братиям, живущим в Иудее; что и сделали послав (собранное) к пресвитерам чрез Варнаву и Савла» (11,29–30) 349 . Антиохийская церковь согласно свидетельству Луки, послала собранное ею вспомоществование к пресвитерам, а не к апостолам, как мы могли бы ожидать на основании 4,36–37; «Так Иосия, прозванный от апостолов Варнавою ..., у которого была своя земля, продав ее, принес деньги, и положил к ногам апостолов». Вспомоществование находилось первоначально в руках апостолов. Это вытекало, как мы видели, из того места, которое они занимали в Евхаристическом собрании. Деяния 4,37 подтверждают 6,2, в котором говорится о «служении столам». Почему Варнава и Савл не положили собранное в Антиохийской церкви к «ногам апостолов»? Наиболее простой ответ заключается в том, что в это время в Иерусалиме не было апостолов, но этот ответ является гипотезой, которая с трудом может быть подтверждена данными Деяний. Когда прибыли в Иерусалим Павел и Варнава? До или после гонения Ирода, о котором говорится в 12-ой главе? Вопрос остается без ответа. Когда происходил голод, о котором сообшает Лука, что он был при императоре Клавдии? Если он действительно происходил при этом императоре, то он был в 47–49 годах, а Ирод Агриппа l-й, о котором, повидимому, идет речь в 12-ой главе, умер в 44-м году. Почти все хронологические даты Луки находятся под сомнением 350 . Ап. Петр покинул Иерусалим, как это следует из указания Луки 12,17 , во время гонения Агриппы, но мы его вновь находим с остальными апостолами во время «Апостольского собора». Более вероятно предположить, как это, как будто, следует из текста Луки, что Петр и часть апостолов были в Иерусалиме, когда туда прибыли Павел и Варнава. Если их даже не было, это ничего не меняет. В одном и другом случае пресвитеры, о которых говорится в Деян. 11,30 , исполняли то служение, которое раньше выполняли апостолы. Мы неизбежно должны поставить это в связь с тем, что сообщает Лука, в 6,2. |
Деян.24:23 . А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему. «Не стеснять его...» Как после в Риме, Павел, вероятно, состоял под присмотром одного воина ( Деян.23:16 ) и мог принимать всех. Деян.24:24 . Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. «Друзилла» – жена Феликса – была дочь царя Ирода Агриппы 1-го, который убил Апостола Иакова и умер в Кесарии ( Деян.12 ). Эта известная тогда красавица состояла сначала в замужестве за Азизом, царем Емесским (в Сирии), но Феликс, при посредстве какого-то волхва из Кипра, именем Симона, очаровал ее, и, разведшись с первою женою своею (именем также Друзиллою, внучкою известных Антония и Клеопатры), женился на ней (Флав. Археол. XX, 7, 1 и д.). «Призвал Павла и слушал его о вере во Христа Иисуса». Не для судебной защиты призвал и слушал Павла Феликс, а заинтересовавшись его личностью и учением христианским. Особенно желала, вероятно, видеть и слышать Павла Друзилла, как бывшая иродианка, без сомнения много слышавшая о христианстве. Деян.24:25 . И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Деян.24:26 . Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним. «Говорил о правде, о воздержании и о будущем суде». Беседа Павла особенно была приспособлена к состоянию слушателей, отвечая не только их заинтересованности христианством, но и содержа то, чего они, может быть, и не хотели бы, но апостол со святою смелостью говорил им прямо в лицо. Распутная Друзилла особенно должна была краснеть, слушая о воздержании. Хищный и несправедливый правитель не мог не чувствовать укоров совести, внимая проповеди о правде. Для обоих должно было показаться ужасающим извещение о страшном суде, хотя гордый правитель не дал достаточно воли этому спасительному чувству и поспешил прекратить грозные для его совести речи апостола, отослав его от себя под прежний надзор. |
Начало путешествия Прямого морского сообщения между Палестиной и Италией не было, и путешествие предполагало несколько пересадок с корабля на корабль. Первый корабль назван «Адрамитским», и это означает, что его портом приписки был город Адрамиттиум, 556 находившийся в римской провинции Асия в глубине Адрамиттского залива, напротив острова Лесбос: Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям м воспользоваться их усердием. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские ( Деян. 27:1–5 ). Судя по тому, что корабль намеревался плыть «около Асийских мест», то есть недалеко от берега, это могло быть сравнительно небольшое судно (для выхода в открытое море использовались более крупные суда). Павел был не единственным узником, отправленным в Рим. Однако это не означает, что все остальные узники тоже плыли туда, чтобы предстать на суд перед императором. Большинство из них, вероятно, были уже осуждены, и их везли в Рим для участия в гладиаторских боях 557 или в травле зверей (venatio) – кровавой забаве, заключавшейся в умерщвлении диких животных, которых выпускали на арену амфитеатра и с которыми заключенные, рискуя своей жизнью, должны были вступить в схватку. 558 Во главе тюремной стражи стоял «сотник Августова полка». О том, что в особых случаях стражу возглавляли «сотники, которым поручался неуклонный надзор за арестантами», свидетельствует Иосиф Флавий, рассказывая о тюремном заключении Ирода I Агриппы. 559 Однако наличие сотника при Павле не следует понимать в том смысле, что делу Павла придавали особое значение. Скорее, присутствие сотника было необходимо потому, что он вез с собой в Рим целую партию заключенных. |
Он недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, движемся и существуем. Сей Бог, попустив быть временам неведения, ныне всем человекам повсюду проповедует покаяние, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную через Мужа, Которого Он предназначил для сего и в Которого веровать подал всем возможность, воскресив Его из мертвых». Услышав о воскресении мертвых, одни стали смеяться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Впрочем, некоторые из бывших при этом уверовали, в числе таковых были между прочими Дионисий, член Ареопага, и одна женщина по имени Дамарь. 48. Апостол Павел в Кесарии Спустя некоторое время Павел был взят под стражу в Иерусалиме и отправлен в Кесарию на суд перед римским правителем Феликсом. Феликс принял Павла благосклонно и не охотно внимал жалобам на него иудеев. Он дал Павлу более свободы, нежели прочим узникам, и готов был даже совсем освободить его, если бы Павел захотел откупиться деньгами. Один раз он призвал к себе Павла и, вместе с женою своею Друзиллою, дочерью царя Ирода Агриппы, слушал его беседу о вере во Христа. Когда же апостол начал говорить о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс, почувствовав угрызение совести, пришел в страх и отвечал ему: «Теперь пойди, а когда буду иметь время, позову тебя опять». Но как грешникам всегда страшно слушать истину, то и Феликс не нашел времени дослушать проповедь Павлову. По прошествии двух лет на место Феликса поступил Фест. Этот правитель еще менее любил правду, а потому Павел, опасаясь, чтобы он не предал его в руки иудеев, потребовал суда перед самим римским императором. Тогда Фест, рассудив с советом своим, объявил Павлу, что он будет отправлен на суд к кесарю. Спустя несколько дней после сего прибыли к Фесту в Кесарию царь Агриппа и Вероника. Это обстоятельство дало Павлу случай еще раз торжественно проповедать о Христе и о благодати, данной ему как апостолу. «С помощью Божиею, – так заключил свою речь Павел перед Агриппою, – до сего дня я жив и свидетельствую малому и великому, о чем говорили Моисей и пророки, то есть что Христос должен был пострадать и, восстав из мертвых, возвестить свет народу иудейскому и язычникам». При этих словах Фест воскликнул громким голосом: «С ума ты сошел, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Но он сказал ему в ответ: «Нет, достопочтенный Фест, я не сошел с ума, но говорю слова здравого смысла и истины. Ибо знает об этом и царь, перед которым я говорю так свободно. Веришь ли пророкам, царь Агриппа? Знаю, что веришь!» Агриппа отвечал: «Ты нимало не убедил меня сделаться христианином». Павел же на это сказал: «Молил бы я Бога, чтобы рано или поздно не только ты, но и все, слушающие меня ныне, сделались такими, как я, кроме этих уз». 49. Путешествие апостола Павла в Рим |
Отправка Павла в Кесарию (Деян. 23:23—35) Тогдашний римский прокуратор «Феликс» (Антоний) был вольноотпущенник римского импер. Клавдия, брат любимца Неронова Палласа, зять Ирода Агриппы I-ro. Он получил прокуратуру от Клавдия, после смены прокуратора Кумана, около 53 г. по Р. Хр. и исправлял «должность царскую в рабском духе», как выражается о нем римск. историк Тацит. Был отозван с прокуратуры Нероном, но, несмотря на жалобы иудеев на него, не лишился милости императора. Деян.23:31. Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду. Лисий написал Феликсу препроводительное письмо, в котором объяснял ему обстоятельства взятия Апостола под стражу, сообщал о его римском гражданстве и его политической невинности. Сообразуясь с данными указаниями, конвой вел Павла ночью, ради большей безопасности, до Антипатриды, города построенного Иродом I и названном в честь его отца Антипатра, в 42 милях (60 верстах) от Иерусалима и в 26 милях от Кесарии. Тут уже можно было не бояться нападения иудеев, и пешие воины, предоставив конным дальше вести Павла, сами возвратились в Иерусалим. Начальник конвоя, по приходе в Кесарию, отдал письмо Лисия прокуратору и представил ему Павла. Деян.23:34. Правитель, прочитав письмо, спросил, из какой он области, и, узнав, что из Киликии, сказал: Деян.23:35. я выслушаю тебя, когда явятся твои обвинители. И повелел ему быть под стражею в Иродовой претории. Прокуратор, прочитав письмо, спросил Павла, из какой он области, и узнав, что он из Киликии, сказал, что выслушает его, когда явятся его обвинители, а пока назначил ему быть под стражей в Иродовой претории, то есть не в общественной городской тюрьме, а в том же дворце, построенном Иродом Великим, в котором жили прокураторы. Этому, вероятно, посодействовало доброе слово об узнике в письме Лисия, и Павла не очень стесняли. Глава двадцать четвертая Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса (1—9), его защитная речь (10—21). Отсрочка решения (22—23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24—27). Апостол Павел пред судом прокуратора Феликса (Деян. 24:1—9) |
Послание Апостола Иакова Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан ( Деян.12:17; 15:13 ). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы ( Деян.12:1 ), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х. Глава 1. Радость христианина Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии. Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные, зная, что испытание веры вашей производит терпение. Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели. Мудрость от Бога Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что от Господа, человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих. Богатство и бедность Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей, а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве. Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его. Искушения не от Бога, а от себя Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает; но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью. А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света. |
После смерти царя Arpunnы I вся страна его как римская провинция снова подчинена была непосредственно власти римских прокураторов, которые, в свою очередь, находились в полной зависимости от власти сирийских наместников. Из них наиболее известны и заслуживают упоминания два: Антоний Феликс (52–60 гг.) и Порций Фест (60–62 гг.), пред ними иудеи и обвиняли св. апостола Павла ( Деян.24 ). Только в 50 году Палестина снова переходит в управление потомка Ирода Великого: сын Агриппы I-ro, Агриппа II-й, получил в свое управление небольшую область – Халкиду на Ливане, а в 53 году, с титулом царя, прежнюю область четверовластника Филиппа, к которым в царствование императора Нерона была присоединена еще часть Переи и Галилеи, именно Тивериада. Из книги апостольских Деяний мы знаем, что явившись однажды вместе с сестрой своей Вереникой в Кесарию Палестинскую с поклоном к Фесту, Arpunna II велел привести к себе скованного в узах апостола Павла ( Деян.25:13 и далее). Arpunna II, вполне преданный и покорный Риму, царствовал над всеми предоставленными ему областями до самой своей смерти, последовавшей около 100 по Р. Х. Но участь Палестины была уже решена Тем, в руках Которого находятся судьбы всех царств и народов. Приблизилось время, когда ужасные бедствия должны были постигнуть иудеев, которые не уразумели дня посещения своего и с безумным упорством отвергли своего Избавителя; приблизилось время, когда надлежало исполниться и слову древнего великого пророка Моисея, устами которого говорил Бог Своему избранному народу: «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостию сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши. И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя. |
| |