Следовательно, такие слова, как, например: «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?» ( Еккл.7:13 ); а также: «Истинный, имеющий ключ Давидов, Который… затворяет – и никто не отворит» ( Откр.3:7 ), – нельзя понимать в этой земной жизни как невозможность окончательную, но более – как невозможность гипотетическую. Ибо пока человек жив, есть и надежда на его исправление и изменение. Эти слова буквально исполняются только тогда, когда человек, состоявшись в добре или во зле, уже перешел к жизни иной. И мы читаем 1-й и 2-й стих 27-главы Евангелия от Матфея: Мф.27:1–2 . «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю». Здесь мы видим буквальное исполнение пророчества, изреченного о Христе (Мессии), умирающим патриархом Иаковом. Сказано: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). То есть Христос в Своем Первом Пришествии жил тогда, когда царская и законодательная власть была отнята от иудеев. Царем был Ирод Агриппа, потомок Едома, а сами иудеи потеряли право утверждать смертный приговор, для сего и отправились к Понтию Пилату. Христианский историк Уильям Баркли пишет: «Это было необходимо потому, что иудеи имели право разбирать обычные обвинения, но не могли привести в исполнение смертный приговор; такой приговор мог вынести только римский прокуратор, и приводили его в исполнение римские власти. И потому синедрион должен был сформулировать обвинение, с которым бы они могли пойти к Понтию Пилату и потребовать вынесения смертного приговора Иисусу» 552 . Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Он не только был приведен к Пилату, но и к Ироду, чтобы и тот, и другой поругались над Господом. И обрати внимание на заботливость священников при совершении зла. Всю ночь бодрствовали они, чтобы совершить убийство, и “связанного передали Его Пилату”, ибо у них был обычай передать связанным судье того, которого присудили к смерти » 553 . – Какая бодрость и какое рвение! Они действительно почти не спали в эту ночь, а утром уже спешат к прокуратору Понтию Пилату. Похоже, что сам дьявол давал силу и энергию этим, в общем-то немолодым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Устное откровение содержит в себе четыре отдела: 1) Иерусалим будет заселен не как город, а как бы деревня, по причине множества людей и скота в нем находящимся. И Я буду для него, говорит Господь, огненною оградой вокруг (IX, 8) 97 , подобно тому, как зажигают ночью огни вокруг стад, чтобы удалить от них диких зверей, и прославлюсь посреди него (VIII; IX, 8), 4, 5. Иерусалим в эту эпоху был ничто иное, как развалины, он был почти покинут своими жителями еще во время Неемии ( Heeм. VII, 4; XI, 1 ). И между тем мы узнаем от Иозефия, что около эпохи воплощения Иисуса Христа, население возросло до того, что покрывало, за древними стенами (без сомнения – Неемииными) весь обширный Безефский холм, или Новый Город, который окружил укреплениями только Ирод Агриппа, при императоре Клавдии. В продолжении пяти веков, отделяющих эпоху Захарии от пришествия Мессии, Бог хранил свой Иерусалим, и он сделался самым славным из городов всего Востока, а не только Uyдeu.(longe clavissimam, говорит Плиний Н. nat., V, 15, urbium Orientis, non Iudacac modo). Таким образом это пророчество исполнилось в своем буквальном смысле и самым точным образом. Иерусалим получил длину и ширину, которые превосходили всякое предвидение человеческое, но именно размер назначенный ему с давних времен человеком, державшим в руке землемерную вервь. Между тем это пророчество представляет на втором и третьем плане два другие смысла, более обширных и важных: Иерусалим духовный, церковь , есть город без стен, непрестанно расширяющийся чрез обращение все увеличивающихся в числе язычников (II, 11; Uc. LIV, 2; LX, 4 ; Лук.14:22 ). И в тысячелетнем царстве, по окончательном восстановлении Евреев, все города будут без стен и без ворот ( Иез.38:11 ). 2. Но откуда явится в Иерусалиме все это множество обитателей? Первые призванные сами Евреи, которые остались в земле изгнания и говорили: Patria est ubicumgue bene est (отечество – везде, где хорошо), Ангел призывает их и восклицает: эй! эй! бегите из северной страны (Ассирии, Вавилонии, Иер.6:22; 15:15 ), говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. – 6, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Черви Черви ( Ucx. XVI, 20, 24 , Uh. IV, 7 , Uob. VII:5, XVII:14, XXI:26 и др.). Червей, как известно, много видов. Свящ. Писание говорит о червях в общем смысле. В первый раз о червях упоминается при сказании о манне, которою питались израильтяне в пустыне сорок лет, пока не пришли к пределам земли Ханаанской. Каждое утро нисходила с неба манна, и всякий должен был до восхода солнца взять ее, сколько ему съесть в один день (по гомору на человека), но до утра не должны оставлять ничего, кроме кануна субботы – на этот день требовалось делать запас манны, так как ее в субботу не было. Но израильтяне Моисея не послушали, сбор манны оставляли до следующего утра: и завелись черви, и оно воссмердело, по субботам же оно не смердело и червей не было в нем. На гниющих трупах обыкновенно появляются черви. Когда человек умрет, то наследием становятся пресмыкающиеся, звери и черви, говорит премудрый Иисус сын Сирахов ( Сир.Х, 13 ). Пророк Исаия, изображая картину имеющего быть разрушения Вавилона, между прочим говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой ( Uc.XIV, 11 ). Как тот, кто наслаждался в жизни счастьем, так и тот, кто страдал в жизни от невзгод, вместе будут лежать в прахе и червь покроет их ( Uob.XXI, 26 ), отвечал Иов на речь друга своего Софара. Тот же Иов, в изнеможении от болезни и несчастий, его постигших, говорит Елифазу: Гробу скажу – ты отец мой, червю – ты мать моя и сестра моя ( Uob.XVII, 14 ). Черви появляются и на живом организме, если он покрыт ранами. Кожа моя лопает и гноится; тело мое одето червями и пыльными струпами, сказал многострадальный Иов ( Uob.VII, 5 ). М ного страданий человеку и животным, нередко и смерть, причиняют черви, так называемые внутренние, живущие паразитами внутри кишечного канала и в мясе, как, напр., солитер и трихина. Мучительной и страшной болезни и смерти от червей в Библии представляются два случая. Такой болезнью наказан был Богом гонитель израильтян Антиох Епифан ( II Mak. IX, 5 ); подобной болезнью и смертью поражен был Ирод Агриппа ( Дeяh. XII, 23 ). Червь служит выражением презрения и отвращения: Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слово его обратится в навоз и червей, говорится в I Мак. книге ( I Mak.II, 62 ). Человек по своему ничтожеству сравнивается с червем ( Uob. XXV, 6 , Nc. XXI, 7 ). Червь не умирающий и огнь не угасающий служат образом вечной смерти и вечного мучения ( Uc. LXVI, 24 , Mk. IX, 44, 46, 48 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Чувственность не ограничивали ни законы, ни общественное мнение. Содомия и кровосмесительные союзы были обыкновенны. Трагедия Эдипа, перенесенная на римскую почву, воспринималась как фарс. Нерон имел любовников. Цицерон подшучивал над Катуллом и его сестрой-женой. Таков был «истлевающий в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22) Рим 1-го века — самое культурное общество языческого мира. Но и мир иудейский, мир избранного народа уже давно жил не Божьим законом, не благодатными пророчествами, а Талмудом, толкованиями и обычаями, всегда приспосабливающимися к ситуации. Правда, здесь все же нравы были более сдержанными. Но и здесь сластолюбец всегда мог удовлетворить свое желание и привести в дом новую жену. По Моисееву законодательству, «не нашедшую благоволения» (Втор. 24, 1) в глазах мужа жену можно было отпустить, дав ей «разводное письмо» (Втор. 24, 1). Закон был дан Моисеем, знавшим жестокосердие своих соплеменников, дабы оградить несчастную женщину от произвола мужа, может быть, от смерти, защитить от ревнивой ненависти соперницы. Этой свободой развода пользовались часто. Сам правитель Ирод Агриппа, живший во время Иисуса Христа, вопреки политическому благополучию своей страны, развелся с женой для того, чтобы, прельстившись красотой Иродиады — жены брата Филиппа, вступить в новый, к тому же противозаконный брак. И вдруг среди «умножившегося греха» (Рим. 5, 20) слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9). И слова эти не канули в пустоту. Уже через несколько лет апостол Павел повторяет и объясняет сказанное Спасителем: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7,10—11). Мало того, понимая, что крайние разногласия между супругами могут скорее всего возникнуть в смешанных христианско-языческих семьях, Апостол наставляет и таковых супругов: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)» (1 Кор. 7,12—14). В словах Апостола не просьба или объяснение идеала, но властное повеление, констатация долга: «Не я повелеваю, а Господь… не должен, не должна…»

http://pravmir.ru/razvod/

Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести – и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, исключено для человека, исповедующего веру в Единого, а Агриппа считал себя именно таковым. Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 году. Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59 году. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (об этом подробнее в 39-й главе), а пока что можно было развлечься беседой с ним. Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Так он избавил страну от злодеев. Глава 8 1. Поступив в Берите так, как нами было рассказано, Агриппа отправился в галилейский город Тивериаду. В это время Агриппа пользовался уже большим уважением в глазах прочих царей. Поэтому к нему сюда съехались Антиох, царь Коммагены, Сампсигерам, царь эмесский, Полемон, владетель Понта, и, наконец, его собственный брат Ирод, царь халкидский. Всех этих лиц Агриппа принял радушно и любезно, выказывая тем самым большое великодушие, почему эти цари и считали его достойным своего почетного посещения. Пока гости еще были у него, прибыл сирийский наместник Марс. Желая почтить в его лице римлян, царь Агриппа выехал ему навстречу за семь стадий от города. Впрочем, этот же самый поступок его относительно Марса послужил поводом к недоразумению. Дело в том, что Агриппа выехал к нему навстречу в сообществе прочих гостивших у него царей. Однако это согласие между последними и такая их дружба показались Марсу подозрительными, так как он полагал, что столь тесное общение нескольких правителей между собою не может быть особенно полезно в римских интересах. Поэтому Марс вскоре послал к каждому из царей по одному из своих приближенных и советовал каждому немедленно вернуться в свою область. Агриппа отнесся к этому поступку Марса с крайним неудовольствием, и с этих пор между ними установились дурные отношения. Впоследствии царь лишил Матфия первосвященнического сана и поставил на его место Элионея, сына Канферы. 2. Между тем исполнилось три года, что Агриппа царствовал над всею Иудеею. Однажды он поехал в город Кесарию, которая раньше называлась Стратоновою башнею. Тут он устроил игры в честь императора, так как наступил какой-то праздник, установленный в честь Клавдия. На эти игры стеклась масса лиц начальствующих и таких, которые занимали видное общественное положение. На второй день игр, рано утром, царь явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкавшей. Серебро дивно переливалось в лучах восходящего солнца, так что все были ослеплены и с содроганием должны были отвращать свои взоры от Агриппы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

212 В память своей победы при Акции Октавиан установил акцийские игры, которые проводились неподалеку от Акция в Никополисе раз в 5 лет. Первые такие игры состоялись в 28 г. до н.э., а не через пять лет после победы Октавиана при Акции. 213 Лизаний – владетель Халкиды, сын породнившегося с домом Хасмонеев Птолемея, равно как и аравийский царь Малих, был убит Антонием в угоду Клеопатре. (Перев.) 214 Марк Випсаний Агриппа в 21 г. до н.э. женился на дочери Октавиана Августа Юлии. Агриппа с молодости был другом Октавиана, его наиболее талантливым полководцем. Первой женой Агриппы была Марцелла, племянница Октавиана. Агриппа занимал важные государственные посты. В 23 г. до н.э. он был послан с особыми полномочиями Октавианом в восточные провинции, хотя появился там только в 17 г. до н.э. Поэтому Ирод так высоко ставил благосклонность к себе этого могущественного римлянина. Кстати, в Риме Агриппа обессмертил свою память постройкой Пантеона, первых терм (общественных бань) и двух водопроводов. Ирод в Иудее также стремился обессмертить грандиозными постройками имена своих главных покровителей (так же, впрочем, как и свое). 215 Ирод начал строительство храма в 20 г. до н.э., т.е. не на пятнадцатом, а на семнадцатом году своего правления. Это была реконструкция, нового храма Ирод не построил, хотя храм получил его имя. Первый храм носил имя Соломона, начавшего его сооружение в 966 г. до н.э. Второй храм, вместо разрушенного Навухудоносором, был построен в конце VI в. до н.э. во времена сатрапа Зоровавеля и носил его имя. 216 Замок этот впервые был построен Иохананом Гирканом и назывался Варисом. Ирод, перестроив его, соединил его также тайным подземным ходом с восточными воротами храма и здесь, у устья подземелья, воздвиг высокую башню для того, чтобы спастись туда в случае неожиданного восстания (И.Д., XV, 11, 6). (Перев.) 217 Себаста, или Августа, была построена на месте прежней Самарии. Таким образом главное гнездо искони враждебных иудеям самаритян, или хутеян, разрушенное и срытое до основания Гирканом I, было возрождено Иродом. (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирод Агриппа I умер в 44 году. К тому времени его сыну Марку Юлию Агриппе шел семнадцатый год. У него было три сестры: шестнадцатилетняя Береника (Вереника), десятилетняя Мариамма и шестилетняя Друзилла. 530 Агриппа воспитывался при дворе императора Клавдия, и, когда последний узнал о смерти его отца, он решил сразу же «послать молодого Агриппу на место отца его». Однако приближенные императора указали ему на то, что «было бы рискованно поручать юноше, едва вышедшему из детского возраста, управление таким обширным царством, с которым ему невозможно будет справиться и которое для взрослого человека представляло бы значительные затруднения». В итоге в Иудею был направлен римский прокуратор Куспий Фад. 531 В 48 году, когда умер дядя Агриппы, Ирод Халкидский, замужем за которым была сестра Агриппы Береника (Вереника), император Клавдий поручил Агриппе управление Халкидой. 532 Спустя четыре года Клавдий отобрал у него Халкиду и отдал ему территории, ранее управлявшиеся Иродом Филиппом и Лисанием 533 (в Лк. 3:1 первый упоминается в качестве четвертовластника Итуреи и Трахонитской области, второй в качестве четвертовластника Авилинеи). В дальнейшем Нерон расширил владения Агриппы, отдав ему «часть Галилеи, Тивериаду и Тарихею, равно как перейский город Юлиаду и двадцать четыре окрестные деревни». 534 Таким образом, территория, которой управлял Агриппа, значительно уступала территории, которой некогда правил его прадед Ирод Великий. Однако, будучи прямым потомком последнего, он считался царем. Агриппа не управлял Иудеей, но император Клавдий поручил ему заведование делами Иерусалимского храма. 535 В соответствии с этим мандатом он имел право назначать и смещать первосвященников, каковым активно пользовался, тасуя их, как карточную колоду. 536 Несмотря на свое иудейское происхождение, по воспитанию и образу мыслей Агриппа имел мало общего с иудаизмом. Среди иудеев он уважением не пользовался, отношения с религиозной элитой были у него напряженные (о чем свидетельствует, в частности, приведенный выше эпизод со строительством стены возле храма, скрывшей храм от его взора 537 ). К тому же ходили слухи о его кровосмесительной связи с родной сестрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    12:18,19. С такими мерами предосторожности (цепи, засовы и стражи, приставленные к каждому заключенному, — 12:6) Петру, с человеческой точки зрения, невозможно было сбежать без содействия самих стражей. Агриппа пытался узнать от них истину, вероятно, с применением пыток, но безуспешно. По римскому закону к стражу, допустившему побег вверенного ему заключенного, применялось то же наказание, какое предназначалось для заключенного; в данном случае — смертная казнь (ср.: 16:27; 27:42); этому установлению и решил последовать " Агриппа.     12:20. Эллинистические (т. е. греческие в культурном отношении) города Тир и Сидон снабжались продовольствием из областей, подвластных Агриппе; он поддерживал с ними торговые связи.     12:21. Агриппа I был склонен афишировать свою власть; эта неразумная политика привела однажды к выступлениям против евреев в Александрии. Он устраивает публичный прием послов в театре Кесарии, построенном его дедом Иродом Великим; фундамент этого здания сохранился и поныне. По свидетельству «Иосифа Флавия, эту речь Агриппа произнес в день праздника, посвященного императору (вероятно, в день его рождения, хотя не исключено, что и во время какого-то нерегулярного праздника, справлявшегося в марте 44 г.)     12:22—24. Иудейский историк I в. «Иосиф Флавий сообщает, что в тот раз Агриппа упивался своим величием, а придворные льстецы превозносили его, как бога; такого рода лесть царственным покровителям процветала на греческом Востоке на протяжении столетий. Но в римский период кесарь требовал, чтобы даже самые высокопоставленные особы (напр., римский военачальник Германик в Египте) смиренно отклоняли подобные почести. Поскольку Агриппа не пресекает восхвалений, он тут же падает как подкошенный. ИосифФлавий говорит, что Ирод был доставлен во дворец, где умер в возрасте пятидесяти четырех лет, промучившись пять дней от страшных болей в желудке, вызванных глистами. Смерть от внутренних болезней, в том числе от «червей», считалась одной из самых ужасных.     12— 13Антиохия посылает миссионеров

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

310 После Ирода остались трое его сыновей – Архелай, Антипа и Филипп (все они носили также и имя Ирод). Ирод Агриппа и его сестра Иродиада были детьми убитого сына Ирода, Аристобула. – С доб.: Архелай, царь Иудеи. 312 Θρασλου; Sl 1 «расивулу». – Cp. Cedr. Р. 344. О Трасиле, астрологе времен Августа и Тиберия, упоминает Фемистий (ed. Harduin, p. 63, 108, 145). 315 См.: Jos. Flav. Antiq. Jud. XVIII 3.3 (§ 63). Фраза «πολλος γρ κα π Ελλνων γγετο» в оригинале звучит несколько иначе: «πολλος μν ουδαους, πολλος δ κα το λληνικο πηννετο»; аналогичное изменение (с еще большими сокращениями) находим в хронике Георгия Кедрина (Georg. Cedr. Τ. I. P. 345). 320 Гай (Калигула) был убит преторианцами, но вовсе не самим Клавдием. Конец гл. 52 в С : «Лишившись человеческого рассудка, он сам обожествил себя и приказал водрузить свою статую в Городе по храмам. Убив всех знатных людей в Риме, он забрал их состояние. Вдобавок к этому законодательно установив власть рабов, он повелел им обвинять своих господ, если они знают за теми какой-то проступок. Поэтому, моясь в бане, он был убит воинами. Он ставит царем Ирода, он же Агриппа, сына Аристобула, в тетрархии Филиппа». 322 Ирод Агриппа I, сын Аристобула; в 37 г. получил от Калигулы царский титул и тетрархию Филиппа (Ватанея и Трахонитида); ок. 40 г. получил также владения Ирода Антипы (Галилею и Перею); в 41 г. получил от Клавдия Иудею и Самарию; умер в 44 г. С доб.: «сын Аристобула, убитого своим отцом Иродом, поставленный им царем всей Иудеи». 324 Конец § 6 в С : «После этого скончался и царствовавший в Халкиде Ирод, брат Агриппы. Ставит же Клавдий на царство дяди Агриппу, сына царя Агриппы. A после этого Клавдий перемещает Агриппу на большее царство, добавив и другие провинции». 325 Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, унаследовал царский титул (44–93), но во владение получил только Халкиду; позднее ему были переданы и другие области, однако Иудея и Иерусалим окончательно перешли под прямое римское управление. 327 Греческий термин ατοκρτωρ, калькой с которого является русское «самодержец», использовался для официального перевода латинского imperator. В настоящем переводе словом «император» регулярно передается греческое βασιλες (для отличия римского/ромейского императора от прочих царей), а ατοκρτωρ переводится как «самодержец».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010