763 С этою удобною мебелью они познакомились в Египте, так как древние Египтяне имели большое разнообразие стульев от простых треножных рабочих и складных (походных) стульев с кожанною подушкою до самых искусственных обложенных слоновою костью и обтянутых великолепными материями кресел с ручками и спинками, как видно из изображений в the manners and customs of the ancient Egyptions (нравы и обычаи древних Египтян) Гардн. Вилькинсона Том. II. стр. 191–198 Изд. 3. Равным образом и кушетки знатных Израильтян могли быть подобными египетским, изображенным тамже на стр. 199–201 а столы–изображениям на стр. 203. 768 По Иосифу Antiqq. VIII. 7, 4 уже Соломон устилал ведущие в Иерусалим пути черным камнем, следовательно вымостил. Эта забота об устройстве в стране прочных дорог заставляет предполагать, что также заботились о вымощении, по крайней мере, главных улиц в больших городах. Достоверно известно, что Ирод великий главные улицы в Антиохии (Antiqq. XVI, 5, 3) и Ирод Агриппа II улицы Иерусалима велел вымостить белыми камнями. В настоящее время улицы в Иерусалиме (и в большей части городов востока), тесны и худо вымощены или лучше сказать просто выкладены как попало широкими камнями; только покатость почвы способствует тому, что они содержатся здесь чище, чем в большей части восточных городов. Робинсон Palästina II s. 29; Слич. III. s. 720 и дал. 771 Правда, Бог только после потопа назначает мясо животных в пищу людям подобно злакам ( Быт.9:3 ), но так как уже каинит Иовал основывает кочевую жизнь, как отец живущих в шатрах и при стадах ( Быт.4:20 ), то невероятно, чтобы он со своими потомками употребляя в пищу молоко стад и для одежды их кожу и шерсть не ел также их мяса, если Авель и занимался овцеводством только для того ( Быт. 4, 2 ), чтобы есть молоко овец и одеваться их шерстью. 772 Chali Лев.23:14 (Лютер большею частью переводит сушеное, но в 2Цар.17:28 переводит крупа) или chalui–noджapehhoe ( Нав.5:11 ) означает обыкновенно поджаренный зерновой хлеб, особенно зерно пшеницы–любимая еще и теперь пища в Палестине, Сирии и Египте. Для этого высушивают спелые колосья вместе со стеблями, затем вытирают на решете, (abib chalui baesch Лев.2:14 ) и зерна потом употребляют в пищу (У И. Зетцена, Reisen herausg. von Fr. Kruse 1854.1. Стр. 94. III. Стр. 221. Робинсона, n. bib . Forsch. стр. 515). Но поджаренный таким образом зерновой хлеб не столь вкусен, как когда (это часто бывает во время жатвы оного Руф.2:14) подсушивают еще не высохшие и не твердые пшеничные зерна на сковороде или на железной плите и потом едят с хлебом или вместо хлеба. (Робинс. Palâstna II, стр. 660).–И стручковые плоды–простой горох (pisum sativum) и овечий горох (cicer arietinus) (слич. Harmar’s Beolacht. II, стр. 255 и д.) поджариваются таким же образом,–из этого объясняется двойное упоминание слова kali в 2Цар.17:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1002 Т.е. до Мертвого моря. 1003 Гладиаторы, о которых идет речь, были подготовлены Антонием (или Клеопатрой) для участия в играх, которыми он хотел отметить свою победу над Октавианом. Гладиаторы находились в Кизике (южное побережье Мраморного моря) и после поражения Антония при Акции попытались по суше пробиться в Египет к своему хозяину. Их продвижение было остановлено наместником Сирии Квинтом Дидием. В разгроме гладиаторов существенную помощь Квинту Дидию оказал Ирод. Квинт Дидий сорвал также замысел Клеопатры бежать из Египта через Красное море в Африку или Индию. По его приказу арабы сожгли корабли Клеопатры. 1004 Речь идет не о галлах, а о галатах. Галаты (кельтский народ) в 70-е годы III в. до н.э. вторглись в Малую Азию, в центре которой и осели, дав название этой области (Галатия). С 25 г. до н.э. Галатия стала одной из римских провинций. Немало галатов служили наемниками у эллинистических правителей. 1005 Квадрига — колесница с запряженными в один ряд четырьмя лошадьми. 1006 В 25 г. до н.э. по распоряжению Октавиана Августа наместник Египта Элий Галл двинулся в поход на юг Аравийского полуострова. Несмотря на захват некоторых городов Химьяритского царства, поход оказался неудачным. 1007 Марк Випсаний Агриппа, друг Октавиана с юности, в то время был фактически вторым человеком в империи после Октавиана Августа. 1008 Ее звали Мариаммой, как и казненную Иродом Мариамму из рода Хасмонеев. 1009 Как уже говорилось, в «Иудейской войне» (I, 21, 10) Ирод, по словам Иосифа Флавия, назвал эту крепость Иродионом. 1010 Пирей был портом Афин (имел три гавани). При Перикле (V в. до н.э.) от Афин до Пирея были сооружены стены в несколько километров длиной, которые обеспечивали безопасность связи между Афинами и Пиреем. 1011 Нерон Клавдий Друз (38—9 гг. до н.э.) был младшим сыном третьей жены Октавиана Ливии (и младшим братом Тиберия, будущего императора). 1012 Т.е. Кесарии. 1013 они были сыновьями Ирода от Мариаммы из рода Хасмонеев. 1014 Пифагор (540—500 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. О его философском учении достоверного известно мало. Пифагор учил о бессмертии души, о переселении душ, проповедовал необходимость очищения души и тела, особое внимание уделял числовой символике, пытаясь при помощи ее осмыслить мироздание. В Южной Италии, в г. Кротоне, основал религиозно-философскую школу-братство с общим имуществом на принципах строгого аскетизма. Пифагорейская община взяла власть в Кротоне и проводила антидемократическую политику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Лк 24 как будто ничего не добавляет к этой картине, но автор помнит о своем замысле. Когда заходит речь о «всех народах», это не просто касается новой религии. Как ясно показывают Деяния Апостолов, тут содержится сообщение, что Иисус есть истинный Владыка мира. Бог Творец идет обходными путями, минуя имперскую власть и ее средства коммуникации. Одно из важнейших значений Пасхи, коль скоро мы говорим о Луке, есть то, что Иисус и его последователи должны теперь противостать царствам мира сего. Сами Деяния Апостолов, которые начинаются с краткой истории о том, как Воскресший дает поручения ученикам и возносится, вписаны в контекст царства Ирода и царства кесаря, в которые властно вторгается Добрая весть об Иисусе. Первая часть Деяний Апостолов (главы 1–12) рассказывает о том, как иудейские власти, и особенно Ирод, изо всех сил стараются помешать последователям Иисуса, но перенапрягаются, так что Ирод Агриппа в конце концов приписывает себе «божественность», как типичный эллинистический князек, и тут же он поражен (и тотчас Лука замечает, что «слово Божье росло и распространялось») 2075 . Вторая половина Деяний Апостолов (главы 13–28) говорит о распространении Доброй вести об Иисусе, во многом благодаря Павлу, на просторах Римской империи, где Павел провозглашает в Фессалонике, что существует «иной царь, а именно – Иисус», и, в конце концов, прибывает в Рим, чтобы возвестить Царство единого истинного Бога и учить о Владыке Иисусе, Мессии, со всяким дерзновением беспрепятственно 2076 . Разумеется, Деяния богаче, чем это краткое резюме, но тут показаны прямые последствия провозглашения Иисуса воскресшим Мессией и Господом 2077 . Суть Деян 1 , где повествование Луки о воскресшем Иисусе завершается рассказом о его вознесении, можно понять, если соотнести с остальным трудом Луки в целом. Это, без сомнения, уникальное повествование; ни одно из прочих евангелий не пытается этого сделать (хотя на это ссылается пространное окончание Евангелия от Марка) 2078 . Как и в своем евангелии, Лука подчеркивает, что Иисус воистину живой: «Он и показал себя живым, по страдании своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им (optanomenos autois) и говоря о Царстве Божьем» (1:3).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В 3 правиле Карфагенского собора читаем: «на, прежде бывшем соборе, когда о образе воздержания и чистоты вопрошено было, заблагорассуждено, чтобы поставленные в сии три степени (т. е. во епископы, пресвитеры и диаконы), через самое посвящение обязанные узами чистоты, как прилично святым епископам, и священникам Божиим, и левитам, и служащим при Божественных священнодействиях, воздержаны были во всем: да возмогут получити, чего в простоте просят от Бога, дабы от Апостолов преданное и от самой древности содержимое и мы подобно соблюдали». Μις γυναικς νδρα. Толкователи священного текста различно понимают это выражение. Одни понимают его в смысле запрещения неумеренной любодейной жизни 1627 . Но такое толкование не имеет никакого основания в данном случае. Заповедь о чистоте жизни заключается уже в предыдущем слове – νεπλημπτος, а еще яснее, в последующем – σφρον. – Другие толкователи понимают рассматриваемое апостольское выражение в смысле воспрещения епископу многоженства 1628 . Но выражение μις γυναικς νδρα относить к полигамии нельзя, потому что, параллельное этому, выражение νς νδρς γυν 1629 совершенно невозможно понимать, как указание на полиандрию. Затем, известно, что даже у язычников полигамия считалась бесчестием. В Греции была принята моногамия, так что факт двоеженства в городе Спарты – Анаксандриде, историки сочли нужным записать, как исключительный 1630 . Многоженство Греки, прямо, ненавидели 1631 . В Риме даже был издан закон, которым воспрещалось не только многоженство, но и двоеженство 1632 . А от жрецов, по свидетельству Иеронима, особенно строго требовалось единоженство 1633 . Такого же обычая держались и иудеи. Многоженство у них, хотя и было терпимо, но не было узаконено. В книгах же Нового Завета и следа нет того, чтобы иудеи одновременно жили с многими женами. Правда, у Еванг. Матфея говорится, что Ирод Агриппа жил с женою брата своего Филиппа 1634 . Но этот факт не может служить подтверждением многоженства у иудеев, так как Ирод, взявши жену своего брата, отверг свою законную жену.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

За все время 6–41 год, когда Иудее снова, хотя очень ненадолго, улыбнулось «счастье» быть управляемой собственным царем (41–44 г.), если только иродианин (Ирод Агриппа I) мог дать это счастье, – известны следующие 7 прокураторов: 1) Копоний (около 6–9 г.); 2) Марк Амбивий (ок. 9–12); 3) Анний Руфь (около 12–15); 4) Валерий Грат (ок. 15–26); 5) Понтий Пилат (26–36); 6) Марцелл (36–37); и 7) Марулл (37–41). 945 Время служения трех первых может быть определяемо только приблизительно; служение двух последующих определяется у Иосифа для В. Грата – 11 лет 946 , для Пилата – 10 л. 947 , и именно до 36 года, так как низложению Пилата предшествовало первое прибытие в Иерусалим Вителлия, чтó было незадолго до наступления 36 г., как видно из сопоставления (ρχ.XVIII, 4, 3 с 5, 3). Служение последних двух определяется из того, что Марулл возведен на свою должность непосредственно по вступлении на престол Калигулы (марта, 37 г.). 948 Необычная продолжительность правления В. Грата и П. Пилата подтверждается своеобычной политикой Тиверия, который находил более выгодным в интересах провинций избегать частой перемены прокураторов, находя, что ужившиеся воздержнее относились к населению, тогда как новые, по его признанию, подобно слухам, беспокоили и раздражали голову раненого, каждый раз начиная сызнова дело угнетения провинции. 949 1–5. О деятельности Копония и большинства его преемников – известны почти только одни имена. Более подробные сведения Иосиф сообщает о Пилате, имеющем для нас наиболее интереса, тем более, что одновременно с Иосифом и кроме Евангельских повествований важное свидетельство дает об этом прокураторе и другой писатель Иудейский – Филон. Последний 950 , как видно из усвояемого ему письма Агриппе Ι, знал Палата, как τν φσιν καμπς κα μετ το αθδους μελικτος – по природе капризного и черствого человека, и по правлению – «вороватого хищника, бессердечного тирана, заносчивого, постоянно казнившего без разбора и издевательски несносного» прокуратора. Это был новый «Ирод», отличавшийся от первого разве тем только, что его не связывали с Иудейским народом уже никакие ни племенные, ни родственные узы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

6. Едва Гай сделался императором, как он освободил Агриппу из тюрьмы и назначил его царем над тетрархией Филиппа, который тем временем умер. Зависть к царству Агриппы возбудила желание в тетрархе Ироде сделаться также царем. Главным образом побуждала его стремиться к этому жена его Иродиада, которая упрекала его в бездеятельности и говорила, что свидание с императором могло бы послужить ему удобным случаем для расширения его владений; уже если император Агриппу из простого подданного сделал царем, то он бы его, тетрарха, наверное, возвел в это достоинство. Ирод дал себя уговорить и прибыл к императору, но за свою ненасытность был наказан ссылкой в Испанию. Агриппа, последовавший по его стопам в Рим, получил теперь от Гая и тетрархию Ирода. Жена последнего пошла за ним в изгнание, в котором он и умер. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Гай хочет поставить в храме свою статую. Отношение Петрония к его приказу. 1. Император Гай до того возгордился своим счастьем, что сам себя считал Богом и требовал, чтобы другие также величали его Богом. Точно так же, как он у собственного своего отечества похищал лучших и благороднейших людей, он простирал свои злодейства и на Иудею. Он послал Петрония во главе войска в Иерусалим для того, чтобы водворить в храме его статуи, и дал ему инструкцию: в случае какого-либо сопротивления со стороны иудеев самих противоборцев убить, а весь остальной народ продать в рабство. Но Бог принял на себя заботу об этих приказаниях. Петроний, выступил из Антиохии против Иудеи с тремя легионами и многими сирийскими союзниками. Одна часть иудеев не придавала еще значения слухам о войне; другая же часть, которая верила этим слухам, не знала, как обороняться, и находилась в большом затруднении. Вскоре, однако, страх сделался всеобщим, ибо войско уже стояло у Птолемаиды. 2. Птолемаида лежит на границе Галилеи, на большой равнине. Это приморский город, окруженный горами: с восточной стороны, на расстоянии шестидесяти стадий от города, возвышается галилейский горный хребет, к югу, в ста двадцати стадиях, - Кармил; на севере, через сто стадий, - высокая гора, прозванная местными жителями Тирийской лестницей. В двух стадиях от города протекает очень маленькая речка Вилей, где находится памятник Мемнона и близ которой открывается весьма замечательное место, величиной в сто локтей. Оно имеет вид котловины, и из нее добывают стеклянный песок, который, как ни исчерпывается массами останавливающимися судами, каждый раз вновь восстанавливается, так как ветры, как будто нарочно, пригоняют туда извне сверкающий песок; накопляясь в яме, он быстро превращается в стекло. Но еще более удивительным кажется мне то, что стекло, которым изобилует эта местность, имеет свойство вновь превратиться в песок. Такова природа этой местности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1878...

Затем Пилат велел провести в Иерусалим водопровод из местности, находящейся на расстоянии 200 стадий (37,2 километра) от города, для каковой цели он взял деньги из священного хранилища. Когда население протестовало и против этого святотатства, Пилат послал переодетых солдат в шумевшую толпу; смешавшись с нею, они образумили ее палочными ударами, лишь только она начала выражать свои желания и требования. Золотые щиты, повешенные им на стенах дворца Ирода в Иерусалиме, он должен был удалить, так как они возбудили негодование; по этому поводу народ обращался с жалобой к самому Тиберию. Наконец о правлении Пилата рассказывают, что при нем один самаритянин вызвался повезти своих соплеменников на гору Гаризим и обещал показать им скрытые там священные сосуды, которые сам Моисей будто бы положил здесь. Этот последний рассказ доказывает, во всяком случае, полнейшее незнание в те времена Пятикнижия. Понтий Пилат предупредил это предприятие; он послал своих солдат, которые частью разогнали, частью изрубили толпу. Это подало самаритянам повод жаловаться на него легату Вителию, который в это время был в Сирии: Пилат был заменен Марцеллом, о котором мы знаем не больше, чем одно его имя; но раньше, чем Пилат прибыл для ответа в Рим, император Тиберий умер. 2. Филипп, Антипас, Агриппа I В то время как тетрархия Архелая очень скоро сделалась вполне зависимой от Рима и подчиненной римскому управлению, двое других тетрархов, Ирод Антипас, известный в это время более под именем своего отца, и Филипп, еще очень долго пользовались в своих областях всей своей властью и влиянием. Оба они усиленно старались снискать себе и сохранить за собою благоволение своих царственных покровителей. Сначала Антипас выстроил в честь жены Августа город Юлию; затем тоже сделал и Филипп, совершенно перестроивший, расположенный на берегу Генисаретского озера, город Бетсаиду и назвавший его тем же именем (в это время императрица Ливия носила уже родовое имя Цезарей). Еще более важное значение имела постройка тетрархом Филиппом нового города – Панеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

75 Ирод выразил ту мысль, что может быть в Воссиявшем одном он найдет потерянного по своей вине другого. Весьма возможное дело, что причину мученической кончины Крестителя мы представляем неправильно. Но слово Спасителя, Мф. 17:12 , стоит твердо и не только от ученых, а и от учебников требует переработки рассказа о рассмотренном событии. В последнем – дидактическом отношении мы кроме того рекомендовали бы этот рассказ не помещать отдельно и на обыкновенном месте, а присовокупить напр. к рассказу о посольстве Иоанна. 1 Bleek, Synoptische Erklärung d. drei ersten Evangelien, herausg. v. Holtzmann, Leipz. 1862. II, 6. 3 Bidlischer Kommentar üb. sämmtl. Schriften d. Neuen Testaments. 3 Aufl. 1837. Konigsberg. I, 472 f. 7 Ewald, Geschichte des Volkes Israel bis Christus Aufl. 2. Anmerk. 3, V, 194: «но если Иосиф как причину усекновения указывает только общий страх четверовластника перед народным возмущением, то отсюда только видно, что память его не сохранила чего-либо более определенного; повествование Марка несравненно точнее и поучительнее». 8 Таково, напр., известие о том, каким способом Антигон (относительно унижения, которого Иосиф нигде не забыл упомянуть) лишил первосвященника Гиркана возможности далее быть первосвященником. Войны I, 13, 9 ср. Древности XIV, 13, 10. Кроме русского перевода имелось Flavii Iosephi opera omnia... edit. I. Hudsoni. in 2 tomis. 1726 an. 9 Даже и то доблесть, что Клавдию Агриппа советовал принять самодержавную власть императора, пришедши в сенат изъявил готовность положить свою душу за намерение Сената взять правление в свои руки, а потом Клавдия предварил, что возможно и следует быть неподатливым. Древности XIX, 4, 1. 13 Κα τν λλων συστρεφμενων, κα γρ ρθησαν π πλεστον τ κροσει τν λγων, δεσας ρδη τ π τοσν δ, πιθανν ατο τος νθρποις μ π ποστσει τιν φροι, πντα γρ κεσαν συμβουλ τ κενου πρξοντες, πολ κρεττον γεται πριν τε νετερον ξ ατο γενσθαι, προλαβν ναιρεν, μεταβολς γενομνης ες τ πργματα μπεσν μετανοεν. Κα μν ποψ τ ρδου δσμιος ες τν Μαχαιροντα πεμφθες... τατ κτννυται. Древн. XVIII, 5, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

На монетах жители назывались по-гречески ( Σεπφωρηνο) 118 . Город Завулон блистал зданиями замечательной красоты, которые были построены по образцу зданий богатых цветущих городов Тира и Сидона 119 . Рядом с этими постройками были постройки даже в финикийском и египетском стиле. Вообще, различные греческие и римские постройки встречались и в других городах Галилеи. Стадиумы, базилики, колоннады, портики, трибуны, и другие греко-римские постройки не были редкостью 120 . Влияние греко-римской культуры отразилось не только на архитектуре; оно было гораздо глубже и шире. Греко-римская культура оказала свое влияние на художество 121 и музыку 122 . Денежная система была в большинстве случаев греко-римская. Уже во времена Маккавеев у Евреев были в употреблении греческие драхмы и таланты. Во времена Спасителя упоминаются мина и лепта 123 . Во время правления Палестиной Ирода и его сыновей также очень часто встречаются монеты с греческими надписаниями. Из римских монет в это время были в большом распространении динарий, кодрант и многие другие 124 . Много у Евреев было одежд и материй 125 , и домашних различных вещей 126 чисто греческого и римского происхождения. У греков и римлян евреи заимствуют не только многие обычаи, но и многие слова, и притом такие, без которых им легко можно было обойтись, так как для обозначения этих понятий они имели свои слова 127 . Греческие и латинские собственные имена были в большом употреблении в Палестине, как в высших, так и низших классах общества. Во времена Маккавеев знатные первосвященники, дружелюбно относившиеся к грекам, назывались по-гречески; Уасон и Менелай; в Иродианское – Воэт и Феофил. Также многие из Асмонейских и Иродианских князей носили греческие имена; Александр, Аристовул, Антигон, Ирод, Архелай, Филипп, Антипа, Агриппа. Носили эти имена некоторые и из народа. Из них двое Андрей и Филипп были учениками Спасителя. Эти имена встречались даже среди книжников, раввинов, которые более строго относились к греческой культуре, чем кто-либо из их единоплеменников 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Во время Иисуса Навина владел Иерусалимом Адониседек, которого евреи предали смерти вместе с другими четырьмя ханаанскими царями близ Гаваона ( Нав. 10 ). Спустя несколько времени евреи овладели нижней частью города, но только в восьмое лето царствования Давида (около 1004 года до Р. Х.) эвуссеяне были изгнаны с горы Сиона, на которой Давид основал Верхний город, бывший его резиденцией. В царствование Соломона Иерусалим достиг апогея своего величия. Постройка храма и других великолепных зданий, торговые сношения, простиравшиеся до Индии и Африки, и некоторые другие причины сделали Иерусалим центром цивилизации Западной Азии. По разделении царства он остался столицей иудейской. В пятое лето царствования Ровоама он был разграблен Сезаком, египетским царем 27 . В царствование Иорама полчища филистимлян и арабов проникли в город, разграбили палаты царя и увели в плен его сыновей и жен ( 2Пар. 21, 17 ). В царствование Амасии город был снова разорен царей Иоасом. В царствование Езекии его осаждали ассирияне, хотя и безуспешно; но спустя сто тридцать лет халдеяне под предводительством Навуходоносора совершенно его разрушили. Восстановленный впоследствии с дозволения Кира, он, с падением персидской монархии, подвергался новым бедствиям. Александр Македонский оказался, против ожидания, покровителем его; в 305 году до Р. Х. он подпал под власть Птолемея Сотера. Птолемеи и Селевкиды также к нему благоволили; настала эпоха мира и, казалось, Иерусалим готов был возродиться к новой жизни; но жестокосердный царь Сирии Антиох Епифан опять разорил его (за 170 лет до Р. Х.) и поставил в храм статую Юпитера. Освобожденный Маккавеями, Иерусалим был взят Помпеем (за 63 года до Р. Х.), и несколько времени спустя храм был разграблен Крассом. Ирод Агриппа 28 украсил его великолепными зданиями. По смерти этого царя Иудея была подчинена сирийской префектуре. Восстание евреев вызвало усмирение, окончившееся ужасной катастрофой. Взятый Титом, Иерусалим был окончательно разрушен в 71 году по Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010