288 Ирод Агриппа I – внук Ирода Великого, с 40 г завладел всей Палестиной В 44 году его постигла страшная смерть (Ср Деяния, 12 23). 289 Приводимые Евсевием свидетельства Писания и Иосифа Флавия называют разных царей. В одном рассказывается об Ироде, которого иногда ассоциировали с Иродом Великим, в другом – об Агриппе. Сам Евсевий не скрывает этих разночтений, но предпринимает попытку объяснить их «Я удивляюсь совпадению этого рассказа у Иосифа и в Священном Писании , – пишет он, – он правдив. Если некоторые думают, что есть разногласия в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими (II, 10, 10). Как подтверждают современные исследователи, этот царь действительно носил двойное имя Ирод Агриппа ( Евсевий Памфил «Церковная история» М, 1993 С 382 Прим 27). 291 Галерий, официальное имя Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август – приемный сын и соправитель императора Диоклетиана, в 305 году был провозглашен августом совместно с Констанцием Хлором после отречения Диоклетиана и Максимиана Геркулия и получил в управление Иллирию, Азию и Восток, его резиденцией была Никомедия Галерий был активным врагом христиан, и именно под его давлением Диоклетиан начал на них гонение. Однако под конец жизни, заболев неизлечимой болезнью, Галерий резко изменил свою политику и издал в 292 Максимин (полное имя Цезарь Галерий Валерий Максимин Август, вошел в историю под именем Максимина Дазы) – племянник императора Галерия, в 305 году получил титул цезаря, а в 309 году – титул августа, управлял Египтом и Сирией. В начале своего правления он внешне снисходительно относился к христианам, многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников, их не преследовали и им было разрешено собираться на сходки. Однако затем Максимин продолжил политику жестоких преследований христиан. В 313 году потерпел поражение в битве при Адрианополе от Лициния, обратился в бегство и окончил свой жизненный путь при неясных обстоятельствах либо он был отравлен, либо покончил с собой. Все восточные провинции признали власть Лициния. Подробнее см Федорова Е. В. Указ соч С 258–259

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Честь жены и разрыв с Аретой были для Ирода не единственными жертвами страсти к Иродиаде. Вскоре Ирод принес в жертву ее честолюбию свое господство и свободу. Это было в самом начале царствования Калигулы, при котором брат Иродиады Агриппа успел добиться такой милости Кесаря, как тетрархия Филиппа с царским титулом. Снедаемый завистью к Агриппе и неотвязчивостью Иродиады, укорявшей его за недостаток раболепных заискиваний пред Кесарем, Ирод отправился просить и себе царства у Кесаря, но уличенный послом Агриппы 874 в корыстолюбии и некоторых компрометирующих его доверие к Риму обстоятельствах, потерял и то, что имел: тетрархию его получил вызвавший его зависть Агриппа (в начале 40 года), а сам он вместо царства попал в ссылку (в Испании), где и кончил свою прелюбодейную и пророкоубийственную жизнь 875 вместе со своей обольстительницей, которая в злой гордости не отказалась остаться верной ему и в несчастии. Таким образом, обе тетрархии – Антипова и Филиппова объединились в руках одного властителя, Агриппы I, продолжив после небольшого перерыва свое существование и при преемнике его Агриппе ΙΙ, при котором знаменитая Иудейская война положила конец всем превратностям монархии Ирода и начала новое существование всей Сирии и Палестины в качестве одной Сирийской провинции. Но прежде чем приступить к обозрению истории Агрипп I и II, мы уделяем дальнейшее место обзору данных Иосифа о судьбах третьей части Иродового наследия – Иудеи, как имеющей для нас всего более важности и соприкосновенности с Евангельскими событиями. § 37. Судьба Иудеи после Ирода. Архелай (4 до- 6 по Хр.) ρχ. XVΙΙ, 13; περλ.ΙΙ, 7. Воля Ирода касательно Иудеи и Архелая, как уже известно, осуществилась не вполне. Из назначенных ему завещанием Ирода – Иудеи, Самарии и Идумеи от него отобрали три больших города (Газа, Гадара и Гиппос) и, чтó всего существеннее, он не получил царского титула, отличенный от своих сонаследников лишь званием θνρχος’а 876 … Надо полагать, что обещанного ему при этом царского титула он не показал себя достойным, раз не получил оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Тотчас по прибытии Феста, Иудеи возобновили свои жалобы на Павла и требовали его призыва в Иерусалим, в надежде на пути убить его. Фест сначала решился произвесть допрос Павлу в Кесарии, но потом, желая угодить иудеям, предложил Павлу отправиться в Иерусалим. Павел по одному уже этому предложению мог заключить о характере суда Феста над ним, и предпочел ему другой высший суд. Как римский гражданин, он потребовал суда Кесаря. Фесту не оставалось ничего, кроме того, чтобы согласиться с требованием узника и объявить ему, что он будет послан на суд Кесаря. Через несколько дней прибыл в Кесарию для поздравления Феста царь Ирод Агриппа II-й с сестрой Вереникой. Фест предложил ему, как исповедующему иудейскую религию, послушать узника Павла и устроил для сего торжественное собрание, в которое призвал и Павла. Приведённый в цепях в зал собрания, апостол решился воспользоваться прекрасным случаем свидетельствовать о своём учении и о предмете своей проповеди и, обращаясь к Агриппе, сказал, что он, как родом фарисей с малых лет питал надежду на исполнение обетования Божия, данного отцам; но признавая воскресение мёртвых, он сначала восставал против почитателей Назорея и гнал их, на что и испросил полномочие от первосвященника. «Когда же, – заканчивает Павел, – на пути в Дамаск, гонимый мной Иисус явился и повелел мне креститься и затем послал меня на проповедь к народу иудейскому и язычникам – то вот с тех пор я проповедую и подвергаюсь гонениям, как и теперь». Упоминание о Воскресении Иисуса Христа заставило Феста сделать упрек апостолу в безумии, до которого его будто бы доводит большая учёность; но Павел сказал, что он в здравом уме, что Воскресение Иисуса Христа произошло не в тёмном углу. Обращаясь снова к Агриппе, Павел спросил его: верит ли он пророкам. Агриппа отвечал, что Павел так убедительно говорит, что едва не сделал его христианином, на что Павел заметил, что он просил бы Бога, чтобы все присутствующее здесь сделались христианами, такими же, как и он, кроме уз. Ирод с Вереникой засвидетельствовали перед Фестом, что Павлу можно бы было дать свободу; но так как он назвал Кесаря, то и должен быть отправлен в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Он обещал показать себя достойным доверия и дружбы Кесаря, и старался действительно оправдать это обещание, не пропуская случая – представиться лично Кесарю, чтобы отдавать отчет ему и взывать к его посредничеству даже в собственных домашних делах. 807 Уже в 30 г. он несколько раз встречал и сопровождал Августа на пути в Египет и при возвращении из него, получая от него щедрые подарки городами. 808 Десять лет спустя, в 20 г., он имел случай снова приветствовать Августа на почве Сирийской, взысканный теми же милостями Кесаря. 809 Не довольствуясь этим, Ирод не ленился сам прокатиться в Рим на милостивые приемы Кесаря: особенно утешительно в этом отношении было для него путешествие в 18–17 году за сыновьями Александром и Аристовулом, воспитывавшимися в Риме 810 ; позднее известны еще 2 его посещения Рима в 12 и 10 / 9 г. до Хр. 811 Ласкательствуя пред Кесарем, Ирод, без сомнения, не забывал делать то же пред всеми связанными с ним узами родства или дружбы лицами. Из числа таких особенным заискиванием Ирода пользовался доверенный друг и зять Августа – Агриппа, близость которого к Ироду засвидетельствовалась весьма радушными приемами его на почве Иудеи (в 15 г.) и чрезвычайными знаками внимания к нему Ирода в других местах (28–21 г. в Митиленах 812 , и в 14 г. на море сопровождением флота). 813 Посещение Агриппой Иудеи ознаменовалось лестным для Иудейского народа засвидетельствованием к нему дружбы и уважения Римлян: Агриппа принес жертву из гекатомбы в храме Иерусалимском, приветствованный радостными восклицаниями всего народа, угощенного потом пиром. 814 Само собой разумеется, и дружба Агриппы не была платоническим ответом на не платоническое же внимание Ирода. Последний щедро разбавлял свое внимание к могущественному protegé драгоценными подношениями и сюрпризами, равно как и первый «удружал» Ироду, как и чем только мог, что в особенности красноречиво выразилось за время сопутствия Агриппе по Малоазийскимъ городам, Иудейское население которых везде было щедро осыпаемо милостями и привилегиями Агриппы, в угоду его царственному спутнику, не забывавшему из собственных, конечно, расчетов замолвить словечко за соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   Тотчас по прибытии Феста, Иудеи возобновили свои жалобы на Павла и требовали его призыва в Иерусалим, в надежде на пути убить его. Фест сна­чала решился произвесть допрос Павлу в Кесарии, но потом, желая угодить Иудеям, предложил Павлу отправиться в Иерусалим. Павел по одному уже этому предложению мог заключить о характере суда Феста над ним, и предпочел ему другой высший суд. Как Римский гражданин, он потребовал суда Кесаря. Фесту не оставалось ничего, кроме того, чтобы согласиться с требованием узника и объявить ему, что он будет послан на суд Кесаря. Через несколько дней прибыл в Кесарию для поздравления Феста царь Ирод Агриппа II-й с сестрою Вереникою. Фест предложил ему, как исповедую­щему Иудейскую религию, послушать узника Павла и устроил для сего торжественное собрание, в которое призвал и Павла.    Приведённый в цепях в зал собрания, Апостол решился воспользовать­ся прекрасным случаем свидетельствовать о своём учении и о предмете сво­ей проповеди и, обращаясь к Агриппе, сказал, что он, как родом фарисей с малых лет питал надежду на исполнение обетования Божия, данного отцам; но признавая воскресение мёртвых, он сначала возставал против почитате­лей Назорея и гнал их, на что и испросил полномочие от первосвященника. «Когда же, — заканчивает Павел, — на пути в Дамаск, гонимый мною Иисус явился и повелел мне креститься и затем послал меня на проповедь к наро­ду Иудейскому и язычникам — то вот с тех пор я проповедую и подвергаюсь гонениям, как и теперь».    Упоминание о Воскресении Иисуса Христа заставило Феста сделать упрек Апостолу в безумии, до которого его будто бы доводит большая учёность; но Павел сказал, что он в здравом уме, что Воскресение Иисуса Христа про­изошло не в тёмном углу. Обращаясь снова к Агриппе, Павел спросил его: верит ли он пророкам. Агриппа отвечал, что Павел так убедительно гово­рит, что едва не сделал его Христианином, на что Павел заметил, что он просил бы Бога, чтобы все присутствующее здесь сделались Христианами, такими же, как и он, кроме уз. Ирод с Вереникою засвидетельствовали перед Фестом, что Павлу можно бы было дать свободу; но так как он назвал Кесаря, то и должен быть отправлен в Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

История Иродианской династии знакомит со всеми разновидностями тактики Римлян в данном отношении. Высшим отличием, какого удостаивались немногие из союзных царей, был титул – socius et amicus populi Romani (φλος κα σμμαχος ωμαων). Не везде выразительно упоминаемой, но, по-видимому, с вероятностью везде предполагаемой принадлежностью союзных царей было звание римского гражданина, которое имел уже Антипатр, отец Ирода (ρχ.XIV, 8, 3; περ λ.Ι, 9. 5). А в последующее время (с Калигулы) союзные цари даже наделялись сенаторскими отличиями (преторское или консульское достоинство). Впервые преторское достоинство видим у Агриппы I (Philo in Flacc. § 6, Mang. II, 523), позднее консульское (Dio Cass. LX, 8). Ирод Халкидский имел преторское достоинство (Dio Cass. ibid.), Агриппа IΙ – так же (Dio Cass. LXVI, 15). Власть союзных Царей ограничивалась обыкновенно следующими пунктами: 1) они не могли ни заключать союзов, ни вести воин самостоятельно с другими государствами и применяли государственные права только в пределах своей земли; 2) они чеканили для потребностей своего государства только медные монеты, но не золотые или серебряные, которые должны были оставаться Римскими, за редкими исключениями. Если даже Ирод не был таким исключением, как полагает Schürer, не придавая значения некоторым намекам Иосифа (по нашему мнению, заслуживавшим тщательнейшего обсуждения, как напр. ρχ.XV, 9, 1–2) и ссылаясь единственно на тот факт, что от всех Иродианских князей до нас дошли исключительно медные монеты, – то действительно приходится установить, что Ирод ни в чем не преимуществовал перед прочими «союзными царями», и что все извороты у Иосифа, имеющие эту тенденции, имеют право на скептическое к ним отношение; 3) в случае войны они участвовали в ней вспомогательными войсками и заграждали врагам Рима границы своего государства. Что касается дани, то, по мнению Schürer’a, правильного сбора ее вначале не было введено, как признается и Mommsen, Staatsrecht III, Ι, 683...). Только об Антоние имеется свидетельство, что он учредил царям π φροις τεταγμνοις (Appian.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1284 ...Мануилу Кантакузению. – Мануил Кантакузин, внук византийского императора Uoahha IV Кантакузина. Поддержанный албанцами, поднял в 1453 г. феодальный мятеж против правивших в Мистре Палеологов, которые в свою очередь обратились за помощью к Мехмету II, и турки сначала разбили албанцев, а затем наложили дань и на Палеологов. Еще через несколько лет, используя феодальные распри, османы заняли весь полуостров. 1285 Махмет – Мехмет II эль Фатих «Завоеватель» (1430–1481), турецкий султан в 1451–1481 гг., сочетавший проницательный ум, основательную образованность и непреклонную волю с беспримерной жестокостью и необузданным властолюбием. В 1453 г. захватил Константинополь, Фракию и Македонию, в 1460 г. – Морею, через год – Синоп и Трапезунд, затем Сербию и Боснию, позже Крым и Валахию и в 1479 г. – Албанию; вел успешные войны с Ираном. 1286 Халкокондилий – Лаоник Халкокондил (ок. 1423–ок. 1490), византийский истормограф. Принадлежал к знатной афинской семье, ставшей на сторону Палеологов; ученик Гемиста Плифона, ученого и советника морейских деспотов в Мистре. После падения Византии укрылся в Италии. Написал «Историческое изложение» в 10 книгах о событиях 1298–1463 гг., упадке Византийской империи и завоевании ее турками. События прилога – в кн. VIII–IX. 1292 Сила – Силас, близкий друг и военачальник Ирода Агриппы Старшего, ряд десятилетий разделявший превратности и опасности его жизни. В конце недолгого правления Агриппы навлек на себя опалу и был заточен в крепость. 1294 АгриппаИрод Агриппа Старший (10 до н. э.– 44 н. э.), царь Иудеи 41–44 гг. Брошенный в римскую тюрьму Тиберием, помилован и поставлен в иудейские тетрархи Калигулой, а в 41 г. благоволивший к Агриппе Клавдий объявил его царем обращенной в вассальное царство Иудеи (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 5–6 и 11. 2–6). 1295 И посем ничтоже ему могущу сотворити, печалию многою одержим, зле живот свой, сконча. – В действительности Силас был вскоре прощен царем, но отказался принять эту милость и после смерти Агриппы умерщвлен Иродом Халкидским, братом Агриппы (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIX. 6. 3; 7. 1 и 7. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан – но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66-м г., накануне великой войны с римлянами, в которой будет разрушен Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100-го г. н.э. Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. «Оставляется вам дом ваш пуст», пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями. Врезка: На протяжении всей новозаветной истории Палестина (она же Земля Израиля или Ханаан) входила в состав Римской империи . Сначала, при Ироде Великом, подвластные ему земли составляли зависимое от Рима государство. Во внешней политике и многих других вопросах Ирод следовал их воле, но своей страной правил сам. После его смерти Иудея с Иерусалимом были напрямую подчинены Риму и управлялись наместниками, а часть окрестных областей превратилась в маленькие государства-сателлиты, чьи правители, по сути, от наместников мало отличались, хотя и были потомками Ирода. Римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне – видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно – к тому же римляне строили отличные дороги и общественные здания, приносили новые технические и культурные достижения, обеспечивали мир и порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Надеясь снискать любовь набожных людей, царь приступил к осуществлению грандиозного проекта: полной реконструкции Храма. Никогда еще Дом Божий не достигал такого великолепия. Его строгие формы оживила дорогая отделка из коринфской бронзы, мрамора и золота. Ряды колонн и крытые галереи окружили двор, крышу святилища увенчали сверкающие зубцы. Огромная позолоченная кисть винограда украсила портал. На святой горе поднялись циклопические стены, которые как бы вырастали из ее недр. Башни Антониевой цитадели охраняли Храм с севера. Красота Иродовой столицы поражала не только паломников-иудеев, но и иностранцев, приезжавших в Иерусалим. Многие из них, например консул Агриппа и полководец Виттелий, приносили жертвы в Храме, где для язычников был отведен особый двор. Сам Август присылал в дар Храму драгоценные сосуды. Жители могли гордиться своим городом и его жемчужиной — Домом Господним. Конечно, бурное строительство Ирода ложилось бременем на плечи народа, но царь вовремя успевал снижать налоги и тем успокаивать недовольных. В неурожайные годы он развивал кипучую деятельность, снабжая Иудею импортным хлебом. Пекся царь и об интересах диаспоры. В своей внешней политике Ирод тоже бывал почти всегда удачлив. Он обладал верным чутьем и неизменно держал сторону римлян. Искусно лавируя между Антонием и Октавианом, Ирод добился поддержки и дружбы обоих. Тщетно Клеопатра пыталась соблазнить его, чтобы увлечь в свои сети: Ирод, обычно порывистый и страстный, устоял и тем спас голову и корону. В больших и малых войнах царь, как правило, выходил победителем. Его отвага была хорошо известна повсюду; даже в Риме прибегали к помощи его войск. Казалось бы, чего еще можно было требовать? Каждый народ склонен прощать грехи победителям; так бывало не раз и в Иудее. Но теперь картина изменилась. Хотя и находились льстецы, объявлявшие Ирода Мессией, общество, воспитанное на Законе, уже трудно было подкупить показным блеском. Оно хотело видеть в монархе помазанника, на котором почил бы Дух Божий, защитника справедливости, а не эллинистического царька, заявлявшего: «В собственной стране я волен делать что угодно» [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В городе на игры собрались огромные массы народа и целые посольства, которые отправили отдельные общины в знак благодарности за полученные благодеяния. Всех их Ирод принял радушно и гостеприимно и почтил их беспрерывными удовольствиями: днем увеселяли их театральные зрелища, а по ночам их ждали изысканные и дорогие удовольствия, так что щедрость царя вошла в поговорку. Во всех своих предприятиях Ирод всегда старался превзойти все, что было раньше. Говорят даже, будто Цезарь и Агриппа неоднократно заявляли, что страна Ирода слишком мала для его великодушия и что он достоин быть царем всей Сирии и Египта. 2. После этого празднества и игр царь воздвиг новый город на равнине, носящей название Кафарсава, выбрав для того богато орошенную и плодородную местность. Вокруг нового города текла река, а над ним возвышалась замечательная по величине деревьев роща. В честь отца своего, Антипатра, Ирод назвал этот город Антипатридою. Кроме того, он построил выше Иерихона в честь своей матери укрепление, отличавшееся как неприступностью, так и красотою, и назвал его Кипроном. В честь своего нежно любимого брата Фазаеля он воздвиг великолепный мавзолей, а именно соорудил над самым городом [Иерусалимом] башню, не уступавшую по величине своей маяку в Фаросе 1040 . Башню эту он назвал Фазаелевой, и она служила как для охраны города, так и для сохранения воспоминания об умершем брате, в честь которого и была названа. Вместе с тем он основал в честь того же брата также город при входе в северную часть иерихонской долины, и благодаря ему он поднял благосостояние дотоле бесплодных окрестностей города, так как о том позаботилось новое население его. И этот город был назван им Фазаелидою. 3. Было бы затруднительно перечислить здесь все прочие благодеяния, которыми он осыпал города Сирии и Эллады, равно как другие местности, куда ему приходилось заезжать во время своих путешествий. Для общественных и казенных зданий он, видимо, израсходовал действительно крупные денежные средства, равно как доставлял таковые для окончания начатых построек, если первоначально ассигнованные суммы оказывались недостаточными. Самыми крупными и знаменитыми из его сооружений и деяний являются следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010