Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППА II ИРОД Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [греч. Αγρππας Ηρδης] (27 по Р. Х.- 92 по Р. Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.), сын Агриппы I Ирода и Кипры. После смерти Агриппы I (44 по Р. Х.) имп. Клавдий под предлогом юности А. И. передал его владения в управление рим. прокураторам (Иосиф Фл. Иуд. древн. XIX 9, 1-2). Однако в 48 г. по Р. Х. Клавдий назначил А. И. царем Халкиды Ливанской, расположенной к северу и северо-востоку от Иудеи, и вменил ему в обязанность надзор над иерусалимским храмом (вместе с правом назначения первосвященников, к-рым А. И. обладал до 66 по Р. Х.), в 53 г. по Р. Х. с титулом царя перевел его править Авилинеей и Итуреей - бывш. тетрархией Ирода Филиппа в Юж. Сирии (Там же. XX 7. 1). В 61 г. по Р. Х. преемник Клавдия имп. Нерон отдал А. И. часть бывш. тетрархии Антипы Ирода (а именно Тивериаду и юг Переи) (Там же. XX 8. 4). В знак благодарности А. И. изменил название своей столицы Кесарии Филипповой на Нерониаду (Там же. XX 9, 4). В том же году А. И. вместе с прокуратором Порцием Фестом встретился в Кесарии с ап. Павлом , содержавшимся там в заключении. Проповедь апостола произвела большое впечатление на А. И., предложившего отправить его на суд императора, что и было исполнено (Деян 25. 13-26, 32). Летом 66 г. по Р. Х. А. И. безуспешно пытался предотвратить восстание жителей Иерусалима против римлян (Иосиф Фл. Иуд. война. II 16. 3-4), охватившее вскоре и часть его собственных владений (р-н Генисаретского оз. и Перею). Осенью 66 г. по Р. Х. А. И. принимал участие в неудачном карательном походе рим. полководца Цестия Галла против восставших (Там же. II 19. 2-3), в 67 г. по Р. Х. безуспешно осаждал восставшую крепость Гамалу (Там же. IV 1. 1-3), впосл. возвращенную ему (как и Тивериада) новым рим. командующим Флавием Веспасианом . Заручившись дружбой с Веспасианом и его сыном и преемником Титом (любовницей к-рого была сестра А. И. Вереника) и проявив себя как верный союзник Рима, А. И. удержал власть при новой рим. династии Флавиев. Умер бездетным, после его смерти владения перешли в прямое управление Рима. Ист.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. XIX-XX; Иуд. война. II-IV. Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАРАВВА преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи

http://pravenc.ru/text/63394.html

Тот уступил настойчивым просьбам царя и приехал в Иудею. Ирод принял его с возможною любезностью во вновь отстроенных городах своих, где показывал ему все замечательные сооружения, а затем доставлял ему и друзьям его всевозможные развлечения и удовольствия, не щадя на это никаких средств. Так он показал ему Себасту и вновь отстроенную приморскую Кесарию, равно как и сооруженные с такими крупными издержками крепости Александрией, Иродиаду и Гирканию. Вместе с тем он повез его также в Иерусалим, где народ встретил Агриппу в праздничных одеяниях и с кликами восторга. Агриппа, в свою очередь, принес Всевышнему в жертву гекатомбу 1028 и устроил народу угощение, причем не давал никому перещеголять себя в щедрости. Несмотря на то, что он охотно остался бы здесь еще несколько дней, Агриппа, однако, был стеснен временем: будучи принужден вернуться вновь в Ионию, он ввиду приближения зимы не считал безопасным отлагать свое плавание. 2. Итак, Агриппа отплыл назад, богато одаренный Иродом, который почтил подарками также наиболее выдающихся лиц его свиты. Царь провел зиму у себя дома, а с наступлением весны направился опять к Агриппе, который, как он знал, имел в виду предпринять поход на Босфор. Таким образом, он проплыл мимо островов Родоса и Коса, рассчитывая у Лесбоса встретиться с Агриппою. Но тут застиг его северный ветер, который не дал кораблям возможности войти в гавань. Простояв поэтому несколько дней у Хиоса 1029 , он принял тут множество просителей и отпустил их, одарив по-царски; когда же он увидел городские портики, разрушенные во время войны с Митридатом и нелегко восстановимые, как другие здания, вследствие своей величины и красоты, Ирод отпустил [гражданам] столько денег, сколько было нужно для восстановления этого сооружения и даже больше, и приказал не мешкать, а поскорее приняться за постройку, чтобы вернуть городу его прежнее украшение. Когда наконец ветер улегся, царь поехал в Митилену 1030 , а оттуда в Византий; узнав же, что Агриппа успел уже миновать Кианейские скалы 1031 , он поспешил нагнать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около Синопа на Черном море Агриппа неожиданно увидал флотилию Ирода, и это доставило ему удовольствие. Свидание было очень радостно, так как Агриппа увидел доказательство величайшей преданности и любви к нему Ирода, который пустился в столь продолжительное плавание и не желал покидать его в нужную минуту, причем бросил свою страну и поставил на втором плане управление своими собственными делами. Во время этого похода Ирод был неотлучно с ним, являясь его союзником в боях, советником в серьезные минуты и приятным товарищем в удовольствиях; всегда и везде был он с ним, деля с ним все тягости вследствие своего к нему расположения и радости, чтобы почтить его. Когда окончилось у них то дело на Понте, ради которого Агриппа был послан туда, они решили возвратиться назад уже не морем, но проехать через Пафлагонию 1032 и Каппадокию. Перерезав затем Великую Фригию, они прибыли в Эфес, а оттуда морем переправились на Самос 1033 . Тут в каждом городе царь оказывал великие милости всем обращавшимся к нему за помощью. Он никогда не останавливался в раздаче денег или в оказании любезности, беря все издержки на свой счет. Он являлся также у Агриппы заступником за тех, которые имели к нему какие-либо просьбы, и достигал того, что никто из просителей не уходил недовольным. Так как сам Агриппа был человеком хорошим, великодушным и готовым быть всякому по мере сил своих полезным, лишь бы не обижать никого, то заступничество царя находило себе здесь широкое поле применения, побуждая и без того тароватого Агриппу к оказанию всевозможных благодеяний. Так, например, царь примирил его с илионцами 1034 , на которых тот гневался, заплатил за хиосцев сумму, которую они должны были императорским наместникам, освободил их от ввозных пошлин и вообще поддерживал всех, по мере сил, в их нуждах. 3. Когда они, таким образом, прибыли в Ионию, к ним явилась огромная толпа живших в [ионийских] городах иудеев, которые воспользовались представившимся удобным случаем, чтобы пожаловаться на те притеснения, которым их подвергают, а именно что им мешают жить сообразно их обычаям, что их нарочно заставляют являться в суд в дни священных праздников, что у них отнимают предназначенные для Иерусалима деньги, что их заставляют нести военную службу и заниматься общественными работами, причем принуждают тратить на это священные деньги, тогда как от всего этого они навсегда освобождены римлянами, предоставившими им право жить по собственным их законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поручение это было нелегкое, но Ирод исполнил его. Этим он вызвал вражду не только со стороны Зенодора, но и аравитян, которым Зенодор в отчаянии уступил за 50 талантов часть спорной области Авранитиду. Зенодор сделал неудачную попытку обвинить Ирода в Риме. С аравитянами Ирод постарался на этот раз покончить мирным путем. Теперь Август передал управление восточной половиной государства (по ту сторону Ионического моря) своему зятю Випсанию Агриппе. Агриппа прибыл в Лесбос и перезимовал со своим войском у Метилены. Среди недовольных искавших справедливости у Агриппы, были жители Гадары, в восточной Палестине, на юг от Ярмука, жаловавшиеся на Ирода. Но Агриппа, которого уже раньше приветствовал Ирод, отправил обвинителей связанными к нему. Последний был так великодушен, что отпустил их невредимыми. Вскоре после того Август сам прибыл в Сирию. Жители Гадары снова явились, обвиняя Ирода в посягательстве на их права, разбойничестве и осквернении храмов, но они не встретили сочувствия. По странной случайности все они порешили покончить с собой в эту ночь: часть их разбилась, бросившись с башен и скал, другая же утонула, бросившись в реку. К полному счастью Ирода, как раз в это время умер Зенодор, который до сих пор владел областью между Трохонитой и Галилеей: Улатой и Панеей. Август и эту страну подарил Ироду, который в благодарность за это построил своему царственному покровителю храм из белого камня в чудной местности у Папеи, у подножия Гермона, в священном гроте, из которого вытекает восточный исток Иордана. Вероятно, по указанию Августа, Ирод сложил третью часть всех собиравшихся до сих пор податей. Август именно тогда старался всеми силами противодействовать финансовому разорению азиатских провинций. Основанием для этого Ирод выставил желание дать своему народу возможность оправиться от предшествовавшего голода. Всеобщее неудовольствие пристрастием Ирода к римско-эллинскому язычеству принудило его учредить строгую полицейскую систему. Праздного препровождения времени, открытых сборищ не допускалось, общественные прогулки и пиршества были воспрещены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь Иудеи Агриппа I Ирод (37-44), союзник Рима, правивший областями Сев. Иудеи, присутствовал в Риме во время убийства Калигулы и прихода К. к власти и, по общему мнению, способствовал разрешению политического противостояния, участвуя в переговорах между партиями ( Ios. Flav. Antiq. XIX). В благодарность за поддержку К. даровал Агриппе в управление области Самария и Галилея, тем самым формально возродив прежнее Иудейское царство Ирода Великого. Агриппа перенес свою резиденцию в Кесарию Приморскую; он проявил себя сторонником фарисейского иудаизма. В его правление в 1-й пол. 40-х гг. произошло общее ужесточение религ. политики в Палестине, что привело к конфликту иудеев с 1-й христ. общиной в Иерусалиме ок. 43-44 гг. По приказу Агриппы в Иерусалиме был убит св. ап. Иаков Зеведеев, а ап. Петр заключен в темницу, но чудесным образом спасен (Деян 12. 1-24). Гонение прекратилось со смертью Агриппы. В 44 г. Иудейское царство было преобразовано в провинцию под прямым управлением рим. наместников. Царская власть сохранялась только в Халкиде, к-рой управлял Ирод II (44-48), а затем Ирод Агриппа II. В 53 г. К. взамен Халкиды пожаловал Агриппе II земли бывш. тетрархий Филиппа и Лисания. Цари сохраняли также ряд прерогатив в управлении Иерусалимским храмом, назначая первосвященников. В то же время происходило постепенное обострение политической ситуации. Волнения в Иудее, столкновения между иудеями, самаритянами и греками становились все более ожесточенными. Из-за поземельных и имущественных споров иудеи нападали на жителей греч. полисов Заиорданья, враждовали с ними в Кесарии Приморской ( Ios. Flav. Antiq. XX 1. 1). Ок. 45 г. страну взволновал некий прор. Февда, который увел из Иерусалима несколько тысяч человек к Иордану для проведения обрядов очищения. Рим. власти решили, что эта толпа представляет опасность, и разогнали ее военной силой (Деян 5. 34-36; Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; Euseb. Hist. eccl. II 11). Ок. 49 г. на Пасху в Иерусалиме произошла давка, в к-рой погибло неск. тысяч человек ( Euseb. Hist. eccl. II 19).

http://pravenc.ru/text/1841217.html

Учитывая возможные последствия, Порций Фест проводит консультации со своим «советом», по итогам к-рых принимает решение отправить П. в Рим. Дело П. приобретает неожиданный оборот, когда в Кесарию приезжает царь Иудеи Агриппа (см.: Агриппа II Ирод ) вместе с Вереникой. Несмотря на свое иудейское происхождение, по воспитанию и образу мыслей Агриппа имел мало общего с иудаизмом. Среди иудеев он уважением не пользовался. К тому же ходили слухи о его кровосмесительной связи с родной сестрой (см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 401-403; ср.: Деян 25. 13-22). Агриппа и Вереника пробыли в Кесарии достаточно долго для того, чтобы Порций Фест среди проч. дел мог вспомнить о П. и представить им суть вопроса. К тому же события, к-рые ап. Лука уже однажды описал, теперь пересказывает Порций Фест. Это характерный для ап. Луки прием. Автор кн. Деяний не считает излишним дважды или трижды изложить одну и ту же историю, даже если во 2-й или в 3-й раз рассказчиком становится другой ее участник, к-рый вносит дополнения в повествование. Только из уст Порция Феста становится известно о том, что ему пришлось разъяснять иудеям основы рим. права, что иудеи с самого начала требовали от Порция Феста обвинительного вердикта против П. (в Деян 25. 7 говорилось лишь о мн. и тяжких обвинениях), а также о собственной позиции Порция Феста по делу П. (иудеи не представили ни одного обвинения, каких он ожидал: спор был о религ. проблематике, не имеющей отношения к рим. судебной юрисдикции). Предмет спора обозначен прокуратором обобщенно: спор идет «об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив». На допросе П. Агриппой, куда явилась и Вереника, нет обвинителей, есть только обвиняемый (Деян 25. 23-27). Тот факт, что на допрос не пригласили обвинителей, означает, что это не было офиц. судебное разбирательство и можно было открыто обозначить свое несогласие с обвинениями, заявив о том, что П. не преступник, к-рый заслуживал бы казни по рим. закону. Необходимость созыва этого высокого собрания Порций Фест объяснил тем, что узник потребовал суда у императора, а он, прокуратор, так и не смог понять суть выдвинутых против П. обвинений.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Вообще насколько Ирод был неумолим по отношению к своим собственным подданным, настолько же великодушно он прощал проступки чужеземцев. И вот, когда гадарцы стали обвинять его в насилиях, грабежах и разорении храмов, Ирод бесстрашно стал готовиться к защите; однако Цезарь крепко пожал ему руку и нисколько не переменил своего к нему отношения, несмотря на волнение народной толпы. Расследование этого дела продолжалось целый день, а на следующий оно стало совершенно лишним, потому что гадарцы, видя расположение к нему Цезаря и синедриона и предполагая, что и было естественно, что их выдадут царю, боясь пыток, решили ночью покончить с собою; при этом одни из них зарезались, другие низверглись со скал, третьи искали добровольной смерти в волнах реки. Итак, они сами осудили себя за свое легкомыслие и за свою виновность, вследствие чего Цезарь немедленно оправдал Ирода. К этой удаче царя присоединилась другая, довольно крупная, а именно Зинодор повредил себе кишку, так что, обессилев от большой потери крови, умер в сирийской Антиохии. Тогда Цезарь отдал Ироду также довольно значительную область Зинодора, а именно всю местность Улафу и Паниады с окрестностями, лежавшими между Трахонеей и Галилеей. Вместе с тем он познакомил его также с сирийскими наместниками, причем приказал им предпринимать все только с одобрения Ирода. Вообще царь имел во всем большую удачу, а именно два правителя огромного римского государства, Цезарь и Агриппа, относились к нему с таким расположением: Цезарь после Агриппы любил больше всего Ирода, Агриппа же отводил Ироду в своем сердце второе место после Цезаря. Пользуясь таким большим влиянием. Ирод выпросил у Цезаря для брата своего Ферора тетрархию, причем уделил брату из своей собственной казны капитал в сто талантов, чтобы в случае несчастья он был бы лично гарантирован и не очутился в зависимости от сыновей его (Ирода). Проводив затем Цезаря до моря, Ирод на обратном пути воздвиг в честь его в бывшей области Зинодора, вблизи места, называющегося Панием, великолепнейший храм из белого мрамора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Вследствие этого Агриппа отплыл в Иудею. Он был убит потерею всех своих денег, а также невозможностью уплатить долги кредиторам, которых было много и которые не давали ему случая как-нибудь скрыться. Не зная, что делать, и мучимый стыдом, он отправился в идумейскую крепость Малафу, чтобы там покончить самоубийством. Об этом намерении узнала его жена Кипра и стала употреблять все усилия, чтобы помешать приведению его в исполнение. Так, например, она отправила жене тетрарха Ирода, сестре своей Иродиаде 1149 , письмо, в котором рассказала о намерении Агриппы и о том, что его к этому побудило, и просила ее как родственницу помочь ее мужу выпутаться, причем указывала на свои собственные в этом направлении попытки, несмотря на то, что она сама не обладала такими крупными средствами. Иродиада и муж ее послали за Агриппою, дали ему для жительства Тивериаду, определили ему вместе с тем известную сумму денег на содержание и дали ему звание тивериадского агоранома 1150 . Вскоре, однако, Ирод изменил свое решение относительно зятя, хотя то, что он для него сделал, вовсе не удовлетворяло Агриппу. Однажды в Тире во время пиршества возникли у них за вином какие-то разногласия; Ирод стал ругать зятя бедняком и укорять его в том, что он получает свое пропитание от него. Этого не снес Агриппа; он тотчас отправился к консуляру Флакку 1151 , с которым был когда-то в Риме особенно дружен и который теперь был сирийским наместником. 3. Флакк его принял любезно и дал ему помещение, приняв к себе раньше также брата Агриппы, Аристобула, с которым Агриппа, впрочем, жил в ссоре. Однако, несмотря на их взаимную вражду, консуляр одинаково дружественно относился к ним обоим и одинаково почитал их. Впрочем, Аристобул успокоился не раньше, чем во вражде своей к брату восстановил против него также и Флакка, причем поводом к этому послужило следующее обстоятельство: жители Дамаска спорили с сидонцами относительно правильности границ. Флакк собирался разрешить их распрю. Зная, каким влиянием пользуется Агриппа у Флакка, они решили просить его о заступничестве и обещали ему за это крупную сумму денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Или он думает, что я раз навсегда отказался от свободы своего слова? Сознавая свою правоту и это право за собой, я теперь еще громче буду говорить о том, в скольких тяжелых положениях я выручал Агриппу, каким тягостям подвергался ради него, доставляя ему спасение и почет; и за все это в благодарность я получил лишь кандалы и темную тюрьму. Конечно, я об этом никогда не забуду. Быть может, вскоре мне придется расстаться с жизнью, и тогда моя смерть облегчится сознанием доблестно исполненного долга». Так энергично говорил Сила и требовал, чтобы его слова были переданы царю. Видя его столь непримиримым, Агриппа оставил Силу в крепости. 2. Тем временем царь стал укреплять стены Иерусалима со стороны Нового города. Делал он это за счет государственной казны, расширяя стены и значительно возвышая их. Ему удалось бы придать этим стенам окончательную неприступность, если бы сирийский наместник Марс письменно не сообщил о том императору Клавдию. Последний, усмотрев в этом предприятии некоторое опасное новшество, приказал Агриппе немедленно приостановить постройку стен. Агриппа не считал возможным ослушаться. 3. Этот царь был по природе своей весьма щедр на подарки и любил одаривать подчиненных. Расходуя на это часто значительные суммы, он снискал себе славу, находя удовольствие в своей щедрости и в том, что жизнь его от этого лишь выигрывала. Этим он совершенно не походил на своего предшественника Ирода [Великого]. Последний отличался страстной мстительностью и неудержимой ненавистью ко всем противникам своим и в то же время открыто признавался, что симпатии его скорее на стороне греков, чем иудеев. Иностранные города Ирод одарил значительными денежными суммами, сооружая термы 1209 , театры и всякие другие здания; в одних он строил храмы, в других портики. Между тем он решительно ничего не сделал ни для одного иудейского города и не подарил ему ничего, что было бы достойно упоминания. Агриппа, напротив, был мягкого характера и одинаково щедр ко всем. С иноземцами он был предупредителен и любил одаривать их, но зато он не менее щедрым являл себя также к своим единоплеменникам и даже старался особенно выказывать им сочувствие и благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она печалилась и сердилась при такой перемене в положении брата, особенно же она была недовольна, когда видела Агриппу в царском облачении разъезжающим по улицам. Тут она не была в состоянии скрыть свое неудовольствие и зависть и уговаривала мужа отправиться в Рим и добиться там подобных же почестей. Она указывала на то, как трудно жить ей, если Агриппа, сын некогда казненного родным отцом своим Аристобула, человек, впавший в такую нужду, что люди из сострадания изо дня в день доставляли ему все необходимое для жизни, человек, уехавший от своих кредиторов, теперь вернулся домой царем, тогда как Ирод, сын царя, которому самое происхождение дает право на занятие такой высокой должности, сидит себе спокойно дома, оставаясь частным человеком. «Если ты, Ирод,– говорила она,– раньше не огорчался тем, что занимаешь положение ниже отца своего, то теперь по крайней мере воспользуйся своим царским происхождением и не оставайся позади человека, который пользовался твоими деньгами; не допускай, чтобы он добился своею бедностью большего, чем мы, так как мы можем многого достигнуть при помощи нашего богатства; стыдись быть ниже тех, кто вчера еще и позавчера жили благодаря твоему состраданию. Поедем в Рим и не будем щадить ни труда, ни денег, потому что нисколько не лучше копить деньги, чем добиться с помощью их царского престола». 2. Ирод настойчиво отклонял это предложение, любя свой покой и подозрительно относясь к шумной римской жизни. Иродиаду он старался отговорить от ее намерения. Ввиду этого последняя, однако, еще более приставала к нему, настаивая на том, что необходимо пустить в ход все, чтобы добиться царского престола. Она не раньше успокоилась, чем склонила его на свою сторону; впрочем, он не умел ей ни в чем отказать и подчинялся ее решениям. Итак, он приготовился к отъезду, который обставил всевозможною пышностью, не щадя для этого денег, и отправился в Рим в сопровождении Иродиады. Лишь только Агриппа узнал об их намерениях и приготовлениях, как и сам принял свои меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010