2. Рассердившись сперва на отнятие области, а еще более возбужденный тем, что она досталась Ироду, Зинодор отправился в Рим, чтобы пожаловаться на Ирода. Но ему пришлось вернуться безуспешно. Тем временем в местности за Ионийским морем был в качестве представителя Цезаря послан Агриппа. Когда последний остановился для зимовья в Митилене, находившийся с ним в коротких приятельских отношениях Ирод прибыл также туда, а затем возвратился обратно в Иудею. Тогда к Агриппе явилось несколько гадарцев с обвинениями против Ирода, но Агриппа даже не выслушал их и отправил их в оковах обратно к царю. Также и арабы, которые издавна были недовольны образом правления Ирода, всполошились и пытались устроить восстание, притом, как кажется, по довольно веским соображениям. Дело в том, что, когда Зинодор увидел, что ему уже не на что более рассчитывать, он поспешил отдать арабам за пятьдесят талантов часть своих земель, а именно Авранитиду. Так как эта область входила в состав подаренных Ироду Цезарем, то арабы усмотрели в этом насилие лично по отношению к себе, совершали поэтому частые набеги, желая овладеть страною насильно, или же прибегали к жалобам. Вместе с тем они склоняли на свою сторону также несостоятельных солдат, вообще были очень враждебно настроены против Ирода и надеялись всегда на какой-нибудь переворот, на который обыкновенно рассчитывают всякие неудачники. Давно видя это и не желая подавать повода к открытым смутам, Ирод не обращал внимания на их угрожающие выходки, а старался успокоить их добрыми речами. 3. По истечении семнадцатого года царствования Ирода в Сирию прибыл Цезарь. Тогда значительное количество жителей Гадары обратилось к нему с жалобою на Ирода, обвиняя его в жестокости и тираническом образе правления. На этот шаг они решились главным образом по настояниям и наущению Зинодора, который при этом клятвенно уверял их, что не преминет всяческим образом освободить их из-под власти Ирода и подчинить их исключительно и непосредственно одному только Цезарю. Гадарцы дали себя убедить такими соображениями и энергично принялись обвинять царя, причем большую смелость придавал им факт, что выданные Агриппой Ироду связанными жалобщики не подверглись никакому наказанию, ибо Ирод отпустил их, не причинив им ни малейшего зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. У царя Ирода в это время было девять жен: мать Антипатра 1058 , дочь первосвященника, которая родила ему сына его же имени (Ирода), дочь его брата и дочь его сестры, у которых обеих, впрочем, не было детей. В числе его жен находилась также одна самарянка 1059 , от которой он имел двух сыновей, Антипу и Архелая, и дочь Олимпиаду, которую впоследствии взял в жены Иосиф, племянник царя. Архелай и Антипа воспитывались у одного частного лица в Риме. Кроме того, женой Ирода была также иерусалимская гражданка Клеопатра, от которой у него были сыновья Ирод и Филипп, также воспитывавшиеся в Риме. Другая жена его была некая Паллада, родившая ему сына Фазаеля. Помимо этих жен он жил еще с Федрой и Эльпидой, родившими ему двух дочерей, Роксану и Саломею. Что касается старших дочерей Ирода от Мариаммы, от брака с которыми отказался Ферор, то одну из них царь выдал замуж за племянника своего Антипатра, а другую за племянника своего Фазаеля 1060 . Вот из кого состояла семья Ирода. Глава 2 1. Желая обезопасить себя относительно трахонцев, царь решил в центре их страны основать иудейское поселение, по размерам своим не уступавшее городу. Этим он желал не только оградить свою собственную страну, но и иметь пункт, откуда он мог бы быстро нападать на врагов своих. Узнав, что некий вавилонский еврей перешел через Евфрат во главе пятисот вооруженных луками всадников и около ста родственников и поселился наудачу в сирийском городе Антиохии Эпидафне, причем тогдашний претор Сатурнин предоставил ему для поселения местность Валафу, Ирод послал за ним и за его отрядом и обещал отдать ему область в топархии Батанее, граничащей с Трахонеей, желая тем самым создать оплот лично для себя. Вместе с тем он объявил эту область свободной от всех налогов и обычных повинностей и предоставил ее ему в безвозмездное пользование. 2. Привлеченный этими обещаниями, вавилонянин прибыл к [царю], принял от него землю и настроил в ней крепости, а также поселение, которому дал имя Бафиры. Этот человек стал действительно оплотом как туземцам, так и иудеям, являвшимся из Вавилона в Иерусалим для жертвоприношений, и ограждал их от разбоев трахонцев. Поэтому многие, которым были дороги иудейские установления, со всех сторон стекались к нему. Таким образом, эта страна [быстро] заселилась, тем более, что при полной безопасности она была еще свободна от налогов. Это продолжалось все время, пока Ирод был жив. Когда власть перешла после него к Филиппу, последний короткое время взимал незначительные подати. Однако Агриппа Великий и сын его Агриппа 1061 в значительной степени повысосали соки из населения этой области, причем, впрочем, не желали лишать его свободы. Римляне, к которым перешла власть после них, оставили за населением его прежнюю свободу, но сильно притесняли его повышением налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее. Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков. Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи. Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.

http://pravmir.ru/irody-cari-iudei/

е. около полутора километров), Марс приказал пяти царям немедленно покинуть Палестину: то были владетели Коммагены, Емесы, Малой Армении, Понта и брат Агриппы, халкидский царь Ирод. Недоверие Марса вызывалось как значительными связями Агриппы, так и влиянием и популярностью последнего в глазах народа. Дело в том, что Агриппа имел счастье происходить по своей бабке Мариамне не только из рода Ирода, но и из древнего рода правителей асмонеев. Во времена Калигулы он удачно отстаивал интересы иудейства пред императорским двором. Теперь он строго соблюдал предписания закона и вел жизнь, чистую, как левиты, и не проходило дня, чтобы он не велел приносить законную жертву, которую обязан был приносить царь. Таким образом, Агриппа расположил к себе руководителей народа, книжников, и им в угоду он иногда приказывал казнить еретика. В виду всего этого ему, так выражавшему свое раскаяние, охотно прощались всевозможные грехи юности. Правда, несмотря на все это, однажды некий столп иерусалимских книжников, по имени Симон, выразился, что царь вовсе не свят, и что ему следовало бы заградить доступ во внутренний двор храма. Царь услышал об этом и пригласил его к себе в Цезарею. Здесь он посадил его рядом с собою в театре и спросил его, что в представлении безбожного. Симон ничего не мог ответить на это и только просил даровать ему прощение, что и случилось на самом деле. Богато одарил Агриппа сирийский город Берит. Он воздвиг там театр, амфитеатр, бани и портики. При случае торжественного освящения амфитеатра он распорядился выпустить на бой 700 преступников, которые тут действительно все до единого и пали мертвыми. В 44 году по Р. Хр. он устроил в приморской Цезарее игры в честь императора. Утром второго дня он предстал в затканной серебром одежде, которая дивно сверкала на солнце. Но в то время как его приближенные выразили ему по поводу его одеяния высшую похвалу и превознесли как существо высшего, божественного порядка, царь внезапно заболел желудком, так что потребовалось отнести больного обратно во дворец, где он и умер по истечении пяти дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, Антипа находился бы здесь, только немного севернее, чем его брат Архелай, точно также изгнанный в Виенну на Роне, если бы последний был еще жив. Область же Ирода Антипы получил теперь также царь Агриппа. Этот новый царь имел очень замечательное прошлое. Вначале он воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиверия – Друзом. Будучи по смерти его вынужден, вследствие долгов, покинуть Рим, он отправился в Идумею, где у него, как говорят, являлась мысль о самоубийстве, мысль, от которой он отказался благодаря тому, что Ирод Антипа по просьбе своей жены Иродиады, сестры Агриппы дал ему в Тивериаде доходное место. Но такое положение по отношению к зятю казалось Агриппе неудобным, и он нашел лучшим отправиться к одному чиновнику в Сирии – Флакку, у которого нашел убежище также его брат Аристобул. Вследствие постоянной нужды в деньгах, ему случилось однажды получить в виде взятки некоторую сумму, взамен чего он должен был действовать на легата в известном направлении. То обстоятельство, что Флакк, узнав об этом, немедленно же счел нужным расстаться с ним, рисует нам, во всяком случае, правление императора Тиверия в благоприятном свете. Вслед затем Агриппа сумел достать необходимые средства для поездки в Рим, но едва пустился в путь, как был задержан римским чиновником из Ямнии, Капитоном, который должен был взыскать с него очень значительную сумму в пользу императорской казны. Но он бежал в Александрию, занял там еще раз огромную, едва ли когда-нибудь им возвращенную сумму и отправился в Италию, где нашел Тиверия на острове Капри. Здесь он был бы, без сомнения, строго наказан за неуплату денег в императорскую казну, если бы его не снабдила деньгами невестка Тиверия, вдова старшего Друза, мать умершего уже тогда Германика и позднейшего императора Клавдия. В благодарность за оказанную помощь Агриппа действовал с тех пор в пользу внука Антонии Гая (по прозвищу Калигулы). Но так как император Тиверий имел также и от умершего сына внука, по имени, как и его дед – Тиверия (по прозвищу Гемелл), то за полгода до своей смерти он приказал схватить Ирода Агриппу за его неосторожную любовь к сыну Германика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14. Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшими толкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все в зависимость от Бога и судьбы и учат, что хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но что и в этом участвует предопределение судьбы. Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются после их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки. Саддукеи - вторая секта - совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле человека, и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние. Фарисеи сильно преданы друг другу и, действуя соединенными силами, стремятся к общему благу. Отношения же саддукеев между собой суровые и грубые; и даже со своими единомышленниками они обращаются, как с чужими. Этим я закончу описание иудейских философских школ. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Смерть Саломеи. - Города, построенные Иродом и Филиппом. Народные волнения при Пилате. - Агриппа, заключенный Тиберием в оковы, освобождается Гаем и возводится им в цари. Ирод-Антипа изгнан. 1. Этнархия Архелая была, таким образом, превращена в провинцию. Другие же, Филипп и Ирод с прозвищем Антипы, правили еще в своих тетрархиях. Саломея между тем умерла и завещала жене Августа, Юлии, свое владение вместе с Ямнией и пальмовыми плантациями близ Фазаелиды. И после смерти Августа, стоявшего во главе империи 57 лет 6 месяцев и 2 дня, когда верховная власть перешла к Тиберию, сыну Юлии, Ирод и Филипп все еще сохраняли за собой свои тетрархии. Последний построил в Панее, у источников Иордана, Кесарию и в нижней Гавланитиде - город Юлиаду; Ирод построил в Галилее город Тивериаду и в Перее - другой город, названный по имени Юлии. 2. В Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата. Последний приказал однажды принести в Иерусалим ночью изображение императора, называемое римлянами signa. Когда наступило утро, иудеи пришли в страшное волнение; находившиеся вблизи этого зрелища пришли в ужас, усматривая в нем нарушение закона (так как иудеям воспрещена постановка изображений в городе); ожесточение городских жителей привлекло в Иерусалим многочисленные толпы сельских обывателей. Все двинулись в путь по направлению к Кесарии к Пилату, чтобы просить его об удалении изображения из Иерусалима и об оставлении неприкосновенной веры их отцов. Получив от него отказ, они бросились на землю и оставались в этом положении пять дней и столько же ночей, не трогаясь с места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1878...

X. Колонию наследовал Марк Амбивий, в 13 г. должность правителя Иудеи занял Анний Руф, а в следующем, именно в 14 году, Аннию Руфу наследовал Валерий Грат. Впрочем, в сем последнем году новый император Тиверий решился положить конец столь быстрым сменам правителей Иудеи, и вот Валерий Грат оставался в означенной должности до 25 г. по Р. X., в каковом году его сменил Понтий Пилат. Новый правитель Иудеи привез с собой из Рима в Кесарию жену ( Мф 27:19 ). Между Пилатом, его легионерами и Иудеями не существовало ни малейшей любви, никаких симпатий. Его попытки внести Римские знамена и штандарты в святой град Иерусалим и повесить в Иерусалимском храме в качестве трофеев несколько медных щитов, воспользоваться корваной, или священным фондом для устройства общественного водопровода, потопить в крови произведенное сим святотатством народное возмущение усиливали еще более в Иудеях общее к нему нерасположение, тогда как его свирепая жестокость по отношению к некоторым Галилеянам, кровь которых он смешал с их жертвами ( Лк. 13:1 ), невольно возбуждали в сердцах их чувство отвращения, ужаса и ненависти к нему. Пред беззаконное судилище Пилата был приведен неповинный, безгрешный Страдалец Господь Иисус Христос , и Пилат покрыл себя вечным бесчестьем и позором, осудивши Господа на мучительную крестную смерть. Вызванный в Риме к ответу пред Римским Императором по жалобе некоторых Самаритян на его правление, в 36 году по Р. X., он, как говорит предание, кончил жизнь свою самоубийством в Вьенне, в Галлии, в 40 году по Р. X. 4. Ирод Агриппа По смерти Пилата, в 41 году по Р. X., Палестина еще раз на некоторое время подпала под власть династии Ирода. Ирод Агриппа внук Ирода Великого, получил от Императора Клавдия указ управлять всей Палестиной с титулом царя. В видах сближения с Иудеями, он ревниво охранял фарисейские предания, приносил множество жертв, и строго сообразовался с обрядностью закона Моисеева; и в угоду Иудеям сделался даже преследователем христиан, предав смерти Иакова, старшего брата Иоаннова, и хотел даже убить св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Около 53 года Ирод Агриппа II получил бывшую тетрархию Филиппа, а в 56 или 61 году (дата неясна) Нерон добавил к его землям Галилею и Перею. В Деяниях Апостолов рассказывается, как апостол Павел излагал свое дело перед Иродом Агриппой 11 и его сестрой Вереникой в Кесарии ( Деян.25:13–26:32 ). Об иудейской истории в оставшийся до гибели Иерусалима (70 год) период можно рассказать быстро. Чувства иудейского народа были глубоко задеты оскорблениями, как реальными, так и воображаемыми, со стороны римских владык. Поводом к вооруженному сопротивлению стало несколько неуместное требование в мае 66 года прокуратора Гессия Флора выдать 17 талантов из храмовой сокровищницы. Сумма была относительно небольшая, поэтому Гессий Флор, видимо, держался в рамках разумного. Иудеи, однако, восприняли его требование как кощунственное посягательство на святыню, и решили воспротивиться ему любой ценой. Столкнувшись с отказом, Флор подтянул к Иерусалиму военный контингент, чтобы заставить иудеев заплатить. Однако население перегородило ему подход к Храму. Правящие круги Иудеи, включая Ирода Агриппу II, видя опасность восстания, попытались вести переговоры, но потерпели неудачу. Народ был слишком возмущен, чтобы внять голосу рассудка. Флору же не хватило войск, чтобы утихомирить иудейскую толпу, и он ушел в Кесарию. В других частях Палестины начались вооруженные столкновения между иудеями и язычниками. Осенью 66 года иудеям удалось обратить в бегство довольно большое число противников. Наиболее фанатичных из них это убедило, что на их стороне сражается сам Всемогущий. Однако к концу 67 года Галилея была завоевана Веспасианом (на чью сторону встал Ирод Агриппа П), а к середине следующего года была покорена почти вся Иудея. Тут Веспасиана настигло известие о смерти Нерона, и он уехал устраивать свои дела. Военные действия были приостановлены больше чем на год. По ряду причин серьезная осада Иерусалима началась лишь весной 70 года, когда у его стен появился Тит.> Ужасы этой пятимесячной осады описаны иудейским историком Иосифом Флавием в его сочинении «Иудейская война» (книги V и VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Прочитал «Иудейские древности» Флавия Иосифа 211 в двадцати книгах. Он начинает с Моисеевой космогонии, и, хотя его отчет согласен в основном с общепринятым, он иногда отличается. Труд заканчивается войной между евреями и римлянами, в то время, когда царем Иудейским был Агриппа 212 , сын великого Агриппы, 213 который лишил Иисуса, сына Гамалиила, первосвященства и даровал его Маттиасу, сыну Феофила. Антиох 214 и его стратег Лисий были первыми, кто ввел смелое новаторство по отношению к владению первосвященством. Они сняли Онию, именуемого Менелай, с этой должности, предали его смерти, и лишили его сына права наследования, назначив на его место Алкима, прозванного Иаким, из колена Аарона, но принадлежащего другой семье. До этого по закону со времен Аарона, первосвященник должен был занимать должность в течение жизни, а сын должен наследовать отцу. Но когда умер Алким, будучи первосвященником в течение трех лет, должность пустовала в течение семи лет. После Маттиаса и его сыновей, семье Асмонеев было поручено руководство еврейским народом, и пойдя войной на македонян, Ионатан был назначен первосвященником. Ибо к этой семье также принадлежал Иуда, которого называли Аристобулом, который первым возложил диадему на голову, тем самым, совмещая должности первосвященника и царя. Через год он умер, и оставил своего брата Александра преемником на царствовании и в первосвященстве, который сохранял эти достоинства в течение двадцати семи лет. От этого времени царствование в сочетании с первосвященством оставались в семье Асмонеев до времени Гиркана, которого Помпей, после завоевания Иерусалима, лишил царства, но позволил ему занимать должность первосвященника. Через тридцать три года он был взят в плен парфянскими полководцами Барзафарном и Пакором, которые назначили царем Антигона, племянника Аристобула. После царствования Антигона в течение трех лет и трех месяцев, римский полководец Созий и Ирод Первый, сын Антипатра, священник Аскалона, и Кипр Арабский, свергли его, и забрали его в Антиохию, где он был приговорен к смерти Антонием. Это был конец династии Асмонеев, и Ирод был царем евреев с согласия римлян. Он даровал первосвященство кому попало без различия, подавая пример для подражания своим преемникам. Как было сказано выше, автор в своих двадцати книгах, начиная от сотворения мира доходит до начала последней войны между евреями и римлянами, до времени, когда Агриппа, сын Агриппы, римлянами был назначен царем евреев и Гессий Флор 215 сменил Альбина, наместника Иудеи. Евреи, не выдержав нечестия и жестокости Флора, восстали, решив, что лучше умирать сразу и свободным, чем постепенно и в рабстве. На второй год наместничества Флора, на двенадцатом году правления Нерона, была та война, на которой заканчивается история Иосифа. О его стиле мы уже говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Любопытно, что самое его фарисейское благочестие, представлявшее такой контраст со всей его предшествовавшей жизнью, было более чем подозрительно в своей искренности. Нет нужды ссылаться при этом только на психологическую трудность того, чтобы после почти 50-летней распущенности и на закате дней своей жизни Ирод мог по внутреннему побуждению возложить на себя бездушное фарисейское иго. Мы имеем фактически доказательства в самом Иосифе того, что набожность царя ограничивалась только пределами св. Земли. Вне этих пределов Ирод не уступал ни в чем своему деду в угождении требованиям языческо-греческой культуры. Берит особенно обязан был ему за поддержание своего языческого блеска. Здесь щедротами его украсились и выстроились роскошные – театр, амфитеатр, бани и портики, процветали игры и забавы всех родов, не исключая гладиаторства в наиболее гнусной и бесчеловечной его форме, о которой сам Иосиф почти готов отзываться с одобрением. 1078 Говорит Иосиф о процветании подобных же игр и зрелищ также в Кесарии 1079 , где, между прочим, по его же свидетельству 1080 , имелись и статуи дочерей Агриппы; даже монеты с именем Агриппы 1081 менее воздержны на счет лицевых изображений, чем хотя бы его предшественников, не решавшихся нарушать эту уступку иудейскому воззрению. Только в самом Иерусалиме не позволял он никаких изображений, за то во многих других городах не редкостью было встретить статую его самого, или Кесаря. Все это в совокупности дает, понять, что самая наклонность к фарисеизму 1082 была в этом Иродианине простым заигрыванием, входившим в планы его политики, особенно нуждавшейся в подобных заигрываниях в виду столь легкой возможности, после сделанного опыта, перейти во всякое время к прокуратуре в управлении Иудеей, и что в общем этот Ирод был настоящий отголосок первого Ирода, только разве «немного поуступчивее и рассудительнее». 1083 Впрочем, и в наклонности к фарисеизму мало оригинального было у Агриппы: известно, что и тот первый Ирод должен был допускать не мало прямых уступок фарисейству: Агриппа выступает только более последовательным в этом направлении, не видя других лучших средств оградить мир, во всецелой зависимости от коего был сам он.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010