2. Около этого же времени царь предпринял поездку в Италию, чтобы повидаться с Цезарем, а также со своими сыновьями, жившими в Риме. Цезарь принял его во всех отношениях любезно и разрешил ему отвезти обратно на родину сыновей, которые уже успели закончить свое образование. Когда Ирод вернулся с ними из Италии, простонародье восторженно отнеслось к юношам, снискавшим себе всеобщее благоволение как дарами счастья, которыми их наделила судьба, так и своею царственною внешностью и осанкою. Но за то они тотчас же навлекли на себя и недоброжелательство со стороны Саломеи, сестры царя, и тех, что своими наветами загубили Мариамму. Дело в том, что последние уже теперь боялись, что, когда юноши сами вступят на престол, им придется поплатиться за незаконные свои поступки по отношению к их матери. Это опасение опять побуждало [придворных] к клеветническим наветам на юношей, причем выставлялось на вид, что те вовсе не находят удовольствия в обществе отца своего, так как считают безнравственным жить вместе с тем, кто являлся убийцею их матери. Так как подобные наветы походили на истину, основываясь на убедительном факте, то врагам удалось преуспеть в своих кознях и лишить юношей расположения, которое питал к ним отец их. Конечно, недоброжелатели ничего этого не высказывали царю прямо, но распространяли такие слухи в народе; когда же об этом было донесено Ироду, в нем понемногу стала развиваться та ненависть [к сыновьям], подавить которую он с течением времени уже по самой природе своей не был в состоянии. Впрочем, пока у царя чувство родительской любви было еще сильнее всякой подозрительности и клеветы, и потому он заботился, чтобы его сыновьям оказывались всевозможные почести; когда же они достигли соответственного возраста, он женил их, а именно Аристобулу дал в жены Беренику, дочь Саломеи, а Александру – Глафиру, дочь каппадокийского царя Архелая 1027 . Глава 2 1. Устроив это и узнав, что Марк Агриппа вновь прибыл из Италии в Азию, Ирод тотчас поехал к нему и просил его приехать в иудейское царство, чтобы найти там гостеприимство преданного ему друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в то время владелец замка был вместе с тем в качеств первосвященника и лицом, имевшим право носить это одеяние. Между тем со времени правления первого Ирода первосвященство было вновь отделено от правления. Несмотря на это, Ирод, а за ним Архелай и прокураторы Иудеи держали облачение у себя под ключом в замке, чем символически достигалось признание их начальствования и над первосвященником. И вот сирийский легат Вителлий во время своего пребывания в Иерусалиме (36 г. по Р. Х.) дал уговорить себя выдать это облачение, и оно так и оставалось (у первосвященника) вплоть до смерти Агриппы и после нее. Очевидно, было крайне не тактично со стороны нового управления, когда Куспий Фад вновь пожелал вернуть к себе на сохранение это священное облачение, а новый сирийский легат, Кассий Лонгин, явился с этою целью даже во главе войска. Благодаря настоятельным просьбам иудеев, последним было, наконец разрешено, при условии выдачи заложников, отправить в Рим посольство к императору. К счастью, посольство это вернулось с желанным ответом, в силу которого оставалось в силе распоряжение Вителлия. Агриппа II добился этого решения от императора и кажется правдоподобным, что именно тогда-то было постановлено и проведено в жизнь решение поручить иродианским царям Халкиды заведывание всеми духовными делами иудеев. Путем назначения двух первосвященников Ирод из Халкиды действительно осуществил дарованное ему право. Он умер в 48 году по Р. Х. Вся деятельность Куспия Фада была направлена к всестороннему умиротворенно страны. Когда жители Переи взялись за оружие против язычески эллинского населения Филадельфии (Равват Аммона) и перебили часть ее, прокуратор велел схватить троих зачинщиков бунта и казнить одного из них. Остальных двух он отправил в ссылку. Равным образом распорядился он казнить атамана одной разбойничьей шайки, действовавшей на юге страны. Странною фигурою является пророк Феуда, воодушевивший множество народу к тому, чтобы перейти со всеми пожитками через Иордан, который де должен был пред ним расступиться по его повелению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Призвав затем депутатов, Клавдий сообщил им, что исполняет их просьбу, и велел им благодарить за это Агриппу (по ходатайству которого он, император, это делает). При этом он вручил им в виде письменного ответа бумагу следующего содержания: «Император Клавдий Германик, в пятый раз облеченный властью народного трибуна, в четвертый раз консул 1218 и в десятый раз главный военачальник, отец своего отечества, сим посылает привет начальникам, членам совета, населению иерусалимскому и всему вообще иудейскому народу. Так как мой любезный Агриппа, которого я воспитал и который так предан мне, представил мне ваших послов, поблагодаривших меня за мою заботливость о вашем народе и усердно и почтительно просивших меня представить в ваше собственное распоряжение священную одежду и головной убор первосвященника, я сим выражаю свое на это согласие, подобно доблестному и любезнейшему мне Вителлию 1219 . На эту вашу просьбу я согласился, во-первых, как вследствие своего благочестия, так и желания, чтобы каждый мог исполнять по-своему требования религии; а во-вторых, я согласился на это потому, что знаю, что этим я доставлю удовольствие царю Ироду и младшему Аристобулу, преданность которых ко мне и заботливость которых о вас мне одинаково известны. К тому же я особенно расположен к этим отличным и милым людям. Вместе с тем я послал своему наместнику Куспию Фаду соответственное распоряжение. Это письмо вручено Корнелию, сыну Керона, Трифону, сыну Фейдиона, Дорофею, сыну Иоанна. Составлено оно за четыре дня до июльских календ 1220 , в консульство Юлия Руфа и Помпея Сильвана 1221 ». 3. Тогда же Ирод, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбой предоставить ему право заведования [Иерусалимским] храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это. С того времени право это оставалось за всеми его потомками вплоть до конца [Иудейской войны]. Между прочим, Ирод сместил первосвященника, прозванного Канферой, и предоставил его сан Иосифу, сыну Камея. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ламех ( Быт. 4, 19–24 ), библейские исполины ( Быт. 6, 1–7 ), Нимрод ( Быт. 10, 8–10 ), строители Вавилонской башни ( Быт. 11, 1–9 ), Навуходоносор ( Ис. 14 ; 4Цар. 24  и 25; Иудифь 1–7 ; Дан. 3  и 4), Антиох Епифан ( 2Мак. 5–9 ),– кто они, как не ветхозаветные Нероны, как не древнейшие предшественники антихриста? Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев ( Мф. 2, 16 ); другой ИродАгриппа, не воздавший славы Богу в том, что принял от народа восхваление его как Бога, и за это пораженный от Ангела страшною болезнью и изъеденный червями ( Деян. 12, 21–23 ), римский император Каллигула, безумно говоривший, что если бы у римлян была одна голова, то он отсек бы ее; Домициан, Диоклетиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан, Аттилла, названный бичем Божиим; Омар, Осман и другие жестокие преемники лжепророка Мохаммеда, распространявшие моххаммеданство огнем, мечем и всякими жестокими насильственными способами; Чингис-хан и Тамерлан, превращавшие многолюдные города в груды мусора и целые царства в пустыни и воздвигавшие вместо памятников огромные пирамиды из отрубленных голов; Наполеон и другие Тамерланы нового времени, из-за честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей – кто они, как не предшественники по духу, как не прообразы по жизни и деятельности того зверя, выходящего из моря, которому дано вести войну со святыми и победить их, которому будет дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, которого даже образ, одушевленный чародейской силой его помощника-зверя, выходящего из земли, будет говорить и действовать так, что будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя? ( Откр. 13, 1– 7; 11– 15 ) Далее, если евангелист Иоанн Богослов назвал антихристами гностиков, отрицавших боговоплощение (докетов), иудействующих, не признававших Христа Богом, отступников от христианства, принявших истинную веру, но не устоявших в ней, лжепророков и лжехристов, поставлявших себя на место истинного Христа, то не должны ли быть названы антихристами все позднейшие еретики, а также и имеющие явиться впоследствии? Не антихристы ли, не предшественники ли апокалипсического антихриста гностики II u III века, манихеи, антитринитарии, ариане, аполлинаристы, несторяане, монофизиты и монофелисты, пелагиане, иконоборцы, богомилы и павликане, социниане, жидовствующие, древние и новые антиномисты, наши раскольники, особенно беспоповцы, наши хлысты и прочие сектанты, ирвингиане и другие бесчисленные толки мистического сектантства? Не антихристы ли крайние рационалисты прошлого и нашего века, вроде Павлюса, Штрауса, Ргнана?.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Также и Ирод сохранял здесь это облачение; после его смерти оно попало в руки римлян, у которых и оставалось вплоть до времен императора Тиберия. При последнем сирийский наместник Вителлий 1021 , прибыв в Иерусалим и удостоившись от жителей весьма блестящего приема, желал им выказать свою за это благодарность, и так как они просили вернуть им это священное облачение, написал о том императору Тиберию. Тиберий согласился вернуть священное одеяние иудеям, и таким образом оно оставалось у них до смерти царя Агриппы. После него тогдашний наместник сирийский Кассий Лонгин и наместник Иудеи Куспий Фад 1022 приказали иудеям положить это облачение в крепость Антонию, ибо римляне одни должны были быть хозяевами, как они были таковыми и раньше. Тогда иудеи послали послов к императору Клавдию с соответственными представлениями. Когда послы эти прибыли в Рим, находившийся там как раз царь Агриппа Младший 1023 обратился по этому поводу с просьбою к императору и получил разрешение вернуть иудеям облачение, причем соответственное распоряжение было послано верховному сирийскому наместнику Вителлию. Прежде первосвященническое облачение было обыкновенно запечатано печатями самого первосвященника и казначеев, так что за день до наступления праздника казначеи являлись к начальнику римского гарнизона и по поверке печатей получали от него облачение. Затем, по миновании праздника, они относили его обратно на прежнее место, показывали начальнику крепости и осматривали и удостоверяли печати. Все это я упомянул здесь вследствие многоразличных горестных событий, имевших совершиться в будущем. В то время иудейский царь Ирод еще более укрепил эту цитадель в целях усиления и ограждения храма и назвал ее Антониею в честь своего друга, бывшего римского военачальника Антония. 5. В западной стене, окружавшей все храмовые постройки, было четверо ворот. Одни из них вели к царскому дворцу, причем необходимо было пересечь лежавшую по пути котловину, двое вели к предместью города, а четвертые ворота обращены были к самому городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А здесь как раз вот воля человеческая Господа Иисуса Христа и воля матери, которая ратует об этом празднике. Не надо опять же думать, что как некоторые говорят: они там и так уже упились, а им еще вина сделали. В те времена вино в Израиле это напиток, который носил более освежающий характер, скажем так. Это было сусло, которое хранилось в больших сосудах. Его доставали это сусло и разбавляли водой. И каждый разбавлял в той мере чистой холодной водой, в какой он считал, что он не превысит норму. То, что считается пьянством в Слове божьем- это когда человек не терял меру и разбавлял вино так, как это положено. Кстати древние греки и римляне считали, что пить вино без воды- это варварство. А собственно пьянством считалось употребление секеры. Это был такой очень резкий напиток с градусами. И в Писании часто говорится о вреде секеры и о вреде вина, если вино не разбавлялось должным образом. И если человек не ограничивал себя. А быть вину на свадьбе - это еврейская традиция. Потому что еврейская свадьба -это праздник, когда все танцуют, все поют. Радость идет о женихе, о невесте. Известен случай из Талмуда, когда царь Ирод Агриппа двигался по Иерусалиму с процессией - и вдруг навстречу несут какую-то бедную невесту какому-то бедному жениху. И у них короны на головах. Ирод остановил процессию, снял с себя корону, сошел с коня и почтил невесту, как мог почтить. И когда его спросили: почему ты это сделал? Он сказал: это же невеста! Я ношу корону каждый день, а она надела эту корону один раз в жизни. Неужели мы не почтим невесту? Поэтому это были особые отношения в тогдашнем мире к трапезе, именно к свадебной трапезе. Известно, что была такая Иезавель Нечестивая, и когда собаки ее сгрызли, то от нее остались кисти рук, ступни ног. И древние евреи гадали: зачем такая деталь, что кисти рук и пятки остались, ступни ног. А для чего это вообще? Ну, какой назидательный смысл несет эта информация? И тогда было найдено старое толкование, что Иезавель была ужасная женщина. Да, она была идолопоклонница.

http://radonezh.ru/text/vo-vsekh-li-sluc...

Все свои незаурядные способности Ирод отдал тому, чтобы превзойти соседних властителей и доказать, что он заслуживает царского звания. Он восстанавливал города, строил крепости, дворцы, ипподромы. Его энергия и фантазия были неистощимы. Август признавал, что Ирод создан владеть всей Сирией и даже Египтом. Надеясь снискать любовь набожных людей, царь приступил к осуществлению грандиозного проекта: полной реконструкции Храма. Никогда еще Дом Божий не достигал такого великолепия. Красота столицы Ирода поражала не только паломников–иудеев, но и иностранцев, приезжавших в Иерусалим. Многие из них, например консул Агриппа и полководец Вителлий, приносили жертвы в Храме, где для язычников был отведен особый двор. Сам Август присылал в дар Храму драгоценные сосуды. Жители могли гордиться своим городом и его жемчужиной — Домом Господним. Царю были, конечно, благодарны за его заботы, особенно в дни голода или когда он очищал дороги от грабителей. Но все же и его самого считали чем–то вроде разбойника, восседающего на престоле Давида. Жизнь царского двора — а она ни для кого не была секретом — вызывала всеобщее отвращение. Вокруг Ирода день и ночь плелись интриги. Мысль о том, что его не считают достойным власти, стала у царя навязчивой и лишала его сна. Чем мрачнее становилось царствование Ирода, тем крепче было упование. Среди «чающих Утешения» евангелист Лука называет старца Симеона и пророчицу Анну; к ним же, по–видимому, принадлежали священник Захария, его жена Элишева (Елизавета) и, наконец, юная Мариам из города Назарета. Назарет был хорошо знаком первым христианам: многие посещали это тихое селение среди холмов, где, казалось, замерло само время. Назарет не слышал тяжелой поступи легионеров и пронзительных звуков фанфар. Только цикады звенели среди олив и рожок пастуха сзывал на заре рассеявшееся стадо коз. Немалый смысл заключен в том, что это забытое людьми место стало точкой пересечения неба и земли. Назарет напоминает об иных мерилах великого, нежели те, к которым привыкла человеческая суетность. Как вселенское пламя созвездий и галактик зарождается в глубинах микромира, так и ось духовной истории прошла в те дни не через Рим, Александрию или Иерусалим, а через неприметный поселок, окруженный виноградниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О масштабах и религиозном значении жертв, приносившихся в Иерусалимском храме, известный русский философ и богослов, священник Павел Флоренский в своей работе «Философия культа» писал: «Итак, жертвенник 30 х 15 локтей (112 м 2 )! Вечный огонь горел на нем; это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался горючий материал. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться – ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и так далее. Вообразите, какой стоял запах, гари, сала, – если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц! Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался ариэл – Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265.500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять жертвы к очагу – их оказалось 600.000. При освящении Соломонова Храма было заклано 22.000 быков и 120.000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью. Вообразите запах крови, тука, фимиама! Со слабыми нервами сюда нечего было идти. Недаром существовал под угрозою смерти запрет иноплеменникам делать хотя бы шаг далее известного места. В поток Кедронский спускалась жертвенная кровь, – и осадком крови удобрялась вся Палестина. Свирепо вздымался «Лев " – жертвенный огонь, пожиравший добычу и возносящий пред Иеговою чад в сладкое обоняние» ( Флоренский Павел , свящ. Философия культа. М., 2014, С. 43–45). При Ироде Великом территория Храма была значительно расширена и здания были отстроены и украшены самым величественным образом. Работы начались в 20 г. до P. X. и продолжались, по свидетельству Евангелия, 46 лет. Ирод, пишет Иосиф Флавий, «не считался ни с какими расходами и достиг несравненного великолепия. В особенности это проявилось в больших колоннадах, полностью охвативших Храм и возвышающуюся над ним с севера крепость».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вскоре умер также Ирод, царь Халкиды, и оставил от дочери своего брата, Береники, двух сыновей: Береникиана и Гиркана, а от прежней своей жены, Мариаммы, - родного сына, по имени Аристобул. Другой брат Агриппы, называвшийся также Аристобулом, умер частным человеком, оставив одну дочь, Иотапу. Все они, как выше было упомянуто, были потомки Аристобула, сына Ирода. Самого же Аристобула, равно и брата его Александра, Ирод прижил с Мариаммой и, хотя был их родной отец, лишил их обоих жизни. Потомки Александра царствовали в Великой Армении. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Частые волнения при Кумане, которые подавляет Квадрат. Феликс-правитель Иудеи. - Агриппа взамен Халкиды получает большое царство. 1. После смерти Ирода, господствовавшего в Халкиде, Клавдий отдал его царство его же племяннику, молодому Агриппе, сыну отца того же имени; наместничество же над Иудеей после Александра получил Куман. При нем опять стали происходить волнения, причинившие иудеям новые бедствия. Когда народ к празднику опресноков стекался в Иерусалим, римляне поставили на галерее храма когорту, так как они всегда имели обыкновение во время праздников держать войско под оружием, дабы предостерегать собравшийся народ от возмущения. Случилось тогда, что один из солдат поднял вверх свой плащ, неприличным нагибанием тела обратился к иудеям задом и издал звук, соответствовавший принятой им позе. Возмущенная этим поступком вся громада иудеев бурно потребовала от Кумана наказания солдата. Юноши же, легко поддающиеся увлечению, и некоторая часть народа, не отличавшаяся буйным характером, открыли нападение; они собрали камни и начали бросать их в солдат. Куман побоялся наступления со стороны всего народа и вызвал для подкрепления множество тяжеловооруженных воинов; как только последние появились на галереях, иудеев объял панический страх; они бросились вон из храма по направлению к городу. Но от этого в выходах произошла такая страшная давка, что свыше десяти тысяч человек было растоптано и раздавлено. Так праздник превратился для всего народа в день плача, и каждый дом наполнился воплями и рыданиями. 2. За этим несчастьем последовало другое волнение, вызванное фактом открытого грабежа. На дороге у Бет-Хорона разбойники напали на багаж императорского слуги Стефана и разграбили его. Куман приказал сделать набег на близлежащие деревни и забрать в плен их жителей за то, что они не преследовали и не задержали разбойников. При этом случае один солдат, найдя на дороге Священное писание, разорвал его и бросил в огонь. Иудеи были этим потрясены, точно вся их страна стояла в пламени. Движимые каким-то религиозным страхом, они машинально, как по сигналу, устремились все в Кесарию к Куману и настойчиво просили его не оставить безнаказанным человека, который так дерзко надругался над Богом и законом. Куман видел ясно, что народ не успокоится, если ему не будет дано удовлетворение; он потребовал к себе солдата и приказал вести его к казни через ряды его обвинителей. После этого иудеи разошлись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1878...

   Послушный Риму Ирод правил успешно. Возведение им великолепных зданий и сооружений (например, постройка морского порта в Кесарии, этого поразительного инженерного сооружения) прославило его имя среди современников. Особо следует отметить, что он взялся за восстановление Иерусалимского храма. Это грандиозное предприятие было начато Иродом в 20 г. до Р.Х. и продолжалось после его смерти (Ин. 2:20; Мк. 13:1). За свою строительную деятельность его прозвали великим. К сожалению, пороки Ирода затмили его достоинства. Эгоистичный, завистливый и подозрительный, он порой вел себя, как безумец, вплоть до того, что убил собственных сыновей.    Итак, в преддверии новозаветной истории иудейский народ был подчинен иноземной силе, находился под непосредственным управлением даровитой, но деспотичной личности, и его надежды на спасение все еще не осуществились. Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов    Историческая ситуация    Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю (Мф. 2:19–22). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности, Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа.    Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф. 14:11–12; Лк. 23:6–15). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов (Деян. 12:1–4.19–23). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010