Без этого достославного видения Петр остался бы узким и упорствующим иудаистом и не ходил бы к язычникам – равно как и Павел без другого чудесного видения не стал бы христианином. Обращение Савла в Павла, т. е. рьяного гонителя христианства в воодушевленного Христова Апостола, – это Божие чудо, имеющее всемерное значение. Об этом переломе, судьбоносном и для его жизни, и для Церкви, сам Павел вещает неоднократно, часто повторяя и пересказывая его во всех подробностях. Так, царю Агриппе он говорит так: Среди дня на дороге, я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что... Я открою тебе...»· Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению ( Деян.26:13–16,19 ). Божии Ангелы много раз являлись святым Апостолам: Петру, Павлу, Иоанну и прочим. Вот лишь два–три примера. Когда царь Ирод казнил Иакова, брата Господня, то услышал, что это приятно евреям. И вот, по его приказу, схватили и апостола Петра. Оковав его двойными цепями, стражники ввергли апостола в темницу. Безбожный царь намеревался и его [публично] казнить, чтобы получить еще большее благоволение иудеев. Так думал он, но Бог мыслил иначе. Ночью в темнице явился Петру Ангел Господень, и все подземелье озарилось светом от сего небесного вестника. Разбудил он Петра и сказал ему: Встань скорее! И как только произнес он эти слова, цепи сами собой упали с рук узника. Опояшься и обуйся… – повелел Ангел Петру – Надень одежду твою и иди за мною. И провел его Ангел мимо стражников, так что те их не заметили. А когда подошли к городским воротам, то они сами собою отворились. Прошли одну улицу, и вдруг Ангел стал невидим, а апостол Петр постучался в дом Марка, где многие собрались и молились о нем Богу ( Деян.12:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 44-ом году царь иудейский Ирод Агриппа для угождения народу велел предать смерти ап. Иакова Зеведеева . Он велел схватить и ап. Петра, но ангел Божий вывел того из темницы. В 45 г. Варнава и Савл, пребывавшие некоторое время в Иерусалиме, по возвращении в Антиохию, вследствие особого откровения учителям антиохийским, были отправлены на проповедь Евангелия. Прежде всего, они посетили Кипр, где обратили римского проконсула Сергия Павла в г. Пафосе. " С этого времени, — пишет еп. Арсений, — Савл именуется в св. Писании Павлом, хотя не сказано, почему последовала перемена имени " . Проповедовали они потом в Малой Азии и основали в некоторых городах Церкви. После трёх лет проповедничества они вернулись в Антиохию. В 48 г., по преданию, сохранившемуся в Церковной Истории Евсевия, последовало успение Богоматери (еп. Арсений). Апостольский собор в Иерусалиме " По возвращении ап. Павла в Антиохию пришли туда некоторые христиане из иудеев и начали учить христиан, обратившихся из язычников: " если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись " . По этому поводу произошло разногласие и немалое состязание с ними у Павла и Варнавы. Возник трудный вопрос, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев? Для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, а они, по заповеди Спасителя (Матф. 18:17), собрались вместе для рассмотрения этого дела. После предварительного рассуждения ап. Петр сказал, что его первого Бог избрал для проповеди язычникам и, " очистив сердца их верой, даровал им Св. Духа, как и нам. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? " Варнава и Павел, со своей стороны, рассказали, какие знамения и чудеса Бог сотворил через них среди язычников. В заключение говорил святой ап. Иаков, и слова его как бы выразили решение (резолюцию) собора. Апостольский собор освободил христиан от соблюдения обрядового закона Моисеева и внушил им ревностно заботиться об исполнении нравственного закона, сущность которого была выражена в следующих словах: " не делать другим того, чего сами себе не желаете " . Решение собора было изложено письменно, запечатлено словами: " изволися Духу Святому и нам " и послано с доверенными лицами (Силой и Иудой, имевшими дар пророчества) в Антиохию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

В городе Кесарии жил сотник Корнилий. Он был язычником, но человеком благочестивым, добродетельным, боящимся Бога. И вот явился ему ангел и велел пригласить апостола Петра, жившего недалеко. В это время Петр стоял на молитве. Помолившись, он почувствовал голод и попросил есть. Пока готовилось кушанье, он увидел, что небо открылось и оттуда опускается к нему огромное полотно, привязанное за четыре угла, а в полотне находились звери, птицы, гады – животные нечистые, которых запрещалось вкушать. И раздался голос с неба: «Встань, Петр, заколи и ешь». «Нет, Господи, сказал апостол, я никогда не ел ничего скверного, ничего нечистого!» – Тогда голос сказал: «Что Бог очистил, того ты не считай нечистым». Так повторилось три раза, и снова полотно поднялось на небо. Видение окончилось, и Петр не знал, что подумать о нем. В это время пришли посланные от Корнилия и звали Петра к нему, рассказав о явлении ангела. Петр понял тогда, что значило видение, и, повинуясь воле Божией, пошел к Корнилию, которого прежде, как язычника, считал нечистым и недостойным слышать слово Божие. А Корнилий тем временем уже созвал друзей и родственников своих в ожидании прибытия апостола и, увидевши его, вышел навстречу, поклонился до земли и ввел в свой дом. Там, во время проповеди апостола, Дух Святый сошел на язычников: они стали говорить на различных языках и прославлять Бога. Петр крестил их, и с того времени слово Божие стало проповедоваться и между язычниками. Вскоре после того, царь Иерусалимский, Ирод Агриппа схватил Петра, заключил в темницу и осудил на смерть. Накануне назначенного для казни дня, Петр спал ночью между двумя воинами, скованный цепями. У дверей темницы стоял крепкий караул. Все спали. Вдруг светоносный ангел явился в темнице и разбудил апостола. Железные цепи упали с его рук и ног. Он оделся и вышел за ангелом из темницы, не зная, что это такое; думал – сон или видение. Идут они; проходят мимо одной стражи, другой, третьей, и никто не останавливает их – все спит глубоким сном. Вот железные тюремные ворота. Они сами растворились, и Петр вошел в город. Тут ангел стал невидим, и апостол понял, что это действительное событие, а не видение. Он пошел к христианам, которые плакали и молились о нем. Утешив их своим освобождением, Петр на время удалился из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Господь в видении сказал ему: «Анания! Иди на улицу, называемую Прямой, и отыщи в Иудином доме тарсянина, по имени Савла». Анания пошел и, найдя Савла, возложил на него руки и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня, чтобы ты прозрел и получил Духа Святаго». При этих словах как будто чешуя спала с глаз Савла, он принял крещение и стал проповедовать в синагогах, что Иисус есть Сын Божий. По некотором времени, иудеи в ярости решились убить его, но верующие, узнав об этом, спустили его ночью в корзине чрез городскую стену. Савл пробыл некоторое время в Аравии и через три года после своего обращения пришел в Иерусалим. Он захотел пристать к ученикам; но они чуждались его, помня, как он гнал Церковь Христову. Наконец один из учеников, Варнава, рассказал всем о чудесном обращении Савла и о том, как он проповедовал в Дамаске. Тогда уже верующие приняли его с любовью. Он везде безбоязненно говорил о Христе и много состязался с евреями. Понятно, что последние возненавидели его и покушались убить его. Тогда ученики проводили Савла в Тарс. Чудесное освобождение апостола Петра из темницы После обращения Савла Церковь Христова была некоторое время в покое. Но это продолжалось недолго. Около 44 г. царь Иудейский Ирод Агриппа, внук того Ирода, который избил вифлеемских младенцев, желая угодить народу, велел схватить ап. Иакова Заведеева и казнил его. Видя, что иудеи одобряли казнь Иакова, вскоре после этого схватил и Петра и заключил его в темницу. Так как приближалась Пасха, то он отложил казнь его, а до тех пор велел строго стеречь его. Все верующие глубоко скорбели и, собираясь вместе, молили Бога о спасении Петра. Уже подходил день, назначенный для казни. В ночь перед этим днем Петр, окованный цепями, спокойно спал в темнице между двумя воинами; два другие воина стерегли двери темницы. Вдруг, среди ночи, чудный свет озарил темницу, и ангел Господень, разбудив Петра, велел ему встать и идти за ним. Тотчас же цепи спали с рук и ног апостола, и он встал и пошел за ангелом, не зная сам, наяву ли это происходит, или во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

( Деян. 9 ) Родиной Савла был город Киликийской области Таре. По происхождению Савл был иудеем «из колена Вениаминова», а по гражданскому состоянию римским гражданином. В этом гражданстве он и родился. Савл был врагом Церкви и проповедь апостолов о Царствии Божием считал опасным и вредным лжеучением. Он ненавидел Христа и христиан и не мог слышать проповеди о Царствии Божием. Сам же Савл Иисуса не видел, хотя и проводил юношеские годы в Иерусалиме, как раз в то время, когда там проповедовал, страдал и умирал Господь. Возможно, что будучи усердным учеником строжайшей фарисейской школы Гамалиила, он не знал и не хотел знать ничего, кроме своей науки. Большие события жизни города и страны проходили мимо него. Возможно, что и апостолов Христовых Савл также никогда не видел, поэтому ненависть к христианской Церкви не носила у него личного характера. Он гнал христиан не по зависти или личной злобе, как почти все фарисеи, но как «ревнитель по Боге» и защитник закона Моисея – так научили его в школьные годы. Про себя Савл впоследствии говорил так: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (22:3). «Я преуспевал в иудействе больше многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал. 1:14 ). «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Они знают, ...что я жил фарисеем, по строжайшему в нашем вероисповедании учению... И я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея... Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я много святых заключал в темницы и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и в чрезвычайной против них ярости преследовал даже в чужих городах» (26:4,9–11). Гонению на христиан в Иерусалиме в значительной степени способствовали политические обстоятельства того времени. Понтия Пилата уже не было в Иерусалиме. Его отозвали в Рим, и на его место временно никто не был назначен. Царь Ирод Агриппа добился личного управления и сам являлся представителем римской власти. При этом, Синедрион имел возможность большей свободы действий расправляться с врагами по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Его отправили в Рим. Потерпевши на дороге кораблекрушение, апостол Павел прибыл в Рим. Здесь он пробыл два года, во время которых он проповедовал о Христе. После двух лет апостол явился на суд пред императором и был оправдан. Но через несколько времени началось при императоре Нероне гонение на христиан. Апостол Павел в числе других христиан был схвачен и осужден на смерть; ему отсекли голову мечем. Апостол Павел очень много потрудился для распространения между людьми учения Христова, причем очень много перенес гонений и мучений за Христа. Он говорит о себе так: «я много бывал в трудах и ранах, часто в темницах и много раз при смерти. От иудеев пять раз меня бичевали, три раза меня били палками, однажды камнями побивали; три раза я терпел кораблекрушение, день и ночь пробыл в морской воде; много раз подвергался опасностям на реках, от разбойников, от язычников, много бывал в опасностях в городах, в пустынях, на море; часто бывал в изнурении, в голоде и жажде, на стуже и в наготе». За великие труды при распространении веры Христовой апостол Павел считается одним из главных апостолов. ††142. Апостол Петр Когда началось в Иерусалиме гонение на христиан, иудейский царь Ирод Агриппа пред праздником Пасхи схватил апостола Петра и посадил его в темницу, чтобы после праздника умертвить его. Между тем христиане усердно молились об нем Богу. Наступила последняя ночь пребывания Петра в темнице. Он спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и сторожа у дверей стерегли темницу. Вдруг явился Ангел Господень, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра, пробудил его и сказал: «встань скорее». И цепи упали с рук апостола. Ангел сказал ему: «надень твою одежду и иди за мной». Петр вышел и пошел за ним, не зная, что это совершается в действительности, а думая, что видит видение. Пройдя мимо первых и вторых сторожей, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собой отворились им; они вошли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с Петром. Тогда Петр пришел в себя и сказал: «теперь я вижу, что Господь послал Ангела своего и избавил меня из рук Ирода».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом. В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него , говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних , о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). «Святои Иосиф с Младенцем Христом на руках». Гвидо Рени. Около 1635 Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

Некий Анания и его жена Сапфира принесли апостолам деньги от продажи поля, но часть утаили и солгали. Петр сурово обличил их, после чего Анания умер, а чуть позже умерла и его жена. Апостолы продолжали проповедовать в Храме и творить множество знамений и чудес. Поэтому их снова заключили в темницу, но ночью явился ангел и вывел их оттуда. Стражники вновь нашли апостолов в Храме и привели к первосвященнику. Тот напомнил им о запрете. Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29). Он сказал, что они были свидетелями того, как Иисус Христос воскрес, чтобы даровать покаяние и отпущение грехов. Апостолов били, а затем отпустили, и они, несмотря ни на что, продолжали каждый день проповедовать. После этого Петр пошел в Самарию, чтобы там укреплять новокрещеных. Некий волхв по имени Симон пришел к нему и хотел за деньги получить от него власть Святого Духа. Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8: 20). Затем апостол пошел в Лидду и исцелил расслабленного по имени Эней, а в Иоппии воскресил Тавифу. Когда он гостил там несколько дней в доме Симона-кожевника, ему трижды было видение. В нем Господь повелевал употреблять в пищу всяких животных, не делая предписанного Законом различия между чистыми и нечистыми. Вскоре явились вестники из Кесарии и сказали, что ангел велел римскому сотнику Корнилию отправить их за Петром. Придя в Кесарию, Петр стал говорить об Иисусе в доме Корнилия, и Святой Дух сошел на слушавших его язычников так же, как в день Пятидесятницы. К изумлению верующих из обрезанных, Петр повелел крестить язычников, говоря: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 10: 47). По возвращении в Иерусалим верующие из иудеев стали упрекать его, и Петр должен был рассказать о своем видении, чтобы убедить в том, что и людей из язычников должно принимать в Церковь. Апостол Петр перед Иродом Когда царь Ирод Агриппа убил святого Иакова, брата Иоанна (см.: Деян. 12: 1–3), он приказал также взять и Петра. Его посадили в темницу и заковали в цепи. Петр должен был предстать перед судом, но накануне ночью, когда он спал, явился ангел Господень и наполнил темницу сиянием. Он прикоснулся к Петру – и цепи упали с его рук (память об этом 16 января). Следуя велению ангела, Петр оделся, вышел из дверей, которые открылись сами собой, и пришел в дом матери Марка, где собрались верующие и молились.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Около этого же времени, некоторые Кипряне и Киринейцы, пришедши в Антиохию, проповедовали о Господе Иисусе язычникам Еллинам. И Бог помог: многие уверовали и обратились ко Господу. Дошел об этом слух до Иерусалимской церкви; и послали в Антиохию Варнаву. Он, прибывши туда, и увидавши благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Так как немалое число людей приняли веру Христову: то Варнава, чтобы иметь помощника, отправился в Тарс к Савлу, и привел его с собою в Антиохию. Целый год оба они учили в тамошней церкви, и обратили весьма многих. И ученики в Антиохии первые стали называться именем Христиан. В это время, один из пророков, пришедших из Иерусалима, именем Агав, стал предвещать, что по всей земле будет великий голод. Тогда ученики положили, каждый по достатку, послать пособие братьям, живущим в Иудее: что и сделали, пославши собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Г. Гонение Ирода Агриппы на Церковь Христову убиение Иродом Иакова Зеведеева; взятие под стражу Петра, и освобождение его Ангелом; и казнь, постигшая гонителя (Деян. 12) В то время, внук Ирода Великого, царь Ирод Агриппа, по особенному благоволению Клавдия, владевший всем царством своего деда, стал преследовать принадлежавших к Церкви. Он убил мечом Иакова, брата Иоаннова. А, заметивши, что это приятно Иудеям, схватил и Петра. Но, так как были дни Пасхи, то он шестнадцати воинам велел пока стеречь его в темнице, чтобы после праздника опресноков вывести его перед народом. Между тем, Церковь прилежно молилась о нем Богу. Наступила уже последняя ночь пребывания Петра в темнице. Он спал между двумя воинами, скованный двумя цепями; и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг, свет осиял темницу; явился Ангел Господень; толкнувши Петра в бок, пробудил его, и сказал: «встань скорее». Тотчас, цепи упали с рук его. Ангел сказал ему: «опояшься и обуйся». Он сделал и это. Потом говорит ему: «надень свою одежду, и иди за мною». Петр вышел за ним. Впрочем, все это казалось ему не более, как сновидением. Миновавши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вошли, прошли одну улицу; и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда-то Петр, пришедши в себя, сказал: «да, теперь я вижу, что Господь послал Ангела Своего избавить меня из руки Ирода; и напрасными останутся ожидания народа Иудейского».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Первое следствие призвания язычников. Ст. 18. И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. Ст. 19. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля. Здесь Пророк указывает на призвание язычников, как и в других местах подобно этому он говорит (35, 5, 6, 42, 6). Для Иудеев, говорит Пророк, книга закона и особенно пророческих проповедей о Мессии будет запечатлена (8, 16, 29, 11, 12); а для язычников, которые, подобно слепым и глухим, омраченные и оглушенные страстями, никогда не слыхали о ней, не способны были правильно понимать, (это духовная глухота), ясно представлять и основательно рассуждать, (это духовная слепота), и потому оставались ко мраке грубого неведения, заблуждения и пороков, теперь – по просвещении светом Евангельским все в этой книге будет ясно, понятно. Действием благодати Христовой у них откроется слух и зрение, – будет дана способность воспринимать, понимать Евангельскую истину, и основательно рассуждать о ней. Потому эти нищие духом, не имевшие духовных благ, жившие без Бога, закона и упования, обогатятся, и возрадуются ради Господа Иисуса Христа, который, приведши их в чудный свой свет, освободит от греха, облечет в ризу правды, и по смерти сделает участниками вечного блаженства. Второе следствие перемены состояния церкви: наказание Иудеев, преследовавших церковь Христову Ст. 20. Потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды. Ст. 21. Которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот разставляют сети и отталкивают праваго. Гордые и жестокие, каков был Ирод Агриппа, преследовавший Апостолов ( Деян.12, 1 и сл.); презрители, богохульники, каковы были те, которые Апостолов, исполнившихся Святого Духа, почли за пьяных ( Деян.2, 13 ); заботливые изыскатели преступлений, каковы были Первосвященники Анна, Каиафа, книжники, старейшины народа, которые вместе советовались обманом уловить Иисуса Христа, найти какой-нибудь предлог к обвинению Его и убить ( Мф.26:4, 59; 27:1 ); те, которые запутывают человека в словах, или обвиняют за слово, как сделали те, которые обвинили Архидиакона Стефана за слово, что «Иисус Назарянин разрушит это место (Иерусалим и Храм), и переменит обряды, преданные Моисеем», .с яростью извергли его из Синедриона и побили камнями ( Деян.7:58 ); и судящему при вратах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010